Боевые корабли. Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло

76

Да простят мне поклонники крейсеров несколько минорный тон, но так уж вышло. Не написать о советских крейсерах нельзя, но и написать особо нечего, как о боевых кораблях. И не вина кораблей в том, что для них не нашлось толковых командиров и флотоводцев. Потому получилась судьба у «Светлан» - не приведи бог кому еще.

Задумывались эти корабли как следующее поколение эскадренных крейсеров, с учетом опыта русско-японской войны. Это должны были быть корабли универсального назначения: для разведки, дозорной службы в составе эскадры, противодействия миноносцам противника, самостоятельных набеговых операций, нарушения морских коммуникаций противника.



Корабли планировалось построить в рамках программы 1912-1916 годов, они были весьма необходимы для того, чтобы компенсировать потери российского флота в русско-японской войне (в боевом состоянии оставалось всего 9 крейсеров), однако начавшаяся Первая Мировая и последовавшие Февральская и Октябрьская революции и Гражданская война, приговорили все сроки реализации проекта.

В 1913 году были заложены в Ревеле «Светлана» и «Адмирал Грейг», а в Санкт-Петербурге «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов».

Боевые корабли. Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло


«Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов» заложили в Николаеве. Первые четыре корабля предназначались для Балтики, вторая серия, логично, для Черного моря.

В итоге было построено всего три крейсера и два перестроены в танкеры. Но достройка кораблей заняла весьма значительное время. После февральских событий 1917 года все работы по кораблям были приостановлены Временным правительством. Исключение сделали только для «Светланы», но в марте 1918 года все работы были прекращены. Готовность «Светланы» составляла 80%, у остальных кораблей – от 30 до 50%.

Крейсера стояли у достроечных причалов до конца 1924 года, когда Совет Труда и Обороны СССР выделил средства на ремонт и модернизацию ряда кораблей. Дошли руки и до крейсеров. Но денег было выделено весьма немного, так что о полноценной достройке крейсеров речи не шло, тем более, что к моменту начала работ они уже окончательно устарели.

В итоге «Светлану» переименовали в «Профинтерн» (с моей точки зрения название вполне претендует на одно из самых убогих в мире) и достроили к середине 1927 года.


Второму кораблю проекта, «Адмиралу Бутакову»/«Ворошилову» не повезло. Дважды принималось решение о достройке и дважды отменялось. В итоге корабль разобрали на металл.

Двум последним крейсерам не повезло наполовину: крейсера перестроили в танкеры. «Адмирал Грейг» был достроен как «Азнефть», а «Адмирал Спиридов» стал «Грознефтью». Танкеры получились вполне, потому как бронированные корпуса позволяли спокойно плавать в ледовых условиях.


Танкер "Грознефть"

Так что из четырех заложенных крейсеров на деле получился лишь один. Впоследствии корабль получил более благозвучное имя «Красный Крым», под ним мы и будем его дальше рассматривать.

В общем, получился весьма противоречивый корабль. Да, на постройку его ушло больше 10 лет, так что он однозначно устарел и не представлял из себя ничего особенного. Но у страны, которая разучилась строить корабли, выбора особого не было, потому из «Светланы» попытались извлечь максимум.

Бронирование


Броневая защита крейсера состояла из двух поясов. Первый пояс броневой защиты находился между бортами и верхней и нижней палубами, а второй – между бортами и нижней палубой. Броня первого пояса имела толщину 25 мм. Пояс был 2,25 м шириной и шел по всему корпусу между палубами.

Главный бронепояс имел толщину 75 мм, высоту 2,1 м и также шел по всей длине корпуса. Траверзы были толщиной 50 мм. Нижняя и верхняя палубы имели толщину 20 мм, а кормовая часть 25 мм.

Кожухи дымовых труб имели толщину 20 мм, элеваторы бронировались кожухами толщиной 25 мм.

Боевая рубка имела толщину стен 125 мм, крышу 75 мм и пол 50 мм. Коммуникационная труба, по которой были проложены кабели и провода от приборов управления артиллерией и кораблем, имела толщину 75 мм.

Орудия главного калибра на палубе имели коробчатые щиты толщиной 25 мм, а казематные орудия ГК щиты толщиной 20 мм.

Энергетическая установка


Все корабли имели силовую установку из 13 котлов, которые снабжали паром 4 турбины. «Светлана» имела котлы «Ярроу» и турбины «Кертисс-АЕГ». Мощность силовой установки доходила до 107 000 л.с.

Котлы размещались в семи котельных отделениях, в первом находился один котел в остальных — по два. В двух кормовых отделениях стояли универсальные котлы, в остальных чисто нефтяные. Угольные ямы располагались по бортам в районе кормовых котельных отделений. Нефть хранилась в междудонном пространстве и бортовых отсеках машинных отделений. Нормальный запас топлива составлял 500 т (370 т нефти и 130 т угля), полный 1167 т.

На испытаниях крейсер показал скорость 29,5 узла. На нормальном запасе топлива крейсер мог пройти 470 миль при скорости 29,5 узла, или 575 миль при скорости 24 узла, или 1230 миль при 16 узлах.

Кому-то эти цифры могут показаться чересчур маленькими. Да, британские крейсера того времени могли запросто пройти до 10 000 миль ходом в 16 узлов. Но напомню, «Светланы» строились для Балтийского и Черного морей, где таких расстояний просто не существовало в принципе.

Экипаж и обитаемость


Жилые помещения нижних чинов (матросов и унтер-офицеров) размещались в нижней палубе. Там в кубриках к потолку крепились в ночное время подвесные койки с матрасами, набитыми крошеной пробкой. В дневное время эти матрасы сворачивались вместе с постельным бельем и выносились на палубу, где помещались в специальные коечные сетки. В случае чрезвычайных ситуаций койки могли служить спасательными средствами.

Питался экипаж там же, в кубриках, куда доставлялась еда с камбуза. Ели на подвесных же столах, покрытых линолеумом.

Офицерский состав размещался в каютах, которые находились в кормовой части нижней палубы. Питались офицеры в кают-компании, которая размещалась в самой корме. Там же был оборудован офицерский буфет и бытовые помещения.

Крейсер располагал холодильниками для хранения продуктов, тремя камбузами (для офицеров, унтер-офицеров и матросов) в средней надстройке, хлебопекарней, прачечными с паровыми сушилками и стиральными машинами, баней с парилкой на нижней палубе и отдельной баней для кочегаров.

На нижней палубе был оборудован медицинский отсек с приемным отделением, операционным блоком, аптекой и двумя лазаретами.

Помещения неплохо проветривались через иллюминаторы, имелось паровое отопление.

В целом, условия обитания на кораблях были на уровне мировых стандартов. Экипаж первоначально состоял из 630 человек, но во время Великой Отечественной он существенно увеличился, почти до 800. Уплотнение сказалось на условиях обитания, но изначально это были весьма комфортные корабли.

Вооружение


Главный калибр «Светланы» состоял из пятнадцати 130-мм орудий Б-7 образца 1913 года.


Шесть орудий были казематного размещения, девять – палубного.


Орудия на палубе располагались следующим образом: одно орудие перед боевой рубкой, остальные по четыре побортно от бака до кормовой надстройки. Казематные орудия располагались двумя группами: четыре в носовой части в баковой надстройке, два в кормовой надстройке. То есть, крейсер мог дать бортом залп из восьми орудий. В принципе неплохо, если только не смотреть на разброс снарядов при таком залпе.


Скорострельность заряжаемых вручную орудий Б-7 составляла около 6 выстрелов в минуту. Наводились орудия также вручную.

Вспомогательное и зенитное вооружение


В качестве зенитного (противоаэропланного по проекту) вооружения должны были использоваться зенитные пушки системы Лендера калибром 63,3-мм. Два орудия должны были быть установлены на полубаке и два на кормовой надстройке.

Зенитное вооружение ближнего боя состояло из четырех пулеметов Максима, установленных на крыльях мостика.

Минно-торпедное вооружение


Изначально корабли планировалось вооружить подводными торпедными аппаратами 457-мм. Аппараты устанавливались на 2,8 метра ниже ватерлинии и жестко крепились к корпусу. Наведение торпед на цель выполнялось всем корпусом корабля при помощи специальных прицелов, размещенных в боевой рубке.

Боекомплект составлял три торпеды на аппарат. Стрельба производилась с помощью сжатого воздуха.

«Светлана» во время достройки получила три трехтрубных палубных торпедных аппарата калибром 450-мм образца 1913 года.


Кроме торпед крейсер мог принять на борт до 100 морских мин заграждения, которые можно было устанавливать как с минного плотика, так и с борта корабля по рельсовым направляющим.

Модернизации и боевая служба


Так как корабли вставали в строй в разное время и в разных комплектациях, то модернизационные работы заслуживают отдельного рассмотрения.

«Светлана»/«Профинтерн»/«Красный Крым»


На момент ввода в строй крейсер лишился пулеметов и пушек Лендера и вместо них получил восемь зенитных орудий 75-мм системы Меллера.


Это была переделка орудий Канэ для стрельбы по воздушным целям.

Крейсер получил свою авиагруппу из двух гидропланов МУ-1, которые стояли на площадке между второй и третьей дымовыми трубами. Гидросамолеты взлетали с воды, куда опускались специальным краном.


В 1938 году 75-мм орудия были сняты и вместо них установили полуавтоматические пушки К-21 калибра 45-мм. В 1941 году авиационное оборудование было убрано, а корабль получил семь пулеметов ДШК 12,7-мм.

В 1942 году были установлены четыре одноствольных 20-мм зенитных автомата «Эрликон» и две четырехствольных установки 12,7-мм пулеметов «Виккерс».


В 1943 году были демонтированы 20-мм зенитные автоматы и три 12,7-мм пулемета ДШК. Взамен установили десять 37-мм зенитных автоматов 70-К.


В 1944 году 45-мм орудия убрали, а корабль получил РЛС «Тип 291» британской постройки.

Боевую службу «Красный Крым» (жуткое погоняло «Профинтерн» сменили в 1939 году) начал не как все корабли Черноморского флота, а 1 августа 1941 года, по выходу из планового ремонта.


Крейсер участвовал в высадке десанта под Одессой (Григорьевка), обстреливал районы, занятые противником.


Вывез из Одессы сотрудников Госбанка и деньги. До конца 1941 года крейсер ходил с грузами в Севастополь, однажды участвовал в уничтожении артиллерийской батареи и сбил самолет противника.


В общей сложности по начало февраля 1942 года «Красный Крым» совершил 98 рейсов в Севастополь с грузами и пополнением.

Далее крейсер участвовал в эвакуации из Новороссийска, перебрасывал войска в Туапсе в рамках обороны Кавказа. До конца 1942 года «Красный Крым» перевез около 60 000 человек и более 2 000 тонн различных грузов.


Погрузка на борт крейсера

В октябре 1943 года крейсер был поставлен в ремонт в Батуми, продолжавшийся до конца лета 1944 года.

5 ноября 1944 года крейсеру «Красный Крым» была оказана высокая честь возглавлять эскадру боевых кораблей Черноморского флота, возвращавшихся в Севастополь.


Во время Великой Отечественной войны «Красный Крым» участвовал почти во всех операциях Черноморского флота и за все время не получил ни одного тяжелого повреждения.

Стоит отметить, что функции, возложенные на боевой крейсер более подходили бы десантному кораблю.

«Адмирал Нахимов»/«Червона Украина»


Заложенный в 1913 году, крейсер был достроен только в 1926 году. Достроен фактически по первоначальному проекту.

Исторический факт: Сталин крайне редко удостаивал своим визитом корабли флота, но в 1929 году посетил "Червону Украину" вместе с Серго Орджоникидзе.


Перед самой войной встал на капитальный ремонт, который длился два года. Во время ремонта была усилена ПВО корабля путем установки трех спаренных установок Минизини калибром 100-мм.


С началом войны крейсер был занят минными постановками в районе Севастополя. Мины были установлены, но сыграли на руку противнику, основательно затруднив эвакуацию из Севастополя советских войск.

Крейсер оказывал артиллерийскую поддержку войскам, оборонявшим Одессу и вывозил из города личный состав армии.

После сдачи Одессы «Червона Украина» 8 ноября 1941 года перешел в Севастополь, где также артиллерийским огнем поддерживал оборону города.


12 ноября 1941 года крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, атаковали немецкие бомбардировщики. На «Червону Украину» сбросили бомбы 28 самолетов. Неподвижно стоявший у Графской пристани крейсер был в заведомо невыгодном положении. Экипаж вел огонь из всех имевшихся видов оружия, но две бомбы попали в корабль в районе шкафута. Еще три бомбы разорвались в непосредственной близости от бортов.

Крейсер принял около 500 тонн воды, но держался на плаву и продолжал вести огонь по самолетам. Бой шел до самой ночи, и ночью крейсер, принявший на тот момент более 4 000 тонн воды, критически накренился. Командир приказал экипажу оставить корабль. Последний баркас успел отойти от тонущего корабля, когда «Червона Украина» с креном в 60 градусов ушел на дно.


Небольшая глубина бухты позволила снять 130-мм орудия и использовать из при обороне города, сформировав две батареи. Две 100-мм универсальные установки были подняты и установлены на крейсер «Красный Кавказ».

«Адмирал Лазарев»/«Красный Кавказ»


Заложили крейсер в 1913 году, а в строй ВМФ РККА корабль вошел только в 1926 году. Корабль достраивался по более современному проекту и лишился казематных орудий. Отсутствие боковых спонсонов значительно изменило внешний вид корабля.


Крейсер сразу переделали на нефтяное питание, угольные ямы были упразднены. Силовая установка крейсера состояла из 10 нефтяных котлов Ярроу и 4 паровых турбин Парсонса, которые напрямую, без турбозубчатых агрегатов, крутили 4 трёхлопастных винта. Силовая установка выдавала 55000 л.с.

На испытаниях корабль развил скорость 29 узлов, дальность плавания на полном ходу составила 457 миль, на экономичном в 12 узлов – 1490 миль.

Модернизации


В рамках достройки с одновременной модернизацией была значительно перекомпонована палуба, так как нужно было разместить башни главного калибра. Для размещения двух носовых башен с подбашенными отделениями убрали одну из трех дымовых труб и сместили назад всю носовую надстройку. Кормовую надстройку пришлось полностью убрать, на освободившееся место установили пневматическую катапульту для гидросамолета. Изменили конструкцию мачт, на которых разместили командно-дальномерные посты.

Важные изменения произошли в артиллерийском вооружении. Вместо 15 орудий 130-мм, натыканных по всему корпусу, были установлены 4 орудия Б-1-К калибром 180-мм в одноорудийных башнях.


Вес бортового залпа увеличился за счет более тяжелого снаряда (97,5 кг против 33,5 у 130-мм снаряда), новые орудия били дальше (39 км против 22,3 км), а механическое заряжание почти не изменило скорострельность, те же 5-6 выстрелов в минуту против 6-8 у орудий 130-мм.

Б-1-К были более чем спорными орудиями. Они обладали прекрасными баллистическими данными, за которые пришлось платить ресурсом стволов. Он составлял не более 55 выстрелов на ствол полным зарядом пороха. Цифра совершенно несерьезная, крейсера в сражениях Второй Мировой в Тихом океане расстреливали больше снарядов за одно сражение легко и непринужденно.

Зенитное вооружение также изменялось. Пушки Лендера были заменены на 100-мм установки Б-2, в дополнение к которым установили 4 полуавтоматические пушки 21-К калибром 45-мм. В 1934 году в Италии были приобретены спаренные установки Минизини калибром 100-мм. Такие установки заменили на «Красном Кавказе» устаревшие Б-2.

Во время войны все 45-мм пушки были сняты, вместо них установили зенитные автоматы 70-К калибром 37-мм. Была демонтирована катапульта, вместо которой установили еще четыре 37-мм автомата.


В 1942 году при ремонте установили ещё две 100-мм спаренных установки Минизини, снятые с «Червоной Украины», а на крышах возвышенных башен главного калибра были смонтированы полученные от англичан по ленд-лизу счетверённые 12,7-мм зенитные пулемёты «Виккерс». На корме, позади башен ГК, установили побортно две 76,2-мм зенитные установки 34-К.


В целом, зенитное вооружение «Красного Кавказа» можно было признать приличным, что для советского корабля было весьма нехарактерно.

Было увеличено торпедное вооружение. Оно состояло из четырех трехтрубных торпедных аппаратов 450-мм. Очень спорное решение и одновременно совершенно бесполезное. Торпеды на советских крейсерах во время войны не применялись ни разу, поскольку для них просто не было целей.

Боевое применение



Война для «Красного Кавказа» началась с минных постановок 23 июня 1941 года. Крейсер участвовал вминных постановках в районах Севастополя, Одессы, Керченского пролива, Новороссийска, Туапсе и Батуми. Очень спорно, потому что даже сегодня не совсем понятно, от кого защищали эти мины.

11-12 сентября 1941 г. обстреливал наземные силы противника под Одессой, израсходовано 85 снарядов главного калибра.


22 сентября 1941 года высаживал во главе группы кораблей десант под Одессой. Причем, высадка основной части десанта производилась на спасательных средствах группы кораблей, потому что отряд высадочных судов вовремя не пришел к месту высадки.

В октябре крейсер эвакуировал войска из оставляемой Одессы, участвовал в переброске войск и грузов в Севастополь, в ноябре эвакуировал людей и технику из Севастополя в Новороссийск.


Показателен день 12 ноября 1941 года. Крейсер стоял ошвартованный для погрузки техники и личного состава, то есть, не имевший возможности уклоняться, отразил 12 авианалетов противника. Для менее вооруженной в плане ПВО «Червоны Украины» это закончилось потоплением. Зенитная артиллерия «Красного Кавказа» справилась с задачей и корабль уцелел.




Дальнейшая служба крейсера была такой: доставка подкреплений в Севастополь, обстрел позиций противника, отражение авианалетов. В декабре 1941 года принял участие в высадке десанта в Феодосии.


Для высадки десанта крейсер нагло ворвался в гавань и ошвартовался. Немцы открыли огонь, добились 12 попадания снарядами разных калибров и 5 мин, на корабле возникли пожары, но десант был высажен и «Красный Кавказ» ушел на базу. Потери экипажа составили 27 убитых и 66 раненых.

В дальнейшем корабль занимался доставкой подкреплений и грузов в Феодосию. 4 января картина Севастополя повторилась: день, корабль стоит ошвартованный у причала под разгрузкой, прилетают немецкие самолеты.

Две бомбы разрываются на небольшой глубине рядом с бортом корабля. От гидроудара в районе кормовой части образовалось две подводные пробоины общей площадью около 3 кв. м, деформировалась палуба, вышло из строя рулевое управление, были повреждены большой и малый рули, разбит ахтерштевень, оторван гребной вал правой кормовой турбины вместе с винтом и кронштейном, перебит кронштейн гребного вала левой кормовой турбины, выведено из строя кормовое шпилевое устройство.

Корабль принял около 1700 т воды, и корма погрузилась по верхнюю палубу. Были затоплены артпогреба кормовых башен, каюты и помещения с дизель-электростанциями. Не работали рули, гирокомпас, телефонная связь.

Экипаж нечеловеческими усилиями вывел корабль из ловушки порта, ликвидировал течь, откачал воду и дал ход двумя турбинами. Скорость не превышала 7,5 узла, 220 миль от Феодосии до Туапсе «Красный Кавказ» шел около суток, и огромное счастье, что немцы не смогли найти корабль и добить.

Ремонт производили в Поти, не имея в наличии даже дока нужной вместимости.

Вполне закономерно, приказом наркома ВМФ от 3 апреля 1942 года, «Красному Кавказу», первому изо всех кораблей советского флота, было присвоено гвардейское звание.

Закончив ремонт (скорее, латание силами экипажа) крейсер совершил пять рейсов в Туапсе из Поти, доставляя пополнение (около 16 000 человек переброшено), большое количество техники, в том числе танки, более 1000 тонн боеприпасов и продовольствия.


С сентября 1944 по май 1945 года "Красный Кавказ" находился в ремонте.

Всего за период 1941 - 1943 годов «Красный Кавказ» совершил 64 боевых похода, огнём корабля уничтожено и подавлено 13 батарей противника, сбито 3 самолёта. Корабль перевёз более 60 000 человек личного состава войск и населения, более 3 000 тонн боеприпасов, боевой техники и продовольствия, отразил свыше 200 атак вражеских самолётов, которыми на крейсер было сброшено более 2000 авиабомб.


После войны тщательное обследование крейсера показало полную его изношенность и нецелесообразность капитального ремонта для продолжения дальнейшей службы. В мае 1947 года «Красный Кавказ» переклассифицировали в учебный корабль, а еще через пять лет крейсер был списан и использовался как корабль-мишень.


Что можно сказать о крейсерах типа «Светлана» в целом? Действительно, кораблям совершенно не повезло попасть в смену эпох. Они были достроены совершенно устаревшими и не соответствовали требованиям времени в плане боевых возможностей.

Отсутствие кораблей противника в Черном море, конечно, было положительным фактором. Сложно предсказать итог дуэли крейсеров с теми же итальянскими легкими крейсерами, обладавшими большей скоростью хода и более мощной артиллерией. «Кондотьери» не оставили бы шансов «Светланам».

Но именно потому, что в море отсутствовали корабли противника, крейсера были использованы в качестве десантных барж и быстроходных вооруженных транспортов.

Отдельно стоит сказать об обстрелах территорий, занятых противником. Это практиковалось и на Тихом океане, где американцы поддерживали высадку своих десантов. Конечно, то, что происходило при высадках на Иводзиму или Окинаву, когда несколько линкоров и десяток крейсеров сутками долбили остров – это не сравнимо с тем, что один крейсер выпускал 30-40 снарядов по площадям.

Сложно сказать, кто считал уничтоженные батальоны немецкой пехоты и танки, особенно после того, как весь Крым оказался в руках немцев, но результаты обстрелов в исполнении американцев были более чем скромные. А там летели не 180-мм снаряды.

В целом же, «красные Светланы» уверенно сыграли именно ту роль, которую им отвели. Крейсер изначально более прочная конструкция, чем лидер эсминцев и эсминец, потому и ожидалось от них больше. И «старушки» не подвели, исправно доставляя пополнения, боеприпасы и технику сражающимся частям.

Вообще, конечно, такое использование боевых кораблей такого класса несколько неоправданно, на эту роль больше подошли бы корабли, изначально предназначенные для таких операций. Но для этого в начале войны нужно было как-то нейтрализовать работу Люфтваффе, чего до 1943 года совершить не получалось.

Потому крейсерам досталась роль транспортов. За неимением лучшего. Однако стоит признать, что с этой ролью «Красный Кавказ» и «Красный Крым» справились более чем достойно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    15 ноября 2021 18:14
    Что-то кораблям с названием Адмирал Бутаков не получается у нас быть достроенными, может не использовать имя сразу, а закладывать просто под номером.
    1. +44
      15 ноября 2021 19:34
      Кстати,Андрей,насчет имен - спасибо,что напомнили...Роман -
      (жуткое погоняло «Профинтерн» сменили в 1939 году)
      Так нельзя об имени корабля говорить.Вне зависимости от того,нравится оно кому или нет.Очень неприятно (мягко говоря) резануло при прочтении.Нельзя так.Нельзя и все.
      1. +6
        16 ноября 2021 05:17
        Статья интересная, подборка фото просто превосходная!

        Цитата: Кроу
        Так нельзя об имени корабля говорить.

        Поддерживаю! "Профинтерн" вполне благозвучно и кратко, уж получше чем "Генерал-Адмирал".

        Сложно сказать, кто считал уничтоженные батальоны немецкой пехоты и танки, особенно после того, как весь Крым оказался в руках немцев, но результаты обстрелов в исполнении американцев были более чем скромные.
        Ну всё таки союзники долбили по глубоко окопавшимся гарнизонам, а наши корабли по наступающему врагу, но да - эффективность без корректировки была невысока.

        В целом, зенитное вооружение «Красного Кавказа» можно было признать приличным, что для советского корабля было весьма нехарактерно.
        Вот не согласен, советские корабли самостоятельной постройки оснащались вполне адекватной ПВО.
    2. +1
      17 ноября 2021 04:59
      И.Ф.Цветков "Гвардейский крейсер "Красный Кавказ"- моя настольная,долгоевремя книга.Подробная история постройки "Светлан".У Автора ценные дополнения. Спасибо ему!
  2. +7
    15 ноября 2021 18:27
    Спасибо, Роман. О кораблях, конечно и раньше читал, но вот о том, что два корпуса переделали в танкеры - слышу впервые. Зачёт.
    1. +6
      16 ноября 2021 03:14
      Действительно переделали, решив сэкономить денег на постройке танкеров. Но прожили танкера не много. Корпуса крейсеров не были рассчитаны на нагрузки танкера, о чем в свое время говорили сразу.
      1. +5
        16 ноября 2021 06:06
        Нужны были деньги. Нефть можно было продать за границу. А достроить крейсера не могли. Скорее всего комплектующих уже не было.
  3. +16
    15 ноября 2021 18:27
    Действительно, кораблям совершенно не повезло
    Им как раз очень даже повезло, они не смотря не на что оказались весьма ценными и востребованными кораблями
  4. +16
    15 ноября 2021 19:22
    Вполне закономерно, приказом наркома ВМФ от 3 апреля 1942 года, «Красному Кавказу», первому изо всех кораблей советского флота, было присвоено гвардейское звание.
    Справедливости ради кроме частей и соединений флота ( 5-й минно-торпедный авиационный полк (преобразован из 2-го минно-торпедного авиаполка) - ЧФ,6-й истребительный авиационный полк (преобразован из 8-го истребительного авиаполка) - ЧФ,4-й отдельный гвардейский миномётный дивизион моряков,4-й отдельный гвардейский миномётный дивизион моряков - Западный фронт),а так же подводных лодок Северного Флота("Д-3", "К-22", "М-171", "М-174") Гвардейское звание приказом от 3 апреля 42 года было присвоено и надводным кораблям Краснознаменного Балтийского Флота :
    Тральщик "Гафель" ("Т-205")
    1. +18
      15 ноября 2021 19:23
      Минный заградитель "Марти"
      1. +15
        15 ноября 2021 19:25
        Эскадренный миноносец "Стойкий"
        Командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц вручает гвардейский флаг экипажу эскадренного миноносца «Стойкий».
      2. +15
        15 ноября 2021 19:34
        Императорская яхта «Штандарт».
        1. +15
          15 ноября 2021 19:39
          Он!Согласитесь,трудно узнать "Марти",но это именно он и есть!
          1. +11
            15 ноября 2021 19:49
            Почему трудно, силуэт вполне соответствует. Кстати он выступал в роли вспомогательного крейсера "Елизавета" в очень хорошем, на мой взгляд, фильме "Мичман Панин".
          2. +11
            15 ноября 2021 19:59
            Цитата: Кроу
            Он!Согласитесь,трудно узнать "Марти",но это именно он и есть!

            Если не ошибаюсь, умудрились вписать четыре 130мм пушки! Весьма достойно!!!
            1. +3
              16 ноября 2021 11:16
              Ну на "Алмаз" (тот который сумел после разгрома в Цусимском сражении прийти во Владивосток) в 1916 году установили 7 120-мм.
        2. +1
          16 ноября 2021 15:00
          Цитата: Морской Кот
          Императорская яхта «Штандарт».

          Одна из двух больших императорских яхт. Вторая, кстати, тоже служила в КБФ - плавбазой ПЛ, под старым именем "Полярная звезда".
      3. +1
        16 ноября 2021 14:56
        Цитата: Кроу
        Минный заградитель "Марти"

        Которым в начале войны командовал каперанг Мещерский.

        Бывшая императорская яхта "Штандарт" под командованием князя. smile
  5. +18
    15 ноября 2021 19:31
    Действительно, кораблям совершенно не повезло попасть в смену эпох. Они были достроены совершенно устаревшими и не соответствовали требованиям времени в плане боевых возможностей.

    оё-ё-ё-ой... belay
    Кстати, в 17-м году на сайте был цикл о "светланах" небез'известного всем Андрея из Челябинска. Токмо там сие корабль давался в параллельном сравнении с аналогичными ровесниками ряда стран Европы.
    Так вот именно для своего времени строительства(начало ПМВ) он был вполне современным крейсером по вооружению скорости и бронированию. Но вся беда в том, что хотели получить настолько универсальный корабль, что он оказался побольше ровесников и подороже. За все пришлось заплатить ну очень неприлично малой дальностью плавания.Да еще и архаичное расположение части артиллерии в казематах с острыми обводами приводило к заливанию казематных орудий при волнении. Для Балтики и Черного моря вполне сходило,но ....Но удачливость корабля в характеристиках судится по сбалансированности.В нашем случае можно сказать, что эскадренные качества преобладали над крейсерскими. Практически полностью бронированный борт по ватерлинии, мощные дальнобойные 130мм орудия вполне имели право на жизнь и во время ВМВ. Но только при условии наличия весьма качественной СУАО.И если по скорости ,мореходности корабли уже прилично проигрывали крейсерам эпохи между войнами и кануна ВМВ, то прогресс в развитии артиллерии западных" партнеров" привел к тому, что корабли уже не выдерживали критики. И только замкнутость и второстепенность Балтики и Черного моря привели к тому, что там банально не было противников. Ну а авиация уравняла всех. Потому своего рода модернизация корабля в виде "Красного Кавказа" показала вроде бы правильность пути. Да и "Червону Украину" с "Красным Крымом" можно было более качественно модернизировать - убрать казематные орудия,поставить качественную СУАО, кардинально усилить ПВО за счет освободившиегося водоизмещения. В отсутствие достойных надводных противников это было бы правильным решением.Но история не знает сослагательного наклонения.
    В итоге сие корабли для СВОЕГО времени и театра предполагаемых действий были весьма мощными боевыми единицами.Хотя и не лишенными хронических недостатков. Но в теории бодаться с одноклассниками они вполне могли...
    И то, что
    крейсерам досталась роль транспортов.

    так это время было такое и условия войны на данном театре. hi request
    1. +1
      17 ноября 2021 20:43
      А их и собирались модернизировать, заменив казематную артиллерию ГК на три двухорудийные 130-мм башни Б-2ЛМ. Вместо итальянских спаренных "соток" должны были установить отечественные одноорудийные установки Б-24 с более высокими баллистическими характеристиками, ну и 37-мм автоматы 70-К...
  6. +22
    15 ноября 2021 19:43
    А почему, собственно, тон «минорный»?
    Судя по боевому пути крейсеров, сделано ими очень много. Не все иностранные корабли более современной постройки внесли такой вклад. Выполняли не совсем свойственные этому классу кораблей задачи? Так и хорошо. Чем стоять и ждать, когда появятся задачи именно для тебя предназначенные, не лучше ли выполнять, что можешь.
    Собственно, эта статья лишний раз показала, что корабль — это не железо плюс технологии, а, в первую очередь, экипаж.
    Для высадки десанта крейсер нагло ворвался в гавань и ошвартовался.
    По-моему, это покруче, чем тайно впереться в Скапа Флоу и засадить торпеду в брюхо линкору. Благо, там никто не рюхнулся, а тут всё под огнём.
    По-моему, супер-пупер Тирпиц (с экипажем) сделал для Германии меньше.
  7. +18
    15 ноября 2021 20:04
    зенитные пушки системы Лендера калибром 63,3-мм

    Это еще что такое?
    Пушка Лендера, точнее Лендера-Тарнавского, была 76мм


    А калибр 63.5мм (если не вспоминать о пушке Барановского) был у Зенитного орудия Обуховского завода.
    1. +12
      15 ноября 2021 20:37
      Пушка Лендера, точнее Лендера-Тарнавского, была 76мм
      сейчас такие на Авроре стоят

      и еще ракурс -

      Еще кажется в ЦВММФ видел в более комплектном состоянии. Но что-то в своих фото не нашел((
    2. +10
      15 ноября 2021 21:18
      если не вспоминать о пушке Барановского
      вот эта? -

      1. +8
        15 ноября 2021 21:19
        Эта?

        Она самая.
        1. +8
          15 ноября 2021 21:24
          Буду в следующий раз в ЦВММ поснимаю еще чего-нибудь)) Заявки будут?))
    3. +7
      15 ноября 2021 21:33
      Пушка Лендера
      кстати, мы такую для WarThunder делали.. Кажется для эсминца "Фрунзе"
  8. +16
    15 ноября 2021 20:24
    В итоге «Светлану» переименовали в «Профинтерн» (с моей точки зрения название вполне претендует на одно из самых убогих в мире)
    без того как смачно харкнуть на Эпоху.. ну ни как да? Конъюнктура! Она такая .. сла-а-адкая да!
    1. +5
      15 ноября 2021 21:34
      без того как смачно харкнуть на Эпоху

      Ну так тут любят ссылаться на советское наследие - мол Россия использует только советское наследие. Так и здесь - СССР вовсю использовал царское наследие в виде кораблей .
      И в этом нет ничего плохого - правители (как и строй) приходят и уходят ,а Россия остаётся всегда.
      1. +9
        15 ноября 2021 21:36
        ак и здесь - СССР вовсю использовал царское наследие в виде кораблей .
        к счастью, хватило ума не пускаться в постройку линкоров. а сталь пустить на постройку заводов, танков и самолетов. И в первые пятилетки
        1. -11
          15 ноября 2021 21:38
          к счастью, хватило ума не пускаться в постройку линкоров. а сталь пустить на постройку заводов, танков и самолетов. И в первые пятилетки

          А царь все силы бросал на флот ,что до Цусимы ,что после ,оттого и развитие хоз-ва провалил.
          1. +10
            15 ноября 2021 21:45
            А царь все силы бросал на флот ,что до Цусимы ,что после
            а сколько великие князья разворовали на всяких балерин? Как там свистели из зала на ксешинскую - "твои бриллианты это наш погибший флот при Цусиме!!!"
        2. +5
          15 ноября 2021 22:24
          Головной линейный корабль «Советский Союз», заводской номер С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Об этом свидетельствует официальное донесение:
          В 1938—1939 годах на двух других предприятиях заложены ещё три линкора: «Советская Украина» (С-352) в Николаеве, «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия» (С-102) в Молотовске.
          В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз»[3]. Из-за начала Великой Отечественной войны строительство линкоров было прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» — всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были разобраны.
          1. +4
            15 ноября 2021 22:28
            металл важнее оказался.
            1. -4
              16 ноября 2021 11:31
              программа линкоров была абсурдом еще до цусимы, по результатам ВОВ было принято решение об ее ошибочности в принципе... а ее преступные лоббисты Кузнецов Галлер Алафузов Степанов понесли заслуженно наказание (тюрьма), все эти проценты постройки ненужных линкоров, это нехватка танков самолетов и жизни погибших солдат
              1. +1
                16 ноября 2021 11:58
                по результатам ВОВ было принято решение об ее ошибочности в принципе..
                так уже в 41-м было ясно что авиация топит эти дредноуты очень даже ничего себе!
                1. -1
                  16 ноября 2021 12:19
                  Цитата: Region-25.rus
                  так уже в 41-м было ясно что авиация топит эти дредноуты очень даже ничего себе!

                  верно, да и подлодки тоже топили надводные корабли почти безнаказанно
                  1. +2
                    16 ноября 2021 12:20
                    да и подлодки тоже топили надводные корабли почти безнаказанно
                    ну смотря где и когда. До 1942-го примерно "мальчики деница" резвились вовсю в Атлантике таки да! Потом британцы за них взялись по взрослому)))
              2. +5
                16 ноября 2021 14:17
                Основным идеологом Большого флота был И.В. Сталин лично. А главными преступниками 1941г были бездарные сухопутные генералы, просравшие 25000 танков и столько же самолетов за полгода. И дайте вы им хоть 125000 - все равно бы просрали на том уровне оперативного и стратегического военного искусства, которое у них было.
          2. +1
            16 ноября 2021 18:36
            Цитата: народник
            В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз»[3]

            Платонов писал, что проблема была в массовом браке по клёпке отсеков 2-го дна "Белоруссии".
            1. 0
              17 ноября 2021 17:15
              Добрый день hi
              Всегда после статей о кораблях ищу Ваши комменты как дополнение, и всегда была определенная критика, если не ошибаюсь сейчас впервые без оной, что скажете о статье в целом? И буду признателен если добавите что-то, ведь наши корабли какие бы не были все ровно родные и хочется знать о них больше. Благодарю
              1. +1
                17 ноября 2021 18:21
                Цитата: Romka47
                Всегда после статей о кораблях ищу Ваши комменты как дополнение, и всегда была определенная критика, если не ошибаюсь сейчас впервые без оной, что скажете о статье в целом?

                Как бы так сказать, чтобы кое-кого (не Вас) не обидеть... :)
                1. Не впервые.
                2. Мне иногда лень комментировать ошибки, фантазии и прочий сок мозга автора, созданный им на основе книг, Википедии и всяких прочих интернетов.
                Если Вам интересны "Светланы", то есть (в т.ч. в интернете):
                А. Чернышев. Гвардейские крейсера Сталина
                А. Скворцов. Гвардейский крейсер Красный Кавказ
                И. Цветков. Гвардейский крейсер Красный Кавказ
                1. 0
                  17 ноября 2021 18:48
                  Понимаю )
                  Премного благодарен, как раз появилось время, почитаю вечерами hi
        3. 0
          16 ноября 2021 17:21
          Сталин - умница! И правильно он перестрелял паршивых советчиков и оппозиционных наркомов. А танки и самолеты потом спасли нас летом 1941 года.
    2. +1
      16 ноября 2021 06:09
      Но название действительно ужасное.
    3. 0
      17 ноября 2021 12:18
      Таков авторский стиль, ничего не поделаешь!
  9. 0
    15 ноября 2021 21:29
    Крейсер располагал холодильниками для хранения продуктов, тремя камбузами (для офицеров, унтер-офицеров и матросов) в средней надстройке, хлебопекарней, прачечными с паровыми сушилками и стиральными машинами, баней с парилкой на нижней палубе и отдельной баней для кочегаров.
    На нижней палубе был оборудован медицинский отсек с приемным отделением, операционным блоком, аптекой и двумя лазаретами.
    Помещения неплохо проветривались через иллюминаторы, имелось паровое отопление.
    В целом, условия обитания на кораблях были на уровне мировых стандартов

    " Кляты царь" ))))
    1. +7
      15 ноября 2021 21:53
      Цитата: lucul
      " Кляты царь"

      Да уж.. Хорошо проветривать через иллюминаторы помещения на нижней палубе проблематично. Их открывать запрещено, заливает их. Мне показалось что у Романа это сарказм, но некоторые как смотрю поверили. laughing
      1. 0
        16 ноября 2021 12:15
        Мне показалось что у Романа это сарказм, но некоторые как смотрю поверили.

        Я просто скопировал отрезок ,ничего не выкидывая из текста.
        Но вы конечно предпочли увидеть только это , а
        Крейсер располагал холодильниками для хранения продуктов, тремя камбузами (для офицеров, унтер-офицеров и матросов) в средней надстройке, хлебопекарней, прачечными с паровыми сушилками и стиральными машинами, баней с парилкой на нижней палубе и отдельной баней для кочегаров.
        На нижней палубе был оборудован медицинский отсек с приемным отделением, операционным блоком, аптекой и двумя лазаретами

        Предпочли не заметить , да ?
        1. +3
          16 ноября 2021 18:29
          Предпочли не заметить , да ?
          стандартный в общем-то набор помещений и служб для крупного военного корабля ЛЮБОЙ страны. С теми или иными дополнениями и условностями. Призванными насколько возможно создать условия обитаемости экипажа. И... что?
  10. +5
    15 ноября 2021 22:08
    Цитата: Кроу
    Кстати,Андрей,насчет имен - спасибо,что напомнили...Роман -
    (жуткое погоняло «Профинтерн» сменили в 1939 году)
    Так нельзя об имени корабля говорить.Вне зависимости от того,нравится оно кому или нет.Очень неприятно (мягко говоря) резануло при прочтении.Нельзя так.Нельзя и все.

    Согласен. Мряки так не делают.
  11. +5
    15 ноября 2021 22:14
    Цитата: DrRey
    Что-то кораблям с названием Адмирал Бутаков не получается у нас быть достроенными, может не использовать имя сразу, а закладывать просто под номером.
    Вы не поверите: и тогда и потом, до конца советского времени корабли/ заказы шли только под номером. И когда я участвовал в постойке Варяга, никто его Брежневым или Тбилиси не называл. 106й заказ всё.
  12. +2
    15 ноября 2021 23:53
    Да уж ситуация, почти калька: после ухода в небытие Союза те недостроенные корабли, особенно АПЛ еще советских проектов вроде 971 в Севмаше перестроили в АПЛ "Борей" .
  13. +3
    16 ноября 2021 06:17
    Автор не осветил один момент. "Красный Кавказ" имел к 40-м годам полностью расстреляные стволы ГК. Рассматривался вопрос замены башен на спаренные башенные установки 130-мм. А почему не на другие 180 мм? Ведь к тому времени их уже довели до ума? Этот вопрос всегда остается вопросом. Скорее всего моряки были не в аосторге от 180 мм. Все это говорит о том, что по ГК крейсер был небоеспособен.
    В любом случае, использование флота в ВОВ есть противоположный пример русско-японской войне. Надо было, флот не отстаивался, а действовал. Не так как предполагалось, но воевал.
    1. +2
      16 ноября 2021 18:40
      Цитата: mmaxx
      Рассматривался вопрос замены башен на спаренные башенные установки 130-мм. А почему не на другие 180 мм? Ведь к тому времени их уже довели до ума?

      Довели.
      Путём переделки орудия с раздельно-гильзового на раздельно-картузное заряжание (клиновой затвор сменили на поршневой). Чтобы поставить новые стволы надо было чуть менее чем полностью переделать башни, подачи и погреба.
  14. -2
    16 ноября 2021 11:27
    небольшие корабли (легкие крейсера) хоть какая то польза (ака транспорт для личного состава) , а линкоры совершен оказались бесполезными все линкоры один раз марат пострелял в 1919 году по эсминцам преследовавшим наш ЭМ и все три линкора за 30 лет и две войны... оказались бесполезными как и все слишком громоздкие корабли, по водоизмещению все крейсера Светлана ак один линкор
  15. 0
    16 ноября 2021 11:58
    лыб ен йен в йортс ыб йокак ,унартс юовс ан ьтидаг онжун Н Но у страны, которая разучилась строить корабли, выбора особого не было, потому из «Светланы» попытались извлечь максимум.
  16. 0
    16 ноября 2021 12:27
    Цитата: mmaxx
    Надо было, флот не отстаивался, а действовал. Не так как предполагалось, но воевал.

    Советский флот (в том числе старие линкори и крейсера) воевал без остановки, на полной нагрузки кораблей, против главного врага(немецкие сухопутние войска), на решающем фронте и в рещающий период войни. Более ефективное использование флота трудно придумат.
  17. +1
    16 ноября 2021 12:30
    "Но у страны, которая разучилась строить корабли, выбора особого не было, потому из «Светланы» попытались извлечь максимум."
    Эта страна (СССР) в 30-е годы построила 6 вполне удачных легких крейсеров-Киров, Калинин, Максим Горький, Каганович,Молотов, Ворошилов. И серию легких крейсеров типа Чапаев-Чапаев, Валерий Чкалов, Железняков, Фрунзе, Куйбышев. Были еще Орджоникидзе и Свердлов, но они недостроены.
    1. +1
      16 ноября 2021 15:20
      Цитата: борис эпштейн
      Эта страна (СССР) в 30-е годы построила 6 вполне удачных легких крейсеров-Киров, Калинин, Максим Горький, Каганович,Молотов, Ворошилов. И серию легких крейсеров типа Чапаев-Чапаев, Валерий Чкалов, Железняков, Фрунзе, Куйбышев. Были еще Орджоникидзе и Свердлов, но они недостроены.

      Скорее, не построила, а заложила в 30-е годы. Потому как достроить и ввести в строй до войны удалось только четыре КР - пару пр. 26 ("Киров" КБФ и "Ворошилов" ЧФ) и пару пр. 26-бис ("Максим Горький" КБФ и "Молотов" ЧФ). Причём "Киров" был традиционно принят ВМФ в неготовом состоянии и доделывался ещё год.
      25 сентября комиссия подписала акт о при­емке корабля в состав КБФ. На следующий день на крейсере был поднят Военно-морской флаг. В акте комиссия отметила «боль­шое количество недоделанных работ». В част­ности, скорострельность орудий главного ка­либра оказалась низкой, не была установле­на броневая защита торпедных аппаратов, не сданы авиавооружение и система МПУАЗО, не заменены и не сданы параванное устрой­ство, редукторы главных турбин, арматура главного и вспомогательного паропроводов перегретого и насыщенного пара. Приемный акт был утвержден заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И.С.Исаковым 16 ок­тября 1938 года.
      К апрелю 1939-го большую часть этих не­доделок и дефектов устранить не удалось, что сорвало планировавшийся поход «Киро­ва» на открытие Международной нью-йорк­ской выставки.
      © А.А.Чернышев. Крейсера типа «Киров».

      Дальневосточная пара пр. 26-бис была достроена уже в военное время и по принципу "из того, что было в наличии". Ибо из-за войны цепочки поставщиков распались.

      А из семи заложенных КРЛ пр. 68 ("Чапаев") к началу войны даже не все были спущены на воду. Корпуса КРЛ "Орджоникидзе" и "Свердлов" достались немцам вместе со стапелями Николаева. В результате, пять переживших войну КРЛ пр. 68 были достроены уже в конце 40-х по откорректированному проекту 68-К.
      1. +1
        16 ноября 2021 17:45
        Так все-таки не только дореволюционные Светланы были в составе ВМФ СССР Да и Чапаевы хоть и были введены в строй флота в 1950 году, но все-таки БЫЛИ в строю ! Умели строить ! Кроме крейсеров были построены эсминцы 7-го и 7-бис проектов, лидеры эсминцев типа Ленинград, тральщики типа Полухин, подводные лодки типов С, Щ, К, Д, М. До войны разработали и заложили эсминцы типа Огневой. Достраивали после войны. А то все мама да мама .
  18. 0
    16 ноября 2021 13:49
    Спасибо, Роман, за интересный рассказ о первенцах Советских ВМФ.
    Кстати, исправьте, пожалуйста ошибку:
    Мощность силовой установки доходила до 107 000 л.с.

    "Светлана" - 50 000 л.с., "Адмирал Нахимов" - 55 000 л.с.
    А вообще-то смысла в достройке этих кораблей в качестве крейсеров не было от слова "совсем". Ни по вооружению, ни по скорости хода, ни по живучести они понятию "легкий крейсер" не соответствовали (Даже "Красный Кавказ"). Достраивать нужно было "Император Николай I" (переименован в "Демократию" - вот уж имечко!) за счет брони вооружения и механизмов "Императрицы Марии" и Императрицы Екатерины Великой" ("Свободной России"). Крейсера бы желательно было купить в Италии, на Чёрном море - самое то. А вот достройка в качестве танкеров - почему бы нет?
    1. +3
      16 ноября 2021 15:49
      Цитата: Виктор Ленинградец
      А вообще-то смысла в достройке этих кораблей в качестве крейсеров не было от слова "совсем". Ни по вооружению, ни по скорости хода, ни по живучести они понятию "легкий крейсер" не соответствовали (Даже "Красный Кавказ"). Достраивать нужно было "Император Николай I" (переименован в "Демократию" - вот уж имечко!) за счет брони вооружения и механизмов "Императрицы Марии" и Императрицы Екатерины Великой" ("Свободной России").

      Проблема в том, что на дворе - середина 20-х. Денег нет. Промышленности нет. Максимум возможного - достройка кораблей с высокой степенью готовности с использованием задела царских времён.
      Просто, чтобы понять состояние дел: у ВМФ в конце 20-х не хватило денег даже на среднюю модернизацию "Марата".
      Заслушивание в НТКМ проекта модернизации линкора, разработанного КБ Балтийского завода по указаниям Технического управления, состоялось лишь 28 апреля 1929 года. Проект предусматривал перевод котлов со смешанного на чисто нефтяное отопление, причем из двух возможных вариантов — замены прежних 25 котлов на 12 более производи­тельных (с линейных крейсеров типа «Измаил») либо переоборудования старых котлов с уменьше­нием их числа до 22 — был выбран второй, менее рациональный технически, но зато более дешевый (затраты соответственно 3,2 и 2,7 млн. руб.)
      © А.М.Васильев. Линейные корабли типа «Марат».

      А с другой стороны промышленность не смогла восстановить боеготовность ЛК "Фрунзе" после пожара (более того, ЛК использовали как источник запчастей для оставшейся тройки "сев"). И до конца 30-х тянула с увеличением дальности стрельбы трёхорудийных 12" башен - "технически невозможно". Даже на 981-ю батарею поставили башни с оригинальными "полтавскими" урезанными УВН.

      "Светланам" просто повезло, что из задела на восемь КРЛ смогли собрать три крейсера.

      По "Николаю" первый же вопрос - где вертикальная броня? Корабль уникальный, аналогов нет. Сделать толстую броню любого типа промышленность не может.
      Кроме того, ввиду отсутствия технических условий и освоенной технологии заводы, а с ними и НКОП даже в 1938 г. отказывались от изготовления плит толщиной более 200 мм.
      © Васильев. Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Второй вопрос - что с башнями и комплектующими для них? Проблема та же. Не от хорошей жизни пришлось отказаться от достройки "Измаилов", а позже каннибалить "Фрунзе" для 981-й батареи.
      1. -1
        16 ноября 2021 20:35
        Ох, Алексей, вы изложили ВЕРСИЮ саботажников "Ну не шмогла..."
        На самом деле дело вовсе не в деньгах, а в том, что зарубежные кукловоды Коминтерна всячески добивали Российскую Империю до невосстановимого состояния.
        Именно это породило погром остатков флота со скоропалительной отправкой всего ценного недостроя на разделку в 1921 - 1922 гг. Отсюда изречения троцкиста Тухачевского, что флот РСФСР не нужен, а нужны только легкие силы РККА для прибрежных операций (и ведь добился своего!). Это стало причиной кадрового погрома в судостроении и военно-морской науке. А главное - стремление экономить привело лишь к тому, что восстанавливать страну пришлось в пустую потратив шесть лет (1922 - 1927 гг.) невероятными усилиями и с огромными издержками. Не случись этого - не пришлось бы в середине 30-х начинать программу строительства флота практически с нуля.
        А линкор на Чёрном море все равно появился за счет перевода "Парижской Коммуны" с Балтики.
        Вот по поводу достройки "Николая I":
        - механизмы и котлы с "Императрицы Марии" были во вполне пригодном состоянии;
        - то же по башням ГК и артиллерии ПМК;
        - вертикальной брони с "Императрицы Марии", а позже с "Императрицы Екатерины Великой" - перекомплект, только кромки у некоторых прострогать под изменившиеся обводы, а шаг шпангоутов - тот же самый;
        -если не ставить заведомо идиотских задач по созданию из тихоходного дредноута линейного крейсера, к 1930 г. вполне возможно ввести в строй черноморский линкор в формате "Марат 1931".
        Я не говорю об огромном модернизационном потенциале "Измаилов", их поднять можно было только при налаживании взаимовыгодного сотрудничества с одной высокоразвитой европейской державой, чего троцкисты, конечно, допустить не могли.
        1. +2
          17 ноября 2021 12:07
          Однозначно поддерживаю. Я когда попытался быстренько разобраться в той заварухе с флотом, то осознал, что весёлые 90-е года, когда все продавалось и исчезало, просто детская площадка ясельной группы. Может когда то смогу сложить внятную картинку тех лет.
        2. 0
          18 ноября 2021 10:31
          Я не говорю об огромном модернизационном потенциале "Измаилов"

          его не было.проект исключительно неудачный- броня слабая. артиллерия гк размазана по всему кораблю. достроить-да, возможно. но врожденное не исправить. исключительно как плавбатарея.
          1. 0
            24 ноября 2021 14:26
            Извините, но при обозначенных мною условиях теснейшего сотрудничества с наиболее передовой в техническом отношении державой возможно было перестроить данные корабли в:
            1. Линейные корабли вооруженные 12х380-мм орудиями, со скоростью хода 25 узлов и защитой от японских бронебойных снарядов 41 cm/45 (16.1") 3rd Year Type.
            2. Линейные крейсера, вооружённые 9х380-мм орудиями со скоростью хода 30 узлов и защитой от британских бронебойных снарядов 15-inch (38.1 cm) Mark I.
            1. 0
              24 ноября 2021 17:46
              расположение орудий не изменить. проще с нуля проектировать и строить. севастополь2,0 напрочь не нужен. эта схема еще в начале века устарела, к середине 20века- вообще непригодна
    2. +1
      16 ноября 2021 20:52
      Дадите денег на покупку крейсеров в Италии?
      Снаряды для артиллерии потом так-же из Италии заказывать?
      1. 0
        17 ноября 2021 09:46
        Денег в стране - полно (вспомните твердый червонец обр. 1922 и 1924 г.), но "буржуазный интернационал" не принимал взаиморасчетов с СССР в золоте или валюте, только по расчетам за сырьё и хлеб. А вот Италия (фашисты - они англо-французских империалистов подобрее будут) - принимали в лиры через фиктивные закупки. Так что к 1932 г. могли купить бригаду кондотьери "A" или "В". Корабли, конечно дрянь, но для Чёрного моря - сгодиться.
      2. 0
        17 ноября 2021 10:50
        Про снаряды:
        Спарки Минизини - снаряды закуплены в Италии, далее выпускались у нас. К шестидюймовкам подойдут и наши от Бр-2, только пояски подточить, то же с гильзами.
        1. 0
          17 ноября 2021 12:01
          Как у вас всё легко выходит. Просто "лихой кавалерийский наскок"!
          Раз и два и "полна коробочка" крейсерами!
          Шикарно good , но увы не для того времени.
          1. 0
            17 ноября 2021 13:28
            Кто спорит, Алексей!
            Что было - то было. Но не факт, что нельзя было поступить надлежащим способом.
            Я после погрома 90-х (когда работа на флот закончилась) занимался старыми ТЭЦ, вернее их реанимацией. Так вот там я насмотрелся (и научаствовался) на то как из полной разрухи, при минимальном финансировании люди спасали свои источники теплоснабжения. Такой изобретательности поискать!
            Как тогда говорил мой шеф: "Нет желания - тысяча причин, есть желание - тысяча возможностей".
            Так что и "Николай I" и итальянские крейсера - альтернативная, НО РЕАЛЬНОСТЬ!
            1. 0
              17 ноября 2021 17:13
              Виктор! А колличество специалистов в конце 90-х и начале 30-х было одинаково???
              Сильно сомневаюсь. И набор инструментов сильно отличался!
              Как и сейчас - у одних штроборез для работ по кирпичу или газосиликату, а у других молоток для штробовки штукатурки при реконструкции старого советского здания.
              А при помощи "ГиП (фекалий и веточек)" хороший механиз не восстановить!
              1. 0
                17 ноября 2021 18:13
                Как ни странно, и здесь достаточная аналогия!
                В 20-е ещё хватало спецов из бывших, которые не смогли сбежать за границу и не померли от тифа в Гражданскую. Но они вынуждены были искать пропитания и, не являясь академиками, разбрелись по лавчёнкам и фабричёнкам. А кто и вовсе - к родне в деревню.
                Дед у меня пристроился на "Русский дизель" (родня помогла), так половина оборудования была разграблена, а вторая - в основном простаивала. Только года с 1926 началось оживление.
                А вот на Путиловском - разрухи не было, но тоже в основном простаивали.
                Политика же, как и у нас в девяностые, предполагала "приток инвестиций", который оказался направлен исключительно в сырьевой сектор. В результате мы закупали паровозы, машины и другой хай-тэк того времени, а расплачивались зерном, сырьем, и лесом, причём в связи с падением продуктивности сельского хозяйства и транспортными проблемами показатели ни в какую не дотягивали до уровня 1913 г.
                Только убедившись в тупиковости взятого корпуса, руководство СССР в конце 20-х пошло на форсированную индустриализацию.
                А разницу в уровне специалистов можно сравнить по проектам достройки линейных крейсеров типа "Измаил"(1921 г.) и эскизного проектирования линейного крейсера "Михаил Фрунзе" (1931 г.).
  19. +2
    16 ноября 2021 14:40
    Пушки Лендера были заменены на 100-мм установки Б-2, в дополнение к которым установили 4 полуавтоматические пушки 21-К калибром 45-мм.

    Установки Б-2 имели калибр 102 мм. Точнее, 101,6 мм - 4 дюйма. По сути, это был укороченный вариант знаменитой 102/60 ОСЗ на станке с большими УВН.

    "Круглый" 100-мм калибр - это уже следующий подход к снаряду: установки Б-24 и Б-34.
    Ремонт производили в Поти, не имея в наличии даже дока нужной вместимости.

    Док был - составной плавдок на 10 000 тонн. Проблема была в том, что люфты работали практически по всем портам Кавказского побережья - и ЧФ боялся потерять этот док при налёте. Поэтому док не стыковали, и доковый ремонт КР ЧФ вёлся в его частях - "полудоках" - со свисающими оконечностями и с дифферентом.

    Отдельно стоит сказать об обстрелах территорий, занятых противником. Это практиковалось и на Тихом океане, где американцы поддерживали высадку своих десантов. Конечно, то, что происходило при высадках на Иводзиму или Окинаву, когда несколько линкоров и десяток крейсеров сутками долбили остров – это не сравнимо с тем, что один крейсер выпускал 30-40 снарядов по площадям.

    Здесь лучше брать в пример не 1945 год, а 1942 - Соломоновы острова. В тех краях обе стороны развлекались такими вот огневыми налётами - то японцы по аэродрому и десанту, то американцы по зоне японской высадки.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»