103-й Бронетанковый ремонтный завод

Забайкальский край в Сибири и на Дальнем Востоке долгое время был одним из опорных регионов Вооружённых Сил Советского Союза, а позже России. В последние годы в связи с реформированием военной сферы он во многом утратил свои позиции: большая часть подразделений в связи с переносом центра военного округа из Читы в Хабаровск сменила место дислокации, покинув забайкальские степи. Бесследным для региона присутствие военных не стало, так как инфраструктура сменить место прописки по приказу не может.
Рос в холодную войну
103-й Бронетанковый ремонтный завод


103-й Бронетанковый ремонтный завод — одно из крупнейших оборонных предприятий Сибири и Дальнего Востока — по воле высшего военного руководства СССР в 1942 году начал строиться именно в Забайкалье. Несмотря на то, что возводиться новый объект начал во время Второй мировой войны, к своим обязанностям приступить он смог только после неё. 1946 год для БТРЗ стал историческим — с конвейера сошла первая отремонтированная бронетехника.
И СССР сразу вступил в эпоху другой войны — холодной. Гонка вооружений, устроенная двумя супердержавами, естественно, в первую очередь, коснулась оборонных предприятий, мощь которых наращивалась в геометрической прогрессии.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод



БТРЗ, начав с ремонта танка Т-34, от года к году осваивал всё новые технологии, следуя в ногу с военными достижениями советской военной промышленности. Как только на вооружение армии поступала новая бронетехника, завод реконструировался и оснащался оборудованием для её ремонта. С начала работы БТРЗ с его конвейеров сошло более тысячи машин, среди которых были не только танки разных модификаций, но и боевые машины пехоты, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, минные тральщики, универсальные тягачи и другие.
Даже в тяжёлые для страны 80-е и 90-е 103-й БТРЗ чувствовал себя достаточно неплохо. В 1992 году был полностью прекращён выпуск старой техники, а с 1993 года завод перешёл на ремонт современных образцов танков: Т-72А, Т-72Б1, БМП-2. Тогда же были изготовлены опытные образцы универсального тягача БТС-5 на базе танка Т-72, освоен выпуск минного тральщика ИМТ «Корт-Б».
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


К началу 2000-х на заводе освоили ремонт всех образцов бронетанковых машин, состоящих на вооружении российской армии. Учитывая количество ремонтируемой военной техники и географическое расположение предприятия, 103-й БТРЗ в одиночку способен обслуживать два самых крупных военных округа нашей страны — Центральный и Восточный.
103-й Бронетанковый ремонтный завод


11 июня 2009 года 103-й БТРЗ официально стал открытым акционерным обществом, в котором основным владельцем всё же осталось государство. Смена формы собственности особо не отразилось на работе предприятия. Оно по-прежнему выполняет заказы Министерства обороны РФ, в том числе и для иностранных государств. К примеру, в 2009—2010 годах на заводе ремонтировались танки Т-55М для Республики Куба, сейчас здесь выполняется большой заказ для Венесуэлы. На данный момент в страну Латинской Америки уже отправлено 98 танков Т-72Б-1, за ремонт которого Минобороны платит почти по 15 миллионов.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Ремонт — дело тонкое!
Процесс ремонта военной техники чрезвычайно сложен. Танк, заезжающий на завод, разбирается буквально до последней детали, которых насчитывается около тысячи. Каждая из них уходит в специализированный цех. Уже там она моется, дефектуется, при необходимости ремонтируется и проверяется.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Интересным может показаться участок чистки корпуса бронетехники, которая производится в специальной камере с помощью чугунной дроби. Части танка буквально обстреливаются, благодаря чему удаётся избавиться от старой краски.
Значительно более тонкий процесс происходит при ремонте башен и пушек. Ошибок на этом участке быть не может, та как точность орудия зависит напрямую от настройки, регулировки и проверки прицела и автомата заряжания. Эти операции происходят не только в цеху, но и на полигоне во время стрельб.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Удивляют и некоторые другие подробности конструкции военных машин. К примеру, в танке находится около двух километров проводов разного диаметра. Этим и обусловлено существование на БТРЗ специального участка по восстановлению и производству проводов.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


В огромных механических цехах, расположенных здесь же, ремонтируют всё, начиная от катков и заканчивая трансмиссиями. Кстати, весьма любопытные механизмы существуют здесь практически на каждом участке. К примеру, двигатель после ремонта устанавливается на специальное оборудование, с помощью которого происходит его проверка в заведённом состоянии при разных нагрузках с помощью воды.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
[center]103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Примечательно и то, что детали, снятые с конкретного танка, маркируются индивидуальным номером, благодаря чему по окончанию ремонта они устанавливаются на него же. За исключением тех, что заменяются в связи с поломкой.
На последнем этапе ремонта машина после сборки отправляется на полигон, расположенный недалеко от завода, где проходит её приёмка. 100-километрового пробега достаточно не только чтобы оценить качество ремонта, но и чтобы изрядно испачкать свежевыкрашенный танк, поэтому его приходится повторно мыть.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Бывает, на завод приходят танки, которые уже не подлежат восстановлению. Они отправляются на местное «кладбище» — ремонтный парк. Ранее части от старых машин использовались при ремонте, теперь же все они уходят на утилизацию, путём распиливания их до состояния, из которого невозможно восстановление. Территория ремпарка и всё его содержимое принадлежит Министерству обороны РФ.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Обороноспособность зависит от них
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


Сегодня на заводе в одну смену работает более 700 человек разных специальностей. При увеличении заказов со стороны Минобороны предприятие может перейти на работу в две смены, увеличив количество работников. Разумеется, для людей, от которых зависит обороноспособность страны, необходимо обеспечить все необходимые условиями для работы и отдыха: медицинский пункт, столовая, дворец культуры, музей, база отдыха и детский лагерь на озере Арахлей.
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод
103-й Бронетанковый ремонтный завод


2012 год для 103-го БТРЗ станет исторически значимым, так как в этом году ему исполняется 70 лет. Судя по количеству заказов и по размерам финансовых вливаний в завод, беспокоиться за его судьбу не приходится. В связи с этим работников БТРЗ остаётся лишь поздравить с юбилеем и недавно прошедшем Днём танкиста, а также пожелать дальнейшего процветания их предприятию!
Автор: Алексей Абраменко, Андрей Затирко
Первоисточник: http://gurkhan.blogspot.com/2012/09/103.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Резун 17 сентября 2012 09:24
    Прекрасно!Авторы показали не только "железо",но и тех,чьими трудами и стараниями крепнет страна!
    За этот момент отдельное спасибо!
    Резун
  2. NickitaDembelnulsa 17 сентября 2012 11:04
    Про этот завод впервые слышу! Очень обрадовало конечно. А вот что насчет ремонта .Российской техники? Выше сказано только про Кубу и Венесуэлу...
    NickitaDembelnulsa
  3. Kars 17 сентября 2012 11:10
    делали бы фотообзор про украинзкие ТРЗ это фото шло бы заглавным.
    1. black_eagle 17 сентября 2012 13:33
      А то! Это называется патриотизм! И самое обидное что если бы обзор делал украинец, то это фото было бы сто процентов заглавным! Был же недавно обзор, вроде завода им. Малышева, не буду искать точно, так там так и было, нафотографировали железа, а цеха никто и не подумал снимать, главное сделать сенсацию из ничего!
      black_eagle
    2. datur 17 сентября 2012 21:36
      Kars,
      Kars,че так плохо??
  4. Evgen2509 17 сентября 2012 14:32
    Ну вот, замечательный фотообзор от одного из лучших ТАНКОВЫХ экспертов в России, а его почемуто ругают почем зря, только вчера в комментах видел(
    Evgen2509
  5. Aleks тв 18 сентября 2012 00:03
    С огромным интересом смотрел фотографии.
    Аж прям на душе теплее становиться. когда видишь, как усталую технику перерождают... Тем более в родном ЗабВО, Атамановке.
    Родные семдесятдвоечки, как раз та модификация, на которых служил. Объект 184...
    Красота...

    Спасибо автору !
  6. zadorin1974 18 сентября 2012 13:09
    главное оборонщики молодеть начали - не одни деды на производстве
  7. borisst64 25 сентября 2012 09:50
    "происходит его проверка в заведённом состоянии при разных нагрузках с помощью воды"

    Что то тут автор явно напутал, и что он имел ввиду я так и не понял.
    borisst64
  8. topwar.ruk-d 10 октября 2012 19:33
    Отличный репортаж.Работа есть - это хорошо.
    topwar.ruk-d
  9. tank64rus 10 октября 2012 19:45
    Спасибо заводчанам настоящие люди на которых Россия держится.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня