Обмундирование летчика

131
Обмундирование летчика

Где же берут летчики «полетное обмундирование»?

Оно выдается довольствующими органами, а коротко – вещевой службой авиационно-технической части в гарнизоне, куда лейтенант прибыл после училища.



Как оно выдается?

Хочется верить, что в этом современном мире все делается с использованием цифровых технологий, и после прибытия в часть молодого летчика вместе с ним в электронном виде в вещевую службу прибывают и его «ростовки» (размеры), а через пару дней оформления лейтенанту приходит SMS с текстом: «Приглашаем на склад для получения имущества». Лейтенант прибывает на склад, где ему выдают уже подобранную по размерам гору вещевого имущества (летного и общевойскового) и «самобеглую коляску» для перевозки этой горы имущества к месту постоянного хранения.

Честно говоря, во все это верится с трудом.

Я же расскажу, как все это происходило в наше время, вероятнее всего, ничего особо не изменилось, так как такие традиции в нашей армии свято соблюдаются.

Сначала немного об устройстве тыла в Морской авиации в то время, когда еще не было этих странных авиабаз. Расскажу на примере крупнейшего авиационного гарнизона, в котором базировались: три авиационных полка – полк Ту-142 и два полка Ту-16 (Ту-22М2/3), управление дивизии и несколько частей обеспечения. Крупнейшей частью обеспечения была авиационно-техническая база (АТБ), которая обеспечивала всем необходимым остальные части и полки.

Организационно АТБ состояла из автомобильного батальона, роты охраны, различных служб: вещевой, продовольственной, финансовой, аэродромной, горюче-смазочных материалов (ГСМ), службы авиационно-технического имущества, квартирно-эксплуатационной службы, медслужбы, и еще много чего было в этой АТБ, включая различные склады.

Отвечала АТБ за все в гарнизоне: за готовность аэродрома, жратву, шмотки, бомбы, топливо, деньги, лазарет, запасные части для ремонта самолетов, эксплуатацию служебных зданий… Самое главное – АТБ была отдельной частью, замыкалась на тыл ВВС ТОФ, командовал АТБ полковник, и он не подчинялся ни командиру дивизии, ни командирам полков.

Вот вам коротенько – общее устройство тыла гарнизона.

В своем рассказе о тыловом обеспечении я не буду никого огульно обвинять, скажу только одно – все, кто в АТБ имел отношение к материальным ценностям, были не самыми хорошими людьми, за редким исключением, и поэтому у меня, с моим болезненным чувством справедливости, отношения с АТБ были очень сложными, а потом стали, так уж случилось, даже и родственными.

Роман в двух томах я писать не буду, но о некоторых моментах расскажу.

Нюансы


Первое, что должен сделать лейтенант, прибыв в гарнизон, после представления командирам – встать на все виды довольствия. Проблем нет: отнес аттестат в продслужбу АТБ – иди в столовую, оформил вещевой аттестат – через день иди на вещевые склады, где тебе выдадут море кальсон цвета синего неба и самое главное – летные шмотки, включая вожделенную кожаную (шевретовую) куртку.

Пример из личной жизни.

Даже такое простое дело, как получение летных шмоток, мы с братом не смогли сделать спокойно, без приключений, хотя и не без пользы для себя. Командир эскадрильи выделил нам несколько дней на обустройство, поэтому мы были предоставлены сами себе, деньги были, вот мы и позволили себе некоторые вольности. На ужин пошли не в столовую, а в кафе, где продавали и спиртное. Пошли в шинелях, так как другой теплой одежды еще не было. Ну, выпили немного и отправились в свою общагу.

Ходить по гарнизону было трудно, навалило много снега, передвигались по узеньким тропинкам. И вот представьте – идут два лейтенанта по тропинке, все такие из себя военные офицеры, а навстречу какое-то чучело татарской национальности в летной форме, без погон, которое нас столкнуло с тропинки в снег, а на наше возмущение ответило диким выхлопом: «Пошли все на хрен, я прапорщик Наф-в!».

Ну, как тут стерпеть это безобразие?

Конечно, прапорщика мы догнали, немного «построили» и пообещали дать в глаз, чтобы зрение немного прочистилось. Тут подошли разные люди, немного нас охладили и рассказали, что этот прапор – самый главный на складе летных шмоток, поэтому и ведет себя так вызывающе. Несмотря на то, что завтра нам надо было идти за летными шмотками, мы все-таки добились от прапора понимания того, что офицеров расталкивать нельзя, тем более таких, как мы, молодых и красивых.

Окружающие товарищи предсказали нам трудности при получении летных шмоток, но это нас не очень испугало, мы были дикими и ничего не понимали в гарнизонной «табели о рангах».

А назавтра мы пошли на склад летно-технического обмундирования. Там была небольшая очередь из лейтенантов, и в дверях стоял тот самый прапорщик, который сделал вид, что нас не узнает. Стоя в очереди, мы наблюдали, как происходит выдача шмоток – по размеру выдавалась только обувь, все остальные шмотки прапор брал из близлежащей кучи, они были немыслимых размеров, на все претензии он отвечал кратко: «Ничего нет, бери, потом обменяешь».

Подошла наша очередь…

Мы были одного размера, сказали прапору, чтобы он все приносил по две штуки, сразу обоим. Он насупился, но молча делал, как сказали, ведь и ему не надо по два раза бегать. А когда мы стали возмущаться тем, что не все шмотки по размеру, прапор совершил немыслимый поступок, о котором еще долго ходила легенда по гарнизону – он сказал, что уже старый по полкам лазить, и если мы хотим шмотки по размеру, то сами должны их и найти.

С этими словами он распахнул дверь на склад, и запустил нас с братом в закрома Родины.

Мы немного застеснялись, но кинулись выбирать шмотки по размеру. Нашли не все, но, в принципе, остались довольны.

Уходя со склада, я сказал этому властелину летных шмоток: «Спасибо за шмотки, может, мы вчера и погорячились…», а в ответ услышал: «Да я пьяный был, вы уж извините…».

Вот так мы в первый раз получили летные шмотки и близко познакомились с начальником склада летно-технического обмундирования. Пока он служил, проблем с летным барахлом у нас не было.

Но, это частный случай, а, в общем, дела с летными шмотками обстояли не очень хорошо. Нельзя сказать, что их не выдавали, но попасть в нужный размер было трудно. К тому же, в гарнизоне надо было одеть несколько тысяч человек, поэтому очереди были огромными. Как бы то ни было, голых летчиков и техников я не видел, все были одеты согласно сезону.

Безвозвратные шмотки


А теперь расскажу о тех шмотках, которые выдавались летному составу.

Куртки – зимняя, демисезонная, кожаная, комбинезоны – зимний, демисезонный, летний, обувь – ботинки, сапоги, унты, белье шерстяное, свитер, носки шерстяные и меховые («унтята»), перчатки меховые и лайковые, защитный шлем (шлемофон) и кислородная маска и еще много всякой ерунды, вплоть до линеек и транспортиров. И все это надо было где-то хранить.

Кроме летных шмоток, у нас была еще и военная форма. Это: шинели и плащи, брюки, кители, тужурки, ботинки и туфли, шапки, фуражки, пилотки, шарфики, белье и носки, погоны и звездочки. Шинели, брюки, кители и тужурки шили на заказ в ателье, остальное получали на складе. И это тоже надо было где-то хранить.

А теперь о так называемых «категориях» вещевого имущества.

«Военные» шмотки считались «личного пользования» и выдавались безвозвратно, то есть навсегда. А вот летные шмотки относились к «инвентарному имуществу» и выдавались на определенный срок, а потом подлежали сдаче на склад.

Пример: куртка кожаная выдавалась на 4 года, потом она сдавалась и получалась новая. Такое имущество как носки, свитера, перчатки, шерстяное белье, например, после выноса срока не сдавалось и переходило в личное пользование. Некоторые, наиболее ценные предметы летного обмундирования, разрешалось оставлять себе после выноса срока и оплаты остаточной стоимости.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 ноября 2021 18:12
    Жратва, шмотки -особенности жанра.
    Тыловые обеспечение одно из самых ответственных и сложных.
    1. +14
      10 ноября 2021 18:17
      Цитата: ODERVIT
      Жратва, шмотки

      Не надо обобщать, про жратву будет отдельный рассказик, может быть...
      1. +1
        10 ноября 2021 18:29
        Михаил , спасибо , интересно , хотя в авиации не служил .
        Вы и в предыдущих статьях упоминали брата ,
        Близнецы ?
        1. +6
          10 ноября 2021 18:41
          Цитата: Кузнец 55
          Близнецы ?

          Да.
      2. +2
        10 ноября 2021 18:44
        Я о фразиологии.
        1. +12
          10 ноября 2021 18:58
          Цитата: ODERVIT
          о фразиологии.

          Когда меня, НШ АП, спрашивали о форме одежды на завтра, я отвечал доступным языком - "в красивой форме", или "в лохмотьях".
          Моя жена, впервые увидев нас в летных комбезах, определила нашу форму так - "Ходите, как трактористы...".
      3. +8
        10 ноября 2021 19:50
        Цитата: Bez 310
        Не надо обобщать, про жратву будет отдельный рассказик, может быть...

        Спасибо, у Вас очень хорошо получается писать - пишите больше.
        1. +6
          10 ноября 2021 19:55
          Цитата: tihonmarine
          пишите больше

          Я могу и "больше" писать, но вам это ничем не поможет, все дело в редакции, она формирует очередность публикаций различных авторов, и вряд ли ей нужен отдельный раздел про морскую авиацию. Так что ждите моей очереди на публикацию, сам я об этом ничего не знаю, и предсказать не могу.
      4. +6
        11 ноября 2021 14:03
        Михаил Владимирович (Bez 310 ), уж не обессудьте, но просто вынужден с Вами пополемизировать ( а кое-где даже и поопонировать) yes Не придирок ради, а " за ради справедливости и допроявления фотоснимка, так сказать".
        Итак:
        1. Ваш замысел ( из предыдущего очерка ) назвать этот очерк Полётное обмундирование уже некорректен по двум причинам: а) Многие несведущие читатели могут воспринять представленную Вами картину норм обеспечения ЛТО за всеобщую картину во всей авиации Вооружённых Сил. То бишь, если бы Вы задумали заголовок как " Полётное обмундирование лётного состава МА ВМФ ", то я бы возражать не стал ( ибо, если честно, про МА ВМФ мало что знаю ). А вот для широкого круга читателей я счёл бы очень корректным сообщить, что в авиации Воор. Сил есть ещё и ВВС ( ныне Авиация ВКС ), а также ВТА и вертолётные части. И в каждой из них существуют свои нормы довольствия ЛТО; б) Лётное обмундирование в зависимости от скоростей , высот полёта и перегрузок сильно варьируется и предназначено узко специализированно.Как, к примеру, серые или песочные летние Лётные комбезы выдавали только для южных широт. Или, к примеру, ВКК, ППК, гермошлемы и спецперчатки только узко специализировано для высотных перехватчиков. Или вот, опять же , меховой лётный комбез положен для лётного состава ВТА и вертолётчиков ( это тот, который на высоких штанах имеет замки -молнии чуть пониже спины /на предмет сходить на горшок, не снимая штанов/ ), а вот реактивным самолётчикам такой комбез уже не положен! И да, в ВВС это обмундирование называется именно ЛТО, а не Полётное обмундирование.
        Не таите обиды на мои замечания,пожалуйста, ибо и в мыслях не было yes И ещё: заранее прошу индульгенцию на прочие замечания в интересах читателей ( разумеется ).
        А так-то со всем уважением ( личным ) drinks
        1. +3
          11 ноября 2021 14:25
          Цитата: К-36
          Не таите обиды

          Не таю.
          Цитата: К-36
          меховой лётный комбез положен для лётного состава ВТА и вертолётчиков ( это тот, который на высоких штанах имеет замки -молнии чуть пониже спины /на предмет сходить на горшок, не снимая штанов/ ), а вот реактивным самолётчикам такой комбез уже не положен!

          Удивительно, но когда я летал на РЕАКТИВНОМ Ту-16 в авиации ВМФ, мне такие штаны выдали.
          Цитата: К-36
          в ВВС это обмундирование называется именно ЛТО, а не Полётное обмундирование.

          Удивительно, но ФАП 275 для всей государственной авиации, называет то, в чем летают летчики, именно "полетным обмундированием", а Нормы снабжения вещевым имуществом называют это обмундирование "летной одеждой и снаряжением". Опирайтесь на действующие документы, и будет вам счастье.
          В общем, продолжайте наблюдения, и своевременно докладывайте о замеченных нарушениях.
          1. +4
            11 ноября 2021 15:44
            В общем, продолжайте наблюдения, и своевременно докладывайте о замеченных нарушениях.
            Отвечу: " их есть у меня". Но, опять же, не для того, чтоб Вас в чём-то " ущучить", а именно для
            расширения кругозора читателей.
            Коротко отвечу на этот Ваш пост. Меховые комбезы с застёжками на штанах выдавались именно лётчикам дозвуковой авиации, таким образом под эту выдачу попали ВТА, вертолётчики и лётчики дозвуковых самолётов ( куда входит и Ту-16 ).
            ФАП в войсках я уже не застал ( уволился в запас по достижении 45 лет ). так что прошу меня извинить за некую отсталость моих воспоминаний. recourse
            А вот по поводу рутины и романтики готов подискутировать. Тут может статься, что сколько запасников/отставников - столько и мнений может быть. Что по мне, то я бы свою службу назвал нормальной работой ( иногда будничной, иногда авральной, но никак не скучной 0 ! И порой в эту службу вплетались яркие всплески эмоций.Вот, к примеру, весной 1987г ( или 86-го, уж не припомню точно) командир моего полка п-к Жилин Ю.В. полетел бомбить полигон. Сбросил бомбу, а она возьми и взорвись прямо под фюзеляжем. Су-17 пополам ( кабина- отдельно, весь остальной фюзеляж /включая заднюю стенку кабины/ - тоже отдельно.). На вышке минут 20 никто толком не мог ответить, жив командир или нет. В фойе ЦКДП все встречавшиеся мне лётчики на мой вопрос " Где командир?" ( а он мне был нужен для утрясания вопроса его уровня компетенции) уклончиво отвечали " ...нет командира". Тогда я, будучи Нач. ПДС полка решился подняться на вышку ( хотя по всем документам я не входил в число офицеров, имеющих право появления на вышке во время полётов) для выяснения двух вопросов 1. Где командир? 2. Что за внезапность отправки на полигон ПСС-ного Ми-8 ? И вот, когда моя голова только показалась в проёме люка вышки, РП огорошил меня вопросом " Скажи нач ПДС. почему "комар" 2 минуты пищал, а потом наглухо затих ?"
            продолжу в следующем комменте, а то, боюсь, сайт обрежет...
            1. +5
              11 ноября 2021 16:00
              Цитата: К-36
              для расширения кругозора читателей.

              Я не против, думаю, что и читателям будет интересно.
              1. +1
                11 ноября 2021 16:17
                Цитата: Bez 310
                Я не против, думаю, что и читателям будет интересно.

                Конечно будет интересно, как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. А вообще, Михаил и Виктор, вы интересно пишите, ну а то, что работа для кого скучная, а для кого не очень - это индивидуально. У меня друга в "наружке" попрошайкой как-то нарядили и на самое дно развитого социализма отправили... И это в эпоху борьбы с тунеядством, но служба есть служба. Так он потом еще просился...)
            2. +7
              11 ноября 2021 17:41
              ...Продолжу. " Стоп-стоп, - сказап я - а откуда известно о 2-х минутной работе " Комара2 ?" На что РП мне: " По докладу дежурного АРП-6. Вот запись - азимут 30, время10:02 - 10:04".( АРП, как вы помните, это пеленгатор азимута аварийной частоты ( то есть для широкой публики - это как раз сигнал радиочастоты " Комар-2 МП" ). " Вы, тащ майор, всёж списанный по здоровью лётчик, так чего ж Вы не знаете работу кресла К-36? А ну-ка давайте-ка повспоминаем. Когда " Комар начинает пищать?". " Когда вывалится из НАЗ-а"-отвечает РП. " Правильно- подтверждаю я.- А когда открывается НАЗ ?". " Когда отвалится кресло" - отвечает РП. " Правильно. А когда отваливается кресло от лётчика?" спрашиваю я. " Когда начинает наполняться спасательный парашют" - отвечает РП. " Ну вот, тащ майор, ведь можете, собрамшись, всё вспомнить. Молодцом! А теперь давайте всё сгребём в кучу. "Комар" запищал потому, что выпал из НАЗ-а после его раскрытия. НАЗ раскрылся только после отсоединения К-36 от лётчика. Кресло освобождается от всех связей с телом лётчика только при срабатывании пиропатронов заголовника . Заголовник, улетая строго по направлению трубы КСМУ, вытягивает стропы спасательного парашюта ПСУ-36, снимает с купола чехол о предоставляет ему самостоятельно наполняться под весом лётчика вместе с креслом. Из-за этого раскрытие купола становится очень быстрым. А после полного раскрытия парашют держит только лётчика. А кресло ничто не держит, оно само вниз и отваливается, своим отходом включая пирорезаки шнуровки НАЗ-а. Пирорезаки срабатывают через 4 сек, и НАЗ раскрывается. " Комар" на фале выпадает и включается. Что имеем в ИТОГО: лётчик под парашютом, "Комар" в работе, Лётчик спускался на парашюте минимум 2 мин ( 120 сек ). умножаем на скорость снижения = 6м/сек и получаем 720 метров высоты. Таким образом, тащ майор, я могу констатировать, что кресло с лётчиком вышло из кабины на высоте 750 - 800 метров." " Да, но почему " Комар" заглох, и лётчик не вышел на связь" - спросил РП.
              Продолжу в след. посте.
              1. +5
                11 ноября 2021 17:53
                Цитата: К-36
                Продолжу в след. посте.

                Почему бы вам свои воспоминания не оформить в виде статьи, и не отправить в редакцию ВО? Подберете несколько фото, вставите в нужное место в тексте, и отправляйте. Нам всем будет интересно, это же не про мигрантов читать. Справа в верхнем углу, в личном кабинете, есть простейшая форма отправки статьи. Рекомендую.
              2. +6
                11 ноября 2021 19:37
                " А вот тут, тащ майор, давайте пройдём к Вашей рабочей карте - 500 метровке. Итак, азимут 30, дык это ж наш полигон. А теперь смотрим контрольную точку аэродрома ( КТА ) : 163 метра. А высота подстилающей поверхности полигона какая? Всего 68 метров.То есть " Комар" скрылся за обрывом , что возле реки, так что смело плюсуем ещё 100 метров к ранее вычисленной высоте катапультирования. А не подскажете, тащ майор, дальность связи р/ст из " Комара с однотипной на равнинной ( без помех ! ) местности? Что: не помните, или не знаете? Так я подскажу - 800 метров. А до полигона сколько? 60 км. А если сюда добавить особенности распространения радиоволн УКВ диапазона ( только в прямой визуальной видимости и без препятствий в виде кустарника, деревьев, холмиков или строений ), то получается, что командир полка никак не сможет связаться с вышкой, учитывая перепад с КТА практически в 100 метров и его удаление в 60 км. А вот почему он не вышел на связь с РП полигона, для меня это тоже пока загадка. Впрочем, если посмотреть за окно, то там март месяц, маленькие плюсовые температуры. Река у полигона вскрылась ото льда, воронки от бомб на плато полигона бывают почти в человеческий рост, вверху мокрый снег, а под ним - вода. Всякое может случиться. ПСС-ная вертушка вылетела минут так 20 назад, так что с минуты на минуту получим уже какую-то конкретную информацию. А так, не имея информации, катить бочку на Командира - это уж слишком. Да и по уставу не положено. И только мы закончили сей диалог, как по громкой на вышке раздался доклад к-ра ПСС-ного Ми-8 : " Я, ХХХХХ, сигнал "Комара" слышу устойчиво, Лётчика наблюдаю,стоя машет рукой".
                Гора с плеч у всех! Потом ещё доклады: что подобрал, что состояние хорошее, что удаление 30 и куда прикажете садиться... РП дал команду садиться на стоянку для прилетающих бортов ( что прямо в 40 метров от ЦКДП) , а мне приказал ( ведь во время ПСР я подчиняюсь ему ! ) прыгать на севший Ми-8 и лететь на полигон. Составить кроки аварии ( для отчёта "наверх" о проведённой ПСР) и собрать спасательное имущество. Я и отправился выполнять. Так что командира я в тот день видел лишь мельком ( по выходу его из Ми-8). Встречала его уже целая свита из генералов и полковников. Однако он меня разглядел в толпе, отделился от окружившей свиты и пожал мне руку. А я вместе со своим прапорщиком полетел на полигон.
                Вызвал меня к себе командир дня через два. Попросил рассказать, что за разговоры я вёл на вышке с РП ( видать, кто-то стуканул ). Ну я и рассказал. И попросил командира забить в расписание занятий по командирской подготовке в один из ближайших дней мою лекцию со всем лётным составом полка с обязательным присутствием офицеров, допущенных приказом к Руководству полётами. Командир пообещал. А напоследок предложил написать рапорт о поощрении лиц, участвовавших в подготовке кресла ( его спасшее ). Рапорт я написал. О поощрении своих укладчиков парашютов и подчинённого прапорщика решением командира полка. Себя вписать...постеснялся. Ибо как-то не укладывалось в моё ( скорее родительское ! ) воспитание. Да я и сейчас не напишу, ибо неправильно это.
                А занятие с лётным составом я провёл. Правда " дипломатическим " языком ( ибо все РП старше меня по званию, да и по опыту лётной работы). И начал я со вступления, что любой РП - это прежде всего человек. У которого перед полётами могут образоваться проблемы неслужебного характера ( с женой повздорил, или дети из школы начали плохие оценки приносить, или пуще того - занятия прогуливать ). А тут вдруг, как гром среди ясного неба - ЧП в воздухе, да не просто ЧП, а взрыв самолёта, к примеру. Такие обстоятельства суммарно могут и "переклинить" нормальную соображалку, поэтому всех офицеров, допущенных к РП, я бы попросил некоторые необходимые шаблоны поведения сделать под запись. А дома, после ужина изготовить шпаргалку на свой вкус"..
                После этой лекции со мной начали здороваться даже РП соседского полка, и даже знали моё имя.
                И таких случаев из личной практики я могу с десяток расписать прям хоть щас.
                Так что, уж извините великодушно, я свою службу к однозначно рутинной отнести не согласен !
                С уважением, hi
                1. +2
                  11 ноября 2021 22:25
                  Прямо щас смотрю футбол. Но мож успею в перерыве. Про шевретовую куртку.
                  Служил в моём полку лётчик-инстртуктор майор Шевчук. Отослали его ( как Инструктора ) то-ли в Лиду, то-ли в Барановичи ( уж не припомню за давностью ). Класс ночных лётчики должны были там подтверждать. Так вот, возвращаются в одном из полётов на спарке МиГ-23 УБ близко к полуночи. Он на заднем сиденье. Вздремнул, Ибо пожилой уже, на дембель собрался. Далее из его откровений спустя пару недель за рюмкой чая ( как раз перед отправкой его ЦНИИАГ на обследование после катапультирования ).
                  " Проснулся на какой-то кровати-каталке. Свет в палату поступает от одинокой лампочки коридорной сквозь стекло на дверью. Спина и попа болят неимоверно. Но пуще всех невзгод - хочется в туалет ( по маленькому ) так, что аж слёзы из глаз льются. Кое-как дополз до двери; взямшись за дверную ручку поднялся. Открыл дверь и выглянул. В конце коридора увидал у стенки мужика. Догадался, что туалет там. Попытался позвать мужика, чтоб с его помощью докондылять. А сил кричать уже не было. Однако его приглушённые стоны услышала дежурная пожилая медсестра. И тут как в репризе у Райкина : " Как Вам не стыдно, как Вам не стыдно. В Греческом зале, в Греческом зале". Короче " врач не велел, немедленно вернитеся! ". "Сестричка, милая, вместо чтоб орать, лучше помогла до туалета добраться. А то я через 5 секунд прямо здесь...". Сестричка поняла всю безвыходность своего положения и ( от греха подальше ) решила помочь добраться. А тут и мужик у дальнего окна увидал и тоже бросился помогать. К писуару его подвёл тот мужик. И поддерживал его в вертикальном положении, пока из мочевого пузыря всё не вытекло.
                  Лишь через несколько дней он узнал, что именно с ним случилось ( это когда лечащий врач разрешил посещения больного ).
                  А вышло вот что. Он придремал на заднем кресле, а экзаменуемый лётчик дал косяка. Стал садиться в стороне от ВПП. И когда в свете посадочной фары увидел электростолбы, а затем и удар ощутил, кто сразу дёрнул рукоятки катапультного кресла...
                  Окончание ( во избежание обреза ) в следующем посте.
                  1. +6
                    11 ноября 2021 23:51
                    А дальше пошло нештатное для МиГ-23 УБ катапультирование. Фонари ушли штатно, а кресла ( в данном случае КМ-1 М ) пошли в обратном порядке. То бишь сначала первое кресло, а затем кресло заднего ( т.е. Олега Шевчука ). Тут мне следует пояснить рааботу КМ-1 М на малых скоростях. После полувыхода кресла из кабины выстреливается из КМ-1М штанга с 1-ым стабилизирующим парашютом ( S= 0,1 кв. м ). Затем ( для малых скоростей ! ) штанга 1-го стабилизирующего без задержки отстреливается от кресла ( вместе с 1-ым стаб.) и тем самыым вводиит в действие 2-ой стабилизирующий ( S = 2 кв. метра ). Кресло при этом отрабатывает импульс реактивного двигателя катапульты и двигается почти перпендикулярно консолям ккрала. При этоом параллельно работает автоматика кресла. Которая откидывает назад заголовник кресла,освобождая при этом свободное пространство для выхода основного спасательного ( который должен быть вытянут именно 2-ым стаб. ) А автоматика тем временем продолжает своё дело, т.е. расфиксирует лётчика от кресла. Какая же картина вышла у Шевчука? Кресло под действием реактивной струи стреляющего мез-зма пришло в движение. Вышла и отстрелилась штанга 1-го стаб. 2-ой стаб. своей площадью наклоняет спинку креесла к Земле ( примерно до 30 градусов). Автоматика расфиксировала лётчика от креса, и 2-ой стаб. начал вытягивать основной спасательный ( SS = 60 кв. м ). И тут...удар лётчика в кресле об Землю-матушку. В воздухе кресло пробыло от силы 4-5 секунд. Но помните, я упоминал, что 2-ой стаб. успел заложить кресло чуть не параллельно земной поверхности?. Так вот удар об Землю приняла на себя угловая часть кресла ( то есть как раз переход спинки в собственно сидушку ). При ударе Шевчук потерял сознание. Тем временем кресло, всё ещё отрабатывая импульс реактивного движения, заскользило ( подпрыгивая на кочках ) по земле. При ютом основной парашют своими тряпками цеплялся за всё, что попадалось на пути кресла, тем самым гася скорость. Наконец кресло своим днищем пробило штакетник и остановилось, упёршись в толстый ствол дерева...
                    Ну и чтоб развенчать интригу с шевретовой курткой. Пламя из сопла переднего лётчика шибануло Шевчука сверху. Его голову спас ЗШ. А вот куртку пламя достало. Короче скукожилась кожа куртки с левой нагрудной стороны ( там, где как раз карман под пистолет). Повезло ему вдвойне, что скорость на посадке маленькая, поэтому пламя ему досталось из уже отлетевшего вверх кресла. При крейсерской скорости его бы убило, так как кресло просвистело бы аккурат над головой и близко к этой самой голове.
                    Короче, вернулся Олег из ЦНИИАГА. И сразу в вещевую службу: обменяйте, мол, съёжившуюся шевретку на нормальную. А вещевики упёрлись : НЕТ и всё тут. Не вышел срок носки. Пришлось инициировать партсобрание полка с повесткой :" О коллективном обращении в вышестоящую парторганизацию с просьбой о замене Шевчуку куртки, в непригодности которой он невиновен". Поменяли таки. Через месяц.
                    " Вот такая приключилась, вот"- Михаил Жванецкий. Нетленная классика.
                    С уважением hi P.S.: а тут ещё и наши в футбол выиграли ( 6 - 0 ). Короче, вечер - мой!
                    Посему и 50 капель чая не грех принять. drinks
            3. +2
              12 ноября 2021 07:31
              Полемизировать и дополнять конечно можно, но для того должна быть полнота. Я вот автора поддержу. Именно меховые комбинезоны, те, что "на высоких штанах имеет замки -молнии чуть пониже спины /на предмет сходить на горшок, не снимая штанов", таки выдавались и в сверхзвуковой авиации. Если что, то после Ту-16 пришли Ту-22М2/3. Ну а я таки служил в ДА, ВВС и застал этот переход в достаточной мере. Примерно половина прошла на Ту-16, а половина на Ту-22М3.
              1. Eug
                0
                14 ноября 2021 09:03
                Я так подозреваю, что дозвуковая - сверхзвуковая не главное, главное - продолжительность полета и наличие сан.узла на борту.
                1. 0
                  15 ноября 2021 06:55
                  Наверное таки главное. В дозвуковой меховое обмундирование выдавалось обшитое материалом. В сверхзвуковой это были нагольные куртки и полукомбинезоны. Летели как то через нас испытатели, гнали машины на завод, сели на дозаправку. Так у них к шевретовым курткам были и шевретовые полукомбинезоны. В СССР всё чётко распределялось в соответствии с выполняемыми задачами и необходимостью, а также возможными последствиями.
                  1. Eug
                    0
                    15 ноября 2021 08:43
                    У нас в полку ИА ПВО на МиГ -25ПДС у летчиков тоже были черные шевретовые, причем по истечении 5-летнего срока не возвращались.
                    1. 0
                      15 ноября 2021 14:28
                      Кстати много чего не возвращалось. На разные предметы были разные сроки переноса без замены и тогда их можно было оставить, но всё равно, остаточную стоимость 25-30% надо было оплатить, или таскать два срока.
      5. 0
        14 декабря 2021 08:17
        Здравствуйте! Вы штурман? Кажется, читал Ваш канал на Дзене. Если не ошибаюсь, все совпадает: морская авиация, брат-близнец. smile
    2. +2
      10 ноября 2021 19:08
      Самая большая гадость в жизни,когда по прибытии в часть там внезапно проводится проверка работы вещевой службы-пару-тройку суток приходится ходить в" форме 8"-что имеем, то и носим...А,поскольку форма может" не соответствовать сезону", то за нарушение её неменуема "губа"!!!!
      1. +2
        10 ноября 2021 22:21
        Цитата: Бережливый
        Самая большая гадость в жизни,когда по прибытии в часть там внезапно проводится проверка работы вещевой службы-пару-тройку суток приходится ходить в" форме 8"-что имеем, то и носим...А,поскольку форма может" не соответствовать сезону", то за нарушение её неменуема "губа"!!!!

        Угу форма «раз» - Часы, тусы, противогаз! laughing
  2. +3
    10 ноября 2021 18:13
    очень хороший цикл статей про летунов, спасибо узнаешь много нового
    1. +21
      10 ноября 2021 18:22
      Цитата: Ryaruav
      хороший цикл статей про летунов

      Так ведь летуны - это не только вжик-вжик, но и как произвести бомбометание в туалете, если комбинезон сплошной. Вот это - задача!
      1. +2
        10 ноября 2021 18:42
        Цитата: Bez 310
        но и как произвести бомбометание в туалете, если комбинезон сплошной

        точно так же как на зимней рыбалке, если одет в сплошном комбезе, у меня именно сплошной, ничего, нормально, главное в голове держать последовательность действий
        1. +6
          10 ноября 2021 18:58
          Цитата: Сандор Клиган
          точно так же как на зимней рыбалке

          А если ты в кабине сверхзвукового ракетоносца?
          1. 0
            16 ноября 2021 17:42
            Цитата: Bez 310
            А если ты в кабине сверхзвукового ракетоносца?

            а если ты на лесном большом озере и температура -37??
            главное это не пукнуть не вовремя)))
      2. +2
        10 ноября 2021 18:49
        Кстати, тоже интересная тема. Я слышал в ТУ-95 удобства системы "ведро оцинкованное" А как с эти в более свежих конструкциях?
        1. +3
          10 ноября 2021 19:15
          Цитата: MooH
          "ведро оцинкованное"

          Эмалированное. Оцинковка темнеет и воняет.
          Да, это так.
          Родина сделала и на Ту-16 и на Бе-12 такую штуку.
          Но лично я не пользовался.
          В пластик, потом открыл люки и выбросил (Бе-12).
          1. +3
            10 ноября 2021 19:22
            Цитата: Изделие8
            В пластик, потом открыл люки и выбросил

            Так и убить можно кого нибудь.
            1. +5
              10 ноября 2021 19:40
              Цитата: мордвин 3
              Так и убить можно кого нибудь.

              И такое было, сам чуть не убился.
              Как я чуть бомбой не стал
              http://samlib.ru/editors/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/kakiashutbomboinestal-2019.shtml
      3. +2
        11 ноября 2021 00:02
        Цитата: Bez 310
        как произвести бомбометание в туалете, если комбинезон сплошной

        Я давно предлагал в таких комбезах сделать сзади "окошко" на липучке, даже письма писал в различные инстанции. А, все без толку. Потом плюнул...
  3. +10
    10 ноября 2021 18:30
    А у нас в частях артиллерии прапорщики-кладовщики за два-три месяца до выдачи, опрашивали офицеров и прапорщиков по поводу размеров формы и обуви. Причем, если не все размеры были получены, они договаривались с нач. вещевого склада других частей, менялись размерами и все решалось! Тогда я даже не думал, что на складе нет моего размера! Всегда все было, даже меховые комбезы-танкачи всегда были по размеру! Слава нашим советским вещевикам!
    1. +5
      10 ноября 2021 18:42
      Цитата: Добрый
      опрашивали офицеров и прапорщиков по поводу размеров формы

      А сколько у вас было офицеров и прапорщиков?
      1. +15
        10 ноября 2021 18:50
        В бригаде- 258 офицеров и прапорщиков.
        Командир бригады так и говорил- " Какой на хрен рост населения, если военные в шной форме ходят! Всё должно быть по размеру и отутюжено. Тогда любая особь женского пола, будет согласна стать матерью будущего защитника Родины"!!!
        1. +5
          10 ноября 2021 19:00
          Цитата: Добрый
          В бригаде- 258

          Ну вот.
          А у нас только в одном полку - более 500, а полков - три, а еще части обеспечения.
          1. +1
            10 ноября 2021 19:03
            В каком полку?
            1. +4
              10 ноября 2021 19:14
              Цитата: Добрый
              В каком полку?

              В авиационном.
              1. +1
                10 ноября 2021 19:19
                Ну да, в развернутом полку ( наверно истребительном) наверно так и есть, включая специалистов наземных служб (вооруженцев, техников, ГСМ и т.д.)
                1. +5
                  10 ноября 2021 19:24
                  Цитата: Добрый
                  в развернутом полку ( наверно истребительном)

                  В истребительном меньше, а это в ракетоносном или противолодочном.
                  1. +1
                    10 ноября 2021 19:38
                    А у нас только в одном полку - более 500, а полков - три,

                    Не знал. Дивизия Ту-22М2(М3) имеет в составе примерно 50 самолетов. Экипаж 4 чел., 50х4=200 чел. Пусть еще 500 чел. обслуга. Не получается что в дивизии 1500 чел.???
                    1. +3
                      10 ноября 2021 19:46
                      Цитата: Добрый
                      Дивизия Ту-22М2(М3) имеет в составе примерно 50 самолетов.

                      ИМЕЛА, сейчас у нас нет столько самолетов.
                      В полноценном полку были три эскадрильи:две эскадрильи ракетоносцев (20 самолетов), и одна постановщики помех Ту-16 (10 самолетов), и еще в управлении 3 экипажа. Цифры - слегка ориентировочные.
                      1. 0
                        10 ноября 2021 19:49
                        Цитата: Добрый
                        В бригаде- 258

                        Ну вот.
                        А у нас только в одном полку - более 500, а полков - три, а еще части обеспечения.

                        Получается Вы неправы fellow
                      2. -2
                        10 ноября 2021 19:57
                        Цитата: Добрый
                        Получается Вы неправы

                        О чем вы?
                      3. 0
                        10 ноября 2021 19:57
                        О штате авиаполка
                      4. -6
                        10 ноября 2021 20:00
                        Цитата: Добрый
                        О штате авиаполка

                        Я вас не понимаю.
                        Я не могу быть "не прав", это вы можете что-то не понимать.
                    2. 0
                      12 ноября 2021 09:31
                      Если брать полк на Ту-16, эскадрилья это три звена по три самолёта, плюс комэска с замом - 11 самолётов, экипаж 6 чел, в третьей, РЭБ - 7. плюс половина или больше, это техсостав и бойцы, итого эскадрилья примерно 100. Плюс управление полка, где три экипажа или четыре, если и начштаба лётчик. И всякие разные отделы, плюс ТЭЧ, АПЛ. Вот и наберётся за 500, а то и более. И не во всех дивизиях два полка, Были по штату и три.
                2. 0
                  12 ноября 2021 13:39
                  Только офицеров и прапорщиков в любом авиационном полку (даже 2-х эскадрильном) более 400 человек.
                  1. 0
                    12 ноября 2021 17:37
                    Цитата: RaDeVl
                    Только офицеров и прапорщиков в любом авиационном полку (даже 2-х эскадрильном) более 400 человек.

                    Так и есть. Список остался. 122 ОПЛАЭ Бе-12.
        2. +3
          10 ноября 2021 20:02
          Цитата: Добрый
          Какой на хрен рост населения, если военные в шной форме ходят!

          Когда пошли сердюковские базы и такое было.
          Морская, ВВС, общевойсковая.
          Парад в Елизово.
    2. +1
      11 ноября 2021 05:03
      Это, прям, какие-то чудеса и небывальщина! Неужели так можно?
      Я вот, когда служил, ничё не понимал. Пришел человек (любой!) померь его и сдай бумажку в строевую часть. Там писаря занесут куда надо и размножат. Надо выдавать - всегда список есть. Эх,.... Наверное такого никогда не будет...
      1. 0
        11 ноября 2021 08:26
        Цитата: mmaxx
        Наверное такого никогда не будет...

        Тогда шутили-"Народ дал, путь народ смеется.
        А вообще патруль при СССР гонял и задерживал.
        Называлось "Смешение формы одежды". Или смешивание...
        Вместо шинели натягиваешь меховушку и рассекаешь по гарнизону.
  4. +6
    10 ноября 2021 18:40
    Сапоги были еще меховые.
    Нам унтята не выдавали", это потом, примерно 1984-5.
    А выдали сапоги меховые, на молнии.
    Унты часто отдавали для подклейки подошвы.
    Свои я так ни разу и не одевал.
    Еще пОртфель, НЛ,НРК,нож,зачем-то НПЛ (наколенный планшет летчика),летчиские очки,шевретовые перчатки, подшлемники, "говорящую шапку"(вроде 2 шт., простая и на меху.
    Кто на Бе-12, шапка с глицерином.
    1. +9
      10 ноября 2021 18:45
      Нашел и сапоги и унты. Это тушки,266 ОДРАЭ, Елизово.
      1. +5
        10 ноября 2021 18:51
        Про куртки...ранее выдавали синие, затем стали на рукаве писать ВВС. Затем стали делать их камуфлированными...
        Шевретки после 90-х иногда выдавали восстановленные.
        Старую распускали, красили, потом снова сшивали.
        Тонкая кожа получалась и вытиралась быстро.
    2. +8
      10 ноября 2021 20:02
      Цитата: Изделие8
      Унты часто отдавали для подклейки подошвы.

      Да, подошвы подклеивали резиной, или войлоком от валенок.
      Как-то ушли на запасной в ХБР, потом перелетели в Кневичи, и заторчали на 2 недели. У меня подошва на одном унте отклеилась с носка, очень неудобно было танцевать в ресторане.
    3. +1
      11 ноября 2021 00:11
      Цитата: Изделие8
      НЛ,НРК,нож,зачем-то НПЛ (наколенный планшет летчика)

      Ну не знаю, про нож-стропорез скажу просто он у меня сломался через месяц! А вот НПЛом я пользовался всегда! Хотя может издержки? Просто в штате ни одного штурмана нет!
  5. +7
    10 ноября 2021 19:03
    У нас не было столь креативно, было чин по чину и при необходимости менялось. Я только для получения ”козырного” камуфлированного комбеза проставился. А когда разгоняли, то заставили сдать ножи и шелковое белье; все остальное позволили выкупить по остаточной стоимости, ну кроме шлемов конечно. Приехал какой то х.. персонаж с округа, мы его попросили оставь нам ГШ, мы наверное были последние кто их получил… - да я тут в другом полку кожанные куртки сжёг. - Ну ты и ”персонаж” подполковник. Вышли с обеда, а там костёр из наших ГШ…
    Так что везде свои особенности
    1. +4
      10 ноября 2021 19:28
      Цитата: Pete Mitchell
      У нас не было столь креативно, было чин по чину

      Все зависит от количества одеваемых.
      В истребительном полку можно и заранее собрать размеры и заказать, у них летчиков меньше, чем в отряде Ту-142.
      1. +8
        10 ноября 2021 19:43
        Цитата: Bez 310
        В истребительном полку

        У вертикальшиков были чёрные замшевые на меху.
        Перевели с ТАВКР праваком на бешки ст. лейт.
        Рассматривали, меряли. Размер наверное 46, они там все мелкие были на Як-38.)))
        1. +7
          10 ноября 2021 19:50
          Цитата: Изделие8
          были чёрные замшевые на меху.

          Куртки?
          И нам на "бэкфайере" выдавали, назывались - "нагольные". У меня была, очень непрактичная, короткая, и мех постоянно сыпался.
          1. +4
            10 ноября 2021 19:56
            Цитата: Bez 310
            "нагольные"

            Нам не давали таких. Потом в конце 80-х партия была меховых на искусственном меху.
            Был скандал....У меня до сих сохранилась...моль точно не ест )))
        2. +6
          10 ноября 2021 19:53
          Цитата: Изделие8
          были чёрные замшевые на меху

          Это ж ВЕЩЬ, только штанами мы не пользовались - вредно это считалось
          1. +5
            10 ноября 2021 20:05
            Цитата: Pete Mitchell
            Это ж ВЕЩЬ

            Ну самая вещь это альпак кожанный у подводников.
            1. +9
              10 ноября 2021 22:13
              Цитата: Изделие8
              самая вещь это альпак кожанный у подводников.

              У подводников в Савастлейке lol там однажды переучивали северных на 31ые и на зачете по Аэродинамике один ответил: - С Аэродинамикой не знаком. Штурман атомохода, каплей ххххх - представляете удивление в центре переучивания ИА ПВО? Штурман атомохода был сокращён; предложили в штурмана МРА Ил-38ых; их сократили, но просветы были уже синит - предложили переучиться на штурмана - ПК МиГ-31.., он оказался в Савастлейке.
              Лихие были времена….
              1. +5
                10 ноября 2021 22:22
                Цитата: Pete Mitchell
                Штурман атомохода ... предложили переучиться на штурмана - ПК МиГ-31

                Да уж...
                Один наш товарищ, штурман-вертолетчик, рассказывал быль о том, что авиационный лейтенант-штурман дорос на атомоходе до старпома.
                1. +3
                  10 ноября 2021 22:24
                  Жизнь полна неожиданных поворотов … - жить в предложенных обстоятельствах.
                  1. +1
                    10 ноября 2021 22:28
                    Бродяга, а повернуть предложенные обстоятельства, в свою пользу?
                    1. +2
                      10 ноября 2021 22:59
                      Это тоже не грех совсем, но ломать приходится многое.
                      Как там говорил старик Ротшильд - состояние делается когда Империи рушатся, или создаются
                      1. +1
                        10 ноября 2021 23:15
                        СтОик или Стоик... Бродяга скажи как помочь
                      2. +2
                        10 ноября 2021 23:17
                        Мыша, добрая душа .. hi
                      3. +1
                        10 ноября 2021 23:21
                        Бродяга, хоть на этом сайте не приветствуется приветик передать... здоровья тебе, и всей твоей семье!
                      4. +3
                        10 ноября 2021 23:30
                        Мыша, и тебя и твоих приветствую hi
                        Нам ли быть в печали, пусть переживают ”другие” - предательство страшный грех. Но это ведь другая история wink Отбой, завтра спозаранку…
              2. +6
                10 ноября 2021 22:24
                У автора статьи отец моряк, но попал в авиацию.
                К нам на Ил-38 попал по выпуску Фрунзе, подводник штурман, стажировался на 667 БДР.
                Но как-то прижился, дорос до штурмана отряда. Уже на пенсии преподавал в том училище, которое закончил.
                Сосед по камере в общаге.
                С тоски нарисовал БДР, это 1980 год. Особисту стукнули, картинку забрали, всех выпороли (((
                У меня про него в повести "Нетрадиция"...БДР еще жив ))) На стене висит.
                1. +2
                  10 ноября 2021 22:27
                  Цитата: Изделие8
                  У автора статьи отец моряк, но попал в авиацию. К нам на Ил-38 попал по выпуску Фрунзе..
                  Из Фрунзе в авиацию… вот это поворот
                  1. +7
                    10 ноября 2021 22:59
                    Цитата: Pete Mitchell
                    Из Фрунзе в авиацию

                    Мой отец закончил ВМУ им. Фрунзе, "штурман надводного корабля", дослужился до штурмана эскадрильи Ту-16 на СФ, потом преподавал самолетовождение в авиационном училище штурманов.
                    1. +5
                      10 ноября 2021 23:20
                      Мой старший поступил во Фрунзе на штурманский факультет в ‘82ом.
                      Это лихие повороты. А нам Самолетовождение, ака Навигацию, преподавал бывший лётчик ИБА - за его голову была объявлена награда
                      1. +3
                        11 ноября 2021 08:44
                        Цитата: Pete Mitchell
                        нам Самолетовождение, ака Навигацию, преподавал бывший лётчик ИБА

                        Отцу предложили стать начальником кафедры самолетовождения у летчиков-истребителей в Харькове. Он туда съездил, осмотрелся, и с негодованием отказался, мол, программа предусматривает изучение только основных положений, это не изучение, а ознакомление.
                    2. +3
                      10 ноября 2021 23:45
                      Цитата: Bez 310
                      Мой отец закончил ВМУ им. Фрунзе, "штурман надводного корабля", дослужился до штурмана эскадрильи Ту-16 на СФ

                      А как так получилось? Ладно когда не из ДВОКУ, а из РВВДКУ в МП направляют - в Рязани хоть есть "морпеховское применение" как направление, а тут? С замполитами, кстати, частенько такое бывало - замполита летчика в береговые части флота, к примеру, закидывают, он там и ходит как белая ворона в голубом.) Правда многие "перекрашиваются". Хотя в армии и "тракторист" из Челябы может в итоге авиаполком командовать. В этом сила нашей армии - универсальность применения кадрового состава.
                      1. +4
                        11 ноября 2021 00:51
                        В этом сила нашей армии - универсальность применения кадрового состава.

                        Что текущий командующий ВКС и подтверждает.
                      2. 0
                        12 ноября 2021 14:27
                        76СССР (Роман). Загляните в Личку, пожалуйста. Я отправил Вам маленькое письмо.
                        С уважением, hi
    2. +3
      10 ноября 2021 19:29
      Цитата: Pete Mitchell
      то заставили сдать ножи

      Хороший нож был, со стопором и пилой.
      На досмотре в аэропорту не забирали. В начале 80-х в самолет с ним проходил в ДМД и ВНКВ.
      1. +9
        10 ноября 2021 19:52
        Цитата: Изделие8
        Хороший нож был, со стопором и пилой

        Не соглашусь с вами, стопор надежный, но лезвие не ахти; пила была хорошая. Я позже потратился и мне спецы нож привезли…
        1. +4
          10 ноября 2021 19:57
          Цитата: Pete Mitchell
          Не соглашусь с вами

          Так халява же )))
          1. +2
            10 ноября 2021 22:31
            Забыли добавть... халява
            Сэр! request
            1. +4
              10 ноября 2021 22:57
              Мыша hi Сером меня студенты зовут, а так все по прежнему - Капитан… или Шкипер
              1. +1
                10 ноября 2021 23:01
                Шкиперу воздушного судна! hi
              2. +4
                11 ноября 2021 08:56
                Цитата: Pete Mitchell
                Сером меня студенты зовут, а так все по прежнему - Капитан… или Шкипер

                Надо будет рассказать о прозвищах в офицерской среде, если не забуду, и редакция разрешит.
  6. +2
    10 ноября 2021 19:09
    Блин а где всю эту гору тряпья хранить what , Да и моль дремать не будет увидев такую кучу вкусняшек. И мыши резвятся только в путь. wassat .
    1. +9
      10 ноября 2021 19:19
      Цитата: Вольный ветер
      а где всю эту гору тряпья хранить

      А какое дадут жилье, там и хранить.
      А вот какое можно было получитиь жилье в переполненном гарнизоне, это тема для отдельного рассказика.
      А моль очень-очень унтами интересовалась...
      1. +3
        10 ноября 2021 19:34
        Да уж это точно. Пересыпаешь все нафталином и воняешь потом как бабушкин сундук. Интересно , глядя на список, сделать машину за десятки миллионов рублей, и не сделать в кабине просто отопления, неужели так сложно.
        1. +12
          10 ноября 2021 19:42
          Цитата: Вольный ветер
          не сделать в кабине просто отопления

          Ну почему же не сделать?
          В Ту-22м3 прекрасная система кондиционирования воздуха (СКВ), зимой тепло, а летом из решеток иней летит. А вот в Ту-16 было немного не так...
          1. +1
            10 ноября 2021 21:35
            Спасибо,прекрасная работа,но мало,мало батенька.
            1. +1
              10 ноября 2021 21:42
              Цитата: merkava-2bet
              мало,мало батенька.

              Это вы кому и о чем?
              1. +4
                10 ноября 2021 21:53
                Мне очень интересны морские и ВКК костюмы,а также средства выживания на море и суши.А также вопрос,читал что у бортов Ту-16 и Ту-95 есть надувная спасательная лодка,кто ей успеет воспользоваться когда рухнешь в океан да ещё и штормовой?
                1. +2
                  10 ноября 2021 22:11
                  Цитата: merkava-2bet
                  Мне очень интересны морские и ВКК костюмы,а также средства выживания на море и суши.

                  Здесь как-то делал подборку.
                  Форум сайта «Военный паритет» → Авиатехника/вооружение/катастрофы → Авиационные средства спасения. Бытовые особенности. Использование.
                  https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=28585
                  1. +1
                    10 ноября 2021 22:12
                    Читал Вашу работу,очень понравилась,спасибо.
                2. +3
                  10 ноября 2021 22:15
                  Цитата: merkava-2bet
                  читал что у бортов Ту-16 и Ту-95 есть надувная спасательная лодка

                  Ту-16 уже давно нет, про Ту-95 пусть рассказывают дальники.
                  Раньше на Ту-16 были индивидуальные лодки ЛАС-1 и две групповые лодки ЛАС-5. На Ту-22м3 в парашюте плоты, и вроде, есть групповая ЛАС-5м. Есть ВМСК.
                  Все подробности - в Интернете.
                  1. 0
                    28 ноября 2021 17:54
                    Читал Ваше = " Морская Авиация -Есть!" Был в восторге. Правдиво написано.
                    1. 0
                      28 ноября 2021 17:57
                      Цитата: Александр Егоров
                      Правдиво написано.

                      А чего мне врать?
                      Что было, о том и пишу.
              2. 0
                10 ноября 2021 21:54
                Что-то форум глючит,написал сообщение а вышло сокращение смысла.
        2. +2
          10 ноября 2021 19:49
          Цитата: Вольный ветер
          и не сделать в кабине просто отопления, неужели так сложно

          Ну....шланг был наддува.
          Его в сапог и тепло ))) ВМСК то не выдавали, только в кино про Бе-12. Вроде этот, по памяти.
      2. 0
        28 ноября 2021 17:49
        Монгохто Ул. Театральная д. 8 общежитие 568 МРАП. Моль и клопов пугали керосином. Крыс стрелял из пневматики... А снабжение 68-78 г.г. было нормальное. Форму (кителя, брюки и шинели) шил в ателье военторга. У многих офицеров отрезы в заначке лежали...... Пошивочные уходили на командировки в Леонидово. Тогда их можно было получить на руки.
    2. +1
      10 ноября 2021 23:09
      Утилизироаать..... прибыль Вашая...
    3. 0
      11 ноября 2021 00:52
      В нашем общежитии, в комнате холостяков, имелся заветный шкаф, в котором хранились вещи тех кто в комнате жил, но еще больше вещей тех, кто отбыл к новому месту службы... Вот уж где был вещевой клондайк!
      - По мере необхожимости из недр шкафа можно было извлечь практически любой предмет обмундирования.... wink
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. +13
      10 ноября 2021 20:22
      RoTTor!
      Ведите себя корректно по отношению к автору. Хамство и оскорбления не приветствуются.
      1. 0
        10 ноября 2021 23:26
        . Завидуете?
        Да, трудно жить,

        Хамство на хамство... онлайн.... laughing
    3. +4
      10 ноября 2021 22:32
      Цитата: RoTTor
      Кому интересна эта хрень из прошлого тысячелетия ?
      автор - мелкий пачкун, охреневший от безделья

      А если без оскорблений и аргументировано?
  8. +4
    10 ноября 2021 20:22
    Цитата: Bez 310
    Цитата: ODERVIT
    Жратва, шмотки

    Не надо обобщать, про жратву будет отдельный рассказик, может быть...

    Спасибо за рассказ! Интересно пишете, жду продолжения.
    Личный опыт достоин внимания - это и есть жизнь, а новостей на сайте и так с избытком (особенно про ближнее зарубежье и заокеанские просторы).
  9. +3
    10 ноября 2021 21:31
    Название бы-"Обмундирование летного состава".
    И курсантам тоже выдавали. Не "Канолевое", конечно, но на полеты зимой было.
    Жданов. 4 курс. Стажировка.
    1. +2
      10 ноября 2021 21:44
      Цитата: Изделие8
      Название бы-"Обмундирование летного состава".

      Название было несколько иным, но редакция его изменила в своих интересах.
      1. +1
        10 ноября 2021 21:47
        Цитата: Bez 310
        но редакция его изменила в своих интересах.

        Редакция состоит из чкаловцев)))
        Летчики все в новом, штурмана как трактористы.
        Шютка юмора.
        Обмундирование от мундир?
        А понятие экипировка, или вещевое снабжение летного состава?
  10. +2
    10 ноября 2021 22:46
    Шмотками засорили эфир...
    1. 0
      11 ноября 2021 00:13
      Ну так у летчиков шмоток как у хорошей бабы...)
      1. 0
        11 ноября 2021 00:27
        Теряюсь в догадках........
        Смотрю ,Вы, спец?...
        1. +1
          11 ноября 2021 00:34
          Цитата: Mouse
          Теряюсь в догадках........
          Смотрю ,Вы, спец?...

          Да какой спец, просто пошутил, не заметили "скобочку" в конце? Если неудачно, то уж не обессудьте - на всех не угодишь...
          1. +1
            11 ноября 2021 00:39
            Тоже не обессудьте.... малость недопонял....
  11. +2
    11 ноября 2021 11:05
    все, кто в АТБ имел отношение к материальным ценностям, были не самыми хорошими людьми,
    Опять сборник анекдотов и злобных баек, на этот раз про ОБАТО. Двое снобствующих пьяных вчерашних курсантов задрались с первым встречным. Герои. Причём пожилой завскладом не попытался мстить, даже извинился. Но всё равно "не самый хороший человек".
    1. 0
      11 ноября 2021 11:47
      Цитата: пушкарь
      про ОБАТО

      Нет, про АТБ.
      Вы что-то знаете про службу в частях материально-технического обеспечения?
      Сами служили, или ваши родственники? Расскажите, будет интересно узнать вашу версию.
      1. +2
        11 ноября 2021 14:21
        Может в ДА и АТБ. Я ушел в запас по выслуге из ИА Войск ПВО в 1988 году. В начале 80-х по ранению ушел в тылы. Служил на нескольких должностях, три года начвещем. Воровство? В основном в полку, через старшин, по списанию. Учёт жесткий, проверки и сверки расхода и списания службами тыла корпуса и округа по каждой полугодовой выдаче, кроме того внеплановые ревизии. Уже в начале 80-х наша буксующая промышленность не всегда могла выполнять в полном объёме армейские заявки (часы штурманские не поступали, перчатки меховые офицерские поставлялись не в полном объёме и т.д.). Поэтому контроль был жестким. Завсклад ходит в лётном? Скорее всего по согласованию с лётным составом. Мой завсклад меховое купил у одного из пилотов, а комбинезон выпросил у пилота, поступившего в академию имени Ленина. Не скажу, чтобы все офицеры и прапорщики были ангелами, как и везде были и мерзавцы, но в основном это были люди, честно выполнявшие свои обязанности. Полковые к ним относились свысока, типа они фронтовики, кровь мешками проливают, а тут народ в тылах отсиживается. PS для Shkodnik65. Тогда в нашей системе обеспечение ЛТО шло через вещевую службу.
        1. +1
          11 ноября 2021 15:22
          Цитата: пушкарь
          Может в ДА и АТБ

          Я не знаю, как было в ДА, ведь я рассказываю о своей службе в МА.
  12. +3
    11 ноября 2021 13:24
    Оно выдается довольствующими органами, а коротко – вещевой службой авиационно-технической части
    Уважаемый автор, вношу поправку. Вещевая служба никакого отношения к ЛТО (а то, о чём Вы написали именно ЛТО) не имеет от слова АБСОЛЮТНО. Обеспечением ЛТО, ГШ, ЗШ, тормозными парашютами, шелковым бельём, АО, РЭО и т.д. - т.е авиационно-техническим имуществом занимается авиационно-техническая служба АТЧ. А вещевая обеспечивает военнослужащих ОБЩЕВОЙСКОВЫМ обмундированием. А это, как говорится, совсем другая история. yes
    1. +1
      11 ноября 2021 14:27
      Цитата: Shkodnik65
      Вещевая служба никакого отношения к ЛТО (а то, о чём Вы написали именно ЛТО) не имеет от слова АБСОЛЮТНО.

      Пока не готов с вами спорить.
  13. 0
    11 ноября 2021 15:22
    Продолжение надо однако!
  14. +1
    11 ноября 2021 16:39
    В 1964 году рота была из 23 трёх солдат и двух офицеров. На 23 солдата было два мундира. Хрущёв, всех фронтовиков отправил из армии. Многие пишут, что Сталин расстрелял спецов и командиров. Хрущёв не расстрелял, а из армии выкинул. За три года службы, когда во власти был Брежнев, мундиры не пошили. И, кто ходил в увольнение он брал в каптёрке мундир. И так этот мундир был переходным. Отлично, что хоть еда появилась, кроме картошки и селёдки. Пришли из училищ новые молодые лётчики, а летать не было на чём из-за нехватки горючего и спирта. Несколько раз в месяц поднимались три истребителя и сделав несколько кругов возвращались на аэродром, а нужно было учится и приобретать опыт. Так кем был Хрущёв для Советского Союза?!
  15. 0
    28 ноября 2021 17:32
    143 МРАД в гарнизоне Монгохто. 68-78 г.г. Нач. вещевого склада старшина, а затем прапорщик Нафиков. С ним можно было договориться заменить старую кожанку (оставленной себе) на боле свежую. Так появилась почти новая в моём гардеробе....
  16. 0
    6 декабря 2021 18:54
    ОБАТО - отдельный батальон авиационно-технического обслуживания. У нас в полку так и говорили, что есть два противостоящих блока НАТО и ОБАТО.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»