Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Национальный гений
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Родители писателя – Михаил Андреевич и Мария Федоровна Нечаева (в девичестве). В семье соблюдались патриархальные русские обычаи.
– вспоминал позднее Фёдор Михайлович.
Он отмечал, что родители были «лучшими, передовыми людьми». На семейных вечерах в гостиной вслух читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого и Радклиф. Уже в 10 лет Фёдор знал основы русской истории. Также большую роль в развитии его внутреннего мира сыграла няня Алёна Фроловна, которая «всегда нам рассказывала такие славные сказки!»
Фёдор получил отличное домашнее образование, занимался с учителями, затем учился в частном пансионе. Очень много читал, особенно выделял исторические произведения. Чтение и прекрасная память позволили ему стать одним из самых образованных людей той эпохи. Достоевский рано лишился родителей: в 1837 году заболела и умерла мать. Ей не было и 37 лет. В 1839 году скоропостижно скончался отец, от апоплексического удара (инсульт), вызванного конфликтом с крестьянами.
Достоевский после обучения в Главном инженерном училище в 1843 году зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но уже в следующем году решает полностью посвятить себя литературе и получает увольнение в чине поручика. В 1845 году начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». Его отлично приняли, в обществе заговорили о «новом Гоголе».
В 1847 году молодой писатель стал посещать устраиваемые Михаилом Петрашевским «пятницы». «Вольнодумцы»-петрашевцы восприняли идеи социального утопизма, которые шли в Россию из Франции, некоторые поддерживали идеи революционного характера. Фёдор Михайловича прошёл через революционное «бесовство».
В 1849 году Достоевский в числе многих петрашевцев, был арестован и провёл 8 месяцев в Петропавловской крепости. Военный суд приговорил писателя и других петрашевцев к смертной казни. 22 декабря 1849 года (3 января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, но затем казнь заменили на каторгу. Четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.
С февраля 1854 года служит рядовым в Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. Дослужился до прапорщика. Новый император Александр II в день коронации в августе 1856 года объявил о прощении бывшим петрашевцам. Полную амнистию и разрешение публиковать Достоевский получил в 1857 году.
Русская идея
Уроки «бесовства», ожидание казни, каторга и суровая жизнь на окраине империи превратили Фёдора Михайловича в зрелого, умудрённого жизнью русского державника, который целиком поддерживал знаменитую уваровскую триаду – Православие, Самодержавие и Народность. Первый биограф писателя О. Ф. Миллер отмечал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского».
Чтобы понять Фёдора Михайловича, надо читать его публицистику.
Уже тогда он раскусил гнилое и подлое нутро «буржуазной демократии». После посещения Европы в 1862 году Достоевский становится ярым противником «европейского прогрессизма».
В статье «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) он обрушился на западноевропейское буржуазное общество, которое подменяет истинную свободу «миллионом». В сущности, здесь писатель выступил как пророк, предугадывая катастрофу России, которая пойдёт по буржуазно-капиталистическому пути Запада (что и произошло в 1917 году). Россия наступила на эти же грабли и в 1991–1993 годах, став полуколониальной культурной и экономической периферией Запада.
Достоевский за десятилетия предсказал появление в России «бесов»-революционеров – роман «Бесы» (1871–1872). Он понимал, что Россию погубят не вторжения извне, с которыми русские справятся, а Смердяковы (последний роман писателя «Братья Карамазовы» –1878–1880).
При этом великий писатель отмечал большую роль «еврейского вопроса» в будущей революции:
Также Фёдор Михайлович ясно вскрыл суть «финансового интернационала», который сейчас создаёт «новый дивный мир»: «Жид и банк – господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет Христианство и разрушит ее цивилизацию». Достоевский предвидел гибель христианской цивилизации, особенно на Западе, и всеобщее одичание человечества (реалии нынешний дней).
К сожалению, ни история, ни наши пророки ничему нас не учат. Трагедия. Снова и снова Россия и русский народ проходят через катастрофу, чтобы обновиться и пойти дальше.
Неудивительно, что противники Достоевского (и русской державы, народа) обвиняли его в реакционности, русском национализме, шовинизме, черносотенстве и антисемитизме. Ведь он безжалостно вскрывал пороки буржуазного общества, Запада, их проявления в России.
Выход из ловушки буржуазного строя, развивавшегося в России по примеру Запада, Достоевский видел в русском социализме.
Писатель противопоставлял русский социализм французскому утопическому социализму, атеистическому, и немецкому протестантскому социализму, который вёл к революции и разрушению.
Фёдор Михайлович соединял православие и социалистические идеи. Соборность, братское единение людей во Христе, что позволяло преодолеть разрыв между простым народом и привилегированными, образованными сословиями. Русский социализм, по мнению Достоевского, был лучшей формой развития России и всей человеческой цивилизации. Интересно, что при Сталине эта модель и стала базовой в России.
«Константинополь должен быть наш!»
Фёдор Михайлович, несмотря на споры со славянофилами, был настоящим монархистом и выступал за объединения всех славян.
Более того, он отмечал всемирную роль русских (славян) и России:
(«Дневник писателя». 1877).
– писал русский гений и пророк.
Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Петербурге.
Информация