Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект

40

Новые союзники?


То, что Украина и Турция партнеры в сфере оборонки, ни для кого не секрет, как и то, что это партнерство с каждым годом усиливается.

Главной новостью, конечно, стало недавнее применение на Донбассе разведывательно-ударного Bayraktar TB2. Тогда, напомним, ударом БПЛА была уничтожена 122-мм гаубица Д-30.



Еще более показательным моментом (на который, впрочем, обратило внимание куда меньше средств массовой информации) стала сентябрьская закладка Турцией первого корвета MILGEM для ВМС Украины, что вообще можно считать отправной точкой в истории нового украинского флота, каким бы он ни был в итоге.

Но вернемся к авиации.

Для Baykar – создателя того самого Bayraktar – пропуском в мир большой авиации стал даже не TB2, представляющий собой, по сути, малопримечательный по современным меркам беспилотник. Еще в 2019 году совершил первый полет Bayraktar Akıncı – высотный дальний ударный беспилотный летательный аппарат, имеющие шесть точек подвески вооружений и способный нести полезную нагрузку 1 350 килограмм (против 50 килограмм у Bayraktar TB2). Здесь, кстати, тоже не обошлось без Украины: Akıncı оснащен двумя двигателями АИ-450 от государственной компании «Ивченко Прогресс».


Фото: wikipedia.org

Muharip İnsansız Uçak Sistemi


Но настоящая революция здесь только впереди, и связана она с новым беспилотным истребителем MIUS, который до последнего времени воспринимался как смелый концепт.

Однако на прошлой неделе блог Центра анализа стратегий и технологий сообщил любопытную новость. Во время авиационно-космической выставки Saha Expo 2021 компания Baykar подписала с украинским предприятием «Ивченко-Прогресс» договор о закупке двухконтурных турбореактивных двигателей АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ для применения на перспективном турецком реактивном боевом беспилотном летательном аппарате MIUS или Muharip İnsansız Uçak Sistemi.

«Мы подписали контракт с ведущей украинской компанией «Ивченко-Прогресс» на поставку турбореактивных двигателей AI-322F и интеграцию турбореактивных двигателей AI-25TLT для нашего проекта по производству ударных БПЛА»,

– приводит «Газета.ru» текст заявления Baykar.

Здесь нужно внести пояснение.

Сам БПЛА однодвигательный, но типов двигателя будет два. Дело в том, что аппарат хотят создать в дозвуковой версии – MIUS-A и сверхзвуковой – MIUS-B. АИ-25ТЛТ предназначен для первой: он позволит, по оценкам специалистов, развивать скорость до 800 километров в час. АИ-322Ф установят на MIUS-B, благодаря чему аппарат сможет разгоняться до сверхзвуковой скорости.


Что же такое АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ?

В широком смысле они стали развитием АИ-222, разработку которого Запорожский МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко начал в 1999 году на базе двигателя АИ-22. АИ-322Ф создали для учебно-боевого самолета L-15.

Возможности комплекса


Сам БПЛА MIUS имеет довольно долгую историю: его начали создавать в 2013 году, причем потенциальный облик модели меняли в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Планер имеет бесхвостую конструкцию, его облик свидетельствует о применении технологии малозаметности. В пользу этого говорит и то, что, по крайней мере, часть вооружений будут размещать внутри фюзеляжа.

Первый полет прототипа намечен на 2023 год.


Максимальная взлетная масса комплекса оценивается более чем в 5 000 килограмм при массе полезной нагрузки в 1 500 килограмм. Среди вооружений будут как ракеты класса «воздух-поверхность», так и ракеты класса «воздух-воздух», из-за чего, собственно, аппарат и называют беспилотным истребителем.

Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект

Справедлива ли такая оценка?

Как минимум до момента презентации прототипа судить об этом довольно тяжело. Задержки сигнала, свойственные для БПЛА, не критичны, если говорить о поражении стационарных наземных объектов. Однако могут сыграть злую шутку в современном воздушном бою, который, как это принято оценивать в наши дни, может быть очень динамичным и крайне скоротечным.

Однако нужно полагать, Baykar видят автономным. В ролике, который компания показала в этом году, сообщается, что конструкцию MIUS оптимизировали для выполнения «агрессивных маневров», необходимых для воздушного боя. БПЛА будет применять искусственный интеллект, который даст ему возможность работать как в составе роя, так и в рамках популярной в наши дни концепции беспилотного ведомого. Согласно чему, несколько беспилотников смогут работать вместе с пилотируемыми истребителями, поддерживая их в бою.

ИИ вместо летчика


Вообще, о применении искусственного интеллекта для воздушного боя говорят все чаще.

В прошлом году компании Red 6 и EpiSci провели эксперимент, в котором участвовал реальный летчик. Во время тестов пилот управлял самолетом Berkut 560 от Freeflight Composites, используя гарнитуру дополненной реальности Airborne Tactical Augmented Reality System.

В том же году сообщалось, что искусственный интеллект победил опытного американского пилотп в пяти экспериментальных ближних воздушных схватках.


Очевидно, препятствий для того, чтобы в будущем применять такие технологии в реальных воздушных боях, нет. Вопрос больше лежит в плоскости морально-этических соображений.

Грубо говоря, нужно ли давать компьютеру право решать, кому жить, а кому умирать?

Сколь бы пугающей не была перспектива «восстания машин», подобные технологии все чаще находят применение в реальном мире. Не так давно турецкие БПЛА Kargu-2, начиненные взрывчаткой, атаковали антиправительственных повстанцев в Ливии полностью автономно. А в сентябре газета The New York Times писала, что специалист ядерной программы Ирана Мохсен Фахризаде был убит израильтянами в ноябре 2020 года выстрелами из пулемета: операцию якобы осуществил искусственный интеллект.


Фото: Grellix Grellixi / youtube.com

На фоне всего этого воздушный бой под управлением ИИ уже не кажется чем-то фантастическим. Более того, такой подход позволит избавиться от ограничений человеческого организма при создании ЛА. Кроме того, потеря беспилотника по умолчанию менее чувствительна, чем потеря пилотируемого летательного аппарата. Хотя бы лишь потому, что не требует организации поисково-спасательной миссии.

Так можно ли будет считать MIUS реальным оружием? Таким, которое заменит истребитель?

Ответом на первый вопрос, очевидно, будет «да». Baykar имеет большой опыт в разработке БПЛА, которые к тому же уже доказали свою боевую эффективность.

С чисто технической стороны Muharip İnsansız Uçak Sistemi тоже нельзя назвать чем-то невероятным. Перед нами что-то очень похожее на американо-австралийский Loyal Wingman, который уже активно испытывают и который в будущем почти наверняка займет свое место в структуре австралийских ВВС, для которых его и создают.

В этом большая разница между аппаратом MIUS и, скажем, украинским концептом БПЛА ACE ONE, который почти наверняка так и останется всего лишь картинкой. Все же опыта у Украины в этом вопросе несравнимо меньше.


С другой стороны, если мы посмотрим на характеристики, то увидим, что MIUS – это не замена для истребителей-бомбардировщиков. Его характеристики, такие как боевая нагрузка, несоизмеримо скромней, а вот цена может быть сравнимой или даже будет выше, чем у не самого современного истребителя четвертого поколения. И уж тем более она будет выше, чем у Akıncı или TB2.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 ноября 2021 06:59
    Турки при Радживе хорошо вперед пошли. Разработка, внедрение и продажа своих вооружений и техники. То что они с Украиной скорешились также понятно. В настоящее время от промышленности и науки Украины ошметки остались, но все ещё достаточен научный потенциал. Людям нужна работа и по возможности высокооплачиваемая.
  2. +4
    18 ноября 2021 08:08
    Автор упустил еще один очень существенный момент. Турки планируют разместить Bayraktar MİUS на своем вертолетоносце TCG Anadolu.

    Для этого TCG Anadolu планируется оборудовать аэрофинишером, а "морской вариант" беспилотника - посадочным гаком.
    1. +3
      18 ноября 2021 08:27
      Вот после этого аналитикам ( особенно нашим, с приставками "ура") нужно будет пересматривать распределение сил в Черноморском регионе).
      1. +4
        18 ноября 2021 08:36
        Кстати, кроме "морского варианта" Bayraktar MİUS разрабатывается и "морской вариант" Bayraktar ТВ2, который называется Bayraktar ТВЗ.
      2. Комментарий был удален.
      3. -6
        18 ноября 2021 08:45
        Пересмотрели, зевнули, сходили за попкорном) Турецкий беспилотный истребитель это как Эфиопская космонавтика
        1. +1
          19 ноября 2021 00:44
          - Какое глубокое и тяжёлое заблуждение... am
  3. -6
    18 ноября 2021 08:28
    На данном этапе у страны имеющей фактически нулевую школу авиастроения нет никаких шансов. Но попытка хорошая, зачет)
    1. +10
      18 ноября 2021 09:53
      Если посмотреть по контрактациям, то сейчас 3 страны с большим отрывом лидируют в экспортных поставках БПЛА:
      Китай
      Израиль
      Турция

      Богатейшая школа авиастроения не позволяет России побороться даже за 1% рынка. Иран продает больше БПЛА и более сложных классов, чем Россия. США самоустранились и продают мало, только самым верным вассалам, причем даже Польше отказали например.
      1. -13
        18 ноября 2021 10:00
        Не смешите. Россия имеет 2е место по БПЛА. Турецкие древние швейные машинки ,,Байрактары,, - это на 80% иностранные комплектующие
        1. +9
          18 ноября 2021 10:02
          Покажите карту реальных поставок. laughing Если что, все клиенты РОЭ уже купили:
          Алжир - СН-4 (Китай) и уникальный БПЛА из ОАЭ.
          Египет - почти 50 СН-4 + завод по обслуживанию и сборке из комплектов.
          Индонезия - лицензионная версия птеродактеля (Китай).
          Казахстан - СН-4.
          Венесуэла - иранские дроны + китайские СН-3.
          Мьянма - ВингЛонги (Китай).
          Азербайджан - турецкие и израильские БПЛА.
          Сербские братушки - ВингЛонги.
          Узбеки - СН4.
          1. -12
            18 ноября 2021 10:39
            Пффф... свыше 2000 беспилотников у РФ, второе место после США (11000)

            И это я не беру технологичность, где Россия твердо устанавливает пальму первенства.

            3-5 лет и Россия станет ведущей мировой державой и по БПЛА, это уже по сути неизбежный процесс.
            1. +9
              18 ноября 2021 11:32
              Только свыше 2000 БПЛА - это ~1200 Орлан-10 с японскими двигателями.


              А еще 200 Форпосотов, то есть Серчеров, которые в Израиле с 90-х годов выпускаются. Хайтек и лидерство в мире так и выпирает wink . Флагманский БПЛА фактически модели всего лишь 27 летней.


              И еще 100+ застав (30 израильских и 100 лицензии отвертки + возможно допконтракты на сборку были не следил).


              И еще россыпь всякой мелочи Типчак, Элерон, ZALA



              MALE/MALE+ и тяжелых меньше 20-ти, если брать испытания и опытную эксплуатацию. wink
              1. -4
                18 ноября 2021 13:20
                Тем временем в Подмосковье завершается строительство огромного нового завода для БПЛА. Сегодня одни цифры, завтра уже другие.
          2. +5
            18 ноября 2021 12:40
            Китай захватил 90% рынка тяжелых дронов, список намного длиннее.
            1. +4
              18 ноября 2021 13:36
              Длиннее - мегаконтракт в Саудию я не упомянул, так как Саудия бы не купила у РОЭ гарантировано.
              Контракт в ОАЭ не упомянул по аналогичной причине.
              Также как Нигерия, Бангладеш, Замбия, Пакистан - ибо это поле уже захвачено Китаем не только по линии БПЛА.

              Однако причина этого проста - комфортные условия продажи и отсутствие конкурентов. Опять же США самоустранились с рынка.
              1. -4
                18 ноября 2021 13:45
                Сколько стоит американский дрон? В любом случае они неконкурентоспособны.
  4. +2
    19 ноября 2021 09:03
    Цитата: Runner2022
    Пффф... свыше 2000 беспилотников у РФ, второе место после США (11000)
    И это я не беру технологичность, где Россия твердо устанавливает пальму первенства.
    3-5 лет и Россия станет ведущей мировой державой и по БПЛА, это уже по сути неизбежный процесс.

    То ли врачей нужно срочно вызывать (пациент сбежал), то ли это такой жёсткий троллинг?! lol
    1. +2
      19 ноября 2021 12:17
      - Это просто махровое невежество. "Медицина здесь бессильна..."
  5. 0
    19 ноября 2021 09:33
    Истребитель это истребитель, доставщик бомб/ракет с GPS наведением - лишь доставщик. И пилотируемый истребитель в формате Як130 -пока недоистребитель, а тут и без пилота....
    1. 0
      20 декабря 2021 03:17
      половина Як 130 - он с одним свистком )
  6. +4
    19 ноября 2021 11:16
    Если турки сумеют отладить управление и боевое применение этим скоростным
    реактивным дронам - это будет веха в военной авиации.
    1. +1
      19 ноября 2021 12:21
      - Они сумеют. Они уже вовсю "зачерпнули" технологий аж F-35, до того, как американцы "дали им по рукам". Турция высокоразвитая технологическая страна, долгие годы её и израильские специалисты обучали, пока заcpaнец Эрдоган не возомнил себя султаном Ближнего Востока и не начал "класть на всех"...
      1. 0
        20 декабря 2021 09:34
        Есть страны и по развитее, однако , БПЛА истребителей мы не наблюдаем. Разведчики - Да, появляются заправщики...С-70 - бомбер(в основном) - да......а у турок все в разы сложнее, чем у основных стран..
        - проектирование истребителей (опыта и образцов ) нет
        - ТРД нет
        - Производства истребителей тоже нет

        Остаются сенсоры, БЦЭВМ, радары и алгоритмы и сеть....тут все легко.
  7. 0
    2 января 2022 13:59
    Цитата: Zaurbek
    Есть страны и по развитее, однако , БПЛА истребителей мы не наблюдаем.

    - Они давно в разработке - в США, во всяком случае.
    Разведчики - Да, появляются заправщики...С-70 - бомбер(в основном) - да......а у турок все в разы сложнее, чем у основных стран..

    - Если падишах даст денег - не сложнее. Турцию никто не отключал от мировой технологической мысли. Может закупать любые иностранные комплектующие.
    - проектирование истребителей (опыта и образцов ) нет

    - Давным давно выпускают для себя F-16 по лицензии, выпускают часть комплектующих для F-35. Это тот опыт, которого нет в России и который недоступен в России.
    - ТРД нет

    - Купят - в Штатах, в ЕС.
    - Производства истребителей тоже нет

    - См. выше. уже много лет клепают по лицензии истребители.
    Остаются сенсоры, БЦЭВМ, радары и алгоритмы и сеть.... тут все легко.

    - Вот это как раз нелегко и по большей части и есть самая главная часть современного истребителя.
  8. 0
    11 января 2022 11:50
    Как-то для меня всё же внезапно Турция стала державой беспилотных летательных аппаратов. Вроде и своей культуры авиационной промышленности толком нет, да и ни софта турецкого, ни компьютеров турецких в глаза не видел. И тут неожиданно байрактары в недавних военных конфликтах.
    1. +1
      14 января 2022 16:57
      - Для меня тут нет ничего удивительного: израильские специалисты обучали турецких долгие годы, пока лет 10 назад Эрдоган не начал всё больше и больше портить отношения с Израилем. Но задел там и тогда был положен мощный...
  9. 0
    13 января 2022 20:34
    ИИ на четкой логике(да, нет) это абсурд. Вот когда ИИ научится определять, что такое " теплая вода", вот тогда и будет ИИ. А пока это простой перебор путем сравнения, совпали значения - да, нет, значит не повезло. Можете проверить на банковских дебилоидах, нужно только позвонить, например 900. "Теплая вода" это сколько 10, 15, 20, 25 градусов. Интелект человека определяет сразу без замера температуры, проверьте подставив руку под струю воды из крана, чай не с термометром определяете. Да и вообще создание человека и его развитие и обучение, если тратить на каждого млд, намного эффективней, чем вкладывать эти млд в железо. Представьте, если государство будет тратит в год по 10млн рублей на каждого ребенка,то у меня нет сомнения вырастит прекрасный пилот.
    1. -1
      29 января 2022 05:07
      теплая вода это скорее слабость человека. ибо ответ будет разным не только от разных людей, но и от одного и того же в зависимости от очень многих факторов. впрочем для ИИ это вообще не проблема.
      и потом ИИ один раз обучил и клонируй. и потом ИИ не жалко - это все го лишь деньги.
  10. 0
    5 февраля 2022 17:07
    Цитата: Runner2022
    Пересмотрели, зевнули, сходили за попкорном) Турецкий беспилотный истребитель это как Эфиопская космонавтика

    Учитывая что практически все комплектующие у них импортные, так оно и будет