Первое крупное морское сражение Первой мировой войны

17
Летом 1914 года в Европе вспыхнула война, масштабами превосходящая все, что были ранее. Она развернулась на земле, в небе и на море. Хоть Британия и обладала самым сильным флотом, кайзеровская Германия осмелилась бросить ей вызов.

Германские военно-морские силы, также называвшиеся Флотом открытого моря, уступали британскому Гранд-Флиту по числу кораблей. По соотношению дредноутов и линейных крейсеров превосходство Королевского флота было почти в 2 раза. Понимая это, в британском Адмиралтействе решили использовать стратегию морской блокады Германии.



В свою очередь, германские командующие и не надеялись разбить противника в прямом бою. Они предлагали следующие варианты: атаковать британские силы, непосредственно осуществляющие «блокаду»; проводить минные постановки, в том числе и вдоль британского побережья; активно использовать подводные лодки. С началом войны обе стороны начали осторожно собирать информацию друг о друге, не спеша переходить к активным действиям.


Германский лёгкий крейсер Mainz

Первое крупное морское сражение состоялось ровно через месяц после объявления войны. Ситуация на сухопутном участке фронта складывалась не в пользу союзных держав — Антанты. Британское командование приняло решение о высадке десанта в район Остенде в Бельгии. Чтобы скрыть от немцев эту операцию, Гранд-Флит должен был атаковать германские корабли в районе Гельголандской бухты.

Идти к вражеским берегам без разведки британцы не хотели. Такая задача была поставлена командиру 8-й флотилии подводных лодок — коммодору Кийзу. И его отряд с ней справился на отлично. Сам командир задумывал напасть ранним утром на возвращающиеся ночные патрули. Уже к 26 августа план предстоящей операции был озвучен командующему Гранд-Флитом. Однако адмирал Джон Джеллико со штабом внесли свои коррективы. Так, набег должен был состояться ближе к 8 утра, а целью становились германские корабли, выходившие на дневное патрулирование.


Британский лёгкий крейсер Arethusa

Для проведения операции Адмиралтейство выделило 2 флотилии эскадренных миноносцев: лидеры Arethusa, Fearless и 35 эсминцев. С ними отправились линейные крейсеры Invincible и New Zealand. За день до начала операции в Адмиралтействе решили направить дополнительные силы в Гельголандский залив: британцы всерьёз опасались выхода в море Хохзеефлотте. Однако посылать линейные корабли было бы слишком расточительно, и адмирал Джеллико возложил выполнение этой задачи на плечи 1-й эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адмирала Дэвида Битти: Lion, Queen Mary, Princess Royal. Также с ними вышли 6 лёгких крейсеров коммодора Гуденафа.

Что касается германских сил, то общей охраной занималась 1-я разведывательная группа контр-адмирала Хиппера. Его линейные крейсеры находились на стоянке в Вильгельмсхафене. Патрулировавшие гавань лёгкие силы непосредственно подчинялись контр-адмиралу Леберехту Маассу и включали в себя лёгкие крейсеры Coln, Stralsund, Strassburg, Stettin, Frauenlob и Hela. Ещё пара кораблей, Mainz и Ariadne, находились вблизи устья рек Везер и Эмс. В море находилось 9 эсминцев, и ещё 10 были готовы к выходу на базе.


Флагман вице-адмирала Дэвида Битти — линейный крейсер Lion

Утро 28 августа выдалось туманным. Первый контакт между противниками состоялся примерно в 5 утра, когда британская подводная лодка E-7 атаковала германский эскадренный миноносец G-194, но безрезультатно. В свою очередь, немец передал информацию о нападении в штаб. Адмирал Хиппер приказал выйти в море одной из флотилий миноносцев, а также поднять на разведку авиацию.

Спустя пару часов всё тот же G-194 обнаружил отряд кораблей противника. Это были эсминцы во главе со своим лидером Arethusa. На помощь дозорному кораблю адмирал Маасс направил лёгкие крейсеры. Перестрелка с германскими эсминцами могла бы закончиться их гибелью, если бы Stettin не подошёл вовремя. Немецкий корабль увёл за собой отряд британцев с лидером Fearless. Таким образом второй крейсер, Frauenlob, должен был биться с Arethusa. Хоть британец и был сильнее, но недостаток опыта сильно ему помешал. За 25 минут боя на корабле были выведены из строя почти все орудия, что лишило его возможности продолжать сражение. Германский крейсер получил лёгкие повреждения и отошёл к Гельголанду.

Как только стало ясно, что Fearless находится слишком близко к берегу, командир флотилии отдал приказ развернуться и идти на выход из бухты. По пути им встретился одинокий германский эсминец V-187. Немец не стал сражаться с большим числом противников и отступил. Но он ошибочно посчитал 2 больших корабля на горизонте своими. На деле это оказались британские лёгкие крейсеры Nottingham и Lowestoft. Против них у эскадренного миноносца не было шансов. Тем более что сзади уже подходили британские эсминцы. Немецкий корабль яростно сражался, до последнего не спуская флаг.

Следующие несколько часов для британцев выдались очень странными. Коммодор Кийз неверно опознал отряд союзных лёгких крейсеров, как противника. Когда был отдан приказ всем собраться в одном месте, началась ещё большая неразбериха. Подводная лодка E-6 едва не была протаранена крейсером Southampton, командир которого не знал о наличии в районе союзных подлодок.

Примерно в 11 часов флотилия британских эсминцев попала под огонь с германского крейсера Strassburg. Тот вёл стрельбу с большой дистанции, так как опознал британцев как крейсерский отряд. Британский командир запросил помощи. На этот призыв ответил Дэвид Битти. В силу своего характера, адмирал решил рискнуть и направил эскадру линейных крейсеров на сближение с врагом. Время близилось к полудню, отлив заканчивался. Это означало, что и германские линейные крейсеры скоро смогут выйти из Вильгельмсхафена и принять участие в бою.


Британские моряки наблюдают за горящим крейсером Mainz

Положение Arethusa и Fearless становилось угрожающим, так как вскоре к месту боя подошли Stettin и Mainz, а чуть позже и Coln. Ситуацию спасли лёгкие крейсеры коммодора Гуденафа, которые сосредоточили огонь на Mainz. Германский корабль накрыло градом снарядов. Вскоре у него отказало рулевое управление, и крейсер стал циркулировать на месте. Тем не менее его орудия продолжали вести огонь по британским эсминцам. Однако судьба корабля была вскоре решена. Попадание торпеды вывело из строя машинное отделение, превратив крейсер в лёгкую мишень. Ближе к 13 часам дня охваченный пожарами Mainz затонул. Почти всю его команду британцы подняли на борт.

Примерно в это время на сцене появились линейные крейсеры Битти. Соотношение сил резко изменилось в пользу Гранд-Флита. По приказу Маасса Coln начал отход, но было слишком поздно. Флагманский Lion, вооружённый 343-мм орудиями, не оставил и шанса на спасение германскому крейсеру. Горящий корабль на несколько секунд скрылся в тумане. Это отвлекло Битти, и его линейные крейсеры переключились на другую цель — устаревший лёгкий крейсер Ariadne. Потребовалось несколько попаданий и близких накрытий, чтобы германский корабль был выведен из строя и позже брошен экипажем.


Германский лёгкий крейсер Ariadne, потопленный в сражении.

Считая задачу выполненной, а дальнейшие риски неоправданными, Битти развернул свою эскадру и стал отходить. Тут ему неожиданно попался повреждённый ранее Coln. Потребовалась всего пара залпов, чтобы добить «раненого» противника. Германский крейсер ушёл на дно вместе с адмиралом Леберехтом Маассом. Из экипажа корабля спасся всего 1 матрос.

После полудня сражение завершилось. Гранд-Флит с триумфом вернулся домой, объявив о своей решительной победе. Действительно, в ходе боя британский флот не потерял ни одного корабля. Повреждения имелись у крейсеров Arethusa и Fearless, а также у 3 эсминцев. Людские потери составили 32 убитых и 55 раненых. Адмирала Дэвида Битти встретили как героя, а победа в первом крупном морском бою сильно подняла моральный дух британцев.

Флот открытого моря в этом сражении лишился 3 лёгких крейсеров и 1 эскадренного миноносца. Ещё 2 крейсера и 3 эсминца получили повреждения. С германской стороны суммарные потери убитыми, ранеными и пленными составили примерно 1000 человек.

Рассматривая сражение, можно отметить ошибки германского командования: лёгкие крейсеры были отправлены на перехват противника без разведки и поодиночке. Командование Флота открытого моря пересмотрело состав вооружения своих кораблей, решив оснастить все крейсеры 150-мм орудиями, а эсминцы — 105-мм. Также было решено привлекать авиацию и траулеры для разведки и охранения своих территориальных вод.

Морские сражения Первой мировой во многом определили вектор развития кораблей и правила последовавшей в межвоенный период гонки вооружений. Были созданы крупнейшие линкоры — американский Iowa, японский Yamato и немецкий Tirpitz. Правда, эти корабли так и не встретились друг с другом в бою! Вопрос «А кто бы из них победил?» весьма интересный.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 ноября 2021 18:10
    . "На этот призыв ответил Дэвид Битти. В силу своего характера, адмирал решил рискнуть..."

    В Ютландском бою эта черта характера Битти стоила британскому флоту гибели трёх линейнфх крейсеров и гибели более чем трёх тысяч человек.
    1. +1
      4 ноября 2021 18:15
      Опять чудеса в решете, фото не грузится, кто-то где-то даром свой хлеб ест.
      -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      Гибель Куин Мэри.

    2. +5
      4 ноября 2021 22:05
      Цитата: Морской Кот
      . "На этот призыв ответил Дэвид Битти. В силу своего характера, адмирал решил рискнуть..."

      В Ютландском бою эта черта характера Битти стоила британскому флоту гибели трёх линейнфх крейсеров и гибели более чем трёх тысяч человек.

      Благодаря подобным чертам характера,плюс поддерживаемой целенаправленно агрессивности Британский флот имеет огромное количество боевых эпизодов за которые не стыдно.А наши "осторожные флотоводцы" дают в основном поводы для поиска оправданий .
      1. +2
        4 ноября 2021 22:19
        Ваша правда.
      2. 0
        5 ноября 2021 15:47
        Когда численность флота под тысячу вымпелов и баз полно на острове...то можно и рисковать не глядя
        1. 0
          7 января 2022 07:15
          Башкой тоже можно бить в стену.Либо пока стену не проломишь,либо пока башка не отвалится...
      3. 0
        6 ноября 2021 14:48
        Британский флот имеет огромное количество боевых эпизодов за которые не стыдно.А наши "осторожные флотоводцы" дают в основном поводы для поиска оправданий .
        сравнить качественный и количественный состав, ТВД не пробовали? Если уж броненосец "Слава" - построенный во время РЯВ, и на момент ПМВ категорически устаревший по всем параметрам причислили к линкорам, то я так подозреваю не от хорошей жизни
        1. +1
          6 ноября 2021 16:50
          Цитата: Region-25.rus
          Британский флот имеет огромное количество боевых эпизодов за которые не стыдно.А наши "осторожные флотоводцы" дают в основном поводы для поиска оправданий .
          сравнить качественный и количественный состав, ТВД не пробовали? Если уж броненосец "Слава" - построенный во время РЯВ, и на момент ПМВ категорически устаревший по всем параметрам причислили к линкорам, то я так подозреваю не от хорошей жизни

          И что вы имеете в виду "качественный и количественный состав" применительно к конкретным эпизодам когда командиры Королевского флота проявляли мужество, храбрость ,агрессивность и д.? Например при Коронеле? В бою у Ла-платты? При рейдах на Остэнде и Зеебрюгге? И ещё во многих и многих эпизодах? Вы смешиваете в кучу(пытаясь оправдать Русских,о чём я и писал) количественные показатели и несомненную отвагу,умение и здоровую агрессивность МНОЖЕСТВА командиров Королевского флота,причём упускать из виду что эти качества появлялись ими не только в моменты "количественного превосходства" .Отдельно можно упомянуть безинициативность подавляющего большинства отечественных командиров всех рангов, в противовес инициативе англичан
          1. 0
            7 января 2022 07:12
            Вот в бою при Коронеле агрессивность перешла в глупость и это обошлось британцам в два, пусть устаревших, крейсера и полторы тысячи трупов.Впрочем, вина Адмиралтейства в этом поражении тоже велика.
        2. 0
          7 января 2022 07:13
          Турки свои броненосцы, построенные за 30 лет до "Славы" тоже перевели в класс линкоров.
    3. 0
      7 ноября 2021 20:35
      Ну вообще то только двух. Инвинсибл с адмиралом Худом не входил в эскадру Битти.
    4. +2
      8 ноября 2021 10:59
      Цитата: Морской Кот
      В Ютландском бою эта черта характера Битти стоила британскому флоту гибели трёх линейнфх крейсеров и гибели более чем трёх тысяч человек.


      Гибель линейных крейсеров - это ошибки в проекте, ослабленной защите и применяемого ВВ в зарядных картузах, а не ошибка адмирала.
      Эскадра Тирпица в сражении при Коронеле у чилийских берегов в составе броненосных крейсеров Scharnhorst (1907) Gneisenau (1908), ракатала английские броненосные крейсера «Monmouth» (1903) и «Good Hope» (1902) - первыми попаданиями на «Гуд Хоуп» была выведена из строя носовая 234-мм башня, и над ней поднялся огромный столб пламени от взорвавшегося кордита. В британский крейсер между второй и третьей дымовыми трубами попал 210-мм снаряд. Над кораблём поднялся столб огня выше мачт и шириной порядка 20—30 м. То есть не смотря на взрыв в носовой башне - детонации погребов Good Hope не произошло.
      Бой у Доггер банки (когда британцы потопили Блюхер) - Лайон получил 15 тяжелых снарядов с немецких линейных крейсеров и выкатился из строя - не было детонации хотя Лайон имел попадания в башни гл калибра (в 10:41 «Лайон» получил попадание в барбет носовой башни, и противопожарное затопление отсека привело к крену в 10 градусов - своевременное затопление погребов спасло флагман).
      За каких-нибудь полчаса «Лайон» получил 15 попаданий тяжелыми снарядами. Вскоре британский флагман стал «подобен кромешному аду». В бортах и палубе зияют громадные пробоины, с грохотом рушатся надстройки, повсюду бушует пламя. С одной из башен главного калибра сорвана крыша — огромная броневая плита, в другой башне ствол 343 мм орудия сиротливо задран в небо, второй отсутствует вообще — сбит германским снарядом. В 11.55 «Лайон», потеряв управление, рыскнул с курса и начал описывать циркуляцию...Тем временем в большом полутемном зале Адмиралтейства среди мягких ковров и массивной мебели громко тикали часы и несколько человек, разговаривая вполголоса, отмечали на карте движение кораблей у Доггер-банки по мере поступления донесений. Внесли очередную радиограмму и кто-то сказал: «Лайон» готов!». Черчилль мгновенно представил длинную похоронную процессию у Вестминстерского Аббатства, людей в морской форме и гроб, накрытый британским флагом. Затем он вспомнил мужественное лицо Битти и его, всегда сдвинутую набекрень, адмиральскую фуражку.

      Но Битти чудом остался жив, несмотря на то, что в течение всего сражения стоял на открытом мостике под градом германских снарядов. Когда «Лайон» выкатился из строя, а следующие за ним мателоты проходили мимо, лишь с большим трудом удалось просигналить приказ Битти о преследовании противника. Пока командующий переходил на подошедший эсминец, время было упущено. Следующие по старшинству офицеры эскадры Мур и Пелли, находившиеся на «Тайгере», либо неправильно поняли сигнал командующего, либо побоялись взять на себя дополнительную ответственность.


      Так на каком основании, вы обвиняете Битти в конструктивных проблемах британских линейных крейсеров? В бою у Доггер банки, Битти руководил боем с открытого мостика, что делает честь его мужеству.
      Командовать эскадрой линейных крейсеров, должен был именно такого склада характера адмирал как Дэвид Ричард Битти - бесстрашный и агрессивный.
      Вот как адмира Д Фишер отметил этот момент в мемуарах:
      Фишер писал, что «Пелли находился уже далеко впереди и должен был продолжать преследование безотносительно полученных сигналов, если бы в нем было хоть что-то от характера Нельсона. Как Нельсон у Копенгагена и Сент-Винсента! На войне первый принцип — не соблюдать приказов. Выполнять приказы сможет любой !»

      "Эра адмирала Фишера" Политическая биография реформатора британского флота стр 76. Лихарев Д. В.
      1. +1
        8 ноября 2021 11:45
        Эскадра Тирпица в сражении при Коронеле у чилийских берегов ...


        Это была эскадра вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее.

        1. +2
          8 ноября 2021 14:08
          Цитата: Морской Кот
          Это была эскадра вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее.


          Разумеется.
          В плане стратегического управления флотом, Джелико против Тирпица.
          Примерно через год после своей отставки, 29 марта 1916 г., Фишер написал письмо… Альфреду фон Тирпицу:

          «Дорогой старина Тирпиц! Мы оба оказались в одной лодке! Как бы то ни было, мы обошли тебя с линейными крейсерами, и я слышал, ты сказал, что никогда не простишь мне, что наши отправили на дно «Блюхер» и фон Шпее с его командой!

          Не вешай носа, старик!.. Ты единственный немецкий моряк, который понимает толк, в войне! Убей своего врага, чтобы он не убил тебя. Я не виню тебя за эти дела с подводными лодками. Я бы и сам делал то же самое и давно предупреждал об этом, только наши в Англии не верили! Пока! Твой, до замерзания ада. Фишер»
  2. +1
    6 ноября 2021 12:12
    Тирпиц в своих воспоминаниях недоумевал, по какой причине Майнц вышел в море не дожидаясь своей полуфлотилии эсминцев, которые обеспечили разведку для крейсера.
  3. 0
    9 ноября 2021 12:24
    В 1914 году у Германии еще были какие то шансы (пусть и крохотные) подловить и разбить ГрандФлит. С 1915 года от этого не осталось даже намека.
  4. 0
    7 января 2022 07:08
    Первый бой выявил полный бардак с обеих сторон.Просто немецкий бардак оказался хуже, чем бардак британский.