Успехи и неудачи. Истребитель Dassault Rafale на международном рынке

52

Dassault Rafale военно-воздушных сил Франции

С конца девяностых годов Франция в лице компании Dassault Aviation продвигала на международном рынке свой новейший истребитель поколения 4+ Rafale. В первые годы эта машина неоднократно участвовала в зарубежных тендерах, но ни разу не смогла победить. Ситуация изменилась только в начале прошлого десятилетия, и с тех пор регулярно сообщается о новых заказах.

Коммерческие неудачи


К началу двухтысячных годов «Рафаль» прошел основную часть испытаний, и промышленность готовилась к серийному выпуску такой техники для ВВС и ВМС Франции. Кроме того, начался поиск иностранных заказчиков, и самолет впервые принял участие в зарубежном тендере. Как вскоре оказалось, безуспешно.



Первым зарубежным эксплуатантом Rafale могли стать ВВС Южной Кореи. В тот период они планировали обновление своего истребительного парка, и «Дассо» стала одним из участников соответствующего конкурса. По итогам сравнения зарубежной техники корейские ВВС выбрали американский истребитель F-15K, модернизированный под их требования.

Следующая неудача имела место в 2005 г. Тогда Dassault выдвинула свой истребитель на конкурс NGF вооруженных сил Сингапура. По результатам первого этапа сравнений в финал вышли Rafale и американский F-15SG, доработанный с учетом требований заказчика. Вскоре победителем выбрали машину из США – доработки полностью себя оправдали.


Палубные "Рафали" ВМС Франции

В 2007 г. французские СМИ сообщили о неудачном завершении переговоров по продаже «Рафалей» Марокко. Стороны не сошлись в вопросах финансов и организации, и марокканские ВВС заказали американские самолеты F-16C/D.

Через несколько месяцев Rafale вошел в состав участников нового бразильского тендера. В конце 2008 г. стало известно, что французская машина стала одним из трех финалистов и имеет все шансы на победу. В дальнейшем появлялись разные сообщения о возможных фаворитах конкурса, но французский самолет в таком контексте не фигурировал. При этом из-за разных проблем и задержек победителя выбрали только в 2013 г., им стал шведский JAS 39 E/F.

Параллельно с бразильским конкурсом французские авиастроители участвовали в двух других аналогичных программах. Так, в 2009 г. «Рафаль» предложили Оману. Этот тендер продолжался несколько лет и завершился в 2012-м победой Eurofighter Typhoon. В том же 2009 г. французская техника заинтересовала ВВС Кувейта. В ближайшее время ожидалось подписание контракта, но из-за споров в кувейтском руководстве его перенесли на неопределенный срок. В 2015-м ситуация разрешилась не в пользу Франции. Кувейт приобрел «Тайфуны».

С 2013 г. «Дассо» участвовала в конкурсе по замене истребителей CF-18 в парке ВВС Канады. Заказчику предлагали организацию совместного производства и другие выгодные условия. Однако в 2018 г. французская сторона сняла «Рафаль» с конкурса. Такое решение было связано с чрезмерно жесткими требованиями заказчика и невозможностью их выполнения.


Истребитель, поставленный ВВС Индии

Последний на данный момент проигрыш Rafale тоже относится к 2017-18 гг. Французский самолет участвовал в бельгийском тендере и считался одним из его фаворитов. Однако в конце 2018 г. ВВС Бельгии решили закупать американские истребители F-35A – по причине более высоких тактико-технических характеристик и оперативных возможностей.

Эпоха успехов


В 2007 г. Индия запустила теперь уже легендарный конкурс по выбору среднего многоцелевого истребителя MMRCA. После нескольких лет сравнений, испытаний, споров и т.д., в 2012 г. победителем этого тендера был выбран французский Dassault Rafale – и это была его первая победа в борьбе за иностранный заказ. В ближайшее время ожидалось подписание контракта на 126 самолетов, и обсуждались условия такой сделки.

Однако вскоре переговорный процесс зашел в тупик. Стороны не могли найти взаимовыгодные условия, и следующие несколько лет судьба заказа оставалась под вопросом. Только в 2016 г. появилось твердое соглашение о поставке всего 36 самолетов. Первые «Рафали» отправились в Индию в 2019 г., и к настоящему времени заказ выполнен примерно на треть.


Катарские самолеты

На фоне этих событий с 2011 г. шли более удачные переговоры Франции с Катаром. Вскоре было объявлено о возможности продажи 72 самолетов, но затем объемы контракта сократились до 24 машин. Соглашение подписали в мае 2015 г., а в 2019-м заказчик получил первые самолеты.

Несмотря на длительные и плодотворные переговоры с другими странами, первым иностранным заказчиком Rafale фактически стал Египет. В 2014 г. эта страна инициировала переговоры, и в начале 2015-го появилось твердое соглашение. Уже летом того же года заказчику передали первые из 24 самолетов, взятые из наличия ВВС Франции. В 2016 г. Египет решил реализовать опцион на 12 самолетов, а в мае 2021-го заказал еще 30 машин новой постройки в последней модификации.

С лета прошлого года Франция вела переговоры с Грецией о закупке 18 самолетов актуальной модификации. В начале 2021 г. греческие власти одобрили такую закупку, и в конце января появился контракт. По его условиям, французская сторона передаст 12 самолетов из наличия и построит 6 новых. Первый из них передали в июне, а вскоре стало известно о скором появлении дополнительного соглашения на 6 «Рафалей». Его подписали в сентябре.

Возможные заказы


Прямо сейчас компания «Дассо» участвует в целом ряде иностранных тендеров, каждый из которых потенциально может пополнить ее портфель заказов. Впрочем, наличие серьезной конкуренции в известной мере снижает вероятность положительного исхода.


"Рафали" ВВС Египта

«Рафаль» претендует на контракты ВВС Испании, Финляндии и Швейцарии. Результаты их конкурсов пока не определены, но французский самолет все еще сохраняет шансы на победу. При этом он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны иностранной техники. Основным его противником становится американский истребитель 5 поколения F-35, имеющий ряд очевидных преимуществ.

К оптимизму располагает ситуация вокруг возможных поставок в ОАЭ. Ранее эта страна провела испытания Rafale и осталась довольной. Сейчас идут переговоры, и подписание контракта остается делом времени. В начале прошлого года интерес к самолетам проявила Индонезия. В этом году такие намерения подтвердили, а в июне Франция получила предложение о закупке 36 истребителей с вооружением. До конца года появится французско-хорватское соглашение на 12 подержанных «Рафалей».

Проблемы и их решение


Рассматривая иностранные тендеры, их ход и итоги, можно понять, почему истребитель Dassault Rafale в течение нескольких лет ни разу не смог победить в конкурсе, а затем приобрел определенную популярность. По всей видимости, в основе этих процессов лежали технические, экономические, политические и другие вопросы.

Практически сразу после выхода на рынок «Рафаль» столкнулся с жесткой конкуренцией и был вынужден противостоять ведущим зарубежным разработкам. В южнокорейском и сингапурском конкурсах это закончилось победой новых модификаций американского F-15, а сейчас главным конкурентом становится F-35 следующего поколения. Соревноваться с американскими производителями достаточно сложно – как по техническим причинам, так и из-за их лоббистских возможностей.


Один из первых самолетов для Греции

Одновременно с этим французский самолет, при всех своих преимуществах, имел несколько существенных недостатков. Он был чрезмерно дорогим, заявленные характеристики не всегда соответствовали реальным и т.д. Кроме того, заказчиков настораживали затянувшийся процесс разработки и испытаний, а также ограниченные темпы производства и поставок во французские ВВС и ВМС.

Впрочем, Франция и Dassault Aviation со временем смогли справиться с основными проблемами. Так, последовательно разработали несколько проектов модернизации; очередная модификация пойдет в серию в самом ближайшем времени. За счет последовательного обновления удалось избавиться практически от всех недостатков и наладить полноценную эксплуатацию техники в войсках. Кроме того, самолеты успели показать себя в ходе реальных боевых операций.

В последние годы французская сторона использует гибкий подход к формированию условий контрактов – и получает некоторые преимущества. Теперь заказчик может выбрать состав оборудования и вооружения покупаемого самолета. В ряде конкурсов предлагалось организовать производство техники на площадках заказчика.


Интересной и полезной практикой стала продажа самолетов из наличия вооруженных сил Франции. В таком случае заказчик экономит на подержанной технике, а французская армия освобождает место в авиационном парке для Rafale нового производства современных модификаций. По некоторым оценкам, такие процессы являются своеобразным видом кредитования, в котором роль банка достается министерству обороны Франции.

Правильные меры


Таким образом, потерпев несколько неудач на международном рынке вооружений, Франция в лице компании «Дассо» и некоторых государственных структур приняла ряд мер разного рода. Благодаря этому ситуация постепенно выправилась, и теперь, в последние 8-10 лет «Рафаль» регулярно побеждает в иностранных конкурсах и становится предметом новых контрактов. Очередные договоры ожидаются в самое ближайшее время.

Все это показывает, что коммерческий потенциал современного самолета зависит не только от табличных характеристик, полученных в соответствии с требованиями основного заказчика. Существует масса других факторов, которые необходимо учитывать при выходе на международный рынок. Ведущие экспортеры боевой авиационной техники давно поняли это и принимают соответствующие меры. А теперь к ним присоединилась Франция – и готова к успешной борьбе за заказы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    12 ноября 2021 18:18
    Ещё бы про самолет чуть поподробнее, ТТХ, отличия модификаций и т.п. было бы вообще хорошо.
    1. +21
      12 ноября 2021 18:24
      В рунете не принято его ТТХ писать, да и не в них дело. Главная фишка в передовых системах РЭБ, авионике и АФАР; великолепная маневренность, крейсерский бесфорсажный сверхзвук и один из самых низких ЭПР среди 4ок - на закуску.
      Пожалуй, все это делает Рафаль лучшим истребителем завоевания превосходства в воздухе, среди четвёртого поколения.
      1. +8
        12 ноября 2021 18:37
        ОЛС передовой еще. Об этом часто забывают.
        Забавно, что продажи сдвинулись с мертвой точки практически синхронно с оснащением АФАР -2012 год, возможно это и дало преимущество над всеми европейцами.
        1. 0
          13 ноября 2021 09:46
          Продажи сдвинулись, потому что цены у конкурентов поднялись и Рафаль на фоне других истребителей, стал стоить адекватных денег. Но мне кажется временной промежуток, в котором он будет актуальным, будет довольно коротким, всё таки 5 поколение, БПЛА и самолёты "типа 5 поколение" быстро его вытеснят. Но в бу варианте я думаю, он будет ещё востребован, если ценник ломить не будут.
      2. -11
        12 ноября 2021 19:50
        по вашей логике Rafale лучше СУ-57.
        1. +15
          12 ноября 2021 19:59
          Цитата: искатель истины 777
          по вашей логике Rafale лучше СУ-57.

          1. Сначала Су-57 должны принять на вооружение, пока есть информация только о его передаче на испытания.
          2. Понять что именно приняли. То что отличий будет много от обещанного, уже сейчас понятно.
          Вот после этого можно сравнивать. То что в данный момент времени серийный рафаль лучше опытных Су-57 очевидно.
      3. -5
        12 ноября 2021 22:54
        никакого крейсерского сверхзвука у рафаля нет. Кстати на рафалях весьма старый двигатель.

        Снижение ЭПР даже до 1-2 м^2 (что вряд ли , но пусть) в стандартном диапазоне длин волн вражеских рлс - практически никакой роли не играет.
        Дальность обнаружения меняется весьма слабо с уменьшением ЭПР. Чтобы получить выгоду от уменьшения ЭПР надо его делать еще в 10-100 раз меньше.
        1. +4
          12 ноября 2021 23:20
          Крейсерский сверхзвук у него есть. Дальность обноружения да меняется от ЭПР, если тип радара и его мощность, а так же угол нормали антенны остаётся тем же. Зачем постить дезу?
          1. 0
            22 ноября 2021 16:41
            разумеется нет. Также как нет его у грипена нг
            Крейсерский сверхзвук есть только у f 22 (возможно у су 57, но никто не знает точно)
      4. 0
        13 ноября 2021 04:18
        Рафаль хороший самолет. Но Ф-15 точно не конкурент.
      5. +1
        13 ноября 2021 22:31
        После стационарной штанги дозаправки о каком эпр можно говорить
        1. -3
          14 ноября 2021 04:01
          Цитата: Yaroslav Zhigulin
          После стационарной штанги дозаправки о каком эпр можно говорить

          - Не "каком", а "какой", - ЭПР женского рода - эффективная поверхность рассеивания... wink
      6. +1
        16 ноября 2021 16:45
        Назвать легкий многоцелевой истребитель истребителем завоевания превосходства в воздухе - это сильно. Только физику не обманешь, не может быть 10 тонный истребитель воевать с самолетами на 60% тяжелее.
    2. +6
      12 ноября 2021 19:31
      -самолеты успели показать себя в ходе реальных боевых операций.
      Война в Афганистане (2007-2014 гг.); война в Ливии (2011 г.), где они патрулировали воздушное пространство, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи; военная операция против "Исламского государства" (2015-2016 гг.), где они в составе сил коалиции с борта авианосца "Шарль де Голль" наносили удары по силам ИГ в Ираке.
      Т.е в качестве штурмовика, бомбардировщика и разведчика
      Фишка и в наличии фронтальной электрооптической системы (OSF) от компании Thales ( выступ перед кабиной чуть правее центра). Она полностью интегрирована в воздушное судно и может работать как в видимой, так и в инфракрасной области. OSF защищена от помех и способна обеспечить скрытое наблюдение на большие расстояния, в частности воздушных целей - на 100 км, морских целей - на 60 км. Кроме этого, "Рафаль" оборудован системой RBE2, которая может в пассивном режиме отслеживать цели на расстоянии 200 км.
      Плюс ракеты "воздух-воздух" Meteor (до 150 км) делают самолет лучшим в своем классе.
      -Он был чрезмерно дорогим,
      ОЧЕНЬ сложен как в обслуживании, так и в управлении.Поэтому палубная версия выпускается двухместной - двум пилотам проще справиться с управлением.
      Стоимость часа полета в три раза выше,чем у шведского JAS 39 Gripen,и в два раза.- американского F-16.
      Подготовка летного состава и обслуживающего персонала для обслуживания Rafale занимает несколько лет, В то же время подготовка для JAS 39 Gripen и Typhoon занимает около шести месяцев.
      1. -16
        12 ноября 2021 19:57
        Европейцы не могут догнать Америку, дальнейшего анализа не требуется.
      2. +2
        12 ноября 2021 20:42
        Но не в качестве истребителя. На этих ТВД оппонентов не было.
      3. +3
        13 ноября 2021 04:23
        Рафаль просто маленький. Впихнули в него все, что надо, вот он и стал дорогим и в постройке и в экспуатации. Это просто парадокс. Кол-во деталей, систем и оборудования на самолетах боле-менее близкого назначения практически одинаковое. А места в большом значительно больше. И маленький самолет для заводских и наземных людей - это ад.
        1. 0
          15 ноября 2021 14:04
          Впихнули в него все, что надо, вот он и стал дорогим и в постройке и в экспуатации.


          Себестоимость зависит от тиражности продукции. Проблема всех европейских производителей, да и наших тоже. Малосерийное производство почти всегда проигрывает по соотношению цена/качество.
          1. 0
            15 ноября 2021 20:53
            И это тоже.
            Но эта сложность беда европейских самолетов. Обжатые все. В свое время, еще в старых учебниках "Торнадо" описывался как самый совершенный самолет того времени. В такой размер и массу было запёхнуто максимум возможностей. А на деле оказалось... Война в Ираке выявила крайнюю ненадежность и уязвимость. Теснота систем и оборудования =сложности ремонта. И от любой пульки там выходило из строя пол-самолета так, что лететь надо сразу домой и ремонтировать замучишься. В отличие от американских машин, где на размерах не экономили. И это продолжается.
            Гарантийщики наши много где были. Один говорил, что много самолетов всяких видел на Востоке в разных странах. Тамошние арабы говорили, что "Мираж" - это в мирное время хороший самолет, но не воевать. Какой модификации не говорил, так, обобщенно. Ф-16 хвалил, простая, удобная машина. Для обслуживания и ремонта - песня.
      4. nks
        +1
        13 ноября 2021 18:57
        Цитата: knn54
        Поэтому палубная версия выпускается двухместной - двум пилотам проще справиться с управлением.


        OMG! Как раз палубная версия (M) только одноместная (хотели и двухместную тоже, но в итоге бюджет не смог), сухопутная есть как одноместная (C) так и спарка (B), ну и дальше у вас в основном чушь написано -- откуда это все, можно узнать?
    3. nks
      0
      13 ноября 2021 18:54
      Все это нетрудно найти. Статья о продажах о продажах в соответствии с заголовком, а не о ТТХ и в ней своих косяков хватает (раньше вроде Рябов поприличнее писал), так что и хорошо, что про ТТХ тут ничего нет.
  2. -6
    12 ноября 2021 18:30
    Существует масса других факторов, которые необходимо учитывать при выходе на международный рынок

    Самый главный фактор - конверт с деньгами представителю потенциального покупателя. У нас это называется откат...
    1. +9
      12 ноября 2021 18:33
      Этот конверт все дают. Какого-то преимущества он не даёт. Просто дополнительный налог.
    2. 0
      13 ноября 2021 04:24
      Там где ходят большие деньги - только так. И никак иначе. Это бизнес.
  3. +1
    12 ноября 2021 18:34
    Цитата: OgnennyiKotik
    Этот конверт все дают

    Здесь все дело в том, сколько дают...
    1. -4
      12 ноября 2021 18:58
      Не в деньгах счастье, а в их количестве.
  4. +6
    13 ноября 2021 08:27
    В конце 80х годов мне наряду с разработкой АСУ военного назначения довелось заниматься и разработкой систем управления воздушным движением для ГВФ. И тогда наша фирма сделала попытку войти в партнёрство с известной французской фирмой Талес (Thales) которая также искала партнеров на просторах живого ещё тогда СССР надеясь снизить цену на свои системы УВД за счёт « белых китайцев» т е высококвалифицированных специалистов СССР которым можно было платить за работу намного меньше чем своим гражданам. Но партнёрство так и не состоялось из за невероятного упрямства французов при решении даже самых незначительных проблем. Кроме того они хотели решение основных технических проблем повесить на наших разработчиков ( в частности на наших программистов) а себе оставить управление проектом (project management) т е бумаготворчество и говорильню и поставку уже готовых технических средств (РЛС; дисплеев, ЦВМ и т п железяк).
    К тому же потенциальным заказчикам разрабатываемых систем УВД сразу ставились жесткие условия, что ремонт и тех обслуживание электронных модулей системы должно производиться на предприятиях Thales во Франции.
    Когда Заказчик посчитал в какую копейку ему выльются услуги французов, то он послал их в даль дальнюю, а вслед за ним туда же послали французов и мы.
    Как я потом узнал, французы сумели все же навязать свои системы и услуги некоторым странам, в том числе Австралии, которая уже потратила миллионы зеленых только на пересылку модулей во Францию и обратно. Не удивлюсь если данный фактор наряду с другими сыграл свою роль в недавнем отказе Австралии от покупки французских подлодок.
    Хитрость и жадность губит не только фраеров.
    1. nks
      +1
      13 ноября 2021 19:05
      Цитата: gregor6549
      В конце 80х .... с известной французской фирмой Талес (Thales)

      Самое интересное в вашей истории то, что фирмы Thales в конце 80х не существовало. Речь могла идти разве что о Thomson-CSF.


      Цитата: gregor6549
      Как я потом узнал, французы сумели все же навязать свои системы и услуги некоторым странам

      Прям банда гипнотизеров -- все навязывают и навязывают, уже на 70% мирового рынка систем ATC навязали.



      Цитата: gregor6549
      Не удивлюсь если данный фактор наряду с другими сыграл свою роль в недавнем отказе Австралии от покупки французских подлодок.
      Хитрость и жадность губит не только фраеров.


      Это все производные глупости, невежества и политиканства вследствие которых Австралия и получила многомиллиардные убытки своим недавним решением, но к теме статьи и вашей увлекательной истории это отношения не имеет.
      1. +2
        14 ноября 2021 16:13
        По поводу тогдашнего названия фирмы Thales Вы правы. Тогда была французская фирма Thomson CFC, которая после слияния с британской фирмой Racal Electronics стала называться Thales Group. Но я не стал утомлять форумчан такими мелочами, полагая что сути это не меняло и использовал уже ставшее привычным для многих нынешнее имя Thales. Тем более, что сейчас Thales Group это многонациональная и многопрофильная группа компаний, разрабатывающих и производящих множество видов техники для военного и гражданского секторов.
        1. nks
          -2
          14 ноября 2021 20:22
          Цитата: gregor6549
          Но я не стал утомлять форумчан такими мелочами, полагая что сути это не меняло

          Насчет "утомления форумчан" не знаю, но опубликовать тут свою фантазию не по теме вы не постеснялись.
          Еще раз -- фирма называлась Thomson-CSF (а не Thomson CFC). Thales образовалась путем слияния Thomson-CSF, Dassault Electronique и части Alcatel. Racal уже потом был просто куплен и довольно быстро так же и продан -- сейчас он каким-то американцам принадлежит.
          1. +3
            15 ноября 2021 05:32
            И это все, что Вы смогли узреть в моем комментатии? Не густо , однако. Т.е. суть коммента Вас не волнует (а может и не дошла) и Вы уцепились за опечатки и прочие шероховатости в тексте. Поздравляю, бдительный Вы наш знаток наименований забугорных фирм и надеюсь, что Вы когда (и если) доживете до моих лет сможете, пользуясь мобильником, писать без единой опечатки.
            А вообще, достали уже эти "бдительные знатоки". За плечами если не ноль, то мизер сделанного, а амбиций и желания поучать более, чем... Как говаривал сын турецко-поданного некто О. Бендер: "Убивать нужно таких знатоков". И был прав.
            1. nks
              0
              16 ноября 2021 16:42
              Любезный Григорий,
              очень грустно, что со всеми своими летами, сколько бы их ни было, вы не обрели чувство меры и умения не делать лишнего.
              Бог с ними с опечатками -- зачем вы пишите то, что не является темой обсуждения (история фирмы Thales), когда вам неудобно
              (признаюсь, я тоже не люблю писать много на телефоне и стараюсь этого не делать) и то, что вы не знаете, а потом скатываетесь в мелкое хамство после того, как мне пришлось всего лишь вас поправить в вашем неверном утверждении?
              Что касается вашего изначального комментария, я не хотел вас обижать и остается только сожалеть, что Вы не поняли простой вещи -- вы упрекаете (даже не важно кого) в дотошности, точности в крупном проекте и желании обеспечить качественную сервисную поддержку и таким образом выдаете за благо безалаберность и авось,
              что и подтверждаете своими ошибочными высказываниями не по теме. Я особо не буду продолжать, чтобы вы сильно не обижались, но, согласитесь, что ничего удивительно, что у вашей "Фирмы" и у фирмы Thales немного разный результаты ?
          2. 0
            15 ноября 2021 20:56
            Вы поймите, что когда работаешь с какой-то фирмой, то потом этим названием так и пользуешься до конца. В своей среде все всё понимают. А отслеживать продажи-слияния и перемены названий никому вообще не надо.
            1. nks
              0
              16 ноября 2021 16:43
              Я о совсем другом писал, но у Григория, кстати, ровно наоборот -- он то работал (если эьл действительно так) с Thomson-CSF, а пишет про Thales.
    2. +2
      14 ноября 2021 17:46
      "из за невероятного упрямства французов при решении даже самых незначительных проблем"///
      ----
      Это верно. Израильтяне тоже с ними почти не контачат по этой же причине.
      Поэтому и совместные проекты с немцами у французов зависают на долгие годы в спорах и разборках, кто главнее.
      И в их 6-е (совместное ) поколение истребителя я не верю.
  5. -1
    14 ноября 2021 03:53
    В первые годы эта машина неоднократно участвовала в зарубежных тендерах, но ни разу не смогла победить. Ситуация изменилась только в начале прошлого десятилетия, и с тех пор регулярно сообщается о новых заказах.

    - "Распробовали!"... smile
  6. -1
    14 ноября 2021 03:55
    Цитата: искатель истины 777
    по вашей логике Rafale лучше СУ-57.

    - И намного... lol
  7. +2
    14 ноября 2021 04:00
    Цитата: ole1
    никакого крейсерского сверхзвука у рафаля нет.

    - Есть - без ПТБ и с четырьмя УРВВ.
    Кстати на рафалях весьма старый двигатель
    .
    - Всё относительно в этом мире....
    Снижение ЭПР даже до 1-2 м^2 (что вряд ли , но пусть) в стандартном диапазоне длин волн вражеских рлс - практически никакой роли не играет.

    - Без подвесок фронтальная ЭПР=0.1-0.3 м².
    Дальность обнаружения меняется весьма слабо с уменьшением ЭПР.

    - Как корень4-степени от ЭПР.
    Чтобы получить выгоду от уменьшения ЭПР надо его делать еще в 10-100 раз меньше.

    - Для этого и существуют стелсы с ЭПР=0.0005-0.0001 м². Но при чём здесь Су-57, с его ЭПР с передней полусферы ~0.5 м²?
    1. nks
      +1
      14 ноября 2021 10:15
      Цитата: Outsider
      - Есть - без ПТБ и с четырьмя УРВВ.


      Производитель заявляет по крайней мере о двух конфигурациях, в которых был продемонстрирован суперкруиз строевыми летчиками:
      c ПТБ (сверхзвуковой на 1250л) + 4 УРВВ
      6 УРВВ
      1. 0
        14 ноября 2021 12:00
        - Ещё лучше! smile
      2. +1
        14 ноября 2021 13:40
        6 УРВВ - это для одноместного Рафаль М палубного базирования.
        1. nks
          +1
          14 ноября 2021 13:58
          Да, это данные флота.
          1. 0
            14 ноября 2021 18:14
            Осталось понять достойный ли он противник F-35.
            1. nks
              +1
              14 ноября 2021 20:26
              Да вроде совсем не противник пока (среди стран, которым были проданы эти два МФИ, нет явных противников). Если речь идет о конкуренции, то понятно, что французам сложно против американского лобби, но пока экспорт у них на одном уровоне(если брать продажи F-35 в страны, не входящие в консорциум F-35). Однако ближайший год действительно обещает быть интересным в этом плане :)
              1. 0
                15 ноября 2021 05:12
                Я о противниках в плане характеристик.
                1. nks
                  0
                  16 ноября 2021 21:19
                  Я понимаю, что это всего лишь фигура речи, но мне кажется, что выражение "достойный противник" все-таки не совсем адекватно, тем более, что именно
                  его употребил автор данной статьи, в которой он наделал прилично грубых фактических ошибок. Опять же, повторюсь, что наверное и к лучшему, что он не писал еще про ТТХ.
                  Что касается сравнения ТТХ rafale VS f-35, то это тема такая, что называется, холиварная и в этом смысле рисковая.
                  Но несколько моментов можно выделить:
                  1. Для rafale не разрабатывалась версия УВВП и потому в этом сегменте, он версии F-35B не конкурент по определению.
                  2. Надо понимать временной контекст. Оба МФИ созданы по концепции постоянного обновления, чтобы отвечать актуальным требованиям и следует понимать, что есть сейчас,
                  что обещают и в какой перспективе, что вообще может меняться, а что не очень. В любом случае на данный момент рафаль,
                  очевидно, гораздо более зрелый МФИ.
                  3. Самым консервативным является планер -- он может меняться очень умеренно и потому вполне можно сказать, что по ЛТХ F-35
                  вряд ли когда сможет догнать rafale.
                  4. БРЭО. На _данный_ момент оно у F-35 более сырое и местами даже менее функциональное/устаревшее, однако сетевые возможности несколько лучше, чем у Rafale. Будем смотреть следующие блоки (любопытно, чтоб оба 4)
                  5. Набор вооружения. Если по земле/морю можно более-менее говорить о паритет, то по УРВВ F-35 пока явно уступает rafale.
                  6. Эксплуатационные характеристки. Даже целевая стоимость летного часа f-35 обещает быть в 2 с лишним раза выше (а сейчас в 3+ раза), чем текущая у рафаля, а тот факт, что рафаль может делать до 5 вылетов в сутки,
                  а F-35 меньше одного может давать серьезную разницу в реальном достаточно интенсивном боевом использовании.
                  7. Национальный контекст тоже не стоит забывать -- у разных стран могут быть разные потребности и требования.
                  1. 0
                    17 ноября 2021 07:46
                    Спасибо за подробный ответ, а малозаметность?
                    1. nks
                      0
                      18 ноября 2021 01:08
                      Пожалуйста, хотя ответ мой скорее краткий :). Насчет малозаметности следует понимать, что это комплексная характеристика, которую можно кратко определить как вероятность не только обнаружения, но идентификации и наведения средств поражения противника при различных сценариях БД. Методы обеспечения малозаметности тоже комплексные :
                      1. Пассивные. Форма, размеры и материалы.
                      2. Активные. РЭБ, системы охлаждения реактивной струи (Дассо демонстрировал, что ИК-сигнатура рафаля меньше).
                      3. Оперативные. Старый добрый низковысотный прорыв остается весьма эффективным. При этом надо и свою задачу выполнять -- если у вас только активные датчики для обнаружения противника и наведения оружия (как у F-22), пусть и c низкой вероятностью перехвата, то это снижает вашу скрытность. К тому же надо не забывать про другие эксплуатационные требования . Рафаль создавался исходя из весьма жестких требований по массогабаритам (в первую очередь это требования опять же флота), при этом как бы легкий однодвигательный F-35 тяжелее его почти на 50% (он тяжелее даже F-15!), хотя внутренние отсеки у него не такие большие, а размещения в них УРВВ-МД нет даже в планах -- они пока могут быть только на внешней подвеске (не очень понятно, почему LM не использовал в F-35 отработанное на F-22 решение специальных отсеков для УРВВ-МД).

                      Можно, конечно, дискутировать, но рафаль имеет официальное (да и неофициальные тоже есть -- на учениях) независимое подтверждение своих малозаметности, а F-35 пока нет.


                      https://tass.ru/armiya-i-opk/5125763

                      "Российскими системами противовоздушной обороны на базах Хмеймим и Тартус своевременно выявлялись и контролировались все пуски ракет как с морских, так и с воздушных носителей США и Великобритании, - сказал генерал. -
                      Анонсированное участие французской авиации не зафиксировано"
                      Причем там не только C-400 и С-300 были, но и флот (удар был со стороны СЗМ) и ДРЛО А-50, а французы действительно предупредили .
                      1. 0
                        18 ноября 2021 07:08
                        Спасибо, очень интересно.
                        Особенно мне как фанату всего французского).
                        Интересно, что Дассо не использует иностранные двигатели в своих военных самолетах, в отличие от гражданского Фалькона.
                      2. nks
                        0
                        18 ноября 2021 14:40
                        Фальконы -- коммерческий продукт, который не предполагает каких-то особых требования к суверенитету. Дассо тут исходит из своих коммерческих интересов. Они ж даже авионику часто Honeywell используют, хотя в Thales у них блокирующий пакет (собственно подразделение Thales avionics -- это бывший Dassault electronique), а в Safran -- нет. Rafale же -- это в первую очередь гос. заказ и там, даже если используются иностранные разработки (типа кресел Martin-Baker или CPU на базе ядра IBM Power в модулях MDPU), то они производятся во Франции по лицензии. Госзаказчик также определяет (консультируясь с производителями), какие технологии являются критически важными и их надо развивать самим, что стоит денег. Так то, как известно, на демонстраторе Rafale A сначала использовался ge-f404, пока m88 не был готов, а на ранних этапах разработки RBE2 AESA использовались американские ППМ.
                      3. 0
                        18 ноября 2021 15:43
                        Цитата: nks
                        Госзаказчик также определяет (консультируясь с производителями), какие технологии являются критически важными и их надо развивать самим, что стоит денег.

                        Вот это тема, кстати, более интересная, чем сам конечный продукт.
                        В "Мистралях, "Леклерках" стоят финские дизеля "Вяртсиля", на фрегатах FREMM ГТД General Electric LM2500В новых машинах VBCI и EBRC реношные двигатели, но по сути являющиеся вольвовскими (грузовики Рено входят в грузовики Вольво), у VBMR Griffon я так понимаю чистый реношный двигатель, получается что двигатели не считаются критически важными?
                      4. nks
                        0
                        18 ноября 2021 17:08
                        По факту не считаются. Вообще, это все со временем может меняться в разные стороны в зависимости от тенденций, но дизеля уже вряд ли будут топ-технологиями, хотя двигатель и трансмиссия на французских леклерках на самом деле полностью разработаны и выпускаются во Франции (на эмиратовских немецкие) . Двигатель SACM https://fr.wikipedia.org/wiki/Soci%C3%A9t%C3%A9_alsacienne_de_constructions_m%C3%A9caniques + компрессор turbomeca (safran), а АКПП SESM http://www.asdsource.com/source_detail/6669/societe_dequipements_systemes_et_mecanismes_-_sesm.htm, которые были куплены и ребреднированы Вяртсиля и RENK (сейчас Renk france) соответственно.
                      5. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»