Неуправляемые авиационные ракеты Германии

4
До определенного времени руководство Люфтваффе не обращало никакого внимания на неуправляемые ракеты для самолетов. Несмотря на успешное применение реактивных снарядов советскими летчиками на Халхин-Голе и в первые месяцы Великой Отечественной войны, германские военачальники продолжали считать этот вид вооружения прерогативой исключительно сухопутных войск. Одной из причин такого отношения была сравнительно низкая точность разрабатываемых ракет, однако со временем этот вопрос был решен. Только спустя некоторое время после достижения приемлемых показателей точности Люфтваффе разрешило начать создание авиационных реактивных снарядов.

В Германии работы в направлении неуправляемых авиационных ракет (реактивных снарядов по тогдашней советской классификации) начались еще в 1937 году. Конструкторы фирмы Rheinmetall-Borsig предложили использовать имеющиеся наработки по теме реактивных снарядов в области авиации. Предполагалось, что высокая скорость такого снаряда обеспечит быстрое и надежное поражение самолета противника, находящегося на относительно небольшом расстоянии. Целью для нового оружия должны были стать в первую очередь бомбардировщики противника, медленные и неповоротливые. Однако по состоянию дел на 1937 год конструкции существующих неуправляемых ракет не позволяли вести огонь по небольшим целям. Отклонение ракет от расчетных траекторий имело совершенно неприемлемые значения, не помогало даже вращение реактивного снаряда в полете. Только в 1941 году специалистам «Рейнметалла» удалось добиться отклонения всего в одну сороковую от пройденного расстояния.

В 1943 году на испытания была отправлена неуправляемая ракета Wfr.Gr. 21 (Wurframmen Granate 21 – «Метательная граната калибра 21 см»), созданная на основе боеприпаса к реактивному миномету Nebelwerfer. Снаряд длиной 1260 миллиметров весил 110 кг, масса заряда взрывчатого вещества составляла 38,6 кг. В задней части снаряда имелся твердотопливный двигатель, обеспечивавший скорость до 300-320 метров в секунду. В конструкции Wfr.Gr. 21 было применено одно оригинальное решение: снаряд в полете стабилизировался вращением, однако не имел каких-либо стабилизаторов или т.п. плоскостей. Дело в том, что пороховые газы двигателя истекали сразу через несколько сопел. Одно, центральное, имело большой размер и работало как маршевый двигатель. Вокруг основного сопла располагалось 28 дополнительных малых сопел, отклоненных от горизонтальной оси. Во время полета часть пороховых газов выбрасывалась через малые отверстия, что придавало снаряду вращение. В советской и российской терминологии такая схема стабилизации снаряда носит название турбореактивной. Запаса твердого топлива хватало для полета на расстояние порядка семи километров. Конечно же, стрельбу по воздушным целям планировалось вести с гораздо меньших расстояний.

Неуправляемые авиационные ракеты Германии
Заряжание ракетного миномёта на FW-190


Отсутствие выступающих элементов конструкции позволило сделать для Wfr.Gr. 21 очень простую пусковую установку. Это была банальная труба длиной около полутора метров с системами крепления к носителю и проводкой электрического запала. Пусковая труба, как и ракета, была заимствована у наземного миномета, но получила новые кронштейны крепления. Система подвеса позволяла закреплять пусковые трубы с ракетами на стандартных бомбодержателях и при необходимости сбрасывать их. Именно такое вооружение было установлено на самолете Fokke Wulf FW-190A, выписанном для испытаний. Конструкция истребителя допускала подвешивание под крылья по одной пусковой трубе и еще одной при необходимости под фюзеляжем. Пробные стрельбы на полигоне подтвердили все прежние предположения: ракеты Wfr.Gr. 21 действительно могли эффективно поражать вражеские самолеты. Попадание боеприпаса с 38 килограммами взрывчатки гарантированно уничтожало даже тяжелые бомбардировщики. В то же время, в самолет противника еще нужно было попасть, а это было весьма непросто. Тем не менее, в начале лета 1943 года неуправляемую ракету Wfr.Gr. 21 приняли на вооружение и отправили в войска. Использовать ее рекомендовалось с истребителями FW-190A, которые после оснащения пусковыми трубами получали дополнительный индекс R6, либо с истребителями Bf-110. На «Мессершмитты» подвешивались как две, так и четыре ракеты.



Первое боевое применение ракет Wfr.Gr. 21 состоялось 17 августа 1943 года, во время знаменитой «Швайнфуртской мясорубки». После налета на цели в городах Швайнфурт и Регенсбург американские летчики недосчитались 60 бомбардировщиков B-17 и еще одиннадцать машин вернулись на базы буквально как в той песне, «на честном слове и на одном крыле» – в неремонтопригодном состоянии. Некоторое количество самолетов было сбито именно неуправляемыми ракетами. Кроме того, выяснилась одна особенность ракет: взрыв боевой части реактивного снаряда не только уничтожал самолет, но и в некоторых случаях серьезно повреждал его «соседей» по боевому порядку. Конечно, успех немецких истребителей, среди прочего, был обусловлен и отсутствием у самолетов союзников прикрытия, но Wfr.Gr. 21 подтвердили свою полезность. В дальнейшем неуправляемые ракеты этой модели неоднократно применялись в боевой обстановке. Со временем летчики-истребители перестали пытаться попасть во вражеские самолеты и стали использовать Wfr.Gr. 21 в качестве своеобразного отвлекающего средства. Особенно эффективным оно становилось во время ночных полетов: воющий и изрыгающий пламя снаряд отвлекал стрелков американских и английских бомбардировщиков, благодаря чему немец мог относительно спокойно провести атаку. Еще одно оригинальное применение ракет Wfr.Gr. 21 было связано с третьей пусковой трубой под фюзеляжем истребителей FW-190A. Некоторые летчики заряжали ракету задом наперед. Благодаря этому, заходя на цель, можно было выстрелить две ракеты, а на выходе из атаки пустить третью «себе за спину». Естественно, точность третьего пуска была еще ниже, чем у первых двух, но количество выпущенных ракет порой переходило в качество.

И все же это «качество» имело недостаточный уровень, поэтому было решено увеличить количество перевозимых истребителем ракет. Специально для истребителя Me-410 была разработана оригинальная пусковая установка на шесть ракет Wfr.Gr. 21. В нижней части фюзеляжа был установлен барабан с шестью пусковыми трубами. Пуск ракет производился попарно, через специальные окна в носу самолета. Для выброса пороховых газов аналогичные трубы были смонтированы за пусковой установкой. Перед пуском барабан с ракетами проворачивался, производилось воспламенение порохового двигателя, а затем процесс повторялся. Однако таким образом дело обстояло только в теории. На практике все пошло совсем не так. Для проверки на базе планера Me-410 был собран экспериментальный стенд. Во время первого же пуска в феврале 1944 года прототип барабанной установки был почти полностью уничтожен. Еще до выхода из пусковой трубы ракета начинала вращаться и «разбрасывать» вокруг себя раскаленные газы. Их напор был настолько мощным, что обшивка самолета не выдержала и разрушилась. Ни о каком продолжении работ в этом направлении речи больше не шло.

Примерно в это же время произошел еще один инцидент на испытаниях другого турбореактивного снаряда. На этот раз планировалось оснастить истребитель Bf-110 одной пусковой установкой для ракеты RZ-100 калибра 420 миллиметров. 730-килограммовая ракета несла 245 кг взрывчатого вещества и могла пролететь несколько километров. Предполагалось, что в будущем тяжелые истребители при помощи этих ракет будут «выбивать» малокалиберную зенитную артиллерию противника, не входя в ее зону поражения. Как и в случае с Me-410, был собран испытательный стенд. На носовую часть планера Bf-110 поставили пусковые направляющие и оборудование электрического запала твердотопливного двигателя. Нетрудно догадаться, чем закончился этот эксперимент. 85-килограммовый блок твердого топлива своими газами буквально разметал по сторонам конструкцию самолета. Номенклатура перспективных систем неуправляемого ракетного вооружения для авиации сократилась на еще одну строчку.

До самого конца Второй Мировой войны немцы применяли Wfr.Gr. 21 исключительно с подвесных пусковых установок. Относительно успешный опыт их применения быстро послужил причиной для предложения по поводу расширения номенклатуры реактивного вооружения для истребителей. К концу 1943 года была готова конструкция пусковой установке на основе реек-направляющих, с которой можно было использовать ракеты 28 cm WK, заимствованные у реактивного миномета 28 cm Nebelwerfer 41. При той же длине, что и у Wfr.Gr. 21, ракеты 28 cm WK имели больший калибр (280 мм) и большую массу боевой части (50 кг). Одновременно с этим 280-мм ракеты были легче (82 килограмма) и медленнее – они разгонялись только до 150 м/с. Ввиду малой точности ракеты всех типов применялись исключительно при атаках больших соединений бомбардировщиков противника, что, тем не менее, тоже не давало высокой эффективности. Вне зависимости от веса и скорости, авиационные реактивные снаряды на основе наземных Nebelwerfer имели одни и те же характерные особенности. Самолет физически не мог нести большое их количество, а доступные две-три ракеты чаще были бесполезной нагрузкой или средством психологического воздействия, нежели надежным и эффективным оружием.

Во второй половине 44-го года наиболее перспективной схемой неуправляемой ракеты стали считать реактивный снаряд, вращающийся в полете за счет угла установки стабилизаторов. Такие снаряды не разбрасывали вокруг себя пороховые газы и не угрожали конструкции самолета. Однако размах стабилизаторов мог вызвать трудности при создании пусковых установок. Как результат, первый боеприпас с такой системой стабилизации в полете – RzHV 8 калибра 76 миллиметров – в серию не пошел. Стационарные стабилизаторы размахом 220 мм не позволяли подвешивать под крылья самолетов Bf-110 более восьми ракет. Тем не менее, характеристики RzHV 8 были вполне приемлемыми. Реактивный снаряд массой чуть более 10 кг нес около килограмма взрывчатого вещества и разгонялся до 750 м/с. Отклонение от предполагаемой траектории составляло 1/35 от ее длины. И все же, несмотря на нескладываемый стабилизатор, RzHV 8 имела достаточно хорошие перспективы. Целых восемь ракет, пусть даже и со сравнительно небольшим зарядом, в воздушном бою могли оказаться гораздо эффективнее двух тяжелых Wfr.Gr. 21.



Понимая это, руководство германских военно-воздушных сил заказало подобную ракету, но с возможностью еще более плотной компоновки пусковых устройств. Зимой 45-го фирма Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik завершила разработку неуправляемой ракеты R4M. Твердотопливный реактивный снаряд имел вес всего в 3,85 кг и длину 81 сантиметр. Боевая часть ракеты весила 500 грамм, что, однако, посчитали достаточным. Как показала практика, многокилограммовые заряды предыдущих тяжелых ракет в большинстве случаев оказывались неэффективными из-за промахов. Для уничтожения самолета, в свою очередь, было достаточно и небольшой шашки взрывчатого вещества. Именно из этих соображений был совершен переход от «качества» к количеству. Ракеты R4M имели калибр всего в 55 миллиметров. Раскрытие стабилизатора размахом 242 мм происходило уже после схода с направляющей. Благодаря малым размерам и массе ракеты R4M можно было подвешивать по 12 штук на специальных блоках. Таким образом, один самолет FW-190F, Bf-110 или Me-262 можно было вооружить сразу двумя дюжинами реактивных снарядов, по одной под каждым крылом. Интересной особенностью R4M являлась их баллистика. По случайному стечению обстоятельств траектория полета этих ракет совпадала с траекторией снарядов 30-мм автоматической пушки MK 108, что помогало летчикам целиться при помощи одного и того же прицела, используя одни и те же поправки для ствольного и реактивного вооружения.

R4/M «Оrкаn»


К концу войны пусковыми установками для R4M было оборудовано около 60 истребителей, в основном Me-262. На шести самолетах установили двойные пусковые блоки, что позволило увеличить боезапас одного истребителя до 48 ракет. В самом начале 1945 года производителю заказали крупную партию из 25 тысяч ракет. До конца войны была выполнена только половина заказа. Кроме того, в результате бомбардировок большая часть изготовленных реактивных снарядов R4M была потеряна при перевозке или на складах. За первые месяцы 45-го в боевой обстановке было выпущено около двух с половиной тысяч ракет. Особенности массового производства привели к сравнительно невысокой точности и вероятности попадания. Однако залп всеми 24-мя ракетами нередко приводил к результату – при стрельбе по большому строю бомбардировщиков одна-две ракеты достигали цели. При этом догадки по поводу эффективности полукилограммовой боевой части полностью подтвердились: попадание ракеты в фюзеляж приводило к гарантированному уничтожению B-17 или «Ланкастера».



Примечателен тот факт, что основная масса немецких неуправляемых авиационных ракет предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Однако были и исключения. Видя эффективность советских бронебойных реактивных снарядов серии РБС, немецкие конструкторы сделали его аналог. За основу для него взяли ракету 8 cm WK, являвшуюся переработкой советской М-8. Немецкая ракета калибром 78 мм и длиной 70 см весила 6,6 килограмма и разгонялась до 360-370 метров в секунду. Стандартную осколочную боевую часть заменили кумулятивной, способной по нормали пробить до 90 мм брони. Новый противотанковый боеприпас получил название Panzerblitz I. Основным носителем этих ракет были самолеты FW-190F-9.



Все принятые на вооружение Люфтваффе реактивные снаряды использовались до самого конца Второй Мировой войны. В основном они создавались для борьбы с воздушными целями, хотя были и исключения. Применение ракет достигло своего пика к весне 45-го. С учетом тяжелой обстановки на фронтах реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы по самолетам, все чаще использовались и для атак наземных целей. Со временем необходимость сдерживания наступающего противника привела к тому, что на учебные самолеты в кустарных условиях стали устанавливать противотанковые гранатометы Panzerfaust. Нетрудн догадаться, какой была эффективность этого технического решения – на практике далеко не все подобные «штурмовики» могли хотя бы добраться до района цели. В целом, достаточно позднее обращение к тематике реактивных снарядов для авиации имело для Германии достаточно неприятные последствия. Серийное производство достаточно эффективных (при правильном применении) типов вооружения в сочетании с неверным первоначальным выбором целей для него в итоге стали одной из причин поражения Третьего рейха. Ну а идеи использования складного стабилизатора или большого количества относительно маленьких и легких ракет позже получили развитие, но уже в странах-победительницах.


По материалам сайтов:
http://ursa-tm.ru/
http://luftwaffen-projekte.de/
http://luftarchiv.de/
http://commi.narod.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
http://cockpitinstrumente.de/
http://stormbirds.net/
http://airwar.ru/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 сентября 2012 17:15
    мы ещё над озером Хасан неуправляемые ракеты использовали против японцев....
    1. +1
      18 сентября 2012 15:31
      Реально начали использовать неуправляемые ракеты где-то года с 43-го
  2. яхонт
    +2
    17 сентября 2012 17:36
    Весьма познавательная статья, спасибо.
  3. Sergeev
    0
    18 сентября 2012 06:29
    Хорошо что не успели довести до ума. В 1945 наших предков уже не остановить было.
  4. KRAVEN333
    0
    31 октября 2012 18:04
    Интересно.