Наш танковый паноптикум. Проекты, более чем странные…

109
Наш танковый паноптикум. Проекты, более чем странные…
БА есаула Накашидзе на обложке американского журнала. Вот тебе и лапотная Россия!

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?
Евангелие от Иоанна, 6:60

История бронетанковой техники. Начнём с того, что мы давно не посещали наш «танковый паноптикум», а тем временем в нём появилось немало интересного. И странного! А люди во все времена удивлялись странному: кто странным словам, кто делам, а кто – различного рода техническим диковинкам. Вот и мы сегодня давайте немного на них посмотрим, полюбуемся и поудивляемся, благо есть на что.

Но начнём мы, пожалуй, не с рисунка, а именно из них обычно и состоит наш паноптикум, а с фотографии на обложке апрельского номера американского журнала «Популярная механика» за 1906 год. На ней, как вы видите, помещена фотография российского БА есаула Накашидзе. Сразу отметим, что это первая фотография бронеавтомобиля, появившаяся на обложке именно американского журнала, причём броневик этот – российский. Так что много ли было этих броневиков, мало ли, строили их в России или во Франции, роли не играет. Играет роль только лишь это фото и надпись – «Бронеавтомобиль для Русской армии». Такие вот фото недорого стоят (а иной раз как раз напротив – очень дорого!), но всегда дорого ценятся. Так что оцените этот факт!




Ещё одна обложка того же журнала за октябрь 1914 года и… на ней по сути готовый экспонат для любого военного музея Первой мировой войны или военной техники, и экспонат просто замечательный: расчет пулемета, который перевозится собачьей упряжкой! А рядом с собаками бегут французские солдаты в красных штанах! Да, было в истории ПММ и такое, пока, наконец, они вместо своих красных штанов не надели защитные...

Но о роли французских художников в создании камуфляжной раскраски мы как-нибудь поговорим отдельно, а пока смотрим на два следующих рисунка. На них – полевые колесные щиты, которые предлагалось использовать для передвижения пехотинцев по полю боя под огнём врага.

Первый – французский щит 1915 года. Предполагалось, что, прячась за такими пуленепробиваемыми щитами, пехотинцы смогут атаковать вражеские позиции даже под пулеметным огнём.


Французский пехотный щит 1915 года. Находится в Музее Армии в Париже

Интересно, что французский полковник Жан Батист Эжен Этьен ещё в августе 1914 года предлагал оснастить пехоту такими щитами. Более того, именно ему принадлежали вот эти поистине пророческие слова:

«Победа в этой войне будет принадлежать тому, кто первым установит пушку на транспортном средстве, способном перемещаться по любой местности», – полковник Жан Батист Эжен Этьен, 24 августа 1914 г.


Конструкции щита на одном катке, который должен был по идее повысить её защищённость…

Впрочем, те же французы быстро сообразили, что плоская броня, подставленная под пули, должна быть довольно толстой, а значит и тяжелой, да и проходимость таких вот «бронированных катков для асфальта» будет невелика. Другое дело «броневая пуля», собранная из двух штампованных половинок на небольших колесах. Благодаря такой форме вражеские пули от неё бы легко отскакивали, а вес из-за меньшей толщины брони был бы не так велик…

Винтовка крепилась на стенке, чтобы не обременять пехотинца, а броня «бронепули» защищала его практически целиком. Оставалось лишь толкаться ногами и так вот понемногу продвигаться вперёд!


Бронещит пулевидной формы, предложенный во Франции в годы Первой мировой войны


Обложка журнала «Популярная механика» за ноябрь 1915 года. Казалось, вот оно – новое средство, способное вывести воюющих их позиционного тупика, однако на деле всё произошло согласно российской поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Из-за «лунного ландшафта» и обилия колючей проволоки эти щиты оказались практически бесполезными


Наш российский бронещит почему-то больше всего походил на миниатюрную палатку, но зато устроен был так, что из него можно было стрелять из винтовки, а вот из французской «пули» – нельзя


Самыми экономными в смысле прикрытия своих солдат пулестойкими щитами для передвижения по полю боя оказались, конечно же, японцы. Кто бы сомневался!

Мы знаем, каким был первый английский танк. Но мы можем лишь предполагать, судя по чертежам, как мог бы выглядеть их первый танк, если бы они приняли предложение талантливого канадского инженера Роберта Френсиса Макфая. Главной особенностью предложенной им машины являлись три гусеницы. Причём передняя гусеница играла роль рулевого устройства, и вдобавок могла менять своё положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Макфай предусмотрел и специальный резак для колючей проволоки, и откидной броневой «нос», защищавший эту гусеницу спереди, и даже… откидывающийся сзади гребной винт, то есть, надо полагать, этот «танк» должен был у него ещё и плавать! И вот поставили бы на него башню с пушкой, а то и сразу две, но с пулеметами, и получился бы у англичан танк, по образцу которого (такое вполне возможно!) начали бы строить танки и в других странах. Ну а машины на двух гусеницах наверняка долгое время рассматривали бы как технический курьёз!


Гипотетический рисунок танка Макфая, сделанный по чертежам из его патентной заявки

Затем в войну вступили США, и американские инженеры предложили военным необычный «танк-скелет». Мол, его большие размеры помогут ему уверенно преодолевать «лунный ландшафт» поля боя. И в то же время попасть в него так, чтобы причинить фатальные повреждения или же поразить экипаж, будет совсем нелегко. Испытания этой по-своему уникальной машины прошли успешно! Было заказано 1000 машин, но война закончилась раньше, чем они были готовы.


«Танк-скелет». Находится на площадке музея боевой техники Абердинского полигона в США

Танк имел два двигателя суммарной мощностью 100 л.с., башню с 37-мм орудием, и экипаж из двух человек. Даже коробка передач и та была расположена между гусеницами. Толщина брони составляла 12 мм – очень даже неплохо по тем временам.

Припозднились с относительно совершенными танками и французы, хотя опыты в этой области начали раньше англичан, и если бы не досадные ошибки конструкторов, то танки Франция могла бы получить уже в 1915 г. Зато уже летом 1917 г. здесь был построен танк-прототип Char Lourd 1А или FCM-1A. Танк был длинным, чтобы преодолевать траншеи, и хорошо бронированным: лобовые проекции корпуса и башни защищала броня толщиной 35 мм, борта были из 20 мм брони, крыша и днище — из брони толщиной 15 мм. Главное, что его броня защищала танк от огня германской 77-мм пушки, что для того времени было очень важно.


FCM-1A во время испытаний

Экипаж состоял из пяти танкистов: командира, наводчика, заряжающего, пулеметчика и моториста. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части танка, занимая более 50 % длины корпуса. Но главное – танк имел очень сильное вооружение: пулемет в корпусе, пулемет в башне, спаренный с орудием, и… 105-мм пушку с боекомплектом в 120 снарядов. Это было эффективное оружие, но всё-таки её заменили 75-мм орудием из-за большего боекомплекта в 200 снарядов.


FCM-1A с 75-мм орудием

Тем не менее, пока суд да дело – поезд ушёл, война закончилась и в разорённой Франции на столь передовые, но и дорогие танки денег попросту не нашлось! Но можно себе представить, какое бы впечатление произвёл и на немцев, и на англичан этот танк в том же 1917 году!


«Летающий танк» У. Кристи 1936 год – ещё один фантастический для своего времени проект, осуществить который, и то – в несколько ином конструктивном оформлении сумели только лишь у нас в СССР в годы войны


Кстати, сборная модель нашего планера КТ «Крылья танка» сегодня выпускается в масштабе 1:72!


Таким «летающий танк» У. Кристи был показан на обложке июльского журнала «Современная механика» 1934 года

А вот на обложке августовского номера журнала «Современная механика» 1936 года мы видим нечто совершенно фантастическое – разрабатывавшийся с 1935 года в Массачусетском технологическом институте электротанк-шнекоход! Причём служили его шнеки для передвижения по пересечённой местности и опускались на грунт силой мотора, а по шоссе танк этот должен был перемещаться на колесах! А вооружен он был не пушкой и не пулеметом, а генератором Ван дер Граафа! Вот этот большой шар на высокой цилиндрической стойке, поднятой над корпусом танка, и являлся накопителем электрических зарядов. Вырабатывались они за счёт того, что внутри танка на роликах происходила перемотка ленты из шёлка, которая при этом тёрлась о специальные щётки. В результате появлялись электрические заряды, аккумулировавшиеся на внутренней поверхности этого шара, причём шар от корпуса был, естественно, изолирован. Была изолирована и кабина оператора, который имел в своём распоряжении водомет с запасом воды в особом резервуаре! В сторону противника выстреливалась струя воды, через которую тут же ударяла искусственная молния в сотни миллионов вольт, и испепеляла всё мокрое и живое. Сам Ван дер Грааф сумел построить генератор мощностью в семь миллионов вольт, и это пределом отнюдь не являлось, но вот дальность действия водомета создателям этого танка увеличить так и не удалось, поэтому строить его американцы не стали. Зато сегодня такая машина, только без шнеков, вполне могла бы применяться в городах против незаконно митингующих либо инсургентов. Удар током через струю воды образумит любого!


Вот он каким нарисован на обложке этого журнала. То, что он красный, пусть никого не смущает. Красный цвет изображённых на обложке этого журнала машин был своего рода приманкой для читателя

А вот в журнале «Популярная механика» в 1936 году самым серьёзным образом обсуждался проект танка в форме шара. Вооружение у него было чисто пулеметным: два пулемета в турелях на концах полусфер, один посредине корпуса, из которого можно было бы стрелять прямо по курсу, и ещё один зенитный. Катилось бы это «чудо техники» за счёт вращения двух полусфер с грунтозацепами, а центральная часть оставалась неподвижной. Интересно, что вместо вентиляции в нём совершенно серьёзно предлагалось разместить баллоны с кислородом! Интересно, как скоро загорелся бы этот боевой шарокат, будь он реально построен?!


Рисунок танка-шароката современного художника на основе иллюстрации из журнала «Популярная механика»

P.S. В материале использованы рисунки А. Шепса.

Продолжение следует…
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    21 ноября 2021 06:46
    Спасибо, Вячеслав Олегович.
    Напомнили эти "веселые картинки".
    Такое ощущение, что многие из них потом и в нашей "Техника Молодёжи" перепечатывали laughing
    А вот по поводу всяких бронещитов/бронекапсул на поле боя... Я ещё ребенком задумался - не будет ли контузий у стрелков в этих стальных коробках от постоянной дроби при обстрелах? Попробуй, одень ведро на голову и стукни палкой...
    1. +12
      21 ноября 2021 07:13
      Присоединюсь к словам Игоря! По поводу бронещитов конструкторы предполагали использовать для удобства солдат мешковину и беруши из ваты.
      1. +1
        21 ноября 2021 07:26
        Ага) Это как в русско японскую войну, когда из за обилия трупов вокруг позиций начался откровенный смрад, какой то умник предложил солдатам вставлять в нос тампоны, смоченные ... скиом! laughing
        1. +7
          21 ноября 2021 08:04
          Ски пи да ром. Что то Т9, вообще, тупит)
          1. +9
            21 ноября 2021 10:06
            Ски пи да ром. Что то Т9, вообще, тупит
            Это не Т9, а цензура сайта- жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемая из смол хвойных деревьев laughing , здесь под запретом belay .
            1. Комментарий был удален.
            2. +3
              21 ноября 2021 23:42
              Цитата: Вождь краснокожих
              не будет ли контузий у стрелков в этих стальных коробках от постоянной дроби при обстрелах?

              Анекдот вспомнил (ещё советских времён)
              Приходит в патентное бюро изобретатель с проектом аппарата для бритья головы. По проекту - человек засовывает в нишу голову, и его за несколько секунд бреют несколько бритв.
              Ну, ему председатель комиссии говорит:
              - Ведь у каждого человека индивидуальное строение головы.
              - В первый раз да ...

              Вот и думаю, что при первом попадании пулемётной очереди в такой броне да. Пехотинец оглохнет.
              А вот к следующему бою глохнуть будет уже нечему
              laughing
            3. 0
              23 ноября 2021 07:36
              Так внутри слово не хорошее- про псевдо мужиков
        2. +12
          21 ноября 2021 08:54
          Вождь минус не мой! Даже в БТРе слышать попадания пуль крайне не восхитительно, особенно если понимаешь, что она не панацея защиты.
          Тут выбор прост или контузия или осколок в голове. Даже с нашими стальными касками он был предсказуем. Иногда мы мухлевали и подобно греческим гоплитам подсовывали под каску губку для мытья машины.
          1. +4
            21 ноября 2021 09:31
            Ой, не заморачивайтесь! Если глупость или не точность написал - минусуйте! Я ж не святой!))) Но если что, то и без вас справятся! Причем, без всяких неточностей! За мной тянется шикарный шлейф минусаторов! Убежденных в своей вечной правоте и моей вечной грешности!) laughing
        3. +4
          21 ноября 2021 09:39
          Цитата: Вождь краснокожих
          Ага) Это как в русско японскую войну, когда из за обилия трупов вокруг позиций начался откровенный смрад, какой то умник предложил солдатам вставлять в нос тампоны, смоченные ... скиом! laughing

          тампоны смоченые духами реально помогают- проверил сам.
          1. +7
            21 ноября 2021 09:43
            Духами, одеколоном, эфирными маслами - да.
            Но попробуйте смазать ски пи да ром слизистую или, как в анекдоте, между ног))) Он очень хорошо "разогревает". Простыми словами жжет почище горчичника. Из за чего и является часто в рецептурах согревающих мазей.
            1. +1
              22 ноября 2021 23:33
              Цитата: Вождь краснокожих
              Духами, одеколоном, эфирными маслами - да.

              От запаха птомаи́нов мало избавиться...это же натуральный яд(недаром трупами заваливали источники питьевой воды-отравляя ее)
              Борьба с запахом малоэффективна. Нужно бороться с причиной-иначе сляжет и живая армия.
              Насчет РЯВ и ПА-это из Степанова-
              - Вонь на позициях невозможная. Не знаю, как с ней и бороться. Жарко, трупов масса. Ужасающие миазмы, - заметил Кондратенко.
              - Субботин рекомендует совать в нос паклю, смоченную в ские. Я уже отдал об этом приказ.
              - Едва ли это очень приятно, - усомнился Белый.
              - С солдатней церемониться нечего.
              Гости стали прощаться.
              На другой же день на Залитерной батарее ротный фельдшер Мельников раздавал солдатам паклю.
              - Закладай в нос, чтобы дохлым японцем не воняло, - пояснил он.
              Блохин засунул, потянул в себя воздух и громко чихнул.
              - Мусорное дело: щекотно, и все же слыхать.
              - Обмакни в ски, тогда ничего не учуешь.
              Солдат последовал его совету и тотчас выдернул паклю из носа.
              - Кто такую глупость придумал? В носу свербит, аж слезы катятся, долго не вытерпишь, - возмутился он.
              - Приказ генерала Стесселева!
              - Пусть он тую паклю со скиом себе под хвост сунет, авось поумнеет!

              первые танки так же страдали проблемой вентиляции. Как и последующие. До кондиционера и прочих зон комфорта в железном ящике было еще далеко.
    2. +2
      21 ноября 2021 10:28
      Цитата: Вождь краснокожих
      многие из них потом и в нашей "Техника Молодёжи" перепечатывали

      Моя работа!
    3. +2
      23 ноября 2021 07:35
      Километр до позиций противника по пересеченке - на коленках? Время и скорость даже примерно не прикидывались?перенести огонь артиллерии- дело нескольких минут и хана этим ведрам...
  2. -3
    21 ноября 2021 07:00
    Цитата: Вождь краснокожих
    не будет ли контузий у стрелков в этих стальных коробках от постоянной дроби при обстрелах

    Вы считаете, что их будут обстреливать дробью каждый день по 24 часа подряд?
    1. -1
      21 ноября 2021 07:24
      А слова БАРАБАННАЯ ДРОБЬ вам известны? При превышении определенного уровня опасна для слуха. Я про ведро не зря написал. Попробуйте...
      1. -7
        21 ноября 2021 07:45
        Я про ведро не зря написал. Попробуйте

        Вам виднее, но кастрюля на голове, пожалуй, лучше. Пробовали?..
        1. +7
          21 ноября 2021 08:02
          Нет. И вам не советую. Ни кастрюлю, ни ведро, ни ночной горшок.
          Мало того, открою тайну - что бы что то знать, не обязательно пробовать. Но если не веришь, тогда конечно!
          Не верите в эффект колокола? Пробуйте!
          1. +2
            21 ноября 2021 09:46
            Игорь, привет! hi
            Пропускай клиента мимо и не утруждайся ответами, Хлор вообще и по жизни самый вонючий химический элемент. laughing
            1. +3
              21 ноября 2021 13:48
              Цитата: Морской Кот
              Хлор вообще и по жизни самый вонючий химический элемент

              Тиоацетон : CH3-CS-CH3.
              А из биологических вероятно дуриан.
              это сродни поеданию селедки с сыром с плесенью над открытым канализационным люком

              hi
              1. +2
                21 ноября 2021 14:01
                Гастрономическое "предложение" приводит в ужас, предпочтительнее застрелиться, не такая мерзкая будет смерть. laughing
              2. -4
                21 ноября 2021 15:00
                Тиоацетон : CH3-CS-CH3.
                А из биологических вероятно дуриан

                Химия - не твой конек. Как, впрочем, и другие науки...
  3. Если бы FCM-1A пошёл в серию, он и в начале 30-х смотрелся бы вполне прилично. Спустя 15 лет после его постройки танки с аналогичной бронёй и вооружением вовсю проектировались, строились и архаикой не считались.
  4. +12
    21 ноября 2021 07:43
    Браво, Олег Вячеславович! Отличная подборка материалов, замечательные иллюстрации и прекрасный источник. "Популярная механика" -- один из старейших журналов в мире. Выходит с 1902 года без перерыва.
    1. +13
      21 ноября 2021 07:56
      Цитата: А. Привалов
      "Популярная механика" -- один из старейших журналов в мире. Выходит с 1902 года без перерыва.

      Мне повезло, что я учился в спецшколе и у нас был "технический перевод". Не знаю откуда, но у нашей учительницы были эти журналы. Какого времени не скажу. Но видимо 40-50 годы. Часть статей была вырезана. Но и того, что оставалось хватало читать с большим интересом. Даже не подозревал, что такое может быть. А теперь понимаю, что вырезано было то, что было еще лучше. Ну, чтобы мы не "благоговели перед Западом". С тех пор стараюсь их читать регулярно. Одно время сам в нем часто печатался и в печатной и в онлайн-версии, но потом политика журнала изменилась и к услугам российских сторонних авторов они прибегать перестали.
      1. +8
        21 ноября 2021 08:12
        Цитата: kalibr
        Одно время сам в нем часто печатался и в печатной и в онлайн-версии, но потом политика журнала изменилась и к услугам российских сторонних авторов они прибегать перестали.

        Помнится, в самом начале, когда появилась русская версия журнала, там были практически только переводные статьи. Потом, их количество резко уменьшилось и основную массу писАли россияне. Интересно, кто же для них сейчас пишет? Нужно будет на досуге взглянуть хотя бы на интернет-версию.
        1. +9
          21 ноября 2021 08:47
          Цитата: А. Привалов
          Интересно, кто же для них сейчас пишет?

          Свой журналистский коллектив, который часто берет интервью у тех или иных специалистов и интересных людей. "Простой человек должен быть услышан" - это сейчас тренд такой в США.
          1. +12
            21 ноября 2021 09:30
            Нашел ещё один номер этого журнала. smile

            1. +15
              21 ноября 2021 09:35
              Нашел ещё один номер этого журнала
              В этом номере еще вот это было напечатано
              Одной из самых оригинальных идей была представлена инженерами Швалевым и Щербуком, которые разработали прыгающий танк-амфибию, который, согласно их задумке, должен был не только погружаться под воду, но и взлетать на короткий промежуток времени.
              Другим многообещающим проектом был Истребитель танков СИГ, автором которого выступил инженер Гальперин. Среди других разработок эта отличалась проработанностью конструкции и вооружения. Пожалуй, единственным недостатком его задумки было то, что экипаж предусматривался в количестве всего одного человека, который должен был одновременно выступать и водителем, и механиком, и артиллеристом.
              1. +12
                21 ноября 2021 09:56
                Да напечатать картинки и написать можно всё что угодно, весь вопрос в реальности существования этих конструкций. А вообще, конечно, забавно. smile
                Китайские умельцы по нашим разработкам сделали вручную действующую модель шаротанка, но они ни слова не говорят, идеями какого изобретателя он воспользовались. request


                "В описании к видеоролику говорится, что танк, состоящий из более чем 10 000 деталей, собран вручную. Внутри него могут разместиться три человека. Машина оснащена стрелковым оружием, может передвигаться по дороге и поражать цели. Стоимость базовой модели составляет 150 000 юаней (1 млн 720 тыс. руб.), "а для высокопроизводительной версии потребуется порядка 210 000 юаней", - пишут китайские специалисты."(с)

                Источник: https://fishki.net/3457539-inzhenery-kitaja-sozdali-sfericheskij-tank-na-osnove-sovetskih-razrabotok.html © Fishki.net

                Ролик, к сожалению вставить не смог, но эта штука таки катается. wink
                1. +3
                  21 ноября 2021 22:27
                  Ролик, к сожалению вставить не смог, но эта штука таки катается.


                  hi
                  1. 0
                    22 ноября 2021 23:39
                    китайцы конечно еще те мастера, но видно почему не стали разрабатывать такое. МОбильность такого танка крайне низкая. Как БПА может пойти как устройство для строительства и ремонта дорог.
        2. +12
          21 ноября 2021 09:15
          "Техника молодёжи" времён перестройки, только в глянце. Скатилась до уровня рекламного буклета. Большая часть это реклама или рекламные статьи, а также откровенная бредятина, которая заставляет проверять не читаю ли я в данный момент апрельский номер. Интересных материалов категорически не хватает. Увы.
          Там сменился и главный редактор. Журналы времён Апресова много интереснее чем Грека. Не утверждаю, что дело в персоналиях, скорее это политика руководства по выше.
          1. +11
            21 ноября 2021 09:37
            Абсолютно с Вами согласен!Так,полистать ради любопытства можно от безделья,не более того.И проверять информацию,как автор ниже сделал)))
            1. +7
              21 ноября 2021 09:47
              Присоединяюсь. Лет семь назад попались в руки несколько номеров ( отдыхали на даче дальнего знакомого) я, поначалу обрадовался. Но, не надолго. Все правильно сказано - сплошная реклама, причем часто в духе "не имеющих аналогов в мире"....
          2. -1
            22 ноября 2021 10:18
            Цитата: volodimer
            скорее это политика руководства по выше

            Что, неужели сам ВВП?
            1. 0
              23 ноября 2021 16:23
              Причём тут ВВП, почему если "выше", то сразу ОН? fool
              Я имел ввиду хозяев журнала, спонсоров...
              "журнал печатается с разрешения Hearst Communications, Inc., New York, NY 10019 USA"
              Вот для вас перепечатал из журнала.
              1. -2
                24 ноября 2021 11:11
                Вы меня обрадовали. Хорошо, что хоть туда не дотянулся ВВП.
        3. +7
          21 ноября 2021 12:59
          Сейчас ПопМем скатился практически под плинтус , сплошная реклама духов часов и машин. Иногда хвалебные оды реализованному и еще нереализованному Илоном Маском. Это 80% контента,увы..
  5. +12
    21 ноября 2021 07:59
    Думаю FCM-1A даже в 1940 г. мог бы очень удивить немцев, причем поставили бы новый движок, уменьштлт размеры и увеличили броню. Но французы начали изобретать непонятно что.
    1. +12
      21 ноября 2021 08:39
      Цитата: Виктор Сергеев
      Думаю FCM-1A даже в 1940 г. мог бы очень удивить немцев, причем поставили бы новый движок, уменьштлт размеры и увеличили броню. Но французы начали изобретать непонятно что.

      Думаю во Второй мировой французов даже не спасла сотня другая Леклерков. Краеугольная проблема третей республики (если не ошибаюсь) была не в военной бронетехнике, а в ее организации и примирении.
      Немцы отъиграли именно качеством организации и взаимодействия войск + борзотой и разумной инициативой на местах!!! Если серьезно - французкая компания и немецкий «порядок», даже рядом не стояли.
      Впрочем это все стало возможным по причине неделания Франции воевать.
      Что могла Германия противопоставить этому?
      S-35 с противоснарядный бронированием и 47мм пушкой?

      Среднечку D-2 (тут он правда с модернизированной длинноствольной пушкой)

      Или этому «тяжу»? Они имели индивидуальные имена как корабли ВМФ.

      Так и хочется процитировать изъеженное «танки плюс штуки равно блицкриг».
      Р.s. С последним утверждением я лично согласен только отчасти».
      1. +7
        21 ноября 2021 08:51
        Цитата: Коте пане Коханка
        согласен только отчасти».

        Перед войной Гитлер отправил в страны-объекты нападения профессора-пиармена, выяснить... будут ли они сопротивляться. Человек представлялся жертвой режима, ездил с лекциями и общался с народом. Во Франции выяснилось, что народ еще не пережил ужасов Первой мировой войны. Господствуют пацифистские настроения, на солдата смотрят как на лузера и подонка, профессия офицера почетом не пользуется. "Разбить Францию можно будет в течении месяца" - таков был вердикт! И он оправдался.
      2. +11
        21 ноября 2021 09:09
        Привет, Владислав! hi

        Что могла Германия противопоставить этому? S-35 с противоснарядный бронированием и 47мм пушкой?

        Ничего, в самом начале войны только Т-IV, но по броневой защите немец уступал. Однако, у французов были и другие разработки, которые по какой-то причине в серию так и не пошли. Полюбуйся на этого монстра, к сожалению, его названия я не нашел.
        1. +9
          21 ноября 2021 10:36
          Цитата: Морской Кот
          Привет, Владислав! hi
          его названия я не нашел.

          Это FCM F1
          Сверхтяжелый танк проекта 1940 года
          1. +7
            21 ноября 2021 10:39
            М-да уж, насчёт "сверхтяжелости", уж не глядя ли на этого француза "гора родила мышь" -- я имею в виду кошмарный "Маус". laughing
        2. +4
          21 ноября 2021 15:34
          Все! ПромолчУ. Как Можно было с такими яйцами Войну протрахнуть за пару недель?
          1. +1
            21 ноября 2021 23:26
            Как Можно было с такими яйцами Войну протрахнуть

            Так французы привыкли трахаться в постели, а бравые тевтонцы исключительно на поле боя. wink
        3. +8
          21 ноября 2021 15:54
          А чем наши танки не "красавцы" ? wink

          Т-34 с 3 пушками...

          Опытный танк СТ-1 с 2 пушками...
          1. +2
            21 ноября 2021 23:58
            Это ещё не предел.

            Потому как было и это (Т-42 массой в 100 тонн)
            1. 0
              22 ноября 2021 10:22
              Т-42 - это проект. Построен не был.
            2. +2
              22 ноября 2021 10:37
              Т-35 , Т-100 , СМК......Устарело ! "Мои" ,,современные,, танки надерут зад....движки твоим старичкам ! wink

              КВ-76/45 ...

              КВ-7 с 2мя 76-мм пушками...
              Ну, и вишенка на тортик...!

              "Что-то" из "танчиков" !
              А вот и черешенка...!
              1. +3
                22 ноября 2021 10:57
                А мне понравился Танк Гротте (ТГ-1), жаль, что родился слишком рано.


      3. +3
        21 ноября 2021 09:51
        Ну, вы же помните французскую самобытность? С их креплением корпусных деталей на болтах?
        Плюс откровенно тесная башня и все таки, слабое орудие.
        Да и мало их было...Но это мы сейчас такие рассудительные. Задним умом...
        1. +5
          21 ноября 2021 13:03
          Эти болты называются гужоны.
          P.S. Слово понравилось
          1. +5
            21 ноября 2021 13:22
            Думаете гужоны? Я механик, знаю, что это такое. Удивился. Полез смотреть в картинках - вроде, обыкновенные... Но сильно не рассмотришь...
            1. Комментарий был удален.
            2. +5
              21 ноября 2021 15:36


              На этих изображениях видно.
        2. +2
          21 ноября 2021 14:30
          Ну на мышонке Волне себе нормальное орудие, идея оказалась никчемной.
        3. +2
          21 ноября 2021 15:37
          Принято С уважением.
      4. +1
        22 ноября 2021 23:58
        Цитата: Коте пане Коханка
        Думаю во Второй мировой французов даже не спасла сотня другая Леклерков

        если это истории про "попаданцев"-то пару сот Леклерков в полной боеготовности(кто их в 1940 сможет подготовить и чем...) в нужных местах исправят многое чего. Но это же современные танки-они для современных людей...А это уже другая история и другие французы.
        Для французов важен пример. Они люди настроения порой. Как и все. Так что удар Леклерков мог изменить многое в настроении и организации(точнее дезорганизации противника).
        Вы мне напомнили американский авианосец Нимитц в 1941 в декабре.фильм «Последний отсчёт» Изменить историю мог запросто.
        За сто лет французы третий раз воевали с немцами? Да не..с времен ВФР воюют. С переменным успехом. НУ мало им Англии на морях. Нашли себе сухопутных врагов.
    2. +12
      21 ноября 2021 08:49
      Вячеслав, hi спасибо за продолжение бронесерии! Всё классно! good

      Я понимаю, что всего общирного материала об идеях и разработках в одной статье выложить невозможно, поэтому решил кое-что добавить к Вашему тексту. smile

      Не дремала мысль человеческая!
      "Истребитель танков" конструкции Гальперина, СССР.



      И ещё куча всяких хреновин непонятно чьей разработки.

      1. +11
        21 ноября 2021 09:21
        И ещё куча всяких хреновин непонятно чьей разработки.
        Сейчас найдем,не переживайте.
        Кто весел -тот смеется,
        Кто хочет - тот добьется,
        Кто ищет - тот всегда найдет!
        «Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре – боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактически это перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не хватает только двигателя.
        Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля.Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.
        1. +9
          21 ноября 2021 09:23
          Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея — «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло...
          «Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г. Самая впечатляющая и поражающая воображение идея – бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, поскольку все свободное время посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менее громоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м.
          1. +8
            21 ноября 2021 09:25
            Шаротанк И. Лысова, СССР, 1928 г. Танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива.
            1. +9
              21 ноября 2021 09:29
              Это все картнки,а немцы в металле сделали нечто шарообразное
              В танковом музее в подмосковной Кубинке хранится опытный немецкий легкий шар-танк Kugelpanzer времен Второй мировой войны. Об этом аппарате почти ничего не известно. Наши войска захватили его в конце войны на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе со сверхтяжелым «Маусом» («Мышонком»). Вооружения он не имел и применялся как самоходный наблюдательный пункт (для передового артнаблюдения и корректировки артогня).Толщина его брони составляет 5 мм. Масса — 1,8 т. Одноцилиндровый мотоциклетный двухтактный карбюраторный двигатель мощностью 25 л.с. позволяет развивать скорость до 8 км/ч. По бокам центрального цилиндрического отсека в рост человека расположены две вращающиеся полусферы, которые и служили движителем. Сзади установлен небольшой хвостовой опорный каток. Двигатель приводил в действие полусферы, снабженные грунтозацепами. Танкист, конечно, не бегал, как белка в колесе: в корпусе оборудовано вполне комфортное место для водителя-наблюдателя — единственного члена экипажа. Спереди, на уровне глаз сидящего бойца, находится смотровая щель. Входной люк для танкиста расположен сзади. Особенно озадачивает полное отсутствие на этой экзотической машине вооружения. Или бронеколобок — сам по себе вооружение, асфальтовый каток, просто закатывающий врагов?..
            2. +6
              21 ноября 2021 10:13
              Это из статьи в Популярной механике - перерисовка из моей статьи в Технике-молодежи. А я брал из отказного архива в Куйбышеве, сегодня Самара. И "Сходукет" оттуда же! Автор у меня свистнул картинки, добавил траву и... получил в итоге по рогам! А ПМ стал меня после этого печатать...
              1. +3
                21 ноября 2021 15:44
                А не наЧхать теперь? а Популярной Механике, только лучше
        2. +7
          21 ноября 2021 09:41
          Сейчас найдем,не переживайте.


          Я не переживаю, нудное это занятие. smile
          У меня есть к Вам вопрос по поводу шаротанка Вострецова, а точнее по случаю его боевого использования, насколько этот случай является реальным. Я сейчас порылся в сети и ничего (абсолютно) кроме той статьи, которую Вы, коллега, выложили, не нашел. Есть ещё какая-то информация? И вообще, откуда сведения об этом бое? Случай, безусловно, уникальный и что-то возникают определённые сомнения по поводу его реальности. Был бы благодарен, если бы Вы поделились имеющейся информацией. smile
      2. +5
        21 ноября 2021 10:17
        Вот все то, что в СЕРОМ КВАДРАТЕ рисовал А.Шепс для журнала ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ! Потом это было в моей книге "Танки удивительные и парадоксальные".
        1. +5
          21 ноября 2021 10:22
          То-то, я смотрю техника узнаваемая. smile
    3. +10
      21 ноября 2021 09:30
      У французов и так было чем. D2, Somua, В1. В1 собственно очень близок, просто большую пушку в корпус, а в башне поменьше. Если бы ещё в башню одного человека добавить... Да и Р35 и Н35 тоже вполне. А вот с тактикой применения, тут совсем плохо. Статей на ВО полно.
      1. +5
        21 ноября 2021 15:38
        С разделением задач экипажа танка, у всех членов «танкового клуба» было плохо за исключением Германии. Плюс ещё исключительно хорошая не некая оптика и радиосвязь.
        Но самое главное организация танкового боя с обеспечением взаимодействия. Вот главный ключ и конёк побед немцев на первом этапе Второй мировой.
  6. +14
    21 ноября 2021 08:05
    в 1936 году самым серьёзным образом обсуждался проект танка в форме шара
    Николай Михайлович Вострецов родился 2 (16) мая 1904 года в Оренбурге.
    Дом Вострецовых в Оренбурге
    До конца Гражданской войны Вострецов жил один в старой квартире, перебиваясь случайными заработками. После войны он продал скудное имущество и поехал в Москву искать другой жизни. Работал на Мытищенском заводе, учился на рабфаке, затем — в Ленинградском политехническом институте. В 1936 году вернулся на завод, работал конструктором. Несмотря на инвалидность, Николай добился разрешения заочно обучаться в Академии механизации и моторизации РККА.
    В 1939 году Вострецов был переведён в конструкторское бюро Московского автомобильного завода имени КИМ, где участвовал в работе над проектированием и конструированием лёгких танков. Благодаря упорству, гибкому мышлению и высокой технической грамотности, он быстро заслужил звание воентехника 2-го ранга.В мае 1940 года Николай Вострецов представил в изобретательскую комиссию ЦКО проект среднего танка, условно названного «Шар». Конструкция машины была крайне необычной: её корпус имел почти шарообразную форму, в качестве движителя предполагалось использовать две гибких ленты из металлических и резиновых элементов, оснащённых шипами для лучшего сцепления с грунтом. По замыслу конструктора, «Шар» должен был оснащаться 76-мм орудием в специальной надстройке в верхней части корпуса. Машину предполагалось приводить в движение спаркой из карбюраторных двигателей М-17, аналогичных тем, которые устанавливались на БТ-7.
    Проекту танка «Шар» неожиданно дали ход. Однако в силу того, что машина была слишком необычной, на неё не стали тратить мощности основных предприятий. Конструкторская группа, возглавляемая Вострецовым, отправилась в Выксу, что под городом Горький (название Нижнего Новгорода в 1932-1990 годах), где и приступила к работе.
    В апреле 1941 года была готова к испытаниям ходовая модель «Шара», изготовленная из неброневой стали. Она довольно существенно отличалась от первоначального проекта. Во-первых, использование ленты было признано нецелесообразным. Вместо неё танк получил две широкие гусеницы, охватывавшие его по окружности. Гусеницы натягивались на обода и при необходимости могли быть демонтированы. Без них танк сохранял способность к передвижению, теряя в проходимости и маневренности. Впрочем, как раз этот недостаток можно было считать незначительным. Куда более важным являлось то обстоятельство, что «Шар» не терял подвижности при сбитых гусеницах, в отличие от танков «стандартной» компоновки.
    1. +14
      21 ноября 2021 08:07
      Изменилась схема вооружения танка. Наверху вместо орудийной надстройки была установлена пулемётная башенка, очень похожая на ту, которая использовалась на среднем танке Т-28. В неё должен был монтироваться спаренный пулемёт ДТ. А вот по бокам машины установили орудийные спонсоны под 76-мм орудие Л-10
      Таким образом, утрата возможности вести круговую стрельбу из пушки была компенсирована удвоением огневой мощи. С учётом того, что маневренность «Шара» была чрезвычайно высокой, осуществить доворот корпуса для направления на цель не представляло большой трудности.
      Очень остроумно была выполнена система равновесия. Вообще говоря, «Шар» на ходу был достаточно устойчив: работал принцип гироскопа. Однако на поворотах, при резких остановках и других быстрых манёврах существовала опасность его опрокидывания. Чтобы этого избежать, Вострецов разработал балластную систему, представлявшую собой маятник массой 4 тонны, подвешенный под днищем машины. Верхняя часть маятника крепилась к свободно закреплённому полу боевого отделения, всегда находившемуся в горизонтальном положении, как бы ни накренился танк. Её два балансира меньшей массы находились в спонсонах. Суммарно конструкция работала достаточно надёжно.
      Вместо карбюраторных двигателей на «Шаре» было решено использовать дизель В-2, признанный инженерами более оптимальным вариантом.
      Ходовые испытания показали, что танк действительно ведёт себя на местности хорошо. Он был лёгок в управлении, крутился на месте, как волчок, и лихо проходил препятствия в виде оврагов, рвов и окопов. При большом разгоне танк мог буквально заскочить на эскарп высотой до 1,2 метра.
      С другой стороны, проявилось много недостатков. Обода движителя оказались склонными к быстрой деформации из-за стали неподходящей марки; вентиляционная система работала плохо, так что боевое отделение быстро наполнялось дымом. Подвижный пол танка был склонен к заклиниванию в самых неудачных положениях. Тем не менее, «Шар» был рекомендован к дальнейшим испытаниям и получил индекс ШТ-1А.
      1. +12
        21 ноября 2021 08:08
        После начала Великой Отечественной войны работы над «Шаром» существенно замедлились. Отсутствовали ресурсы, которые могли бы быть выделены конструкторской группе, однако даже при этом проект не был закрыт, с учётом вполне серьёзной перспективы его развития. В этот период вынужденного затишья было решено заменить дорогостоящее орудие Л-10 пушкой Ф-34, аналогичной той, которая устанавливалась на Т-34. В середине 1942 года Вострецов объявил о том, что проект нужно отложить, занявшись другой шарообразной машиной — 35-тонным ШТ-2Т.
        Этот танк был на 15 тонн тяжелее своего предшественника. Соответственно, значительно толще была его броня и больше — размеры. Танк, оставаясь средним по классификации, по поведению был больше схож с быстрой тяжёлой машиной, что и обусловило появление в его индексе буквы «Т».
        По замыслу конструкторов, ШТ-2Т должен был стать штурмовым танком, предназначенным для прорыва укреплений врага. Неудивительно, что в качестве вооружения в его спонсоны были установлены две 152-мм гаубицы МЛ-20 образца 1937 года. Эти мощные орудия могли использоваться даже на ходу: балансировочная система спонсонов гасила отдачу. Правда, труд наводчика оказался усложнён тем, что при каждом выстреле его вместе с креслом задирало чуть ли не вертикально.
        Полигонные испытания ШТ-2Т были проведены в июле 1943 года вместе с испытаниями заключительной модификации ШТ-1А. Последний для пробы оснастили 85-мм орудием Д-5С, недавно разработанным Ф. Ф. Петровым. Несмотря на то, что в целом улучшение точности стрельбы было налицо, Вострецов решил, что распыляться на два проекта нет возможности, и снова отложил доработку ШТ-1А в долгий ящик.
        1. +13
          21 ноября 2021 08:09
          После испытаний и доводки ШТ-2Т было решено испытать в реальных боевых условиях. 10 августа 1943 года танк погрузили на железнодорожную платформу и направили под Чернигов, где вскоре должна была начаться крупная наступательная операция. Для сохранения секретности машину накрыли большим дощатым коробом, а в сопроводительных документах написали, что к фронту перебрасывается для испытаний новый тип заградительного аэростата с жёстким корпусом.Танк вступил в бой вместе с отдельной специальной танковой ротой 2-й танковой армии.
          Планировалось, что машина примет участие в бою на второстепенном направлении, однако обстоятельства сложились иначе. 12 сентября 1943 года немецкая группировка численностью до двух рот мотопехоты при поддержке шести танков Pz IV и самоходного орудия StuG вышла во фланг наступающей советской дивизии. Поблизости не оказалось ни одной части, способной остановить немцев, кроме роты, в состав которой входил ШТ-2Т. Получив в качестве поддержки потрёпанную пехотную роту, советские бойцы вступили в бой с гитлеровцами у деревни Груздевка.
          Появление в бою шарообразного танка привело гитлеровцев в состояние замешательства. Они даже на несколько секунд прекратили огонь. Танк разогнался и пошёл на немецкую пехоту вместе с двумя «тридцатьчетвёрками». Немцы не успели развернуть противотанковую пушку, как шаротанк уже оказался в пятидесяти метрах от их позиции. Два выстрела из гаубицы перемешали с землёй вражеское орудие вместе с расчётом. Пока шла перезарядка, танк прокатился сквозь залёгшую гитлеровскую цепь и пошёл вдоль неё, осыпая пехотинцев пулемётным огнём. Почти целая рота противника обратилась в бегство.
          1. +14
            21 ноября 2021 08:10
            С опушки леса по советскому «шару» выстрелил Pz-IV, но снаряд не пробил округлую броню. Механик-водитель ШТ развернулся в направлении выстрела. Немецкий танк, не разбирая дороги, начал сдавать задним ходом в глубину леса. Может быть, ему удалось бы уйти, если бы не гусеница, провалившаяся в яму. Танк накренился и сел на брюхо. Несколько секунд гитлеровская машина буксовала и ворочалась, пытаясь выбраться из ловушки. Затем гаубицы ШТ-2 изрыгнули пламя вторично. Один снаряд прошёл мимо, а второй буквально снёс башню с немецкого танка.
            Уже окончательно опомнившиеся немцы открыли огонь по удивительной машине из всех стволов. Танкисты специальной роты вспоминают, что шар обстреливали даже из пулемётов. От бронированного корпуса летели снопы искр. Через несколько секунд ШТ-2Т получил попадание в правый спонсон, оставшись без одного орудия. Вот теперь подтвердила свою эффективность двухорудийная схема: танк заложил лихой поворот в сторону своих позиций, одновременно выстрелив в направлении немцев. Взрывом выбило расчёт ещё одной противотанковой пушки.
            ШТ-2Т показал, что в бою он может быть весьма эффективен. В НКТП СССР поступило представление о постановке машины на вооружение. Однако принято оно не было: для организации массового производства бронированных «шаров» необходимо было строить специальный завод.
            Для Вострецова это стало ударом. Он замкнулся в себе, однако продолжал работать. В январе 1944 года Николай Вострецов заболел гриппом. Здоровье конструктора, подорванное работой, стрессами и плохим питанием, не выдержало. За гриппом последовало осложнение в виде тяжелейшего менингита. Несмотря на все усилия врачей, 8 февраля 1944 года Николай Вострецов скончался в госпитале в Горьком.
            После смерти инженера в его бумагах был обнаружен проект ещё одного танка, условно названного «Объект «Сфера». Эта 55-тонная машина рассматривалась как альтернатива тяжёлому танку ИС-2. Она должна была вооружаться двумя 122-мм орудиями в бортовых спонсонах, развивать скорость до 60 км/ч и быть способна передвигаться под водой. К сожалению, этот танк так и остался в эскизных чертежах.
            1. +10
              21 ноября 2021 08:46
              Вождь спасибо, доя меня лично «шары» открытие! До этого не читал ни о чем подобном!!!
              1. +11
                21 ноября 2021 09:06
                Цитата: Коте пане Коханка
                Вождь спасибо, доя меня лично «шары» открытие! До этого не читал ни о чем подобном!!!

                Увы, но это все розыгрыш!
            2. +11
              21 ноября 2021 08:56
              Потрясающе! Спасибо за дополнение. Ничего об этой машине не знал. Но вот фото меня напрягает: оно хорошо известно и на оригинале рядом с танком колонны "Александр Невский" никакого шара нет. Это монтаж!
              1. +11
                21 ноября 2021 09:03
                Более того! Я проверил текст. Под ним, вернее над ним написано, что он был опубликован 1 апреля и является розыгрышем. Давайте на будущее такими вот фейками не баловаться. Кто-то ведь всерьез может купиться. Не станет проверять, как я...
              2. +10
                21 ноября 2021 10:01
                рядом с танком колонны "Александр Невский"
                "Дмитрий Донской"
              3. +10
                21 ноября 2021 10:24
                По моему и описание самого "боя" с "четвёркой" тоже сплошной монтаж.
            3. +10
              21 ноября 2021 09:08
              Похоже,это фейк,альтернативная история.
            4. +7
              21 ноября 2021 10:02
              Извините, но слишком похоже на статью из раздела альтернативной истории.
              Я обучался в Киевском Высшем Танковом Инженерном Училище и нам рассказывали о всех типах машин. О шаровых - никогда. Уверен, если бы хотя бы один бой был, нам бы на парах довели о нем.
              1. +13
                21 ноября 2021 11:04
                Ну интересно же получилось,господа-товарищи,согласитесь.Как можно с серьезным выражением лица писать о шаротанках - тут сама тема как бы подразумевает,нет?Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...
                1. +7
                  21 ноября 2021 11:35
                  Цитата: Кроу
                  Вы слишком серьёзны.

                  Увы, да. Но как автор я не могу себе позволить подшучивать над моими читателями.Разве что чуть-чуть и то иногда.
  7. +11
    21 ноября 2021 09:15
    Я всё думал,откуда в WoT слизали идею Ерша.А оно вот оно,сумрачное чудо американского гения.Шарокат.
  8. +13
    21 ноября 2021 09:46
    Блин, Вячеслав Олегович, откуда у Вас такая кровожадность?! То штыками митинги предлагаете разгонять, то теперь вот это:
    Зато сегодня такая машина, только без шнеков, вполне могла бы применяться в городах против незаконно митингующих либо инсургентов. Удар током через струю воды образумит любого!

    Спасибо за статью!
    1. +1
      21 ноября 2021 10:09
      Цитата: 3x3zsave
      откуда у Вас такая кровожадность?

      Это не кровожадность, а реалии жизни.
  9. +10
    21 ноября 2021 10:19
    «Летающий танк» У. Кристи 1936 год – ещё один фантастический для своего времени проект, осуществить который, и то – в несколько ином конструктивном оформлении сумели только лишь у нас в СССР в годы войны

    Не только лишь в СССР.
    Аналогичные проекты осуществлялись в Японии и Британии.
    В Японии - проект Special Number 3 Light Tank Ku-Ro в 1943-1944 гг, который закрыли, построив один опытный экземпляр.

    И в Британии - проект Carrier Wing Glider. Правда британцы опытный экземпляр построили в одну третью величины.

    Образец успешно летал. Но не было подходящего танка. Поэтому с идеей оснастить танк крыльями распрощались и переключились на десантные планеры, способные транспортировать танк в фюзеляже.
    В тридцатых годах эта идея была популярна и ей уделяли в печати много внимания.

    Статья в журнале "Популярная механика" за июль 1932 года.
  10. +11
    21 ноября 2021 10:52
    Понятно теперь, почему в ура-прессе, особенно желтой, так любят ссылпться на материалы из американского журнала «Популярная механика»

    Массого попугать супер-самолетами, ПЛ, КР, рельсотронами, лазерами, РЭБ, и не нести никакой ответственности.....

    хорошая подхлд
    1. +10
      21 ноября 2021 11:49
      И что самое характерное, именно США оказались чуть ли не единственной из развитых стран, кто пришёл к 2МВ без нормального танка. Конечно, потом их мощнейшие инженерная школа и промышленность наверстали, но сам факт!
      1. +7
        21 ноября 2021 14:28
        "Без нормального танка" - вообще или по весу или боевому назначению?
        К началу Второй мировой они создали лёгкий танк не хуже тех, что вступили в войну в Европе.
        Со средними они ещё "экспериментировали".
        Тяжёлыми и не занимались. Не требовались.
        1. 0
          21 ноября 2021 21:45
          Конечно же, я про средние и тяжёлые.
          1. +1
            21 ноября 2021 22:46
            Тогда встречный вопрос - У каких стран вступивших во Вторую мировую войну был полный набор боеспособных танков от лёгких до тяжёлых? По массе или по калибрам орудий - неважно.
            1. 0
              22 ноября 2021 10:51
              Мы же не про полный набор танков, а про наличие одного нормального или полноценного танка, как уточнили выше среднего или тяжёлого. Если опять докопаться к терминологии, то нормального = соответствующего требованиям боевых действий хотя бы 1941..1943 без радикальной переделки, кстати, в т. ч. поэтому среднего или тяжёлого. Уточню; скажем, Pz III, IV или Т-34 соответствуют, они остались собой при модернизациях, а M3 при переделке в M4 переделали настолько, что это - другой танк.
              1. 0
                22 ноября 2021 12:26
                Скорее не М3 переделали в М4, а использовали наработки по шасси, трансмиссии и двигателю.
                Это канадцы переделали М3 в "Ram".
                Этот танк собран из американских, британских, французских и естественно канадских технологий.
      2. +1
        21 ноября 2021 22:00
        Так везде есть залеты.
        Известнейшный пример - Англия с биплана перешла сразу на Спитфаеры,
        По сути минуя наш И16 - просто опоздала с разработкой
  11. +8
    21 ноября 2021 12:02
    Есаул Накашидзе сам "изготовил" БА или в "кооперации" с "лапотными" французами?
    Своя то промышленность могла "только сапоги тачать"!
    Не только лапти плести..
  12. +6
    21 ноября 2021 16:04
    Ёлы-палы ! Сколько тут заморских весчей ! Вот не зря приходится говорить: Нет пророков в своём отечестве ! А ведь отечественный производитель не дремал !





    Но имелись и более сурьёзные изделия... !
    1. +9
      21 ноября 2021 16:08
      Но имелись и более сурьёзные изделия...!



      Бронесани и волокуши !


      Бронированные аэросани НКЛ-26
      1. +9
        21 ноября 2021 16:38
        А как насчёт "мобильных" бронеколпаков ?

        Каретка Шумана...

        Каретка Шумана на авто...

        Каретка Шумана на бронепоезде...
  13. +7
    21 ноября 2021 16:26
    Зато сегодня такая машина, только без шнеков, вполне могла бы применяться в городах против незаконно митингующих

    Как здорово автор ввернул пассаж про незаконно митингующих. А как отличить законно митингующих от тех, которых током следует бить? recourse request
    1. +3
      21 ноября 2021 20:46
      Цитата: Maksud
      А как отличить законно митингующих от тех, которых током следует бить?

      Убивайте всех подряд, бог на небе узнает своих.
  14. +4
    21 ноября 2021 20:01
    Вячеслав повеселил! Прекрасная подборка безумных проектов!! Лучше б конечно в пятницу такие выкладывать, но и сегодня нормальненько зашло. Автору огромное спасибо! good
  15. +2
    22 ноября 2021 04:28
    Танк Менделеева
    Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Для прикрытия амбразуры при наведении пушка оснащалась подвижной плоской бронемаской. Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что увеличивало скорострельность орудия. Боекомплект пушки составлял 51 выстрел (46 — в «крюйт-камере», 4 — на тележке и 1 — в казённике орудия).
    В качестве вспомогательного вооружения имелся 7,62-мм пулемёт «Максим», установленный в цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Танк_Менделеева
    1. 0
      22 ноября 2021 15:40
      Вообще-то, Менделеев танк не создавал ! Он задумывал своего рода САУ,выражаясь современным языком ! Есть утверждения , что это был проект самоходного (или самодвижущего ) берегового орудия ...,передвигающегося на определённом участке береговой обороны...Встречались и заявления, что пневматическая подвеска не могла быть выполнена в то время ,учитывая технологический уровень развития тогдашней России !
  16. 0
    23 ноября 2021 15:17
    очень интересно. спасибо
  17. 0
    27 ноября 2021 10:59
    Как же приятно читать коллегу Калибр утром выходного!

    Спасибо, Вячеслав Олегович, ваш труд поднимает настроение не одному поколению читателей ВО good