Военное обозрение

Условный противник с беспилотниками. Специальный учебный корабль для ВМС Китая

4

Макет корабля на выставке Airshow China-2021. На заднем плане видны БПЛА самолетного и вертолетного типов


Как выясняется в последнее время, военно-морские силы Китая уделяют особое внимание вопросам обучения личного состава, и в этом контексте выполняются разные масштабные проекты. Так, недавно стало известно, что в ближайшем будущем флоту передадут специальный корабль-носитель беспилотных летательных аппаратов. Ему предстоит участвовать в военно-морских маневрах и брать на себя роль технически развитого условного противника.

Макеты с выставки


В сентябре-октябре в г. Чжухай прошел очередной салон Airshow China, в ходе которого китайская промышленность показала свои последние разработки в разных областях. Одним из основных китайских участников выставки стала аэрокосмическая корпорация CASIC. В ее экспозицию вошла не только авиационная техника, но и необычные учебные комплексы для флота.

На стенде CASIC демонстрировалось несколько макетов, представляющих большой интерес. Один из них демонстрировал корабль-катамаран средних размеров с крупной полетной палубой на носу. На ней расположили пять взлетных позиций с БПЛА вертолетного типа. Надстройка корабля получила высокую ферму-мачту с антенным оборудованием для управления беспилотниками. Кормовая палуба оставалась пустой, но наличие кранов говорило о возможности ее использования под различные грузы и средства.

Рядом с макетом корабля демонстрировалась более крупная модель беспилотного вертолета. Проект с неизвестным названием предлагает строительство БПЛА средних размеров с двумя несущими системами продольного расположения. Под продолговатым фюзеляжем модели располагалось некое изделие с двумя, вероятно, антенными устройствами.


Учебные комплексы на стенде CASIC

Согласно информационной табличке, катамаран является «военно-морской многофункциональной интегрированной системой» для использования «синей армией». Термин «синяя армия» используется в НОАК для обозначения условного или вероятного противника. Соответственно, корабль предназначается для использования в учениях и должен «противостоять» китайскому флоту.

Как всегда, китайская промышленность, раскрыв сам факт существования нового проекта, не стала углубляться в подробности. Основные технические особенности, текущий статус и перспективы оригинального катамарана-носителя БПЛА раскрывать не стали. То же касается и других проектов, показанных на Airshow China-2021.

Старые новости


Впрочем, вскоре ситуация начала меняться. Так, несколько дней назад стало известно, что один из проектов, показанных при помощи макетов, уже реализован. Оказывается, что в одном из пустынных районов теперь работает подвижная мишень-имитатор авианосца. Затем поступили новые сообщения и о катамаране с беспилотниками. При этом подобные новости были не совсем новыми.

Как оказалось, в недавнем прошлом ВМС НОАК заказали строительство первого специального корабля. Соответствующий заказ получил завод Jiangsu Dayang Marine Equipment Co. в г. Цзянсу. 4 мая 2021 г. корабль спустили на воду и перевели на достройку. По неясным причинам, это событие не получило должного внимания за рубежом сразу – но теперь его заметили.

Условный противник с беспилотниками. Специальный учебный корабль для ВМС Китая

Вертолет-беспилотник крупным планом

Версию о строительстве носителя БПЛА в Цзянсу подтверждает внешнее сходство макета и реального корабля. Они имеют одинаковую архитектуру, конструкцию и внешние обводы. Кроме того, изделия получили схожую окраску и отличительный знак: на серых корпусах нарисовали акулу, которая явно демонстрирует недружественные намерения.

С мая корабль-носитель беспилотников находился на достройке у стенки. Текущий статус работ неизвестен. Возможно, строительство уже завершено, и корабль вывели на ходовые испытания. Информация о разработке БПЛА для него тоже пока отсутствует.

Возможности корабля


По известным данным, перспективный корабль-носитель БПЛА имеет длину ок. 80 м и ширину до 35 м. Водоизмещение неизвестно. Он построен по схеме катамарана, которая может обеспечить рост скоростных характеристик, а также увеличивает возможные размеры палубы без потерь в других параметрах. Все эти возможности могут быть полезными при участии в тех или иных учениях.

Корабль оснащен характерной высокой мачтой, на которой находятся антенные устройства разного назначения. В первую очередь, это позволяет поднять антенны связи на максимально возможную высоту и увеличить радиус действия БПЛА. Кроме того, корабль может иметь иные радиотехнические средства, при помощи которых будет более полно имитировать боевую единицу условного противника. В частности, на мачте могут помещаться имитаторы иностранных РЛС, средства РЭБ и т.д.

Очевидно, что целевое оснащение и полезная нагрузка корабля не ограничатся пятью БПЛА, показанными на недавней выставке. Размеры носовой полетной палубы позволяют разместить большее число беспилотников, в зависимости от их размеров и массы. Кроме того, остается свободной кормовая палуба большой площади. На ней можно разместить любое другое оборудование, требуемое для решения учебной задачи.


Церемония спуска на воду нового корабля, 4 мая 2021 г.

Так, корабль может нести БПЛА разных классов и типов, как для обеспечения учений, так и для самостоятельного выполнения задач. Также он может стать носителем воздушных мишеней и другого специального оснащения. Версию об учебных целях косвенно подтверждает стенд CASIC на Airshow China: рядом с макетом корабля был не только беспилотный вертолет, но и изделие самолетного типа.

Следует отметить, что корабль подобной архитектуры способен не только нести и применять беспилотные авиационные комплексы. На нем также можно перевозить разнообразные грузы, разворачивать специальные системы и вооружения и т.д. В таком случае корабль сможет участвовать не только в военных мероприятиях, но и в спасательных или иных операциях.

Беспилотный потенциал


Вертолет-беспилотник для нового корабля имеет длину в несколько метров и может весить до нескольких тонн. За счет этого могут быть получены достаточно высокие летно-технические характеристики, в первую очередь, дальность и продолжительность полета. Кроме того, такая машина должна иметь определенный запас грузоподъемности.

Очевидно, что БПЛА такого рода не может использоваться в качестве мишени и должен стать носителем специального оснащения. Вариант такой комплектации неясного назначения демонстрировался на недавней выставке. Вероятно, разрабатываются и другие наборы аппаратуры, в т.ч. сменные для решения иных задач.


Корабль на слипе

Беспилотник может нести отражающие устройства, имитирующие сигнатуру реальных летательных аппаратов вероятного противника. Кроме того, возможно применение активных систем с аналогичными функциями. При помощи интегрированных передатчиков БПЛА сможет имитировать полет разных самолетов, вертолетов и средств поражения. Возможна и имитация групповых налетов – силами нескольких аппаратов или за счет формирования соответствующих сигналов.

Согласно более смелым предположениям, новые БПЛА имеют широкие возможности по автономному и групповому применению. За счет этого они способны полноценно имитировать работу беспилотного «роя» со всеми его сильными сторонами. При этом не исключается способность имитации нескольких воздушных целей одним летательным аппаратом.

В теории, БПЛА предложенной конструкции может вести разведку, осуществлять ретрансляцию сигналов и даже применять оружие. Однако корабль-носитель предназначается для «синей армии», и потому ему не нужны разведывательно-ударные возможности, тем более связанные с риском потери беспилотной матчасти. Впрочем, разведывательные функции могут быть полезны за пределами учений – в ходе повседневной службы флота, в спасательных операциях и т.д.

Новые подходы к обучению


Современный флот сталкивается с целым рядом воздушных угроз. Это самолеты и вертолеты с их вооружением, корабельные, подводные и береговые ракетные комплексы и т.д. В последние годы наблюдается рост опасности со стороны БПЛА разных классов. Мало того, в этой области прорабатываются новые технологии, которые уже в ближайшем будущем приведут к появлению новых рисков и угроз.

Флот должен иметь средства для борьбы с такими угрозами и уметь ими пользоваться. Последняя задача решается в ходе учений, и эффективность такой подготовки прямо зависит от применяемых средств обучения. Развивая последние, Китай разработал и построил специализированный корабль-носитель БПЛА, предназначенный только для работы в роли условного противника.

Возможно, строительство специализированного авианесущего корабля с особой группой беспилотных вертолетов является избыточной мерой. Однако предложенный комплекс обеспечит решение важнейшей задачи и позволит флоту быть готовым к современным и будущим угрозам. Новый необычный корабль сейчас достраивается или уже проходит испытания. И это приближает проведение первых маневров с его участием.
Автор:
Использованы фотографии:
Twitter.com/HenriKenhmann, Thedrive.com
4 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Doccor18
    Doccor18 14 ноября 2021 08:30
    0
    Возможно, строительство специализированного авианесущего корабля с особой группой беспилотных вертолетов является избыточной мерой.

    Когда на кону стоит само будущее державы, когда враги вокруг сомкнулись стеной и демонстрируют решительность, ни какие меры по обучению личного состава не могут быть "избыточными"...
  2. donavi49
    donavi49 14 ноября 2021 10:05
    +2
    Возможно, строительство специализированного авианесущего корабля с особой группой беспилотных вертолетов является избыточной мерой.


    В смысле избыточной? То есть карманный вертолетоносец без ангара, с 1 площадкой у Ейска это не избыточно (хотя его роль может выполнять любой мимо отдыхающий 22160 и даже с перекрытием по решаемым задачам в рамках обучения). А многофункциональный корабль оппонент на учения, корабль подготовитель под 076 - который то ли строится, то ли планируется (оба места в Шанхае сейчас заняты, один это 071Е для Тайланда, в вот второй пока неясно).


    Фактически он решает и задачи по имитации атак/наблюдения, и управления крупными группами БПЛА. Плюс, для Китая это рядовой заказ, сделанный быстрым темпом на фактически второрядной для военных верфи.
  3. lucul
    lucul 14 ноября 2021 14:49
    -1
    Один из них демонстрировал корабль-катамаран средних размеров с крупной полетной палубой на носу

    Вполне разумное решение - на авианосцах морская качка нивелируется большим водоизмещением (100 000 тонн) ,а как убрать морскую качку на небольшом по водоизмещению судне ? Правильно - катамаранная схема , именно она снизит риски операторов дронов при приземлении БПЛА на палубу.
    1. venik
      venik 14 ноября 2021 17:02
      +2
      Цитата: lucul
      а как убрать морскую качку на небольшом по водоизмещению судне ? Правильно - катамаранная схема , именно она снизит риски операторов дронов при приземлении БПЛА на палубу.

      =========
      Очень спорное утверждение! Размах бортовой качки у катамаранов - действительно меньше, но бортовая качка у них гораздо более стремительная! Увы! request А что уж тут лучше для посадки БПЛА на палубу - это уж "бабка надвое сказала"!!! hi