Танк и горящая скважина: история рождения машины Big Wing

17

Поздняя версия Big Wing на базе ВТ-55А. В Кувейте работала ранняя версия на базе Т-34. Источник: fotoload.ru

Работа на пределе возможностей


В предыдущей истории шла речь о бронированных машинах, разработанных в Советском Союзе для тушения армейских арсеналов.

Мощная броня и гусеницы позволяют технике подходить вплотную к очагу, защищая экипаж от высокой температуры. Не менее опасными являются горящие факелы нефтяных и газовых скважин. Пылающий склад боеприпасов, в самом крайнем случае, можно вообще не тушить – достаточно эвакуировать жителей из зоны потенциального поражения.



А вот со скважиной все гораздо сложнее.

Достаточно вспомнить, какой ад в пустыне устроил Саддам Хусейн в 1991 в Кувейте. По его приказу отступающие войска подожгли несколько сотен газонефтяных скважин, устроив локальный апокалипсис в регионе. Жители страдали не только от дымного смрада, но и от кислотных дождей – нефть была насыщена сернистыми соединениями, которые в атмосфере трансформировались в токсичные вещества.

При этом просто бросить огненные факелы нельзя, они могут пылать годами, расходуя ценные ресурсы и загрязняя атмосферу.

Именно поэтому пожарные службы особое внимание уделяют технике и способам подавления таких огненных драконов.


Источник: politikus.ru

В самых «простых» случаях, когда дебет скважины относительно небольшой, можно обойтись тушением скважин водой из обычных пожарных стволов.

Для этого готовят до 20–25 ствольщиков, которые выстраиваются вокруг устья скважины на расстоянии 30–40 метров, и заливают его водой. Расход воды из каждого ствола должен быть не менее 7 литров в секунду, то есть на горящий факел приходится ежесекундно не менее 150 литров воды.

Особое мастерство пожарных требуется для одновременного сведения воды из стволов в одной точке над устьем скважины. Важно при этом не попасть водой в нижнюю кромку пламени, иначе оторвать огонь от потока нефти или газа будет невозможно.

Для понимания специфики тушения таких возгораний – скорость истечения газов близка к скорости звука, высота столба огня – до 25 метров, звуковое давление превышает 120 дБ, а температура грунта вокруг очага может достигать 150 градусов.

Методика ручного тушения факела в таких условиях работает только на месторождениях с низкой производительностью. Если нефть с газом хлещет с большей интенсивностью, требуется взрывчатка. Ударная волна от нескольких сотен килограмм ВВ должна отрывать газовоздушную среду между устьем трубы и нижней кромкой пламени.

В удачных случаях напор нефти с газом просто не успевал за ускользающим пламенем и пожар прекращался.

Бывали случаи, что взрывать приходилось около полутонны тротила, но факел не потухал. Тогда в дело шли подземные ядерные взрывы, навсегда закупоривающие скважину.

По понятным причинам увлечение такой пожарной пиротехникой никто не одобрял, и инженерам пришлось искать новые технические решения. Самым эффективным оказался способ тушения с применением списанных турбореактивных авиационных моторов.

Турбореактивные моторы тушат


Первым, кто предложил тушить скважины с помощью продуктов сгорания моторного топлива, был венгерский инженер и начальник пожарной бригады Будапешта Корнел Силваи. Он запатентовал в 1924 году установку с авиационным мотором, выхлопные газы которого подавляли горение. Порой не сами по себе, а в паре с сухим тушащим порошком, который предварительно охлажденные газы захватывали с собой из особого резервуара.

Огнеборцы могли варьировать методику тушения – убирать из смеси порошок, добавлять воду, либо просто тушить огонь выхлопными газами. Установка в единственном экземпляре была смонтирована на 5-тонном грузовике и до 1944 года успешно тушила горящую венгерскую столицу.

Изобретатель Силваи прославился не только разработкой «мотора-огнетушителя», но и самой идее тушения пламени газами – азотом, углекислым газом и другими.


Первоначально АГВС-100 базировался на шасси ЗиЛ-157.










АГВС-100 на базе ЗиЛ-131. Источник: auto-history.livejournal.com

Следующим шагом к пожарному танку Big Wing (сильный ветер) стали советские наработки по системам газоводяного тушения.

Исследования стартовали в 60-х годах и первоначально в качестве огнетушащего агента использовали газы от турбореактивных моторов ВК-107 истребителя МиГ-15. Каждый такой двигатель в секунду выдавал до 40 килограмм продуктов сгорания температурой под 600 градусов. Но в этой горячей смеси попадалось недогоревшее топливо, что совсем не способствовало пожаротушению. Да и температура газов в 600 градусов была чрезмерная.

Поэтому решено было подавать к «выхлопным газам» турбореактивного мотора еще и воду.

Во-первых, она хорошо охлаждала газовую смесь, а, во-вторых, формировался водяной туман, повышавший эффективность тушения.

Так родилась первая советская установка АГВС-100 или автомобиль газоводяного тушения с расходом огнетушащего вещества 100 кг/с.

Отслуживший своё в авиации мотор от МиГ-15 и МиГ-17 устанавливали на шасси ЗиЛ-157 и оснащали сопло тремя водяными стволами ЛС-20. Естественно, при запредельном расходе воды в 60 л/с каждой установке АГВС-100 приписывались минимум две пожарные автоцистерны. Вода также требовалась и для охлаждения самой установки – здесь и сам мотор грелся, и лучистая энергия от горящей скважины могла вывести из строя установку.

В итоге горящий фонтан скважины получал от АГВС-100 реактивную струю со скоростью 2000 км/ч, насыщенной водой, водяным паром и охлажденными инертными газами. Струя имела длину до 40 метров и диаметр до 15 метров.

Одна машина могла за 10–15 минут потушить скважину с дебетом до 3 млн кубометров газа в сутки. Для больших объемов сводили три-четыре машины, которые синхронно подавляли горение.

Наработки по машине АГВС-100 использовали венгерские инженеры, только вместо колесной базы ЗиЛ-157/131 было решено использовать танковое шасси.

Big Wing


Впервые мысль о том, что возможностей АГВС-100 не хватает, появилась у венгров в 1979 году, когда они месяц не могли потушить газовый фонтан в районе городка Жана.

Решено было удвоить мощь, установив спаренные турбореактивные моторы на танковое шасси Т-34.

Задание выдали кафедре аэро- и термотехники Будапештского технического университета. В разработке также принимали участие специалисты местных нефтяников и пожарной охраны.

В качестве распылителей на крышу танка поставили два турбореактивных ТРД-11Ф300, каждый из которых расходовал более 65 кг воздуха в секунду.


Пожарный венгерский танк в Кувейте. Источник: pholder.com

Построили гусеничную машину на Центральном заводе по ремонту авиационной техники в Кечкемете только к лету 1991 года.

В итоге получился 38-тонный монстр, расходующий более 6 тонн керосина в час и бьющий по пламени 100-метровым языком газоводяной смеси.

Венгры предусмотрели широкую номенклатуру огнетушащих средств – вода, тяжелая пена, средняя пена и сухие порошковые материалы. Надо сказать, Т-34 с двумя турбореактивными двигателями был настоящей «зажигалкой» – на борту было не менее 3 тонн керосина, не считая солярки для танкового мотора. Это не позволяло машине приближаться к факелу более, чем на 30–40 метров.


Машина до сих пор работает на венгерских нефтяников. Источник: pinimg.com


Big Wing. Источник: waralbum.ru

Имя Big Wing гусеничная пожарная машина получила в ходе ликвидации горящих фонтанов нефти в Кувейте – американцы были очень впечатлены эффективностью работы установки.

Этот опыт не прошел для венгерских инженеров даром, и сразу после кувейтской командировки шасси Т-34 заменили на платформу тягача ВТ-55А. Переоборудование провели на Дунайском авиационном заводе, после чего передали машину в пользование местной нефтегазовой компании MOL.

На данный момент это единственная в мире машина в своём классе, а в самой Венгрии работы по модернизации и развитию конструкции не ведутся.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 ноября 2021 06:25
    требуется взрывчатка.
    Французский фильм "Плата за страх".
    1. +6
      12 ноября 2021 07:17
      В 93г. на Губкинском месторождении скважина рванула,с Тюмени Рапиру вертолетом привозили.Один выстрел и все ,факел сбили и мы скважину заглушили.
      1. 0
        12 ноября 2021 14:17
        Цитата: zadorin1974
        В 93г. на Губкинском месторождении скважина рванула,с Тюмени Рапиру вертолетом привозили.Один выстрел и все ,факел сбили и мы скважину заглушили.

        Т-12/МТ-12 "Рапира" разработана и производится на Юргинском машзаводе (Кемеровская область).
        Можно и из В/Ч не брать, почти рядом. Начальная скорость - скорость звука (кумулятивный/подкалиберный).
      2. +1
        29 января 2022 13:50
        Рапира это херня, сейчас лазеры есть, отрежет как по линейке и всё что угодно.
        https://www.triniti.ru/catalog/lazernye-tekhnologii/mobilnyy-lazernyy-tekhnologicheskiy-kompleks-mltk/

        Комплекс «МЛТК-20», созданный в 2010 году по заказу «Газпром-газобезопасность», использовался при ликвидации аварий:
        2011г. - Ямало-Ненецкий автономный округ на газовой скважине №506 на действующем месторождении
        2013г. - Самбургское НГКМ (ЯНАО)
        2014г. - Верхнеколик-Еганское НГКМ (ХМАО)
        2015г. - Северогубкинское НГКМ (одновременное открытое фонтанирование нефтяной и газовой скважины при температурах до -32°С)
  2. 0
    12 ноября 2021 07:32
    Вполне разумное и давно проверенное техническое решение. Для тушения высокоэнергетических пожаров, например пожаров на нефтяных скважинах, необходимо использовать энергию сопоставимую с энергией пожара. Но проблемы установок пожаротушения использующих турбореактивные движки в том, что они годятся в основном для тушения т. н. «точечных» пожаров, какими по сути и являются пожары на нефтяных скважинах. Для тушения площадных пожаров требуются другие технологии. Например авиабомбы разработки НПО «Сплав», снаряжённые взрывчаткой, обеспечивающей энергетическое воздействие на огонь, а также огнегасящим порошком, который «добивает» остатки пламени. Проблема в высокой стоимости таких авиабомб и обеспечении безопасности их применения для людей которые могут оказаться в зоне воздействия бомб.
    Можно ещё добавить, что мобильные установки с турбореактивными движками успешно применялись ещё в советские времена для продувки открытых месторождений, где при добыче полезных ископаемых может выделяться много пыли и разнообразных газов, в том числе взрывоопасных и ядовитых.
    1. +1
      12 ноября 2021 16:04
      А еще они были в аэропортах и сушили взлетные полосы
      (возможно самоделки)
      А еще -сосед -автокрановщик лет 20 назад мотанул в Сибирь вахтовиком.
      Когда спрашивали, что делал, говорил: геолог тыкает пальцем в место,
      он приезжает на ГАЗ-66 со списанным самолетным движком и ставит его
      вертикально -"побеждает" вечную мерзлоту. После него ставят
      буровую. А ему геолог тыкает в другое место.
  3. +5
    12 ноября 2021 08:43
    Big Wing (сильный ветер)

    Опечатка, наверное правильнее Wind.
    Red Wings из Детройта знаю, наши Крылья Советов тоже.

    Слышал что в эту венгерскую компанию с "Сильным Ветром" вложились арабы.
    Большинство скважин в Кувейте потушила канадская компания.
    1. +1
      12 ноября 2021 12:23
      Опечатка, наверное правильнее Wind

      https://www.warhistoryonline.com/history/big-wind-firefighting-vehicle.html

      Совершенно верно.
  4. +7
    12 ноября 2021 09:46
    Да, уж были времена, когда и списанных двигателей от МиГ-15 и танковых шасси было ПОЛНО, вот и получались "чудо машины"...
    Типа, машины разминирования "Прогрев-Т" (к слову удивлен, что не она послужила основой для пожарной машины...)

    или "Объект 604"


    А уж машину войск РХБЗ ТМС-65 сам Бог указал в пожарные переделывать...

    1. +4
      12 ноября 2021 11:01
      машина для газации промышленных сельхоз помещений , курятники , коровники , свинарники
      1. +2
        12 ноября 2021 23:55
        А для чего сея газация производится? Что-то на подобие дезинфекции? Действительно интересно, если вы, конечно, сведущи в этом вопросе.
        1. 0
          14 ноября 2021 06:03
          Да дезинфекция, перед посадкой нового стада в корпусе происходит его мойка , а затем газация , чаще всего формалином , хотя в последнее время стали заменять на менее вонючие , но не менее опасные , другие альдегиды. После газации корпус , обычно , 1-2 дня дегазируется.
          1. +1
            17 ноября 2021 16:49
            Большое спасибо
  5. +2
    12 ноября 2021 12:58
    Помню, в детстве, смотрел учебный фильм по тушению пожаров. Подожгли штабеля, сложенные из деревянных стволов и тушили их, и водой, и пеной. Подъехала такая машина и в секунды разметала эти горы горящих дров. laughing
  6. 0
    12 ноября 2021 14:48
    Бывали случаи, что взрывать приходилось около полутоны тротила, но факел не потухал. Тогда в дело шли подземные ядерные взрывы, навсегда закупоривающие скважину.

    Поправлю: подземные термоядерные взрывы - ибо изделие должно было быть максимально "чистым".
    1. 0
      12 ноября 2021 15:25
      Поправлю: подземные термоядерные взрывы - ибо изделие должно было быть максимально "чистым".

      Эмм.. термоядерный боеприпас использует в качестве инициирующего обычный плутониевый ядерный взрывной заряд. Всегда.
      Иные варианты пока что существуют разве что в фильмах про Джеймс Бонда....
  7. 0
    13 ноября 2021 14:02
    Автор наверное продолжит, а может не знает ? ... о советских наработках по импульснуму тушению пожаров на скважинах.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»