Проект SpinLaunch. На центробежной силе в космос

84

Опытная пусковая установка Suborbital Accelerator

Силами небольших частных предприятий в США сейчас прорабатываются разные варианты систем доставки грузов на орбиту, в т.ч. с необычными принципами работы. Так, калифорнийский стартап SpinLaunch разработал и довел до испытаний «суборбитальный ускоритель», использующий центробежный принцип запуска нагрузки. Несколько недель назад опытная установка успешно выполнила свой первый пуск.

В поисках альтернативы


Компания SpinLaunch (дословно «запуск вращением») была основана в 2014 г. в г. Саннивейл (шт. Калифорния). С самого начала единственной задачей компании являлась разработка принципиально новой системы космических пусков, имеющей преимущества перед традиционной ракетно-космической техникой. Вместо ракет и двигателей на химическом топливе система SpinLaunch должна использовать центробежную силу.



В течение нескольких следующих лет компания провела необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Были созданы проекты опытной и полноразмерной установок SpinLaunch. Демонстратор технологий, имеющий ограниченные возможности, получил собственное название Suborbital Accelerator («суборбитальный ускоритель»). Полноразмерную систему, соответственно, называют орбитальным ускорителем.


В процессе строительства: монтаж вакуумной камеры

В отличие от других космических стартапов, SpinLaunch не уделяла большого внимания рекламе. Основная часть работ была проведена без особого шума и регулярных громких новостей. Впрочем, к началу 2020 г. ей удалось получить финансовую поддержку нескольких инвесторов и даже заинтересовать Пентагон.

2019-20 гг. компания SpinLaunch начала подготовку к будущим испытаниям. В частности, штаб-квартира стартапа переехала в г. Лонг-Бич, а для проведения практических мероприятий арендовали площади космодрома Spaceport America в шт. Нью-Мексико. К настоящему времени там была построена опытная пусковая установка. 22 октября состоялись первые ее испытания с успешным запуском имитатора ракеты.

Центробежный принцип


Принцип действия установки SpinLaunch достаточно прост, но его реализация достаточно сложна в техническом отношении. При этом успешное решение конструкторских задач позволяет получить определенные преимущества технического, энергетического и даже экологического характера.


Конструкция привода центрифуги

Основным и наиболее крупным элементом установки SpinLaunch является цилиндрическая вакуумная камера. Внутри нее находится центрифуга для разгона полезной нагрузки, а снаружи предусматривается проходящая по касательной направляющая труба, верхний торец которой герметично закрыт мембраной. Также в комплекс входят опорное устройство, электрические приводы центрифуги, насосная установка и т.д. В зависимости от необходимой орбиты, камера с трубой могут устанавливаться как вертикально, так и под наклоном.

Внутри камеры находится центрифуга с удерживающим устройством для ракеты с полезной нагрузкой. Во время запуска она должна набирать расчетные обороты, сообщая ракете требуемую кинетическую энергию. Затем в заданный момент времени происходит освобождение ракеты, она попадает в направляющую трубу и через нее покидает установку, прорывая мембрану.


Центрифуга во время работы

Для SpinLaunch предлагается особая ракета-носитель. Это многоразовое двухступенчатое малогабаритное изделие, имеющее отсек полезной нагрузки и собственную двигательную установку ограниченной мощности. Грузоподъемность такой ракеты достигнет 400 фунтов (181 кг) для низкой околоземной орбиты.

По задумке разработчиков, полноразмерная пусковая установка должна «раскручивать» и выбрасывать ракету со скоростью более 2200 м/с. За счет накопленной энергии она сможет за минуту подняться на высоту более 60 км, где будет производиться запуск собственного двигателя для дальнейшего полета на орбиту. После вывода полезной нагрузки ракета должна возвращаться на Землю для подготовки к следующему старту.

В разных масштабах


К настоящему времени компания SpinLaunch построила опытную установку Suborbital Accelerator и начала ее испытания. Этот комплекс имеет общую высоту ок. 50 м и обеспечивает запуск ракеты вертикально вверх. Для проведения опытов также разработан уменьшенный вариант ракеты длиной ок. 3 м. Он не имеет двигателя, а полезная нагрузка выполнена в виде контрольной аппаратуры.


На посту управления

Первый пуск с опытной установки состоялся 22 октября. Используя 20% от расчетной мощности, установка разогнала ракету до скорости «тысяч миль в час», благодаря чему та поднялась на высоту «десятки тысяч футов». При этом точные характеристики пуска и полета не называются.

В ближайшие месяцы компания-разработчик планирует продолжать испытания своего «суборбитального ускорителя». Предполагается провести до 30 суборбитальных запусков для отработки всех систем. Затем возможен переход к орбитальным пускам – если реальные характеристики системы позволят это.

В дальнейшем компания завершит разработку и начнет строительство полноразмерного «ускорителя». Он будет примерно втрое больше опытного образца и покажет соответствующие рабочие характеристики. Ожидается, что этот вариант SpinLaunch сможет выводить на орбиты реальную нагрузку и сумеет выйти на рынок пусковых услуг.


Будущая ракета-носитель для SpinLaunch

Преимущества и недостатки


Согласно расчетам, уже частично подтвержденным испытаниями, центробежная система запуска имеет некоторые преимущества перед традиционными ракетно-космическими комплексами. Впрочем, имеются и характерные недостатки, преодоление которых оказывается крайне сложной задачей.

В первую очередь, расчетным преимуществом SpinLaunch является экономичность и энергетическая эффективность. В отличие от ракеты-носителя, центрифуга разгоняет полезную нагрузку плавно и при помощи экономичного электродвигателя. Соответственно, разгон и отрыв требуют меньше энергии. По расчетам, такой запуск позволяет вчетверо сократить количество топлива, необходимое для дальнейшего подъема на орбиту.

Важным преимуществом SpinLaunch является относительная простота подготовки к запуску. Ожидается, что такая система сможет осуществлять несколько запусков в сутки с минимальным интервалом. Высокая производительность окажет заметное влияние на экономические показатели.


Отмечаются и экологические особенности проекта. Так, основную работу система будет выполнять при помощи электроэнергии, которая может иметь «чистое» происхождение. При наличии ракеты с двигателем, продукты горения вырабатываются в минимально необходимом количестве и выбрасываются только в верхних слоях атмосферы, где представляют минимальную опасность для окружающей среды.

Компания-разработчик утверждает, что новые технические решения позволяют в разы сократить стоимость пуска в сравнении с традиционными ракетами-носителями. По расчетам, этот параметр может быть доведен до 500 тыс долл. за пуск – менее 3 тыс долл. за 1 кг нагрузки. Столь низкая стоимость обязательно привлечет внимание заказчиков и поспособствует росту количества стартов, что тоже поможет уменьшению расценок.

Однако для достижения таких целей необходимо справиться с несколькими серьезными проблемами. В первую очередь, это общая сложность конструкции. Строительство вакуумной камеры диаметром в десятки метров является непростой задачей. При этом работоспособность и надежность такого агрегата является критически важной для всей пусковой системы. Любая трещина и нарушение вакуума может иметь самые серьезные последствия.


Второй недостаток системы и концепции в целом – ограниченные энергетические возможности. Даже полноразмерная система SpinLaunch сможет отправлять на низкие орбиты менее 200 кг, что серьезно ограничит круг потенциальных нагрузок и заказчиков. Кроме того, фактически отсутствуют возможности для масштабирования. Повышение выводимой нагрузки связано с увеличением размеров пусковой установки, которая и без того получается чрезмерно крупной и сложной.

На этапе испытаний


По всей видимости, разработчики системы SpinLaunch прекрасно знают все сильные и слабые стороны своего проекта. Рассказывая о нем, они делают акцент на преимуществах, тогда как с недостатками пытаются разобраться «в закрытом режиме». Насколько успешной будет эта работа и удастся ли получить оптимальное соотношение всех характеристик – покажут испытания.

Первый запуск упрощенной «ракеты» с тестовым оборудованием состоялся несколько недель назад, и на этом испытания не остановятся. Только на ближайшие месяцы запланировано ок. 30 пусков с теми или иными задачами. И по результатам этих мероприятий будут определены пути дальнейшего развития проекта. Конечно, если опытная установка подтвердит расчетные характеристики и покажет общую целесообразность проекта.
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    12 ноября 2021 05:55
    Молодцы!
    Необычный такой подход к вопросу запуска небольших спутников.
    1. +4
      12 ноября 2021 06:52
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      Необычный такой подход

      1. +2
        13 ноября 2021 16:34
        Дарю ребятам идею: упрятать установку внутри подходящего Гималайского пика и делать запуск сразу с высоты 9 км.
    2. -2
      12 ноября 2021 22:31
      Необычный такой подход к вопросу запуска небольших спутников.
      Блин. Какая зашоренность. Малые и крепкие спутники можно запускать и по принципу Жюля Верна. И герметичность и постепенное ускорение обеспечить проще и технологичнее. А уж экономичнее как!!!! Что сложно сделать наклонный кривой ствол? Легко. А уж про пороха вообще молчу. Так не делают же. Усложняют излишне. Грузы отправлять, вообще милое дело.
      1. 0
        19 декабря 2021 00:11
        или как Винни-Пух..на воздушном шаре,текущие изделия могут поднять 1 400 кило на высоту 39 км winked
  2. 0
    12 ноября 2021 06:16
    Больше на метровые мониторы потратились по-моему... Стабильность работы такой установки вызывает сомнения.
    1. +6
      12 ноября 2021 06:52
      Цитата: Wedmak
      Больше на метровые мониторы потратились по-моему... Стабильность работы такой установки вызывает сомнения.

      Взяли древнегреческую катапульту, прибавили немного электроники и получили неизвестно что laughing
      Все видели как тренируют космонавтов на центрифугах. Предел для человека около 9G. А здесь, для радиуса 15 метров и линейной скорости 2200 м/с действующее на тело центробежное ускорение будет превышать 32 000 G. Какая конструкция спутника это выдержит? Та же проблема что и для электромагнитных пушек.
      1. -5
        12 ноября 2021 06:57
        Ну, скорее не катапульту, а пращу. Принцип 1:1 в данном случае. Чем силен запад, так это попилом денег на всякие не очень адекватные эксперименты в железе. Иногда даже работает некоторое время, при вливании тех же денег вагонами.
        1. 0
          12 ноября 2021 07:00
          Цитата: Wedmak
          Ну, скорее не катапульту, а пращу.

          И катапульта и праща работают на одном принципе. Просто катапульта предусматривает некоторую механизацию, как в данном случае lol
        2. +10
          12 ноября 2021 07:04
          Цитата: Wedmak
          Чем силен запад, так это попилом денег на всякие не очень адекватные эксперименты в железе.

          "Американцы всегда находят единственно верное решение. После того, как перепробуют все остальные."
          Уинстон Черчилль
        3. +14
          12 ноября 2021 07:49
          О каком попиле в данном случае речь? Из статьи ясно, что занимается разработкой и изготовлением установки частная компания. Причём занимается на свой страх и риск, а также на свои деньги. Да, она, как и любая частная компания надеется на прибыль в будущем, но пока у неё одни убытки. А потенциальные заказчики, в том числе Министерство обороны США поглядывает на эти работы с интересом, но тратить на них бюджетные деньги не торопится. Необходимо также отметить что НИОКР на Западе относятся к проектам высокого риска, но в данном случае весь риск взяла на себя частная компания. Так что о распиле Вы зря. Нам бы свои распилы сократить. А они, как правило, финансируются из госбюджета, т е из денежек налогоплательщиков, т е из наших денежек. Никакой волшебной тумбочки где деньги появляются из ниоткуда нет.
          1. -8
            12 ноября 2021 13:22
            Не на свои, а на деньги глупых инвесторов.
      2. +2
        12 ноября 2021 08:00
        Тз ЭМ пушек и обычных артелерийских орудий умными снарядами успешно стреляли
      3. +5
        12 ноября 2021 08:19
        А здесь, для радиуса 15 метров и линейной скорости 2200 м/с действующее на тело центробежное ускорение будет превышать 32 000 G

        Спасибо, что посчитали. Проверил -32925, 17 ... Ну, что ж ? Не пойдет в космос - продадут как соковыжималку. Свежевыжатый берёзовый сок или кленовый сироп будут делать.
        1. 0
          12 ноября 2021 18:14
          32000 G. Интересно, из какого материала сделана центрифуга?
      4. +3
        12 ноября 2021 13:34
        Цитата: Кубик123
        Все видели как тренируют космонавтов на центрифугах. Предел для человека около 9G. А здесь, для радиуса 15 метров и линейной скорости 2200 м/с действующее на тело центробежное ускорение будет превышать 32 000 G. Какая конструкция спутника это выдержит? Та же проблема что и для электромагнитных пушек.

        Никогда не было и вот опять))) очередной иксперт по центрифугам, в глаза из не видевший прочитал статью через абзац и... Сделал как обычно))) облажался)
        Написанное черным по белому, русским языком, печатным шрифтом: испытания прототипа-макета малых размеров, для проверки работоспособности технологии, промахнулось мимо мозга)
        Очень жаль все больше комментариев по содержанию все больше походят на деградирующиз украинцев... Действительно братские народы. Только они пишут про русских, ра русские про американцев. А так содержание почти одно и тоже - тупые, отсталые, пилят, ничего не могут сделать, подставляй нужную сторону и всё.
        1. AUL
          +3
          12 ноября 2021 15:02
          Цитата: JD1979
          Очень жаль все больше комментариев по содержанию все больше походят на деградирующиз украинцев...

          Да, в последнее время уровень интеллекта в комментариях стремительно падает, к сожалению. Да и уровень статей тоже...
      5. 0
        12 ноября 2021 17:14
        Какая конструкция спутника это выдержит? Та же проблема что и для электромагнитных пушек.

        Летающий радар выдержит, например. У радаров чаши часто делают сетчатыми из металлосетки.
        Сетка легко выдержит выброс в атмосферу или на низкую орбиту и позволит заглядывать за горизонт много часов подряд, используя её как зеркало - если её снабдить баллоном. Ну или металлопленка.
        Кроме того, это дешевая замена АВАКСА - если в опасную атмосферу запускать не огроменный и дорогущий самолёт с множеством людей а маленький компьютер и сетчатую антенну.
  3. +1
    12 ноября 2021 06:18
    А у нас зато Робот Фёдор есть! (Или был what )
    1. -2
      12 ноября 2021 08:50
      очень успешно сейчас развивается, уже штук 50 наклепали в разных конфигурациях
  4. -4
    12 ноября 2021 06:48
    Ну молодцы! Наконец то прочитали фантастический роман Артура Кларка "Фонтаны рая" 1979 г. В романе подробно описывается космический лифт для запуска в космос, действующий с использованием центробежной силы вращения земли.
    И сразу решили денег "срубить". Почему - читайте Кларка. Он очень подробно описывает все сложности данного проекта.
    1. +4
      12 ноября 2021 07:00
      действующий с использованием центробежной силы вращения земли.

      Лифт не использует эту силу, лифт поднимается с помощью своих двигателей по "тросу" закрепленному на геостационарной орбите. Центробежная сила тут вообще не причем, да и не сможет преодолеть притяжение Земли.
      1. +5
        12 ноября 2021 07:14
        Цитата: Wedmak
        Центробежная сила тут вообще не причем


        При чем. Именно она натягивает трос, чтобы опираясь на него могла двигаться тележка.
        1. +1
          12 ноября 2021 14:21
          Натягивает трос вообще-то сила притяжения Земли, то есть гравитация. Она же держит пункт привязки троса на ГСО. Центробежная сила - это кажущаяся сила, которая воздействует на объект в направлении, направленном ОТ центра круга.
          1. +5
            12 ноября 2021 15:47
            Натягивает трос вообще-то сила притяжения Земли, то есть гравитация. Она же держит пункт привязки троса на ГСО. Центробежная сила - это кажущаяся сила, которая воздействует на объект в направлении, направленном ОТ центра круга.


            Простите, но это школьный курс физики. Да, ваше определение центробежной силы абсолютно правильно, но как все это работает Вы не понимаете. Возьмем ваш пример с пращей. Веревка в свободном состоянии мягкая и по ней Вы лифт не сможете отправить. Не на что опереться. Теперь, Вы начинаете пращу раскручивать. Веревка натягивается - на нее одновременно действует две противоположно направленные силы - центробежная, создаваемая камнем, и центростремительная, создаваемая вашей рукой. Взаимодействие этих сил и растягивает веревку. Гравитация тут не важна. Пращу можно крутить под любым углом к поверхности. И веревка будет натянута. В середине веревки можно повесить груз и он не упадет. Но стоит прекратить вращение и груз рухнет. Этот груз и является моделью "кабины" лифта.

            Космический лифт по идее должен работать так же. Один конец троса привязан к поверхности Земли (где-нибудь на экваторе). Привязать другой конец троса просто не к чему. Поэтому, как и в праще, привязывается "камень", который и будет растягивать трос. Чтобы этот "камень" находился над одной точкой поверхности и растягивал трос, его нужно поместить на геостационарную орбиту, или чуть дальше. И он будет крутиться синхронно с поверхностью Земли. Если ближе, то "камень" с тросом упадет на землю. Если чуть дальше, то трос будет растягиваться как веревка пращи. Гравитация здесь участвует только в том, что диаметр геостационарной орбиты определяется гравитацией планеты.
            1. 0
              12 ноября 2021 18:09
              Позвольте все же возразить о том что я не понимаю как это работает. В данном случае, роль веревки выполняет гравитация. Только вот если бы "камень" висел бы на веревке за счет центробежной силы, длина веревки не играла бы роли. Никакой. Хоть 100 км, хоть 30 тыс. Все зависело бы от угловой скорости. В космосе, между объектами, есть только одно взаимодействие - гравитационное(давление излучения, нагрев и т.д. сейчас опустим как несущественные). И оно только притягивает. Нахождение "камня" в одной точке над поверхностью Земли на ГСО объясняется одинаковыми угловыми скоростями вращения Земли и на этой орбите, вот и все. Наша планета по прежнему притягивает "камень" и трос лифта нужно будет спускать с камня, а не вытягивать с Земли(если бы действовала центробежная сила). Тут принцип пращи не работает.
              Проблема спуска троса конечно то еще веселье...
              1. Комментарий был удален.
                1. +1
                  12 ноября 2021 20:21
                  В том то и дело, что для лифта угловая скорость должна быть фиксирована. И она должна равняться угловой скорости вращения Земли. Это условие выполняется ТОЛЬКО на геостационарной орбите.

                  Верно...именно это я и сказал. Только сила действует на спутник не центробежная, а гравитационная. В космосе больше ничего в принципе действовать на расстоянии не может. А то что вы называете центробежной, это взаимодействие гравитации планеты и массы спутника.
                  При угловой скорости равной угловой скорости Земли груз на более близкой орбите упадет на землю, а на более дальней - груз уйдет от Земли, если его не будет удерживать трос. Это следует из формулы первой космической скорости.

                  При равных угловых скоростях, на более ближней орбите, груз уйдет ОТ Земли, т.к. его относительная скорость будет больше, чем нужно. Скорее всего он будет вращаться по эллипсу. На более дальней орбите, груз будет приближаться к Земле, пока его орбита не станет стабильной, ему не хватит скорости оставаться выше. Опять же эллипс, с периодом в сотни, если не тысячи лет. Чем дальше орбита, тем больше должна быть скорость объекта чтобы удержаться на ней. Вплоть до 2-й космической, тут уже выходим на околосолнечную орбиту. Там вообще надо уже учитывать теорию относительности вместе с воздействием ближайших планет.
                  Советую посмотреть как выводят КА на орбиту. Чтобы поднять орбиту, любому КА нужно ускорится, для этого делают два импульса, первый "поднимает" орбиту, второй ее стабилизирует, дабы КА не ушел на эллиптическую орбиту, с возможным втыканием в Землю.

                  Еще раз, центробежная сила - это кажущаяся сила. Ее применяют когда идет расчет взаимодействия в неинерциальных системах отсчета. На спутник на ГСО(да и на любой другой орбите) действует только одна сила - гравитация планеты. А движение по орбите ему дает инерция, т.е. его масса.
                  1. 0
                    12 ноября 2021 23:13
                    Только сила действует на спутник не центробежная, а гравитационная.

                    Ладно, спорить дальше не имеет смысла. Захотите разобраться в вопросе - вот ссылка на кандидатскую диссертацию Нуралиевой Анны Борисовны в институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН "О ДИНАМИКЕ ТРОСА КОСМИЧЕСКОГО ЛИФТА".
                    https://keldysh.ru/council/1/nuralieva-diss.pdf

                    Там есть история вопроса и конкретные расчеты. Цитата оттуда (стр. 4-5):
                    "Один из таких способов, очень простой принципиально – придание поднимаемому грузу энергии и кинетического момента орбитального движения за счет вращения Земли. То есть протянуть трос от Земли за геостационар и доставлять грузы по нему, при этом у тела, отпущенного с троса, уже будет начальная скорость. Гравитационная и центробежная силы держат конструкцию в натянутом состоянии. На верхнем конце помещена балансировочная масса для удержания конструкции в равновесии. Это
                    концепция космического лифта. Несмотря на то, что идея не очень нова и, по мнению многих специалистов, не имеет непреодолимых препятствий для реализации, ее проработка продвигается медленно. За первое десятилетие нашего века нет существенного продвижения ни в исходной концепции
                    конструкции КЛ (2000 г.), многие недостатки которой сейчас видны, ни в исследовании динамики. Поэтому данная работа, в которой предлагается развитие современной концепции КЛ и довольно подробное исследование его динамики, представляется актуальной."

                    (стр. 12)
                    "Ю. Н. Арцутанов в 1960 году написал статью «В Космос – на электровозе» [3], которая была опубликована в «Комсомольской правде», где предлагал трос, протянутый с поверхности Земли за геостационар, чтобы перемещать по нему грузы в космос. Арцутанов указал, что трос должен быть чрезвычайно прочный и переменной ширины. Позже он развил свою идею [4,5], изложив ее уже в научно-популярных журналах. Работа Арцутанова не была известна за границей, но идея, видимо, витала в воздухе. "

                    Далее вся история развития идеи и конкретные расчеты.
            2. 0
              12 ноября 2021 22:45
              Если чуть дальше, то трос будет растягиваться как веревка пращи.

              Если трос заменить на цепь и подцеплять новые звенья, то эффективность двигателя возрастает по мере удаления груза от поверхности Земли. А энергия идёт от вращения планеты. Только Грете не говорите, что Землю можно остановить.
      2. +4
        12 ноября 2021 09:50
        Центробежная сила тут вообще не причем, да и не сможет преодолеть притяжение Земли.

        Центробежная сила вращения земли "по Кларку" натягивает "трос", по которому движутся тележки с грузом. Так что центробежная сила очень даже причем.
    2. +2
      12 ноября 2021 11:41
      Артур Кларк взял идею космического лифта у советского инженера Юрия Арцунатова, которую он описал в 1960 г.
      1. +1
        12 ноября 2021 11:55
        Точнее, Арцутанова. Кларк признавал авторство Арцутанова.
        1. 0
          12 ноября 2021 12:31
          "Точнее, Арцутанова". Сори, ошибся. drinks
        2. +1
          12 ноября 2021 16:25
          А так это представлял Андрей Платонов в рассказе "Лунная боба" 1926 года

          платонов
          1. +1
            13 ноября 2021 11:20
            Точнее, Лунная бомба wassat
            1. +2
              13 ноября 2021 23:08
              Ага, м отстала от строя
            2. +1
              14 ноября 2021 11:17
              Цитата: Посторонним В.
              Точнее, Лунная бомба wassat

              hi Приветствую всех! Статья понравилась.
              Лунную бомбу читал. Даа, Крейцкопф мерзкий тип.
              А на мой взгляд, самый оригинальный способ достичь Луны придумал Сирано де Бержерак. Ну и ещё героиня романа Пола Андерсона "Операция "Луна"". Там на Луну летела ведьма на метле! Только ошиблась, и вместо Луны её метла полетела к астероиду из Пояса Койпера. Опомнилась на подлёте к Нептуну...
              1. +1
                14 ноября 2021 11:24
                Добавим еще "Первых людей на Луне" Г.Уэллса и, конечно, "Незнайку на Луне" Н.Носова.
                1. +1
                  14 ноября 2021 11:38
                  Цитата: Посторонним В.
                  Добавим еще "Первых людей на Луне" Г.Уэллса и, конечно, "Незнайку на Луне" Н.Носова.

                  "Незнайка на Луне" хорошая вещь! Показывает язвы буржуазного строя.
                  А "Первые люди на Луне" --- супер! Описание идеального общества, однако, слишком мирного.
                  А я иногда смотрю онлайн старый советский мульт на эту тему. (Правда название запамятовал). Там из-за недоразумения школьник, пионер, попал на космическую ракету и соответственно на Луну. И так же случайно обнаружил пропавшую Первую экспедицию. good
                  1. +1
                    14 ноября 2021 14:10
                    Советский мультфильм про пионера так и назывался - "Полет на Луну", 1953 год. Но у него был предшественник 1935 года - полнометражный худ фильм "Космический рейс". В обоих фильмах в экипаже был пионер, и к Луне они подруливали с помощью большого штурвала.

                    И уж нельзя не вспомнить фильм "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса 1902 (!) года. Впрочем, это скорее пародия.
                    1. 0
                      14 ноября 2021 14:47
                      Цитата: Посторонним В.
                      Советский мультфильм про пионера так и назывался - "Полет на Луну", 1953 год. Но у него был предшественник 1935 года - полнометражный худ фильм "Космический рейс". В обоих фильмах в экипаже был пионер, и к Луне они подруливали с помощью большого штурвала.

                      И уж нельзя не вспомнить фильм "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса 1902 (!) года. Впрочем, это скорее пародия.

                      Вы знаете, как-то сразу не вспомнить...
                      Космический рейс, не тот ли это фильм, где фигурировали кролик и кошка, и где на Луне нашли замороженный кислород???
                      А фильм Мельеса, не тот ли, где главный герой убивал am чертей зонтиком??? Буду стараться смотреть перечисленные Вами фильмы! good
                      1. +1
                        14 ноября 2021 14:59
                        Кролика и кошку не помню, но вот нашел сцену подруливания к Луне штурвалом (или это управление тягой?): https://youtu.be/SHKviXaXZZ4?t=2082.

                        Про зонтик и чертей вы были правы: https://youtu.be/XZpgpr-P2C4?t=550 . am
                      2. 0
                        14 ноября 2021 17:36
                        ...про зонтик и ..

                        laughing давно смотрел, постараюсь завтра посмотреть.Спасибо.
  5. +3
    12 ноября 2021 06:48
    В 30-х годах испытывался пулемет на подобном принципе. Не пошел. Т.е. пули были круглые стальные шарики, ствол естественно гладкий, соответственно кучность никакая.
    А идея вроде тоже ничего. Какая экономия металла за счет отсутствия гильз, отсутствие пороха, можно сказать экологически чистое оружие. Правда достаточно громоздкое.
    1. +3
      12 ноября 2021 09:50
      Цитата: ВАШ
      А идея вроде тоже ничего. Какая экономия металла за счет отсутствия гильз, отсутствие пороха, можно сказать экологически чистое оружие.

      Хороший обзор реализаций этой идеи
      https://topwar.ru/2365-metateli-pul.html

      Первая пушка на этом принципе появилась в России в 1908 году. laughing
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    12 ноября 2021 08:02
    Интересно, центрифуга физически как реализована?
    Напрашивается магнитная подвеска и разгон линейным электродвигателем.
  8. Комментарий был удален.
  9. +8
    12 ноября 2021 09:28
    Как минимум вижу несколько колоссальных технических проблем:
    1) Центростремительное ускорение от 20 до 33 тысяч g, при радиусе, соответственно 25 и 15м. Как в артиллерийском орудии. Причем нагрузка на снаряд не осевая, а поперечная, которую конструкции цилиндро-оживальной аэродинамической формы выдерживают на порядок хуже. То есть это рост массы корпусных конструкций ракеты. Для сравнения, обычные ракеты-носители должны выдерживать всего 5-10 g в осевом направлении, а фугасный снаряд, не рассчитанный на осколочное действие, имеет массу корпуса предназначенного для таких, причем тоже продольных, ускорений в 50-60% от полной.
    2) Зацеп и освобождение снаряда. Ракета с полезной нагрузкой в 180кг, для выхода с 2200м/с на первую космическую, будет иметь массу не менее 2 тонн. При вышеуказанных ускорениях, это означает нагрузку на зацепе от 40000 до 66000 тс. С учётом запаса надёжности, авианосец подвесить можно. И оно ещё и должно сработать с точностью в миллисекунды.
    3) Нагрузка на подшипник. Не имеет значения его конструкция, хоть латунная втулка ( wassat ), хоть магнитный левитирующий, но ему нужно будет воспринять дисбаланс ротора после отделения снаряда, и нагрузки там будут тоже соответствующие - тысячи тонн. Считайте, отдача при выстреле двухтонным снарядом с начальной скоростью 2200м/с, но без возможности отката "ствола"
    4) Ускорение должны выдерживать не только корпус, полезная нагрузка и электроника ракеты, но и ее двигатели. При использовании твердотопливного двигателя, это потребует абсолютно новых подходов к конструированию топливных шашек, вроде перпендикулярного к оси двигателя размещения каналов, или реализации чисто торцевого горения шашки. А в случае ЖРД, его компановке и конструкции узлов рассчитанной на поперечное ускорение в 20-33 тыс. g, что тоже даже не проблема, а проблемища.
    1. -4
      12 ноября 2021 10:30
      Был очевидцем, когда в центрифуге 20 000 g разлетелся ротор с испытываемыми изделиями из-за дисбаланса. Всё в мелкий порошок.
      Про перегрузки, которые должен выдерживать запускаемый объект, даже говорить нет смысла.
      Американский проект - это отличная "бензопила", чтобы "попилить" много-много зелёных бумажек.
      1. +4
        12 ноября 2021 10:41
        Цитата: prior
        Был очевидцем, когда в центрифуге 20 000 g разлетелся ротор

        А кино про взрывающиеся ракеты не видели?
        [
      2. +2
        12 ноября 2021 11:43
        Да своих же деньги пилить будут - это частная контора и деньги частные.
        1. -4
          12 ноября 2021 11:48
          Многие американские фирмы частные, а деньги пилят вполне себе бюджетные, например на оборонные нужды.
          Сегодня пиар - завтра деньги.
    2. +5
      12 ноября 2021 12:04
      Все эти проблемы касательно твердотопливных шашек электроники выдерживающей большие перегрузки 40000g давно решены в управляемых артиллерийских снарядах и материал этой кинетической ракеты существенно прочнее чем у обычных ракет по сути эта ракета тот же артиллерийский активно реактивный снаряд только больших размеров а зацеп скорее всего сделан из вольфрамового сплава магнитно осевым удержание ракы сбоку магнит держит в хвосте ракету держит опора. Подшипник скорее всего то же необычный магнитный наполненный специальной гидрожидкостью для смягчения нагрузок в момент отделения кинетической ракеты. И да ракету на несколько километров с помощью такой системы уже запускали.
    3. +1
      12 ноября 2021 21:25
      Цитата: Макс ПВ
      Причем нагрузка на снаряд не осевая, а поперечная, которую конструкции цилиндро-оживальной аэродинамической формы выдерживают на порядок хуже. То есть это рост массы корпусных конструкций ракеты.

      Вообще говоря, разгонять снаряд можно в любой, удобной для этого позе. А развернуть в момент броска, когда ускорение равно нулю.
  10. +3
    12 ноября 2021 10:31
    Не столь давно, помнится, на ВО слышались мнения о невозможности кинетического запуска. Так вот, дорогу осилит идущий, если у них получится, нам тоже надо!
  11. 0
    12 ноября 2021 11:03
    Странно, что в статье не упомянули о военном применении технологии:
    https://twitter.com/Robotbeat/status/1458466630888050692
    Чуть побыстрее, и из этой штуки получится приличное оружие. Может осуществлять частично-орбитальную бомбардировку с континентальной части США с выгодным соотношением затрат, аналогично стрельбе крылатыми ракетами с крейсера Иджис, находящегося вблизи цели. Похожее время от запуска до удара.
    1. -1
      12 ноября 2021 12:07
      В этом плане больше артиллерийские орудия подойдут стреляющие ракетами - снарядами которые с помощью раскрываемых аэродинамических рулей смогут скользить в верхних слоях атмосферы.
      1. 0
        12 ноября 2021 12:10
        так это именно артиллерийское орудие и есть! Просто крайне необычно выглядит и принцип действия иной. Но ПН, типичная для артиллерии, очень хорошо подходит для SpinLaunch, не боится 10.000G
  12. -2
    12 ноября 2021 11:05
    Да вы шо ! А чё...резиновая рогатка уже не по фэньшую ? (Когда-то слышал,что китайцы запускали "что-то" в космос с помощью большой...очень большой рогатки !) А "лифт Кларка" ? Тоже забыли ? request
  13. -3
    12 ноября 2021 11:49
    2 км/с это далеко от первой космической, а запуск с воздушной платформы ракет космического назначения давно освоен. При этом не возникает сложностей ни с перегревом, ни с действующими перегрузками. При таком общем весе в космос разве что кубсат в несколько кило можно вывести и то, большая часть веса придется на теплозащиту и усиленную конструкцию. В общем идея для развитых стран нежизнеспособная. Если только украинцы подхватят.
    1. 0
      12 ноября 2021 12:12
      Конкретно то, что в статье - прототип. Для отработки и демонстрации технологий, без задачи достигнуть орбитальных скоростей на нем. Под нее готов следующий проект, но его пока не строят.
  14. 0
    12 ноября 2021 13:20
    Есть такой метод ведения экономической войны. Начни демонстративно маяться дурью и тем самым заставь противника тоже маяться этой дурью. Надо чтобы была видимость больших работ и создания чего-то путного и главное - очень перспективного. Как только противник в этой фигне увязнет по самые уши, спокойно закрывай проект. А он пусть помучается и поразоряется. Именно так американцы убили советскую космонавтику, заставив сначала влезть в лунную, а затем в шаттловскую гонку. Явно выходящие за пределы наших экономических возможностей. В результате наши при колоссальном напряжении сил создали архидорогие и никому нахрен не нужные шедевры науки и техники: Н1 и Энергию-Буран. И советской космонавтике пришёл конец. Как и самому СССР.
    1. 0
      12 ноября 2021 17:48
      Эта тема к этой разработке не относится здесь частная контора с определёнными намереньями создать экономичную систему выведения мини спутников и зарабатывать на этом деньги. А вообще идея достаточно перспективная для данного сегмента космической нагрузки.
      1. -4
        12 ноября 2021 22:48
        да сгорит всё к куям.
        выше в комментариях написали про вольфрамовую обшивку.
        пилят деньгу.
        попилят, как электромагнитные пушки, Артемиду и прочее
        1. 0
          13 ноября 2021 02:08
          Не сгорит у ракеты будет покрытие либо из графита либо из карбида тантала либо из жаростойкой керамики.
          1. 0
            14 ноября 2021 07:40
            температура плавления/кипения вольфрама - 3400/5500,, графита -3800/4200, тантала -3000/5500.
            если сгорит вольфрам, то и всё остальное сгорит.
  15. 0
    12 ноября 2021 18:20
    Статью прочитал,голова закружилась,заташнило.Не помне эта карусель.
  16. +2
    12 ноября 2021 21:31
    Простенько но со вкусом! Автор молодец! Нашел интересный и очень нестандартный материал. Наглядное напоминание, не нужно зашориваться и упираться в один единственный способ решения проблемы! Всегда найдутся неожиданные обходные пути.

    Кстати, мне одному вспомнился Жюль Верн и его "Из пушки на Луну" ? good
  17. -1
    13 ноября 2021 09:54
    Цитата: Оби Ван Кеноби
    Необычный такой подход

    Ну да.
    Если посмотреть на историю метательного оружия, то праща была изобретена до лука,. Ну что можно сказать. начали с теории реактивного движения закончим рогатками? Деградация цивилизации на лицо.
    Зря вы господа тутошные ржали на Рогозиным, когда он про батуты упоминал. Почему не ржем над этой пращей?. Это же праща обыкновенная. Ну да технологичная, но праща же.
    1. +1
      13 ноября 2021 16:24
      Этот способ выведения полезной нагрузки более дешовый чем обычной ракетой в этом его плюс и не важно что там за технология другая контора хочет запускать аппараты с полезной нагрузкой с помощью электромагнитного трамплина.
  18. 0
    17 ноября 2021 22:42
    Цитата: AKuzenka
    по принципу Жюля Верна

    Вроде в Ираке при Хуссейне такую построили, но туда принесли "демократию" и ни о каком космосе больше и не думают в той стране.
  19. 0
    14 декабря 2021 14:18
    Интересная идея, но к сожалению, явно утопичная. Хотя бы потому, что при заявленной скорости выхода спутника из установки 2200 м\с сам спутник к концу разгона будет испытывать колоссальные нагрузки. Электроника вряд ли выдержит такое. Точные цифры пока назвать нельзя из-за, собственно, отсутствия входных данных, но хотя бы примерно:
    Конечная линейная скорость внутри центрифуги - 2000 м\с (заявленная скорость 2200 м\с, делаем скидку)
    Диаметр установки и собственно кольца, где разгоняется ракета - 100 метров (вполне осуществимо, как по мне), радиус - 50 метров.
    Итак, по формуле, известной нам ещё в школе, центробежное ускорение тела равно его линейной скорости в квадрате, делённой на радиус окружности, по которой движется тело. Подставляем числа в неё и получаем сумасшедшие 80000 м\c^2, или ~8150 g. Сколько там общий норматив допустимых нагрузок для беспилотных полётов, до 10 g? Чтобы уложиться в него, не снижая скорость, необходимо расширить радиус кольца до 40 км. И не забываем, что это лишь четверть самой минимальной дельты для запуска на орбиту, даже не считая потери в атмосфере. Самая элементарная школьная физика выступает против такого способа запуска спутников на орбиту.
    Нет, будущее только за многокилометровыми электромагнитными ускорителями-рельсотронами.
    1. 0
      27 декабря 2021 18:33
      Цитата: Pavel73
      Есть такой метод ведения экономической войны. Начни демонстративно маяться дурью и тем самым заставь противника тоже маяться этой дурью

      Полностью с вами согласен, это дурь причем примитивная рассчитана на обезьян , что те станут подражать. Если даже прорыть наклонный тоннель под углом 45* до глубины 1 км и длинной 1.42 км откачать из него воздух и чего там разгонять по принципу пушки Гауса , или построить подобный тоннель по склону горы (где найти такую гору с длинным ровным склоном под нужным углом в нужном направлении ) при чем мощности нескольких ТЭЦ не хватит на пиковую нагрузку ..потребуются особые накопители энергии ... .не проще ли совершенствовать обычные ракеты