Полет на боевую службу

105

Подготовка


Запланировали экипаж на «боевую службу» ведомым экипажем в составе пары Ту-16 , на воздушную разведку кораблей в море, в Северо-Западную часть Тихого океана, за Японию, на траверз Токио, с дозаправкой топливом в полете. Задача – вскрыть надводную обстановку в полосе маршрута, обнаруженные цели (суда, корабли) разрешили облетывать со снижением.

Я был вторым штурманом, меня случайно запланировали в этот чужой экипаж, я с ними не летал, особенностей не знал. Штурманом экипажа летел выпускник морского училища, который служил без энтузиазма, но с апломбом. Позже судьба еще сведет меня с ним. Но это будет позже, а сейчас мы готовились к полету.



Полет в штурманском отношении не самый сложный, после выхода за Курильские острова экипажи должны по очереди дозаправиться от одного танкера, который будет нас обеспечивать, потом танкер отваливает домой, а мы идем на юг вдоль Японии до траверза Токио, снижаясь на каждую обнаруженную радиолокационную цель.


Схема маршрута

Командир дозаправляется и летит за ведущим или по указаниям штурмана, второй штурман – оператор радиолокационной станции обнаруживает цели, штурман определяет места целей и вместе с командиром строит маневр облета. Правый летчик помогает командиру. Вот такие основные задачи у членов экипажа.

Такие полеты не были чем-то из ряда вон выходящим, их выполняли не часто, но выполняли, и никаких проблем подготовка к полету не вызвала.

Полет планировался продолжительностью около шести часов, в целом по остатку топлива, в зависимости от количества снижений на цели. Нас проконтролировал ведущий группы, обсудили все вопросы, и командир эскадрильи принял решение о нашей готовности к полету.

В общем, ничего особенного.

Вылет


В день вылета мы действовали по отработанной схеме и вырулили на предварительный старт по плану, вслед за танкером и ведущим. Взлетели обычным порядком, собрались в группу и заняли курс в выходную точку на Курильских островах – мыс Брескенс.

Через час пришли на Брескенс и пошли в точку выхода в международное воздушное пространство, это еще около 15 минут.

Вышли в заданную точку, здесь начиналась зона дозаправки топливом в воздухе. Танкер занял позицию (высоту, курс, скорость), дал добро на подход.

Первым на дозаправку пошел наш ведущий. Опытный ведущий без проблем дозаправился и отвалил в сторону, освобождая место у танкера нашему экипажу.

Наш командир повел самолет в строй дозаправки. По отрывистым командам и дерганью самолета я понял, что командир нервничает, и у него не все получается.

Командир отошел от танкера, слегка отдохнул, пошел на второй подход. Вроде все было сделано как надо, но…

В общем, командир оторвал заправочный шланг у танкера, дозаправиться мы не смогли.

Доложили ведущему, встали за ним в строй. Ведущий отправил танкер домой и начал думать. Теперь все зависело от того решения, которое должен принять ведущий. Сорвать «боевую службу» невозможно, выполнение «боевой службы» – боевая задача.

Наш экипаж не может выполнять полет по заданному маршруту из-за недостаточного запаса топлива. Вход «на нашу территорию» мы можем выполнить только парой, таковы условия использования воздушного пространства.

Грамотное решение – залог успешного выполнения боевой задачи. Вот тут и проявляются командирские качества.

Ведущий принял решение, и довел его нам по радио:

– 324! Отойти от входной точки 100 километров по курсу выхода, занять режим максимальной продолжительности с постепенным набором высоты «по потолкам» и ждать меня. Я пошел по маршруту самостоятельно. Со связи не уходить.

– 324-й понял, 100 километров по курсу выхода, максимальная продолжительность, полет «по потолкам», ждать, со связи не уходить.

– Правильно поняли, 324!

Ну вот, все встало на свои места, решение созрело, доведено, теперь будем выполнять поставленную задачу. Ничего трудного, ходим в районе выходной-входной точки на режиме максимальной продолжительности, постепенно набирая высоту в связи с уменьшением полетного веса из-за выработки топлива.

Район работы нам «заявили» большой, высоты – от нуля до максимальной, поэтому выходим из международных трасс, набираем максимальную высоту для нашего веса и ждем ведущего, контролируя остаток топлива. Нам до дома надо около 7 тонн, и на ближайший от дома запасной – еще 9 тонн. В общем, пусть штурман и командир считают, и думают.

Сколько мы будем ждать ведущего?

Да никто не знает, но не меньше двух часов, если исходить из запаса топлива. А может, и больше, если ведущий примет решение топливо для ухода на запасной аэродром не оставлять. Всякое может быть…

Сейчас он осмотрит район в радиолокационную станцию, определит места целей, решит, на какие будет снижаться, и начнет работать.

Время тянется медленно, а топливо вырабатывается быстро, приблизительно около 5,5 тонн в час. Мы ходим в океане около Курильских островов на минимальной скорости, постепенно набирая высоту, контролируя остаток топлива и периодически докладывая его ведущему.

Ведущий работает по плану, принимает наши доклады и сам докладывает нам, что продолжает работу, и свое место относительно поворотных точек.

Наша радиолокационная станция ЕН-Д видит очень далеко, на дальность до 400–450 километров, единственный недостаток у неё – видит она только в переднем секторе, и на больших дальностях «картинка» на экране искажается. Но это не критично, во время полета в зоне ожидания мы иногда поворачиваемся носом к Курильским островам, и я могу уточнить наше место. Не только могу, но и обязан, что я и делаю.

Что-то идет не так


А вот место, которое я определяю по островам, мне не нравится, что-то идет не так.

В этом самолете моя кабина в «желудке» самолета, я сижу один и общаюсь с экипажем только по самолетному переговорному устройству (СПУ). Докладываю о своих сомнениях штурману корабля.

Я уже говорил, что в этом экипаже я впервые, штурмана этого знаю плохо, но я просто выполняю свои обязанности и ничего более:

– Штурман! По моим данным, мы сильно уклонились на север…

– Что ты несешь? Какие там у тебя данные?

– Я прекрасно вижу острова, мне понятно наше место, мы находимся намного севернее, чем нам надо, и будем тратить лишнее топливо на полет в точку встречи.

– Хватит нести ерунду! Ты тут летаешь без году неделю, вот и перепутал острова.

– Я ничего не перепутал, мы сильно уклонились, надо повернуться носом на Курилы, определить наше место и идти в заданный район.

– Что ты меня учишь? Я тут штурман, я и решаю, куда лететь.

В общем, добиться взаимопонимания со штурманом не удалось.

Я нажал на СПУ кнопку «циркулярного» вызова и доложил свое мнение командиру, с записью на магнитофон.

Реакция командира была вполне ожидаемой:

– У нас есть штурман экипажа, вот пусть он и разбирается, а ты ему помогай.

Все это мне не понравилось.

Я привык, что в моем экипаже прислушивались к мнению всех членов экипажа, а тут были свои правила, и не мне их переделывать.

Штурман к моему мнению не прислушался, мы продолжали уклоняться и уклонились уже более сотни километров.

Ведущий закончил работу по нашему остатку топлива и выдал нам свое время прибытия в выходную точку. Наша задача – прибыть в заданную точку в это же время, встретиться с ведущим, войти через «границу» и идти домой.

Перед тем как задать курс в нужную точку, штурман решил уточнить наше место, и тут он все понял:

– Командир, нас снесло севернее 150 километров, в заданное время мы в точку не успеем и топлива израсходуем больше.

– Тебе же говорил второй штурман, что же ты его не послушал?

– Да я острова перепутал…

Командир попросил ведущего подождать нас во входной точке, и мы пошли в точку рандеву. Нашли ведущего, заняли свое место, пересекли «границу», и взяли курс домой. Летели мы очень трудно, на нервах, и сели почти с пустыми топливными баками.

В общем, мне этот полет не понравился.

И штурман этот мне не понравился, мало того, что умом не блистал, но еще и с огромным самомнением оказался. Больше я с ним не летал, но по службе пришлось столкнуться, когда я стал штурманом отряда.

А вот с командиром этим мне пришлось немного полетать, уже штурманом корабля, и об одном трудном полете с ним, я вам позже попытаюсь рассказать.
105 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    24 ноября 2021 18:15
    Да, Михаил, все как и у нас, все как и везде. Человеческий фактор - называется.
    Спасибо за очередной интересный рассказ.
    Странный способ дозаправки. Современный много проще? Нет?
    1. +15
      24 ноября 2021 18:25
      Цитата: красноярск
      Современный много проще?

      Да, современный намного проще.
      1. +4
        24 ноября 2021 19:25
        Михаил, спасибо за хороший рассказ! В жизни, к сожалению, а может и к счастью, разные люди попадаются. smile
      2. +4
        24 ноября 2021 19:32
        Неужели второй шланг не предусмотрен был тогда? а сейчас?
        1. +10
          24 ноября 2021 19:38
          Цитата: ved_med12
          второй шланг не предусмотрен был тогда? а сейчас?

          Тогда второго шланга не было.
          А сейчас, если не ошибаюсь, на заправщике Ил-78 три точки заправки.
  2. +10
    24 ноября 2021 18:22
    Спасибо, Михаил. Как всегда, интересно. Ждём продолжения.
  3. 0
    24 ноября 2021 19:17
    Молодец!
    Впервые без упоминания водки и,впервые правого летчика не обозвал праваком.
    И,совсем другое чтиво.
  4. +4
    24 ноября 2021 19:17
    Михаил, а как "отписывались" за оторванный шланг, и что за это было командиру?
    1. +20
      24 ноября 2021 19:28
      Цитата: Андрей Москвин
      как "отписывались" за оторванный шланг, и что за это было командиру?

      Да ничего не было.
      Схема заправки очень сложная, тут всякое может случиться... А может сильный порыв ветра, или болтанка?
      На обычных полетах танкер уходит в зону ДЗТ около аэродрома, и болтается там 4 часа, а к нему по очереди подходят ракетоносцы для тренировочных сцепок. Потом другой танкер взлетает, и так тренировки идут всю летную смены. Как то командир полка оторвал шланг. Бывает...
      Когда он пришел на разбор полетов в учебный корпус, там висела стенгазета с карикатурой - самолет с его фотолицом на месте командира, и падающий в Татарский пролив "Запорожец", перевязанный заправочным шлангом. Это был намек на стоимость шланга.
      1. +2
        24 ноября 2021 19:40
        Вот-вот, я именно про убытки и подумал, спасибо. hi
  5. +1
    24 ноября 2021 19:18
    Интересно, а обратные случае бывают, чтобы на флоте служили штурманы с авиации? Мне не приходилось встречать таких.
    1. +5
      24 ноября 2021 19:21
      Цитата: Степан S
      обратные случае бывают, чтобы на флоте служили штурманы с авиации?

      Мне рассказывали, что штурман из моего училища (ВВВАУШ) стал старпомом на атамоходе. Правда или нет, не знаю...
      1. +3
        24 ноября 2021 19:24
        А вот если бы острова были вне зоны досягаемости РЛС, как тогда быть с навигацией? Неужели не было другого способа перепроверить место, раз возникли сомнения и разногласия?
        1. +14
          24 ноября 2021 19:32
          Цитата: Степан S
          если бы острова были вне зоны досягаемости РЛС, как тогда быть с навигацией?

          В море без РЛС было очень трудно летать на Ту-16, но мы летали, и задачи выполняли. Нет смысла описывать способы навигации без РЛС, они все есть в Интернете, скажу только одно - это очень кропотливая работа.
          1. +11
            24 ноября 2021 19:43
            Нет смысла описывать способы навигации без РЛС

            Хорошо, спасибо. Я сам по профессии штурман, но флотский. На море проще, скорости другие. Мы идя только по счислению трое суток могли промазать на 10-12 миль, что было совсем не критично. Даже при наличии приемников от трех разных РНС ими пользовались крайне редко.
            1. +12
              24 ноября 2021 19:46
              Цитата: Степан S
              только по счислению

              Так и у нас. В море - только счисление, изредка по РНТ, но очень редко. А в счислении все играет роль, даже толщина грифеля карандаша.
              А сейчас все просто - инерциальные системы, спутниковая навигация.
              1. +9
                24 ноября 2021 19:48
                А сейчас все просто

                Сейчас да, халява. Смотрю и завидую молодежи. Они и карты бумажные в руках не держали.
                1. +8
                  24 ноября 2021 20:19
                  А полетит вся эта фигня к черту смогут ли современные по старинке все определить?
                  1. +11
                    24 ноября 2021 20:52
                    Цитата: Андрей ВОВ
                    смогут ли современные по старинке все определить?

                    Очень сомневаюсь.
                    1. +3
                      25 ноября 2021 00:53
                      Цитата: Bez 310
                      Очень сомневаюсь.

                      Интересно, сроки поменяли?
                      Если с НЛ меньше молодые работают, значит она мало стирается, сроки нужно увеличить)))
                    2. +1
                      26 ноября 2021 16:26
                      Интересно , а если дать современным офицерам, не только штурманам, курвиметр, наверное будут водить по экрану планшета
                      1. 0
                        1 декабря 2021 11:46
                        Интересно , а если дать современным офицерам, не только штурманам, курвиметр, наверное будут водить по экрану планшета
                        Боюсь, что слова этого не знают.
              2. +1
                24 ноября 2021 21:58
                Цитата: Bez 310
                Цитата: Степан S
                только по счислению

                Так и у нас. В море - только счисление, изредка по РНТ, но очень редко. А в счислении все играет роль, даже толщина грифеля карандаша.
                А сейчас все просто - инерциальные системы, спутниковая навигация.

                Неужели инерциальные у стратегов,и близких к ним(у вас) не использовались? hi
                1. +7
                  24 ноября 2021 22:08
                  Цитата: A.A.G.
                  инерциальные

                  На Ту-22м2 уже стояла инерциальная и навигационный комплекс с БЦВМ. И что? Это же то самое счисление...
                  1. +10
                    24 ноября 2021 22:41
                    Цитата: Bez 310
                    Цитата: A.A.G.
                    инерциальные

                    На Ту-22м2 уже стояла инерциальная и навигационный комплекс с БЦВМ. И что? Это же то самое счисление...

                    Мужики! Уважаю ваше летное содружество.Но,думается,ваш труд,впрочем,как и любой другой, надо ..."популяризировать" -несколько не то слово...
                    ..Аббревиатуры у всех свои...У вас БЦВМ(видимо,...Машина)у нас БЦВК(...комплекс)....В МБР(межконентальных баллистических ракетах).
                    И...КВО(квадратичное вероятностное отклонение) у нас,...как-то сильно меньше(не проверял)))).
                    Да я к тому, -чтобы интересные тексты затрагивали больше народа,не отпугивали специфическими терминами(как минимум,-имели отсылки к доступным источникам).
                    Удачи на непаханном поле ВО таким "плугом"!))) hi
                    1. +7
                      24 ноября 2021 22:44
                      Цитата: A.A.G.
                      чтобы интересные тексты не отпугивали специфическими терминами

                      Да.
                      БЦВМ - Бортовая Цифровая Вычислительная Машина.
                      1. +2
                        24 ноября 2021 23:04
                        Цитата: Bez 310
                        Цитата: A.A.G.
                        чтобы интересные тексты не отпугивали специфическими терминами

                        Да.
                        БЦВМ - Бортовая Цифровая Вычислительная Машина.

                        Так откуда такие погрешности?
                        Сколько при Союзе было МБР?А воздушных стратегов?Ракетоносцев МА?../
                        Не претензия(!)...-вопрос Вам;Ваше мнение,-места не хватало на адекватный гироскоп?
                        ...Неужели пытались логарифмическими линейками(и мастерством штурманов тему продвинуть?)...
                        Не берусь судить о стоимости гироскопа....Но,при повреждении оного нам грозили суммой в 220 тыр (примерно,1990-1995гг....без учёта кратности...))). hi
                      2. +4
                        24 ноября 2021 23:15
                        Акселерометр.
                        Вероятно потому, что все слишком быстро. Пока эту точность осознал, уже на пару километров проскочил.
                        Камчатские Ту-16Р возвращались назад с невязкой в сотни км. Ветор, а как его над морем определить ?
                        Хотя в литературе были курьезы.
                      3. 0
                        24 ноября 2021 23:30
                        Ну,акселерометры в трёх плоскостях ставятся.Дублированно(как минимум)...
                        "...быстро..." что? Ту-16 быстрее "Пионера"? (примерно одни времена на вооружении)...
                      4. +4
                        25 ноября 2021 07:45
                        Цитата: A.A.G.
                        Так откуда такие погрешности?

                        Я вам рассказываю о полете на Ту-16, там только гирополукомпас ГПК. Но и навигационный комплекс на Ту-22м2 тоже нуждался в коррекции, ведь инерциальная система - одна из первых, и тоже ошибки накапливались.
                        Ну и самое главное - влияние ветра.
                      5. -2
                        25 ноября 2021 08:53
                        Цитата: Bez 310
                        Ну и самое главное - влияние ветра.

                        Ну да, тот же Ни-50 без ДИСС ничто....
            2. +3
              24 ноября 2021 20:19
              Цитата: Степан S
              Я сам по профессии штурман, но флотский. На море проще, скорости другие.


              Морских командующих это иногда подводило.
              Нет причин сомневаться, но.....
              Прочитав подумал, ёпрст....Этот адмирал уже 5 лет командует флотом( с 1974 по 1983) и не знает возможностей своей основной разведки, авиации. О чем тогда говорить? Авианосцы они уничтожать собирались.
              "Я уже здесь рассказывал, как однажды (1979-й год) Ховрин устроил тревогу нашему полку, только перебазировавшемуся из-за ремонта нашей Сакской ВПП в Октябрьское... И когда адмирал Ховрин после довольно жалких показателей действий полка по тревоге (ведь кроме самих самолётов ещё ничего не прибыло), начал поднимать наши экипажи с вопросом, - "Ваши действия по выполнению разведки согласно боевых пакетов, находящихся на борту"..?.., то я видел, как сильно нервничал Воронов (ведь он был Командующим ВВС ЧФ и прямо подчинялся учинявшему нам разнос Ховрину)... А Ховрин поднял два экипажа (командиров со штурманами) и обрывал доклады обоих с непонятным нам возмущением... Потом поднял и меня со штурманом и также оборвал и мой доклад с обращением к Воронову, - "Они у тебя что, - все пьяные что ли"? Были не понятны его претензии и возмущения и от этого было как-то тревожно.., но даже я так уж сильно не боялся Ховрина и так не волновался и не заискивал перед ним, как это делал Воронов... И слава богу, что наступила этакая разрядка, когда я решился ещё раз (и погромче) доложить Ховрину простейший расчёт, - "Расстояние по главной ортодромии до Адриатического моря - 2000 км, скорость полёта - 1000 км.час., время прибытия в район - 2 часа"... Ховрин стал шушукаться со своими сопровождающими и удивляться.., что мы (авиация) так быстро можем прибыть в тот район, в который они (моряки) прибывают лишь через несколько дней... И тогда я увидел, - как отлегло у Воронова... Он прямо весь засветился от радости, что всё так легко и весело обошлось и никого не наказали..."
              1. -5
                24 ноября 2021 21:12
                Цитата: Изделие8
                И тогда я увидел, - как отлегло у Воронова...

                Сумбурно как-то,толком и непонятно,что к чему.
                Это всё потому-такие вот дела были у вас в морской авиации,что вами командовали флотские - это хуже нет,придури от них много было.
                1. +2
                  24 ноября 2021 22:07
                  Цитата: bober1982
                  Цитата: Изделие8
                  И тогда я увидел, - как отлегло у Воронова...

                  Сумбурно как-то,толком и непонятно,что к чему.
                  Это всё потому-такие вот дела были у вас в морской авиации,что вами командовали флотские - это хуже нет,придури от них много было.

                  Не привязываясь к МА,ПЛО,ПВО,(образно,- другим видам,родам ВС),явление,похоже,было (надеюсь),системным...Самодуры,карьеристы - присутствовали...(((
                  ...Если что,-РВСН. hi
                  1. +3
                    24 ноября 2021 22:44
                    Цитата: A.A.G.
                    Самодуры,карьеристы - присутствовали..

                    Про политработников)))
                    Сидел деж по штабу флотилии.
                    Прибыл кап три с семьей в Бечевинку, подводник, по замене.
                    Туда плавсредство ходило "Алонка" два раза в неделю.
                    Ему еще пару дней ждать, жена,дети, чемоданы.
                    Обратился к ЧВС к/а Ариночкину.
                    Тот видно датый, вечер, по телефону ему-"Господь Бог тебе поможет".
                    Тот в шоке....Я у оперативного УАЗ выпросил, отвез его в МИСовскую гостиницу на Рябиковке...как то поселили.
                    1. 0
                      2 декабря 2021 10:53
                      Цитата: Изделие8
                      Сидел деж по штабу флотилии.

                      кстати, расскажи ГБшный стукачок как ты там оказался
                  2. +6
                    24 ноября 2021 23:16
                    Цитата: A.A.G.
                    Самодуры,карьеристы - присутствовали...(((

                    Да, самодуров везде хватает, даже среди саперов. Знавал я одного такого, правда, везучий был - родился в кевларовой рубашке, не иначе. Он как минимум трижды опровергал неписанный закон, что сапер ошибается один раз.
                    1. +7
                      24 ноября 2021 23:36
                      Цитата: 76СССР
                      Цитата: A.A.G.
                      Самодуры,карьеристы - присутствовали...(((

                      Да, самодуров везде хватает, даже среди саперов. Знавал я одного такого, правда, везучий был - родился в кевларовой рубашке, не иначе. Он как минимум трижды опровергал неписанный закон, что сапер ошибается один раз.

                      И, самое что обидное(хотя, не в наши годы на что-либо обижаться,или даже ,искать справедливость...),-некоторым это всю жизнь(службу) проканывало,а другим,- ни раза не прощала.(((
          2. +1
            24 ноября 2021 21:21
            А радиомаяки не помогают? Я не знаю на какой дальности они принимаются, но тоже вариант.
            1. +1
              24 ноября 2021 22:54
              Цитата: Pentakl
              А радиомаяки не помогают? Я не знаю на какой дальности они принимаются, но тоже вариант.

              Были. Непонятно кто у кого спер, но сначала появилась "Омега", потом "Кремний". Я не пользовался, карты там интересные, дальтонику делать нечего)))
            2. +4
              25 ноября 2021 07:50
              Цитата: Pentakl
              А радиомаяки не помогают?

              Были веерные радиомаяки, но ими очень сложно пользоваться, и точность крайне мала.
              1. 0
                25 ноября 2021 22:20
                Давно хотел спросить, а гирокомпас у вас был? На торговых судах они были, но весили сотни кг. Может сейчас что-то и изменилось.
                1. +4
                  25 ноября 2021 22:23
                  Цитата: Pentakl
                  а гирокомпас у вас был?

                  Гирополукомпас ГПК-52 - основной курсовой прибор на Ту-16.

                  Магнитный курс определял ГИК-1 (гироиндукционный компас), далее на ГПК устанавливали нужный нам курс, обычно - условный, и так выполняли полет.
                  1. +1
                    25 ноября 2021 22:38
                    Спасибо за ответ! Посмотрел на фотки, прибор не на сотни кг, максимум до 10.
                    Непонятно почему на судах ставят такие здоровенные штуки. А почему он "полукомпас", он же показывает курс на все 360 градусов?
                    1. +1
                      25 ноября 2021 23:13
                      Цитата: Pentakl
                      А почему он "полукомпас", он же показывает курс на все 360 градусов?

                      Это не курсовая система, ГПК не может самостоятельно измерять курс,как угловую величину. У него нет индукционного датчика, то есть он имеет половину возможностей курсовой системы.
                      Вроде так по памяти.
      2. 0
        24 ноября 2021 20:34
        ВЛЭК штурманов проще чем у летчиков или такой же ?
        1. +4
          24 ноября 2021 20:42
          Цитата: bobwings
          ВЛЭК штурманов проще чем у летчиков или такой же ?

          Я не знаю, в чем разница...
          В принципе, всегда вместе проходили.
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        28 ноября 2021 11:02
        У меня есть знакомые ребята, выпускники Высшего Военно-Морского училища подводного плавания. Их направили в распоряжения штаба флота, а потом в полк ракетоносцев Ту-16. Двое правдами и неправдами смогли удрать на лодки, а один так и летал, пока "тушки" не стали списывать. Уволился в запас и летал штурманом на Ту-154, когда и их списали, переучился и сейчас уже летает на Боинге командиром. Вообще таких знакомых переучившихся штурманов у меня двое, но второй гражданский. Переучивались они в Питере.
    2. +3
      25 ноября 2021 05:51
      Здравствуйте. Всякие случаи бывают. В вертолетных полках МА очень много было штурманов-операторов выпускников флотских училищ, а знакомый вооруженец служил в Полярном на "дизелюхе", кажется в БЧ 2.
    3. +2
      29 января 2022 20:20
      На ТОФе штурман с Ту-22М дослужился до командира МПК как-то раз.
  6. +5
    24 ноября 2021 19:31
    михаил,вы наверно на сегодня самый читаемый автор, так держать! спасибо
    1. +13
      24 ноября 2021 19:36
      Цитата: Ryaruav
      самый читаемый автор

      Неа...
      Возможно, самый интересный для определенного круга читателей.
      1. +8
        24 ноября 2021 19:46
        Возможно, самый интересный для определенного круга читателей

        Вы заняли литературную нишу, в ней нет конкуренции, и необходимости спорить до хрипоты, и политики нет для минусаторов. А рассказы о службе без прикрас и не в стиле "Боевого листка" очень интересно читать.
      2. +2
        24 ноября 2021 20:19
        Возможно, самый интересный для определенного круга читателей.

        Особенно для Castoridae Hemprich.
        1. +3
          24 ноября 2021 20:33
          Цитата: Undecim
          для Castoridae Hemprich

          Для него это что-то родное...
  7. +3
    24 ноября 2021 19:37
    Цитата: Bez 310
    если ведущий примет решение топливо для ухода на запасной аэродром не оставлять.

    Что значит примет решение не оставлять? А случись форс-мажор какой, в чистом поле садиться? А была какая директива ком. ав. ВМФ, определяющая минимальные остатки аварийного топлива?
    1. +5
      24 ноября 2021 19:41
      Цитата: 76СССР
      Что значит примет решение не оставлять?

      Что командир решит, то и будем делать. Мы же военные...
      Можно оставить топливо только на ближайшие запасные, можно на попутные, а можно и только с посадкой на своем.
    2. -2
      24 ноября 2021 19:44
      Для каждого типа самолета был свой аварийный остаток топлива,за посадку ниже этого остатка - строго наказывали.
      Этот остаток не определялся директивами.
      1. +7
        24 ноября 2021 19:52
        Цитата: bober1982
        ,за посадку ниже этого остатка - строго наказывали.

        Бывали случаи на Ту-22м2, что на пробеге двигатели выключались из-за отсутствия топлива.
        1. +2
          24 ноября 2021 19:54
          Цитата: Bez 310
          Бывали случаи на

          Такие случаи бывали у всех и,на то были причины,либо по бестолковости,либо деваться просто было некуда.
        2. +5
          24 ноября 2021 20:28
          Цитата: Bez 310
          Бывали случаи на Ту-22м2, что на пробеге двигатели выключались из-за отсутствия топлива.

          Було у со-веточников.
          Нос приподнимался, рулить не могли.
          Это я о Сакских бортах.
          1. +6
            24 ноября 2021 20:34
            Цитата: Изделие8
            Это я о Сакских бортах.

            И у нас тоже было, когда в Переясловке и Хабаровске падали.
            А шланг оторвал Иван Д.
            1. +6
              24 ноября 2021 21:04
              Цитата: Bez 310
              А шланг оторвал Иван Д.

              )))
              Я почему то не удивлен.
              Хотя так и пошел потом по штабной линии и перевелся на запад НШ.
              "Если зайца долго бить, он станет спички зажигать"(с)
            2. +5
              24 ноября 2021 21:15
              Цитата: Bez 310
              А шланг оторвал Иван Д.

              Фамилию можно не скрывать, он довольно известная здесь личность.)
    3. +7
      24 ноября 2021 21:19
      Цитата: 76СССР
      Что значит примет решение не оставлять? А случись форс-мажор какой, в чистом поле садиться? А была какая директива ком. ав. ВМФ, определяющая минимальные остатки аварийного топлива?

      Был случай. Старший штурман полка Бато Очирович , держал экипаж у Лопатки, передать контакт с ИПЛ.
      Вроде все расчитали, но....
      Сослуживец, ныне покойный, Боря Прусов рассказывал.
      "Контакт они передали уже при уходе из района.
      На подходе загорелись красные лампочки-'Аварийный остаток'. Старый и опытный правак Витя Малютин настоял на высоком подходе, выше глиссады, ну чтоб резерв высоты был.
      Штурман Саня Бурштейн все четко рассчитал по топливу, сядем усе...
      Первый двигатель остановился при подходе к ДПРМ (Дальний Приводной Радиомаяк).В четырех километрах от торца взлетной полосы. Второй встал над БПРМ.
      В комнате оперативного куча народу, все выглядывают. И Начальник Политотдела- Да он же без двигателей садится.
      И точно, 'из-за леса из за гор..' тихо-тихо выныривает самолет и катится по полосе.
      , еще бы минута- и собирали бы мы обломки.
      Экипаж рассчитал все четко, не учли одного. Топливные баки самолета редко вырабатывались 'под ноль', да почти никогда. А здесь донная маслянистая слизь забила фильтры. После разборок техники выкачали из баков еще 700 литров топлива .Это минут на 15-20 полета. Так что расчет был правильный.
      Во время расследования предпосылки, Бато немного пошалил с подтасовкой документации, за что и был снят с должности вместе с заместителем командира полка по безопасности.
      Боря, сначала был выдран как мартовский кот командующим авиации. Затем, после окончания расследования обласкан и отправлен в командировку, гнать самолет на завод в Евпаторию. Это считалось поощрением..
      К снятию с должностей приложили руки политработники. Аргумент- сейчас не война и рисковать людьми мы не можем."
      1. -2
        26 ноября 2021 17:01
        Цитата: Изделие8
        Старший штурман полка Бато Очирович , держал экипаж у Лопатки, передать контакт с ИПЛ.

        Намогуруев вообще был феномен.
        Запомнилась его история с уничтожением боевых пакетов секретчиком. Как он доказывал особисту Мокрушину (бывший штурман) где взял кальку и график маршрутов развертывалия пл 2 -й флотилии по войне .
        Это я все к тому-какие штурмана умные )))
        https://valcat-8.livejournal.com/7958.html
  8. +3
    24 ноября 2021 20:05
    Спасибо за рассказ. Приятно читать нормальный слог и здравые рассуждения. Не ожидал - передача топлива по шлагу "из крыла в крыло".
  9. +9
    24 ноября 2021 20:09
    Может потом сделать тему о поощрениях ?
    Тоже интересно, у кого поросята, у кого гуси, щуки.

    1. +4
      24 ноября 2021 20:14
      Цитата: Изделие8
      Может потом сделать тему о поощрениях ?
      Тоже интересно, у кого поросята, у кого гуси, щуки.

      Кстати, где-то видел, что в МА тоже поросят подносили к борту, если не пуьаю чего, конечно. У подводников переняли? Во, на фото тоже поросенок? Чет плохо вижу.
      1. +8
        24 ноября 2021 20:46
        Цитата: 76СССР
        Кстати, где-то видел, что в МА тоже поросят подносили к борту, если не пуьаю чего, конечно. У подводников переняли? Во, на фото тоже поросенок? Чет плохо вижу.

        Было у меня на эту тему, там есть фото БЕЗовского поросенка.
        "Поросенок, поросенок,поросенок"
        http://samlib.ru/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/porosionokru.shtml


        Но лучше чтоб автор сам поведал.
        1. +3
          24 ноября 2021 20:53
          Цитата: Изделие8
          Но лучше чтоб автор сам поведал.

          Да, а заодно расскажет как у них там Ворошилов оказался.)
          1. -1
            25 ноября 2021 17:41
            Цитата: 76СССР
            Да, а заодно расскажет как у них там Ворошилов оказался.)

            Это не у него, это в рассказе.
            Ну типа традиция....ну конечно у Овечкина лучше всего описано.
            Куда уж мне (((
    2. +11
      24 ноября 2021 20:36
      Цитата: Изделие8
      о поощрениях ?

      Да там нечего рассказывать...
    3. +6
      24 ноября 2021 20:38
      Цитата: Изделие8
      Тоже интересно

      Может чего потом поменялось?
      У нас после обнаружения ИПЛ все на пинках и на матах. Бегом к оперативному, отчет готовить, ОД Стебля на телефоне, все орут, жрать потом будете и пр.
  10. +2
    24 ноября 2021 20:12
    Мы ходим в океане около Курильских островов на минимальной скорости, постепенно набирая высоту

    Для читателей не от авиации, зачем набирать высоту постепенно? )))
    1. +3
      24 ноября 2021 20:20
      Цитата: Изделие8
      зачем набирать высоту постепенно? )))

      На ум приходит экономия топлива.
      1. +5
        24 ноября 2021 20:25
        Цитата: 76СССР
        На ум приходит экономия топлива.

        Ну это понятно, я о самом процессе...ну и интересно будет.
    2. +7
      24 ноября 2021 20:21
      Для читателей не от авиации, зачем набирать высоту постепенно? )))

      От читателей не от авиации - наверное, чтобы потом было что терять постепенно.
      1. +4
        24 ноября 2021 20:23
        Цитата: Undecim
        От читателей не от авиации - наверное, чтобы потом было что терять.

        Мда.....Это я рекомендацию высказал.
        Пусть будет интрига.)))
      2. +6
        24 ноября 2021 20:23
        О, какой то авиатор уже минусом отметился. Свободный охотник?
    3. +9
      24 ноября 2021 20:39
      Цитата: Изделие8
      зачем набирать высоту постепенно?

      Максимальная высота (потолок) зависит от веса, а вес - от выработки топлива. Топливо вырабатывается, вес уменьшается, потолок увеличивается. Чем больше высота, тем меньше расход топлива.
      1. Комментарий был удален.
        1. +5
          24 ноября 2021 21:16
          Цитата: Изделие8
          с графиком

          Вот с Инструкцией экипажу.
          1. +4
            24 ноября 2021 21:27
            Цитата: Bez 310
            Вот

            Я с красивой картинкой хотел)))
        2. 0
          24 ноября 2021 21:27
          Цитата: Изделие8
          я думал с ИШР

          Какие-либо автоматизированные системы использовались при проведении ИШР? Сейчас с этим, думаю, проще.
          1. +5
            24 ноября 2021 21:34
            Цитата: 76СССР
            Какие-либо автоматизированные системы использовались при проведении ИШР

            Мы все делали "врукопашную", а сейчас есть много специализированных программ.
          2. +1
            24 ноября 2021 21:36
            Вручную считали,на линейке,какие ещё системы.
          3. 0
            24 ноября 2021 21:45
            Цитата: 76СССР
            Сейчас с этим, думаю, проще.

            Программа специальная.
            Но писать все равно приходилось.
            Одно время рзрешали распечатывать, но потом от руки, на бланке. В принципе правильно, дело серьезное.
          4. +4
            24 ноября 2021 21:55
            Цитата: 76СССР
            при проведении ИШР

            Выполнении.
            Собирал одно время, у кого как было.
            В МА,ДА,ИА,ША и пр.
            Интересно.
  11. +7
    24 ноября 2021 21:41
    Невероятный противник помощь не оказывал?
    Нас однажды "Орион" на АВМ навел....
    Выходной, их поднимают и все в "тоске и тревоге".
    Чем мы их раньше найдем, тем быстрее у них тревогу снимут.
  12. +2
    25 ноября 2021 00:06
    Всем спасибо !!! Очень интересно !!! hi
  13. 0
    25 ноября 2021 00:10
    Цитата: Bez 310
    Цитата: Степан S
    обратные случае бывают, чтобы на флоте служили штурманы с авиации?

    Мне рассказывали, что штурман из моего училища (ВВВАУШ) стал старпомом на атамоходе. Правда или нет, не знаю...

    При всем уважении, доля сомнения....Нюанс службы на кораблях (лодках) следующий - любой корабельный офицер, в первую очередь корабельный офицер соответствующего профиля - условно тактико-судоводительского (штурмана, специалисты вооружения, в т.ч. радиоэлектронного) или судомеханического (энергетики, электрики, специалисты по ОКС), и только потом он штурман, связист, акустик, механик и т.д. При этом штурман, чтобы стать старпомом должен пройти через должность помощника, являющегося в море вахтенным офицером, а чтобы закрыть зачетный лист на вахтенного офицера, надо кроме кораблевождения твердо знать очень большой ворох информации - оружие, общекорабельные системы, ядерную и радиационную безопасность, и изучить и сдать все это не будучи выпускником морского училища, практически невозможно. По крайней мере, я ни разу не встречал, чтобы корабельным офицером на подводной лодке служил выпускник не морского училища (за исключением докторов и замполитов). Вернее, про один такой случай слышал, человек по специальности был специалистом сухопутной ЗРК, каким то чудом попал на лодку, но долго не задержался, пошел в особисты. И вообще, я сильно удивился, когда прочитал тут, что оказывается выпускники морских училищ назначаются штурманами на самолеты...казалось, авиационный штурман должен уметь управлять самолетом в качестве пилота, хотя бы в самом первом приближении, т.е. быть в первую очередь авиатором.
    1. -1
      25 ноября 2021 00:43
      Цитата: konstantin77
      корабельный офицер соответствующего профиля

      Естественно, много специфики в училище.
      Те же узлы, шлюпка, выходы через ТА при спасении и пр. вроде не очень и нужно, но это и создает именно морского офицера.
      У каждого своя специфика. Нашел в бумагах.
      А ведь каждый допуск это сдача зачетов. А как их сдавать если нет базовых знаний?
      1. +2
        25 ноября 2021 20:54
        Во-во yes кстати, устройство шлюпки и вязание узлов, это последнее, что надо знать современному корабельному офицеру, по крайней мере подводнику....гораздо важнее уметь бегло читать принципиальные электрические схемы и вообще разбираться в физике......на современном флоте, думаю как и в авиации, техника это ВСЕ и решение всх боевых задач, это, по сути, совокупность решений задач технических
        1. -2
          25 ноября 2021 21:23
          Цитата: konstantin77
          устройство шлюпки и вязание узлов, это последнее, что надо знать современному корабельному офицеру

          Не скажите...командовать аварийной партией на шлюпке, вязать страховку и обучить личный состав.
          Известные случаи, смывало волной при швартовке.
          У Соболева было и танцам гардемаринов учили. Кому мешало?
          А сейчас читаешь некоторых, не стану называть, морских офицеров на сайте ...просто стыдно.
          1. +2
            25 ноября 2021 23:47
            recourse и куда по Вашему на шлюпке эта аварийная партия должна плыть? аварийная партия вводится в аварийный отсек своего же корабля. Доставка аварийной партии на аварийный корабль с других кораблей производится как правило при аварии в базе. В море такая возможность осложнена, но на крайний случай ее все же удобнее доставить вертолетом или спасательным буксиром, но не шлюпкой типа ЯЛ-6, ибо при волнении моря даже в 2-3 балла, высадить со шлюпки аварийную партию на аварийный же корабль довольно непростая задача. Шлюпки в современном флоте нужны для оморячивания курсантов, ну да и в базе борт корабля где подкрасить, или перегоревший ходовой огонь поменять.
            1. +2
              25 ноября 2021 23:53
              швартовкой же занимается специально обученный личный состав - кормовая и носовая швартовные партии и большая часть офицеров и мичманов корабля к их деятельности особого отношения не имеют. А для избежания смыва за борт швартовщики при помощи спасательных поясов и специальных тросов пристегиваются к специальным устройством, абсолютно без использования каких-либо узлов, нахождение непристегнутого личного состава на верхней палубе подводной лодки в море запрещено.
              1. -1
                26 ноября 2021 00:57
                Цитата: konstantin77
                швартовкой же занимается специально обученный личный состав

                Да. А кто обучает личный состав?
                Выпускники училищ. А если лейтенант пришел на корабль, не изучая этого в училище, чему он научить подчиненный личный состав?
                Аварийная помощь оказывают везде. Нет вертолета, например.
                Зачем выпускник училища имеет удостоверение на право самостоятельного управления гребно-парусной шлюпкой? Девок катать?
                Морским узлам можно найти разнообразное применение. Если шлюпка не нужно, узлы не нужны...то и в авиации зачем карту рисовать? Есть навигатор.
                Как то постил, однокашник прислал, борьба с пиратами. П.Великий в 2008.
                Кто управляет средствами высадки? Практически та же аварийная партия.
                Только на борту прикомандированные МП.

                https://valcat-8.livejournal.com/33531.html
                1. 0
                  26 ноября 2021 01:51
                  Уважаемый Вале, все. что Вы говорите достаточно справедливо. И морской офицер, точно так же как и авиационный или сухопутный, должен многое в идеале знать и уметь - и шлюпкой управляться, и из противотанкового гранатомета стрелять, и узлы вязать всяческие soldier , и языки заморские знать, и вальсировать, и парашют уложить быть в состоянии, чтобы затем им воспользоваться.....Это все так, только в идеале.....По своему опыту, а служил я именно в ВМФ 14 лет, в т.ч. 9 офицером, шесть лет инженером по автоматике. и три года командиром электротехнического дивизиона атомной подводной лодки, причем самого "ходового", я бы сказал "красного" экипажа, мне ни разу не приходилось ни шлюпкой управляться, ни узлы вязать, а в руках я держал не гранатомет с парашютом, а переносной мегаомметр, тестер, электронный вольтметр и ключ для извлечения электронных модулей из стоек....и так абсолютное большинство корабельных офицеров, с учетом свое специфики конечно. Тот же штурман, кроме означенных мною инструментов держит в своих люксовских руках еще разве, что параллельную и офицерскую линейку, а также механический карандаш с тонким грифелем и о шлюпках имеет весьма опосредованное представление.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. 0
                    26 ноября 2021 02:08
                    и , кстати, где то эдак года с 2006-2008 повалили с училищ молодые офицеры, которые знали, что такое "офицерский бал", ходили в училище в дальние походы и всякое такое прочее, а в реальной практике не имели представления как правильно замерить электрическое сопротивление изоляции и как проводить элементарный тестовый контроль, т.е. то, для чего ИМЕННО они предназначены на корабле, а их сверстники, молодые штурмана, путали понятие "пеленга" с "курсовым углом". Современная армия, авиация, флот, слишком высокотехнологичные структуры, в которых эффективно могут работать только узкие специалисты с глубокими знаниями.....а шлюпки, морские узлы, соленные брызги океана, залпы сверкающих на солнце орудий и прочая романтика к сожалению остались за кормой эпохи начала 20 века.
                  3. -1
                    26 ноября 2021 08:02
                    Цитата: konstantin77
                    должен многое в идеале знать

                    Кто кому доктор?
                    Мне в училище нравилось работать с БЦ-63(Астроориентатор), в ночных полетах на том рабочем месте, где он установлен, постоянно сидел.
                    Никто из отделения его не любил. Много дополнительных знаний требовало.
                    Но по выпуску не попал на самолеты где он установлен.
                    Не любил сопромат, теоретическую механику, хотя увлекался устройствами бомбоприцелов, от "Нордена" до ОПБ-15.
                    Мне это не пригодилось.
                    На пенсии некоторые летчики осваивают яхты и ходят на них, некоторые моряки увлекаются дельтапланами.
                    Тяга к изучению нового и развитие естественное стремление.
                    А пригодится-не пригодиться, это как по жизни. Как у Конецкого, о гардемарине, на спор сьедавшему брезент и перегрызшему шкерт, когда тонул. )))
  14. 0
    25 ноября 2021 05:11
    . Реакция командира была вполне ожидаемой:

    – У нас есть штурман экипажа, вот пусть он и разбирается

    А зачем вообще в экипаже второй штурман, если его никто не слушает? Два раза второй штурман сигнализирует об ошибке. И его ни кто не воспринимает!
    Странная реакция. Получается командир абсолютно не контролирует ситуацию. Получив сигнал об ошибке, вместо того чтобы перепроверить, перекладывает всю ответственность на штурмана неадеквата. И на этом успокаивается.
    Такое до добра не доводит.
    1. +4
      25 ноября 2021 07:54
      Цитата: Stas157
      А зачем вообще в экипаже второй штурман,

      Зачем в экипаже второй штурман, я уже рассказывал в отдельной статье.
      Цитата: Stas157
      командир абсолютно не контролирует ситуацию

      Тут командира можно понять, он переживает за обрыв шланга, занимается "самоедством".
      И надо сказать прямо - командир экипажа место самолета не знает, ну, только ориентировочно.
      1. -1
        25 ноября 2021 09:07
        Цитата: Bez 310
        И надо сказать прямо - командир экипажа место самолета не знает, ну, только ориентировочно.

        Разные бывают.
        Знал одного тот и планшет постановок для себя вел.Чтоб с тактическими номерами не запутаться.
        Фото из видео. А тот о ком говорю на Бе-12 летал. Валера Бирюков.
      2. +1
        25 ноября 2021 10:11
        Цитата: Bez 310
        И надо сказать прямо - командир экипажа место самолета не знает, ну, только ориентировочно.

        Именно поэтому командир должен был прислушаться ко второму штурману и отдать штурману приказ перепроверить ваше положение. Командир любого экипажа должен прислушиваться к мнению всех его членов. Если командир сам может оценить мнение, то оценивает самостоятельно, если же нет - отдает соответствующий приказ по "профилю".
        1. +3
          25 ноября 2021 10:29
          Цитата: 76СССР
          командир должен был

          Все командиры разные, и гадать, что там у него на уме, дело неблагодарное. Вот сидит командир, переживает, что оторвал шланг, теперь болтается как... балласт, а тут ему опер со своими заморочками лезет... Есть штурман, вот пусть с ним и разбирается, нечего мешать командиру в сотый раз вспоминать процесс дозаправки, и придумывать нормальную отмазку.