Американские самолёты-мишени и прорыватели ПВО, созданные на базе снятых с вооружения истребителей

76

В 1950-е годы система дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами была отработана настолько, что она позволяла не только совершать самостоятельный взлёт и маневрировать в полёте, но приземляться после выполнения полётного задания.

В первые послевоенные десятилетия от воздушных мишеней требовалось как можно ближе имитировать самолеты, имеющиеся в распоряжении потенциального противника, летать с околозвуковой и сверхзвуковой скоростью на средней и большой высоте. Переход тактической и палубной авиации к действиям на малых высотах привел к необходимости иметь мишени, способные имитировать маневры истребителя-бомбардировщика на небольшой высоте и выполнение бомбометания с применением вертикального маневра.



Для имитации воздушных целей в промышленно развитых государствах проектировались специальные беспилотные аппараты, также широкое распространение получила практика переоборудования откровенно устаревших или выработавших свой ресурс боевых самолётов.

Американские воздушные мишени, созданные на базе реактивных истребителей



Первая американская дистанционно управляемая воздушная мишень с турбореактивным двигателем QF-80 была создана путём переоборудования истребителя Р-80 (F-80) Shooting Star.

Американские самолёты-мишени и прорыватели ПВО, созданные на базе снятых с вооружения истребителей

Беспилотный QF-80 взлетал по командам наземного пункта управления. В воздухе мишенью руководил оператор, находившийся в кабине двухместного реактивного самолета-наводчика DT-33 (построен на базе УТС Т-33).

В дальнейшем эта практика получила широкое распространение. Очень многие, снятые с вооружения реактивные истребители ВВС США, переделывались в радиоуправляемые мишени.


Радиоуправляемые мишени QF-100

В испытаниях нового оружия, процессе боевой подготовки расчётов ЗРК и экипажей перехватчиков широко использовались радиоуправляемые: QF-86 Sabre, QF-100 Super Sabre, QF-9 Cougar, QF-8 Crusader, QТ-33 Shooting Star, QF-102/PQM-102/QF-106 Delta Dart.


QF-106 Delta Dart

Обычно в мишени переоборудовались машины, взятые с длительного хранения. Ввиду физического и морального устаревания эти самолёты не имели дальнейших перспектив использования по прямому назначению, но в то же время ещё обладали определённым запасом ресурса основных агрегатов и планера.

В годы холодной войны самым известным и многочисленным американским истребителем, стоявшим на вооружении в военно-воздушных силах, в морской авиации США, а также поставлявшимся и производимым по лицензии в ряде стран-союзников, являлся сверхзвуковой F-4 Phantom II.

«Фантомы» различных модификаций использовались как истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, охотники за радарами и разведчики. С 1958 по 1981 год всего было построено 5 195 самолётов этого типа.

В 1980-х американские F-4 Phantom II начали заменять истребителями 4-го поколения.

Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 1980-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В ударных палубных эскадрильях F-4S были окончательно вытеснены истребителями-бомбардировщиками F/A-18A/В Hornet в 1986 году.

До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. В истребительных авиакрыльях ВВС США «Фантомы» служили до 1990 года.

Последней войной 24 американских «охотников за радарами» F-4G и 6 разведывательных RF-4C стала антииракская операция «Буря в пустыне». Использование «Фантомов» было вынужденным шагом. На тот момент F-4G в ВВС США не имелось другого специализированного боевого самолёта, предназначенного для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C являлся единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенным камерами бокового обзора с высоким разрешением. До 1996 года «Фантомы» летали в воздушных силах Национальной гвардии, являющейся действующим резервом ВВС США.

Параллельно со службой в строевых подразделениях, самолёты F-4 использовались в различных исследовательских программах. Так, в конце 1960-х истребитель F-4A, снятый с вооружения, сопровождал на начальном этапе полёта ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с космодрома Канаверал ракет-носителей. В первой половине 1980-х разоруженные F-4C были задействованы в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.

Как и многие другие, выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты, F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. В 1970–1980-е годы «Фантомы», благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку, могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.

Благодаря реальному тепловому и радиолокационному портрету, использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, даёт возможность повысить достоверность испытаний. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла достоверно оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в бою. На списанных «Фантомах» отрабатывали сухопутные и морские ЗУР, а также новые УР «воздух-воздух».


Испытания УР AIM-54 Phoenix в 1983 году

Флот и ВВС независимо друг от друга трансформировали F-4 ранних модификаций в радиоуправляемые мишени, но при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.

После окончательного вывода из эксплуатации «Фантомы» поздних модификаций, обладавшие большим лётным ресурсом и имевшие дальнейшие перспективы использования, были слишком ценны, чтобы их расстреливать. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение на базу «Дэвис-Монтан», расположенную недалеко от города Тусон в штате Аризона. Сухой климат и твёрдая почва позволяют после проведения определённых консервационных мероприятий хранить здесь самолёты под открытым небом.


После распада СССР и снижения градуса международной напряженности про законсервированные «Фантомы» на некоторое время забыли. Американским ВВС, ВМС и КМП с избытком хватало уже построенных истребителей 4-го поколения, а «естественную» убыль в ходе авиационных происшествий и по причине выработки ресурса покрывали ранее заключёнными контрактами.

Использование списанных «Фантомов» в роли самолётов-мишеней и прорывателей ПВО



Про хранящиеся на «кладбище костей» самолёты F-4 вспомнили после того, как в ВВС США стали заканчиваться беспилотные мишени QТ-33 и QF-106 – переделанные из учебно-тренировочных самолётов и сверхзвуковых истребителей-перехватчиков.

К началу XXI века в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять современными боевыми самолётами, и стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё вполне пригодных для дальнейшего использования истребителей – нет, и дальше хранить их бессмысленно.


В 2005 году на консервации имелось около 500 «Фантомов» различных модификаций. В беспилотники решили переделывать наиболее свежие истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S использовались как источник запчастей.


В рамках реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (Full-Scale Aerial Target), инициированной боевым авиационным командованием, персонал 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group – AMARG) в «Дэвис-Монтан» приводил самолёты в лётное состояние.

В процессе переделки в мишени с самолетов демонтировали часть ненужного для беспилотного полёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушку, навигационную аппаратуру системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе. Консоли крыла и хвостовое оперение самолётов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивали в красный цвет.


В ходе мероприятий по переоборудованию «Фантомов» в мишени американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность.


В лётное состояние удалось вернуть около 350 самолётов, выпущенных в 1960–1970-е годы и хранившихся на базе в Аризоне более 20 лет.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4 Phantom II и F-16 Fighting Falcon на авиабазе «Дэвис-Монтан»

Контракт на переделку расконсервированных «Фантомов» в мишени выиграл американский филиал британской корпорации BAE Systems – BAE Systems North America.

С авиабазы «Дэвис-Монтан» самолёты перегонялись на аэродром «Мохаве» в Калифорнии, где на них устанавливался комплект цифрового оборудования для дистанционного управления.


Спутниковый снимок Google Earth: дистанционно управляемые самолёты QF-4 на аэродроме «Мохаве»

Аэродром «Мохаве» является очень интересным объектом.

В связи с тем, что это первый американский аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических аппаратов многоразового использования, здесь находятся объекты частных компаний, реализующих космические программы.


Cамолёты F-4 рядом с ангаром BAE Systems Inc на аэродроме «Мохаве»

В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности истребителей МиГ-29 и Су-27, полученных из стран Восточной Европы и СНГ.


QF-4, взлетает с аэродрома «Мохаве», на заднем плане видны гражданские авиалайнеры, находящиеся здесь на хранении

В северо-восточной части аэродрома расположена площадка, на которой хранится несколько десятков гражданских авиалайнеров, ранее эксплуатировавшихся в американских авиакомпаниях. Эти самолёты ждут там своей очереди на реставрацию. После восстановительного ремонта и покраски они летают в странах третьего мира. Немало транспортно-пассажирских самолётов, взятых с хранения в «Мохаве», бороздят воздушное пространство над бывшим СССР.

Благодаря установке компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS), беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и изменение курса и высоты полёта на маршруте в беспилотном режиме могут осуществляться как в рамках дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с трансляцией данных на наземный или воздушный пункт управления.

Сообщается, что в ходе переделки самолётов F-4 в беспилотные аппараты специалисты компании BAE Systems North America монтируют систему автоматического распознавания угроз, что позволяет максимально приблизиться к боевой обстановке в ходе контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта, и вырабатывает манёвр уклонения.

На самолётах QF-4 параллельно с установкой цифровой аппаратуры дистанционного управления сохранена возможность пилотируемого полёта, что позволяет производить безопасный перегон на значительные расстояния и расширяет сферу применения. В частности, пилотируемые QF-4 способны активней маневрировать, чем беспилотные самолёты, и вести учебный воздушный бой с состоящими на вооружении истребителями. Самолеты, регулярно совершающие пилотируемые полёты, не имеют окрашенных в красный цвет законцовок крыла.


QF-4, используемый для регулярных пилотируемых полётов 82-й эскадрильи беспилотных мишеней

Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 1970-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты, помимо «боевой» службы, регулярно принимали участие в различных авиашоу на территории США.


Пилотируемые «Фантомы» сберегают ресурс строевых боевых самолётов, тестируя радиолокационные системы, тренируя расчёты ПВО и пилотов перехватчиков, без применения оружия. По состоянию на 2012 год к полётам на QF-4 были допущены 6 пилотов ВВС и 10 отставников, работающих по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1 000 часов.

После облёта и контрольных тестов дистанционно управляемые самолёты QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико, и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида.


QF-4, принадлежащий 53-й группе оценки и испытания вооружения

В прошлом на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-23 и МиГ-29.


Самолёты QF-4 на авиабазе «Тиндалл»

Обслуживание и эксплуатация «Фантомов» осуществлялись по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где QF-4 в основном летали в беспилотном режиме и зачастую «в один конец», меньше внимания уделяли поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовили конкретные машины, нередко заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводили в основном военнослужащие.

В 82-й эскадрилье беспилотных мишеней к QF-4 относились бережней. На авиабазе «Холломан» к обслуживанию «Фантомов» привлекались такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.


Здесь больше внимания уделяли поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществлялись пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный (по сравнению с авиабазой «Тиндалл») парк «краснокрылых» мишеней имел более высокий процент готовых к полёту самолётов.

На авиабазах «Холломан» и «Тиндалл» для управления полётом беспилотных аппаратов, преобразованных из снятых с вооружения истребителей, используются различные системы.


Оператор наземной системы GRDC

Над полигоном, расположенным в окрестностях базы «Холломан», беспилотные QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, а при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.


Самолёт E-9A

На E-9A установлено две РЛС: бокового обзора – с правой стороны фюзеляжа и поисковая – в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет. В ходе полёта операторы Е-9А при помощи бортовых радиолокаторов способны на дальности несколько сотен километров наблюдать за воздушной обстановкой и управлять полётом самолёта-мишени.

Вооруженная модификация беспилотного самолёта QF-4


Помимо тестирования систем ПВО и радаров в пилотируемом режиме и использования в роли беспилотных мишеней, для QF-4 нашлось ещё одно применение.

В январе 2008 года запущенная с беспилотного самолёта противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM, оснащённая боевой частью, впервые поразила источник высокочастотного излучения на полигоне «Неллис».


В зарубежных источниках говорится, что беспилотные «Фантомы» могут нести корректируемые бомбы JDAM калибром от 230 кг (500 фунтов – GBU-38) до 910 кг (2 000 фунтов – GBU-31). При этом имеется возможность уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами. Бомбы, оборудованные комплектом JDAM, направляются к цели интегрированной инерциальной системой наведения в паре с GPS-приёмником, обеспечивая дальность действия до 28 км от точки сброса. Величина КВО, продемонстрированная на испытаниях – 11 метров.

Таким образом, конвертированные в беспилотники реактивные истребители демонстрируют способность подавлять средства ПВО противника. Предполагается, что беспилотные самолёты, оснащённые ПРР, корректируемыми бомбами и средствами радиотехнической разведки, двигаясь в первой волне, способны принять на себя основной удар зенитных ракет, выявить и частично уничтожить демаскированные позиции РЛС и ЗРК. Это, в свою очередь, существенно уменьшит потери среди пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.

Закат карьеры самолётов-мишеней QF-4


В настоящее время на базе хранения «Дэвис-Монтан» осталось приблизительно 60 F-4. Но это уже непригодные к восстановлению самолёты, в воздух они больше не поднимутся и подлежат утилизации. В связи с этим объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в дистанционно управляемые дроны.

Наибольшая численность пригодных для полётов самолётов QF-4 в ВВС США имелась в 2011–2012 годы, достигая приблизительно 200 единиц. Использовались они весьма интенсивно. Ежегодно с участием дистанционно управляемых мишеней на полигонах проходило несколько десятков стрельб.


Во Флориде над водами Мексиканского залива по беспилотным мишеням QF-4 велись испытательные пуски новых модификаций ракет «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM, а на полигоне «Уайт Сэндс» в Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на «Фантомах» модернизированные ЗУР для ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). В 2013 году во время испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне «Уайт-Сэндс» практически одновременно были уничтожены QF-4 и ОТР «Ланс», летящие на сверхзвуковой скорости с разных направлений.

Но это не означает, что каждые испытания с боевой стрельбой заканчиваются потерей мишени. Благодаря установленной на «Фантомах» системе BAE Systems Common Missile, им зачастую удавалось уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10 –20 % пусков, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек в 25–30 % случаев. Как правило, во время испытаний использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только при прямом попадании. Но даже в этом случае повреждённым «Фантомам» иногда удавалось вернуться на свой аэродром, где их ремонтировали и возвращали в строй.


В конце 2016 года на авиабазе «Холломан» состоялся последний пилотируемый полёт «Фантома», после чего все имеющиеся QF-4 использовались только в беспилотном варианте.


Процедура прощания с QF-4 на авиабазе «Холломан»

С учётом того, что в среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно-испытательных ракетных стрельбах составляла по 10–15 мишеней в «Тиндалл» и 4–5 в «Холломан», по состоянию на сегодняшний день летающих «Фантомов» в ВВС США не осталось.


Спутниковый снимок Google Earth: «Фантомы», используемые как наземные мишени, на полигоне в окрестностях авиабазы «Холломан»

Известно, что по состоянию на 2021 год 13 уцелевших QF-4 в ВВС США больше не эксплуатируются. С этих самолётов демонтирована аппаратура управления и навигации, электронные системы оценки угроз и постановки помех, узлы и агрегаты, представляющие ценность, слиты технические жидкости и топливо из баков. После этого «Фантомы» отбуксированы на полигон в окрестностях авиабазы «Холломан», где служат наземными мишенями для отработки стрельбы из пушек и бомбометания по наземным целям.

Замена QF-4 Phantom II самолётами-мишенями QF-16 Fighting Falcon



В 2012 году стало ясно, что пригодные для конвертации в мишени самолёты F-4 Phantom II заканчиваются, и командование ВВС США инициировало создание беспилотников на базе истребителей F-16 Fighting Falcon ранних модификаций.

По мнению высших американских офицеров, отвечающих за боевую подготовку, дистанционно управляемая мишень, созданная на базе истребителя 4-го поколения, благодаря более высокой манёвренности и лучшим разгонным характеристикам, более реалистично имитирует современные воздушные цели и позволяет поднять уровень квалификации лётчиков-истребителей и расчётов ЗРК.

19 ноября 2012 года на авиабазу «Тиндалл» для испытаний прибыл первый QF-16. Как и в случае с QF-4, самолёт был взят с хранения в «Дэвис-Монтан» и восстановлен специалистами 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники.


Первый QF-16, совершивший посадку на авиабазе «Тиндалл»

На первом этапе облегчённые QF-16, с демонтированным вооружением и БРЛС, использовались в пилотируемом варианте, имитируя воздушные цели в миссиях без использования реального оружия.

Конкурс на переоборудование истребителей 126 F-16А/С/D в беспилотники (cтоимостью $69,7 млн) выиграла компания Boeing. В дальнейшем были заключены ещё несколько контрактов. Согласно прогнозам американских авиационных экспертов, численность конвертируемых в мишени и беспилотные носители оружия истребителей F-16 может превысить 300 единиц. Показательным фактом является то, что наибольшим остаточным ресурсом обладают истребители F-16А, которые имели минимальный налёт и были быстро вытеснены в строевых подразделениях поздними модификациями.


В рамках контракта QF-16 оборудован линией передачи данных аппаратуры управления беспилотным аппаратом GRDCS (Gulf Range Drone Control System), системами визуального дополнения VAS, командной телеметрии CTS и управления полезной нагрузкой PCS. Для постановки помех на внешних узлах подвески могут размещаться контейнеры с аппаратурой АN/ALQ-188 и АN/ALQ-167.


Первый беспилотный полёт QF-16

В сентябре 2015 года QF-16 82-й эскадрильи беспилотных мишеней совершил свой первый беспилотный полет, взлетев с ВПП базы ВВС «Тиндалл» во Флориде. Как и в случае с QF-4, внешними опознавательными признаками самолёта-мишени QF-16 служат окрашенные в красный цвет части крыла и хвостовое оперение.


Спутниковый снимок Google Earth: QF-16 буксируется тягачом на авиабазе «Тиндалл»

Массовые поставки беспилотных QF-16 начались в конце 2015 года, после чего было принято решение об отказе от QF-4. Некоторое время самолёты QF-4 и QF-16 в составе 82 ATRS и 53 WEG эксплуатировались параллельно.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты QF-4 и QF-16 на авиабазе «Холломан»

В настоящее время ВВС США могут располагать более чем сотней дистанционно управляемых QF-16, которые в основном используются как беспилотные мишени в процессе боевой подготовки и в ходе испытаний новых образцов вооружений. Но в случае необходимости, эти беспилотные самолёты также могут нести вооружение и участвовать в прорыве системы ПВО противника.

История и перспективы использования дистанционно управляемых боевых самолётов, переделанных из снятых с вооружения истребителей в нашей стране


В СССР начали использовать в качестве радиоуправляемых мишеней снятые с вооружения боевые самолёты практически одновременно с США.

В советское время очень широко применялись самолёты-мишени, созданные на базе реактивных истребителей. В большинстве случаев переоборудование осуществлялось на авиаремонтных заводах.

В частности, Львовский АРЗ долгое время занимался переделкой истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 в мишени М-15, М-17 и М-21. Переоборудовались такие самолёты и на авиазаводе в Тбилиси. В Казанском опытно-конструкторском бюро «Сокол» истребители МиГ-17 и МиГ-19, а также УТС L-29 трансформировали в мишени М-17, М-19 и М-29. В мишени Як-25МШ также переоборудовали двухместные перехватчики Як-25М.


Радиоуправляемый самолёт-мишень Як-25МШ

Для управления самолётами-мишенями использовались мобильные наземные командные пункты, а также воздушные КП на базе двухместных cамолётов: УТИ МиГ-15, L-39 и МиГ-23УБ.

Наиболее совершенные воздушные мишени М-21 (М-21М) выпускались на базе МиГ-21. Первоначально для этого использовались выработавшие свой ресурс фронтовые перехватчики МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ. Позже в дело пошли «двадцать первые» последующих модификаций.


Самолёт-мишень М-21

В ходе конверсии в мишень с МиГ-21ПФ/ПФМ снимали радиолокационный прицел, систему управления вооружением и один фюзеляжный топливный бак. Вместо них устанавливали автоматическую систему управления с автопилотом, аппаратуру активных и пассивных помех, включая кассету с ИК-ловушками, и оборудование для регистрации величины промаха и попадания снаряда. Кроме этого, для внешних траекторных измерений имелся трассер. Максимальная скорость полёта М-21(М-21М) составляла 1 800 км/ч. Практический потолок – 14 400 м. Продолжительность полёта – 106 минут.


В настоящее время самолёты-мишени на базе МиГ-21 не используются и сохранились только в музейных экспозициях.

После обретения Россией «независимости» производство радиоуправляемых мишеней, созданных на базе выработавших свой ресурс боевых самолётов, прекратилось, хотя для этого имелись все условия.

В 1990–2000-е годы МО РФ «утилизировало» очень значительное количество «устаревших» перехватчиков, фронтовых истребителей, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков.


В металлолом сдали около 2 000 боевых самолётов. Это были не только безнадёжно устаревшие МиГ-21, Су-7, Су-15 и Як-28, но и вполне дееспособные Су-17, МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27. «Эффективные» менеджеры МО РФ во времена «сердюковщины» превратили базы хранения авиационной техники в пункты утилизации.


Спутниковый снимок Google Earth: разделка МиГ-27 на металл на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава

В одном только Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава в период с 2008 по 2011 год уничтожили более сотни истребителей и истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27.


Спутниковый снимок Google Earth: разделка МиГ-31 на металл на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава

Как это ни печально, но подобная практика продолжается до сих пор.

В настоящее время на военном аэродроме в Липецке на металл разделывают перехватчики МиГ-31.

Глядя на эти спутниковые снимки, невольно сравниваешь отношение к устаревшей и выработавшей большую часть своего ресурса авиатехники в США и КНР, где списанные истребители в массовом порядке конвертируют в беспилотники. Даже Вьетнам обошел в этом отношении поднявшуюся с колен Россию.


В 2020 году появилась информация, что Главное управление оборонной промышленности при Министерстве обороны Социалистической Республики Вьетнам совместно с государственной компанией Viettel Military Telecommunications Group начали работы по переоборудованию 35 истребителей МиГ-21бис и 15 МиГ-21УМ в БПЛА. Сообщается, что беспилотные МиГ-21 будут применяться в качестве мишеней на учениях войск ПВО и как ударные дроны.


Списанные МиГ-29 на авиабазе Домна

Наиболее перспективными в части превращения в дистанционно пилотируемые аппараты в ВКС РФ являются фронтовые истребители МиГ-29 и перехватчики МиГ-31. К сожалению, из-за хранения под открытым небом большая часть МиГ-29 по причине коррозии не пригодна к дальнейшей эксплуатации, хотя планеры далеко не всех самолётов выработали ресурс.

Согласно информации, имеющейся в открытых и общедоступных источниках, в ВКС РФ и в Морской авиации в 2020 году в лётном состоянии имелось приблизительно 130 истребителей МиГ-29 различных модификаций, ещё около полутора сотен самолётов в разной степени сохранности находилось на хранении.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29 на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава

Если верить тем же источникам, то модернизированных перехватчиков МиГ-31 в строю около 90 единиц. В опытно-боевой эксплуатации также имеется 10 МиГ-31К – носителей гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В ближайшее время списанию подлежат около 150 МиГ-31, модернизация которых признана нецелесообразной.

Наверняка среди примерно 300 непригодных для дальнейшей службы МиГ-29 и МиГ-31 реально отобрать несколько десятков самолетов, которые можно переделать в сверхзвуковые беспилотники, пригодные для использования в роли мишеней и разведывательно-ударных дронов. При этом ссылки на нехватку финансирования несостоятельны.

Наша страна, несмотря на обострившиеся отношения с США, по-прежнему продолжает скупать доллары и хранить средства в американских ценных бумагах. Помощь в создании современной системы управления и поставку электронных компонентов для её локального производства на территории России мог бы оказать наш восточный «стратегический партнёр», в последние годы перешедший от массовых закупок российского оружия и техники военного назначения к приобретению единичных образцов с целью ознакомления.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 ноября 2021 18:26
    Если верить тем же источникам, то модернизированных перехватчиков МиГ-31 в строю около 90 единиц. В опытно-боевой эксплуатации также имеется 10 МиГ-31К

    Специально пошел источники искать -до 150 МиГ-31БМ и не менее12 МиГ31К (https://aviation21.ru/v-2021-godu-vojska-pvo-poluchat-pyat-istrebitelej-perexvatchikov-mig-31bm/)
  2. +11
    18 ноября 2021 18:53
    Хорошо америкосам - и деньги печатают, и ума самолёты ещё годные "под нож" не пускать хватает...
    1. +8
      18 ноября 2021 20:26
      Цитата: Вождь краснокожих
      Хорошо америкосам - и деньги печатают, и ума самолёты ещё годные "под нож" не пускать хватает...

      Разруха наступает тогда, когда начинаю писать мимо унитаза. Деньги не главное, главное мозг
      1. +5
        18 ноября 2021 23:47
        Цитата: Silvestr
        Деньги не главное, главное мозг

        И то, и другое. Утилизировать самолеты - это деньги, часть которых пойдет в карман лица заинтересованного. На переоборудовании в мишень так не получится, в лучшем случае попадут не в тот карман, или в тот но не в количестве. Тридцать лет страну утилизируем.
      2. +2
        19 ноября 2021 04:05
        Немало транспортно-пассажирских самолётов, взятых с хранения в «Мохаве», бороздят воздушное пространство над бывшим СССР.
        За одно это ответственным можно зелёнкой лоб дезинфицировать!
    2. +11
      18 ноября 2021 20:56
      ВВС США запустили проект X-62A, на F-16 VISTA ставят оборудование и ПО Skyborg. Похоже делают из них беспилотные полноценные истребители, не только мишени или ударные как QF-16.
      https://www.thedrive.com/the-war-zone/41779/f-16-testbed-becomes-an-x-plane-ahead-of-work-on-air-forces-skyborg-ai-computer-brain
    3. -7
      18 ноября 2021 22:45
      Вождь, а Вождь! drinks
      Подскажите на карте РСФСР/РФ местечко подобное штату Аризона?
      hi hi hi
      1. +11
        18 ноября 2021 22:52
        Если не ошибаюсь, то в вечной мерзлоте техника, также чудодейственно сохраняется.
        Да было бы желание - можно было бы ангаров с искусственным климатом понастроить.
        Тем более, что не нужно было бы постоянно хранить большое количество авиатехники. Мишени - материал расхожий.
        Ну и раз вы задали вопрос где нам хранить авиатехнику, то позвольте и вас спросить - а где вьетнамцы хранят свои МиГ?
        1. -6
          18 ноября 2021 22:58
          Желание или деньги...
          Ещё во времена СССР!
          Найти денег... выгрызть их у тех же сухопутчиков и флотских.
          Сомневаюсь в наличии даже в СССР средств для столь обширных и специфичных построек для ВВС!
          1. +3
            19 ноября 2021 04:34
            Цитата: hohol95
            Найти денег... выгрызть их у тех же сухопутчиков и флотских.
            Сомневаюсь в наличии даже в СССР средств для столь обширных и специфичных построек для ВВС!

            Напрасно сомневаетесь! В СССР в авиации ПВО и в ВВС на консервации имелся значительный резерв боевых самолётов. Последние Ил-28 и МиГ-17 утилизировали уже в 90-е годы. У нас же под нож пускают вполне современные машины.
            1. -2
              19 ноября 2021 07:35
              Если вы знакомы с условиями этой консервации - объясните мне, как хранили летательные аппараты.
              В ангарах с вентиляцией и отоплением или под слоем солидола на открытом воздухе.
              1. 0
                19 ноября 2021 07:58
                Я видел хранившиеся под открытым небом. Что касается подробностей, не хочу повторяться. Автор данной статьи достаточно подробно ниже написал в ответе.
  3. +4
    18 ноября 2021 19:16
    служил на базе по хранению и консервации под мариновкой, более 300 машин ,ее давно уже нет, волгоградские степи летом жарень а зимой колотун руки грели у выхлопной трубы апа
    1. -4
      18 ноября 2021 22:42
      Волгоградская степь это же не аризонская пустыня!
      hi
      Она для "приземлённых железных соколов и ястребов" намного суровей.
      1. +7
        18 ноября 2021 23:51
        Цитата: hohol95
        Волгоградская степь это же не аризонская пустыня!

        Она для "приземлённых железных соколов и ястребов" намного суровей

        И что сейчас - все утилизировать и оправдывать это климатом?! Или что-то делать по уму, учитывая особенности, коль уж такой климат для жизни выпал? В космос из наших широт тоже неудобно летать - от экватора далеко, говорят.
        1. -6
          18 ноября 2021 23:56
          А более конкретные предложения и выкладки у вас есть?
          Где, хранить? Кто будет переоборудовать?
          И сколько за это надо заплатить?
          1. +5
            19 ноября 2021 00:01
            Цитата: hohol95
            А более конкретные предложения и выкладки у вас есть?
            Где, хранить? Кто будет переоборудовать?
            И сколько за это надо заплатить?

            Ой! Подловили! Конечно же нет, как-то не занимался этой проблемой! Но ведь у вас-то есть все подсчеты, что это не выгодно, твердые доказательства, что мест для хранения не найдется, что распилить на металл - это чистая экономическая выгода?! laughing До чего же примитивно: типа - кто, если не ВВП?! Пустыни вам только не хватает, а так бы порядок был! Вот ведь беда. Тайга кругом! И та горит! и вырубается! laughing
            1. -4
              19 ноября 2021 00:07
              Бяда бяда... Тайга горит, мерзлота тает...
              Вы правы. Но и я лично не знаю экономическую составляющую! Не экономист. И не географ. И не представитель ВВС. Простой обыватель.
              Обыкновенный налогоплательщик.
              Спросил у автора статьи, но ответа ещё нет!
              1. +2
                19 ноября 2021 00:09
                Цитата: hohol95
                Спросил у автора статьи, но ответа ещё нет!

                Спокойной ночи! Или какое у Вас время суток? hi
                1. +1
                  19 ноября 2021 00:15
                  00.14
                  hi hi hi
                  И Вам!
  4. +5
    18 ноября 2021 19:25
    За державу обидно Других слов просто не нахожу.
    1. +6
      18 ноября 2021 19:41
      Цитата: knn54
      За державу обидно Других слов просто не нахожу.

      Идёт планомерное разоружение РФ. Деньги тратятся на бесполезные прожекты. То что действительно нужно, не финансируется или запаздывает на десятилетия.
      1. +2
        18 ноября 2021 20:27
        Цитата: OgnennyiKotik
        Идёт планомерное разоружение РФ.

        И кто все это делает?
    2. -4
      18 ноября 2021 20:39
      За державу обидно Других слов просто не нахожу.
      - "Эх!!!Англичане ружья кирпичом не чистят!" .... как обычно(((
  5. -3
    18 ноября 2021 21:34
    Уважаемый автор! Вот вы скорбите о разделке старых самолётов на металл вместо их переоборудования в БПЛА.
    А, где на территории бывшей РСФСР и нынешней РФ находится то место - климат, как в штате Аризона?
    В этом месте и следовало бы хранить старые машины! Ведь там ни дожлей, ни снега, ни морозов с оттепелями. Ставь машины на открытые площадки и не горюй!!!
    Я такой местности не знаю!
    А вы верно знаете. Вот и подскажите!!!
    Или модет быть вы знаете сумму в рублях требуемую для качественной консервации авиационной техники ?
    Какие ангары для этого требуются, с каким микроклиматом?
    И сколько человек эту инфраструктуру обслуживать
    должны были при СССР или будут при РФ?
    А во времена СССР наверно всю старую авиатехнику требовалось складировать в Каракумах?
    Пустыня. Почти, как в США...
    В том то и дело, что почти...
    1. +4
      18 ноября 2021 21:39
      У России есть среднеазиатские союзники по ОДКБ, где можно найти площадку под хранение авиации, да и центр по переоборудованию в БЛА создать. Было бы желание и политическая воля, так и бесплатную аренду выбить можно.
      1. -4
        18 ноября 2021 21:56
        Эти "союзники" были в составе СССР! И следовательно их климат и местность хорошо известны!
        И летняя жара и зимние морозы со снежными метелями в казахских степях и особенности других "сухих" мест на территории этих "союзников".
      2. +4
        18 ноября 2021 22:08
        найти площадку под хранение авиации
        Тамошние союзники растащат все на цветмет в течение примерно 72 часов. Охрана за долю малую временно ослепнет и оглохнет yes .
    2. +4
      18 ноября 2021 23:15
      Действительно, хороший вопрос.
      Но надо считать деньги. СССР переделывал самолеты в БПЛА а почему РФ из за климата не может?
      1. -4
        18 ноября 2021 23:28
        А так ли просто переделать истребитель 4 поколения?
        Учитывая их современное техническое состояние при стоянии под "небесными хлябями"!
        Стоит ли овчинка выделки?
        Я не знаю...
        Вопросы к авиаторам, электронщикам и экономистам!
        1. +3
          18 ноября 2021 23:31
          Это зависит от погоды. В США погода позволяет переделывать в беспилотные 4 поколение, у нас нет. Вот такая вот аномалия.
          1. -3
            18 ноября 2021 23:35
            Блин блинский...
            Нам не только с народом и правительством невезёт, а ещё и с погодными явлениями нелады...
            А вот США во всё то везёт!!!
        2. +3
          18 ноября 2021 23:32
          Вот именно что Ваш вопрос и аргументы не о чем. Нужно считать. Американцы посчитали лучше потратить деньги на обучение. Мы решили деньги на обучение армии в данном конкретном случаи "зажать".
          1. -4
            18 ноября 2021 23:39
            На обучение чему?
            У наших ВВС и ПВО закончились управляемые мишени?
            Или мишени есть, но не из старых самолётов?
            1. +5
              18 ноября 2021 23:44
              Ну как бы мишени из реальных самолетов получше будут. Хоть и дороже.
              1. -5
                18 ноября 2021 23:54
                "Вам бойцы хочется гранату кинуть, а она для страны выходит ценой в корову!"
                Со слов ветерана-артиллериста - "Один снаряд это пара хромовых сапог!"
                В нашей стране бумажные доллары не печатаются!
                И называется она не США!
              2. +5
                19 ноября 2021 05:02
                Цитата: KKND
                Ну как бы мишени из реальных самолетов получше будут. Хоть и дороже.

                Нет, не дороже. В СССР не просто так конвертировали устаревшие самолёты в мишени. При создании беспилотной мишени близкой к боевому самолёту требуется тот же металл и агрегаты того же назначения. На снятом с вооружения самолёте всё это уже имеется.
    3. +4
      18 ноября 2021 23:53
      Цитата: hohol95
      Какие ангары для этого требуются, с каким микроклиматом?

      А не подошли бы те, которые в огромном количестве уничтожались, бросались и разрушались после 91 года?
      1. -3
        19 ноября 2021 00:03
        А давайте выкопаем тех "стюадесс", кто приказывал бросать и уничтожать и поинтересуемся у них - а можно ли в тех сооружениях хранить отслужившие своё самолёты?
        А затем "зарыть" их обратно!
        Думаю те советские объекты явно не годились для хранения авиатехники.
        И многие ли из них были оснащены требуемыми системами вентиляции, подогрева или охлождения воздуха?
        Я не вкурсе...
        Я на подобных объектах не бывал...
        1. +5
          19 ноября 2021 00:06
          Цитата: hohol95
          Дымаю те советские объекты явно не годились для хранения авиатехники.

          Так же как школы, больницы, фельдшерские пункты, заводы и т.п. и т.д. Да и в СССР бардака хватало. Усугубили только... очень сильно.
          1. -4
            19 ноября 2021 00:13
            Много объектов "убили"...
            В 90-е рожать стали меньше - детский сад мы переделывали под библиотеку, другой под пункт скорой помощи.
            Объявили о материнском капиталле - садиков и школ вдруг оказалось мало...
            Из "Дома творчества" соорудили детский сад...
            А некоторые на этом "грелись" - провели капиталку старого 8 квартирного дома с выселением жильцов, а через пару лет его снесли...
    4. +5
      19 ноября 2021 00:59
      может для вас будет открытие но на морозе хранить самолеты еще лучше, при чем намного - пустыня не только сухость но и огромные перепады температур
      да, да на севере бывает лето, НО!!!!!!! сделать ангар с морозом на севере легко (люди уже 2000 лет умеют делать лёд даже в пустыне и без электричества - яхчал)
      бу бу строить ангары и аэродромы на севере дорого - мамкины экономисты не понимают что если ты все делаешь из своих материалов то те деньги назад возвращаются в виде налогов - тратишь только время людей\спецов, как пример китай строит целые города в которых никто не живет, пока нет глобальной стройки занимает строителей такой работой чтобы не пошли в юристы - деньги все равно вернуться назад в казну ибо все строй материалы и техника китайские
      нет у нас аризоны - значит нихрена не будем делать...
    5. +6
      19 ноября 2021 03:00
      Цитата: hohol95
      Уважаемый автор! Вот вы скорбите о разделке старых самолётов на металл вместо их переоборудования в БПЛА.
      А, где на территории бывшей РСФСР и нынешней РФ находится то место - климат, как в штате Аризона?
      В этом месте и следовало бы хранить старые машины! Ведь там ни дожлей, ни снега, ни морозов с оттепелями. Ставь машины на открытые площадки и не горюй!!!
      Я такой местности не знаю!
      А вы верно знаете. Вот и подскажите!!!


      Алексей, не знаю какое у вас образование и ВУС, но такое впечатление, что Вы живёте "на луне" или в глубокой тайге, где возможность пользоваться ресурсами Интернета появляется раз в год, и данную публикацию Вы читали не слишком внимательно request Не ужели сложно забить в поисковик "хранение авиационной техники" или БХАТ ?

      Судя по всему, для Вас будет открытием, что в СССР длительное хранение авиационной техники было хорошо отработано и строго регламентировано. Более того, руководящие документы по этой теме давно находятся в свободном доступе, было бы желание с ними ознакомиться.

      В советское время существовали десятки БХАТ и БРС, на одной из них в Хурбе мне доводилось бывать. Визуально было видно, что у самолётов находящихся на длительном хранении герметизировались стыки и люки. Резина пневматиков была окрашена в белый цвет, а фонарь для защиты от солнца закрыт брезентом. По графику авиатехника подлежала расконсервации о облёту. Чему не мешали морозы, оттепели и летняя жара.

      На базе устаревших боевых самолётов в СССР на АРЗ были созданы сотни воздушных мишеней. Даже не в слишком продвинутом в технологическом плане Вьетнаме на базе МиГ-21 бис создают ударные дроны. Про программу переделки в БПЛА китайских самолётов было рассказано в прошлой публикации. В КНР и Вьетнаме судя по Вашей логике климат для хранения истребителей лучше чем в РФ ?

      На фоне наших вливаний в американские "ценные бумаги" и закупку резанной зелени ссылки на нехватку финансовых средств выглядят лицемерно.
      1. -1
        19 ноября 2021 09:46
        Благодарю за ответ!
        ВУС 662995-А.
        На "Луне" я не живу, но "потерявши голову не след плакать по волосам"!
        Резали и продолжают резать не только авиацию!
        Ни КНР ни в ДРВ бывать не приходилось.
        Из передач типа "Вокруг света" знаю, что в ДРВ влажность 100% и жара!
        Если вьетнамцам удаётся спасти от "гниения" боевую технику - Честь им и Хвала!
        Рачительность их от скудности средств и не очень большёго колличества имеющейся техники.
        КНР страна многим больше ДРВ.
        И климатических зон хороших и разных предостаточно.
        И им есть из чего выбирать.
        В СССР и в РФ могли и спасали только тщательное соблюдение норм и правил консервации, соответствующие сиазки и прочие изолирующие материаллы. А главное отсутствие "шаловливых ручёнок" разбирающих подъотчётную технику на запасные части или откровенное воровство ценных деталей и вооружения!
        Не знаю, как было в СА, но в РА с баз хранения автомобильной техники тащили ВСЁ... Кроме самих остовов машин.
        Союза не стало, бросили всех.
        Одни бросились окучивать картошку на 6 сотках, другие полезли на подведомственные склады!
        Третьи стали скупать заводы и военные базы хранения.
        Как говорил "Антибиотик" из "Бандитского Петербурга" - "Генералы тоже хотят есть!"
        Поэтому я и предложил в одном из комментариев "раскопать виноватую стюардессу" и допросить " её" с пристрастием.
        Так же применить эти методы к ныне здравствующим экономистам и отставникам с широкими лампасами!!!
        А по делам "Липецким" задать вопросы Харчевскому А. Н. В 2011 году было дело о поборах с офицеров! Руководил с 1997 по 2015 год.
        И пораспрашивать Чагу Н.И. - руководил с 1992 по 1997 год.
        1. +2
          20 ноября 2021 04:35
          Цитата: hohol95
          ВУС 662995-А

          Электромеханик?
          Цитата: hohol95
          Резали и продолжают резать не только авиацию!

          И вы это оправдываете?
          Цитата: hohol95
          Ни КНР ни в ДРВ бывать не приходилось.
          Из передач типа "Вокруг света" знаю, что в ДРВ влажность 100% и жара!
          Если вьетнамцам удаётся спасти от "гниения" боевую технику - Честь им и Хвала!
          Рачительность их от скудности средств и не очень большёго колличества имеющейся техники.
          КНР страна многим больше ДРВ.
          И климатических зон хороших и разных предостаточно.
          И им есть из чего выбирать.

          В КНР согласно экспертным оценкам и спутниковым снимкам находятся на хранении около 1000 боевых самолётов, и эксплуатируют до 300 беспилотников переделанных из истребителей. Как Вы считаете, побережье Тайваньского пролива лучше подходит для хранения и эксплуатации чем средняя полоса России ?
          Цитата: hohol95
          В СССР и в РФ могли и спасали только тщательное соблюдение норм и правил консервации, соответствующие сиазки и прочие изолирующие материаллы. А главное отсутствие "шаловливых ручёнок" разбирающих подъотчётную технику на запасные части или откровенное воровство ценных деталей и вооружения!

          Т.е. в СССР могли наладить охрану и хранение техники на БХАТ, а в РФ не могут?
          Цитата: hohol95
          Как говорил "Антибиотик" из "Бандитского Петербурга" - "Генералы тоже хотят есть!"
          Поэтому я и предложил в одном из комментариев "раскопать виноватую стюардессу" и допросить " её" с пристрастием.

          Это уже лирика. Давайте называть вещи своими именами, без фольклора и идиом.
          Цитата: hohol95
          Так же применить эти методы к ныне здравствующим экономистам и отставникам с широкими лампасами!!!

          О чём и речь, многие персонажи ответственные за уничтожение авиатехники до сих пор занимают очень жирные должности.
          Цитата: hohol95
          "потерявши голову не след плакать по волосам"!

          То, что мы потеряли уже не вернуть. Но что принципиально мешает, кроме отсутствия воли переоборудовать хотя бы небольшую часть подлежащих списанию самолётов в БПЛА ? В мирное время их можно использовать как мишени, а в военное в качестве разведывательно-ударных беспилотников. Такие аппараты однозначно способны сберечь жизни пилотов. Во Вьетнаме, КНР и США - это хорошо понимают.
          1. -1
            20 ноября 2021 10:17
            Не совсем уверен, что в СССР не "разукомплектовывали" находящуюся на хранении технику.
            Один простой пример - работал я с человеком у которого была страть к радиолюбительству, но потом стал он приторговывать радиодетелями содержащими драгоценные металлы.
            Которые выдёргивал из радиостанций, которыми по его словам у него был забит балкон его квартиры.
            И откуда это он "набрал" столько радиотехнического "добра"?
            Методы были разными - мог по знакомству взять "списанное".
            Как в СА списывали радиотехнику не знаю!
            В жилищных конторах - закупили новые телефонные аппараты для участка, выдали на участок, старые по бумагам списали с баланса и всё! Можно договориться и наиболее нормальный телефонный аппарат просто забрать для личных нужд. Если в квартиру была проведена телефонная линия!
            Но явно не в магазине люди покупали целые радиостанции или комплектующие с содержанием золота и серебра!
            1. +1
              20 ноября 2021 10:25
              Цитата: hohol95
              Не совсем уверен, что в СССР не "разукомплектовывали" находящуюся на хранении технику.

              Я с уважением отношусь к мнению профессионалов. Но если Вы в чём-то не уверены, то речь об этом лучше не вести. no
              Конечно, не все самолёты находящиеся на хранении было реально ввести в строй, и они являлись источником запчастей. Но в БХАТ до середины 90-х существовал график облёта и расконсервации хранящихся там самолётов, и командование баз несло персональную ответственность за сохранность и боеготовность. Тотальное воровство начало процветать в 2000-е, когда базы хранения стали центрами утилизации.
              1. 0
                20 ноября 2021 10:37
                Написав свой комментарий я вовсе не имел в виду только авиатехнику!
                Разве мало грузовых маших хранили на случай войны?
                Причём не просто бортовые грузовики, а машины с кунгами различного назначения!
                И танки не сразу отправляли под резаки резчиков!
                1. +2
                  20 ноября 2021 10:49
                  Цитата: hohol95
                  Написав свой комментарий я вовсе не имел в виду только авиатехнику!
                  Разве мало грузовых маших хранили на случай войны?
                  Причём не просто бортовые грузовики, а машины с кунгами различного назначения!
                  И танки не сразу отправляли под резаки резчиков!

                  Мы ведь поставленные на консервацию самолёты обсуждаем, не так ли?
                  Могу также сказать про технику Войск ПВО страны. До определённого момента старые ламповые РЛС и снятые с БД ЗРК 1-го поколения (С-75, С-125 и С-200) охраняли и берегли. Откровенный бардак ЕМНИП начался в 2002 году, на волне очередных сокращений. Техника оставшаяся без охраны была очень быстро разукомплектована, а платы с элементами содержащими драгметаллы оказались в приёмных пунктах расплодившихся как грибы после дождя. В тоже время, относительно свежие РЛС 35Д6 и 22Ж6 и ЗРК С-300ПТ/ПС охраняли очень тщательно. В последствии эту технику передали нашим союзникам по ОДКБ; Армении, Белоруссии и Казахстану. Т.е. разница в подходе, и все зависит от воли руководства.
            2. +2
              20 ноября 2021 10:32
              Кстати, в РФ тоже есть примеры рачительного использования авиатехники взятой с хранения. Более 10 лет назад до уровня Су-27СМ довели значительное количество истребителей постройки 1986-1990 г, которые не поднимались в воздух несколько лет.
    6. +2
      19 ноября 2021 18:28
      Цитата: hohol95
      А, где на территории бывшей РСФСР и нынешней РФ находится то место - климат, как в штате Аризона?

      степной город Кош-Агач: за год выпадает не более 150 мм (как в долине смерте в Мохаве) осадков. Зимой температура -45, летний максимум +31. Там верюлюдов разводят.

      Аризона с осени до весны держится температура +16 °C, а в летние месяцы она может повышаться до +52 °C. Ночями часто бывают заморозки.
      В июле-августе начинается сезон муссонов с ветром, грозами, обильными ливнями и наводнениями.
      Осадко в год более 500мм (если не путаю)
      В Кош-Агач хранить на много лучше
      1. +1
        19 ноября 2021 21:45
        Спасибо! Заимею личный самолёт именно там отгрохаю для него ангар!
        hi
        1. 0
          19 ноября 2021 22:56
          Цитата: hohol95
          Заимею личный самолёт

          cчастливый вы человек
          1. 0
            20 ноября 2021 10:10
            Спасибо! Но будет это не в этой жизни! hi
  6. +7
    18 ноября 2021 21:35
    Нравится мне фантом
    Хоть и кривой на вид
    "Люблю запах напалма поутру" ©фмд
  7. +6
    18 ноября 2021 23:20
    Сергей, привет!
    Отличная статья. Американцы такие богатые потому что они знают, что для того чтобы зарабатывать деньги, нужно уметь их тратить(и копить).
    А мы- миллиард туда, миллиард сюда, Россия- щедрая душа.
    1. +4
      19 ноября 2021 03:09
      Цитата: KKND
      Сергей, привет!

      Привет!
      Цитата: KKND
      Отличная статья.

      Благодарю! drinks
      Цитата: KKND
      Американцы такие богатые потому что они знают, что для того чтобы зарабатывать деньги, нужно уметь их тратить(и копить).
      А мы- миллиард туда, миллиард сюда, Россия- щедрая душа.

      Проблема в том, что наше руководство не несёт никакой ответственности за свои дела.
  8. -5
    19 ноября 2021 10:05
    И хранить дорого(в нащих климатических условиях)и утилизировать накладно.Но сдаётся мне,что переделывать самолёт в беспилотник и содержать его потом гораздо дороже чем производить ракеты-мишени.А ведь топлива он будет жрать как самолёт,в два движка и гидравлическое управление переделывать думаю не только сложно,но и дорого.И ещё один плюс в сторону ракеты-мишени,она меньше,если уж её собьёшь,то самолёт и подавно.
    1. +3
      19 ноября 2021 13:43
      Цитата: винторез
      сдаётся мне,что переделывать самолёт в беспилотник и содержать его потом гораздо дороже чем производить ракеты-мишени.

      Ну да, американцы ведь тупые и деньги считать не умеют.request
      Самолёт в беспилотном варианте можно использовать долго, а ракету - только один раз. В итоге, беспилотник оказывается выгодней, чем одноразовая мишень. Кроме того, ниодна мишень на базе ракеты не сможет сравниться по дальности с самолётом. Про перспективы использования беспилотных боевых самолётов автор достаточно подробно рассказал.
  9. +4
    19 ноября 2021 13:32
    Тут многие говорят что "американцы молодцы только потому что у них есть пустыня где под открытым небом можно всё это держать, а попробуйте у нас". Ответ простой, в пустыне нет жары 24/7. По ночам там температура может и до минусовой опускаться. Во вторых технику губит не среда а её изменчивость. У нас, для хранения может использоваться тундра и районы вечной мерзлоты. Из-за низкого перепада температур и низкой влажности, самолёты могут хранится долго. Останется только накрыть чехлом, что бы снег во внутрь не залетал. Те же американцы, технику что по плану подлежит восстановления (для целей тех же мишеней) так же "накрывают" и "печатают", только от пустынной пыли и песка. Не накрывают только ту технику которая уже не будет восстановлена, а будет служить донорам. Так что было бы желание, места есть.
    1. 0
      19 ноября 2021 18:43
      Цитата: Усатый Кок
      Во вторых технику губит не среда а её изменчивость.

      не соглашусь.
      "Изменчивость" ЛА получает при каждом взлёте/ посадке (на земле -30/+30 на 10 км ниже -50грС+ некислое аэродинамическое воздействие)
      Коррозия, старение и биоповреждения материалов:
      -поллимеры разрушаются от УФ света (деградация пол.цепочки)
      -термическая деформация( приповерхностный слой всегда имеет бОльшую температуру,чем массив)
      -мицелии которые развиваются на полимерах, различных герметиках и химических соединениях. Опаснее всего, когда грибы развиваются в топливных баках с керосином и трубопроводах
      -бактерии ( биологическая пленка, содержащая микроорганизмы), которые научились кушать нержавейку
      -гсм разлагаются (да керосин слить, а масла, гидравлику) на фракции
      -аморфные тела (стекло, полимеры, гели) мизерно, но " стекают" под действием силы тяжести
      Цитата: Усатый Кок
      . У нас, для хранения может использоваться тундра и районы вечной мерзлоты

      1. не в каждую тундру сядешь (а потом взлетишь)
      2.Через год уже не откапают из снега
      3.Слоя глинистой селитры под "шкурой" нет, за год начнёт подгружаться
      4. влага и влажность ( под 88%)

      увлажнения на поверхности детали: образуется пленка воды, в которой возникают электролиты, которые ведут к эхк
      ===================
      Atlas Material Testing Technology LLC (ATLAS)- они "собаку съели" по жэтой теме
      1. +2
        20 ноября 2021 14:57
        Благодарю, не знал что у нас такие перепады даже на крайнем севере.
  10. +3
    19 ноября 2021 17:06
    hi
    Как всегда, отличная статья!
    Видео, как используется кью эф16 (если плохо с английским, можно вывести "субтитры-перевод-русский")
  11. +3
    19 ноября 2021 17:20
    Ф15 против КьюФ4, ИМХО, один раз мишень даже ушла "на ловушках" от Сайдуандера под веселый смех (4:07):
  12. 0
    20 ноября 2021 18:43
    Это интересная статья. На мой взгляд, главной причиной, по которой последний российский боевой самолет был переоборудован в беспилотный летательный аппарат для использования в качестве цели, было бы то, что Россия использовала в качестве целей многие типы ракет, чего не может сделать ни одна другая страна, и эта практика, скорее всего, продолжится, потому что обеспечивает более сложные и менее дорогостоящие цели в достаточном количестве.

    А для использования в качестве целей на суше нет необходимости в переоборудовании в беспилотные летательные аппараты, и в России достаточно списанных вспомогательных самолетов примерно такого же размера для этого использования.

    Но даже без необходимости использования в качестве целей, списание было правильным решением только в условиях процесса сокращения боевых флотов, унаследованных от Советского Союза, поскольку Договор об обычных вооруженных силах в Европе не требовал дополнительных сокращений в России.

    Тотальный выход Бе-6/12 и Як-38, связанный с процессом сокращения боевых флотов, унаследованных Россией от Советского Союза, кажется неминуемым. Очень вероятно, что не хватит времени для роботизации Ил-38, полный выход из которой может наступить через несколько лет.

    Первыми преобразованиями в беспилотные летательные аппараты, но для того, чтобы сохранить свою нынешнюю боевую роль, весьма вероятно, могут стать самолеты Ту-95/142 и самолеты и вертолеты непосредственной авиационной поддержки, Су-25/28/39, Ми-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177, Ми-28/40/42 и Ка-50/52.

    Безусловно, Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23 - это самолеты, которые должны оставаться на месте и продолжать находиться в резерве Вооруженных Сил России. Эти самолеты не могут противостоять самым современным истребителям, но все еще полезны и остаются концептуально более современными, чем другие боевые самолеты, все еще присутствующие в Вооруженных Силах России, полный выход которых, скорее всего, произойдет раньше.

    (Автоматический перевод с английского)

    This is an interesting article. In my view the main reason why the last Russian combat aircraft converted in UAV for use as target, would be the fact that Russia has been using as targets many types of missiles, in a way that no other country can do, and this practice is very likely to continue, because provides more difficult and less expensive targets in enough amounts.

    And for use as targets on land there is not need of conversion into UAVs, and Russia has enough auxiliary aircrafts decommissioned of the same size approximately for this use.

    But even without need of use as targets, scrapping was a right solution only in the environment of the process of reduction of the combat fleets inherited from the Soviet Union because the Treaty on Conventional Armed Forces in Europe forced not additional reductions in Russia.

    The total exit of the Be-6/12 and the Yak-38, related to the process of reduction of the combat fleets inherited by Russia from the Soviet Union, seems inminent. Very likely there is not enough time for a robotization of the Il-38, which total exit can come in some years.

    The first conversions into UCAVs, but in order to keep its current combat role, very likely can be the Tu-95/142 and the Close Air Support aircrafts and helicopters, the Su-25/28/39, Mi-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177, Mi-28/40/42 and Ka-50/52.

    Certainly the MiG-27, Su-7/17/20/22 and the MiG-23 are aircrafts to keep still, and to continue en the Russian Armed Forces in the reserve. These aircrafts can not face the most modern fighters, but are useful still, and remain conceptually more modern than other combat aircrafts present still in the Russian Armed Forces, which total exit very likely will happen before.
    1. +2
      21 ноября 2021 00:04
      Просите, но абсолютно не владеете информацией и не понимаете о чём ведёте речь. no
      Цитата: eehnie
      Безусловно, Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23 - это самолеты, которые должны оставаться на месте и продолжать находиться в резерве Вооруженных Сил России.
      Все Су-7 и Су-17, Миг-23 и МиГ-27 давно списаны, а экспортных модификаций Су-20 и Су-22 в ВВС России никогда не было. no
      1. 0
        21 ноября 2021 07:21
        Я думаю, вам нужно принять во внимание, что русская версия моего комментария является автоматическим переводом, который может содержать некоторые ошибки в переводе.

        Обозначения относятся к технологическим разработкам в общих чертах и хорошо применяются, потому что мой комментарий был отнесен ко всем технологическим разработкам, а не только к некоторым вариантам. Использование обозначения для всего технологического развития не означает, что все варианты были в Вооруженных Силах России. Я никогда этого не говорил. На самом деле мой комментарий был бы правильным, если бы сегодня в российских Вооруженных Силах присутствовал хотя бы один из вариантов каждой упомянутой технологической разработки. И важно помнить, что материалы Вооруженных Сил России остаются собственностью Вооруженных Сил России даже после вывода из эксплуатации, до завершения передачи имущества, для утилизации, сохранения в качестве памятника, демилитаризации или для отправки в другую страну. Мои комментарии по поводу полного выхода относятся к этому моменту, когда имущество передается. До этого момента российские Вооруженные Силы могут выполнять свои пожелания, списываться, возобновляться...

        Наличие в России технологических разработок Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23 (имеется в виду наличие в России хотя бы одного из вариантов) очень легко увидеть на совсем недавних изображениях (2021 год) того же характера, что и использованные в статье. И, на мой взгляд, это позитивно для России.

        (Автоматический перевод с английского)

        I think you need to take into account that the Russian version of my comment is an automatic translation, that can include some mistake in the translation.

        The designations are refered to the technological developments in overall terms, and are well applied because my comment was refered to the entire technological developments, not only to some variants. The use of the designation for the entire technological development does not mean that all the variants have been in the Russian Armed Forces. I never said it. In fact my comment would be right with the presence today in the Russian Armed Forces of at least one of the variants is present of every cited technological development. And it is important to remember that the material of the Russian Armed Forces remain property of the Russian Armed Forces even after the decommission, until the transfer of the property is completed, for scrapping conservation as monument, demilitarization or to go to other country. My comments about the total exit are refered to this moment when the property is transfered. Until this moment the Russian Armed Forces can do their wishes, decommission, recommission...

        The presence in Russia of the MiG-27, Su-7/17/20/22 and MiG-23 technological developments (meaning the presence in Russia of at least one of the variants) is very easy to see in very recent images (2021) of the same nature of the used in the article. And in my opinion is positive for Russia.
        1. 0
          21 ноября 2021 13:29
          Цитата: eehnie
          Наличие в России технологических разработок Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23 (имеется в виду наличие в России хотя бы одного из вариантов) очень легко увидеть на совсем недавних изображениях (2021 год) того же характера, что и использованные в статье.

          Вы ошибаетесь, все указанные вами типы самолётов давно сняты с вооружения, и пригодных для конверсии в дроны самолётов Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23 на базах хранения уже нет. no
          1. 0
            21 ноября 2021 16:07
            Одна из вещей, за которой я слежу более внимательно, - это общее количество выходов, и какой материал был полностью удален. Много раз вооружение, которое было полностью выведено из эксплуатации, включалось, как и в настоящее время, в Вооруженные Силы России, чтобы они выглядели более устаревшими, а в других случаях более современное вооружение, полный выход которого не был завершен, до момента передачи имущества другим, считается полностью устаревшим.

            Это все технологические разработки, которые я привел в своих двух комментариях в этой статье:


            Як-38
            Быть-6/12
            ИЛ-38
            Ту-95/142
            Су-25/28/39
            Ми-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177
            Ми-28/40/42
            Ка-50/52
            Миг-27
            Су-7/17/20/22
            Миг-23

            Я не думаю, что необходимо включать изображения большинства из них, чтобы подтвердить его текущее присутствие в России, принимая во внимание, что наличие одного из вариантов делает презентацию полной технологической разработкой.

            Самым сложным случаем, который можно было бы увидеть, был бы Як-38. Большинство объектов, оставшихся в России, на самом деле являются памятниками, выход из которых, скорее всего, был завершен до передачи собственности. Но, по-видимому, в Евпатории все еще есть 1 или 2 единицы этого самолета, присоединенные к России вместе с Крымом.

            https://yandex.com/maps/11463/evpatoria/?l=sat&ll=33.389131%2C45.218276&z=19
            https://www.google.com/maps/@45.2183237,33.3885912,138 м/данные=!3m1!1e3
            https://russianplanes.net/reginfo/49190
            https://russianplanes.net/reginfo/35769

            Как уже говорилось ранее, нет проблем найти Миг-27, Су-7/17/20/22 или Миг-23 на изображениях такого рода. Но этого, возможно, достаточно для одного комментария.

            (Автоматический перевод с английского)

            One of the things Im following more closely is the total exits, and which material has been completely retired. Many times armament that has been totally retired is included like present, in the Russian Armed Forces, in order to make them to look more outdated, and other times more modern armement which total exit has not been completed, until the point of property transfer to others, is considered totally out.

            These are all the technological developments I cited in my two comments in this article:

            Yak-38
            Be-6/12
            IL-38
            Tu-95/142
            Su-25/28/39
            Mi-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177
            Mi-28/40/42
            Ka-50/52
            MiG-27
            Su-7/17/20/22
            MiG-23

            I do not think it is necessary to include images of most of them to certify its current presence in Russia, taking into account that the presence of one of the variants make present the complete technological development.

            The most difficult case to see would be the Yak-38. Most of the units that remain in Russia are actually monuments which exit very likely has been completed until property transfer. But apparently there are still 1 or 2 units of this aircraft in Evpatoria, incorpored to Russia with Crimea.

            https://yandex.com/maps/11463/evpatoria/?l=sat&ll=33.389131%2C45.218276&z=19
            https://www.google.com/maps/@45.2183237,33.3885912,138m/data=!3m1!1e3
            https://russianplanes.net/reginfo/49190
            https://russianplanes.net/reginfo/35769

            Like said before, there is not problem to find MiG-27, Su-7/17/20/22 or MiG-23, in images of this nature. But this maybe long enough for a single comment.
            1. 0
              22 ноября 2021 06:52
              Цитата: eehnie
              Одна из вещей, за которой я слежу более внимательно, - это общее количество выходов, и какой материал был полностью удален. Много раз вооружение, которое было полностью выведено из эксплуатации, включалось, как и в настоящее время, в Вооруженные Силы России, чтобы они выглядели более устаревшими, а в других случаях более современное вооружение, полный выход которого не был завершен, до момента передачи имущества другим, считается полностью устаревшим.

              Это все технологические разработки, которые я привел в своих двух комментариях в этой статье:


              Як-38
              Быть-6/12
              ИЛ-38
              Ту-95/142
              Су-25/28/39
              Ми-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177
              Ми-28/40/42
              Ка-50/52
              Миг-27
              Су-7/17/20/22
              Миг-23

              Я не думаю, что необходимо включать изображения большинства из них, чтобы подтвердить его текущее присутствие в России, принимая во внимание, что наличие одного из вариантов делает презентацию полной технологической разработкой.

              Самым сложным случаем, который можно было бы увидеть, был бы Як-38. Большинство объектов, оставшихся в России, на самом деле являются памятниками, выход из которых, скорее всего, был завершен до передачи собственности. Но, по-видимому, в Евпатории все еще есть 1 или 2 единицы этого самолета, присоединенные к России вместе с Крымом.

              https://yandex.com/maps/11463/evpatoria/?l=sat&ll=33.389131%2C45.218276&z=19
              https://www.google.com/maps/@45.2183237,33.3885912,138 м/данные=!3m1!1e3
              https://russianplanes.net/reginfo/49190
              https://russianplanes.net/reginfo/35769

              Как уже говорилось ранее, нет проблем найти Миг-27, Су-7/17/20/22 или Миг-23 на изображениях такого рода. Но этого, возможно, достаточно для одного комментария.

              (Автоматический перевод с английского)

              One of the things Im following more closely is the total exits, and which material has been completely retired. Many times armament that has been totally retired is included like present, in the Russian Armed Forces, in order to make them to look more outdated, and other times more modern armement which total exit has not been completed, until the point of property transfer to others, is considered totally out.

              These are all the technological developments I cited in my two comments in this article:

              Yak-38
              Be-6/12
              IL-38
              Tu-95/142
              Su-25/28/39
              Mi-8/9/13/14/17/18/19/24/25/35/171/172/177
              Mi-28/40/42
              Ka-50/52
              MiG-27
              Su-7/17/20/22
              MiG-23

              I do not think it is necessary to include images of most of them to certify its current presence in Russia, taking into account that the presence of one of the variants make present the complete technological development.

              The most difficult case to see would be the Yak-38. Most of the units that remain in Russia are actually monuments which exit very likely has been completed until property transfer. But apparently there are still 1 or 2 units of this aircraft in Evpatoria, incorpored to Russia with Crimea.

              https://yandex.com/maps/11463/evpatoria/?l=sat&ll=33.389131%2C45.218276&z=19
              https://www.google.com/maps/@45.2183237,33.3885912,138m/data=!3m1!1e3
              https://russianplanes.net/reginfo/49190
              https://russianplanes.net/reginfo/35769

              Like said before, there is not problem to find MiG-27, Su-7/17/20/22 or MiG-23, in images of this nature. But this maybe long enough for a single comment.


              Все Як-38, Миг-27, Су-7/20/22 и Миг-23 давно выведены из эксплуатации и те, что не стали памятниками в основном сданы на утилизацию. До недавнего времени на авиазаводах и в учебно-испытательных центрах летали двухместные учебно-тренировочные Су-17УМ3. Но в настоящее время они в воздух больше не поднимаются. Повторюсь специально для вас ещё раз: Як-38, МиГ-23, Миг-27, Су-7/17/20/22 - в военно-воздушных силах России уже нет. Также на базах хранения не имеется пригодных для восстановления самолётов этих типов.
        2. +1
          21 ноября 2021 15:17
          Цитата: eehnie
          Я думаю, вам нужно принять во внимание, что русская версия моего комментария является автоматическим переводом, который может содержать некоторые ошибки в переводе.

          Перевод вполне корректный, и смысл вашего комментария понятен.
          1. 0
            21 ноября 2021 21:04
            Я обычно вижу русскую версию своих комментариев, переведенную обратно на английский, и вижу некоторую разницу. Обратная связь от людей очень важна. Я хочу, чтобы люди хорошо понимали, что я хочу сказать.

            Если вы прочитали мой предыдущий ответ Бонго, автору статьи, если я не ошибаюсь, вы увидите доказательства присутствия Як-38 до сих пор, и нетрудно найти доказательства того же типа о Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23. Все это модели, производство которых прекратилось после 1985 года. Это означает, что среди них есть единицы моложе 36 лет. Еще не слишком старый.

            С другой стороны, есть материалы, которые некоторые источники продолжают включать в качестве имеющихся в российских Вооруженных силах, о нынешнем присутствии которых нет свидетельств столь же недавних, как об этих самолетах. И это более или менее ветеранское и менее современное вооружение. Например, я не думаю, что на самом деле можно доверять наличию Стрелы-1 SA-9, С-60 57 мм, M-160 160 мм, ПМ-38 120 мм, Б-4(M) 203 мм, МЛ-20 152 мм, Д-1 152 мм, Д-20 152 мм, M-46 130 мм, M-30 122 мм, БТР-50 или БТР-60.

            Другие случаи являются более современными, но ни один из них не является недавним свидетельством присутствия в России Подноса Т-64, Подноса 2Б14 82 мм или СПГ-9 73 мм.

            Также нет более веских доказательств наличия ГТ-МУ, AT-T, БМ-14, ИСУ-122 122 мм, БМ-13 или БТР-152, которые уцелевшие единицы могут фактически находиться под опекой музея.

            Также имеется меньше свидетельств о наличии ЗУ-23(/-2) 23 мм, подобного независимого оружия (не прикрепленного к корпусам другого вооружения), чем в случае указанных самолетов.

            Можно больше сомневаться в Т-34, Проекте 641 и Проекте 106, но полный выход последних единиц из них, с передачей имущества на консервацию, может быть незначительным, если это произошло не совсем недавно.

            Даже если их общий выход также может быть незначительным, наличие Проекта 1134, проекта 613, (М)Т-12, Бе-6/12, Д-30, Проекта 1204 или Т-54/55/62 может быть подтверждено более убедительно, фактически, как наличие Як-38.

            И есть также больше случаев, когда оружие технологически слабее, полный выход которого может быть завершен до выхода Миг-27, Су-7/17/20/22 и Миг-23. Самое ветеранское вооружение имеет свое место в музеях или на передовой, но в случае с этими 3 самолетами я не вижу, чтобы их путь был завершен.

            (Автоматический перевод с английского)

            I habitually see the Russian version of my comments translated back to English and I see some difference. The feedback from the people is important. I want the people understand well what I want to say.

            If you read my previous answer to Bongo, the author of the article if Im not wrong, you will see evidence of the presence of the Yak-38 still, and it is not difficult to find the same type of evidence about the MiG-27, the Su-7/17/20/22 and the MiG-23. All are models which production stopped after 1985. It means there are units under 36 years old of all them. Not too old still.

            In the other side, there is material that some sources continue to include as present in the Russian Armed Forces, about which current presence there is not evidence as recent as for these aircrafts. And it is more or much more veteran and less modern armament. As example, I do not think actually is trustable the presence of the Strela-1 SA-9, S-60 57mm, M-160 160mm, PM-38 120mm, B-4(M) 203mm, ML-20 152mm, D-1 152mm, D-20 152mm, M-46 130mm, M-30 122mm, BTR-50, or the BTR-60.

            Other cases are more modern, but neither we see as recent evidence of the presence in Russia of the Podnos T-64, Podnos 2B14 82mm or the SPG-9 73mm.

            Neither there is stronger evidence about the presence of the GT-MU, AT-T, BM-14, ISU-122 122mm, BM-13 or the BTR-152, which surviving units can be actually under museum care.

            Also there is lower evidence about the presence of the ZU-23( /-2) 23mm like independent weapon (not attached to hulls of other armament), than in the case of the cited aircrafts.

            It can be more doubt about the T-34, the Project 641 and the Project 106, but the total exit of the last units of them, with transfer of property for conservation, can be inminent, if happened not very recently.

            Even if their total exit can be also inminent, the presence of the Project 1134, Project 613, (M)T-12, Be-6/12, D-30, Project 1204 or the T-54/55/62, can be confirmed more strongly actually like the presence of the Yak-38.

            And there are also more cases of weapons technologically weaker, which total exit can be completed before the exit of the MiG-27, Su-7/17/20/22 and the MiG-23. The most veteran armament has its place in the museums or in the frontline, but in the case of these 3 aircrafts I do not see their way completed.
  13. 0
    27 ноября 2021 20:45
    В России ангарами не обеспечены даже новейшие боевые самолеты стоящие на вооружении.
    Что уж говорить про якобы выведенные в запас МиГи - 23/27/29, их сначала " распотрошили" на цветмет, демонтировали всю электронику, а сейчас режут уже бесполезные планеры.
    Если бы ответственных за хранение боевой техники периодически лично заставляли подниматься в воздух на хранящихся на консервации самолетах то их состояние было бы близко к идеальному...
  14. +1
    26 декабря 2021 00:24
    В тане система хранения техник отладена замечательно.
    и главное - в эту систему вкладываются финансы!!
    С середины 80-х они используют устройство "Генератор сухого воздуха" .
    Сначала отработали в ангарах.
    А потом забацали передвижной агрегат, который по стоянке катают и подключают к самолёту.
    Они сами признают высокую эффективность сего агрегата - сохранность техники возросла на порядок.
    А затраты по раотам и времени на извлечение самолёта с хранение и запуск в эксплуатацию существенно уменьшились.
    Так чо не всё пустыня определяет.
    Для хранения словжной техники требуется создать систему.
    Но чес слово завидно амерам - у них запас техники офигенский.
    Посщибают у них всех Ф-35,22, потом всех Ф-15,16,18... и тогда они из заначки достанут Ф-4
  15. 0
    8 января 2022 16:51
    МиГ - 31 можно было модернизировать не один раз.
  16. 0
    18 марта 2022 21:55
    Вот смотрю на США и думаю самолёты всех лет в рабочем состоянии есть, и в приличном количестве,в том числе и наши. А где в России самолёты которые выпускались огромными тиражами? Где МиГ 23,МиГ 27,гдеиМиГ 21 ? Вот и отношение к своей истории.