Самые странные танки: «Голиаф»

15
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающие боевые машины, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — немецкий «Голиаф».

Во время Первой мировой войны во Франции создали одну из первых сухопутных торпед. Машина представляла собой небольшую тележку, начиненную взрывчаткой и управляемую с помощью проводов, а ее главной задачей было уничтожение укреплений противника.



После войны работы над «взрывными» танкетками продолжились, и в 1940 году французский прототип оказался под угрозой обнаружения. Чтобы войска Германии не добрались до разработки, французы утопили ее в Сене. Впрочем, технику быстро нашли. Немецкие инженеры разобрали машину, изучили и на ее основе создали собственную телетанкетку, которую поставили на конвейер. Она получила имя «Голиаф» и стала «пионером» в области боевых телемашин.


Между тем, новинка обходилась весьма дорого. Первые модификации стоили порядка 3000 рейхсмарок. Для сравнения: противотанковая пушка Pak 40 оценивалась в 12 000, однако могла служить долгие годы.

«Голиафы» существовали в нескольких вариантах. Они могли отличаться по типу управления (кабельное или радио), а также двигателями (ДВС или более тихий электромотор). В зависимости от модификации телетанкетки перевозили от 50 до 100 кг взрывчатки. Они вполне могли сравнять с землей бетонное укрепление и даже кирпичное здание. Техника же, попавшая в зону поражения, восстановлению уже не подлежала.

При всех плюсах эффективность телетанкеток оказалась невысокой. На пути к цели их было достаточно легко остановить попаданием в корпус или гусеницу. Самым же очевидным недостатком «Голиафа» были провода. Заметив сухопутную торпеду, солдаты противника могли подбежать к ней и с легкостью перерубить провод управления. Нередко телетанкетки и сами переворачивались на сложных участках местности.


Есть много примеров того, как «Голиафы» уничтожали вражеские укрепления в итальянском городе Анцио. Также эти машины отличились во время городских боев при восстании в Варшаве. Однако немногие знают, что из 7200 выпущенных «Голиафов» использовали лишь 1200. К концу Второй мировой целая свалка этих машин стояла без дела. Большое их количество досталось союзных войскам в отличном состоянии.

Больше подробностей о немецкой телетанкетке смотрите в видео от компании Wargaming.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    20 ноября 2021 06:44
    Во время Первой мировой войны во Франции создали одну из первых сухопутных торпед. Машина представляла собой небольшую тележку, начиненную взрывчаткой и управляемую с помощью проводов
    Французская экспериментальная безэкипажная телетанкетка Torpille Terrestre (1915 г.)
    У американцев тоже были подобные разработки. В 1918 году инженер Элмер Викерсхэм разработал телетанкетку с электроприводом.
    Электрическая телетанкетка Элмера Викерсхэма (США, 1918 г.) тебя!
    В Японии в 1929 году был построен опытный телетанк «Нагаяма», а в 1937-м – «телетанкетки-подрывники» (Тип 98).
    1. +10
      20 ноября 2021 06:49
      У нас была целая линейка экспериментальных безэкипажных танков: тип М (1929 г.), ТТ-18 (1929 г.), ТТ-27 (1932 г.), ХТТ-26 (1932 г.), ТТ-26 (1933 г.), ТТ-20, ТУ-20, ТТ-38 (1935 г.). И это еще не полный список советских телетанков. Некоторым из них довелось участвовать в реальных боях.Внешне телетанки отличались от серийных наличием на крыше башни двух бронированных стаканов, защищающих от разрушения выводы штыревых антенн и их изоляцию при попадании под огонь из стрелкового оружия.
      Здесь статья была кому интересно
      1. +6
        20 ноября 2021 07:06
        Так вроде и немцы прототипы своих "Голиафов" ещё до войны с Францией сделали?И задача вроде не одна была..и главная разминирование для прохода танков ..
        1. +8
          20 ноября 2021 07:24
          Совершенно верно - «Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress.
          Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской , которая с конца 1930-х гг. проводила изыскания в области телеуправляемых механизмов для нужд армии. Специалисты «Боргварда» разобрали французскую машину и тщательно ее изучили. На основе французских наработок была создана собственная телетанкетка, которую немцам удалось поставить на конвейер и наладить серийное производство. Стоит заметить, что до 1942 года такого никто в мире не делал. Таким образом, «Голиаф» стал пионером в этой области – первой серийной телемашиной.
          1. +4
            20 ноября 2021 07:26
            А как быть с В1 и BII Боргварда?Ещё в 1939 несколько штук сделали ..
    2. +5
      20 ноября 2021 07:38
      Не понятно, почему инженерную машину назвали танком.
      1. +5
        20 ноября 2021 07:39
        Цитата: Вождь краснокожих
        Не понятно, почему инженерную машину назвали танком.

        А там всего непонятного очень много ...Хотя больше похоже на вульгарную халтурку ..
        1. +8
          20 ноября 2021 11:30
          Да просто бум тогда был на все это дело!Помимо танков-киборгов Бекаури и сотрудники Института телемеханики и связи предложили создать телеуправляемые… доты. При подходе противника пулеметы Максим, в кожухи которых поступает проточная вода для охлаждения, начинают буквально поливать свинцом заданный сектор перед дотом. Аналогично должен был действовать и стационарный огнемет «Рог», снабженный огромной емкостью для огнесмеси – 1300 л! Таким образом, огнеметы могли несколько раз выжечь подступы к доту. Внутри же бетонного каземата не должно быть людей вообще, только по командам оператора включались огнемет и пулемет и вели огонь по заданной программе. Такие доты прошли испытания в середине 30-х годов.
          Было начато проектирование и телеуправляемых… поездов. Создавались радиоуправляемые паровозы, хотя установить, для чего они были нужны, автору так и не удалось. А вот мотоброневагон «Ураган» должен был ворваться в расположение войск противника и выпустить несколько сот килограммов сильного отравляющего вещества. Телеуправляемую бронемотодрезину «Смерч» предполагалось оснастить огнеметами и приборами распыления ОВ.Наибольших успехов «Остехбюро» достигло в проектировании радиофугасов. 11 марта 1927 года специальная комиссия подписала акт о завершении испытаний радиофугасов, которым было присвоено обозначение БЕМИ (Бекаури, Миткевич). В связи с обострением ситуации на Дальнем Востоке 23 января 1934 года 50 радиофугасов БЕМИ в составе отдельной роты были отправлены в Особую Краснознаменную дальневосточную армию.
          После разгрома «Остехбюро» радиофугасами занялся целый ряд организаций, в том числе Лаборатория военной академии связи и Центральная лаборатория проводных средств, которые разработали и другие приборы для управления взрывами по радио. К 1941 году на вооружение Красной армии были приняты тактические (ФТД) и стратегические (Ф-10) радиофугасы.
          Первое боевое применение стратегических радиофугасов Ф-10 состоялось 12 июля 1941 года, когда взлетели на воздух три здания в поселке Струги Красные, где по данным разведки располагался штаб германского 56-го механизированного корпуса. Три фугаса типа Ф-10, содержавшие по 250 кг тротила, были заложены в подвалах при отходе наших войск. Шифрованные радиосигналы на подрыв радиофугасов были посланы на расстояние 150 км со специальной радиостанции, расположенной в глухом углу Гатчинского лесопарка.
          24 сентября 1941 года в 4 часа утра в только что занятом немцами Киеве на Крещатике взлетел на воздух магазин «Детский мир», где расположилась городская комендатура. Вслед за ним взлетели в воздух кинотеатр Шанцера, здания цирка, гостиницы «Континенталь», консерватории.
          1. +7
            20 ноября 2021 11:31
            А первый случай боевого использования советских телетанков произошел в феврале 1940 года в районе Выборга в ходе войны с Финляндией. Перед наступающими линейными танками были пущены телетанки ТТ-26. Однако все они застряли в воронках от снарядов и были расстреляны финскими 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс».В Красной армии было 2 батальона огнеметных телетанков.Во время боев потеряли 42 машины. Из них к безвозвратным потерям отнесли только 6 дронов.
            Второй и, видимо, последний случай применения телетанков произошел в 1942 году под Севастополем. 27 февраля наши войска применили телеуправляемые танкетки. Это были старые машины типа Т-27, выведенные к тому времени из состава боевых частей и остававшиеся только в учебных подразделениях. Вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись танкетки по проводам. Аппаратура дистанционного управления была создана в Москве на заводе № 627 Наркомата электротехнической промышленности под руководством военного инженера 3 ранга А.П. Казанцева. Позже Казанцев стал известным писателем-фантастом. В Крым было доставлено 6 таких танкеток. Утром 27 февраля танкетки выпустили на немецкие позиции. 2 танкетки взорвались на вражеских позициях, еще 2 взорваны до подхода к цели и 2 уничтожены артиллерийским огнем немцев.
            1. +7
              20 ноября 2021 11:33
              Кстати, немцы также, но более успешно применяли свои радиоуправляемые танкетки. В ходе войны в Германии было создано несколько типов телетанков, управляемых по проводам и по радио. Это был легкий танк «Голиаф» (В1) весом 370 кг (выпущено 2600 экземпляров, по другим сведениям до 8000), средний танк «Спрингер» («Призрак») Sd. Kfz.304 весом 2,4 т (выпущено 50 экземпляров), а также B-IV (Sd. Kfz.301) Весом 3,5–4,9 т. (выпущено 570, по другим сведениям 1000 экземпляров).
              На B-IV стояла система радиоуправления FKL-8 фирмы «Блаупункт-Верне». Вес приемника и передатчика по 20 кг, плюс блок питания 18 кг. Оператор мог передавать на телетанк в режиме УКВ 10 команд на дистанцию до 4 км. Проходил испытания телетанк B-IV, оснащенный телевизионной камерой «Тониэ-Р», но в серию его запустить не сумели.В целом использование немцами телетанков было не очень удачно. Они, как и взрывающиеся катера «Линзе», использовались лишь в отдельных случаях — это оружие диверсантов.К концу войны немцы окончательно осознали это, и с телетанков B-IV стали выбрасывать аппаратуру телеуправления, а взамен сажать пару молодцов с 10,5-см безоткатной пушкой. В этом качестве B-IV действительно мог представлять реальную угрозу средним и тяжелым танкам.По японцам данных боевого применения не нашел,хотя там тоже планов было громадье.
              1. +3
                20 ноября 2021 12:01
                Большое мерси...но я уже с этим встречался и знакомился ,но года три назад ...так что слегка оживил-освежил wink ...Но видео всё равно халтурой отдаёт ..
                ПыСы ...эту тему Беляев в своём "Властелине мира" слегка зацепил ...
  2. +7
    20 ноября 2021 07:06
    Самоходная мина "Голиаф" - немецкая наземная гусеничная самоходная мина. Управлялся по проводy на расстояние до 12 км (по бездорожью до 8 км) и нес 100 кг взрывчатых веществ при общем весе мины 430 кг. Броня - 10 мм. 12 л.с. бензиновый двигатель позволял развивать максимальную скорость 11,5 км/ч. Боевое применение показала низкую эффективность самоходной мины "Голиаф". К тому же "Голиаф" был не дешев.

    Кроме того в Германии были и другие разработки.
    Так, радиоуправляемый минный транспортер Sd.Kfz.301 предназначался для доставки зарядов с установленным таймером к дотам и минным полям противника для их последующего подрыва.

    Самоходный инженерный английский боеприпас Great Panjandrum ("Большая шишка"). Создавался как средство для уничтожения опорных немецких пунктов и разрушения заграждений и бетонных стен высотой 3 метра и толщиной более 2 метров во время высадки союзников в Нормандии с запуском с корабля.
    Внешне конструкция выглядела как большая пустая катушка из-под кабеля - центральный цилиндр диаметром 1 м и высотой 2 м и два колеса по краям цилиндра диаметром 3 м.
    В центральном цилиндре располагалась БЧ весом 1 т, а общий вес "катушки" был 1,8 т. БЧ имела инерционный взрыватель, срабатываемый при резкой остановке. Приводился в движение боеприпас 72-мя пороховыми реактивными двигателями, установленными по ободам колес.
    Боеприпас не был принят на вооружение из-за не устраненных недостатков: срыв с крепления реактивных двигателей и большого отклонения движения "катушки" от заданной траектории.

    В СССР 1934 году под шифром "Титан" был разработан телеуправляемый танк ТТ-26. Накануне войны было изготовлено 56 единиц. Одна из модификаций, выполненная на базе танкетки ТТ-27, была способна нести тротиловый заряд до 500 килограммов с задержкой взрывателя до 15 минут. ТТ-27 подвозил устройство к объектам противника и отходил на безопасное расстояние. Была выпущена опытная партия ТТ-27, управляемых по проводам, которые с успехом применялись при прорыве линии Маннергейма.
    https://bukren.my1.ru/publ/ware/bo_rob13_1/2-1-0-70
    1. +6
      20 ноября 2021 11:23
      Самоходный инженерный английский боеприпас Great Panjandrum ("Большая шишка")
      Эх,что же Вы фотографические снимки не представили на всеобщее обозрение - это надо видеть!!
      Боеприпас не был принят на вооружение из-за не устраненных недостатков
      Скажем прямо - "это фиаско,братан!"Кстати,вот статья об этом чуде инженерной мысли на "ВО"
    2. +3
      20 ноября 2021 12:05
      А про использования подобной техники при прорыве блокады Ленинграда у вас ,случайно информации нет?А то мне кроме упоминания ни чего найти не удалось ..
  3. +4
    20 ноября 2021 11:19
    Любопытный и весьма редкий, по понятным причинам, девайс. Года три назад, я уже немного рассказывал о нём в своей статье "Музей американской бронетехники. Лонг-Айленд". Там тоже есть маленькое видео.