Перспективный турбовинтовой штурмовик Calidus B-350

74

Макет B-350 накануне выставки. Фото Secretprojects.co.uk

Сейчас в Объединенных Арабских Эмиратах проходит международный авиасалон Dubai Airshow-2021. Одной из главных и наиболее интересных новинок этого мероприятия стал перспективный турбовинтовой штурмовик B-350 от эмиратской группы компаний Calidus LLC. От других машин своего класса он отличается увеличенными размерами и массой, благодаря чему может нести значительную боевую нагрузку.

На пути к выставке


Группа Calidus достаточно давно занимается тематикой турбовинтовых штурмовиков. Еще в 2017 г. она представила перспективный самолет B-250, а позже получила первый заказ на серийное производство такой техники. Любопытно, что непосредственная разработка и строительство такого штурмовика осуществлялись бразильской компанией Novaer и ее субподрядчиками, тогда как Calidus LLC выступила в роли инициатора работ, организатора и инвестора. Вероятно, такой подход оправдал себя, и его использовали при разработке следующего проекта.



В конце прошлого года корпоративный журнал чешской компании Charvát Group s.r.o. впервые упомянул проект Calidus B-350 и раскрыл некоторые его подробности. Утверждалось, что это будет многоцелевой учебно-боевой самолет, и его разработка осуществляется при поддержке правительства ОАЭ. Сообщались некоторые особенности конструкции и технические характеристики. Также упоминалось, что Charvát участвует в проекте в качестве разработчика шасси.

Официальная премьера проекта B-350 состоялась 14 ноября, в первый день работы салона Dubai Airshow-2021. В состав статической экспозиции включили полноразмерный макет будущего штурмовика. Все узлы внешней подвески под крылом заняты макетами различного оружия, и еще несколько таких изделий выложили перед самолетом.

Перспективный турбовинтовой штурмовик Calidus B-350

Самолет и его вооружение. Фото Flight Global

Как следует из опубликованных данных, в ближайшее время завершится строительство первого летного прототипа и начнутся его испытания. Чешские авиастроители сообщают, что им заказали три комплекта шасси для опытных самолетов. По условиям контракта, первый должны сдать через 18 мес. после заключения контракта, а два других ожидаются в течение следующих полутора лет. Дата подписания соглашения неизвестна, но, по всей видимости, это было начало или середина 2020 г.

Технические особенности


Согласно предыдущим публикациям, Calidus B-350 является многоцелевым учебно-боевым самолетом. Такая машина действительно может использоваться для подготовки летчиков. Однако технический облик показывает, что самолет, прежде всего, предназначается для нанесения ударов по наземным объектам.

B-350 построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет вытянутый фюзеляж длиной ок. 15 м. В носовой части помещается двигательная установка, а за ней находится тандемная двухместная кабина. Используется низкорасположенное крыло малой стреловидности размахом более 16 м. Конструкция хвостового оперения традиционная, со стабилизатором и одним килем. Шасси разработки Charvát Group имеет носовую стойку и две основные под крылом. Максимальный взлетный вес достигает 9 т.

Как и в случае с предыдущим B-250, планер нового самолета практически полностью выполнен из композитов. За счет этого удалось получить выгодное соотношение прочности и массы. В частности, сэкономленная масса планера позволяет улучшить возможные летные характеристики и нарастить боевую нагрузку.


На фоне другой техники. Фото Secretprojects.co.uk

Штурмовик получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PW127 мощностью 2600 л.с. с шестилопастным винтом. Расчетные летно-технические характеристики пока не раскрывались.

Самолет должен нести все необходимое пилотажное и связное оборудование в двух кабинах. Вероятно, оснащение кабин отличается: в одной работает летчик, а другая предназначена для оператора. Под днищем подвешивается оптико-электронный «шар» с дневным, ночным и дальномерным каналами. С его помощью экипаж может в любое время суток искать цели и применять управляемое вооружение разных типов.

За счет больших размеров и массы конструкции обеспечивается рост полезной нагрузки и боевых качеств. Под крылом удалось разместить 14 точек подвески. Максимальная нагрузка превышает 3800 кг. Выставочный макет «вооружен» блоками неуправляемых ракет, ракетами «воздух-воздух» и управляемыми бомбами, состоящими на вооружении ВВС ОАЭ. Отдельно демонстрируются держатели с вооружением иных типов.

Таким образом, новейший самолет B-350 значительно крупнее и тяжелее предыдущего B-250, а также выгодно отличается от него повышенным боевым потенциалом. Так, более старый штурмовик имеет крыло размахом 12 м и взлетную массу ок. 6 т. Под крылом и фюзеляжем удалось разместить только семь точек подвески общей грузоподъемностью 1,9 т.

Преимущества и недостатки


Проект B-350 можно считать очередной попыткой создания «противопартизанского» штурмовика, способного эффективно уничтожать наземные цели в условиях локального конфликта. В проекте активно используются современные решения и технологии, что дает заметный рост основных характеристик и повышает боевую эффективность. Впрочем, имеются и явные недостатки.


Боковая проекция самолета. Графика Calidus LLC / Charvát Group

Главные преимущества нового B-350 связаны с увеличением размеров и общей массы, а также с применением более мощного двигателя. Все это позволяет получить приемлемые летные характеристики, но при этом нарастить боевую нагрузку в весовом и количественном отношении. Соответственно, за один вылет штурмовик может уничтожить большее количество целей, чем другая техника того же класса, включая более старый B-250. Большим плюсом является возможность использования широкой номенклатуры средств поражения, в т.ч. современных управляемых ракет и бомб.

Важнейшим нововведением проекта B-350 следует считать встроенную оптико-электронную станцию. За счет нее резко повышаются возможности по обзору, поиску и поражению целей. При этом использование ОЭС и применение вооружения возлагаются на летчика-оператора, что снижает общую нагрузку на экипаж и тоже положительно сказывается на результатах боевой работы.

Очевидным минусом проектов B-350 и B-250 является композитный планер. При всех своих преимуществах, такая конструкция не соответствует специфике работы штурмовиков. «Самолет поля боя» постоянно подвергается риску поражения или повреждения и может едва ли не из каждого вылета возвращаться с пробоинами. Однако композитные конструкции не отличаются ремонтопригодностью, что затруднит восстановление штурмовиков. Как решается эта проблема – большой вопрос.

Коммерческие перспективы


В целом самолет Calidus B-350 имеет заметные преимущества. Он вполне способен заинтересовать потенциальных заказчиков и обойти конкурентов по тендерам. Однако эта машина еще даже не начинала летные испытания, а кроме того, была впервые показана всего несколько дней назад. Соответственно, будущие покупатели пока только присматриваются к новому штурмовику и ждут, когда его можно будет оценить в полной мере.


Вид сверху. Графика Calidus LLC / Charvát Group

Круг потенциальных заказчиков пока не известен, хотя уже имели место любопытные слухи. Так, на профильных ресурсах ранее сообщалось, что группа Calidus подавала заявку на конкурс Armed Overwatch от Командования спецопераций США. В мае заказчик выбрал участников программы, и B-350 не попал в нее. Будут ли снова предлагать этот самолет Пентагону, неизвестно.

В контексте перспектив нового B-350 следует вспомнить успехи более старого B-250. Этот самолет, представленный в 2017 г., в 2019-м впервые стал предметом контракта. ВВС ОАЭ заказали Calidus LLC партию из 24 таких машин. Их производство планировалось наладить на территории ОАЭ, для чего собирались построить новый завод. Впрочем, о запуске предприятия и старте производства пока не сообщалось. Кроме того, пока отсутствуют и другие заказы.

Возможно, и в случае с проектом B-350 стартовым заказчиком станут вооруженные силы ОАЭ. По завершении летных испытаний, которые займут некоторое время, они могут приобрести до нескольких десятков новых самолетов. Возможно, что к этому времени заработает собственный авиазавод, и ему придется осваивать сборку второго типа штурмовиков.

Таким образом, показанный на Dubai Airshow-2021 самолет-штурмовик Calidus B-350 представляет определенный технический интерес и вполне способен привлечь внимание тех или иных заказчиков. Однако контракты следует ожидать только в будущем, а на данный момент главной задачей его создателей является проведение испытаний и доводка конструкции. Без этих мероприятий новый самолет не будет иметь никаких коммерческих перспектив.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 ноября 2021 18:09
    Какой-то он некузявый, как макет. Причём не самой лучшей "выделки".
    Как в сарае "на коленке" сделаный. lol
    1. +7
      16 ноября 2021 19:29
      Нормальная машина, как по "бразильскому" варианту...
      1. -3
        17 ноября 2021 10:49
        Цитата: aleks neym_2
        Нормальная машина, как по "бразильскому" варианту...

        А в чем его "нормальность"? Тяжелый переросток... Который явно будет обладать не высокой маневренностью и защищенностью. ПЗРК или "дрон-камикадзе" приземлит его на раз
        1. +1
          17 ноября 2021 11:38
          Над лесами Амазонки, где очень-очень много обезьян, дроны тучами летают...так может их дустом обработать?
          1. 0
            17 ноября 2021 11:41
            Цитата: aleks neym_2
            Над лесами Амазонки, где очень-очень много обезьян,

            Интересно сколько лесов и обезьян в ОАЭ...
            1. +2
              17 ноября 2021 12:08
              Вам не понять, если подлежащее от сказуемого не отличаете - салон в ОАЭ, а кто купит и где летать будет, это уже другой вопрос. В Бразилии старенький, очень старенький аналог до сих пор востребован...
              1. -2
                17 ноября 2021 12:54
                Цитата: aleks neym_2
                Вам не понять,

                Куда уж нам... Просто этот салон, в первую очередь рассчитан на покупателей с Ближнего Востока. И уж если покупать, то практичнее купить пару "ганшипов" чем звено вот таких вот "переростков"
  2. +3
    16 ноября 2021 18:17
    Такие штурмовики, вплоть до Цессны АС-208В Комбат Караван, предполагают использование управляемых АСП - ПТУР, УАБ, НАР "Гидра" в управляемом варианте, по идее против боевиков(ПВО в виде ПЗРК и ЗУ-23)должно хватить.
  3. +14
    16 ноября 2021 18:28
    Перспективный(!) турбовинтовой штурмовик..."заморский" ! Блин! Нет пророков в своём отечестве ! А штурмовики Грунина !?


    1. +6
      16 ноября 2021 19:27
      Это было в начале 90-х, когда тема была популярна, и было много разных проектов. В то время как в СССР / России у них не было возможности для практической реализации из-за нехватки средств, но и реальных потребностей, например, различные польские проекты были с самого начала несбыточной мечтой, направленной на вымогательство средств для самих проектов у бюджетa






      Как видите, у польских дизайнеров была большая фантазия.
      1. +2
        17 ноября 2021 07:01
        Цитата: Кonstanty
        Как видите, у польских дизайнеров была большая фантазия.

        Ну, да... Кастрировать SR-71 - та еще мысль..... laughing
    2. 0
      16 ноября 2021 22:26
      Это эрзац проекты на случай войны из разных серийных компонентов
  4. +3
    16 ноября 2021 18:35
    А судя по фото, сарай-то здоровый, правда страшный, как моя пенсия.
    1. +2
      16 ноября 2021 20:09
      А судя по фото, сарай-то здоровый, правда страшный, как моя пенсия.
      Так то пенсия будет все же поменьше чем это...
  5. 0
    16 ноября 2021 20:55
    Очевидным минусом проектов B-350 и B-250 является композитный планер
    Самый главный минус, это габариты. Это просто летающая мишень для ПЗРК, ЗАК и ЗРК. Ну и планер, да, вообще не в тему сделан "пластиковым")))
    1. +8
      16 ноября 2021 21:45
      ЗАК и ПЗРК вычеркивайте, его нормальная высота над районом патрулирования 4км+.

      ЗРК - ну дык, он будет применяться тогда когда ЗРК уже прогорели и остыли, или их вообще не было. Это концепция громадного БПЛА, только с пилотами. Летает такой самолет 4-5 часов в районе и наблюдает в оптическую станцию или даже принимает сигналы обычных БПЛА в районе уровня Орлана10 если саму систему поднимут (ну то есть борт как и Тукано например позволяет). Как только выявляются враги, бабахи - он оперативно их окучивает. При этом везет гостинцев как целая эскадрилья доступных БПЛА в продаже. Этакий самолет арсенал для конфликтов малой интенсивности. В ту же Нигерию например.
      1. -2
        16 ноября 2021 22:09
        По мне, техника которая чем то ограничена, это нонсенс. Какой смысл делать то, что не может использоваться? Например, я какой то там генерал "ребелов", с какими то средствами. И противник начал использовать этот самолет. Естественная и адекватная реакция, купить/попросить/одолжить систему которая собьёт этот самолет. То есть этот "штурмовик" не штурмовик, так как он не может применятся там где есть сопротивление. Тогда встает вопрос, какой смысл? Это же деньги на ветер. Купили мои враги это чудо, я сбил несколько, их генерал говорит атакуйте, ему в ответ мы потерям оставшиеся самолеты. И все. Эти самолеты за миллионы не нужны.
        1. +5
          16 ноября 2021 22:23
          В Условной Сирии такие машины решили бы большой % задач. Высотность нормальная , бомбы до 500кг , весь спектр корр оружия применяют , ещё СВВП24 поставить для чугуния….
          1. 0
            17 ноября 2021 07:09
            Цитата: Zaurbek
            В Условной Сирии такие машины решили бы большой % задач. Высотность нормальная , бомбы до 500кг , весь спектр корр оружия применяют , ещё СВВП24 поставить для чугуния….

            Чем вам не нравится БПЛА с 4 точками подвески, висящий 40 часов в зоне наблюдения и способный скинуть те же авиабомбы или ракеты при обнаружении целей? При отсутствии серьезной ПВО на высотах 6-8 тысяч метров они в полной безопасности могут выполнить те же функции с меньшими издержками и рисками для экипажей.
            1. +2
              17 ноября 2021 09:23
              Всем нравится. Но такие машины , скорее , альтернатива ударным вертолетам….и можно использовать и управляемое и не управляемое вооружение
        2. +2
          16 ноября 2021 22:32
          Ну как ниже указали Сирия, Ирак, Нигерия, Филиппины и еще куча стран. Это раскормленный Тукано с выраженными именно барражирующее-ударными функциями.

          И в таких конфликтах он лучше Су-25 и в целом джетов 3 поколения (Су-17/МиГи и т.п.) с чугуном ибо:
          1) У него дешевый летный час, большое время барражирования.
          2) Нет избыточной скорости и при этом, есть высокая оперативность маневра в квадрате (выше доступных ударных БПЛА).
          3) У него шикарная многорежимная оптическая станция, лучше чем на Байрактаре ибо тяжелее с аналоговыми фильтрами на СМУ. И отдельный выделенный оператор. Пока летчики Су-25 вынуждены искать цель глазами, спускаясь к земле, а Су-17/МиГи21/23 кидать бомбы вот туда куда-то, с земли сказали там враги. Эта машинка неспешно в оптику выявляет врагов, фиксирует и применяет оптимальный тип вооружения, включая и бомбы до 500 кг. То есть - если какой БПЛА спасует перед капитальным зданием, куда вот прямо сейчас забежали бабахи, то эта тарахтелка похоронит их там.

          Опять же - много сирийские или иракские бабахи сбили самолетов с ЗРК? А ведь у них таки были Кубы захваченные например. По идее, под эту легенду можно было купить/восстановить. Но не вышло. Только одну Осу нормально использовали и то потому, что расчет обабахился.
          1. -1
            17 ноября 2021 09:25
            Плюс. , можно использовать и вертолетные ПТРК И ЧУГУНИЙ если поставить Гефест, то очень точно
          2. 0
            27 января 2022 18:21
            Цитата: donavi49
            Опять же - много сирийские или иракские бабахи сбили самолетов с ЗРК?

            У меня вопрос! Кто нибудь может мне непутёвому объяснить, почему янки во Вьетнаме чаще запрашивали артиллерийскую поддержку а не авиационную. Вроде бы ПЗРК тогда у вьетконга не было и с авиацией у янки было всё в порядке?!
        3. +2
          16 ноября 2021 23:00
          А какая техника ничем не ограничена?
          1. 0
            16 ноября 2021 23:30
            Цитата: Злобный тролль
            А какая техника ничем не ограничена?

            Ограничения разные бывают. Например данному пепелацу не рекомендуется летать там, где есть адекватное ПВО или ВВС противника. Только против "варваров". Размеры большие, винтовой самолет груженный бонбами))) Отличная мишень. Те же Сушки хотя бы скорость имеют, прилетели отработали по наводке и назад, а Грачи больше живучести. А это по сути "кукурузник" с пушками. Я вообще не понимаю как можно не видеть такие больше БПЛА как Байрактар, или вертолеты Апач, смотришь на видео, идет война блин, а террористы как на прогулке, слепые, глухие. Прям над ними стрекочущая фигня. Да пофиг!
        4. +1
          17 ноября 2021 09:41
          Цитата: Usher
          техника которая чем то ограничена, это нонсенс. Какой смысл делать то, что не может использоваться?

          А что, бывает техника на все случаи жизни?
          По вашей логике вообще ничего не пригодно, ведь любой самолет могут сбить, любой корабль утопить, любой танк поджечь, любой бункер разбомбить.
          1. 0
            17 ноября 2021 19:34
            Цитата: Пиджак в запасе
            Цитата: Usher
            техника которая чем то ограничена, это нонсенс. Какой смысл делать то, что не может использоваться?

            А что, бывает техника на все случаи жизни?
            По вашей логике вообще ничего не пригодно, ведь любой самолет могут сбить, любой корабль утопить, любой танк поджечь, любой бункер разбомбить.

            Нет, по моей логике, военный самолет должен воевать там, где надо, а не где безопасно.
            1. +2
              17 ноября 2021 20:19
              Цитата: Usher
              военный самолет должен воевать там, где надо,

              Вот-вот.
              Именно так же считают и создатели подобных самолетов.
              Не всегда надо сверхзвук, не всегда надо броня, не всегда надо большой потолок.... и т.д. и т.п.
              Зато всегда надо дешево, всегда надо экономить топливо, всегда надо максимальный результат за минимальные усилия, ибо ресурс всегда ограничен.
              1. +1
                17 ноября 2021 21:02
                Цитата: Пиджак в запасе
                Цитата: Usher
                военный самолет должен воевать там, где надо,

                Вот-вот.
                Именно так же считают и создатели подобных самолетов.
                Не всегда надо сверхзвук, не всегда надо броня, не всегда надо большой потолок.... и т.д. и т.п.
                Зато всегда надо дешево, всегда надо экономить топливо, всегда надо максимальный результат за минимальные усилия, ибо ресурс всегда ограничен.

                Только что делать когда надо сверхзвук и броня? Медленный самолет, без живучести, без маневра, это же летающая мишень. Я это написал выше.
                1. 0
                  18 ноября 2021 05:30
                  Цитата: Usher
                  Только что делать когда надо сверхзвук и броня?

                  Тогда надо будет купить другой самолет, но именно тогда, когда надо,
    2. +1
      17 ноября 2021 18:33
      Цитата: Usher
      Самый главный минус, это габариты. Это просто летающая мишень для ПЗРК, ЗАК и ЗРК. Ну и планер, да, вообще не в тему сделан "пластиковым")))

      Эта мишень как бы обладает в перспективе лучшей живучестью в сравнении с вертушками. А час полета должен быть вообще на порядок ниже.
      1. +1
        17 ноября 2021 19:39
        Цитата: Blackgrifon
        Цитата: Usher
        Самый главный минус, это габариты. Это просто летающая мишень для ПЗРК, ЗАК и ЗРК. Ну и планер, да, вообще не в тему сделан "пластиковым")))

        Эта мишень как бы обладает в перспективе лучшей живучестью в сравнении с вертушками. А час полета должен быть вообще на порядок ниже.

        Серьезно? Пластиковый корпус дает лучше живучести? А невозможность зависнуть за складками местности, тоже плюс? У него нет тяговооруженности реактивных самолетов, не может висеть, что толку от его "дешевого" часа если его сбить легче?
        1. +1
          17 ноября 2021 19:48
          И много ударные вертушки в реальности зависают? Над полем боя, где от 12,7 до 30 мм хоть без масла ешь? И это не считая РПГ, ПТРК и ПЗРК. Да и что-то плохо винтовики сбиваются, что во Вьетнаме (где скайрейдеры, не смотря на ПЗРК и зенитную артиллерию, жили дольше и лучше, чем кобры), что в Йемене (где вертушки, реактивы и дроны падают чуть ли не постоянно, а вот тракторы что-то все нет), что в Ираке во время боев против бабахов.
          Собственно вертушки работают или у самой земли (при чем от чего-то пилоты не любят висеть на одном месте, изображая мишень) на скорости или с большой высоты. В обоих случаях винтовой штурмовик с этим справится не хуже, а за счет большей скорости, меньшего часа да и просто за счет того, как и где у него установлен движок (в сравнении с вертушкой) еще и безопаснее.
          1. 0
            17 ноября 2021 20:02
            Цитата: Blackgrifon
            И много ударные вертушки в реальности зависают? Над полем боя, где от 12,7 до 30 мм хоть без масла ешь? И это не считая РПГ, ПТРК и ПЗРК. Да и что-то плохо винтовики сбиваются, что во Вьетнаме (где скайрейдеры, не смотря на ПЗРК и зенитную артиллерию, жили дольше и лучше, чем кобры), что в Йемене (где вертушки, реактивы и дроны падают чуть ли не постоянно, а вот тракторы что-то все нет), что в Ираке во время боев против бабахов.
            Собственно вертушки работают или у самой земли (при чем от чего-то пилоты не любят висеть на одном месте, изображая мишень) на скорости или с большой высоты. В обоих случаях винтовой штурмовик с этим справится не хуже, а за счет большей скорости, меньшего часа да и просто за счет того, как и где у него установлен движок (в сравнении с вертушкой) еще и безопаснее.

            Но возможность есть? Есть. Ну так если вертушки падают, этот драндулет будет падать еще чаще, логично же? Скорость такая же, брони нет, маневренность хуже, зависать не может. Нужен ВПП для посадки, вертолет может сесть почти везде. Вывод: нафиг этот беспомощный сарай)))
            1. +1
              17 ноября 2021 21:11
              Цитата: Usher
              у так если вертушки падают, этот драндулет будет падать еще чаще, логично же?

              В том то и дело, что машины данного класса падают реже, чем вертушки.
  6. +3
    16 ноября 2021 21:50
    Сон разума порождает чудовищ.
  7. +1
    16 ноября 2021 22:20
    Вот этот уже больше Туканов и мотор в размерности ВК2500
  8. Eug
    +2
    16 ноября 2021 22:53
    Как по мне, делать и учебный, и штурмовик на одном типе неправильно - уж больно требования разные, взять те же композиты - для учебного - в самый раз, для боевого - не фонтан. Из одинакового - разве что усиленное шасси и хороший обзор вперед - вниз, его не заменит никакая электроника. Попытка сэкономить к хорошему не приведет. Да и топливная эффективность у щтурмовика не главное, у учебного куда приоритетнее.
    1. 0
      17 ноября 2021 08:34
      Ну как бэ ради цены лётного часа все и затевается.
      1. 0
        17 ноября 2021 09:50
        Не только. Скорость и броня уже не всегда даёт такой эффект, ради которого нужно городить околозвуковой бронештурмовик……И в последние лет 50 мир вступил в эпоху локольных конфликтов , где эффективность машин с ТВД и условного МиГ27 или Су24. Равная , а содержание и ресурс отличается. Сейчас ставят гражданские агрегаты от коммерческой авиации и с таким же ресурсом
        1. 0
          17 ноября 2021 10:19
          Ну так Вы про цену часа и обосновали сейчас...
          1. -1
            17 ноября 2021 10:50
            Ну не только, ассортимент ПТРК сейчас большой есть с такой машины его можно применить, а с одноместной реактивной машины нет. А эффект высокий по поражению
        2. +1
          17 ноября 2021 19:41
          Только вот реактивный самолет тяжелее сбить с земли без подготовки и техники. А ваш "дешевый" самолетик легче. Такая себе экономия)))
          1. 0
            17 ноября 2021 22:02
            Если это Миг31 да, тяжело. Если это Су25СМ123 ……при атаке земли, то проще. А если в сравнении с ТВД ШТУРМОВИКОМ то то надо сравнивать……
            1. +1
              17 ноября 2021 22:13
              Цитата: Zaurbek
              Если это Миг31 да, тяжело. Если это Су25СМ123 ……при атаке земли, то проще. А если в сравнении с ТВД ШТУРМОВИКОМ то то надо сравнивать……

              Что сравнивать? Пластиковую мишень и специальный самолет? Мне тут хотят доказать, что этот самолет хороший штурмовик. Я же написал выше, что это летающая мишень, так как он не может действовать эффективно при противодействии с земли, то есть это не штурмовик, а просто самолет с бомбами и ракетами. Так какой толк от него? Конечно могут сбить и сбивают и специальные штурмовики, но согласитесь, шансов у Су-24 (скорость и высота) и у Су-25 (так же скорость выше и живучесть) гораздо больше, чем у винтового композитного самолета? Вот лично вы, если бы ли бы военным летчиком, что бы выбрали летать на таком над зоной боевых действий или на Су-25 или А-10? Или хотя бы их ближайшими аналогами, тактическими самолетами других стран?
              Для барражирования гораздо проще БПЛА. Да и дешевле, так как не надо готовить и содержать двух боевых летчиков.
              И вертолеты сбрасывать со счетов не стоит, им не нужны ВПП.
              1. 0
                18 ноября 2021 09:48
                Такие самолеты- дешевая замена Ударного вертолета и Штурмовика....для локальных войн. Основанная на гражданских (зачастую продающихся на открытом рынке агрегатах и зап частях)
  9. +1
    17 ноября 2021 08:33
    1. Скока стоит?)
    2. Время нахождения в воздухе?

    А то щас выяснится, что предатор дешевле, а время полёта как у Су-25.
    1. 0
      17 ноября 2021 09:51
      … и не нужен пилот и нет ограничений по продолжительности полета
  10. +1
    17 ноября 2021 10:18
    Цитата: Intruder
    А как Ил бронирован?
    UP! wink
    фанера вместо композитов
    На удивление, клееная с эпоксидной смолой, что тоже композит и даже сейчас! hi
    Только дешевле в разы... good


    Ну так сколько экономии на тех композитных будет то? Там основной ценник не они.
    1. 0
      17 ноября 2021 22:05
      Пилот стоит денег……..Су25 сбили, су24 сбили…..3 человека погибли. Байрактары посшибали штук 13 и все операторы живы,
      1. +1
        17 ноября 2021 22:21
        Как бы цинично не звучало, а таки сколько он стоит? Он дороже или дешевле самолета?

        А теперь ещё циничнее: сколько бы пилот не стоил, он достаточно быстро на пенсию выйдет и все равно придётся тратить деньги на нового. Повторюсь, я этого нисколько не ободряю, но чисто математически умеренные потери вполне допустимы.
        1. -1
          18 ноября 2021 09:45
          Как планер с мотором? пару млн долл......в варианте с неуправляемым вооружением и бронированием+ 0,5 млн, с подвесным контейнером и ПТРК + 5-10 млн. Тут путь, как у Ми24 до Ми28НМ
        2. 0
          16 января 2022 01:34
          пилоты на такой пепелац готовятся за полгода. Это не сверхзвук.
          аппарат спорный по концепции. Все таки для размещения ракет толкающий винт лучше. Дает больше места и освобождает всю переднюю часть под пушки или радар. Еще и вывести выхлоп под винт для снижения ик заметности.
          композит композиту рознь, но кабину пилотов надо бронировать хотя бы от 12,7 мм. Штука полезная как раз в нишу между "настоящим" бомбардировщиком и вертолетом. При наличии хорошего флира и радара еще и вертолеты может погонять. Но это про концепцию, у арабов получился утс переросток.
  11. +1
    17 ноября 2021 22:32
    Выглядит как контрафактный некачественный "клон" ИЛ-2(ну или ИЛ-10).
    Нынче это я думаю сможет только долбать мирняк или папуасов(до первой гуманитарки с ПЗРК).
  12. +1
    17 ноября 2021 23:18
    Цитата: Intruder
    на вот это

    Цитата: Intruder

    И прощай, герой нашей статьи!!!

    Да, или так, даже более вероятно.
  13. 0
    18 ноября 2021 13:48
    Если есть противопартизанский штурмовик, то должен быть и партизанский.
  14. 0
    18 ноября 2021 23:00
    Интересный пепелац. Конкуренция в сегменте лёгких штурмовиков растет.

    По поводу ПЗРК: турбовинтовой самолёт не так тривиально взять в захват, в отличие от реактивного. Эффективность их будет снижена. По поводу композитов: заплатки уже давно придуманы и довольно эффективны, если не повреждены силовые структуры.
  15. 0
    21 ноября 2021 19:52
    Взять Ю-87, поставить убирающиеся лапти и турбовинтовой движок - и готово, не надо ничего придумывать.
    1. 0
      16 января 2022 01:37
      пикирование уже не требуется. Тогда уж скайрейдер какой нибудь или ил-2 с дизельным двиглом, чтобы было дешево-сердито.
  16. -1
    7 января 2022 14:25
    Что-то слишком маленькие колёса основных стоек шасси для самолёта таких габаритов и массы.
  17. 0
    25 января 2022 21:05
    Штурмовик с одним двигателем, это не айс. Как писал автор, вероятность поражения такого класса самолетов, которые утюжат цели на земле, значительно выше средней. Отсюда, если будет поврежден единственный двигатель, то будет потерян и самолет.
  18. 0
    4 февраля 2022 21:29
    С таким успехом можно вернуть Ил10, но с современными материалами и оборудованием, дешево и жутко, когда над тобой весит одновременно пара десятков, непрерывно, а ночью По2 с тепловизорами.