Military Review

German unmanaged aircraft

4
Until a certain time, the Luftwaffe leadership did not pay any attention to unguided aircraft missiles. Despite the successful use of rockets by Soviet pilots on Khalkhin-Gol and in the first months of the Great Patriotic War, German military leaders continued to consider this type of weaponry as the exclusive prerogative of the ground forces. One of the reasons for this attitude was the relatively low accuracy of the missiles being developed, but over time this issue was resolved. Only some time after reaching acceptable accuracy rates, the Luftwaffe was allowed to start creating aviation rockets.

In Germany, work in the direction of unguided aircraft rockets (rockets according to the then Soviet classification) began as early as 1937. Designers of the company Rheinmetall-Borsig proposed to use the available developments on the topic of missiles in the field of aviation. It was assumed that the high speed of such a projectile will provide a quick and reliable defeat of the enemy aircraft, located at a relatively short distance. Aim for new weapons first of all, enemy bombers were to become slow and awkward. However, as of 1937, the design of existing unguided rockets did not allow small targets to be fired. The deviation of the missiles from the calculated trajectories had completely unacceptable values; even the rotation of the missile in flight did not help. Only in 1941, did Rheinmetall's specialists manage to achieve deviations of just one-fortieth from the distance traveled.

In 1943, an unguided rocket Wfr.Gr. was sent for testing. 21 (Wurframmen Granate 21 - "21 caliber throwing grenade cm"), created on the basis of ammunition for Nebelwerfer rocket launcher. A shell length of 1260 millimeters weighed 110 kg, the mass of the explosive charge was 38,6 kg. In the rear of the projectile there was a solid fuel engine that provided speeds up to 300-320 meters per second. In the design of Wfr.Gr. 21 used one original solution: the projectile stabilized in flight while flying, but did not have any stabilizers or the like. planes. The fact that the powder gases of the engine expired immediately through several nozzles. One, central, had a large size and worked as a sustainer engine. Around the main nozzle there were 28 additional small nozzles deflected from the horizontal axis. During the flight, a part of the powder gases was ejected through small holes, which gave the projectile rotation. In Soviet and Russian terminology, such a stabilization scheme for a projectile is called a turbojet. The stock of solid fuel was enough for a flight over a distance of about seven kilometers. Of course, the shooting at aerial targets was planned to be carried out from much shorter distances.

German unmanaged aircraft
Loading a missile mortar on the FW-190


The absence of protruding structural elements allowed to do for Wfr.Gr. 21 is a very simple launcher. It was a banal pipe about a meter and a half long with attachment systems to the carrier and electrical wiring. The launch tube, like the rocket, was borrowed from a ground mortar, but received new mounting brackets. The suspension system made it possible to fix launch tubes with rockets on standard bomb racks and, if necessary, to drop them. Such weapons were installed on the Fokke Wulf FW-190A aircraft, issued for testing. The design of the fighter allowed hanging under the wings of one launch tube and another one, if necessary, under the fuselage. Trial shooting at the site confirmed all previous assumptions: missiles Wfr.Gr. 21 really could effectively hit enemy aircraft. Hit of ammunition with 38 kilograms of explosives guaranteed to destroy even heavy bombers. At the same time, the enemy's plane still needed to get there, but it was very difficult. However, in the early summer of 1943, the unguided rocket Wfr.Gr. 21 adopted and sent to the troops. It was recommended to use it with FW-190A fighters, which, after being equipped with launch tubes, received an additional R6 index, or with Bf-110 fighters. On the "Messerschmitt" suspended both two and four missiles.



The first combat use of missiles Wfr.Gr. 21 was held on 17 August 1943, during the famous "Schweinfurt meat grinder." After a raid on targets in the cities of Schweinfurt and Regensburg, the American pilots missed the X-NUMX B-60 bombers and eleven more returned to the bases literally like in that song, "on parole and on one wing" - in non-repairable condition. A certain number of aircraft were shot down by unguided rockets. In addition, one feature of the missiles became clear: the explosion of the missile warhead not only destroyed the aircraft, but in some cases seriously damaged its “neighbors” in order of battle. Of course, the success of the German fighters, among other things, was due to the lack of cover for the Allied aircraft, but Wfr.Gr. 17 confirmed its usefulness. In the future, unguided rockets of this model were repeatedly used in a combat situation. Over time, the fighter pilots stopped trying to get into enemy aircraft and began to use Wfr.Gr. 21 as a kind of distraction. It became especially effective during night flights: a howling and belching flame the projectile distracted shooters of the American and British bombers, thanks to which the German could relatively calmly carry out the attack. Another original use of Wfr.Gr. rockets. The 21 was connected to the third launch tube under the fuselage of the FW-21A fighter jets. Some pilots loaded the rocket backwards. Thanks to this, going on the target, two missiles could be fired, and at the exit from the attack, letting the third one “behind my back”. Naturally, the accuracy of the third launch was even lower than that of the first two, but the number of missiles launched sometimes turned into quality.

And yet this “quality” had an insufficient level, so it was decided to increase the number of fighters carried by the fighter. Especially for the Me-410 fighter, an original launcher for six Wfr.Gr. rockets was developed. 21. A drum with six launch tubes was installed at the bottom of the fuselage. Missiles were launched in pairs through special windows in the nose of the aircraft. For the release of powder gases, similar tubes were mounted behind the launcher. Before starting, the drum with the rockets was turned, the powder engine was ignited, and then the process was repeated. However, this was the case only in theory. In practice, everything went completely wrong. To test on the basis of the airframe Me-410, an experimental stand was assembled. During the very first launch in February 1944, the prototype of the drum set was almost completely destroyed. Even before the launch of the launch tube, the rocket began to rotate and scatter hot gases around it. Their pressure was so powerful that the aircraft skin could not stand it and collapsed. About any continuation of work in this direction of speech no longer went.

At about the same time, another incident occurred during the testing of another turbojet. This time it was planned to equip the Bf-110 fighter with one launcher for the RZ-100 rocket of the 420 caliber of millimeters. The 730-kilogram rocket carried the 245 kg of explosive and could fly several kilometers. It was assumed that in the future, heavy fighters with the help of these missiles would "knock out" the enemy's small-caliber anti-aircraft artillery, without entering its zone of destruction. As in the case of the Me-410, a test bench was assembled. On the nose of the airframe Bf-110 put the starting guides and equipment of the electric fuse of the solid fuel engine. It is not difficult to guess how this experiment ended. The 85-kilogram block of solid fuel literally scattered the design of the aircraft. The nomenclature of promising systems of unguided rocket armament for aviation was reduced by one more line.

Until the very end of World War II, the Germans used Wfr.Gr. 21 exclusively from suspended launchers. The relatively successful experience of their use quickly served as a reason for proposing an expansion of the range of jet weapons for fighters. By the end of 1943, the launcher-based launcher was ready for construction, from which 28 cm WK rockets, borrowed from 28 cm Nebelwerfer 41 rocket mortar, could be used. With the same length as Wfr.Gr. 21, 28 cm WK missiles had a larger caliber (280 mm) and a large warhead mass (50 kg). At the same time, the 280-mm missiles were lighter (82 kilograms) and slower - they only accelerated to 150 m / s. In view of the low accuracy, missiles of all types were used exclusively in attacks of large compounds of enemy bombers, which, nevertheless, also did not give high effectiveness. Regardless of weight and speed, aviation missiles based on ground-based Nebelwerfer had the same characteristic features. The plane could not physically carry a large number of them, and the available two or three missiles were more often a useless load or a means of psychological influence than a reliable and effective weapon.

In the second half of 44, the most promising scheme of an unguided rocket began to be considered a rocket projectile rotating in flight due to the angle of the stabilizers. Such shells did not scatter powder gases around themselves and did not threaten the design of the aircraft. However, the scale of the stabilizers could cause difficulties in creating launchers. As a result, the first ammunition with such a stabilization system in flight - RzHV 8 caliber 76 millimeters - did not go to the series. The stationary stabilizers with a 220 span of mm did not allow more than eight missiles to be suspended under the wings of Bf-110 aircraft. However, the characteristics of the RzHV 8 were quite acceptable. A missile weighing just over 10 kg carried about a kilogram of explosive and accelerated to 750 m / s. The deviation from the intended trajectory was 1 / 35 from its length. And yet, despite the non-folding stabilizer, the RzHV 8 had quite good prospects. As many as eight missiles, even with a relatively small charge, in air combat could be much more effective than two heavy Wfr.Gr. 21.



Understanding this, the leadership of the German air force ordered a similar missile, but with the possibility of a more dense layout of launchers. In the winter of 45, the firm Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik completed the development of an unguided rocket R4M. The solid propellant had a total weight of 3,85 kg and a length of 81 centimeter. The warhead of the rocket weighed 500 grams, which, however, was considered sufficient. As practice has shown, the multi-kilogram charges of previous heavy rockets in most cases turned out to be ineffective due to misses. For the destruction of the aircraft, in turn, a small piece of explosive was enough. It was from these considerations that the transition from “quality” to quantity was made. R4M rockets had a caliber of just 55 millimeters. Opening stabilizer span 242 mm occurred after descent from the guide. Due to the small size and weight of the R4M rocket, it was possible to hang 12 units on special blocks. Thus, one FW-190F, Bf-110 or Me-262 aircraft could be armed with two dozen missiles at once, one under each wing. An interesting feature of the R4M was their ballistics. By coincidence, the trajectory of these missiles coincided with the trajectory of the 30-mm MK 108 automatic cannon, which helped the pilots to aim with the same sight, using the same corrections for the barrel and jet weapons.

R4 / M "Ork"


Towards the end of the war, approximately 4 fighter jets, mainly Me-60, were equipped with launchers for the R262M. On six aircraft installed double launch blocks, which allowed to increase the ammunition of one fighter to 48 missiles. At the very beginning of 1945, the manufacturer ordered a large batch of 25 thousands of missiles. Only half of the order was completed by the end of the war. In addition, as a result of the bombing, most of the R4M missiles produced were lost during transport or in warehouses. During the first months of the 45, about two and a half thousand rockets were fired in a combat situation. Features of mass production led to a relatively low accuracy and probability of hitting. However, a volley of all 24 rockets often led to a result - when firing at a large bomber formation, one or two missiles reached the target. At the same time, the guesses about the effectiveness of the half-kilogram warhead were fully confirmed: a rocket hit the fuselage led to the guaranteed destruction of the B-17 or Lancaster.



Remarkable is the fact that the majority of German unguided aircraft missiles were intended for firing at air targets. However, there were exceptions. Seeing the effectiveness of Soviet armor-piercing missiles of the RBS series, the German designers made its counterpart. The 8 cm WK rocket, which was a processing of the Soviet M-8, was taken as a basis for it. The German rocket caliber 78 mm and length 70 cm weighed 6,6 kilogram and accelerated to 360-370 meters per second. The standard fragmentation warhead was replaced by a cumulative, normal-capable penetration to 90 mm of armor. New anti-tank ammunition received the name Panzerblitz I. The main carrier of these missiles were aircraft FW-190F-9.



All adopted Luftwaffe rockets were used until the very end of the Second World War. Basically they were created to combat air targets, although there were exceptions. The use of missiles reached its peak in the spring of 45. Given the difficult situation on the fronts, missiles designed for firing at aircraft were also increasingly used for ground attacks. Over time, the need to deter the attacking enemy led to the fact that Panzerfaust anti-tank grenade launchers began to mount anti-tank grenade launchers on training aircraft. It is easy to guess what the effectiveness of this technical solution was - in practice, far from all such attack aircraft could at least get to the target area. In general, a rather late appeal to the subject of missiles for aviation had rather unpleasant consequences for Germany. Serial production of sufficiently effective (when properly used) types of weapons in combination with the incorrect initial selection of targets for it eventually became one of the reasons for the defeat of the Third Reich. Well, the ideas of using a folding stabilizer or a large number of relatively small and light rockets later developed, but already in the victor countries.


On the materials of the sites:
http://ursa-tm.ru/
http://luftwaffen-projekte.de/
http://luftarchiv.de/
http://commi.narod.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
http://cockpitinstrumente.de/
http://stormbirds.net/
http://airwar.ru/
Author:
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 17 September 2012 17: 15
    0
    we are still on Lake Hassan unguided missiles used against the Japanese ....
    1. Pimply
      Pimply 18 September 2012 15: 31
      +1
      Really started using unguided rockets around the year 43
  2. yacht
    yacht 17 September 2012 17: 36
    +2
    Very informative article, thanks.
  3. Sergeev
    Sergeev 18 September 2012 06: 29
    0
    Well, that did not have time to bring to mind. In 1945, our ancestors could not be stopped.
  4. KRAVEN333
    KRAVEN333 31 October 2012 18: 04
    0
    That's interesting.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии

До определенного времени руководство Люфтваффе не обращало никакого внимания на неуправляемые ракеты для самолетов. Несмотря на успешное применение реактивных снарядов советскими летчиками на Халхин-Голе и в первые месяцы Великой Отечественной войны, германские военачальники продолжали считать этот вид вооружения прерогативой исключительно сухопутных войск. Одной из причин такого отношения была сравнительно низкая точность разрабатываемых ракет, однако со временем этот вопрос был решен. Только спустя некоторое время после достижения приемлемых показателей точности Люфтваффе разрешило начать создание авиационных реактивных снарядов.

В Германии работы в направлении неуправляемых авиационных ракет (реактивных снарядов по тогдашней советской классификации) начались еще в 1937 году. Конструкторы фирмы Rheinmetall-Borsig предложили использовать имеющиеся наработки по теме реактивных снарядов в области авиации. Предполагалось, что высокая скорость такого снаряда обеспечит быстрое и надежное поражение самолета противника, находящегося на относительно небольшом расстоянии. Целью для нового оружия должны были стать в первую очередь бомбардировщики противника, медленные и неповоротливые. Однако по состоянию дел на 1937 год конструкции существующих неуправляемых ракет не позволяли вести огонь по небольшим целям. Отклонение ракет от расчетных траекторий имело совершенно неприемлемые значения, не помогало даже вращение реактивного снаряда в полете. Только в 1941 году специалистам «Рейнметалла» удалось добиться отклонения всего в одну сороковую от пройденного расстояния.

В 1943 году на испытания была отправлена неуправляемая ракета Wfr.Gr. 21 (Wurframmen Granate 21 – «Метательная граната калибра 21 см»), созданная на основе боеприпаса к реактивному миномету Nebelwerfer. Снаряд длиной 1260 миллиметров весил 110 кг, масса заряда взрывчатого вещества составляла 38,6 кг. В задней части снаряда имелся твердотопливный двигатель, обеспечивавший скорость до 300-320 метров в секунду. В конструкции Wfr.Gr. 21 было применено одно оригинальное решение: снаряд в полете стабилизировался вращением, однако не имел каких-либо стабилизаторов или т.п. плоскостей. Дело в том, что пороховые газы двигателя истекали сразу через несколько сопел. Одно, центральное, имело большой размер и работало как маршевый двигатель. Вокруг основного сопла располагалось 28 дополнительных малых сопел, отклоненных от горизонтальной оси. Во время полета часть пороховых газов выбрасывалась через малые отверстия, что придавало снаряду вращение. В советской и российской терминологии такая схема стабилизации снаряда носит название турбореактивной. Запаса твердого топлива хватало для полета на расстояние порядка семи километров. Конечно же, стрельбу по воздушным целям планировалось вести с гораздо меньших расстояний.


Неуправляемые авиационные ракеты Германии
Заряжание ракетного миномёта на FW-190


Отсутствие выступающих элементов конструкции позволило сделать для Wfr.Gr. 21 очень простую пусковую установку. Это была банальная труба длиной около полутора метров с системами крепления к носителю и проводкой электрического запала. Пусковая труба, как и ракета, была заимствована у наземного миномета, но получила новые кронштейны крепления. Система подвеса позволяла закреплять пусковые трубы с ракетами на стандартных бомбодержателях и при необходимости сбрасывать их. Именно такое вооружение было установлено на самолете Fokke Wulf FW-190A, выписанном для испытаний. Конструкция истребителя допускала подвешивание под крылья по одной пусковой трубе и еще одной при необходимости под фюзеляжем. Пробные стрельбы на полигоне подтвердили все прежние предположения: ракеты Wfr.Gr. 21 действительно могли эффективно поражать вражеские самолеты. Попадание боеприпаса с 38 килограммами взрывчатки гарантированно уничтожало даже тяжелые бомбардировщики. В то же время, в самолет противника еще нужно было попасть, а это было весьма непросто. Тем не менее, в начале лета 1943 года неуправляемую ракету Wfr.Gr. 21 приняли на вооружение и отправили в войска. Использовать ее рекомендовалось с истребителями FW-190A, которые после оснащения пусковыми трубами получали дополнительный индекс R6, либо с истребителями Bf-110. На «Мессершмитты» подвешивались как две, так и четыре ракеты.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии


Первое боевое применение ракет Wfr.Gr. 21 состоялось 17 августа 1943 года, во время знаменитой «Швайнфуртской мясорубки». После налета на цели в городах Швайнфурт и Регенсбург американские летчики недосчитались 60 бомбардировщиков B-17 и еще одиннадцать машин вернулись на базы буквально как в той песне, «на честном слове и на одном крыле» – в неремонтопригодном состоянии. Некоторое количество самолетов было сбито именно неуправляемыми ракетами. Кроме того, выяснилась одна особенность ракет: взрыв боевой части реактивного снаряда не только уничтожал самолет, но и в некоторых случаях серьезно повреждал его «соседей» по боевому порядку. Конечно, успех немецких истребителей, среди прочего, был обусловлен и отсутствием у самолетов союзников прикрытия, но Wfr.Gr. 21 подтвердили свою полезность. В дальнейшем неуправляемые ракеты этой модели неоднократно применялись в боевой обстановке. Со временем летчики-истребители перестали пытаться попасть во вражеские самолеты и стали использовать Wfr.Gr. 21 в качестве своеобразного отвлекающего средства. Особенно эффективным оно становилось во время ночных полетов: воющий и изрыгающий пламя снаряд отвлекал стрелков американских и английских бомбардировщиков, благодаря чему немец мог относительно спокойно провести атаку. Еще одно оригинальное применение ракет Wfr.Gr. 21 было связано с третьей пусковой трубой под фюзеляжем истребителей FW-190A. Некоторые летчики заряжали ракету задом наперед. Благодаря этому, заходя на цель, можно было выстрелить две ракеты, а на выходе из атаки пустить третью «себе за спину». Естественно, точность третьего пуска была еще ниже, чем у первых двух, но количество выпущенных ракет порой переходило в качество.

И все же это «качество» имело недостаточный уровень, поэтому было решено увеличить количество перевозимых истребителем ракет. Специально для истребителя Me-410 была разработана оригинальная пусковая установка на шесть ракет Wfr.Gr. 21. В нижней части фюзеляжа был установлен барабан с шестью пусковыми трубами. Пуск ракет производился попарно, через специальные окна в носу самолета. Для выброса пороховых газов аналогичные трубы были смонтированы за пусковой установкой. Перед пуском барабан с ракетами проворачивался, производилось воспламенение порохового двигателя, а затем процесс повторялся. Однако таким образом дело обстояло только в теории. На практике все пошло совсем не так. Для проверки на базе планера Me-410 был собран экспериментальный стенд. Во время первого же пуска в феврале 1944 года прототип барабанной установки был почти полностью уничтожен. Еще до выхода из пусковой трубы ракета начинала вращаться и «разбрасывать» вокруг себя раскаленные газы. Их напор был настолько мощным, что обшивка самолета не выдержала и разрушилась. Ни о каком продолжении работ в этом направлении речи больше не шло.

Примерно в это же время произошел еще один инцидент на испытаниях другого турбореактивного снаряда. На этот раз планировалось оснастить истребитель Bf-110 одной пусковой установкой для ракеты RZ-100 калибра 420 миллиметров. 730-килограммовая ракета несла 245 кг взрывчатого вещества и могла пролететь несколько километров. Предполагалось, что в будущем тяжелые истребители при помощи этих ракет будут «выбивать» малокалиберную зенитную артиллерию противника, не входя в ее зону поражения. Как и в случае с Me-410, был собран испытательный стенд. На носовую часть планера Bf-110 поставили пусковые направляющие и оборудование электрического запала твердотопливного двигателя. Нетрудно догадаться, чем закончился этот эксперимент. 85-килограммовый блок твердого топлива своими газами буквально разметал по сторонам конструкцию самолета. Номенклатура перспективных систем неуправляемого ракетного вооружения для авиации сократилась на еще одну строчку.

До самого конца Второй Мировой войны немцы применяли Wfr.Gr. 21 исключительно с подвесных пусковых установок. Относительно успешный опыт их применения быстро послужил причиной для предложения по поводу расширения номенклатуры реактивного вооружения для истребителей. К концу 1943 года была готова конструкция пусковой установке на основе реек-направляющих, с которой можно было использовать ракеты 28 cm WK, заимствованные у реактивного миномета 28 cm Nebelwerfer 41. При той же длине, что и у Wfr.Gr. 21, ракеты 28 cm WK имели больший калибр (280 мм) и большую массу боевой части (50 кг). Одновременно с этим 280-мм ракеты были легче (82 килограмма) и медленнее – они разгонялись только до 150 м/с. Ввиду малой точности ракеты всех типов применялись исключительно при атаках больших соединений бомбардировщиков противника, что, тем не менее, тоже не давало высокой эффективности. Вне зависимости от веса и скорости, авиационные реактивные снаряды на основе наземных Nebelwerfer имели одни и те же характерные особенности. Самолет физически не мог нести большое их количество, а доступные две-три ракеты чаще были бесполезной нагрузкой или средством психологического воздействия, нежели надежным и эффективным оружием.

Во второй половине 44-го года наиболее перспективной схемой неуправляемой ракеты стали считать реактивный снаряд, вращающийся в полете за счет угла установки стабилизаторов. Такие снаряды не разбрасывали вокруг себя пороховые газы и не угрожали конструкции самолета. Однако размах стабилизаторов мог вызвать трудности при создании пусковых установок. Как результат, первый боеприпас с такой системой стабилизации в полете – RzHV 8 калибра 76 миллиметров – в серию не пошел. Стационарные стабилизаторы размахом 220 мм не позволяли подвешивать под крылья самолетов Bf-110 более восьми ракет. Тем не менее, характеристики RzHV 8 были вполне приемлемыми. Реактивный снаряд массой чуть более 10 кг нес около килограмма взрывчатого вещества и разгонялся до 750 м/с. Отклонение от предполагаемой траектории составляло 1/35 от ее длины. И все же, несмотря на нескладываемый стабилизатор, RzHV 8 имела достаточно хорошие перспективы. Целых восемь ракет, пусть даже и со сравнительно небольшим зарядом, в воздушном бою могли оказаться гораздо эффективнее двух тяжелых Wfr.Gr. 21.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии


Понимая это, руководство германских военно-воздушных сил заказало подобную ракету, но с возможностью еще более плотной компоновки пусковых устройств. Зимой 45-го фирма Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik завершила разработку неуправляемой ракеты R4M. Твердотопливный реактивный снаряд имел вес всего в 3,85 кг и длину 81 сантиметр. Боевая часть ракеты весила 500 грамм, что, однако, посчитали достаточным. Как показала практика, многокилограммовые заряды предыдущих тяжелых ракет в большинстве случаев оказывались неэффективными из-за промахов. Для уничтожения самолета, в свою очередь, было достаточно и небольшой шашки взрывчатого вещества. Именно из этих соображений был совершен переход от «качества» к количеству. Ракеты R4M имели калибр всего в 55 миллиметров. Раскрытие стабилизатора размахом 242 мм происходило уже после схода с направляющей. Благодаря малым размерам и массе ракеты R4M можно было подвешивать по 12 штук на специальных блоках. Таким образом, один самолет FW-190F, Bf-110 или Me-262 можно было вооружить сразу двумя дюжинами реактивных снарядов, по одной под каждым крылом. Интересной особенностью R4M являлась их баллистика. По случайному стечению обстоятельств траектория полета этих ракет совпадала с траекторией снарядов 30-мм автоматической пушки MK 108, что помогало летчикам целиться при помощи одного и того же прицела, используя одни и те же поправки для ствольного и реактивного вооружения.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии
R4/M «Оrкаn»


К концу войны пусковыми установками для R4M было оборудовано около 60 истребителей, в основном Me-262. На шести самолетах установили двойные пусковые блоки, что позволило увеличить боезапас одного истребителя до 48 ракет. В самом начале 1945 года производителю заказали крупную партию из 25 тысяч ракет. До конца войны была выполнена только половина заказа. Кроме того, в результате бомбардировок большая часть изготовленных реактивных снарядов R4M была потеряна при перевозке или на складах. За первые месяцы 45-го в боевой обстановке было выпущено около двух с половиной тысяч ракет. Особенности массового производства привели к сравнительно невысокой точности и вероятности попадания. Однако залп всеми 24-мя ракетами нередко приводил к результату – при стрельбе по большому строю бомбардировщиков одна-две ракеты достигали цели. При этом догадки по поводу эффективности полукилограммовой боевой части полностью подтвердились: попадание ракеты в фюзеляж приводило к гарантированному уничтожению B-17 или «Ланкастера».

Неуправляемые авиационные ракеты Германии


Примечателен тот факт, что основная масса немецких неуправляемых авиационных ракет предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Однако были и исключения. Видя эффективность советских бронебойных реактивных снарядов серии РБС, немецкие конструкторы сделали его аналог. За основу для него взяли ракету 8 cm WK, являвшуюся переработкой советской М-8. Немецкая ракета калибром 78 мм и длиной 70 см весила 6,6 килограмма и разгонялась до 360-370 метров в секунду. Стандартную осколочную боевую часть заменили кумулятивной, способной по нормали пробить до 90 мм брони. Новый противотанковый боеприпас получил название Panzerblitz I. Основным носителем этих ракет были самолеты FW-190F-9.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии


Все принятые на вооружение Люфтваффе реактивные снаряды использовались до самого конца Второй Мировой войны. В основном они создавались для борьбы с воздушными целями, хотя были и исключения. Применение ракет достигло своего пика к весне 45-го. С учетом тяжелой обстановки на фронтах реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы по самолетам, все чаще использовались и для атак наземных целей. Со временем необходимость сдерживания наступающего противника привела к тому, что на учебные самолеты в кустарных условиях стали устанавливать противотанковые гранатометы Panzerfaust. Нетрудн догадаться, какой была эффективность этого технического решения – на практике далеко не все подобные «штурмовики» могли хотя бы добраться до района цели. В целом, достаточно позднее обращение к тематике реактивных снарядов для авиации имело для Германии достаточно неприятные последствия. Серийное производство достаточно эффективных (при правильном применении) типов вооружения в сочетании с неверным первоначальным выбором целей для него в итоге стали одной из причин поражения Третьего рейха. Ну а идеи использования складного стабилизатора или большого количества относительно маленьких и легких ракет позже получили развитие, но уже в странах-победительницах.


По материалам сайтов:
http://ursa-tm.ru/
http://luftwaffen-projekte.de/
http://luftarchiv.de/
http://commi.narod.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
http://cockpitinstrumente.de/
http://stormbirds.net/
http://airwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. саша 19871987 17 сентября 2012 17:15
    мы ещё над озером Хасан неуправляемые ракеты использовали против японцев....
    1. Пупырчатый 18 сентября 2012 15:31
      Реально начали использовать неуправляемые ракеты где-то года с 43-го
  2. яхонт 17 сентября 2012 17:36
    Весьма познавательная статья, спасибо.
    яхонт
  3. Sergeev 18 сентября 2012 06:29
    Хорошо что не успели довести до ума. В 1945 наших предков уже не остановить было.
    Sergeev
  4. KRAVEN333 31 октября 2012 18:04
    Интересно.
    KRAVEN333

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня