Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов

41

В последнее десятилетие в ряде стран ведутся работы по переоборудованию снятых с вооружения самолетов в ложные цели или даже носители авиационных средств поражения. Такие беспилотные летательные аппараты, двигаясь в первой волне авиационных средств нападения, впереди пилотируемых истребителей-бомбардировщиков, должны расчищать им путь, принимая на себя удары зенитных ракет и атаки истребителей-перехватчиков, имеющихся у обороняющейся стороны, выявлять нахождение зенитных позиций и радиолокационных станций. При подвеске авиационных средств поражения уничтожать обнаруженные ЗРК, обзорные РЛС и атаковать другие цели. В настоящее время на базе пилотируемых самолетов создаются транспортные беспилотники, предназначенные для доставки грузов в районы, где велика вероятность сбития пилотируемого военно-транспортного самолета.

Беспилотные Ан-2 в боевых действиях на территории Нагорного Карабаха



В сентябре-октябре 2020 года в ходе боевых действий на территории Нагорного Карабаха азербайджанская сторона очень активно и эффективно применяла дистанционно пилотируемые аппараты и барражирующие управляемые боеприпасы в основном турецкого и израильского происхождения.



Согласно информации, опубликованной в американских СМИ в начале 2020 года, в азербайджанских вооруженных силах имелось 2 израильских разведывательно-дозорных беспилотника Heron TP, 2 Hermes 900 и 10 Hermes 4507, около сотни «дронов-камикадзе» Sky Striker и полсотни Harop. На совместном с Израилем предприятии Azad systems выпускались дроны-разведчики Aerostar и «камикадзе» Orbiter.

«Звездой» этого конфликта стал БПЛА турецкого производства Bayraktar TB2. По неподтверждённым данным, Азербайджан к началу конфликта мог иметь до двух десятков таких дистанционно управляемых аппаратов.

Официальные российские СМИ весьма сдержанно комментировали ход конфликта и причины поражения армянских сил. Однако западные эксперты не стеснялись в комментариях, что в сочетании с опубликованными в Интернете видеосюжетами позволяло объективно судить о произошедшем.

На основании имеющейся информации можно сделать вывод, что командование вооруженных сил непризнанной Нагорно-Карабахской Республики оказалось не готово к войне и допустило грубейшие просчёты в планировании боевых действий. Особенно катастрофичный эффект носили ошибки в обеспечении маскировки военных объектов, планировании действий средств разведки, боевого управления, радиоэлектронного противодействия и противовоздушной обороны.

В качестве оправдания поражения армянской стороны часто приводится аргумент, что на территории Нагорного Карабаха в основном имелись устаревшие комплексы ПВО советского производства. Это, конечно, немаловажный фактор, но на основании информации, имеющейся в свободном доступе, можно сделать вывод, что расчёты зенитных ракетных комплексов в большинстве случаев действовали неграмотно, не получали внешнего целеуказания и зачастую не имели связи с вышестоящим звеном. В свою очередь, военное руководство НКР не смогло наладить эффективную работу пусть и отчасти устаревших, но вполне дееспособных средств ПВО, их взаимодействие, взаимное прикрытие, маскировку и своевременную смену позиций.

Всё это привело к тому, что азербайджанским военным удалось подавить систему противовоздушной обороны противника и, добившись господства в воздухе, переломить ход боевых действий в свою пользу.

Интересным и показательным моментом Второй карабахской войны стало использование устаревших самолетов Ан-2 для вскрытия системы ПВО обороняющейся стороны. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, Азербайджан переделал в радиоуправляемые беспилотники значительное количество устаревших бипланов.

Данные самолеты, находясь на грани выработки ресурса, были переоборудованы в БПЛА для того, чтобы «расчистить дорогу» для современных азербайджанских дронов и штурмовиков Су-25.

Азербайджан унаследовал от СССР более 70 бипланов, но к настоящему времени они находятся в конце своего жизненного цикла. Спутниковые снимки, сделанные незадолго до начала конфликта, зафиксировали на военном аэродроме Евлах, расположенном в 265 км к западу от Баку, около 60 самолетов Ан-2.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты Ан-2 на аэродроме Евлах, снимок сделан в июле 2020 года

Надо сказать, что подобный подход к применению машин, выработавших свой ресурс и подлежащих скорому списанию, вполне оправдан. Будучи тихоходным, достаточно крупным летательным аппаратом, хорошо заметным визуально и на экранах радиолокаторов, беспилотный Ан-2 заставлял реагировать систему ПВО НКР, отвлекал от более важных целей, вынуждал тратить на себя ракеты и демаскировал зенитные позиции, по которым впоследствии наносили удары современные беспилотники.

Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов

По меньшей мере в зоне конфликта было сбито 10 азербайджанских Ан-2. Единый информационный центр Нагорного Карабаха сообщал о 18 сбитых самолетах противника, не уточняя их тип.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты Ан-2 на аэродроме Евлах, снимок сделан в октябре 2021 года

Однако фактически Азербайджан мог потерять по разным причинам, в том числе и технического характера, гораздо больше переделанных в БПЛА самолетов Ан-2. На спутниковых снимках, сделанных в октябре 2021 года, видно, что на аэродроме в Евлахе количество бипланов на стоянке сократилось более чем в два раза.

В ряде источников говорится, что азербайджанские Ан-2 были пилотируемыми. Взлетев, пилот намертво закреплял органы управления, и выбрасывался на парашюте. Однако это представляется маловероятным, поскольку если летчик покидал самолет на значительном расстоянии от зоны конфликта, то это не гарантировало, что сильно изношенный биплан продолжит лететь в нужном направлении. А парашютирование в зоне боевых действий было сопряжено со смертельным риском.

Китайские БПЛА, переделанные из пилотируемых самолетов



Ещё до обострения ситуации в Нагорном Карабахе в китайском сегменте Интернета появилась информация, что в КНР создана беспилотная модификация самолета Y-5B (китайская версия Ан-2), получившая обозначение Feihong 98 (FH-98).

Китайский FH-98 позиционируется как крупнейший в мире беспилотный транспортный летательный аппарат с взлетной массой 5250 кг, грузоподъёмностью 1500 кг и внутренним объёмом грузового отсека 15 м3. Максимальная высота полета – 4500 метров, крейсерская скорость – 180 км/ч, практическая дальность – 1200 км, длина разбега с максимальной загрузкой – 235 м.


Первый полет FH-98, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, состоялся в 2018 году. Испытания прошли успешно, и со второй половины 2019 года началось переоборудование нескольких бывших в употреблении самолетов Y-5B в БПЛА FH-98.


Судя по кадрам, продемонстрированным на китайском телевидении, испытания проводились военными, а для управления грузовым дроном применялась наземная станция, созданная для других китайских разведывательно-ударных беспилотников. В ходе демонстрационного вылета с борта беспилотного биплана на парашюте в заданную точку был сброшен грузовой контейнер.

Основным назначением БПЛА FH-98 является доставка грузов в районы, где слишком велика вероятность того, что пилотируемый транспортный самолет или вертолет будет сбит противником. Помимо этого, беспилотник может также использоваться для сброса крупнокалиберных авиационных боеприпасов, постановки мин и как ложная цель.

Работы по созданию собственных беспилотников начались в КНР во второй половине 1960-х. Первые китайские БПЛА, поступившие в серийное производство, были созданы Сианьским северо-западным политехническим университетом. Аппараты Ва-2 и Ва-7 поступили на вооружение в начале 1970-х и предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии. Это были очень простые и дешёвые радиоуправляемые мишени из фанеры с поршневыми двигателями, запускаемые твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.

В 1976 году был налажен выпуск БПЛА СК-1 (ChangKong-1), который во многом являлся копией советской радиоуправляемой мишени Ла-17. Помимо тренировок расчётов ЗРК HQ-2 (китайская версия С-75) и отработки новых зенитных ракет, была создана модификация СК-1В, предназначенная для забора проб в ходе ядерных испытаний. Этот беспилотный аппарат впервые в «боевых условиях» применён на испытательном полигоне Лобнор в 1978 году, положив конец крайне опасной практике использования пилотируемых самолетов для взятия проб из облака ядерного взрыва.

В начале 1980-х началась переделка в радиоуправляемые мишени выработавших ресурс планера реактивных самолетов J-5 и JJ-5 (одноместные и двухместные модификации истребителя МиГ-17). Мишень, созданная на базе одноместного истребителя, получила обозначение Ва-5, а на базе УТС – Ва-5i.


Учебно-боевой самолет JJ-5

Радиоуправляемые летательные аппараты Ва-5 и Ва-5i, используемые до сих пор, способны самостоятельно осуществлять взлет и посадку. С целью изменения радиолокационного и теплового портрета на самолеты-мишени устанавливаются линзы Люнеберга и ИК-имитаторы. Для детального анализа при испытаниях новых противовоздушных систем на беспилотные мишени позднего выпуска смонтированы системы видеофиксации.

По состоянию на сегодняшний день большая часть беспилотных самолетов Ва-5 и Ва-5i сконцентрирована на авиабазе Хендогли.

Авиабаза Хендогли, расположенная в слабозаселённой северо-западной части Китая, в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия, является центром боевого применения ВВС НОАК. Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, в окрестностях авиабазы работает авиаремонтное предприятие, на котором устаревшие самолеты переоборудуют в радиоуправляемые мишени. На территории предприятия до недавнего времени хранилось около сотни выведенных из эксплуатации самолетов J-5 и JJ-5.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты J-5 и JJ-5 на стоянке в окрестностях авиабазы Хендогли

В этом районе также расположены космодром Цзюцюань, крупнейший в КНР авиационный полигон Дингсин и испытательный центр войск ПВО, известный как «Площадка № 72».

С учётом того, что ежегодно на полигоне в ходе боевых стрельб в последние годы уничтожалось приблизительно полтора десятка воздушных мишеней, беспилотных самолетов Ва-5 и Ва-5i в ВВС НОАК осталось уже немного.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты J-6 и JJ-6 на стоянке в окрестностях авиабазы Хендогли, снимок сделан в 2021 году

В настоящее время в радиоуправляемые мишени активно переделываются взятые с хранения истребители J-6 (китайская версия МиГ-19) и двухместные учебно-боевые JJ-6. Первый J-6 был переделан в мишень в 1995 году.


В 2015 году на китайском телеканале CCTV был показан сюжет, в котором говорилось, что во время летных соревнований «Золотой шлем» пилот истребителя J-11 Цзян Цзяи сбил ракетой беспилотный J-6.

По всей видимости, в будущем в беспилотные самолеты-мишени будут переделывать сверхзвуковые J-7 и J-8II, которые в настоящее время заменяются в строевых полках самолетами J-10, J-11 и J-16.


Сверхзвуковой истребитель J-6

Уже ко второй половине 1970-х годов истребитель J-6, спроектированный в начале 1950-х годов, считался устаревшим. В связи с экономическими и технологическими трудностями в Китае не могли в полной мере заменить J-6 современными на тот момент фронтовыми истребителями J-7 (копия МиГ-21) и перехватчиками собственной разработки J-8.


После появления в ВВС НОАК истребителей Су-27СК, начала их лицензионного производства на Шеньянском авиазаводе, по мере насыщения авиаполков современными самолетами, устаревшие истребители, не выработавшие летный ресурс, отправлялись на базы хранения.

В Китае официально простились с истребителем J-6 в 2010 году. Этот самолет, являющийся копией советского МиГ-19, являлся самым массовым реактивным истребителем в ВВС НОАК.


В общей сложности построено более 3000 экземпляров J-6 в варианте фронтового истребителя, перехватчика ПВО, разведчика и двухместного УТС. В середине 1970-х было выпущено небольшое количество беспилотных сверхзвуковых мишеней, известных как Во-6.


Внешне эта модель отличается от серийных истребителей J-6, переделанных в беспилотные модификации, отсутствием фонаря кабины. В западных источниках писали, что Во-6 мог использоваться как крылатая ракета, но соответствует ли это действительности, неизвестно. По сравнению с пилотируемой модификацией, радиоуправляемая мишень, лишённая фонаря кабины, из-за меньшего лобового сопротивления имела более высокую скорость полета. Но, судя по всему, было построено всего несколько радиоуправляемых самолетов Во-6.


Двухместный учебно-боевой самолет JJ-6

После того как J-6 официально сняли с вооружения, приблизительно ещё 5 лет несколько десятков самолетов эксплуатировались в летно-испытательных центрах, где на них выполняли учебно-тренировочные полеты, и использовали в исследовательских программах, сберегая ресурс современных истребителей. По западным оценкам, 700-800 истребителей J-6 законсервировали.


В годы «холодной войны» в различных районах КНР было создано примерно четыре десятка обширных подземных укрытий для авиационной техники, способных выдержать близкий ядерный взрыв. По американским данным, в рабочем состоянии до сих пор может находится до 30 укрытий.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты J-6 и J-7 на площадке неподалёку от входа в подземное укрытие в окрестностях авиабазы Инчуань, в Нинся-Хуэйском автономном районе. Снимок сделан в октябре 2020 года

В 1990-2000 годы в укрытиях, вырубленных в скалах, было сосредоточено несколько сотен устаревших, но всё ещё пригодных к дальнейшему использованию боевых самолетов.


Спутниковый снимок Google Earth: авиабаза Лушань

Значительное количество выведенных из эксплуатации самолетов сконцентрировано на авиабазе Лушань. Здесь вместе с бомбардировщиками Н-5 (китайская копия Ил-28) хранится более 300 истребителей J-6.


Спутниковый снимок Google Earth: самолеты J-6 и Н-5 на авиабазе Лушань

Ориентировочно с 2005 года начались работы по переделке снимаемых с вооружения самолетов в разведывательно-ударные дроны.

Как и в случае с радиоуправляемыми мишенями, в процессе переоборудования с самолетов демонтировалось катапультное кресло, кислородная система, пушечное вооружение, прицельное оборудование и связная аппаратура.


Беспилотный J-6 получил систему дистанционного управления по радиоканалу, инерциальную и спутниковую навигационную аппаратуру. Программируемый автопилот способен совершать полет по заранее заданной программе в случае утраты внешнего контроля.


На первом этапе беспилотные J-6 вооружались свободнопадающими 100 и 250 кг авиабомбами общей массой до 1500 кг. При максимальной боевой нагрузке дальность полета составляет 600 км. В случае необходимости при выполнении разведывательных полетов могут быть подвешены сбрасываемые баки.


Самолет, в кабине которого больше нет летчика, после загрузки полетного задания в автопилот, способен самостоятельно выходить в точку с заданными координатами и осуществлять бомбометание.


В этом случае уязвимыми могут оказаться площадные цели, такие как крупные предприятия, военные базы, аэродромы, нефтеперерабатывающие заводы и хранилища ГСМ, склады и транспортные узлы. Сообщается, что беспилотники также способны осуществлять постановки морских мин.

В китайских источниках ничего не говорится о другом вооружении беспилотных J-6. Однако логично предположить, что с учётом стремительного прогресса НОАК в области систем радиоэлектронного противодействия и высокоточных вооружений, беспилотные реактивные истребители при выполнении миссий по прорыву вражеской ПВО могут быть оснащены аппаратурой постановки активных и пассивных помех, а также противорадиолокационными ракетами, предназначенными для уничтожения станций наведения ЗУР, наземных и морских РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов. Кроме того, доработанные беспилотные J-6 способны нести разведывательные контейнеры, с трансляцией информации по радиоканалу в режиме реального времени.

Дистанционное управление полетом по радиоканалу осуществляется с наземного командного пункта или с воздушного КП на базе военно-транспортного Y-8 (китайская версия Ан-12).

В 2015 году на авиабазе Аньшунь была возведена инфраструктура, необходимая для управления БПЛА по спутниковым каналам, что теоретически позволяет руководить действиями беспилотных аппаратов и практически мгновенно получать разведывательную информацию с дрона, находящегося в любой точке земного шара. Здесь имеется как стационарная, так и мобильная аппаратура управления и спутниковой связи.


Спутниковый снимок Google Earth: мобильная аппаратура управления БПЛА по спутниковым каналам на авиабазе Аньшунь

Хотя выпуск J-6 и двухместной учебно-тренировочной модификации JJ-6 осуществлялся на авиазаводе в Шеньяне (сейчас Шэньянская авиастроительная корпорация), судя по спутниковым снимкам, переоборудование снятых с вооружения истребителей в беспилотники происходило на предприятии Сианьской авиапромышленной корпорации.


Спутниковый снимок Google Earth: бомбардировщик Н-6, истребители J-8II и J-6 на заводском аэродроме Сиань Яньлян

Есть основания полагать, что помимо откровенно устаревших самолетов J-6 в разведывательно-ударные БПЛА переделывают относительно свежие фронтовые истребители J-7C/D и перехватчики J-8IIH, J-8IIF, J-8IIDF, о чём также свидетельствуют спутниковые снимки, находящиеся в свободном доступе.


Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА J-6 и J-7 на авиабазе Лунтянь (Хоулинкун), расположенной в 170 км от Тайваня

Примерно 8 лет назад в ВВС НОАК началось формирование отдельных беспилотных эскадрилий специального назначения, укомплектованных радиоуправляемыми истребителями, которые находятся в прямом подчинении командования военных округов. Основным назначением беспилотников, которые на экранах РЛС невозможно отличить от боевых истребителей, является вскрытие системы противовоздушной обороны противника и нанесение ракетно-бомбовых ударов по стационарным целям с известными координатами. В мирное время личный состав и техника беспилотных эскадрилий привлекаются для организации учебного процесса истребительной авиации и войск ПВО.


Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА J-6 и самолет ДРЛО KJ-500 на авиабазе Ляньчен

С учётом аэродромов развертывания беспилотных самолетов в провинциях Фуцзянь и Гуандун, можно с полной уверенностью констатировать, что в основном они предназначены для действий против Тайваня.

Китайские БПЛА, созданные на базе устаревших истребителей, представляют собой грозную силу. Исходя из имеющихся данных, иностранные эксперты считают, что только беспилотных J-6 в КНР развернуто не менее 300 единиц.

Впрочем, эти аппараты не лишены серьёзных недостатков. По трудоёмкости обслуживания, времени подготовки к вылету и затратам они практически не отличаются от пилотируемых самолетов, что требует наличия специфического наземного оборудования и хорошо подготовленного технического персонала. Кроме того, БПЛА J-6 не способен летать в строю, и это означает, что каждый беспилотник летит к цели по одиночке. С учётом того, что минимальный интервал запуска составляет 3 минуты, для того чтобы поднять в воздух эскадрилью из 12 машин, потребуется более получаса. Это в свою очередь не позволяет использовать беспилотные истребители в звездных налетах, и снижает их боевую эффективность.

Тем не менее боевая ценность устаревших беспилотных истребителей очевидна. Их применение позволяет сберечь самый главный невозобновляемый ресурс – жизни пилотов.

В следующей публикации мы рассмотрим, как используют списанные истребители в США, и как с этим дело обстоит у нас.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 ноября 2021 07:13
    Сергей, Ваша манера написания обзорных статей - это одна из причин почему я "прикипел" к ВО. И ведь какое верное замечание: эксплуатация БПЛА, доработанных из устаревших типов, требует по сути той же инфраструктуры, что и для старого пилотируемого борта и специалистов, имеющих навыки обслуживания и обеспечения полетов этих старых бортов. Это один из краеугольных вопросов этой концепции. Получаются забавные "ножницы" : "чрезмерно" доработать борт экономически накладно, а ТОиР "по-старинке" трудозатрен
    1. +4
      8 ноября 2021 07:25
      Такие беспилотные летательные аппараты, двигаясь в первой волне авиационных средств нападении

      Война в Карабахе показала, что такие БПЛА использовались во всех волнах атак вплоть до последних дней. То есть ложные эскадрильи способны отвлечь на себя основные силы ПВО.
    2. +6
      8 ноября 2021 07:44
      Получаются забавные "ножницы" : "чрезмерно" доработать борт экономически накладно, а ТОиР "по-старинке" трудозатрен


      Не совсем прав автор. Было две части "НИАС-78". Так вот, во второй , предназначенной для военного времени убиралось большинство проверок . И всё сводилось к заправил-подвесил- полетел. Причём даже заправил тем "что подвернулось". Утрирую немного, но почти так. Так что разницы, что "Валькирию" ( "Охотник"), что МиГ-19 запустить в небо особой не будет. Нет лётчика - на многое можно наплевать . Тем более в войну.
      1. +3
        8 ноября 2021 08:13
        Цитата: dauria
        Не совсем прав автор.

        А в чём именно автор не прав?
      2. +6
        8 ноября 2021 15:46
        Цитата: dauria
        Не совсем прав автор. Было две части "НИАС-78". Так вот, во второй , предназначенной для военного времени убиралось большинство проверок . И всё сводилось к заправил-подвесил- полетел. Причём даже заправил тем "что подвернулось". Утрирую немного, но почти так. Так что разницы, что "Валькирию" ( "Охотник"), что МиГ-19 запустить в небо особой не будет. Нет лётчика - на многое можно наплевать . Тем более в войну.

        Простите, а сейчас "особый период" ? В военное время стоимость лётного часа любого самолёта не будет иметь особого значения, тем более, что для беспилотного J-6 с вероятностью 0,9 это будет "полёт в одну сторону".
        1. 0
          8 ноября 2021 17:20
          Простите, а сейчас "особый период" ?


          Не юлите .. Ваша фраза ? ".По трудоёмкости обслуживания, времени подготовки к вылету и затратам они практически не отличаются от пилотируемых самолетов "
          Почему предполётная ( к повторному , послеполётная ) подготовка "Охотника" или "Валькирии" будет проще БПЛА на базе планера МиГ-19 ? Тем более если переделка заводская, серийная и продумана теми же конструкторами как раз с целью уменьшения трудозатрат .
          Для китайцев всё складывается более чем удачно . Сухой пустынный климат без перехода нуля для долговременного складского хранения, сотни готовых планеров с остатком ресурса ( причём , совсем не так рассчитанного , а по нормам пилотируемых самолётов )
          Тем более с таким сверхзвуком, пусть даже в конце атаки . Грех выкидывать.
          1. +5
            9 ноября 2021 01:31
            Цитата: dauria
            Не юлите ..

            Если Вы хотите, что бы с вами общались конструктивно, выбирайте пожалуйста выражения.
            Цитата: dauria
            Почему предполётная ( к повторному , послеполётная ) подготовка "Охотника" или "Валькирии" будет проще БПЛА на базе планера МиГ-19 ? Тем более если переделка заводская, серийная и продумана теми же конструкторами как раз с целью уменьшения трудозатрат .
            Какое отношение указанные Вами аппараты имеют к данной публикации? request
            Для большинства читателей ( но не для Вас) совершенно очевидно, что под "пилотируемыми самолётами" имелись ввиду пилотируемые J-6, речь ведь идёт о конкретном БПЛА. Конечно, беспилотник созданный на базе этого истребителя лишен ряда систем, и встроенного пушечного вооружения, что в какой то мере облегчает работу наземного технического персонала, но по большей части узлов и агрегатов это тот же самый летательный аппарат, требующий почти таких же трудозатрат при подготовке к вылету.
            1. 0
              9 ноября 2021 05:56
              но по большей части узлов и агрегатов это тот же самый летательный аппарат,

              "Валькирия" и "Охотник" - два аппарата с ТРД. Худо -бедно дотягивают до МиГ-19. По нагрузке на крыло, на мощность . По массе и боевой нагрузке . Не с игрушечным же "байрактаром" сравнивать . Двигатель, топливная система, гидросистема , пневматическая , система электропитания , противообледенительная и противопожарная , автопилот и комплес РЭО от связи до навигации - всё это так или иначе есть на "Охотнике" и на "Валькирии" . Не может не быть. И никуда не уйти от заправки топливом и маслами , воздухом , подвески боеприпасов и зарядки аккумуляторов. Единственное, что может снизить трудозатраты - это либо комплекс ВСК ( встроенного контроля) , либо вообще наплевать на контроль и работать по состоянию , положившись на ресурс и расчет интенсивности отказов. Так это и на МиГе сделать можно.
              Беспилотный МиГ и любой "настоящий чистый " беспилотник при сходных размерах и ЛТХ будут и трудозатраты жрать одинаково.
              Хотите сэкономить на обслуживании - купите ящик НУРСов С-5 кпб и запускайте прямо с земли. Так и их, падла , открывать и проветривать полагается.
              1. +3
                9 ноября 2021 06:12
                Цитата: dauria
                Беспилотный МиГ и любой "настоящий чистый " беспилотник при сходных размерах и ЛТХ будут и трудозатраты жрать одинаково.

                Не факт. no МиГ-19 - это истребитель созданный в начале 50-х. Странно его сравнивать с беспилотными аппаратами созданными спустя 60 лет. У них однозначно будет разная топливная эффективность, сверхзвуковой истребитель имеет худшее весовое совершенство и требует больше нормо-часов на час полёта.
    3. +6
      8 ноября 2021 15:43
      Николай, здравствуйте!
      Цитата: Николай Р-ПМ
      , Ваша манера написания обзорных статей - это одна из причин почему я "прикипел" к ВО.

      Спасибо! Ваша положительная оценка, как авиационного специалиста особенно приятна! drinks
      Цитата: Николай Р-ПМ
      И ведь какое верное замечание: эксплуатация БПЛА, доработанных из устаревших типов, требует по сути той же инфраструктуры, что и для старого пилотируемого борта и специалистов, имеющих навыки обслуживания и обеспечения полетов этих старых бортов.

      Теме не менее, такой подход вполне оправдан.
      1. +4
        8 ноября 2021 19:27
        Объективности ради я - узкий авиационный специалист, лишь по одной системе агрегатов
  2. +8
    8 ноября 2021 09:45
    hi
    Статья как всегда хороша, лайк!
    Немного об азербайджанских Ан2 от бмпд:
    "Для подавления системы ПВО Армении в Карабахе, командованием ВВС Азербайджана была разработана операция «Карабахский ларец». Данная операция состояла из следующих составных частей:

    1. Для того чтобы заставить противника ввести в действие все свои ЗРК, было принято решение организовать имитацию массированного авиационного удара с использованием самолетов, вертолетов и БЛА. Данные летательные аппараты не входя в зону поражения ПВО совершали различные маневры.

    2. Чтобы противник не раскрыл данный замысел, было решение запускать в зону поражения ПВО самолеты Ан-2. Пилоты направляли Ан-2 в зону поражения ПВО, а сами выпрыгивали из самолета с парашютом.

    3. Чтобы Ан-2 выглядели как настоящие боевые самолёты их начиняли различными бомбами. Если бы противник не сбил данные самолеты, они использовались бы как дроны-камикадзе.

    4. Данные ложные цели должны были заставить противника впустую тратить дорогостоящие ракеты комплексов «Тор-М2КМ», которые у него имелись в ограниченном количестве. Данной цели удалось добиться, так как в течении некоторого времени, в связи с нехваткой ракет, противник не мог использовать «Тор-М2КМ».

    5. Далее барражирующие боеприпасы Harop, Skystriker и Orbiter-1k, и БЛА Bayraktar ТB2, уже находящиеся в воздухе, наносили удары по выявленным средствам ПВО.

    6. Для поддержки действий БЛА и затруднения действий ЗРК активно задействовались средства РЭБ, которые ставили помехи в работе систем ПВО противника.

    7. С помощью технических средств создавались ложные электронные цели для систем ЗРК противника.

    8. С использованием установленных на вертолётах ракет Spike-NLOS с дальностью до 30 км наносились удары по системам ПВО противника.

    В первый день операции удалось уничтожить до 60% ЗРК противника. До конца войны противник так и не смог вскрыть «Карабахский ларец»."

    https://bmpd.livejournal.com/4423495.html

    Видео не Ютубе есть, не прикладываю, ссылка на Ютубе открывается только после подтверждения возраста и разных регистраций.
    1. -4
      8 ноября 2021 09:52
      И как

      Цитата: Wildcat
      Если бы противник не сбил данные самолеты, они использовались бы как дроны-камикадзе.

      если


      Цитата: Wildcat
      Пилоты направляли Ан-2 в зону поражения ПВО, а сами выпрыгивали из самолета с парашютом

      ?
      Кто и каким способом направил бы эту арахаику в атаку на цель если летчики давно выпрагнули с парашютом
      1. +4
        8 ноября 2021 09:54
        Хороший вопрос, как только выясню - непременно сообщу.
        1. -1
          8 ноября 2021 09:57
          Не тратьте зря свое время...это просто байки
          1. +3
            8 ноября 2021 13:57
            hi
            ИМХО, вся статья об этих "байках", и есть даже кусок о Ан2 и клонах Ан2.
            Как технически это сделать - вопрос даже перед китайцами не стоит.
            Как это делали азербайджанцы - автопилот, удаленное управление, "долив горючки на 50 км" - не знаю, но как узнаю laughing -непременно сообщу.
            yes
            1. Комментарий был удален.
            2. +5
              8 ноября 2021 20:58
              Видео по опционально беспилотному Ан-2 можно по этой ссылке посмотреть. Весь процесс показан. Взлёт, покидание экипажа самолёта, бомбы.
              https://t.me/istorijaoruzija/26371

              Репортаж с места применения:
              1. +4
                8 ноября 2021 23:25
                Спасибо!
                Интересное видео, раньше не видел.
        2. +1
          10 ноября 2021 07:25
          непременно сообщу.


          Не имеет смысла laughing , у этого румына одна цель -- маленько напукать, остальное его не интересует. wink
  3. +3
    8 ноября 2021 09:48
    hi
    "Первый полет FH-98, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, состоялся в 2018 году. Испытания прошли успешно, и со второй половины 2019 года началось переоборудование нескольких бывших в употреблении самолетов Y-5B в БПЛА FH-98."

    И немного о FH-98 с того же бмпд:
    " Как сообщает пресс-служба крупного транспортного холдинга SF Express (Group) Co., Ltd.- второго по величине китайского холдинга по доставке грузов, 21 августа 2020 года в аэропорту Баотоу (Автономный район Внутренняя Монголия КНР) приземлился, совершив свой первый коммерческий рейс по доставке грузов, беспилотный летательный аппарат Feihong 98, разработанный компанией China Aerospace Science and Technology Group Co., Ltd. на базе легкого многоцелевого самолета Y-5B, который в свою очередь является лицензионной копией советского самолета Ан-2. Полет продолжался один час. "
    https://bmpd.livejournal.com/4118890.html
  4. +5
    8 ноября 2021 11:35
    МиГ - 19 идущий на малой высоте и близкой к предельной для него у земли скорости , да ещё с небольшим маневрированием (малыми частыми постоянными отворотами право-лево) штука очень серьёзная и очень трудно сбиваемая. Особенно в равнинных местностях, когда не надо делать подскоков. Правда в радио и теле управляемом варианте здесь могут быть проблемы. Это бастродействие в управлении и учёт определённых факторов при близости земли , ну и самообладание , мастерство и опыт оператора исли он его ведёт.
  5. +1
    8 ноября 2021 12:16
    использование устаревших самолетов Ан-2 для вскрытия системы ПВО обороняющейся стороны. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, Азербайджан переделал в радиоуправляемые беспилотники значительное количество устаревших бипланов

    Здесь же на ресурсе была информация, что АН-2 пилотировали, а затем летчики прыгали с парашютом, а дальше самолет летел сам, вскрывая обстановку. Если это тоже БПЛА, тогда да.
  6. +3
    8 ноября 2021 18:31
    Тут Азербайджанцы говорили, что АН-2 не были беспилотными. Их лётчики покидали с парашютом...
    Кстати, "неэффективность" российских ТОР -ов против расхваленых бацрактаров тоже , как я и говорил в свое время, объяснили сами Азербайджанцы в фильме документальном. Армяне тупо расстреляли весь бк по всяким ложным целям-приманкам...
    Как выяснилось, помогло грамотное планирование.
    А в кривых руках, что самолёт, что БПЛА, что ЗРК - не более чем железо, пусть даже самое технологичное...
  7. 0
    8 ноября 2021 20:00
    Всё это не ново.Проходя срочную службу ещё в73-75годах был свидетелем запуска мишеней из списанных Миг-15,17,19.У нас в авиационном полку был мишенный отдел,численностью до роты,который проводил подготовку самолётов в безпилотном режиме для испытания ракет системы ПВО.Сарышаган
    1. +6
      9 ноября 2021 01:33
      Цитата: Наблюдатель_2
      Всё это не ново

      Вы статью читали, или только картинки смотрели? Переделанные в мишени МиГи могли нести оружие и использоваться для прорыва ПВО? no
      Речь в публикации как раз об этом.
      1. +3
        10 ноября 2021 07:29
        Сергей, привет! smile

        Вот, добрался и прочитал.
        Интересно, я понятия не имел, что в Карабахе использовались беспилотники на базе АН-2.
        А китайцы молодцы, они Тайвань просто завалят беспилотными камикадзе laughing (шутка, ясное дело), но они действительно молодцы.

        Как жизнь в ваших краях, у нас уже зима на подходе. smile drinks
        1. +5
          10 ноября 2021 07:59
          Константин, здравствуйте!
          Серёжа на дежурстве, будет вечером.
          У нас очень резко похолодало, прошел ледяной дождь и дороги превратились в каток. В ближайшие несколько суток по ночам обещают ниже -20.
          1. +3
            10 ноября 2021 08:11
            Доброе утро, Ольга love smile

            Вечером спишемся, если спать не улягусь, опять было вынужденное ночное "дежурство".
            У нас, слава Богу, обошлось без ледяного дождя, но погода весьма мерзопакостная, даже кот выходит в сад исключительно по крайней нужде, а это реальный показатель. sad

        2. +4
          10 ноября 2021 11:16
          Цитата: Морской Кот
          Сергей, привет!

          Костя, добрый вечер!
          Цитата: Морской Кот
          А китайцы молодцы, они Тайвань просто завалят беспилотными камикадзе laughing (шутка, ясное дело), но они действительно молодцы.

          Ну, в Тайбэе явно не до смеха. Военная мощь НОАК растёт с каждым годом.
          В США тоже очень рачительно распоряжаются списанной авиатехникой. Следующая часть в основном будет посвящена списанным американским истребителям переделанным в беспилотные прорыватели ПВО и мишени.
          1. +3
            10 ноября 2021 11:55
            У нас ещё полдень. smile

            Только вернулся из магазина, ледок под колёсами потрескивает, но солнце как летом.

            Интересно, а у нас как с этим делом, бардак как обычно? wink drinks
            1. +3
              10 ноября 2021 11:58
              Цитата: Морской Кот
              Только вернулся из магазина, ледок под колёсами потрескивает, но солнце как летом.

              За окном -3, идёт сильный снег. После снегопада ожидается резкое похолодание.
              Цитата: Морской Кот
              Интересно, а у нас как с этим делом, бардак как обычно?

              Всё печально...попытаюсь в рамках дозволенного про это тоже написать.
              1. +3
                10 ноября 2021 12:02
                Всё печально..


                Что за жизнь, за что ни спроси... Ладно, чёрт с ним со всем, может и вылезем опять с нашим национальным поХфигизмом.
                1. +4
                  10 ноября 2021 12:03
                  Цитата: Морской Кот
                  Всё печально..


                  Что за жизнь, за что ни спроси... Ладно, чёрт с ним со всем, может и вылезем опять с нашим национальным поХфигизмом.

                  Для этого необходимо не только поменять "вождей", но и призвать их к ответу. Иначе ничего в лучшую сторону не изменится. no
                  1. +2
                    10 ноября 2021 12:08
                    В своё время кое-кого поставили к стенке и что? Прошло время и всё опять покатилось в ту же яму.
                    Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что были правы эти ребята:
                    1. +3
                      10 ноября 2021 12:14
                      Цитата: Морской Кот
                      В своё время кое-кого поставили к стенке и что? Прошло время и всё опять покатилось в ту же яму.

                      На мой взгляд, "покатилось в яму" потому, что нет спроса за дела. Вседозволенность - это следствие безнаказанности и несменяемости.
                      Цитата: Морской Кот
                      Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что были правы эти ребята...

                      Не знаю, если это так, то наша страна обречена. С другой стороны, мне известно не мало примеров, когда вменяемые руководители вытаскивали свои страны из глубокой зад-ницы.
                      1. +2
                        10 ноября 2021 12:41
                        Вседозволенность - это следствие безнаказанности и несменяемости.


                        Что мы имели практически всегда, включая сегодня. request

                        ... мне известно не мало примеров, когда вменяемые руководители вытаскивали свои страны из глубокой зад-ницы.


                        Мне тоже поначалу кое-кто казался вменяемым, но... чем дальше в лес, тем ну её нахрен, это я про ёлку, типа падал прошлогодний снег. laughing

  8. +4
    8 ноября 2021 22:57
    Статья зачётная! Вот только наши этим не начали бы заниматься. Аэродромы, наземный персонал, инфраструктура, поддержка КБ,переделка изделия в беспилотник, обучение и содержание операторов, вооружение... И это так, на вскидку.
    Нам надо для прорыва вражьих ПВО что-то другое. Да и с нашим климатом вряд ли что-то можно подобрать годное. Разве что из списываемых сейчас создавать эскадрильи БПЛА-камикадзе.
  9. +4
    9 ноября 2021 18:10
    Как всегда отличный материал от Сергея good
  10. 0
    21 декабря 2021 20:20
    Китайцам то чего экономить летчиков? Проще новых обучить. Населения хватает.
    1. 0
      18 января 2022 02:41
      Это дорого и медленно. Дело не в населении.
      1. 0
        18 января 2022 23:27
        Ну щас уже не так дорого. Да и классов побольше сделать и все. Погоняют на тренажерах, которые уже приближенные к реальным самолетам. Потом каждого с инструкторами в несколько полетов на УБ и очередная партия летчиков готова.Они смогут и пару академий для подготовки летного состава на 1000 человек создать. И выпускать каждый год.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»