Легендарная дорога. 80 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград

73
Легендарная дорога. 80 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград
Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по «Дороге Жизни»

«Дорога Жизни» действовала с сентября 1941 года по март 1943 года. В навигационные периоды перевозки по озеру шли на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав – по ледовой дороге на автомобильном и гужевом транспорте, далее до Ленинграда по железной дороге.

Штурм


30 августа 1941 г. немецкие войска вышли на р. Нева, перерезав все железные дороги, которые связывали Ленинград со страной. К 8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург – последний советский порт, через который можно было снабжать Ленинград и вести эвакуацию. Город и Ленинградский фронт были отрезаны от Большой земли.



6 сентября Гитлер подписал директиву № 35, в которой командованию группы армий «Север» предписывалось совместно с финской армией завершить окружение Ленинграда и, ограничившись блокадой города, передать подвижные соединения группе армий «Центр». Также в распоряжение группы армий «Центр» передавался 8-й авиакорпус Рихтгофена, что ослабляло авиационную составляющую войск Лееба. Ленинград теперь считался второстепенным театром.

Учитывая это, главнокомандующий группой армий «Север» фон Лееб 9 сентября 1941 г. после мощной артиллерийской и авиационной подготовки начал штурм Ленинграда. Город штурмовали 11 немецких дивизий, включая 4 подвижные. Им противостояли силы советских 42-й и 55-й армий, левого крыла 8-й армии. Немцы, которые действовали штурмовыми группами, шаг за шагом буквально прогрызали советскую оборону. 1-я и 6-я танковые дивизии буквально застряли в сети полевых укреплений и противотанковых рвов, сооружённых строительными батальонами, ополченцами и гражданским населением. Качество их было низким, но их было много. Немецкие танки в ближнем бою не могли использовать свои преимущества. Русские использовали засады, хорошо маскировались, что компенсировало недостатки руководства и матчасти.

В ходе упорных боёв немцы к вечеру 10 сентября прорвались к Красному Селу. Командование Ленинградского фронта (ЛФ) усиливает 42-ю армию новыми войсками. Наши войска пытаются контратаковать, но без успеха, несут большие потери. 11 сентября немцы взяли Дуденгоф, 12-го – ворвались в Красное Село, захватили Большое Виттолово и вышли к Пулково. Также немцы обошли Красногвардейск, который пал на следующий день. Пал Слуцк. Гитлеровцы вплотную подошли к Ленинграду. Город подвергался артиллерийским и авиационным ударам.

Казалось, что Ленинград вскоре падёт. Однако высшее германское командование видело, что на ленинградском направлении, откуда планировали взять войска для наступления на Москву, ведутся тяжёлые бои. Леебу дали указание не брать город, а окружить. 12 сентября Гитлер издал новую директиву, в которой приказал не снимать подвижные и авиационные соединения плоть до полной осады Ленинграда.


Тем временем 13 сентября в Ленинград прибыл Г. К. Жуков. Начались срочные работы по укреплению обороны города: формировались новые стрелковые дивизии и бригады, создавались оборонительные линии, танкоопасные направления усиливались зенитными орудиями, огонь корабельной артиллерии был сосредоточен в полосе 42-й армии от Урицка до Пулковских высот, в район Урицка перебрасывали часть сил 23-й армии с Карельского перешейка, формировались новые части из моряков и слушателей военно-учебных заведений. Жуков сместил командующего 42-й армией Иванова, назначил на его место Федюнинского. К этому моменту 42-й армии как организованной силы уже не было, была вооруженная масса людей. Срочно восстанавливалось управление, организация, связь и порядок. Армию усилили 21-й дивизией НКВД, тремя дивизиями народного ополчения, 10-й Краснознамённой и 11-й стрелковой дивизиями, двумя бригадами, укомплектованными моряками и личным составом частей ПВО.

Бои стали ещё более яростными. Попытки немцев пробиться через Неву, пройти по шоссе Ленинград – Москва и взять Колпино были отражены. Преодолеть Неву под огнём береговых батарей с 120- и 180-мм орудиями и корабельным огнём гитлеровцы не могли. По приказу Жукова советские войска пытались контратаковать, несли большие потери, но и немецкие дивизии утрачивали ударную мощь. Урицк и Володарский по нескольку раз переходили из рук в руки. 14 сентября германское верховное командование дало приказ о немедленном отводе 41-го моторизованного и 8-го авиационных корпусов. Группа армий «Север» была лишена главного ударного кулака – 4-й танковой группы.

Группа армий «Север» до конца сентября продолжала наступление. Жуков продолжал усиливать пулковское направление, снимая войска с Карельского перешейка и Ораниенбаума. 17 сентября немцы прорвались на побережье Финского залива у Стрельни, заняв часть Петергофа, захватили Урицк и Пушкин. 8-я армия была отрезана от остальных войск ленинградской группировки. Образовался Ораниенбаумский плацдарм. Предотвращая прорыв противника через Урицк, пошла в контратаку и погибла 21-я мотострелковая дивизия НКВД. 19 сентября контрудар по врагу нанесла ударная группа 8-й армии. Прежнюю оборону восстановить не удалось, но немцы были отвлечены с опасного урицкого направления на петергофское.


Командир РККА у батареи 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Декабристов в Ленинграде

Блокада


25 сентября 1941 г. Лееб сообщил в немецкую Ставку, что имеющимися силами город не взять. Большинство немецких дивизий потеряло до 60-70 % людей и техники, утратив ударную мощь. Штурм Ленинграда был отбит, хотя и с большими потерями ЛФ в живой силе, технике и кораблях (флот потерял до половины состава). Ситуация под Ленинградом стабилизировалась. Немецкие войска зарывались в землю, готовились к позиционным боям. Группа армий «Север» не только не смогла захватить Ленинград, но и была прикована к нему, утратив мобильность. 4-я танковая группа Гёпнера, которую перебрасывали на центральное направление, на некоторое время утратила свою мощь. Группе требовалось пополнение, танки и отдых, то есть время.

Группа армий «Север» распылила оставшиеся силы на нескольких направлениях: немцы вели боевые действия южнее озера Ильмень, по рекам Волхов и Нева, на южных подступах к Ленинграду, против Ораниенбаума и Моонзундских островов. Не имея возможности взять город штурмом, гитлеровцы решили разрушить Ленинград, задушить его голодом. Положение осаждённого города и защищавших его войск всё время ухудшалось. Огромный город и ЛФ нуждались в топливе, боеприпасах, провианте и других видах обеспечения. Немцы методично разрушали Ленинград с помощью артиллерии и авиации. Сюда стягивалась дальнобойная артиллерия, создавалась специальная группа осадной артиллерии.

В директиве от 29 сентября 1941 г. говорилось:

«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у ее новой границы... Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты.»

Начальник оперативного отдела ОКВ (верховное командование вермахта) генерал Альфред Йодль 7 октября сообщал главнокомандующему сухопутными силами генерал-фельдмаршалу Вальтеру Браухичу о том, что капитуляцию Москвы и Ленинграда нельзя принимать:

«Следует ожидать больших опасений от эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен вступить в город. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем... Недопустимо рисковать жизнью немецкого солдата для спасения русских городов от огня, точно так же, как нельзя кормить их за счет германской родины.»

В октябре 1941 г. немецкие войска начали наступление на тихвинском направлении, чтобы обойти Ленинград с востока, соединиться с финнами на р. Свирь и полностью блокировать город, перерезав коммуникации по Ладожскому озеру. Войска советских 4-й и 52-й армий не дали врагу прорваться к р. Свирь и соединиться с финской армией. Но 8 ноября гитлеровцы взяли Тихвин, перехватив единственную железную дорогу, по которой шли грузы к Ладожскому озеру для снабжения Ленинграда. Наши войска освободили Тихвин 9 декабря, затем отбили железную дорогу Волхов – Тихвин.


Переноска раненых на пирсе гавани Осиновец для отправки на транспорте в Новую Ладогу. 1941


Женщина стоит у тел умерших жителей блокадного Ленинграда и гробов для их похорон. Февраль 1943

Дорога Жизни


Ленинград был вторым по размерам городом Союза, одним из крупнейших в мире. Немцы и финны блокировали его с севера, юга и запада. Северо-восточнее и восточнее Ленинграда лежит большое Ладожское озеро. И сюда прорвались враги. Северные берега захватили финские войска, начали наступать на восточном берегу, к южному берегу в районе Шлиссельбурга вышли немцы. Но полностью обойти озеро враг не смог. Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут по воде, по озеру и остался единственный путь. По воздуху огромный город и фронт обеспечить было нельзя.

Дорога жизни была долгой и тяжелой. Начинался путь в Вологде, сюда поступали грузы со всей страны. Их грузили на составы, они шли в Тихвин и дальше в Волхов. Дальше дорога была захвачена фашистами. Город Волхов стоит на реке Волхов: грузы переносили на речные баржи. Волхов впадает в Ладожское озеро. Баржи шли в Новую Ладогу. Там новая пересадка – речные баржи не могли идти по большому озеру. Разгрузка-погрузка на баржи озёрные. Грузы идут по Ладожскому озеру. На западном берегу озера в 55 км от Ленинграда находился порт Осиновец. Сюда шли баржи, сюда же была проложена узкоколейная железная дорога. Снова разгрузка-погрузка. Эшелон идёт по железной дороге, снова остановка. Грузы с узкоколейки перегружают в вагоны на обычной железной дороге. Затем грузы попадали на автотранспорт.

Когда немцы захватили Тихвин, то ситуация стала ещё хуже. Тогда решили построить новую автомобильную дорогу. Она проходила в основном через дикие места – болота, леса, овраги и низины. 200 км построили за 20 дней. Начиналась она почти в 100 км восточнее Тихвина у станции Заборье и отсюда, обходя захваченный противником Тихвин, шла через селения Великий Двор, Ерёмина Гора, Новинка и Карпино к озеру, к Новой Ладоге. Вновь пошли грузы в Ленинград.


Малый охотник типа МО-4 буксирует по барже с продовольствием для Ленинграда. Апрель 1943


Обоз с зерном движется по льду Ладожского озера. Декабрь 1941

В ноябре 1941 г., когда наступили морозы, Ладожское озеро замёрзло. Водная дорога остановилась. Ленинград оставался без патронов, снарядов, горючего и хлеба. Тогда дорогу решили проложить прямо по льду. Ладога (так называли Ладожское озеро) капризна, неспокойна, даже самые сильные морозы не могут его сковать полностью. Сильный ветер ломает лёд, появляются трещины и промоины. Но другого выхода не было. Люди следили за озером, ждали. Чтобы прошли грузовики с тонной груза, лёд должен быть не меньше 20 см. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20 ноября – уже 18 см. По льду прошли учёные гидрологи, лёд выдержал, за ними строители и военные. Командир дорожно-эксплуатационного полка, майор Можаев верхом на коне проехал – лёд выдержал. Утром 20 ноября на восточный берег озера с Вагановского спуска у деревни Коккорево направился батальон конно-транспортного полка. Конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь. В Осиновец он прибыл 21 ноября, доставив 63 тонны муки. Затем генерал Лагунов проследовал на легковой машине – всё в порядке.

22 ноября 1941 г. по всё ещё полностью не окрепшему льду Ладожского озера прошла первая автомобильная колонна. 60 грузовиков было в ней. Машины шли с западного берега, со стороны Ленинграда. Через сутки автомобили вернулись. В кузове каждой из машин было по 3-4 мешка муки, больше пока не брали, пока лёд не окрепнет. Правда, машины тянули за собой сани с мукой. С этого дня и началось постоянное движение по льду озера. Первые рейсы совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона – командир В. А. Порчунов, комиссар П. М. Каливердов.


Колонна грузовиков следует по «Дороге жизни» на Ладожском озере


Один из пунктов технической помощи автотранспорту на Ладожской ледовой трассе

Вскоре ударили сильные морозы. Лёд окреп и грузовики брали больше груза. Если в ноябре по ледовой дороге в среднем доставляли более 100 тонн грузов в сутки, то в начале декабря – около 300 тонн, в конце декабря – около 1 тыс. тонн. Дорога была опасной: ломались машины, застывали моторы и замерзали шоферы, ломался лёд и тонули автомобили, атаковала вражеская авиация. Но Дорога Жизни действовала днём и ночью, в самую плохую погоду. В город доставляли продукты питания, топливо, вывозили раненых, женщин, стариков и детей. Многие умерли уже на «Большой земле». Спасённые люди умирали уже от еды – после голода желудок не мог переварить пищу.

Когда отбили Тихвин и освободили дорогу на Волхов, то грузы снова пошли по железной дороге. Но не сразу. Железнодорожные мосты были взорваны. Пока их восстанавливали машины, шли в обход, но объезд был теперь короче. Дорога для автотранспорта стала в три раза короче. Восстановили мосты, поезда снова шли до Волхова и дальше на запад, ближе к озеру, к станциям Войбокало и Жихарево. На этих станциях шла перегрузка на машины. Дорога к озеру стала в шесть раз короче. Затем рельсы от станции Войбокало проложили к деревне Кобона, на самом берегу Ладожского озера. В феврале 1942 г. за 25 дней три женских батальона в сильные морозы проложили железную дорогу. Теперь Ледовая дорога (официально — Военно-автомобильная дорога № 101) шла от Кобоны на ленинградский берег и обратно. К лету в Кобоне построили порт с причальной линией в 5,5 км: 13 пирсов, десятки кранов и до 20 одновременно загружаемых барж.

На Дороге жизни в пиковые моменты работало до 19 тыс. человек. Это был целый транспортный комплекс, хорошо продуманный и организованный. До 60 дорог, некоторые использовались, даже когда их покрывал полуметровый слой воды. Их постоянно доделывали, крепили. Водолазы укрепляли лёд подручными средствами, крепили настилы и опоры. По всей линии дороги находились склады и базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания, регулировщики и позиции ПВО.

Учёные изобрели прогибограф – прибор, который фиксирует колебания льда. Выяснилось, что не вес машины, а её скорость создаёт изгибно-гравитационную волну, из-за которой уходят под лёд машины. Учёные из Ленинградского физтеха быстро изучили, как деформируется лёд, как он изнашивается. К примеру, как ставить огневые позиции зениток на льду. Просто ставить орудие на лёд нельзя – несколько выстрелов и пушка утонет. Поэтому сначала намораживали, затем армировали и снова намораживали.

Немцы считали, что по льду нельзя организовать снабжение многомиллионного города и фронта. Но смогли, организовали. Также по дну Ладоги проложили телефонно-телеграфный кабель, который обеспечивал связь с Москвой. Имелся ещё высоковольтный электрический кабель, по которому шла электроэнергия с Волховской ГЭС; и трубопровод, снабжавший Ленинград топливом. Великий трудовой подвиг народа!


Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года


Грузовые автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда по подтаявшему льду Ладожского озера. Апрель 1941
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    22 ноября 2021 05:35
    А сейчас Германия говорит о какой то российской агрессии и толкает Украину на войну с русскими,но мы знаем кто они,как бы они не скрывали свою зверинную сущность.
    Никто не забыт! Ничто не забыто!
  2. +17
    22 ноября 2021 05:46
    Добавлю:


    "О да - иначе не могли
    ни те бойцы, ни те шофёры,
    когда грузовики вели
    по озеру в голодный город.
    Холодный ровный свет луны,
    снега сияют исступлённо,
    и со стеклянной вышины
    врагу отчётливо видны
    внизу идущие колонны.
    И воет, воет небосвод,
    и свищет воздух, и скрежещет,
    под бомбами ломаясь, лёд,
    и озеро в воронки плещет.
    Но вражеской бомбёжки хуже,
    ещё мучительней и злей –
    сорокаградусная стужа,
    владычащая на земле.
    Казалось - солнце не взойдёт.
    Навеки ночь в застывших звёздах,
    навеки лунный снег, и лёд,
    и голубой свистящий воздух.
    Казалось, что конец земли…
    Но сквозь остывшую планету
    на Ленинград машины шли:
    он жив ещё. Он рядом где-то.
    На Ленинград, на Ленинград!
    Там на два дня осталось хлеба,
    там матери под тёмным небом
    толпой у булочной стоят,
    и дрогнут, и молчат, и ждут,
    прислушиваются тревожно:
    "К заре, сказали, привезут…"
    "Гражданочки, держаться можно…"
    И было так: на всём ходу
    машина задняя осела.
    Шофёр вскочил, шофёр на льду.
    Ну, так и есть - мотор заело.
    Ремонт на пять минут, пустяк.
    Поломка эта - не угроза,
    да рук не разогнуть никак:
    их на руле свело морозом.
    Чуть разогнёшь - опять сведёт.
    Стоять? А хлеб? Других дождаться?
    А хлеб - две тонны? Он спасёт
    шестнадцать тысяч ленинградцев.
    И вот - в бензине руки он
    смочил, поджёг их от мотора,
    и быстро двинулся ремонт
    в пылающих руках шофёра.
    Вперёд! Как ноют волдыри,
    примёрзли к варежкам ладони.
    Но он доставит хлеб, пригонит
    к хлебопекарне до зари.
    Шестнадцать тысяч матерей
    пайки получат на заре -
    сто двадцать пять блокадных грамм
    с огнём и кровью пополам."


    /О. Берггольц/
    1. +15
      22 ноября 2021 11:00
      Первый большой памятник на Дороге жизни находится на третьем её километре от Ленинграда, по левую сторону, если ехать в направлении Ладожского озера. «Цветок жизни» – 15-метровая бетонная ромашка, как будто прорастающая через бетонные плиты небольшого холма. На лепестках – улыбающееся детское лицо и слова из песни на стихи Льва Ошанина: «Пусть всегда будет солнце».
      Памятник – и весь «Зелёный пояс Славы» – был создан, по сути, тоже по инициативе поэта. 23 февраля 1965 газета «Смена» опубликовала воззвание участника обороны Ленинграда, поэта Михаила Александровича Дудина, который от имени ветеранов войны писал: «Девятьсот дней и ночей возле самых стен Ленинграда, изрытая траншеями и блиндажами, опутанная колючей проволокой, проходила смертная линия обороны, кольцо нашей ненависти и надежды. Здесь ленинградцы сдержали натиск врага, отсюда защитники Ленинграда пошли в наступление и в святой правоте своей вместе с народами своей Родины заставили фашизм поднять руки… Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зелёное кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зелёным шумом рубеж нашего мужества… Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью своей сочтет в этот день посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг».
      1. +11
        22 ноября 2021 11:01
        Через два с половиной километра, по другую сторону дороги, мы находим памятный знак «Балтийские крылья». Он посвящён военному аэродрому «Приютино», который размещался в этом месте и был частично перебазирован на аэродром «Гражданка» в Ленинград. Этот мемориал выглядит как врытое в землю хвостовое оперение самолёта, рядом с ним – стела с пояснительной надписью: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские лётчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни». Памятник этот сооружён тоже в 1968 году, и автор его Александр Левенков – один из тех, кто придумал и создал «Цветок жизни» и другие монументы вдоль трассы.
        1. +11
          22 ноября 2021 11:02
          На 10-м километре Дорога жизни начинает подъём, взбираясь на невысокую (69 метров), но довольно крутую Румболовскую гору. У юго-западного – со стороны Ленинграда – подножия мы находим третий памятник – мемориал «Румболовская гора». Он выполнен из металла в виде листьев благородного дуба и лавра, олицетворяющих силу и воинскую славу соответственно, а перед ними – жёлудь, символ новой жизни. Слева – небольшая прямоугольная стела, на которой мы находим четверостишие авторства Ольги Берггольц.

          Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
          Дорогой дружбы многих к многим.
          Ещё не знают на земле
          Страшней и радостней дороги!
          1. +13
            22 ноября 2021 11:04
            На 17-м километре внимание привлекает следующий монумент. Называется он «Катюша», хотя легендарный реактивный миномёт БМ-13 узнаётся в нём не сразу. Памятник этот – не машина, а пять двутавровых балок (причём они не взяты из стандартного проката, а специально сварены из стальных полос), установленные без всякого постамента, под углом 45º – наподобие направляющих той самой знаменитой РСЗО, которая в своё время наводила панический ужас на немцев… Перед ними – стела с надписью:

            1941— 1945. Эти грозные годы запомни!
            Здесь проходила Дорога жизни.
            Мужеством храбрых спасён Ленинград,
            Павшим героям бессмертная слава!
            Отметим, что один из авторов памятника – архитектор Лев Чулкевич – во время войны командовал автоколонной, которая работала как раз на Дороге жизни, и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы в Ленинград. И вернулся спустя 20 лет, чтобы увековечить память.
            1. +13
              22 ноября 2021 11:09
              Памятник «Разорванного кольца».
              Кстати, если внимательно смотреть под ноги во время посещения памятника, можно увидеть на площадке под арками следы протектора машин, оставленные в бетоне. Это, разумеется, не случайность, а результат замысла авторов, которые таким способом дали понять: главное материальное оружие победы здесь – не танк и не снаряд, а трудяга-грузовик.Рядом установлены зенитное орудие калибра 85 мм
              и мемориальная плита со стихами Бронислава Кежуна – военного корреспондента и поэта, сатирика, знаменитого переводчика и автора первой антологии советской партизанской поэзии
              Потомок, знай: в суровые года,
              Верны народу, долгу и отчизне,
              Через торосы Ладожского льда
              Отсюда мы вели Дорогу Жизни –
              Чтоб жизнь не умирала никогда.
              1. +9
                22 ноября 2021 14:47
                В конце (или начале?) Дороги жизни (пос. Ладожское озеро), чуть дальше «Разорванного кольца», недалеко от Осиновецкого маяка сейчас есть очень хороший музей — филиал ЦВВМ, посвященный Дороге жизни (https://navalmuseum.ru/filials/lifeline). Всем гостям нашего города очень рекомендую. Да и негостям тоже, кто ещё не бывал.
  3. +6
    22 ноября 2021 06:01
    Русские использовали засады, хорошо маскировались, что компенсировало недостатки руководства и матчасти.
    а советских войск не было? Позже подошли?
    1. +4
      22 ноября 2021 07:49
      Также отметил. Повторяет автор ошибку или ( ещё хуже) намеренно совершает ее.
      Было бы простительно, если автор был иностранцем. Для тех различий в строе нет. Так, вроде, фамилия русская.
      P.S. Символично, но как раз закончил просмотр сериала "Седьмая симфония".
    2. -1
      22 ноября 2021 08:45
      а украинцы уже на украинский фронт откочевали к тому времени
      1. -2
        22 ноября 2021 12:34
        Цитата: роман66
        а украинцы уже на украинский фронт откочевали к тому времени

        Нет они чуть позже, в 1943 сформирую свои фронты... drinks laughing
    3. +5
      22 ноября 2021 10:26
      а советских войск не было?

      Советские войска были ,была Красная армия, и служили там русские люди в том числе.
      Поэтому вполне допускается говорить русские.Зачем эта излишняя толерантность?
      1. +1
        22 ноября 2021 12:26
        А белорусов, украинцев, татар и узбеков там не было? Кстати, Константин Рокоссовский был поляком, к нему Вы тоже без "излишней толерантности"? Национальность И.В. Сталина не припомните?
        1. +2
          22 ноября 2021 20:07
          Национальность И.В. Сталина не припомните?

          "Я не грузин - я русский человек грузинского произхождения"
          Спор ниочем. Для запада и уроженец Рязани, и бурят, и чукча - русские...
        2. +1
          23 ноября 2021 10:04
          А белорусов, украинцев, татар и узбеков там не было?

          Как предлагаете писать? Советские войска в составе русских, узбеков ,белорусов и т.д.?
          Русского генерала грузина князя Багратиона как будем называть? Скартвелом или сваном?
          Как будем называть Василия Сталина? Русский офицер или грузинский, метис или квартерон?
          1. 0
            23 ноября 2021 10:07
            О том и речь, что именно СОВЕТСКИЕ.
            С этого и началось. Всё прочитайте. hi




            parusnik (Алексей Богомазов)
            Вчера, 06:01
            +6
            Русские использовали засады, хорошо маскировались, что компенсировало недостатки руководства и матчасти.
            а советских войск не было? Позже подошли?
      2. +2
        22 ноября 2021 15:15
        Зачем эта излишняя толерантность?
        У меня один из родственников по отцовской линии,карел,воевал на Ленинградском фронте,дед на Волховском,у того вообще в крови сибирские народы намешаны,их на фронтах не было?Люди второго сорта?
        1. 0
          23 ноября 2021 10:01
          Россия многонациональная страна и никогда в ней не выпячивались национальности.При царе вообще национальность была не важна, только вероисповедание. В Америке живут американцы разного происхождения.К чему заострять внимание на национальности? Ваш дед был русским солдатом или карельским? До идиотизма можно довести спор о национальностях.
          1. +1
            23 ноября 2021 16:09
            В первую очередь он был советским солдатом как и остальные погибшие родственники.И в братских могилах лежат советские солдаты,разных национальностей.
            До идиотизма можно довести спор о национальностях.
            Так вы не доходите до такой стадии.
      3. 0
        22 ноября 2021 19:46
        Цитата: слава1974
        Советские войска были ,была Красная армия, и служили там русские люди в том числе.
        Поэтому вполне допускается говорить русские.Зачем эта излишняя толерантность?

        Дело не в толерантности. А в подмене советских русскими - очередной попытке вытеснить из памяти народа существование СССР.
  4. +10
    22 ноября 2021 06:04
    Когда читаю про те события всегда удивляюсь стойкости наших предков, и надеюсь что если что и мы их память не запятнаем.
    1. -1
      10 февраля 2022 07:55
      Цитата: Kozak Za Bugra
      удивляюсь стойкости наших предков, и

      а я удивляюсь дурости их потомков. Как вообще такое оказалось возможным ?
  5. +10
    22 ноября 2021 07:30
    " В пальцы свои дышу —
    Не обморозить бы
    Снова к тебе спешу
    Ладожским озером
    Долго до утра
    В тьму зенитки бьют,
    И в прожекторах
    «Юнкерсы» ревут
    Пропастью до дна
    Раскололся лед,
    Черная вода,
    И мотор ревет:
    «Вп-р-р-раво!»
    Ну, не подведи,
    Ты теперь один
    Правый "
    А. Розенбаум " На Дороге Жизни "
  6. +2
    22 ноября 2021 07:35
    Поясните пожалуйста какие такие преимущества были у немецких танков над советскими осенью 41 года?
    1. +1
      22 ноября 2021 08:47
      смотря над какими! было еще большое количество БТшек и Т-26, а там уже считать и смотреть надо. 34ок и КВ не так много осталось
    2. +4
      22 ноября 2021 09:30
      Цитата: гагрид
      Поясните пожалуйста какие такие преимущества были у немецких танков над советскими осенью 41 года?

      Более обученные экипажи и командование, т.е. тактика применения.
    3. +4
      22 ноября 2021 09:33
      Давайте от обратного.
      Т-34 и КВ в 41м были... Небоеспособны. Как не печально. Причин масса, принято говорить об плохой обзорности и невозможности переключать передачи у тридцать четверки и о поломках КПП у КВ. Вспоминают горящие фрикционы и ненадёжные двигатели. Но, к сожалению, забывают основную, на мой взгляд, причину. Неотработанность системы охлаждения.
      Танки банально перегревались. Именно в этом причина того, что Т34 не сыграли никакой роли в Приграничном сражении, а вот в октябре, под Москвой, Катуков тремя десятками тридцатьчетвёрок, поставил таки Гудериана в позу бегущего египтянина.
      Кроме того, немцы всю войну, за исключением может быть 43 года, избегали прямых столкновений с советскими танками.
      А вот для действий по тылам надёжность важнее толщины брони. Увы!
      1. +3
        22 ноября 2021 11:26
        Цитата: Grossvater
        Но, к сожалению, забывают основную, на мой взгляд, причину. Неотработанность системы охлаждения.
        Танки банально перегревались.

        По КВ картина ещё хуже. У него летом на просёлке система охлаждения закипала уже на 21-23 км/ч, ограничивая таким образом скорость. Плюс воздушные фильтры требовали замены или очистки каждые полтора часа марша, что дополнительно снижало среднетехническую скорость.
    4. +6
      22 ноября 2021 10:51
      Дело было даже не в превосходстве "железа над железам", у немецких генералов уже существовала отработанная на Европейских армиях теория Блицкрига, а экипажи боевых машин и авиация получили реальную практику.
      Основное превосходство было в организации радиосвязи, каждый немецкий танк имел радиостанцию: каждая боевая группа состояла не только из танков, но и из мотопехоты на БТР, полевой артиллерии, зенитной и сапёров, это была полностью мобильная группа, которая рассекая нашу оборону, продвигалась, не задерживаясь на ликвидацию окруженцев, предоставив это артиллерии и обычной пехоте. С каждой такой группой вместе двигался офицер связи Люфтваффе, который при малейшем серьёзном сопротивлении со стороны противника вызывал пикировщики и сам наводил их на цель. Тогда с чьей-то лёгкой руки и родилась формула Блицкрига: "Панцер плюс Штука", но это предельно упрощённо, всё было сложнее.
      А мы, к сожалению, только учились воевать на современной войне.
      Вот, вкратце, как-то так. hi
      1. 0
        10 февраля 2022 10:07
        Цитата: Морской Кот
        Дело было даже не в превосходстве "железа над железам",

        Но и в количестве.... у немцев было более, чем в два раза больше грузовиков, да и лошадей для конной тяги. Немцы были мобильнее. В сочетании с превосходством средств связи это давало сильнейший эффект.
        Кстати; значительная часть советских танков располагалась на юге и на востоке. Это и сдержало турок и японцев от соблазна вступить в войну. Вот если бы началась война на три фронта... тогда пришёл бы кирдык. Зато сейчас события ведут именно к этому сценарию.
        1. 0
          10 февраля 2022 23:04
          Это и сдержало турок и японцев от соблазна вступить в войну.

          О турках вообще не было речи, что до японцев, то у них были совершенно другие приоритеты и наша Сибирь, на тот момент им была абсолютно ни к чему.
    5. +4
      22 ноября 2021 11:21
      Цитата: гагрид
      Поясните пожалуйста какие такие преимущества были у немецких танков над советскими осенью 41 года?

      1. Бронезащита. Но тут "заслуга" и нашего НКБП, который сорвал все планы выпуска 76-мм бронебойных снарядов, а 45-мм ББС выпускал такой конструкции, что даже 40 мм немецкой брони поддавались им только со 150-200 м. А наставления по ПТО требовали начинать огонь с дальности прямого выстрела (700-800 м). В лоб - по 50-60 мм брони. Результат - ПТП демаскировали позиции, не нанося никакого урона.
      2. Двигатель и трансмиссия. По ним на Т-34 1940-1942 г.г. не прошёлся разве что ленивый: 30-35 кг на рычагах, остановка при переключении передач с опасностью заглушить двигатель, максимальная скорость в бою - 12-13 км/ч, главный фрикцион постоянно выходит из строя (в том числе по конструктивным причинам), моторесурс В-2 - 100 часов на стенде, запас хода - 165-185 км.
      Боевая эксплуатация танков Т—34 еще раз подтверждает низкое качество коробок перемены передач. Срок службы коробок весьма мал. Из числа танков, вышедших из строя по вине коробок, ни один не прошел и 1000 км.
      Согласно акта-рекламации 102 т. д. от 2-го августа с/г № 036 за десять дней боевых действий из 15 танков 7 танков вышли из строя вследствие поломок коробок перемены передач.
      Такое низкое качество коробок перемены передач не обеспечивает боевых действий танков Т-34. Кроме этого, имеется большое количество случаев отказа в работе главного фрикциона (по причине коробления, поломки дисков и чрезмерного — преждевременного износа выключающего механизма), разрушения подшипника бортовых передач, погнутости кривошипов ленивцев.
      © Зам. начальника БТУ ГАБТУ КА военинженер 1-го ранга Алымов. 15.08.41.
      3. Обзорность и связь. В "порядок в танковых войсках" приведены результаты сравнения с "трёхой" - небо и земля.

      Главные же преимущества - это обученность экипажей панцерваффе, отработанность оргштатных структур и наполненность их техникой. У нас же... моторесурса для обучения - нет (обучение вождению - минус 50 моточасов, половина ресурса), наглядных пособий - нет, наставления и инструкции запланированы печатью лишь на третий квартал 1941 г. Нет даже снарядов для огневой подготовки:
      В настоящее время даже на 1941 г. намечается отпуск 6 снарядов на год на один танк, причем должны отработать восемь задач.
      © Федоренко Я. Н., генерал-лейтенант танковых войск, начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
      И всё это богатство сведено в откровенно сырые мехкорпуса, реальность ОШС которых планировалось проверить только в сентябре 1941 г. И даже первые восемь из которых так и не получили всей требующейся техники - особенно в части тяги артиллерии, эвакуации, ремонта и тыла.
      1. +5
        22 ноября 2021 11:57
        Прокоментируйте_ главное преимущество обученость экипажей. В статье сказано в близком бою они потеряли свое главное преимущество. Ничего не смущает?
      2. 0
        22 ноября 2021 16:59
        Про колличество и способности артиллерии уничтожать подвижные цели не следует забывать!
        В немецкой пехотной дивизии орудий ПТО было вразы больше, чем в советской.
        Плюс советские "трёхдюймовки" от "царских" с однобалочным лафетом до более современеых Ф-22 и Ф-22УСВ с великим трудом могли поражать подвижные цели. И почему это советские артиллерийские начальники даже у орудий калибром 76,2мм желали иметь в орудийном расчёте 2 наводчиков - по вертикали и горизонтали разными номерами расчёта? А не одним!
        Советские снаряды могли остановить германские бронеединицы - главное было попасть!
        1. 0
          22 ноября 2021 19:10
          Цитата: hohol95
          Плюс советские "трёхдюймовки" от "царских" с однобалочным лафетом до более современеых Ф-22 и Ф-22УСВ с великим трудом могли поражать подвижные цели. И почему это советские артиллерийские начальники даже у орудий калибром 76,2мм желали иметь в орудийном расчёте 2 наводчиков - по вертикали и горизонтали разными номерами расчёта? А не одним!

          А это точно баг, а не фича? wink
          В том смысле, что не унаследовала ли УСВ эту особенность от Ф-22 - универсального орудия, для которого раздельные наводчики ВН и ГН - это норма? Ведь товарищ Грабин хвалился, что делал УСВ с максимальным заимствованием деталей и узлов Ф-22.
          Цитата: hohol95
          Советские снаряды могли остановить германские бронеединицы - главное было попасть!

          На самом деле раздельная наводка ВН и ГН при стрельбе прямой наводкой не так страшна - УВН там меняется незначительно.
          1. 0
            22 ноября 2021 21:25
            Грабину сами военные дали заказ на усовершенствование Ф-22.
            Но не просили переносить приводы наводки орудия на одну стороны для одного наводчика!
            Значит они просто не предпологали, что этим орудиям придётся стрелять по скоростным, маневренным целям.
    6. 0
      25 ноября 2021 14:55
      Цитата: гагрид
      Поясните пожалуйста какие такие преимущества были у немецких танков над советскими осенью 41 года?

      Возможно такие, как у водителя "копейки" с 20 летним стажем vs водитель 5й бэхи пять минут после автошколы. На кого бы вы поставили в ситуации: правильно проехать перекресток в час пик с полунеработающим светофором.....
  7. +3
    22 ноября 2021 07:57
    Ладога (так называли Ладожское озеро)
    А что сейчас так не называют? Не слышал, что бы говорили по другому.
  8. +3
    22 ноября 2021 08:07
    Малый охотник типа МО-4 буксирует по барже с продовольствием для Ленинграда. Апрель 1943
    это КАК???? belay буксирует.... по барже......в смысле катер идет по барже буксируя еще кого-то? Может так
    Малый охотник типа МО-4 буксирует караван барж с продовольствием для Ленинграда
    ? - Разумеется. Сейчас набегут защитнички и начнут вопить - "ну укажи на ошибку и отправь фидбэк! чО ту-то орать!?" - а я таки отвечу - "авторы не школьники! И я не школьный учитель! И лично мне надоело читать косноязычные высказывание как на ВО так и вообще!" И толку отправлять фидбэки если их все равно не правят? Тем более читать такие .... на тему как блокадного Ленинграда!
    1. +2
      22 ноября 2021 09:35
      Цитата: Region-25.rus
      это КАК????

      По смыслу, каждый малый охотник буксирует по одной барже. Наверное стилистически не очень правильно, для этого раньше существовали корректоры.
      1. +2
        22 ноября 2021 09:50
        По смыслу, каждый малый охотник буксирует по одной барже.
        увы. Но даже по смыслу не канает как бы(((
        Наверное стилистически не очень правильно
        в принципе не правильно!. К тому же на фото, МО-4 расположен к баржам носом. И носом обычно не буксируют а кантуют. Ну это уже мои придирки (как моряка который понимает разницу между кантовкой и буксировкой feel )
        для этого раньше существовали корректоры.
        и по Дудю - "убл...дки из обкомов" (читай цензоры). И вот убрали (оптимизировали) и тех и других и... имеем то что имеем увы hi
        1. +1
          22 ноября 2021 11:30
          Цитата: Region-25.rus
          К тому же на фото, МО-4 расположен к баржам носом. И носом обычно не буксируют а кантуют.

          Есть ещё один вариант - баржи буксируются обычным буксиром, который мы не видим. А МО-4 сам идёт на буксире за баржами для сбережения моторесурса движков.
  9. +12
    22 ноября 2021 08:11
    У меня у деда орден Красной звезды(второй) как раз за "Дорогу жизни", командир автороты был и сам ездил неоднократно..
  10. +11
    22 ноября 2021 08:16
    Родители жили в городе до весны следующего года, до эвакуации.
    У мамы украли продовольственные карточки, отец получил ранение. Машины шли по дороге Жизни уже в воде.
    Страшное и трагическое время.
    Немцы преступники и подонки, им нет прощения в веках.
    1. +3
      22 ноября 2021 08:48
      а кой-кто Маннергейму доски памятные вешает....
      1. +2
        22 ноября 2021 09:51
        а кой-кто Маннергейму доски памятные вешает....
        и предлагает ставить памятники краснову, шкуро .. колчаку и прочим.
      2. 0
        22 ноября 2021 18:39
        Да, финны поучаствовали по полной. А доски памятные ставит пятая колонна.
  11. +2
    22 ноября 2021 08:25
    Интересно сколько лет девушкам на фотографии?
  12. +8
    22 ноября 2021 08:27
    "Трубопровод, снабжавший Ленинград толивом".
    Соколова Нина Васильевна. В июне 1941 года Нина Соколова служила в отряде подводно-технических работ аварийно-спасательной службы Балтийского флота. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж водолазами было поднято свыше 4000 мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали в блокадном Ленинграде. Весной 1942 года, когда осажденный город задыхался без топлива, по предложению военного инженера Соколовой по дну Ладожского озера была осуществлена прокладка бензопровода, ставшего для сражающегося Ленинграда «артерией жизни».ПОДРОБНЕЕИнженер-полковник ВМФ СССР, первая женщина-водолаз
    Трубопровод был проложен за 43 дня от мыса Кареджи до железнодорожной станции Борисова Грива. Его длина составила 35 км, 27 из которых проходят по дну озера.

    В середине августа 1943 года была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

    После войны отряд Нины Васильевны расчищал фарватер Невы, восстанавливал мосты, строил причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировал мосты. В звании инженер-полковника Нина Соколова преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики будущим морским офицерам.
    https://admirals.mil.ru/
  13. +2
    22 ноября 2021 09:25
    уважаемый автор, последняя фотография не может датироваться апрелем 1941
  14. +9
    22 ноября 2021 09:36
    У Черкашина, если не путаю, в "Судеб морских таинственная вязь" написано, что первыми на ещё дышащий лёд вышли буера. Были в Ленинграде любители этого дела. Грузоподъёмность 200 кг. Туда четыре мешка муки, оттуда три человека. Рейс занимал сорок минут. Интересно бы найти инфу по этому поводу.
    1. +12
      22 ноября 2021 10:08
      Здравствуйте!Адмирал Ю. А. Пантелеев в начале войны был начальником штаба Краснознаменного Балтийского флота и принимал непосредственное участие в прокладке ледовой трассы по Ладожскому озеру:
      "Осень сорок первого года. Все железные дороги под Ленинградом перерезаны, и доставлять продовольствие в блокированный фашистами город можно только через Ладожское озеро. Ладога замерзала быстро, и уже в первой половине ноября встал вопрос о прокладке ледовой трассы. Прежде всего требовались точные данные о толщине льда.
      По приказанию командующего флотом я выехал в район маяка Осиновец и здесь встретился с Е. П. Чуровым. Ему, тогда еще молодому лейтенанту-гидрографу, поручалось проведение предварительной разведки всей намечаемой трассы через озеро. Е. П. Чуров, ныне доктор технических наук, любил и знал паруса и отчетливо представлял возможности буера на Ладоге. Это был очень скромный, хорошо знающий свое дело гидрограф. Под стать ему были и помощники — лейтенанты В. И. Дмитриев и С. В. Дуев, старший лейтенант В. С. Купрюхин и старший матрос Королев. Они блестяще выполнили задачу и прошли на лыжах от Осиновца до Кобоны на южном берегу озера. Местами лед колебался под ногами разведчиков, как мертвая зыбь в море, толщина его не превышала 10 сантиметров. Разведка была проведена отлично, и сразу же началась разметка всей трассы ацетиленовыми фонарями и мигалками.
      На базе нынешнего яхт-клуба «Труд» был сформирован специальный отряд из спортсменов и молодых матросов, знакомых с парусом.
      Отряду передали 19 буеров как гоночного типа для разведки, так и более тяжелых, бравших на себя до 10 человек или соответствующее количество грузов. Командование отрядом поручили опытному яхтсмену, капитан-лейтенанту запаса И. И. Сметанину, комиссаром назначили буериста А. А. Шокина, а старшиною команды — М. А. Михайлова. Отряд разместился на западном берегу в деревне Кокорево. Подчинен он был начальнику ледовой дороги капитану 2 ранга Нефедову.
      1. +9
        22 ноября 2021 10:09
        Военным Советом Ленфронта 19 ноября было принято решение организовать через озеро автомобильную дорогу, и буера немедленно приступили к патрулированию трассы. Ее протяженность составляла 35 км. Пролегала она в 16 км от линии фронта и находилась под постоянным артиллерийским огнем фашистов, не говоря уже об их авиации, днем и ночью пытавшейся нарушить всякое движение по дороге.
        Вспоминается такой случай. В первых числах декабря из Кобоны в Осиновец вышел санный обоз с мукой для Ленинграда. Морозы стояли лютые. Лошади выбивались из сил, скользили, падали и многие не могли уже подняться. Для охраны были высланы буера. Они несли на себе небольшие команды, вооруженные автоматами и ручными пулеметами. Фашисты, обнаружив своей воздушной разведкой движение обоза, немедленно открыли артиллерийский огонь. Взрывы взламывали лед, оставляя большие промоины. Эти промоины быстро заметало снегом и обнаружить их было очень трудно. Буера шли впереди, часто проваливаясь в ледяную воду, и предупреждали обоз об опасности.
        В результате обстрела, а затем и бомбежки часть лошадей пала. На льду оставались десятки мешков с мукой. Буеристы хорошо знали, что значит каждый такой мешок для голодающего Ленинграда. Командир отряда Сметанин немедленно выслал на озеро все свои 19 буеров для спасения продовольствия. Мешки уже начали примерзать ко льду, но буеристы сумели спасти весь груз и доставить его в осажденный город.
        Лед крепчал, становился толще. При первой же возможности на трассу вышли грузовые машины с продовольствием. Фашисты артобстрелом пытались прервать эти перевозки, их самолеты гонялись буквально за каждым грузовиком. Пытались фашистские стервятники бомбить и буера, поняв, какую важную роль играют они в разведке льда, но большая скорость (иногда до ста километров в час) и малая заметность с воздуха делали буер неуязвимым.
        Автомобильные перевозки требовали много топлива, а беспрерывные обстрелы и бомбежки дороги часто срывали его доставку. Как-то на западном берегу скопились машины без топлива, его срочно надо было переправить с южного берега. Начальник ледовой дороги Нефедов поручил выполнение этого задания мастеру своего дела, энергичному командиру отделения буеров Е. И. Лодкину, ныне инженер-полковнику флота, и командирам буеров опытным спортсменам М. А. Михайлову, К. И. Александрову и В. К. Кочегину. Шел с ними и командир отряда И. И. Сметанин на своем гоночном буере. Команды понимали срочность задания. Придя в Кобону, буеристы приняли по две бочки бензина на каждый буер и, хорошо их укрепив, вышли на озеро.
        1. +11
          22 ноября 2021 10:11
          «Шли ночью в лавировку, — писал мне И. И. Сметанин. — Тяжел был этот путь. Фашисты методически обстреливали дорогу, а обнаруживать ночью майны, даже при луне, было значительно тяжелее, чем днем. Буера часто с полного хода влетали в ледяную воду».
          Вытаскивать буера с бочками из майн было очень тяжело, кромки льда крошились, люди вновь проваливались в воду (а мороз стоял около 30°), одежда покрылась ледяной коркой, но отряд упорно продвигался вперед и к утру подошел к западному берегу.
          Вспоминая прошлое, буеристы рассказывают, что у многих из них особо сильное впечатление осталось от перевозки на Большую землю больных и обессиленных ленинградцев. Были случаи гибели машин подо льдом, и слухи об этом, часто преувеличенные, распространялись среди нуждающихся в эвакуации. И вот, перейдя на буере через Ладогу за каких-нибудь 20—25 минут, люди не верили этому, просили не покидать их и идти дальше, сомневаясь в том, что они уже на Большой земле. Многие женщины плакали, убежденные в том, что их хотят оставить на льду, а через десять минут, оказавшись в теплой избе, обнимали и горячо благодарили наших буеристов. На переходах ни один буер не стал жертвою фашистских налетов и не попал в майну.
          Писатель Александр Кикнадзе в своей книге «Тот длинный тайм» (Москва, 1969 г., стр. 45) писал: «С большим уважением смотрел я на буеристов. Двадцать пять дней, проведенных на Ладоге, убедили меня в том, что это не только большие мастера своего дела, но и люди храбрости необыкновенной».
          Упрямо, героически шли машины через озеро и днем, и ночью. Буера охраняли их путь, предупреждали о вновь появившихся майнах. Буеристы В. Храмцов, М. Антонов, В. Петряков и Ю. Глушков спасли не один десяток людей с грузовых машин, застрявших в майнах.
          Когда начались снегопады и буера не могли больше выходить на озеро, весь отряд немедленно стал на лыжи, продолжая нести в пургу и морозы охрану Дороги жизни, оказывая помощь застрявшим в майнах машинам и спасая людей.
          Буеристы вписали славную страницу в героическую летопись Дороги жизни. Хотелось бы, чтобы в Военно-морском музее или в его филиале в районе маяка Осиновец на видном месте стоял буер под парусами как дань нашего уважения ратному подвигу ленинградских яхтсменов."
  15. +8
    22 ноября 2021 10:31
    осень и зима 41 года самое страшное блокадное время. Продовольствия нет, снабжение города шло "с колес". Когда закрылась навигация норма хлеба опустилась до 125 грамм в сутки. Когда заработала Дорога жизни, норма увеличилась до 250 гр.
  16. +5
    22 ноября 2021 11:46
    Вот кто достоин почета и уважения ,медалей и финансовой помощи.Так это на ряду с бойцами ,водители полуторок .Как они делали эти рейсы под огнем в Ленинград, на такой машине, вообще не понимаю.Я на полуторке наверно пол часа ехал,думал позвоночник высыплется и баранку крутить ,не в современном грузовике.
    1. +1
      23 ноября 2021 16:32
      Цитата: APASUS
      Вот кто достоин почета и уважения ,медалей и финансовой помощи.Так это на ряду с бойцами ,водители полуторок .Как они делали эти рейсы под огнем в Ленинград, на такой машине, вообще не понимаю.Я на полуторке наверно пол часа ехал,думал позвоночник высыплется и баранку крутить ,не в современном грузовике.

      У меня дед после того как с танкистов списали по "Дороге Жизни" сделал несколько ходок(вроде пять говорил) .Медаль За Оборону Ленинграда была ...говорил что двери с полуторок снимали,дистанция между машинами 30 метров ,к вставшему не подъезжать ...и ещё говорил полушубки снимали....Потом опять переформирование и в АРВГК..сначала "Катюша" потом уже Б-4 ...
  17. +6
    22 ноября 2021 12:01
    Уважаемый Кроу! Огромное спасибо за наводку!
    Нашел и уже скачал книгу Пантелеева, где описывается боевая работа буеров. Давно хотел прочитать! Книга есть в тырнете, легко ищется по фамилии и инициалам автора. Скачивается бесплатно.
  18. +4
    22 ноября 2021 12:11
    Нашёл состав на начало сентября 530 танков. По типам: 33pz1, 127pz2, 102 pz35, 120 pz38, 43 pz3 , 62 pz4. 43 командирских танка.
    1. +3
      22 ноября 2021 12:13
      С нашей стороны кв-1 141 танк, т-34, 24 и ещё около 200 как принято называть устаревших и легких
      1. +4
        22 ноября 2021 12:14
        Все таки может дело не в самих танках а в их использовании
        1. +1
          22 ноября 2021 19:32
          Цитата: гагрид
          Все таки может дело не в самих танках а в их использовании

          Именно так. Клинический случай - прорыв 124 тбр. Тяжёлая танковая бригада с пехотой сопровождения должна была пройти всего десяток километров, пробив коридор к Стрельнинскому десанту и к отсечённой Ораниенбаумской группировке.
          124 ОТБР с батальоном 6 ОБР МП, сап.ротой, в ночь на 8.10 прорваться через передний край противника в районе Сар. и Дет. дом и уничтожая огневые точки противника выйти в район Пос. ЛЕНИНА, Свх. ПРОЛЕТАРСКЙЙ ТРУД /животн/. В дальнейшем, прикрывшись со стороны СТРЕЛЬНА, во взаимодействии с высаженным десантом и 6 Обр. МП, наступать на Пос. ВОЛОДАРСКИЙ севера и северо-запада.

          По боевому приказу штаба бригады №01 бригада сосредоточилась к 3:30 8.10.41 на шоссе Автово — Урицк головой в Ульянке, в составе 1-го танкового батальона с ротой 2-го танкового батальона, в количестве 32 танков КВ и двумя ротами 124 МСПБ, посаженными на танки, как десант.

          А дальше начался цирк с понями. Высланный по маршруту прорыва разведвзвод исчез.
          Направляющий танк лейтенанта Кузнецова сбился с маршрута и ушел влево на Лигово, о дальнейших его действиях до сих пор ничего неизвестно. Все следующие танки разведвзвода под командованием начальника разведки лейтенанта Гончарова пошли по маршруту главных сил танковой группы, их дальнейшие действия неизвестны.

          ГПЗ из четырёх КВ потеряла два танка по техпричинам и два сгорели от огня противника.
          Главные силы бригады в первый же день потеряли 21 машину.
          Главные силы в количестве 25 танков, под командованием майора Лукашика с двумя ротами пехоты, посаженных на танки, начали движение по маршруту ГПЗ. В этой же группе командовал комиссар полка старший политрук Гололобов.
          При подходе к району Сосновая Поляна танки были встречены огнем ПТО, с боем прорвались через передний край обороны противника и к 9:00 8.10.41 вышли в район шоссе севернее 500 метров свх. «Пролетарский труд». В район сосредоточения из 25 танков вышло 13. Способных выполнять боевую задачу оказалась 4 танка. Требовали ремонта 5 танков. 4 танка двигаться не могли и способны были выполнять боевую задачу только в обороне.

          А дальше пехота бригады залегла под огнём, танки оторвались от пехоты - и их начали жечь. Пехота попыталась прорваться к танкам - но без танков не смогла этого сделать.
          124 МСПБ в составе двух рот, двух батарей ПТО, двух рот НКВД и батальона 6 ОБр МП, продолжая выполнять приказ, с утра 9.10.41 перешли в наступление для соединения с танковой группой. Временная подчиненность командиров подразделений и огонь противника сказалось на их действии. Наступление было не энергичным и к исходу дня 9.10.41 вышли только на рубеж Сар., не выполнив задачи.

          Результат трёх дней боёв:
          Из журнала боевых действий 124-й ТБр:

          Потеряно материальной части:
          Сгорело танков КВ - 20 шт.
          Пропало без вести - 3 шт.
          Сгорели две бронемашины
          Разбиты: одна радиостанция, одна кухня, 2 колесных машины.

          В итоге боев за 8-9-10 октября бригада понесла потери (учтено):
          Убитыми - 83 человека
          Ранеными - 144 человек
          Пропавшими без вести - 328 человек
  19. +5
    22 ноября 2021 13:51
    Великий подвиг Великого народа-воина, народа-труженника!!!!!
  20. -6
    22 ноября 2021 15:05
    главное телефонно-телеграфный кабель провели .... там люди еду ждали - не связь с москвой !!!!
    1. +2
      22 ноября 2021 19:39
      Цитата: барий
      главное телефонно-телеграфный кабель провели .... там люди еду ждали - не связь с москвой !!!!

      Это октябрь 1941 г. - первые попытки прорыва Блокады. Предлагаете сообщать немцам по радио все планы? Радиоразведка и дешифровка у немцев были поставлены на отлично.
  21. -9
    22 ноября 2021 15:17
    дети с голоду умирали , а в смольном торты жрали !
    1. 0
      23 ноября 2021 00:31
      Что, , молчишь? Мяукни хоть для приличия, ШКУРА ПРОДАЖНАЯ!!!
    2. 0
      23 ноября 2021 00:32
      Сам тортики резал?
  22. Комментарий был удален.
  23. +7
    22 ноября 2021 16:11
    Вечная память тебе, дед Степан, сложивший голову под Синявино. И тебе, оставшийся навеки девятнадцатилетним, дядя Володя, погибший при прорыве блокады Ленинграда. Я помню Вас, хоть и знаю о Вашей судьбе только из рассекреченных архивов Министерства Обороны. И Ваши правнуки и внучатые племянники будут помнить - я постараюсь!
  24. +4
    22 ноября 2021 19:28
    Дорога Жизни!
    За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более миллиона тонн грузов и почти полтора миллиона человек.
  25. +1
    22 ноября 2021 20:25
    Вечная Слава нашим защитникам! Русских победить, ещё ни у кого не получилось! Славься Отечество наше свободное!
  26. 0
    19 февраля 2022 05:38
    Всем рекомендую; https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорога жизни#показатели_ грузоперевозок_ и_эвакуации
    Главное- общее число эвакуированных более 1 млн 300 тыс чел. Эта малоизвестная в России информация коренным образом меняет оценку числа умерших от голода в городе.
    Поскольку статья ВО написана с точки зрения немецкого наблюдателя- её можно считать материалом, вспомогательным к основной вики- статье.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»