Военное обозрение

Причины использования Вермахтом трофейной советской военной техники

44

В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла такое количество вооружений и военной техники, которое не теряла на то время, пожалуй, ни одна армия мира. В качестве военных трофеев гитлеровцам доставались танки, артиллерийские орудия, миномёты, стрелковое оружие. И если поначалу для Вермахта, как считалось, не было нужды в использовании трофейного советского оружия, то потом ситуация стала меняться.


Каковы причины использования Вермахтом трофейной советской техники?

Таких причин, на самом деле, много. Во-первых, отдельные экземпляры советских вооружений вызывали, ни много ни мало, зависть у противника. Здесь дело в том, что из-за работы известной пропагандистской машины и крупных успехов немецкой армии на Восточном фронте в 1941 году явно имела место недооценка РККА и используемой советскими войсками военной техники со стороны гитлеровцев. В среде немецких конструкторов считалось, что у Советского Союза по определению не может быть тех вооружений, которые могли бы составить конкуренцию оружию Третьего рейха.

Когда это «неконкурентоспособное» вооружение вдруг стало наносить разящие удары по гитлеровским войскам, пришло понимание того, что оружие более чем достойное. И можно использовать его как минимум для изучения.

Во-вторых, использование немцами и их союзниками трофейной советской военной техники было обусловлено самим ходом войны. Сам Вермахт нёс тяжёлые потери, в том числе в вооружениях и технике. И часто приходилось «латать дыры», чтобы не терять возможность проводить боевые операции. И там уже было не до особого выбора - в ход шло практически всё, что удавалось в качестве трофея взять.

В-третьих, трофейная техника СССР применялась противником и для дезинформации – для всё той же пропаганды. Публикации из серии «советские танки обстреливают мирных жителей в странах Восточной Европы» - один из вариантов геббельсовщины заключительной фазы Второй мировой войны.

О трофейной советской военной технике в составе немецких формирований рассказывает канал Starina:

Использованы фотографии:
Федеральный архив Германии
44 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Petrik66
    Petrik66 15 ноября 2021 09:41
    +7
    Подпоручик Дуб убеждал солдат, собравшихся около разбитых орудий и самолетов, что это военные трофеи. Но вдруг он заметил, что неподалеку от него, в центре другой группы, стоит Швейк и тоже что-то объясняет. Подойдя поближе, подпоручик услышал рассудительный голос Швейка:

    — Что там ни говори, а все же это трофеи. Оно, конечно, на первый взгляд очень подозрительно, особливо когда на лафете ты читаешь "k. u. k. Artillerie-Division" [Императорский и королевский артиллерийский дивизион (нем.)]. Очевидно, дело обстояло так: орудие попало к русским, и нам пришлось его отбивать, а такие трофеи много ценнее, потому что... Потому что,— вдохновенно воскликнул он, завидев подпоручика Дуба,— ничего нельзя оставлять в руках неприятеля. Это все равно как с Перемышлем или с тем солдатом, у которого во время боя противник вырвал из рук походную фляжку. Это случилось еще во времена наполеоновских войн. Ну, солдат ночью отправился во вражеский лагерь и принес свою флягу обратно. Да еще заработал на этом, так как ночью у неприятеля выдавали водку.
    1. knn54
      knn54 15 ноября 2021 12:06
      +3
      По официальным данным, в мае 1943 года в Вермахте насчитывалось 63 русских танка (из них 50 — Т-34), а в декабре 1944 года — 53 русских танка (из них 49 — Т-34).
      Дорабатывали-ставили,например,командирские,башни.Один Т-34 "превратили"в зенитную самоходную установку. Штатная башня была демонтирована, а вместо нее установлена вращающаяся открытая сверху специальная сварная башня с 20-мм счетверенной установкой Flakvierling 38. Весной 1944 года эта машина числилась в составе 653-го тяжелого противотанкового дивизиона САУ "Фердинанд".
      1. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 16 ноября 2021 14:10
        -1
        Цитата: knn54
        Один Т-34 "превратили"в зенитную самоходную установку.

        больше всего нравится, как википедия задорно "оснащает" трофейные Т-34 башнями от PzKpfW III и IV) А сетевые фантазёры втыкают в 34-76 окурок KwK 37, а в 34-85 - орудие тигра. Про фейковые фотки "штуга" из 34-ки, "ахт-комма-ахт" на Т-34 и прочее фотошопное творчество и говорить не хочется.
        1. volodimer
          volodimer 24 ноября 2021 15:50
          0
          А можно ссылку на эти фантазии? мне самому "религия" не позволяет, вдруг кто историю поиска увидит laughing
          Так только египетские Т-34-100 помню

          Помню ещё финское:
    2. vladcub
      vladcub 15 ноября 2021 15:09
      +3
      "Похождения бравого солдата Швейка" чтение этой книги гарантирует смех.
  2. ВАШ
    ВАШ 15 ноября 2021 09:45
    +1
    Читал по началу ССвские части вооружались по остаточному принципу. Т.е. на те вам что в вермахт не пошло и в начале войны до трех дивизий вооружили захваченными нашими СВТ. Охранные части вооружали советской бронетехникой, пулеметами против партизан. Не справлялась хваленая немецкая промышленность.
    У нас такого размаха в вооружении своих подразделений и частей трофейной техникой не было, но тем не менее были отдельные подразделения использовавшие трофеи. И к слову были распространены памятки бойцу по использованию трофейного стрелкового оружия, касалось автоматического пулеметов, автоматов. Про пистолеты и говорить не нужно, старались зажать не показывать, вдруг пригодится.
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 15 ноября 2021 09:57
      +4
      дед, мехвод КВ 1, как то говорил, что в 34ку пришлось стрелять.... башню сдуло...и да,с "крестом" была .комтанка матерился...дело было в прибалтике под Калининградом, 11 армия.
    2. bairat
      bairat 15 ноября 2021 12:18
      0
      Из прочитанных источников: в бою трофейное оружие можно использовать, после сдай трофейной команде. Не сдал - наказание. Потом где то это складировалось, после войны раздали китайцам и прочим новым союзникам. У меня возникает вопрос: например наш основной станковый пулемет тех лет, Максим, громоздкий, холщевая лента, с водяным охлаждение постоянные проблемы, то воды нет, то она замерзла, за сальником следи, осколки дырявят кожух и прочее. Почему не взяли на вооружение МГ-34/42, их же тысячами трофеили?
      1. ВАШ
        ВАШ 15 ноября 2021 12:28
        +5
        Основной пулемет, если судить по количеству был ДП-27. По штату в каждом отделении, по факту естественно такого не было. В прочим как и у немцев те же проблемы. По факту все в отделении строилось вокруг пулемета, по факту большая часть с Mauser 98К бегали, без всякой пулеметной поддержки. И с их МГ34 не все так благостно как другой раз расписывают, который был такой хороший что после Московской битвы его срочно стали заменять на МГ-42. Оставив его в танках и самолетах. А во время Московской битвы срочно стали заменять на трофейные (!!!!!), чешские ZB 26/30
        1. bairat
          bairat 15 ноября 2021 13:33
          +4
          Трофейные чешские громко сказано, пришли и забрали у них, и приказали дальше производить. Но то что чешские рабочие делали оружие для вермахта с грустными лицами, позволило им отнести себя к странам антигитлеровской коалиции, победители блин.
          1. ВАШ
            ВАШ 15 ноября 2021 13:40
            +1
            Много их в антигитлеровской коалиции, а как посмотришь когда они в неё вступили или чем до этого занимались, твари бессовестные.
          2. aleks neym_2
            aleks neym_2 15 ноября 2021 14:34
            +1
            Отец, танкист, 1925 г.р., рассказывал: Май, Прага, окраина города и заводская проходная, забитая "рабочим, антифашистским" народом... чехи до последнего момента работали, с "измождёнными мордами" на Рейх...как были подстилки, так и остались...за то Прагу спасли власовцы, а мой ОТЕЦ где-то на окраине в садочке отдыхал!
      2. vladcub
        vladcub 15 ноября 2021 15:49
        +1
        "тысячами трофеили" слышал от фронтовиков, что МГ"коса Гитлера" наши использовали. Один старик рассказывал, что был пулемёчиком и у него пол года был МГ
      3. 75Сергей
        75Сергей 15 ноября 2021 23:31
        0
        Патроны к нему Гитлер штамповал.
        1. Petrik66
          Petrik66 16 ноября 2021 14:50
          0
          Если почитать Драбкина, то очень многие танкисты и артиллеристы пто , имели при себе немецкие пулеметы для борьбы с немецкой пехотой. Причем некоторые указывали ,закончились патроны - выбросил. А Вот насчет StG 44 соглашусь, у немцев самих проблемы были с патронами.
    3. vladcub
      vladcub 15 ноября 2021 16:00
      0
      "до трех дивизий воорули захваченными нашими СВТ" Кремлев пишет, что в Белоруссии был сосредоточен весь Моб запас СВТ. Надо быть полным идиотом, что не использовать новенькие винтовки, а немцы идиотами не были. Они охотно использовали "Светы" в ягдкомандах.
      Достоверно известно, что в январе 1945 был полк СС вооружённый автоматом Судеева.
      1. ВАШ
        ВАШ 16 ноября 2021 03:38
        +2
        В случае с ППС, немцы уже не могли захватить необходимое количество боеприпасов,.как это было вначале войны Перестволивали они и ППС (Maschinenpistole 719(r)) и ППШ (Maschinenpistole 717(r)) под патрон 9*19
  3. svp67
    svp67 15 ноября 2021 09:54
    +5
    В основном немцы использовали наши танки в учебных подразделениях. Для обучения своих танкистов и своей пехоты, методам борьбы с нашими танками.
    Во время Сталинградской битвы был случай когда немецкая охрана приняла подходящие наши танки к мосту, за свои, трофейные. возвращающиеся с учебного полигона, что позволило танкистам быстро захватить мост, без потерь
  4. Корморан
    Корморан 15 ноября 2021 10:04
    +7
    При штурме крымских перешейков немцы очень активно и в значительных количествах использовали трофейные советские танки. Соответственно и РККА трофеями не брезговала. "Трешки" и САУ на их базе, "Пантеры", полугусеничные БТР. Отличная рация, комфортные условия размещения экипажа. Самое то. Но с запчастями напряг.
    1. aleks neym_2
      aleks neym_2 15 ноября 2021 14:54
      +2
      Как вспоминали Фронтовики: использовали всё, что катилось, но... до первой поломки, а иногда пока горючее не закончится...
  5. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 15 ноября 2021 10:52
    0
    книга о трофейной БТТ в РККА есть, таблица с указанием частей РККА, в которых была трофейная *броня*, особенно понравился полк СУ-76М, в котором было 3 трофейные *Пантеры*
    ещё один факт-в 1944 наши передали Болгарии эшелон трофейной бронетехники- немецкой, венгерской, итальянской. среди прочего там были *Пантера* и 2 *Нимрода*, по дороге *Пантера* усохла до Т-4, а *Нимроды* вообще испарились без следа!
  6. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 15 ноября 2021 11:59
    +2
    Это трагедия РККА 1941 года - потеря кадровой армии и вооружения - особенно танков и артиллерии...

    Например станковый пулемет Максима - архаичный, тяжелый, заметный и маломаневренный, было легко подавить огнем (поскольку оперативно сменить позицию в окопе с ним очень проблематично) и невозможно эвакуировать при отступлении из-за его громоздкости - поэтому их часто бросали стрелковые дивизии, сбитые с оборонительных позиций.

    Наряду с артиллерийскими орудиями, станковые пулеметы Максима чаще других попадаются на фото немецких трофейщиков.

    В котлах под Вязьмой, был потерян артиллерийский резерв РГКА.
    Использовать трофейную технику пока есть боеприпасы - это разумно.
    Многие противобортсвующие стороны использовали достойные образцы вооружений противника.
    1. hohol95
      hohol95 15 ноября 2021 13:06
      -1
      Британцам со станковым "Виккерсом" бегать по окопам было сподручней?
    2. hohol95
      hohol95 16 ноября 2021 16:52
      0
      В РККА был штраф за утерю личного оружия?
      Британских солдат эвакуированных из Франции в 1940 году за "утерю" личной винтовки оштрафовали на 5 фунтов!!!
      Британы бросили 2472 орудия, 63879 транспортных средства от мотоцикла до грузовика. Вот число пулемётов не указывается
  7. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 15 ноября 2021 12:08
    +1
    Как и наши использовали трофейное немецкое оружие, в том числе - автоматическое оружие - вот любопытное фото - у бойца справа - Штурм Гевер

    https://fishki.net/2822363-trofejnoe-oruzhie-v-rkka.html?utm_source=aab&sign=814077245689842%2C630079347685543
    1. Petrik66
      Petrik66 15 ноября 2021 13:56
      +2
      ну это постановочное фото. У офицера такая самокрутка в руках ,что Черчиль обзавидуется. И руководит он, рукой на Рейхстаг показывает. А зольдат фасонисто фузею на карту или газету поставил - вот я каков! Странно ,что связист без погонов.
      1. vladcub
        vladcub 15 ноября 2021 15:40
        0
        Согласен : у связиста должны быть погоны. И действительно фото какое нарочито, что- то не естественное
      2. voyaka uh
        voyaka uh 16 ноября 2021 03:07
        +2
        Наоборот: в постановочном фото не было бы ни самокрутки, ни трофейного автомата.
        И все были бы при погонах.
        Именно эти "проколы" подтверждают, что фото - не для газеты.
        1. Petrik66
          Petrik66 16 ноября 2021 09:21
          -1
          Постановочное фото не обязательно для газеты, а вот для дембельского альбома - в самый раз. Когда смотришь альбом писаря или стройбатовца, то диву даешься в каких только ситуациях он не оказывался и не стрелял разве что из царь пушки.))))))
          1. ramzay21
            ramzay21 16 ноября 2021 10:01
            +1
            У офицера такая самокрутка в руках ,что Черчиль обзавидуется.

            Скорее папироса. Тогда офицерам папиросы полагались.
            Странно ,что связист без погонов.

            А вы на фото повнимательнее посмотрите, и увидите погоны у связиста.
            Постановочное фото не обязательно для газеты, а вот для дембельского альбома - в самый раз.

            Не путайте СА 1989 года и Красную Армию 1944 года. Тогда одна фотография была редкостью, и не знал никто выживет после очередного боя или нет. И люди были совсем другие.
        2. Морской Кот
          Морской Кот 16 ноября 2021 09:53
          0
          Согласен, не для газеты, но мужики явно позируют.
      3. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 16 ноября 2021 09:39
        0
        Цитата: Petrik66
        ну это постановочное фото. У офицера такая самокрутка в руках ,что Черчиль обзавидуется. И руководит он, рукой на Рейхстаг показывает. А зольдат фасонисто фузею на карту или газету поставил - вот я каков! Странно ,что связист без погонов.


        75-85% фото и кинохроники ВОВ - постановочные, мифологизмы войны.
        и это фото, тоже не исключение :)

        Я когда в армии служил у меня был фотоаппарат - 90% фото постановочные получались.
        Камера меняет человека, а уж на войне, появление корреспондента кардинально меняло поведение.
        Ну а на передовую корреспонденты далеко не все стремились - поэтому мы имеем некий изобразительный миф (приглаженную картинку) о войне со стороны советских корреспондентов.
        1. Petrik66
          Petrik66 16 ноября 2021 10:03
          0
          согласен ,но постановочные фото свойственны всем армиям и во всех войнах после появления фотоаппарата. Вспоминаю себя после первого выхода на 5 дней.... Чушкан, грязный, оборванный, худой, глаза красные как у вампира и остальные такие же. нифига не гордость Красной Армии. Кого снимать? Взяли водителя ком.полка и писаря - геройский вид ,об лоб обоих можно поросенка убить, подшиты даже, все прекрасно:погоны , кокарда ,исподнее. Замполит полка надрывался: кучка зацев ,бандиты и т.д. ))))))) Эх молодость.
    2. Морской Кот
      Морской Кот 15 ноября 2021 20:23
      +1
      Интересно, и где он для него брал патроны, когда у самих немцев с "укороченными" были проблемы.
      1. Дмитрий Владимирович
        Дмитрий Владимирович 16 ноября 2021 09:43
        +1
        Цитата: Морской Кот
        Интересно, и где он для него брал патроны, когда у самих немцев с "укороченными" были проблемы.


        Это может быть разведчики артиллеристы (обычно наводчик - офицер, два связиста и два разведчика в группе - судя по рации), они двигались с передовыми частями и могли разжиться трофейными боеприпасами.
  8. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 15 ноября 2021 12:13
    +3
    Чуйкову: "...уже все бронебойщики в моей 8-й гвардейской (армии) вооружены фауст-патронами. Это отличное оружие, значительно превосходящее наши противотанковые ружья и в умелых руках, в руках мужественного солдата - фауст-патрон может поразить, практически, любой танк. Почему мы их не производим? Давайте будем выпускать хотя-бы копию, назовем ее иван-патрон..."

    Источник: https://fishki.net/2822363-trofejnoe-oruzhie-v-rkka.html?utm_source=aab&sign=814077245689842%2C630079347685543 © Fishki.net
    1. vladcub
      vladcub 15 ноября 2021 15:33
      +2
      Впервые про фауст патрон я услышал дошколенком от кого-то фронтовиков. Ни названия ни каких подробностей я не помню. Ещё удивлялся, что какая-то труба может уничтожить танк.
      Когда стал старше и беседывал с фронтовиками, большинство фауст-патроны не "тестировали" (многие и не видели) и лишь еденицы его держали в руках. Был строжайший приказ :сдавать их специальным сборщикам
  9. Cowbra
    Cowbra 15 ноября 2021 13:03
    +2
    Да чего тут думать?
    Так, в стрелковой дивизии РККА согласно штату № 04/400-416 от 5 апреля 1941 г. полагалось иметь 3307 самозарядных винтовок и 6992 неавтоматические винтовки и карабина.

    По штатному вооружению дивизия РККА крыла Вермахт как бык черепаху. Странно было бы думать, что когда попадает в трофей автоматическое оружие - его не будут использовать, особенно когда немецкого, кроме пулеметов, которых тоже не хватает - почти нет
    1. vladcub
      vladcub 15 ноября 2021 15:36
      0
      По количеству ручных пулемётов РККА лидировала: РПД было выпущено большое количество.
      1. hohol95
        hohol95 15 ноября 2021 16:35
        +1
        РПД тогда не существовал!
        ДП-27.
        1. vladcub
          vladcub 15 ноября 2021 18:06
          0
          Верно, перепутал наименование
  10. aleks neym_2
    aleks neym_2 15 ноября 2021 14:22
    0
    етО
    Цитата: bairat
    грустными лицами
  11. vladcub
    vladcub 15 ноября 2021 15:14
    +1
    Во время войны обязательно какая то часть вооружения "меняет своих хозяев" так было, есть и будет.
  12. Сергей Медведев
    Сергей Медведев 16 ноября 2021 13:22
    0
    Очередной опус очередного блогера-шмогера из лагеря КолиСУренгоя. Опять бредни про 14000 потерянных танков. ВО, публикующее такую ахинею опустилось до уровня филиала ведомства д-ра Геббельса.