Боевые самолеты. Тайфун после урагана или третий лишний… почти "Фокке-Вульф"

52
Боевые самолеты. Тайфун после урагана или третий лишний… почти "Фокке-Вульф"

Тот случай, когда третий реально мог оказаться лишним. А виной всему был Сидней Кэмм, личность одиозная и гениальная одновременно. Яковлев и Туполев в одном флаконе, если такое сравнение никого не покоробит.

Ум и желание творить на благо своей страны вылилось у Кэмма в то, что одновременно велись работы над несколькими проектами. По воспоминаниям сотрудников «Хоукера» порой «в кабинетах царил ад…».



Проблема заключалась в том, что спорить с Кэммом было бесполезно, можно было либо работать над проектами, либо бежать без оглядки.


Сидней Кэмм, еще не сэр

Кэмм создал «Урагана», то есть, «Харрикейна», который стал основной силой на пути немецких армад в «Битве за Британию». Да, самолет был более чем неоднозначный, но он был.

А потом появился «Спитфайр». И Кэмм понял, что век «Харрикейна» будет недолог и уже перед войной начал переговоры с министерство авиации о том, что начнет разрабатывать новый самолет, на замену «Урагану».

В Дирекции по техническому развитию к идее Кэмма отнеслись благосклонно. Но когда Кэмм и представители министерства авиации озвучили свои желания, начались форменные сражения, поскольку видения Кэмма и представителей Дирекции несколько различались. Точнее – различались очень значительно.

Кэмм планировал создать массовый универсальный истребитель на замену «Харрикейну», а вот в министерстве обороны хотели видеть самолет, который встал бы в один ряд со «Спитфайром». Не заменяя его, а дополняя.

По планам руководства авиации Великобритании, требовался некий истребитель-перехватчик, самолет, не ориентированный на маневренный бой, а предназначенный для сражений с бомбардировщиками и тяжелыми двухмоторными истребителями сопровождения.

То есть, вместо маневренности – скорость, высота и тяжелое вооружение.


Кстати, развернувшаяся позднее «Битва за Британию» подтвердила эти выкладки: маневренные Bf.109 не имели должного радиуса действия, и вся тяжесть защиты немецких бомбардировщиков при налетах на британские города легла на крылья и пулеметы Bf.110, которые были именно такими, двухмоторными и не предназначенными для «собачьей свалки».

Чем закончились сражения в небе Британии, мы в курсе.

Ну и вооружение нового самолета должно было бы отличаться от того же «Харрикейна».

Кэмм планировал установить на самолет жуткую батарею из 12 пулеметов калибром 7,69-мм. Но уже тогда в министерстве авиации Великобритании понимали, что будущее за бронированными бомбардировщиками и пулеметы 7,69-мм будут откровенно слабы.

Собственно, так и получилось в будущем. Но уже в 1938 году в министерстве авиации настояли на том, чтобы Кэмм пересмотрел вооружение нового самолета в сторону пушечного. Пушки казались более реальным оружием против бомбардировщиков.


На протяжение года шли споры относительно роли нового самолета, но в итоге победили деятели из министерства: самолету суждено было стать истребителем-перехватчиком с очень мощным для того времени пушечным вооружением.

Затем начались ставшие уже классикой муки творчества с двигателями. Кэмм и министерство решили, что самолет должен получить максимально сильный двигатель, мощностью около 2 000 л.с. И было очень соблазнительно попробовать что-то совсем новаторское и экспериментальное.

Например, «Сейбр» от фирмы «Нэпир». Это был весьма интересный мотор, Н-образный, 24-цилиндровый двигатель водяного охлаждения. Двигатель обещал очень высокие характеристики, несмотря на то, что действительно, нововведений в нем было очень много. Например, бесклапанное гильзовое газораспределение.

Вторым претендентом был «Валчер» от «Роллс-Ройса». Тоже была весьма оригинальная конструкция, Х-образный мотор, созданный путем посадки на один вал двух V-образных моторов «Перегрин», давно освоенных в производстве и суливших как минимум, надежность.

Оба мотора находились в стадии доработки, то есть, были весьма «сырыми», хотя и многообещающими.

В итоге работы над новым самолетом шли в довольно спокойном темпе. Гром грянул 15 января 1938 года, когда десять авиастроительных фирм получили предложение участвовать в конкурсе на создание самолета-перехватчика с четко определенными характеристиками: быстрый, высотный, с хорошей скороподъемностью и вооруженный четырьмя пушками 20-мм. Маневренность в первоочередных требованиях отсутствовала.

В «Хоукере» начался ад созидания и уже 22 апреля министерству были предложены ДВА проекта истребителя-перехватчика. Первый был обозначен как «Type R» и оснащался двигателем Роллс-Ройс «Валчер», второй назвали «Type N» и его сердцем был Нэпир «Сейбр».

Проекты в министерстве понравились и «Хоукеру» заказали по два прототипа для проведения испытаний. Самолет с «Валчером» назвали «Торнадо», с «Сейбром» - «Тайфун».


"Торнадо"


"Тайфун"

Фактически это был один и тот же проект с существенно переделанной под двигатели носовой частью. Самолеты сохранили пространственную раму из стальных труб, как у «Харрикейна», но заметно увеличились в размерах.

В отличие от «Харрикейна», новые самолеты были полностью металлическими. Монокок стаал полностью металлическим, дюралевая же обшивка крыльев принимала на себя часть нагрузок на крыло.

Самолеты получились похожи, только в носовой части наблюдались различия: у «Тайфуна» была характерная «борода» от водяного радиатора, который расположили под мотором, а у «Торнадо» радиатор разместили по образцу и подобию «Харрикейна», в бронированной ванне под центропланом. И по разному были выведены выхлопные патрубки: у «Сейбра» в один ряд, У «Валчера» в два ряда.

Так как министерство дало указание построить по два экземпляра каждой модели, Кэмм решил построить самолеты с разным видом вооружений. «Модель А» вооружалась 12 пулеметами, «Модель В» - четырьмя 20-мм пушками «Испано».


Интересно была реализована система незамерзания стекол, что было очень полезно для длительных полетов на больших высотах. Прозрачные панели остекления кабины были сделаны двойными: первая из бронестекла толщиной 38 мм, вторая из бронестекла толщиной 5 мм. Между ними подавался горячий и сухой воздух от двигателя, что полностью предотвращало обледенение стекол.

Первым в воздух был поднят «Торнадо». Двигатель «Валчер» был готов немного раньше, чем «Сейбр», плюс строящийся «Тайфун» был сильно поврежден случайно залетевшей на территорию завода в Кингстоне немецкой бомбой. Вообще немцы пытались разбомбить расположенную рядом железную дорого, а попали в хорошо замаскированный завод.

Так что первым полетел «Торнадо». Это случилось 6 октября 1939 года. Летные характеристики самолета оказались просто превосходными, однако, на больших скоростях свыше 650 км/ч сильно возрастало аэродинамическое сопротивление. Виноватой оказалась ванна радиатора, и «Торнадо» оборудовали радиатором, как у «Тайфуна». Летные данные значительно улучшились.

«Тайфун» поднялся в воздух 24 февраля 1940 года. Самолет был неплох, но пришлось возвращать на завод и дорабатывать хвостовое оперение, так как прототип неустойчиво вел себя в полете.


Аналогично поступили с оперением и на «Торнадо». В итоге самолеты стали еще более похожи друг на друга.

У министерства авиации был интересный план по строительству самолетов. Планировалось к сентябрю 1941 года построить около 1 000 самолетов в такой пропорции: 500 штук «Торнадо», поскольку «Валчер» казался более надежным, 250 «Тайфунов», и 250 той модели, которая окажется лучше в эксплуатации. «Тайфун» и «Торнадо» должны были собирать параллельно.

Однако в мае 1940 года министерство авиации Великобритании устами министра лорда Бивербрука объявило о том, что вводится «программа пяти». То есть, все усилия промышленности сосредотачиваются на производстве истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр» и бомбардировщиков «Веллингтон», «Уитли» и «Бленхейм».

Производство «Тайфуна» и «Торнадо» было отложено практически до окончания «Битвы за Британию».

5 мая 1940 года поднялся в небо второй «Тайфун», а 5 декабря - второй опытный «Торнадо». Оба самолета были вооружены по типу «В», то есть, с пушками в крыльях. Первые опытные экземпляры были с пулеметами. Началась программа практических испытаний.

И в результате этих испытаний «Торнадо» сошел с дистанции. Его подвел мотор. «Валчер» так и не стал тем двигателем, который мог бы считаться надежным. Даже замена «Валчер II» на более сильные «Валчер V» не дала ожидаемых результатов.

В итоге, очень сильно занятая модернизациями «Мерлина» фирма «Роллс-Ройс» разочаровалась в «Валчере» и прекратила работы по его отладке. Вместе с «Валчером» ушел и проект бомбардировщика «Манчестер», который сменил «Ланкастер» с четырьмя «Мерлинами».

Потому «Торнадо» не вышел за рамки прототипа. Кроме прототипов был изготовлен только один серийный самолет, который использовали в стендовых испытаниях. А наработки по «Торнадо», в том числе и эксперименты по установке различных двигателей (Райт Р-2800, Бристоль «Центавр» и Фэйри «Монарх») пригодились при работах по «Темпесту». Но это уже другая история.

А «Тайфун» тоже отложили в недолгий, как оказалось, ящик. Заказ на перехватчик могли запросто аннулировать, но помогли немцы. В конце лета 1941 года на Западном фронте дебютировал «Фокке-Вульф» FW.190A, который значительно осложнил жизнь пилотам «Спитфайров». Про «Харрикейны» даже говорить не будем.

«Фокке-Вульфам» надо было что-то противопоставлять, и делать это немедленно. И тут вовремя вспомнили о «Тайфуне». Весной 1941 года началось серийное строительство самолета, а 27 мая в небо поднялся первый серийный «Тайфун».


Правда, вооружение самолета состояло из 12 пулеметов. Очень предусмотрительно со стороны Кэмма было разработать такую схему, потому что вооружить самолеты пушками не представлялось возможным. Не хватало ленточных механизмов подачи снарядов, которые выпускались во Франции, в Шательро, по лицензии. Производство всех комплектующих к пушкам «Испано» заняло много времени и усилий.

Кроме пулеметов первые «Тайфуны» имели непрозрачный гаргрот за кабиной летчика и двигатели «Сейбр I».

Двигатель «не тянул». Да, он был более надежен, чем «Валчер», но с «Сейбром» истребитель разгонялся только до 620 км/ч, в то время как расчеты обещали 750 км/ч, а в министерстве были не столь оптимистично настроены и ждали скорости в 645 км/ч. Только к самому концу серии, проведя целый ряд доработок, скорость подняли до 663 км/ч. Скороподъемность тоже была недостаточной.

Мотор стал ахиллесовой пятой самолета. «Сейбр» выдавал ресурс не более 25 часов. Это больше, чем на первых испытаниях, когда мотор работал не более 10 часов, но все равно, катастрофически мало. Но зачастую «Сейбры» выходили из строя, не отработав даже 25 часов.

В полете «Сейбр» частенько перегревался, и его заклинивало при наборе высоты. Он мог воспламениться на взлете. Если учесть, что рядом с креслом пилота шли магистрали от бензобаков, то обнаружив, что из-под ног тянет дымом, летчики еще на старте выскакивали из кабин. Порой это было весьма и весьма оправдано.

Еще одной головной болью в прямом смысле этого слова стали выхлопные газы, попадавшие в кабину летчика через перегородку между двигателем и кабиной. Летчики имели возможность отравиться выхлопными газами. Еще газы пропускал коллектор, отводивший их для обогрева пулеметов.

Были проведены работы, коллектор и переборку загерметизировали, выхлопные патрубки удлинили, но проблемы это решило частично. Потому британские летчики со временем привыкли, что кислородную маску надо надевать перед тем, как запускать двигатель.

Еще отдельно проблемой стал флаттер, который появлялся на сравнительно небольших скоростях.

Однако в воздухе Второй Мировой «Тайфун» был необходим, потому наскоро устранив основные недостатки, британцы запустили самолет в серию и начали поставлять его в строевые части.


Спешка, вызванная необходимостью, породила не совсем хорошее восприятие самолета в частях. Летчики травились угарными газами, горели, самолеты очень часто попадали в аварии и катастрофы. На счету первых 142 «Тайфунов» в строевых частях числилось 135 аварий.

Нельзя сказать, что в фирме-изготовителе спокойно на это все смотрели. «Хоукер» отправила в строевые эскадрильи в качестве инструкторов всех своих летчиков-испытателей. «Хоукер» и «Глостер», где тоже производились «Тайфуны», отправляли свои заводские бригады для более тесного сотрудничества с ВВС на аэродромы.


Да, первоначально летный состав был совершенно не в восторге от нового самолета. «Тайфун» был быстрым, но тяжелым и очень ненадежным. Не «Спитфайр», который пользовался у британских летчиков заслуженной любовью.
Командир одной из эскадрилий, перевооруженной на «Тайфуны», Р. Бьюмонт, высказал мнение, что лучшая роль, которую мог бы сыграть «Тайфун» - это не перехватчик, а штурмовик.

Но «Тайфуны» были отправлены нести службу на юг Британии, чтобы противостоять налетам немецкой авиации. В том числе и «Фокке-Вульфам».

Успехи, скажем прямо, пришли не сразу. В конце 1941 – начале 1942 годов немцы использовали тактику просачивания на сверхмалых высотах, чтобы не попасть в зону видимости британской радарной системы. На высотах ниже 3000 метров «Тайфун» превосходил «Фокке-Вульфа» в скорости, но стоило самолетам подняться выше 6000 метров, и все преимущества «Тайфуна» исчезали.

В итоге все пришли к выводу о том, что как перехватчик «Тайфун» не очень хорош. Плюс еще постоянные поломки двигателей. «Спитфайр», особенно модели IX, справлялся с перехватом немецких самолетов ничуть не хуже, а где-то даже и лучше, чем «Тайфун».

Вполне резонно в министерстве авиации задумались над тем, нужен ли «Тайфун» вообще.

Тем временем выпуск самолетов и оснащение им летных частей продолжался. И одним из вариантов использования самолета стало предложение, которое сделал Бьюмонт. То есть, использование «Тайфуна» в качестве ударного самолета.

Предполагалось, что «Тайфун» заменит штурмовые модификации «Харрикейна» за Западном фронте, где британцы уже начали действовать по коммуникациям немцев.

Оказалось, что «Тайфун» обладает двумя качествами, необходимыми штурмовику: мощное вооружение и хорошая скорость. То есть, самолет мог быстро зайти в район действий, отстрелять по целям и так же быстро смыться.

Четыре пушки с приличной скорострельностью одинаково хорошо разносили все, что попадало к ним в прицелы: речные баржи, катера, паровозы и грузовики. В общем, вышел этакий «Фокке-Вульф» наоборот. Со знаком «плюс».


609-я эскадрилья на «Тайфунах» к лету 1943 года достоверно настреляла более сотни паровозов во Франции и Бельгии.

Мощный «Сейбр», который все-таки довели до ума, позволял творить чудеса. Подвесить дополнительные топливные баки на 300 литров? Не вопрос, летим дальше. Бомбы по 227 кг? Запросто. Американские по 454 кг? Пыхтим, но тащим. Кассеты с мелкими осколочными бомбами, дымовые бомбы, мины - «Тайфун» исправно тащил и сбрасывал все.


Вошедший в раж Кэмм попробовал увеличить количество пушек до шести, но крыло решили пожалеть и так не нагружать, опасаясь ухудшения летных свойств.

Зато на «Тайфуне» прекрасно прижились ракеты. Те самые, калибром 76-мм, которые применялись с «Москито», «Бофайтеров», «Харрикейнов» и «Суордфишей». Ракеты не отличались точностью попадания, зато были дешевы в производстве и их можно было выпускать тысячами.


С 1943 года все «Тайфуны» выпускались только в пушечном варианте, стволы получили обтекатели, «автомобильные» двери по типу «Аэрокобры» уступили место обычному сдвижному фонарю.

И «Тайфун» реально заиграл.

Звездным часом штурмовика стал 1944 год, когда за несколько дней до высадки союзников в Нормандии 22 эскадрильи «Тайфунов» устроили расстрел немецких радиолокационных станций на побережье, значительно затруднив обнаружение кораблей с десантом.

После высадки десанта «Тайфуны» не простаивали. Их привлекли для непосредственной поддержки войск. По факту они исполняли роль Ил-2 в ВВС РККА. Обычно «Тайфуны» патрулировали вблизи поля боя на высоте около 3000 м. По командам авианаводчика на передовой они атаковали бронетехнику, позиции артиллерии, доты и дзоты.

Конечно, попасть ракетой по танку или доту из пикирующего истребителя было практически невозможно, но это давало сильный моральный эффект, деморализуя противника. Кроме того, «Тайфун» оказался очень живуч, и выдерживал многочисленные попадания пуль и снарядов, хотя и не обладал особенно мощной бронезащитой.


Другая часть эскадрилий, вооруженных «Тайфунами», занималась привычной охотой на транспортные средства немцев, парализуя перевозки в прифронтовой зоне. Самолеты гонялись за каждой автомашиной, не жалея снарядов. Пары и одиночные истребители патрулировали железные и шоссейные дороги, обстреливая все, что движется.

Еще одна весьма важная цель: мотоциклисты. Связные на мотоциклах в условиях нарушения связи оставались самым надежным способом передачи данных, и охота за ними тоже осуществлялась «Тайфунами».


В июне 1944 года «Тайфуны» начали заменяться более новыми истребителями-штурмовиками «Темпест».

По сути, «Тайфун» до конца войны оставался основным самолетом непосредственной поддержки британских войск. Одноместный штурмовик заслужил уважение британского солдата, так как был всегда готов нанести удар по противнику.

Эскадрильи «Тайфунов» штурмовали немецкие колонны, пытающиеся вырваться из Фалезского «мешка», уничтожали эшелоны с военными грузами, охотились за грузовиками.

Немцы «ценили» истребитель, ставший штурмовиком. И как могли, старались уничтожать эти самолеты. 1 января 1945 года Люфтваффе нанесло массированный удар по прифронтовым аэродромам. За один день британцы потеряли около 160 «Тайфунов», из них 141 - на аэродроме в Эйндховене, где немцы накрыли все крыло истребителей в момент взлета.

Но к тому времени британская промышленность могла довольно оперативно возместить потери и «Тайфуны» продолжали свою работу.


Не всегда эта работа была красивой. 3 мая 1945 года две эскадрильи «Тайфунов» ракетами потопили два крупных немецких судна, «Кап Аркона» и «Дойчланд». Суда перевозили заключенных из немецких концлагерей, которые почти все погибли. Но об этом стало известно только после войны.

Кроме обычных истребителей, за время войны были изготовлены около 60 ближних разведчиков. Переделка заключалась в том, что две пушки снимались, а в правом крыле устанавливали фотокамеру. Эти самолеты приняли самое непосредственное участие в боях в Европе.

Была, выпущенная меньшей серией, около 20 машин, модификация, когда пушки не снимались, а в фюзеляже монтировались две плановые фотокамеры в хвостовой части.

Была осуществлена попытка установки на «Тайфун» РЛС AI MK.IV. Испытания показали, что пилот не способен управлять истребителем и получать данные от радара. Кроме того, дальность полета пострадала, так как аппаратуру разместили в подвесных контейнерах вместо баков.

Всего было выпущено 3 317 «Тайфунов», последний из которых попал в войска в ноябре 1945 года. «Тайфуны» не поставлялись на экспорт и воевали исключительно в частях Королевских ВВС.


Одна машина оказалась в СССР. Это случилось в июле 1945 года, прошедшую капитальный ремонт машину передали в распоряжение советских специалистов. «Тайфун» изучали в ЛИИ, ЦАГИ и НИИ ВВС. В основном наших инженеров интересовал двигатель «Сейбр». Поскольку такого мотора у нас на тот момент не было.

В остальном «Тайфун» не представлял интереса, поскольку на пороге уже стояли реактивные самолеты. Это бы единственный случай, когда «Тайфун» попал в распоряжение другой страны.

Отдельно стоит сказать несколько слов о вооружении. Разместить в крыле 6 пулеметов – это не шутка, учитывая, что наш любимый «Браунинг» 12,7-мм весил 30 кг, а «Браунинг» калибра 7,69-мм «всего» 10 кг. Да, по массе примерно то же самое, но «Браунинги» 7,69-мм пришлось «размазывать» по всему крылу. Плюс боекомплект никто не отменял.

Крылу пришлось непросто. Точнее, конструкторам, которые разрабатывали его. Для того, чтобы разместить эту батарею, в крыле был усилен средний лонжерон, на которой пришлась основная нагрузка от лафетов. Лафеты для пулеметов были литые, их расположили в отсеке вооружения посередине, а ящики с патронами разместили справа и слева от лафета по три штуки.

В крыльях были сделаны люки для доступа к задним креплениям пулеметов для того, чтобы обеспечить наводку каждого ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Так как «Тайфун» планировался на роль высотного перехватчика, то была устроена система обогрева пулеметов. От радиатора брался поток теплого воздуха и по патрубкам, проложенным за задним лонжероном, подавался в отсек с пулеметами.

Патронные ящики устанавливались по обе стороны от лафета по три штуки. Два ящика впереди, один сзади. Такое размещение диктовалось профилем крыла. Емкость двух передних ящиков была по 460 патронов, в задний влезало 500 штук.

С пушками была почти аналогичная ситуация, только пушки лежали в индивидуальных лафетах.


Снарядные ящики устанавливались с внешней стороны пушек, емкость ящиков была почти одинаковой: у пушки, которая была ближе к корню крыла боекомплект был 145 снарядов, у пушки с внешней стороны – 143.


Стреляные гильзы и соединительные звенья выбрасывались через лючки в нижней поверхности крыла. Управление стрельбой осуществлялось электрической кнопкой на верхней части ручки управления.

На самолетах устанавливался фотопулемет. Его место было внутри тоннеля радиатора с правой стороны. Фотопулемет включался параллельно с открытием огня через кнопку на ручке управления, можно было включить фотопулемет и отдельно.


Бомбовая нагрузка крепилась под крылом самолета при помощи балок, которые в свою очередь цеплялись на крюки для подвесных баков. «Тайфун» мог взять две бомбы по 250 фунтов (113 кг) или две бомбы по 500 фунтов (227 кг).

Экспериментально проводилась подвеска бомб весом в 1000 фунтов (454 кг) но широкого распространения эксперимент не получил.


Станки для пуска ракет устанавливались на те же места, что и бомбодержатели.

Помимо стандартного для того времени радиооборудования на «Тайфуне» имелась отдельная радиостанция R3003 для «слепой» посадки.

ЛТХ «Typhoon» Mk.IB


Размах крыла, м: 12,67
Длина, м: 9,65
Высота, м: 4,50
Площадь крыла, м2: 25,92

Масса, кг
- пустого самолета: 3 942
- нормальная взлетная: 5 340
- максимальная взлетная: 5 854

Двигатель: 1 х Napier «Sabre» IIB х 2200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 658
Крейсерская скорость, км/ч: 530
Практическая дальность, км: 1 460
Скороподъемность, м/мин: 831
Практический потолок, м: 10 300

Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- четыре 20-мм крыльевых пушки
- 8 реактивных снарядов или 2 бомбы 227 кг или 2 бомбы 454 кг


В целом, самолет был весьма своеобразным. И мог вообще не войти в историю, как собрат «торнадо». Но война распорядилась так, что «Тайфун» не стал «третьим лишним», а нашел применение в качестве самолета поддержки и штурмовика. Это лучше, чем что бы то ни было.

Можно сказать, что у Кэмма получился «Фокке-Вульф» со знаком «плюс». Немецкий самолет тоже создавался изначально как истребитель, а в ходе войны стал почти бомбардировщиком и штурмовиком. Так же и наш персонаж. До Ил-2, конечно, явно не дотягивал, но работу свою делал.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    9 ноября 2021 07:28
    Здоровенный, чертяка.
  2. +2
    9 ноября 2021 07:38
    Максимальная скорость, км/ч: 658
    Крейсерская скорость, км/ч: 530
    Весьма и весьма неплохая скорость. Для сравнения наши ЯКи : ЯК-3 Максимальная скорость:
    645 км/ч - Крейсерская скорость: 600 км/ч
    ЯК-9 -
    Скорость максимальная — 535 км/ч у земли, 573 км/ч на высоте 3000 м и 640 км/ч — на 6000 м.
  3. +3
    9 ноября 2021 07:52
    Спасибо за статью. Кстати, не Тайфуны ли Роммеля ранили при атаке на автоколонну? "После высадки союзников в Нормандии Роммель был тяжело ранен 17 июля, когда его автомобиль был обстрелян самолётом союзников (по наиболее правдоподобной версии, канадским «Спитфайром»[7]). Его отправили домой в Ульм на лечение." - из ВИКИ.
  4. +17
    9 ноября 2021 08:44
    Самолеты получились похожи, только в носовой части наблюдались различия: у «Тайфуна» была характерная «борода» от водяного радиатора, который расположили под мотором, а у «Торнадо» радиатор разместили по образцу и подобию «Харрикейна», в бронированной ванне под центропланом.

    Однако на фото в статье показан уже переделанный по результатам испытаний HAWKER Tornado, в котором радиатор переместили к носу.
    Первый прототип, с радиатором "в бронированной ванне под центропланом", выглядел так.
    1. +6
      9 ноября 2021 19:36
      Ага, как только прочитал описание, сразу полез искать причину несоответствия с фото. Есть у Романа грешок ставить не те фото. Хотя бы в подписи тогда уточнил, что это второй вариант. Хотя фотографии правильные найти не сложно.
      1. +1
        10 ноября 2021 00:24
        Вот спасибо добрые люди!
        Я заколебался на фото от Романа искать радиатор под фезюляжем.
  5. +1
    9 ноября 2021 09:16
    Конечно из-за "бородавки под носом" - самый уродливый самолет РАФ))) Даи детских болезней))) Особенно прикалывает полностью зашитый сзади гаргрот на ранних) Что в сочетании со строем, принятым в РАФ в то время, двоих пилотов вычеркивало сразу из списка живых("деревянный глаз", как их немцы называли - двое летят сзади строя в линию и нифига не видят)
    1. +5
      9 ноября 2021 09:39
      Разве германцы не летали всю войну с "подобным подслеповатым "задом" на Ме109?
      И первые американские Р51 имели гаргрот.
      Подобное в начале войны было у всех.
      Первый "Спитфайр", американский Р40, советский Як-1 и ЛаГГ-3 (и первые Ла-5),
      Германский Ме109, французский D-520.
      Конечно полное отсутствие обзора назад и верх, низ это явно британская фишка.
      Остальные ставили "окошки" для какого то просмотра обстановки позади самолёта.
      1. 0
        9 ноября 2021 09:43
        Цитата: hohol95
        Разве германцы не летали всю войну с "подобным подслеповатым "задом" на Ме109?

        Посмотрите, где пилот, и где окошко кончается) Все он видит.


        Нет уж, это чисто сумрачный британский гений.
        1. +4
          9 ноября 2021 10:40
          Что-то видит.
          Но немцы на ФВ-190 перешли на приподнятый фонарь. Значит обзор их не совсем устраивал. И советские конструкторы так-же поступили. Американцы. И сами британцы изменили посадку пилота на "Огневержце" и фонарь кабины.
          А Ме109 так и летал всю войну.
          Как и "Хариккейн". Это ему конструкторы "закрыли" весь обзор назад. Но машина использовалась до конца 40-х. В югославских ВВС.
      2. +2
        9 ноября 2021 16:39
        Цитата: hohol95
        И первые американские Р51 имели гаргрот.

        Да и Болты не отставали.

        Полосы вторжения-как бы не лето 44-го.
        1. 0
          9 ноября 2021 18:15
          Этим то фонарь в процессе заменили, а вот "котовому семейству палубников" нет.
          Да и у "Корсара" приличный "наплыв" позади от кабины пилота.
          Наверно морских пилотов всё устраивало в отличии от их сухопутных коллег.
          1. +4
            9 ноября 2021 18:26
            Цитата: hohol95
            Наверно морских пилотов всё устраивало в отличии от их сухопутных коллег.

            Ни фига !
            Вот два новых самолета ВМС США, причем, что характерно-оба создания 44-го года, когда американские пилоты уже нахлебались "отличного" обзора назад.


            Да и армейцы не отстали.
            1. +2
              9 ноября 2021 20:12
              Наши конструкторы до улучшения обзора назад пришли в более "быстром темпе". Як-1Б/Як-9, Ла-5Ф.
              1. 0
                9 ноября 2021 20:19
                Цитата: hohol95
                Наши конструкторы до улучшения обзора назад пришли в более "быстром темпе". Як-1Б/Як-9, Ла-5Ф.

                Да, против фактов не попрешь.
  6. +13
    9 ноября 2021 11:29
    Как всегда рекомендую оригиналы от специалистов.
    http://pro-samolet.ru/samolety-england-ww2/57-istrebiteli/675-fighter-hawker-typhoon
    http://www.airwar.ru/enc/fww2/typhoon.html
    Авиация и Космонавтика 1996-08 "В.Котельников - "Тайфун" - "Торнадо" - "Буря": стихийные бедствия от Сиднея Кэмма"
    Авиация и Космонавтика 2007-11 "В.Котельников - "Тайфун" (1)"


    Это из того что, я читал по данному самолёту, ну и конечно что у меня есть про этот самолёт, ну и конечно что и вам рекомендую. Читайте оригиналы, они познавательней чем Ромины перепечатки.
  7. +1
    9 ноября 2021 12:45
    Всегда находите новые и интересные темы. Спасибо Вам, Роман.
    1. +6
      9 ноября 2021 15:19
      Цитата: Oberleutnant
      Всегда находите новые и интересные темы. Спасибо Вам, Роман.

      А что их ему искать? Взял статью с "Уголка Неба" добавил отсебятизмов, взял оттуда же фото и готово.
  8. +10
    9 ноября 2021 14:06
    «Тайфуны» не поставлялись на экспорт и воевали исключительно в частях Королевских ВВС.


    Летчики 438-й эскадрильи Королевских ВВС Канады возле своего Hawker Typhoon. 1945 год, Голландия.
    1. 0
      9 ноября 2021 16:41
      "Зачем купил - Подарили!!!" feel
      RCAF единственные, помимо RAF, эксплуатанты этой машины.
    2. +4
      9 ноября 2021 16:44
      Цитата: Undecim
      «Тайфуны» не поставлялись на экспорт и воевали исключительно в частях Королевских ВВС.


      Летчики 438-й эскадрильи Королевских ВВС Канады возле своего Hawker Typhoon. 1945 год, Голландия.

      Видимо, Роман имел ввиду, что кроме частей Британского Содружества на них никто не летал.
      Цифра 4 об этом прямо говорит-Инфильтрационные эскадрильи. Летный и техсостав прибывал для них из доминионов, но подготовка и матчасть оплачивалась из казны Метрополии.
  9. +5
    9 ноября 2021 16:50
    ушел и проект бомбардировщика «Манчестер»,

    Манчестеров было выпущено 209 бортов. Это не "проект".
    моторов «Перегрин», давно освоенных в производстве и суливших как минимум, надежность.

    Ага, настолько "надежным", что самолеты с ним, Манчестер и Вирдлвинд, постоянно имели проблемы именно с моторами.
  10. +1
    9 ноября 2021 18:13
    движок так до конца и не довели и машины оставались не достаточно надежные
  11. 0
    9 ноября 2021 18:57
    Отличная статья.Спасибо.
  12. +4
    9 ноября 2021 20:00
    интересно сравнить боевую эффективность Тайфуна и ИЛ-2....именно боевую так как по ТТХ англ явно превосходил ИЛ(тут и скорость и 4х20 мм Испано(у ИЛ 2х20 мм ШВАК явно уступал Испано)..бомбы примерно равны(и кстати ,оба не имели норм бомбового прицела)РС то-же только по площадям..а вот тема боевой устойчивости интересна...цельно металлический Тайфун против деревянного ИЛ(у которого бронированная только капсула с двиглом+кабина пилота)..тут приходит тема из устава применения того и другого...Тайфун - одна атака и отход ...а высокая скорость позволяла Тайфуну обходится без борт стрелка а вот для ИЛ-2 атака за атакой (до полного израсходования БК или подавления цели)....ну и оба считались штурмовиками..
    1. +6
      9 ноября 2021 20:32
      Британец типичный ИБ. А спор ИБ и Штурмовик так же вечен как русский сегмент интернета.
      На авиа и военных форумах срачь на эту тему с нулевых годов.
      1. +3
        9 ноября 2021 21:14
        Аналогом Тайфуна в качестве ИБ вполне мог быть И-185
        1. +2
          9 ноября 2021 21:40
          Им был Су-6 41 го года пока в 42-м по требованию военных не обзавелся бронекорпусом, позже добавили борт стрелка.
          Но мотора что для Су что для 185 так и не довели.
          1. +1
            9 ноября 2021 21:48
            Су-6 по замыслу был штурмовиком, а не ИБ, и насчёт не довели - как видим англичан не остановил первоначальный 25-ти часовой ресурс двигателя
            1. +1
              9 ноября 2021 22:28
              Ранний Су по уровню бронзашиты точнее ее минимализма ИБ.
              Тайфун первоначально тяжёлый перехватчик, как и Фока, и начинали работать в идеальных условиях чистой воздушный войны, с подготовленных полос, та же Фока у нас появилось только после того как довели мотор. М-71 был проблемным даже в малой "опытной" серии, не даром на Су пришлось поставить 42-и Микулина. Что было бы в серии ясно. У нас был вопрос выживания, особенно в 42-м да в начале 43-го не все было ясно. С теми же 82-ми лихорадило всю войну, впрысковые ФН-ы были дифицитом до конца войны. Ставить в производство новый самолёт даже в 43-м не решились, это часто критикуют, но, это у нас послезнание, а тогда ещё ни что не было решено, туман войны. Старый спор, на компе у меня много хранится ссылок по этой теме, так и называется "Ил-2 - ИБ".
              1. +2
                9 ноября 2021 22:48
                Сухому было дано задание на постройку одноместного бронированного штурмовика - никакого ИБ, М-71 прошел 50 и 100 часовые испытания на стенде. Ещё раз насчёт доводки у англичан:
                "чтобы налетать 47 часов программы, пришлось затратить 6 месяцев! А причина проста - "Сейбр" пока вырабатывал не более 10 летных часов."
                М-82 к слову более напряжённый двигатель, чем М-71. Выживание по авиации было в 41 и 42-м, в 43 выпуск превысил немецкий и можно было переходить от количества к качеству, но некоторых товарищей устраивало то что есть
              2. +1
                10 ноября 2021 20:21
                Цитата: irontom
                Ставить в производство новый самолёт даже в 43-м не решились, это часто критикуют, но, это у нас послезнание, а тогда ещё ни что не было решено, туман войны.

                Но в 44-м два абсолютно новых самолета все-таки поставили-ИЛ-10 и ТУ-2.
                1. +1
                  11 ноября 2021 14:55
                  Меня всегда убивает предложение а давайте запустим в производство супер вандервафлю, это просто. У меня где-то в копилке был "документ" в электронном виде - расчет потребного ИТС и чертёжных материалов и нормо часов , только на переход авиа завода с ДБ-3 на ДБ-3Ф/Ил-4.
                  Это колоссальная инженерная работа, и это без преобразования производства, только одна бумажная работа.
                  У диванных критиков наших дедов, все просто.
                  1. 0
                    11 ноября 2021 17:19
                    Цитата: irontom
                    У диванных критиков наших дедов, все просто.

                    Как правило, это те "товарисчи", которые ни разу на заводе не работали.
                  2. +1
                    12 ноября 2021 09:35
                    Да, давайте не будем запускать ничего нового, это же так тяжело bully
                    если что работаю именно на производстве свыше 20 лет уже
    2. +2
      10 ноября 2021 05:36
      Швак стоял на первых сериях. Потом заменили на ВЯ калибра 23 миллиметра, но там снаряд в два раза тяжелее.
    3. 0
      10 ноября 2021 20:20
      Цитата: WapentakeLokki
      у ИЛ 2х20 мм ШВАК явно уступал Испано).

      А если взять тот факт, что основная масса ИЛ-2 несла не ШВАК, а ВЯ ?
      Цитата: WapentakeLokki
      цельно металлический Тайфун против деревянного ИЛ(

      Интересно было бы сравнить количество потерянный ИЛов и Тайфунов. Да и плотность огня МЗА (самого страшного врага низколетящих самолетов) на Востоке была поболе.
      Цитата: WapentakeLokki
      .тут приходит тема из устава применения того и другого...

      Это Вы верно подметили. Тайфун-одна атака, попал-не попал и домой, а ИЛ-до полного подавления-уничтожения.
      1. +1
        10 ноября 2021 21:31
        Альф (Василий. СССР)
        Интересно было бы сравнить количество потерянный ИЛов и Тайфунов.

        для этого достаточно сравнить кол-во выпущенных ИЛ-2(ну и для сравнения Тайфунов)и кол-во тех-же ИЛ-2(Тайфун) на апрель 1945...цифры(для ИЛ-ов) выходят жуткие...тут конечно есть % от сбитых истребителями(а у того-же FW-190 ДПМ от 4-6х20 мм был аццкий)и от технических потерь но...всё равно потери у ''Горбатых'' зашкаливают..
        пы.сы.. а конкретно в цифрах - поищите сами ..всё это есть в сетях...
        1. +1
          10 ноября 2021 21:36
          Цитата: WapentakeLokki
          а конкретно в цифрах - поищите сами ..всё это есть в сетях...

          Честно говоря-лень. Выше фразу я написал ничуть Вам не упрек.
          Цитата: WapentakeLokki
          всё равно потери у ''Горбатых'' зашкаливают..

          Так и использовались ИЛ и Тайфун по разному. Если ИЛ с самого первого дня воевал, по головам ходил, то Тайфун как ИБ начал толком воевать с 44-го. Да и ПВО на Западе и на Востоке на переднем краю разная. Ну а назвать воздушную войну с 41-го по 43-1 над Британией напряженной я бы не стал.
          1. +1
            10 ноября 2021 22:46
            так ведь и я указывал на разную тактику применения..тут весь цемес в другом..насколько одиночные атаки Тайфунов(с точным наведением с земли)и террор против авто-мото транспорта были менее(или более вот в чём вопрос)эффективны(в плане дамага)чем упорные многократные атаки ИЛ-2 на те-же транспортные колоны ??? и что выгоднее(в плане соотношения потери свои - потери врага) многократное утюжение разбегающихся во все стороны авто и их водил под огнём МЗА с ест-т-но МАХ потерями или тактика англов - внезапный удар всем бортовым вооружением .и делать ноги..что-бы затем повторить(потери при этом MIN а вот эффект спорный...но зато ВСЕ пилоты живы и могут повторить...а вот наши полки ИЛ-2 за неделю боёв стачивались в ''0''...)...без обид но я предпочёл-бы летать в RAF...а ВЫ ???
            1. +2
              11 ноября 2021 15:05
              Только вот беда у британцев есть идеальный противотанковый ров Ла-Манш и мощный флот, так бы они кончились уже в 40-м. Дюнкерк наглядный пример. У нас его не было, так что выбора нет - воевать на полный износ или не существовать.
              А статистика к Растренину в его книгах.
              1. +2
                11 ноября 2021 17:22
                Цитата: irontom
                У нас его не было, так что выбора нет - воевать на полный износ или не существовать.

                good
            2. +1
              11 ноября 2021 17:22
              Цитата: WapentakeLokki
              без обид но я предпочёл-бы летать в RAF...а ВЫ ???

              Конечно страшно лететь, когда статистика в 42-м говорит, что штурмовик летал не более 7-8 вылетов, но когда знаешь, что за тобой страна и твою работу никто не сделает, летишь.
            3. +1
              11 ноября 2021 17:26
              Цитата: WapentakeLokki
              а вот наши полки ИЛ-2 за неделю боёв стачивались в ''0'

              При войне во Франции полк Бленхеймов срабатывался за 3 (ТРИ) дня.
            4. 0
              12 января 2022 11:53
              Цитата: WapentakeLokki
              так ведь и я указывал на разную тактику применения..тут весь цемес в другом..насколько одиночные атаки Тайфунов(с точным наведением с земли)и террор против авто-мото транспорта были менее(или более вот в чём вопрос)эффективны(в плане дамага)чем упорные многократные атаки ИЛ-2 на те-же транспортные колоны ???

              В книге "Крепость" Буххайм (Букхайм) Лотар-Гюнтер (военный корреспондент, служил зондерфюрером в роте пропаганды Кригсмарине) дает правдивое описание того, как после высадки в Нормандии, британские штурмовики парализовали дневные перевозки немецким войскам - он лично объехал участок обороны немецких войск в Нормандии, еще до прорыва союзников с плацдарма и формирования Фалезского котла - то есть когда штурмовики все еще действовали с аэродромов в Великобритании, а не с плацдарма.
              Такие воспоминания непосредственных участников событий, дают понимание, насколько эффективна была тактика штурмовиков.
              В небе мелькает тень, я ору и водитель бросает машину вправо, мы летим вон из нее и в укрытие. А память услужливо подсказывает не бежать в ту же сторону, что и водитель…

              Скоро замечаю, что мы одни: ну, кто в ясный день наяривает на машине по прибрежной дороге? Солнце буквально слепит меня и я невольно прищуриваюсь. Хочу первым увидеть в небе этих «трубадуров».Уже полдень. Лежащие на лугу рябые коровы степенно пережевывают свою жвачку. Рогатая скотина показывает здравый пример: нам тоже надо бы прилечь где-нибудь в теньке и перекусить. Но вероятнее всего, этот приятный момент придется отложить на потом, т. к. навряд ли вражеские пилоты рассчитывают на то, что найдутся сумасшедшие, решившиеся на поездку в ясный день.

              Ощущение такое, словно мы едем по местности охваченной глубоким сном: Нигде никого, а лишь вновь и вновь мелькают по сторонам дороги остовы машин попавших под бомбовые удары, и ржавчина еще не успела съесть их.
      2. 0
        15 ноября 2021 11:01
        "ИЛ-до полного подавления-уничтожения."///
        ---
        Одинаково. Один заход - сбросил бомбы/ракеты, очередь из пушек - разворот и домой.
        Если выжил.
        На второй заход нет ни боеприпасов, ни горючего.
        1. 0
          15 ноября 2021 20:25
          Цитата: voyaka uh
          ни горючего.

          Вылилось по дороге ?
          Цитата: voyaka uh
          На второй заход нет ни боеприпасов,

          Слить весь БК за один заход большого ума не надо. Вот только вопрос-Вы серьезно считаете, что за один заход можно сбросить 4 "сотки", 8 НУРСов, отстрелять 300 снарядов ПРИЦЕЛЬНО ?
          1. +1
            15 ноября 2021 22:25
            Прицельно штурмовики не умели ни сбрасывать бомбы ни стрелять.
            У Ил-2 вообще не было никаких прицельных устройств в кабине.
            Все примерно, на интуиции и опыте летчика, на пологом пикировании,
            или низком горизонтальном полете. Бомбы - кучкой, ракеты - залпом.
            Хоть одна, да попадёт. Если летчик опытный.
  13. 0
    11 ноября 2021 00:02
    Англия могла себе позволить такой межвидовый самолет.
  14. 0
    15 ноября 2021 10:57
    Интересная статья. Информативная и с исторической, и с технической стороны.
  15. 0
    22 декабря 2021 13:51
    Прочитал статью и комментарии выше.
    Согласен, что при желании можно найти более полные материалы по этому самолёту.
    Огромный плюс статей "от Романа" состоит именно в хорошо подобранном балансе технических данных и читабельности. Наверное, все согласятся, что читается легко и приятно. Ну, а дальше можно залезть в сеть и расширить свой кругозор.
  16. 0
    22 декабря 2021 13:53
    А какой простор для дискуссий открывает компоновка самолёта:
    Расположение радиатора под двигателем...
    Пушки в крыле...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»