Осовременить устаревшее. Беспилотная модификация истребителя Shenyang J-6

25

Предполагаемые БПЛА J-6 на одной из китайских авиабаз. Фото Минобороны КНР

Несколько лет назад стало известно, что Китай запустил проект перестройки устаревших истребителей Shenyang J-6 в беспилотные летательные аппараты. Из последних новостей следует, что этот проект был успешно реализован, и теперь в распоряжении ВВС НОАК имеется не менее полусотни необычных беспилотников. Их предназначение остается неизвестным, но высказываются самые разные версии.

Осовременить устаревшее


В конце пятидесятых годов СССР передал дружественной КНР документацию по ряду образцов авиационной техники и помог с организацией ее производства. В частности, на заводе «Шэньян» запустили лицензионное производство истребителей МиГ-19. Китайский вариант этого самолета получил индекс J-6.



Истребители этой модели выпускались в Китае до середины восьмидесятых годов. Для собственных нужд и для экспорта построили более 4,5 тыс машин. При этом разрабатывались различные варианты модернизации и новые модификации истребителя, такие как учебный самолет JJ-6.


Одна из стоянок авиабазы Ляньчэн, 15 сентября 2021 г. Фото Planet Labs / Defense News

К концу девяностых годов истребитель J-6 окончательно и бесповоротно устарел, в результате чего начался процесс списания и замены. Последние истребители были сняты с вооружения к 2010 г. При этом учебный вариант самолета сохранили. По известным данным, в учебных частях ВВС до сих пор имеется порядка 400 таких машин.

В 2013 г. зарубежная пресса сообщила, что некоторое количество списанных J-6 отправились на ремонт и модернизацию. Последняя заключалась в установке средств дистанционного управления с целью превращения пилотируемого самолета в беспилотный летательный аппарат. При этом официального подтверждения такая информация не получила.

Примечательно, что в первых сообщениях о переделке истребителей не приводились какие-либо технические подробности, зато оговаривался возможный круг решаемых боевых задач. Кроме того, высказывались предположения о возможности использования такой техники в конфликте с Тайванем.

Последние новости


Недавно НОАК специально или невольно запустила новую волну интереса к беспилотной версии J-6. Внимание зарубежной прессы привлекло официальное сообщение о мероприятиях на одной из авиабаз в восточной части Китая, а также приложенные к нему фотографии.


Истребитель J-6 в музее. Фото Wikimedia Commons

В кадр попали два самолета J-6 неясной модификации без заметных отличий от штатного облика и с заретушированными тактическими номерами. Профильные зарубежные издания предположили, что это не устаревшие истребители, а современные БПЛА на их базе. Ретушь, в свою очередь, определили как признак продолжения эксплуатации такой техники.

20 октября новые подробности раскрыло издание Defense News. Как сообщается, в первой половине сентября компания Planet Labs провела спутниковую съемку китайской авиабазы Ляньчэн (пров. Фуцзянь). На стоянках этого аэродрома были замечены стройные ряды самолетов с характерным силуэтом. Предполагается, что это не истребители J-6 и не их учебный вариант JJ-6, а современная беспилотная модификация.

Также Defense News напоминает, что на протяжении нескольких последних лет J-6 или его модификации регулярно видели на базе Янтанг Ли (пров. Гуандун). Так, весной 2020 г. в кадр попало почти 30 самолетов в пилотируемом или беспилотном исполнении.


Учебная модификация с двухместной кабиной. Фото Wikimedia Commons

Развертывание беспилотных J-6 вновь связывают с темой противостояния материкового Китая и Тайваня. Авиабазы, на которых стоят необычные БПЛА, находятся в нескольких сотнях километров от Тайваня, и остров попадает в их радиус такой техники. Соответственно, существует, как минимум, теоретическая возможность ее применения в гипотетической операции по захвату независимого острова.

Возможный облик


Соответствуют ли действительности сообщения о беспилотном J-6, неизвестно. Тем не менее, идея превращения устаревшего истребителя в БПЛА выглядит реалистичной и может быть выполнена с применением современных компонентов и технологий. При определенных ограничениях, такая техника сможет с достаточной эффективностью решать отдельные задачи.

Предполагается, что на недавнем фото с неизвестной авиабазы запечатлены именно беспилотные J-6. Они не имеют существенных внешних отличий от базовой машины, что указывает на некоторые особенности проекта. Очевидно, что при переоборудовании истребитель получает новый автопилот и средства дистанционного управления, а также различные исполнительные механизмы, средства связи и т.д. Необходимы и видеокамеры для упрощения пилотирования.

Самолет сохраняет кабину и, вероятно, может работать в пилотируемом и беспилотном режиме. Степень автономности в беспилотном режиме неясна. Возможно, машина способна совершать полет по заданному маршруту и выполнять несложные маневры. При этом сохранены подкрыльевые держатели, что указывает на способность нести вооружение.


Истребители J-6 и их летчики из вьетнамских ВВС, 1971 г. Фото ВВС США

Устаревший самолет с дистанционным управлением может использоваться в разных сферах. Прежде всего, такую технику традиционно применяют в качестве мишеней для подготовки истребителей и зенитчиков. Такая мишень достоверно имитирует реальный самолет и оптимальна с экономической точки зрения, а малый остаток ресурса не становится проблемой. Использует ли Китай свои J-6 для тренировок – неизвестно.

Возможно и боевое применение таких БПЛА. К примеру, такая техника способна работать в качестве ложных целей. С ее помощью можно вскрыть ПВО противника и отвлечь ее огонь от ударных самолетов с реальными боевыми задачами. Кроме того, в большом количестве беспилотники способны перегрузить оборону противника. При этом сохраняются характерные экономические преимущества.

В теории, беспилотник по типу J-6 может быть и носителем вооружений. Современные технологии позволяют создавать разведывательно-ударные БПЛА с возможностью атаки наземных целей. Прорабатывается возможность использования такой техники и в борьбе с воздушными целями. Впрочем, такие задачи отличаются определенной сложностью, и соответствующая адаптация устаревшего истребителя может быть нецелесообразной.

Объективные ограничения


Очевидно, что давно устаревшая платформа в виде J-6 не позволяет получить высокие летные или боевые характеристики. В связи с этим реальная эффективность беспилотных самолетов будет определяться организацией операции и различными тактическими решениями. Кроме того, она прямо зависит от способности вероятного противника противостоять воздушному нападению.


Старые J-6 албанских ВВС. Фото Wikimedia Commons

За рубежом БПЛА на базе J-6 рассматриваются в качестве одного из средств нападения на Тайвань, и такая оценка имеет право на жизнь. Более того, в этом случае беспилотники способны показать достойные результаты. Тайваньская армия, несмотря на активную помощь из-за рубежа, имеет ограниченные размеры и не самую развитую противовоздушную оборону. Соответственно, беспилотные J-6 вместе с пилотируемой фронтовой авиацией имеют все шансы прорвать ПВО и поразить назначенные цели, потеряв лишь наименее ценные боевые единицы.

Можно предполагать, что необычные беспилотники будут полезными и в конфликте с другими странами, и в этих случаях их эффективность тоже будет зависеть от вражеского потенциала. Так, польза от J-6 в боях с развитым противником будет, в лучшем случае, ограниченной. Перегрузка или прорыв многочисленной и эшелонированной войсковой или объектовой ПВО оказывается сложной задачей, на которую могут истратить весь парк перестроенных истребителей.

Экономный подход


В целом складывается любопытная картина. Согласно зарубежным данным, НОАК не стала утилизировать все устаревшие самолеты и попыталась дать им новую роль. В результате этого удалось значительно нарастить общую численность тяжелых БПЛА, а также неплохо сэкономить на строительстве новой техники. Кроме того, были получены новые возможности и даже преимущества, пусть даже только для отдельных ситуаций.

Судя по численности модернизированных истребителей J-6, оригинальный бережливый подход получил поддержку командования ВВС и теперь активно реализуется. Имеющиеся запасы техники на хранении, причем не только J-6, позволяют воплощать оригинальную идею. И вполне возможно, что в будущем появятся следующие подобные проекты, в которых базой для БПЛА станут более новые самолеты, в т.ч. современные по нынешним меркам.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 ноября 2021 18:08
    Несколько лет назад стало известно, что Китай запустил проект перестройки устаревших истребителей Shenyang J-6 в беспилотные летательные аппараты.
    В СССР долго использовали устаревшие МиГ-15 и МиГ-17 переделанные в БПЛА, в качестве мишеней, для практической тренировки летчиков и расчетов зенитных средств
    Вспомните этот эпизод военного водевиля "Ключи от неба", где что то пободное пытались показать...

    За рубежом БПЛА на базе J-6 рассматриваются в качестве одного из средств нападения на Тайвань, и такая оценка имеет право на жизнь.
    Тоже об этом подумал, не хотят ли китайские товарищи с материка исполнить "тайваньскую шкатулку"?
    1. +8
      4 ноября 2021 18:14
      Для "вскрытия ПВО", думаю, самое то будет! Пример - Карабах и "кукурузники".
      1. +6
        4 ноября 2021 18:18
        Китайцы очень хорошо считать умеют. Дешево и сердито у них выйдет целый воздушный флот.
      2. +3
        4 ноября 2021 18:18
        Цитата: Вождь краснокожих
        Пример - Карабах и "кукурузники".

        Ага, там "карабахская шкатулка" тут "тайванская"
        Цитата: Вождь краснокожих
        Для "вскрытия ПВО", думаю, самое то будет!

        Не только для вскрытия, но и для вызова "огня на себя", для израсходования и так не очень большого запаса зенитных ракет.... Тем более, что при нынешним уровне развития можно эти "19" не только заставить маневрировать, но и сделать носителями "дронов-камикадзе", да и просто противолокационных ракет
        1. +6
          4 ноября 2021 18:40
          В СССР долго использовали устаревшие МиГ-15 и МиГ-17 переделанные в БПЛА, в качестве мишеней, для практической тренировки летчиков и расчетов зенитных средств

          То была развитая страна.
    2. 0
      22 декабря 2021 13:37
      ДА собственно поговорка : ДЕШЕВО И СЕРДИТО - как нильзя кстати в данном случае.
  2. +4
    4 ноября 2021 18:20
    Нужно понимать Китай вполне возможно найдет им применение против ПВО Тайваня, возможно и на других театрах использовать, против например участников Регионального спора в Южно-Китайском море (ЮКМ), на акваторию которого в разной степени претендуют Китай, Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам и Тайвань.
  3. Комментарий был удален.
  4. +6
    4 ноября 2021 19:46
    Всегда с удовольствием читаю статьи К.Рябова. Но данная статья немного изумила. О чем она? Всего одно предложение и...
    = Соответствуют ли действительности сообщения о беспилотном J-6, неизвестно. =
    Тогда о чем речь-то? О возможности переделки МИГ-19 в БПЛА? Так любой ЛА можно переделать в БПЛА. Была б на то необходимость.
    1. +2
      7 ноября 2021 02:19
      Цитата: красноярск
      Всегда с удовольствием читаю статьи К.Рябова. Но данная статья немного изумила. О чем она? Всего одно предложение и...

      По чистой случайности, статью на эту тему сделал мой муж (Bongo), она сейчас находится на модерации и должна выйти в ближайшее время. Сможете сравнить. Рябов откровенно ленится собирать и анализировать материал, "перерабатывая" всё, что уже было написано до него.
  5. +1
    5 ноября 2021 01:01
    Крылатые ракеты - не?
  6. +1
    5 ноября 2021 01:48
    Китайцы молодцы.
    Хорошо придумали.
    Причем, не наварить на них, вот у нас подобного и не слышно.

    (а у амеров целая пустыня старыми самолетами заставлена....)
    1. 0
      5 ноября 2021 03:17
      У нас их вполне переделывали в мишени - тренировались сбивать
      1. +1
        5 ноября 2021 11:34
        В мишени - это у всех, общеизвестно.

        А массого в БПЛА - это внове...
        1. +1
          5 ноября 2021 12:16
          А массого в БПЛА - это внове...

          Ну для начала мишени - тоже БПЛА :).
          Вы же говорите, видимо о ударных БПЛА - они появились недавно.
          Но вот в чём вопрос, по факту для вскрытия ПВО вполне можно использовать ракеты.
          А разведывательные БПЛА проще сделать с нуля.
          У старых самолётов куча недостатков - и дорогая переделка, и необходимость хранить и поддерживать в рабочем состоянии
          1. 0
            5 ноября 2021 16:06
            это да, мишени-бпла

            Просто речь идет видимо в переделке в полноценные многоразовые БПЛА, что иной уровень.

            Уничтожить машину в милионы баксов мишень, или использовать как многоразовый БПЛА, возможно и сверхзвуковой - ясно что достойнее.
            1. +1
              5 ноября 2021 17:37
              Уничтожить машину в милионы баксов мишень, или использовать как многоразовый БПЛА, возможно и сверхзвуковой - ясно что достойнее

              Ну разумеется лучше использовать.
              Только непонятно, что будет дешевле: создать БПЛА с нуля или переделать из старой техники.
              Надо полностью менять авионику, причем вписывая её в корпус.
              Надо полностью перебирать механизмы: за столько лет там умерли все манжеты, соединения, провода, подшипники. Где брать запчасти? Где брать специалистов по тем двигателям?
              Вы просто как-нибудь поинтересуйтесь на автофоруме, сколько стоит восстановить до рабочего состояния какой-нибудь древний автомобиль, На который уже не выпускают запчасти. Уверен, цена вас изумит.
              Я уж молчу про то, что вряд-ли эти самолёты хранили в круглогодично отапливаемом ангаре. Скорее всего 40 лет стоял на улице, и фиг знает, что там с усталостью и коррозией металла.
              Без расчёта, конечно, ничего нельзя утверждать, но имхо - проще переплавить и собирать БПЛА с нуля под свои нужды, а не пытаться наоборот, придумывать нужды под готовое свободное место
              1. 0
                5 ноября 2021 20:29
                Думаю, китайцы не дураки.

                Да, ремонт + более современное управление + разведмодуль.
                - дороже чем для мишени, но корпуса + двигатель уже есть. Оружие можно стандартное
                тем более однотипная серия
                Врядли супер-дорого.
                Сколько там новенькийй БПЛА разведчик/ударник стоит или КР?

                Известно, американцы целую пустыню приспособили под хранение, несколько фирм только и расконсервируют там старье для частников и государства. Передавали недавно, поршневые штурмовики недавно оттуда обновили и продали латиносам и арабам.

                В китае тоже и пустыни есть, и ангары, разберутся.
                1. 0
                  6 ноября 2021 00:52
                  Думаю, китайцы не дураки.

                  Так в статье и не сказано, во что их переоборудуют. В общем поживём, увидим.
                  Идея, в целом, хорошая, выгодна ли реализация - неизвестно.
                  Как это не цинично звучит - возможно их просто передадут северной Корее, там жизнь пилота стоит дешевле комплекса оборудования.
  7. -1
    5 ноября 2021 03:22
    По моему неэкспертному мнению ни во что серьёзное переделать МиГ-19 невозможно.
    РЛС ставить тупо некуда - не та компоновка.
    Единственное - сделать дроном-камикадзе для вскрытия обороны или мишенью.
    В остальных случаях проще делать с нуля, благо опыта по БПЛА в Китае хватает
    1. +3
      5 ноября 2021 07:15
      МиГ-19П. Всепогодный перехватчик с РЛС РП-1 «Изумруд» и двумя пушками НР-30 (на первых серийных машинах — НР-23). На поздних сериях устанавливалась РЛС РП-5 «Изумруд-2». (1955 год)
      .
      1. +2
        5 ноября 2021 09:17
        Моя неправота.
        Я больше ориентировался на современные рлс
  8. +4
    5 ноября 2021 09:01
    В США очень много, уже устаревших, не модернизированных самолётов, начиная от F-4 2Фантом-2" и до первых модификаций F16, находятся на базах хранения, какое-то количество из этих самолётов модернизируется и продаётся, но значительная часть, проходит по программе переоборудования их в сверхзвуковые ударные БПЛА, предназначенные для вскрытия и прорыва многоэшелонированной ПВО (БПЛА с самой простой системой управления) и более совершенные БПЛА - для ударов по важным целям (пункты управления, позиции ПВО, ПРО и ударных средств). КНР учится у своего "вероятного противника", поэтому рой беспилотных МиГов вскроет и вызовет "преждевременную работу" системы ПВО у нашего "вероятного союзника" при выполнении "присоединения" Тайваня.
    1. +1
      5 ноября 2021 09:39
      И где почитать про американскую программу переоборудования значительной части можно?
  9. +1
    5 ноября 2021 10:01
    1. В СССР такое делали из Миг - 15 еще в прошлом веке.
    2. В матрасной стране такое запустили несколько лет назад из Фу 5.
    3. В китае тоже дошли до такой мысли? Так до нее дойдет любой у кого огромное количество старой техники. Её же девать куда то надо.
    4. Лет 10 назад предлагал переделывать в БПЛА, выводимые из эксплуатации Л 39. Напоминаю о своем предложении))))
    5. Массированная атака ПВО противника и использование в качестве крылатой ракеты - считаю наилучший вариант использования такой техники.
    1. AML
      -1
      20 декабря 2021 21:26

      5. Массированная атака ПВО противника и использование в качестве крылатой ракеты - считаю наилучший вариант использования такой техники.


      Проблема современных истребителей, что они технологически сложны. Не получится, как во время ВОВ выпускать их сотнями в месяц. Т.е фактически по мере убытия основной авиации, ее попросту нечем будет пополнить. Сугубо мое ИМХО, что нужен истребитель/штурмовик быстрого цикла производства. За основу возможно имело бы смысл взять МИГ-21. С современной системой управления, он вполне себе живчик. Как пример можно рассмотреть индийские МИГ-21.

      Я с трудом понимаю, как в случае глобального шухера будет наложено производство F35, учитывая текущую кооперацию.