Военное обозрение

Операция «Крестоносец». Как «Лис пустыни» проспал нападение 8-й британской армии

86
Операция «Крестоносец». Как «Лис пустыни» проспал нападение 8-й британской армии
Подбитые немецкие танки Pz.Kpfw. III из состава 8-го танкового полка 15-й танковой дивизии догорают в пустыне. На переднем плане командирский танк Kl.Pz.Bef.Wg. I Ausf B. Эти танки были уничтожены в ходе операции «Крусейдер» («Крестоносец») в районе Тобрука


Общая ситуация


В феврале 1941 года в Ливию были переброшены войска Африканского корпуса под командованием Эрвина Роммеля (две танковых дивизии). В марте-апреле 1941 года германо-итальянские войска нанесли удар по британской армии, который стал для противника внезапным (Как Роммель разгромил британцев в Киренаике). Англичане потерпели тяжелое поражение, оставили Киренаику. Немцы захватили Бенгази, осадили Тобрук, заняли Бардию, Эс-Саллум, проход Хальфайя, оазис Джарабуб и создали угрозу британцам в Египте.

Тобрук был большой помехой для Роммеля, мешал развить наступление в Египте. В апреле германцы и итальянцы дважды пытались взять крепость, но успеха не добились. Тобрук имел достаточные силы для обороны. Кроме того, несмотря на господство немецкой авиации в воздухе, в город постоянно перебрасывали морем из Александрии подкрепления и всё необходимое. Роммель, надеясь на истощение противника и подход подкреплений, отказался от активных действий вплоть до снятия с Тобрука осады.

На границе с Египтом британцы в середине мая 1941 года перешли в контрнаступление и продвинулись до Эс-Саллума и Ридота-Капуццо. Немцы немедленно ответили и отбили опорные пункты. В мае в Александрию прибыл конвой с танками и самолетами для усиления египетской группировки английской армии. 7-я бронетанковая дивизия была значительно усилена. Баланс сил был в пользу британской армии.

15 июня 1941 года английская армия начала новую наступательную операцию «Боевой топор» с целью прорыва вражеской обороны и деблокады Тобрука. Британцы обошли горы юго-восточнее прохода Хальфайя и двинулись на север через Ридотта-Капуццо на Бардию. Однако британцы не смогли добиться эффекта неожиданности.

Немцы знали о готовящейся британской атаке. Роммель привёл войска в полную боевую готовность, включая мобильные резервы. Поэтому противника немедленно контратаковали немецкие 5-я легкая и 15-я танковая дивизии. Попытки англичан прорваться через проход Хальфайя были отражены. Большую роль в отражении атак британских танков сыграли 88-м зенитные орудия.


Британские танки «Матильда» («Matilda Mk. II) в ливийской пустыне во время наступления на Тобрук

15–16 июня шли упорные бои с переменным успехом. Роммель собрал силы против западного фланга двигавшихся на север англичан и 17 июня нанёс контрудар, который стал для противника неожиданным. Британцам пришлось бежать на юг, чтобы избежать полного разгрома. Британская 7-я бронетанковая дивизия смогла избежать окружения и разгрома, но откатилась к Мерса-Матрух.

Немцы вернули Сиди-Омар, восстановив фронт. Британцы только за один день боев потеряли 500 человек убитыми и пленными, более 90 средних танков «Матильда II» и «Крестоносец» («Крусейдер»). Также немцы захватили 12 танков «Матильда» целыми.

Этот эпизод стал для Роммеля большим успехом. Командир Африканского корпуса проявил высокие тактические способности, умело используя местность, комбинируя танки с артиллерией, обходя более медлительные части противника. Победы Роммеля произвели большое впечатление как на Берлин (Роммелю присвоили звание генерала танковых войск) и Рим, так и на британцев. Был создан ореол непобедимости Роммеля, как в глазах немцев, так и англичан. Создана легенда о «Лисе пустыни», хитроумном, быстром и неуловимом полководце, который появляется в самых неожиданных местах.


Командующий немецким Африканским корпусом Э. Роммель фотографирует расположение войск в районе Тобрука

Британцы готовят новое наступление


В боевых действиях наступила пауза.

Роммель не мог развить успех наличными силами, которые были весьма ограниченными. Подкреплений из Германии не присылали, так как все боеспособные соединения были связаны войной в России. Итальянцы обещали усилить свою группировку в Северной Африке, но не сделали этого. Англичанам же потребовалось большое время, чтобы восстановиться после поражений в Северной Африке, Греции и на Крите и снова решиться на наступление в Африке.

Главнокомандующий британскими силами на Ближнем Востоке генерал Арчибальд Уэйвелл был заменен генералом Клодом Окинлеком, который до этого руководил войсками в Индии и подавил восстание в Ираке. Окинлек оказался под впечатлением успехов корпуса Роммеля, не замечая его слабости и проблемы со снабжением. Поэтому британцы отложили новое наступление на довольно длительное время.

Снабжение германо-итальянских ВС в Северной Африке оказалось под угрозой полной блокады. Британская база на Мальте, которую разумно было ликвидировать до начала вторжения в СССР, где размещались подлодки и самолеты, стала растущей угрозой коммуникациям Италии и Германии в Средиземном море.

Британцы, как только Третий рейх ввязался в битву с Россией, немедленно захватили господство в воздухе и на море в Средиземноморье.

В августе британцы потопили 35 %, в октябре – уже более 60 % всех грузов, которые предназначались немецко-итальянским войскам в Африке. Если бы так продолжалось и далее, то вскоре англичане могли уничтожить основную часть итальянского и немецкого торгового флота на Средиземном море. Это обрекало германо-итальянские войска в Северной Африке на истощение и поражение даже без серьёзных сражений.

Англичане, наоборот, в июле и сентябре провели через Средиземное море хорошо защищённые конвои. Итальянские самолеты их атаковали, но британские конвои понесли незначительные потери. Одновременно корабли шли по безопасному маршруту – через мыс Доброй Надежды, разгружались в Суэце.

Войска в Египте получили всё, что необходимо для наступления – танки, самолеты, автомобили, боеприпасы и пр. На базах были созданы склады оружия, снаряжения и провианта. Приведены в порядок источники воды. От Александрии на запад протянут водопровод. В район Мерса-Матрух проложили железную дорогу. Строились новые аэродромы.


Британский пехотный танк «Матильда II», подбитый огнем 88-мм зенитных орудий. Район Тобрука


Солдаты польской Карпатской бригады на пристани осажденного Тобрука после схода на берег с британского эсминца «Карпак»

Черчилль был полон решимости добиться полной победы в Северной Африке. Поэтому он постоянно усиливал войска в Египте и отмахивался от напоминаний военных, что в приоритете оборона Дальнего Востока и особенно Сингапура. Пока японцы готовились к атаке в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Черчилль сосредоточил всё внимание и усилия на Северной Африке. Британский премьер-министр поддался общему восхищению «лисом пустыни», опасался, что Роммель прорвётся к Нилу и Суэцу.

Черчилль требовал от Окинлека немедленного и решительного наступления, веря в полный успех операции и захват всей Ливии. В результате устранялась угроза Суэцкой коммуникации. Также премьер надеялся побудить к переходу на сторону Англии находившиеся в Африке французские войска под командованием генерала Вейгана.

Для переброски в Африку в Англии подготовили три пехотные и одну танковую дивизии. Черчилль считал, что момент для удара самый благоприятный, пока вермахт полностью связан войной в России. При этом битве за Ливию придавали решающее значение, она должна была изменить весь ход Второй мировой войны. Её по историческому значению приравняли к битве под Ватерлоо.

Однако Окинлек, как ранее и Уэйвелл, упорно сопротивлялся давлению Черчилля и настаивал, чтобы подождать, пока войска будут полностью готовы к операции. Также необходимо создать сильную оборонительную линию, иначе наступать нельзя. Поэтому новая наступательная операция началась только во второй половине ноября 1941 года.

В сентябре 1941 года из армии «Нил» была сформирована 8-я армия под командованием генерал-лейтенанта Алана Каниннгема. Этот генерал прославился благодаря разгрому итальянской армии в Восточной Африке.

Армия была значительно усилена за счёт индийских, новозеландских и южноафриканских войск. Армия получила пять полностью укомплектованных танковых бригад. В состав 8-й армии вошли 30-й корпус (7-я бронетанковая дивизия, 1-я южноафриканская дивизия, 4-я бронетанковая бригада, моторизованная гвардейская бригада) и 13-й корпус (4-я индийская пехотная, 2-я новозеландская дивизия и 1-я танковая бригада).

Также в состав 8-й армии входил гарнизон Тобрука: 70-я пехотная дивизия (сменила 9-ю австралийскую дивизию, вынесшую всю тяжесть осады), включала в себя 32-ю танковую бригаду; польская Карпатская отдельная стрелковая бригада и чехословацкий пехотный батальон. В резерве армии находилась 2-я южноафриканская пехотная дивизия, бригада французского Сопротивления, несколько чешских, греческих и других батальонов добровольцев.

В целом в составе 8-й армии было около 7 дивизий, всего около 118 тыс. человек (на ливийской границе было 75 тыс. солдат), более 700 основных танков (не считая лёгких) и свыше 720 самолетов.


Портрет главнокомандующего британскими войсками на Ближнем Востоке генерала К. Окинлека


Экипажи и танки «Матильда» II 32-й британской бронетанковой бригады на окраине Тобрука

Германо-итальянские силы


Немецко-итальянскими войсками формально командовал итальянский генерал Этторе Бастико, который в июле сменил фельдмаршала Гарибальди.

Бастико получал приказы от верховного командования в Риме и был другом Муссолини. В его подчинении находился немецкий Африканский корпус Роммеля, а также 20-й моторизованный (генерала Г. Гамбара) и 21-й (генерала Э. Наварини) итальянские корпуса. Фактически же Роммель, находившийся на пике славы, игнорировал Бастико и имел решающее влияние на передовой. А Бастико находился со своим штабом в Триполи, в 1 500 км от ведущих боевые действия войск, «царствовал, но не правил».

Немецкое и итальянское командование спорили по вопросу Тобрука. Итальянцы откладывали штурм, считая, что он плохо подготовлен и надо усиливать оборону на случай удара британской армии со стороны Египта. Роммель тянул полномочия на себя и уверял, что никакого наступления британцев не ожидается, поэтому надо идти на штурм Тобрука.

В противоположность британцам Роммель не получил никаких существенных подкреплений из Германии, хотя ему их и обещали. У него по-прежнему было только 4 танковых полка. 5-я лёгкая дивизия была переформирована в 21-ю танковую, но танков от этого больше не стало. В августе создали 90-ю Африканскую лёгкую дивизию, использовав для этого уже имеющиеся в Северной Африке пехотные батальоны, артиллерийские и сапёрные подразделения. У Роммеля не было серьёзного подвижного резерва.


Главнокомандующий вооружёнными силами стран «оси» в Северной Африке Этторе Бастико


Эрвин Роммель

Британцам противостояла созданная 1 сентября 1941 года танковая группа «Африка»: в её состав входил Африканский корпус (21-я танковая дивизия и 15-я танковая дивизия, 90-я лёгкая пехотная дивизия), итальянский 21-й армейский корпус. Плюс итальянский 20-й моторизованный корпус. Всего две танковые и одна лёгкая дивизии немцев, одна танковая (132-я танковая дивизия «Ариете») и шесть пехотных дивизий итальянцев.

Роммель имел около 500 танков, включая итальянские (около 150 машин), которые были хуже немецких. Германо-итальянские ВВС насчитывали около 750 машин, но непосредственно на фронте было меньше (около половины от общего числа). Поэтому британцы имели превосходство в танках и самолетах. Итальянские дивизии, как и раньше, были заметно хуже по боевым качествам, чем британские и немецкие. По тактической подготовке, выучке, стойкости, вооружению и обеспеченности транспортом. Поэтому итальянцев можно было использовать в позиционной обороне, но во время маневра и быстрых действий они становились обузой.

В это время всё больше и больше появлялось слухов о предстоящем английском наступлении. Германская и итальянская разведка обнаружили возросшую активность противника и концентрацию его сил на границе. Итальянское командование предложило отложить штурм Тобрука до начала 1942 года и сосредоточить усилия на обороне.

Но Роммель отметал все предупреждения, веря в превосходство своих сил.

Встревоженный Бастико пытался поднять тревогу: противник готовит наступление. Но Роммель ничего слышать не хотел. Он даже улетел в Рим с женой, чтобы отметить свой день рождения.

4 ноября Роммель во время посещения Рима охарактеризовал положение на фронте в районе Эс-Саллума и прохода Хальфайя как надежное. Восточный участок фронта был хорошо укреплен противотанковыми пушками и 88-м орудиями. Генерал планировал взять Тобрук и освободить войска для отражения ожидаемого наступления англичан.

Наступление на Тобрук планировалось во второй половине ноября. Роммель заявлял, что город возьмут в два-три дня. 15 ноября Роммель встретился с Муссолини, склонил его на свою сторону, и вернулся в Африку 18-го, когда противник начал наступление.


Два трофейных танка «Матильда» Африканского корпуса в пустыне


Два танка Pz.Kpfw. II немецкого Африканского корпуса в пустыне под Тобруком


Подбитые немецкие танки Pz.Kpfw. III догорают в пустыне

Операция «Крусейдер»


План заключался в том, чтобы обойти вражеские войска с юга, окружить их и уничтожить ударами с фронта и с тыла (из Тобрука). Успех операции должен был привести к захвату Киренаики. При благоприятных условиях британская армия должна была развить наступление и занять Триполитанию (операция «Акробат»). 13-й корпус под командованием генерал-лейтенанта Альфреда Годвина-Остина должен был сковать боем противника в приграничных укреплениях, обойти и взять Эс-Саллум и Бардию.

Тем временем 30-й подвижный корпус генерал-лейтенанта Уиллоби Норри наносил главный удар из района Ридотта-Магдалена. 7-я танковая дивизия была нацелена на Габр-Салех, отрезая вражеские силы, которые оборонялись на границе. Затем танки шли на Тобрук, на соединение с его гарнизоном. Правый (северный) фланг 7-й дивизии прикрывала 4-я бронетанковая бригада, западный и юго-западные фланги – части 1-й южноафриканской дивизии и 22-й гвардейской бригады.

После снятия осады Тобрука и разгрома корпуса Роммеля силы 30-го подвижного корпуса нацеливались на запад, на Мекили. А пехота вдоль побережья должна была идти на Дерну.

В это время одна немецкая и четыре итальянские дивизии осаждали Тобрук.

Одна итальянская дивизия и слабые германские силы располагались в районе Эс-Саллума и прохода Хальфайя. Подвижные соединения итальянцев (132-я танковая дивизия и 101-я моторизованная дивизия «Триесте») обеспечивали правый фланг между Бир-Хакеймом и Бир-эль-Гоби. Подвижные соединения немцев располагались юго-восточнее Тобрука.


Продолжение следует…
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
86 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Морской Кот
    Морской Кот 18 ноября 2021 07:10
    +12
    При постоянной нехватке сил и топила, Роммель, однако, умудрялся делать то, что он делал. Вот отрывок из его письма жене:
    "Я фельдмаршал, это как сладкий сон. Гитлер сделал меня фельдмаршалом. Но я предпочел бы, чтобы он прислал мне [еще одну] дивизию» ".(с)
    Ведь даже получив незначительные подкреплена и, вроде бы, терпя поражение, он смог одерживать победы:
    "Следуя за арьергардом противника, гвардейская бригада предприняла фронтальную атаку на Аджедабью, однако она не увенчалась успехом. 22-я бронетанковая бригада совершила обходный маневр через Эль-Хасеят, углубившись в пустыню на 30 миль, и неожиданно потерпела неудачу. 27 декабря ее фланг подвергся внезапному нападению немецких танков и был отсечен в ходе последующих боев. Примерно 30 английским танкам удалось вырваться из окружения, потери составили 65 танков. Нанося этот удар, Роммель воспользовался прибытием двух свежих танковых рот (30 танков), выгруженных в Бенгази 19 декабря накануне эвакуации порта. Это было первое подкрепление, которое получил Роммель после начала операции «Крусейдер».(с)


    Горящий Pz.Kpfw. III на фоне британского Крейсерского танка Mk.VI (A15) Crusader.
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 18 ноября 2021 08:17
      +5
      двух свежих танковых рот (30 танков),
      Какие-то обглоданные роты получаются, если конечно в их составе не было "четверок"
      1. Морской Кот
        Морской Кот 18 ноября 2021 09:12
        +6
        Почему "обглоданные"?

        Рота средних танков ( ну или средняя танковая рота, это как кому нравится называть) штата № 1175 от 1.11.1941г. насчитывает 144 человека. Из них 8 офицеров, 51 унтер-офицер и 85 солдат.
        Основное вооружение 14 средних танков типа Pz.Kpfw. IV и 5 легких танков типа Pz.Kpfw. II.
        Транспортные средства: 4 мотоцикла без колясок, 3 мотоцикла с колясками, 3 легковых автомобиля, 7 грузовых автомобилей и 2 полугусеничных тягача.


        Pz.Kpfw. II, с его 20-мм пушкой, практически пригоден лишь для разведки.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 18 ноября 2021 09:23
          +4
          Цифры не бьются.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 18 ноября 2021 10:03
            +6
            Это точно, бьются люди и танки, которыми они управляют. Но где и когда ты видел чтобы положеный по штату списочный состав соответствовал реальному?
    2. knn54
      knn54 18 ноября 2021 08:58
      +4
      Американский военный атташе в британском штабе в Египте (приехал туда еще в 1940 году).полковник Боннер Феллерс
      Был завербован итальянцами.Янкесы тогда не воевали.
      В июне 1942 года британцы его "вычислили".
      7 июля полковника Феллерса сместили с должности, он покинул Египет и вернулся в США, где его наградили золотой с эмалью "Медалью за выдающиеся заслуги" и произвели в бригадные генералы.
      Накануне сражения Роммелю, только получившему звание генерал-фельдмаршала, к столу( во время завтрака в своей командирской палатке), расшифровку британского штаба ,увы,не принесли...
      1. Альф
        Альф 18 ноября 2021 19:55
        0
        Цитата: knn54
        "Медалью за выдающиеся заслуги"

        Интересно, за какие ?
    3. Кроу
      Кроу 18 ноября 2021 13:00
      +11
      При постоянной нехватке сил и топлива, Роммель, однако, умудрялся делать то, что он делал.
      Существует реальная опасность того, что Роммель превращается в некое сверхъестественное существо или ночной кошмар для наших войск, которые слишком много говорят о нём.
      Британский генерал Клод Окинлек
      1. Морской Кот
        Морской Кот 18 ноября 2021 13:28
        +9
        Да, с этим выступлением Окинлек в очередной раз сел в лужу. laughing
        1. Кроу
          Кроу 18 ноября 2021 13:34
          +12
          Старый лис умел туда противников сажать.Все-таки хорошо,что Гитлер его в Африку отправил союзников гонять,нам бы его еще не хватало бы.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 18 ноября 2021 14:03
            +9
            Это верно, человек он талантливый и храбрый, воевать с таким, конечно, большая честь, но уж больно хлопотно и затратно. smile
            Не читали мемуары генерала фон Мелентина? Он умудрился, начиная с майора, повоевать на всех театрах, в т.ч. и в Африке, интересные подробности сообщает.
            1. Кроу
              Кроу 18 ноября 2021 14:14
              +9
              Читал,и "Танковые сражения 1939-1945 гг.",и "Бронированный кулак вермахта" - предпочитаю "от первых лиц",что называется..Хотя во многих мемуарах авторы и преукрашивают действительность частенько,особенно о своей роли,но это куда интереснее,нежели художественная литература людей,которые как говорится "и рядом не стояли" с этими событиями.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 18 ноября 2021 14:22
                +10
                ...художественная литература людей,которые как говорится "и рядом не стояли" с этими событиями.

                Правильно подметили, особенно этой клиентуры развелось в 80 - 90 годы, как запруду прорвало и что только ни попёрло. laughing
          2. hohol95
            hohol95 18 ноября 2021 22:04
            0
            Читая статью "Лис пустыни" на warspo.ru складывается "немного иное впечатление" о Эрвине Роммеле!
            Паулюс назвал его "тупым недальновидным швабом..."
            1. Альф
              Альф 19 ноября 2021 18:34
              +1
              Цитата: hohol95
              Паулюс назвал его "тупым недальновидным швабом..."

              Кто бы говорил..Сам в плен попал, а Роммель, толком на руках ничего не имея и имея еще хомут в виде потомков римлян, почти три года гонял островитян по пустыни, пока его тупо не задавили числом, да и то, при помощи американцев. Про снабжение Роммеля лучше и не говорить..
              1. hohol95
                hohol95 19 ноября 2021 21:16
                +1
                А много ли было тех с "основных островов"?
                Танкисты, "енералы" и флот...
                Немного ВВС.
                После отправки на Крит и в Грецию почти всего состава Британской армии находившегося в Египте и последующих потерь техники и живой силы пришлось "завозить" в Египет индусов, австралийцев, новозеландцев, юасовцев (ныне юаровцы).
                Отправлять в Египет из Палестины Карпатскую бригаду (поляки собравшиеся в Сирии под "крылом" французов, но после ушедшие в Палестину к британцам).
                Помощ оказывали французы из "Свободной Франции" дислоцировавшиеся во Французком Чаде граничащем с Итальянской Ливией!
                1. Альф
                  Альф 19 ноября 2021 21:18
                  +1
                  Цитата: hohol95
                  А много ли было тех с "основных островов"?

                  Может и немного. Роммель-то с кем воевал, только с солдатами Метрополии или со всем Содружеством ?
                  1. hohol95
                    hohol95 19 ноября 2021 21:27
                    +1
                    "Каждой твари по паре..."
                    Пехота вся из колоний, пилоты частично из ЮАС (ЮАР). Пляс конечно польская бригада. Куда же без "горячих панов".
                    В жаркой египетской пустыне им было самое место.
                    Только танкисты "доморощенные островетяне".
                    Танкистов из канады ещё не обучили к тому времени. К "Оверлорду" обучат! Как и поляков.
                    И только отцы - генералы были чистокровными "с главного острова"!
                    1. Альф
                      Альф 19 ноября 2021 21:29
                      0
                      Цитата: hohol95
                      "Каждой твари по паре..."
                      Пехота вся из колоний, пилоты частично из ЮАС (ЮАР). Пляс конечно польская бригада. Куда же без "горячих панов".
                      В жаркой египетской пустыне им было самое место.
                      Только танкисты "доморощенные островетяне".
                      Танкистов из канады ещё не обучили к тому времени. К "Оверлорду" обучат! Как и поляков.
                      И только отцы - генералы были чистокровными "с главного острова"!

                      В желтой, жаркой Африке места много, все поместятся...
      2. hohol95
        hohol95 18 ноября 2021 14:36
        +6
        Как говорил Кряк Лапчатый - "Я ужас летящий на крыльях ночи! Я Чёрный Плащ!!!
        Значит с Роммеля списали своего персонажа американские выдумыватели комиксов... belay
    4. seti
      seti 18 ноября 2021 16:54
      +6
      Горит не Т-3 а Т-4. Смотрите внимательнее.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 18 ноября 2021 19:17
        +2
        Вы правы, а косяк мой, опять не выспался. request smile
  2. Ольгович
    Ольгович 18 ноября 2021 08:06
    +8
    = Автор: "Роммель имел около 500 танков"

    Это седьмая часть танков Германии на Вост. фронте.

    Благодаря англичанам , они туда не попали.
    1. Illanatol
      Illanatol 20 ноября 2021 13:54
      0
      Это седьмая часть танков Германии на Вост. фронте.

      Благодаря англичанам , они туда не попали.


      Так англичане начали войну против Рейха, чтобы СССР помочь? Или может у них были другие мотивы?

      А если бы блицкриг против СССР удался и в помощь Роммелю направили танковые дивизии Гудериана, что стало бы с англичанами и их союзниками в Северной Африке?
      1. Ольгович
        Ольгович 20 ноября 2021 14:17
        -1
        Цитата: Illanatol
        Так англичане начали войну против Рейха, чтобы СССР помочь? Или может у них были другие мотивы?

        англичане выступили против начавшего войну Гитлера в интересах мира, союзников и , соответсвенно, своих.

        Что , объективно, было на руку СССР
        Цитата: Illanatol
        А если бы блицкриг против СССР удался и в помощь Роммелю направили танковые дивизии Гудериана, что стало бы с англичанами и их союзниками в Северной Африке?

        ,Что было бы под Брестом, Москвой, Ленинградом, на Кавказе, если бы там добавились 500 танков Роммеля (плюс сотни итал. танков) уничтоженные к декабрю 41 англичанами?
        1. Illanatol
          Illanatol 21 ноября 2021 09:02
          -2
          англичане выступили против начавшего войну Гитлера в интересах мира, союзников и , соответсвенно, своих.


          Ну, как они за союзников заступались, известно. Чехов славно защитили, да и за Варшаву кровь не слишком проливали.
          Вот когда Гитлер их самих взял за деликатное место - тогда впряглись.

          Что было бы под Брестом, Москвой, Ленинградом, на Кавказе, если бы там добавились 500 танков Роммеля (плюс сотни итал. танков) уничтоженные к декабрю 41 англичанами?


          А с чего бы они добавились? Если бы Роммель добился успеха, он бы дальше пошел. В Иран, возможно, в Индию даже. Согласно воле фюрера, однако.
          Восточный фронт и так регулярно получал пополнения из Германии. Или вы полагаете, сколько танков и самолетов было в первой линии в момент нападения на СССР - столько и воевало?
          Нет, немцы несли потери и немалые, даже в начале войны. Так что приходилось их восполнять. Авиационная промышленность Рейха в 1941-1943 гг. работала на нехилых оборотах, но свою авиационную группировку на Восточном фронте немцам нарастить не удавалось, несмотря на все подвиги "хартманнов". То же было и с танками.

          А вот что было бы с Англией, да и с США, если бы СССР не устоял - представить нетрудно.
          Ну, даже в западной художественной литературе описано (напр. "Человек в Высоком замке" Ф. Дика).
          1. Ольгович
            Ольгович 21 ноября 2021 10:53
            -1
            Цитата: Illanatol
            Ну, как они за союзников заступались, известно. Чехов славно защитили, да и за Варшаву кровь не слишком проливали.
            Вот когда Гитлер их самих взял за деликатное место - тогда впряглись.

            Факт в том, что еще до 22 июня англичане воевали и уничтожали десятки тыс солдат италогерманских войск в Африке
            Цитата: Illanatol
            А с чего бы они добавились? Если бы Роммель добился успеха, он бы дальше пошел. В Иран, возможно, в Индию даже. Согласно воле фюрера, однако.

            с того, что Барбаросса буксовала и Гитлеру пришлось поворачивать часть таков на Киев вместо Москвы. Итого Тайфун начался в октябре, а не в августе.

            С Роммелем все было бы совсем иначе
            Цитата: Illanatol
            А вот что было бы с Англией, да и с США, если бы СССР не устоял - представить нетрудно.

            Англия бы пала, а до США Германии не добраться.

            Да и СССР Гитлер даже оккупировать целиком был не в состоянии -не было у ннего для этого ни сил,ни ресурсов
            1. Illanatol
              Illanatol 22 ноября 2021 09:34
              -1
              Факт в том, что еще до 22 июня англичане воевали и уничтожали десятки тыс солдат италогерманских войск в Африке


              Ага, одолжение нам сделали. Они Суэц защищали, "горло" своей колониальной империи.
              И не лишне вспомнить, с чьего попустительства Гитлер мощь такую набрал, кто старательно закрывал глаза на его нарушения условий Версальского мира и кто саботировал попытки пресечь эти нарушения (начиная от ввода войск Германией в демилитаризованную Рейнскую область вплоть до захвата Судет).

              с того, что Барбаросса буксовала и Гитлеру пришлось поворачивать часть таков на Киев вместо Москвы. Итого Тайфун начался в октябре, а не в августе.

              С Роммелем все было бы совсем иначе


              Не было бы иначе. Гитлеру нужна была ближневосточная нефть. Так что в случае успеха Роммель все равно бы на Восточный фронт не попал бы.
              И провал операции "Тайфун" скорее связан с провалом захвата Ленинграда, что воспрепятствовало переброске дивизий ГА "Север" на московское направление (согласно плану "Барбаросса").

              Англия бы пала, а до США Германии не добраться.

              Да и СССР Гитлер даже оккупировать целиком был не в состоянии -не было у ннего для этого ни сил,ни ресурсов


              После падения Англии Гитлер получал Канаду.
              Гитлеру достаточно было бы территории до Урала. Восток - забирала Япония, Среднюю Азию - поделили бы Турция и Иран (потенциальные союзники Рейха).
              После захвата СССР Гитлер бы сменил парадигму своих ВС. Приоритет бы получил флот. С помощью союзников Рейх развернул бы программу строительства авианосцев. Ресурсов и производственных мощностей хватило бы (с учетом трофеев в СССР).
              Битва за Атлантику закончилась бы победой Рейха. А затем танковые армии Германии атаковали бы США с территории Канады.
              Шах и мат.
              1. Ольгович
                Ольгович 22 ноября 2021 10:35
                -1
                Цитата: Illanatol
                Ага, одолжение нам сделали. Они Суэц защищали, "горло" своей колониальной империи.

                каждый СЕБЯ защищал, в т.ч. СССР
                Цитата: Illanatol
                И не лишне вспомнить, с чьего попустительства Гитлер мощь такую набрал, кто старательно закрывал глаза на его нарушения условий Версальского мира и кто саботировал попытки пресечь эти нарушения (начиная от ввода войск Германией в демилитаризованную Рейнскую область вплоть до захвата Суде

                Вспомним, кто прорвал блокаду изгоя Германии в 1918 и 1922 г-накорил ее хлебом, золотом, землями и пленными-продлил Великую войну,
                а превратил Россию-победителя в международного изгоя, изгнанного из Версаля и контроля за Германией. Без России в версале и получили вооруженную германию и ВМВ
                Цитата: Illanatol
                Не было бы иначе. Гитлеру нужна была ближневосточная нефть. Так что в случае успеха Роммель все равно бы на Восточный фронт не попал бы.
                И провал операции "Тайфун" скорее связан с провалом захвата Ленинграда, что воспрепятствовало переброске дивизий ГА "Север" на московское направление (согласно плану "Барбаросса").

                Гитлеру не хватило 500 танков Ромммеля для Тайфуна в августе, а после удачи Тайфуна-вся нефть была бы в распоряжении гитлера.

                А из под Ленинграда танки и были взяты для Тайфуна
                Цитата: Illanatol
                После падения Англии Гитлер получал Канаду.
                Гитлеру достаточно было бы территории до Урала. Восток - забирала Япония, Среднюю Азию - поделили бы Турция и Иран (потенциальные союзники Рейха).
                После захвата СССР Гитлер бы сменил парадигму своих ВС. Приоритет бы получил флот. С помощью союзников Рейх развернул бы программу строительства авианосцев. Ресурсов и производственных мощностей хватило бы (с учетом трофеев в СССР).
                Битва за Атлантику закончилась бы победой Рейха. А затем танковые армии Германии атаковали бы США с территории Канады.
                Шах и мат.

                belay lol
                1. Illanatol
                  Illanatol 22 ноября 2021 13:59
                  -1
                  Цитата: Ольгович
                  каждый СЕБЯ защищал, в т.ч. СССР


                  На практике СССР защитил не только себя.

                  Вспомним, кто прорвал блокаду изгоя Германии в 1918 и 1922 г-накорил ее хлебом, золотом, землями и пленными-продлил Великую войну


                  Не продлил, а укоротил. Именно Брестский мир довел Германию до капитуляции. Наша революция вызвала рост революционных выступлений в Германии, что способствовало свержению кайзера и её поражению.
                  Ну а сотрудничество Советской России с демократической Веймарской республикой никаких претензий ни у кого не вызывало и было вполне взаимовыгодным. Благодаря немцам мы получали доступ к технологиям и укрепляли свою военную мощь.
                  Германия во времена Веймара была слабее Польши и никакой угрозы не представляла. Это позднее с помощью западных компаний и потворства "демократий" Гитлер создаст мощную армию и ВПК. Скажем "спасибо" Форду, "Дженерал Моторс" и т.п. структурам.

                  Гитлеру не хватило 500 танков Ромммеля для Тайфуна в августе


                  Заело.... wassat

                  А из под Ленинграда танки и были взяты для Тайфуна


                  Танки... почти вся ГА "Север" должна была направиться на юг, для захвата Москвы.
                  Не только танки рулят... пехота и тяжелая артиллерия - тоже.
  3. hohol95
    hohol95 18 ноября 2021 08:10
    +10
    Уважаемый автор! По каким "сусекам наскрёб" для себя Роммель 500 или около танков?
    Для отрадения британского "Крестоносца" он выставил примерно 250 германских и 146 итальянских танка.
    Британцы в ноябре 1941 года имели до 750 танков разных моделей из них 165 американских М3 "Стюарт".
  4. Krasnodar
    Krasnodar 18 ноября 2021 08:23
    +9
    Чето у Роммеля все неудачи так или иначе связаны с женой - то в Рим с ней полетел перед брианским наступлением, то в Париж ей туфли покупать перед Оверлордом ))
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 18 ноября 2021 08:32
      +5
      И не говори! И отравился он от из за измены
      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 08:43
        +5
        Цитата: 3x3zsave
        И не говори! И отравился он от из за измены

        Измены фюреру ))
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 18 ноября 2021 08:46
          +4
          Таки Люси изменяла Эрвину с самим фюрером?!
          1. Krasnodar
            Krasnodar 18 ноября 2021 09:24
            +5
            Цитата: 3x3zsave
            Таки Люси изменяла Эрвину с самим фюрером?!

            Таки Роммель изменял самому фюреру в 44-м, вместе с остальными заговорщиками, но, как герою Рейха, ему разрешили спокойно отравиться - так всем было лучше.
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 18 ноября 2021 09:42
              +6
              Я знаю, просто игра слов.
              1. Krasnodar
                Krasnodar 18 ноября 2021 20:05
                +2
                Цитата: 3x3zsave
                Я знаю, просто игра слов.

                Каламбур, господа, каламбур fellow
    2. Морской Кот
      Морской Кот 18 ноября 2021 08:53
      +7
      Что делать, супружеский долг -- вещь суровая... laughing

      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 09:24
        +4
        Прости, дорогая, склероз? ))
    3. Охотовед 2
      Охотовед 2 18 ноября 2021 09:29
      +3
      Альберт привет hi и вся компания «воинствующих историков» ! Лично знаком с внучкой Фон Роммеля ! Очень интересная династия. Думаю как монетизировать знакомство... ну или буду молчать - что не заткнёте wassat
      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 09:31
        +3
        Приветствую, Алексей! hi
        Бери ее в жены без брачного контракта - так и капитализируешься при разводе ))
        Старый добрый рецепт yes
        1. Охотовед 2
          Охотовед 2 18 ноября 2021 09:36
          +4
          Вместо того чтоб пару шекелей перевести - дал самоубийственный совет sad вот же Редиска ты! am
          1. Krasnodar
            Krasnodar 18 ноября 2021 09:42
            +4
            Цитата: Охотовед 2
            Вместо того чтоб пару шекелей перевести - дал самоубийственный совет sad вот же Редиска ты! am

            Откуда у бедного еврея шекели? request
            Могу тебе выслать свой снимок в форме израильских ВВ для подарка внучке Роммеля - типа дед обложатся laughing
            1. Охотовед 2
              Охотовед 2 18 ноября 2021 09:47
              +3
              Цитата: Krasnodar

              Откуда у бедного еврея шекели? request
              Могу тебе выслать свой снимок в форме израильских ВВ для подарка внучке Роммеля - типа дед обложатся laughing

              Ну... теперь уже не нужно, Настасья Твой номер и адрес знает - Мои Тебе Поздравления! laughing накидай заранее схему - зачем пытался выбить из Семьи добытчика... так на всякий пожарный. bully
              1. Krasnodar
                Krasnodar 18 ноября 2021 09:48
                +2
                Да пожалуйста - оптимизировать доходы добытчика для дальнейшей поддержки семейства fellow
                Может тебе пивоваренный заводик отойдёт в Баварии feel
                1. Охотовед 2
                  Охотовед 2 18 ноября 2021 09:54
                  +5
                  Цитата: Krasnodar
                  Да пожалуйста - оптимизировать доходы добытчика для дальнейшей поддержки семейства fellow
                  Может тебе пивоваренный заводик отойдёт в Баварии feel

                  Хм what вот только внучке 67 годиков... Я не то чтобы уже очень против «женитьбы», но как-то прям задумался, заводик в Баварии - штука серьёзная!
                  1. Krasnodar
                    Krasnodar 18 ноября 2021 20:01
                    +2
                    Цитата: Охотовед 2

                    Хм вот только внучке 67 годиков... Я не то чтобы уже очень против «женитьбы», но как-то прям задумался, заводик в Баварии - штука серьёзная!

                    Если рентабельный - то весьма и очень ))
            2. 3x3zsave
              3x3zsave 18 ноября 2021 10:08
              +7
              Откуда у бедного еврея шекели?
              Только швейцарские франки
              1. Krasnodar
                Krasnodar 18 ноября 2021 20:02
                +2
                Цитата: 3x3zsave
                Откуда у бедного еврея шекели?
                Только швейцарские франки

                Я их последний раз в руках держал больше трёх лет назад ))
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 18 ноября 2021 20:11
                  +2
                  "- А сосиска, она какая? Квадратная, с дырочками?
                  - Нет, она круглая, а внутри - вкусная!" (С)
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 18 ноября 2021 10:06
        +13
        вся компания «воинствующих историков» !
        Секта "Свидетелей Шпаковского" laughing hi
        1. Охотовед 2
          Охотовед 2 18 ноября 2021 10:09
          +8
          Цитата: 3x3zsave
          вся компания «воинствующих историков» !
          Секта "Свидетелей Шпаковского" laughing hi

          Рад общению Антон! hi надеюсь все живы - здоровы из родных и близких... собственно как и ты.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 18 ноября 2021 11:28
            +8
            Рад общению Антон!
            Взаимно, Алексей!
            1. Охотовед 2
              Охотовед 2 18 ноября 2021 11:39
              +9
              Цитата: 3x3zsave

              Взаимно, Алексей!

              Смотри осторожнее... не успел на сайт зайти - сразу минусы полетели feel Костя с Верой аж удивились, аура у Меня какая-то радиоактивная laughing
              Но... Врагу не сдаётся Наш гордый Варяг... и далее. Очень рад Вас Всех слышать. Не до сайта было, и ещё МАМУ похоронил. Очень вышибло из седла это печальное событие, вот и восстанавливаюсь.
              1. 3x3zsave
                3x3zsave 18 ноября 2021 12:18
                +11
                Мои соболезнования!
                В субботу иду "ширяться", а то без "шашечек" меня в Эрмитаж не пускают
                1. Охотовед 2
                  Охотовед 2 18 ноября 2021 12:33
                  +9
                  Цитата: 3x3zsave
                  Мои соболезнования!
                  В субботу иду "ширяться", а то без "шашечек" меня в Эрмитаж не пускают

                  Благодарю.
                  Антон будет личная просьба к «пытливому» уму, в личке всё напишу. Я пока держусь без прививок, даже уже серьезно поскандалил.
                  1. 3x3zsave
                    3x3zsave 18 ноября 2021 12:55
                    +7
                    Хорошо.
                    Ну, я тоже держался, но обложили уже со всех сторон. У меня через месяц техосмотр, не факт, что пустят.
                2. Кроу
                  Кроу 18 ноября 2021 13:03
                  +11
                  Мои соболезнования!
                  Позвольте искренне присоединиться.Эта утрата до конца дней с Вами будет и никакое время ее не вылечит.По себе знаю.
                  1. Охотовед 2
                    Охотовед 2 18 ноября 2021 13:07
                    +10
                    Искренне благодарю. Удачи Вам и Вашим Близким! soldier
                3. hohol95
                  hohol95 18 ноября 2021 14:38
                  +6
                  А на работу пускают?
                  Без "шашечек"?
                  Блин опять забыл, что Вы слегка "самозанятый" и не волнуетесь по поводу пропусков и разного рода нарядов-допусков к работе... hi
                  1. 3x3zsave
                    3x3zsave 18 ноября 2021 14:45
                    +6
                    В строительные гипермаркеты не пускают. С января - работа по контракту, в гостиннице, по идее туда не должны пускать laughing hi
                    1. hohol95
                      hohol95 18 ноября 2021 15:50
                      +5
                      А вот у нас для не привитых перекроют допуск к рабочему месту с 1 декабря!
                      И так на многих предприятиях. В магазинах 5-пятёрочка - увольнение!
                      1. 3x3zsave
                        3x3zsave 18 ноября 2021 16:08
                        +5
                        У нас, вероятно, та же фигня. Плюс, куча народа в области живет, а там свои "погремушки" wassat
    4. hohol95
      hohol95 18 ноября 2021 17:24
      +5
      Москву отстояли Мороз и его жена Грязь! До Каира не дошли из-за любви Роммеля к празднованию дней рождений и походов с женой по парижским магазинам!!!
      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 23:24
        +2
        Цитата: hohol95
        Москву отстояли Мороз и его жена Грязь! До Каира не дошли из-за любви Роммеля к празднованию дней рождений и походов с женой по парижским магазинам!!!

        Потому что Гитлер не фига не Македонский. Последний, в первую очередь, показывал свою толерантность к религии и обычаям покорённых народов, женил своё ближайшее окружение на дочерях местной знати и т.п. Адольфик же сунулся куда не надо и когда не надо с идеей расового превосходства, вместо того, чтобы сначала обеспечить себе всеми силами Ближневосточную нефть, а затем уже лезть на СССР, обращаясь с местными, как с людьми.
        1. hohol95
          hohol95 18 ноября 2021 23:32
          +1
          Адольф указал направление...
          И его поддержали, не перечили...
          На одного Адика "батончик крошить" уж мы не будем!!!
          Как это уже давно делают сами германцы!!!
          Адик плохой - все остальные немцы хорошие. Фильмы из разряда "Наши матери, наши отцы" и "генерал Мороз" в +100500-й реинкарнации...
          1. Krasnodar
            Krasnodar 18 ноября 2021 23:36
            +3
            Цитата: hohol95
            Адольф указал направление...
            И его поддержали, не перечили...
            На одного Адика "батончик крошить" уж мы не будем!!!
            Как это уже давно делают сами германцы!!!
            Адик плохой - все остальные немцы хорошие. Фильмы из разряда "Наши матери, наши отцы" и "генерал Мороз" в +100500-й реинкарнации...

            Так они сами поверили тому, что являются уберменчами. )) Человек всегда верит в то, во что хочет верить, людей объективных и взвешенных всегда меньше, чем дятлов, причём в любом обществе.
            1. hohol95
              hohol95 18 ноября 2021 23:47
              +1
              Но почему "подобных долбоящеров" всегда тянуло на Восток?
              Или воевать "за Гроб Господен" или идти "крестить" славян - варваров?
              Иногда они и у себя "разборки" устраивали, но когда "уставали" то "пёрлись" в нашу сторону!!!
              У нас морозы, грязь, дикое население, леса, болота -чо они пёрлись???
              Сами везде писали, что у нас хреново жить...
              За древесиной? Пенькой? Мёдом...
              Даже, когда весь мир поделили на колонии всё равно посматривали, а не пора ли снова "переть" на этих лапотников...
              Бесят... просто бесят! hi
              1. Krasnodar
                Krasnodar 19 ноября 2021 02:32
                +1
                Цитата: hohol95
                Но почему "подобных долбоящеров" всегда тянуло на Восток?

                Не только - норманны взяли Британию, римляне Испанию, монголы Русь - вектор на Запад laughing
                Цитата: hohol95
                Или воевать "за Гроб Господен" или идти "крестить" славян - варваров?

                Больше паствы - больше бабок. Чисто математика
                Цитата: hohol95
                У нас морозы, грязь, дикое население, леса, болота -чо они пёрлись???

                Лес, чернозём, нефть, последний возможный континентальный союзник Великобритании
                Цитата: hohol95
                Сами везде писали, что у нас хреново жить...
                За древесиной? Пенькой? Мёдом.

                Пространством
                Цитата: hohol95
                Даже, когда весь мир поделили на колонии всё равно посматривали, а не пора ли снова "переть" на этих лапотников...

                Хорошего много не бывает laughing
                Цитата: hohol95
                Бесят... просто бесят!

                Мы их тоже. Столько ресурсов таки принадлежит 140 млн населения yes Жаба.
              2. Альф
                Альф 19 ноября 2021 18:40
                +1
                Цитата: hohol95
                Даже, когда весь мир поделили на колонии всё равно посматривали

                Потому и перли, что в европах все тридцать три раза все поделено-переделено, да и места там особого нет, а на Востоке неисчислимые пространства и огромным количеством потенциальных рабов и несметными сокровищами, которые так и просятся в жадные ручки "освоителей", виноват, освободителей.
              3. Illanatol
                Illanatol 20 ноября 2021 13:58
                0
                Но почему "подобных долбоящеров" всегда тянуло на Восток?


                А куда должно было тянуть? На Запад? Так и туда пробовали... и в Первую и Вторую Мировую.
                Но много ли взять с французиков. Ни территории, ни ресурсов, один культур-мультур (Мулен Руж и прочие кафе-шантаны).
                1. hohol95
                  hohol95 20 ноября 2021 15:37
                  0
                  А так же сыр, вино, устрицы и автомобильная промышленность!
                  1. Illanatol
                    Illanatol 21 ноября 2021 08:49
                    0
                    ".... и животноводство!"
                    Лапки лягушачьи, например.
                    Нет, на Востоке ништяков все же побольше. А французиков еще корми, какие-никакие, все же европейцы. Это со славянами можно не церемониться.
    5. Альф
      Альф 18 ноября 2021 19:57
      +1
      Цитата: Krasnodar
      Чето у Роммеля все неудачи так или иначе связаны с женой -

      Многотысячелетняя мудрость-все зло от баб. laughing Начиная с Елены Троянской.
      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 20:04
        +2
        Цитата: Альф

        Многотысячелетняя мудрость-все зло от баб. Начиная с Елены Троянской.

        Кроме детей и «самого процесса» - толку ноль drinks
        1. Альф
          Альф 18 ноября 2021 20:41
          +1
          Цитата: Krasnodar
          Цитата: Альф

          Многотысячелетняя мудрость-все зло от баб. Начиная с Елены Троянской.

          Кроме детей и «самого процесса» - толку ноль drinks

          О чем и речь. По сути, на Земле проживают две расы. Физически разные, морально и умственно тоже разные, и имеющие к тому же полное взаимонепонимание. laughing
          1. Krasnodar
            Krasnodar 18 ноября 2021 20:49
            +2
            И даже живущие попарно - периодически ))
            1. Альф
              Альф 18 ноября 2021 20:57
              +2
              Цитата: Krasnodar
              И даже живущие попарно - периодически ))

              Интонация Дроздова из В мире животных -Несмотря на то, что уже две тысячи лет женщина живет рядом с человеком, в ее поведении и образе мысли остается много непонятного, необъяснимого и загадочного.
          2. hohol95
            hohol95 18 ноября 2021 22:39
            +2
            У Вас таки предложение пойти "по тропе" древних жителей города Фивы??? lol
            Как это сейчас культивируют страны "озарённые демократией и толерантностью"! negative
            1. Krasnodar
              Krasnodar 18 ноября 2021 23:13
              +1
              Цитата: hohol95
              У Вас таки предложение пойти "по тропе" древних жителей города Фивы??? lol
              Как это сейчас культивируют страны "озарённые демократией и толерантностью"! negative

              Таки нет. Перейти на систему гарема со строгим расписанием посещений. fellow
              А у нас че с этим? Любой гей при гос. должности или владея серьёзным бизнесом вынужден жениться и заводить детей маскировки ради laughing
              1. hohol95
                hohol95 18 ноября 2021 23:24
                +2
                Некоторые детей заводят не женясь, как певчие Лазарев и Киркоров... belay
                Большевики же хотели перейти на модель "общих комунн" - дети общие, женщины общие...
                Не "прокатило"!
                1. Krasnodar
                  Krasnodar 18 ноября 2021 23:31
                  +2
                  Цитата: hohol95
                  Некоторые детей заводят не женясь, как певчие Лазарев и Киркоров... belay
                  Большевики же хотели перейти на модель "общих комунн" - дети общие, женщины общие...
                  Не "прокатило"!

                  Колонтай - стакан воды laughing
                  Внедрять это комми - анархисты в израильских кибуцах 20-х пробовали - не фига не вышло. А в стране с патриархально-крестьянских укладом типа России 1920-х - подавно было обречено на фиаско.
    6. hohol95
      hohol95 18 ноября 2021 22:14
      +3
      Так перед отлётом он лично участвовал в операции "Сон в летнюю ночь"! Красиво...
      Направил танки и пустые грузовики 21-й танковой дивизии "громить" британские склады в пустыне. Складов не нашли belay , но от налёта британцев лишились двух бензовозов и два танка!
      А потом "вдруг" нашли разбитую британскую машину, а в ней бумаги с планами 8-й британской армии.
      В бумагах говорилось, что британы ослаблены и наступление не готовят!!!
      И стал откровенно плевать на данные наземной и воздушных разведок!
      А затем вообще свалил бухать на Днюху!
      Каково???
      1. Krasnodar
        Krasnodar 18 ноября 2021 23:14
        +2
        Поверил в свою звезду
  5. В.А.Ш.
    В.А.Ш. 19 ноября 2021 22:15
    0
    Нанося этот удар, Роммель воспользовался прибытием двух свежих танковых рот (30 танков)

    Одна эта фраза демонстоирует весь масштаб "сражений" в Африке.