Проекты БТТ: один удивительнее другого

90

«Человек прозревший сказал им в ответ:
это и удивительно, что вы не знаете,
откуда Он, а Он отверз мне очи».
Евангелие от Иоанна, 9:30

История бронетанковой техники. Сегодня мы вновь уподобимся библейскому человеку и опять отправимся в наш танковый паноптикум – смотреть на необычные конструкции этих боевых машин. В прошлый раз мы остановились на 30-х годах прошлого века. Сегодня мы также начнем нашу экскурсию с этого времени.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – пели в СССР в те годы, и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен. Колхозники и исключенные за неуспеваемость студенты, красноармейцы и… военные инженеры, буквально пачками предлагали свои «изобретения» компетентным органам, а те… так же массово им отказывали по причине полной фантастичности и нереализуемости их проектов.



Но некоторым очень везло, хотя и до поры до времени. Так, летчик Павел Гроховский стал начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА (1932–1934), а затем начальником и главным конструктором Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА (до 1937).

Чего только там он и его сотрудники не изобретали… Однако, закончилось для него все очень плохо: 5 ноября 1942 года его арестовали. Особым Совещанием при НКВД приговорен к расстрелу и 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка расстрелян. Правда, потом его реабилитировали в 1957 году. Жена его, первая советская десантница-парашютистка, осталась жива, многие годы провела за колючей проволокой.


Вот одна из его разработок: двухмоторный бронеавтомобиль на воздушной подушке! Понятно (достаточно только на него посмотреть), что конструкция эта совершенно неработоспособна. К счастью, ее и не пытались воплотить в металле!


Проект танка Гроховского с вентиляторным движителем на лыжах! То есть впервые в истории был предложен чисто зимний танк, способный действовать по глубокому снегу. Оригинально, но очень уж специфично и затратно.


Проект катера на воздушной подушке В.И. Левкова

А вот судам на воздушной подушке В.И. Левкова повезло больше, да и сам Левков умер от инсульта, а не от пули в затылок. Им была создана целая серия катеров Л-1, Л-2… Л-13 – всего 15 машин, которые развивали на воде феноменальную скорость в 130 км/ч и могли нести торпедное вооружение. Правда, война не позволила довести их до ума, а использовать их было попросту негде. Но они были, и тут именно нашей стране принадлежит безусловный приоритет!

Борьба с минами, начиная со времени Первой мировой войны, становилась все более актуальной и превратилась в серьезную проблему, когда началась уже Вторая мировая война. Понадобились специальные сухопутные машины-тральщики, в качестве которых было решено использовать танки. Но вот конструкции минных тралов, навешиваемых на них, были самые разные. А немцы так и вовсе создали огромный трехколесный бронированный трал с пулеметным вооружением в башне.


Танк-тральщик Т10

Американцы пошли по другому пути. Вместо того чтобы приделывать большие колеса «минодавки» на новое шасси, они в 1944 году поставили их на танк «Шерман» М4А2! Получилась машина, способная проложить широкую «дорогу», свободную от мин. Танк-тральщик получил обозначение Т10 и испытывался на Абердинском полигоне, однако на вооружение принят он не был, из-за очень уж больших размеров и металлоемкости конструкции. Кроме того, вследствие большого веса он закапывался при движении по мягкому грунту, да еще и скорость его была слишком мала. В этом плане танки-тральщики с бойковыми тралами оказались значительно выгоднее.


Танк-тральщик Т10. Фото с Абердинского полигона


Размеры машины (рядом с ней для масштаба стоит человек), конечно, впечатляют!

Еще в предвоенные годы на танки начали ставить по два орудия в одну башню. Но данная компоновка не прижилась, зато в 70-е годы прошлого века в Германии появился оригинальный безбашенный танк сразу с двумя пушками в корпусе VT1. Планировалось заменить им танк «Леопард-2», поэтому его иногда называют «Леопард-3» и настолько эта машина получилась необычной, что ей самое место в нашем танковом паноптикуме!


«Леопард-3» VT1-1 на шасси опытного танка МБТ-70

Всего было изготовлено два танка: VT1-1 и VT1-2. Отличались не только типом пушек (нарезные 105-мм и гладкоствольные 120-мм соответственно), но и двигателями. VT1-1 имел оба орудия с автоматическим заряжанием, а вот у VT1-2 автомат заряжания был только у одного. Линии прицеливания обоих стволов пересекались на дистанции 1 500 метров.

Машины точно поражали цель, стреляя с остановок, однако стрельба из двух орудий залпом была запрещена по причине слишком уж сильной отдачи. Но ствол одной пушки после выстрела смещался с линии прицеливания вместе с танком после каждого выстрела, и целиться приходилось заново, что было неудобно. В итоге получилась вроде бы неплохая и низкая (на 80 см ниже серийного «Леопарда»!) машина, подходящая по классификации к САУ, но… которую представляли, как танк.


«Леопард-3» GVT на новом шасси

В итоге в 1976 году испытания обеих машин прекратили из-за их полной бесперспективности, но в 1980-е к проекту «Леопард-3» вернулись опять, посчитав, что «Леопард 2» следует поменять на нечто совершенно новое. Однако и новый вариант машины с пушками, сближенными к центральной оси – GVT, оказался неудачным и на вооружение принят не был. Вот если бы оба орудия имели бы автоматы заряжания, могли наводиться на одну цель и вести по ней залповый огонь, вот тогда это еще могло бы быть хоть «что-то». Но только цена такой машины оказалась бы слишком уж велика, а сама она имела бы очень специфическое предназначение.

Вообще, проекты слишком уж специфических боевых машин обычно оказываются нежизнеспособными.


Вот, например, гипотетический вид БМП на воздушной подушке, которые одно время было очень модно предлагать и рассматривать. Построить такую машину можно! И на воде во время десантирования она будет действовать с большей эффективностью, чем обычная плавающая БМП. Но… на суше никаких преимуществ у нее перед обычной машиной не будет. Только лишнюю тяжесть придется на себе возить. Ну, дополнительная тяга поможет, если машина вдруг застрянет в болоте. То есть «овчинка не стоит выделки».


Боевая машина EFV. Обладает исключительно высокой скоростью на воде (до 46 км/ч) и может быть высажена с десантного корабля не в трех-пяти километрах от берега, а «за горизонтом». Вооружение – 30-мм автопушка и пулемет в башне.

Ну, а эта машина была даже построена. Она испытывалась, и планировалось, что она будет принята на вооружение морской пехотой США.


Внешне весьма «впечатляющая машина»!

Но 6 января 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс ради экономии средств бюджета предложил закрыть этот чрезвычайно амбициозный проект, на который к тому времени было потрачено более 2,9 млрд долларов. В итоге морская пехота США так и отказалась от приобретения EFV, а вместо них продолжает использовать модернизированные БТР AAV7A1 и будет их использовать минимум до 2025 года.


Она же на плаву – ишь как несется!

Вообще-то, идеей скоростной доставки бронетехники на территорию врага болели не только в США, но и у нас в стране тоже.

Существовал «проект 80» – скоростной доставки танков через Черное море на катерах-понтонах на подводных крыльях. Крепление танка к катерам-понтонам перед выходом на воду занимало всего 45 минут, а вот освободиться от них и выйти на берег танк мог всего за 3 минуты. И это при том, что двигался он по морю со скоростью более 50 км/ч. Беда была лишь в том, что этой сцепке было противопоказано волнение силой выше трех баллов, а такая чуть ли не штилевая погода на море, включая и Черное, бывает исключительно редко. Так что же прикажете? Сидеть десантируемым частям и «ждать у моря погоды»? То есть это было оружие, которое можно было построить, но однозначно невозможно применить!


Катер-танконосец «проект 80». Вид сбоку

Проекты БТТ: один удивительнее другого
А вот так «это» выглядело спереди!

На «Военном обозрении» была очень подробная статья, в которой разбирались все плюсы и минусы данного проекта. И минусов в итоге оказалось больше чем плюсов! Так что проект закрыли в 1971 году, но один из катеров, без крыльев, конечно, находится в Кубинке, в танковом музее. Тем не менее для нашего паноптикума удивительных танков этот проект – самое то!

P. S.


Автор и администрация сайта благодарят А. Шепса за предоставленные им цветные иллюстрации.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    26 ноября 2021 06:20
    Верните минуса статьям!!!
    1. +1
      26 ноября 2021 07:30
      Цитата: datura23
      Верните минуса статьям!!!

      А что, ну статья да статья. Ерунды хватает, но и плюсы тоже есть.
    2. 0
      26 ноября 2021 08:09
      Ну вот вернули и что? Вы напишите минус и... что дальше? Вы думаете это что-нибудь изменит? Значение имеют не минусы и плюсы, а... клики которые Вы ставите в обоих случаях. Чем их не больше - тем лучше!
  2. +3
    26 ноября 2021 06:29
    машина, подходящая по классификации к САУ, но… которую представляли, как танк.
    Strv-103 тоже считали танком, и ничего, никаких многоточий.

    Вот одна из его разработок: двухмоторный бронеавтомобиль на воздушной подушке! Понятно (достаточно только на него посмотреть), что конструкция эта совершенно неработоспособна.
    Бронеавтомобиль значит неработоспособный, а БМП значит
    Построить ... можно! И на воде во время десантирования она будет действовать с большей эффективностью, чем обычная плавающая БМП.

    Где последовательность-то?
    БА не построили потому что плавающей БТТ толком не было, что бы ещё и это чудо мастерить.
    1. -5
      26 ноября 2021 06:59
      Цитата: Владимир_2У
      Бронеавтомобиль значит неработоспособный, а БМП значит

      Представьте себе! Отсутствие системы стабилизации в первом случае делает конструкцию неработоспособной. Во втором - использование машины на воде позволяет применить эффект поддува воздуха под корпус, что увеличит скорость движения именно на воде. Вот Вам и последовательность. К тому же Вы явно заступаетесь за врага народа. Ай-ай!
      1. +2
        26 ноября 2021 07:23
        Цитата: kalibr
        Отсутствие системы стабилизации в первом случае делает конструкцию неработоспособной.
        Какая стабилизация? От бокового смещения даже при этой схеме колёса уберегут. Вот гибкого ограждения нет, это да, но так это просто схема.
        Цитата: kalibr
        Во втором - использование машины на воде позволяет применить эффект поддува воздуха под корпус, что увеличит скорость движения именно на воде. Вот Вам и последовательность.
        Да что Вы, а у БА Гроховского поддув воздуха для чего по вашему?
        1. -2
          26 ноября 2021 08:07
          Цитата: Владимир_2У
          Вот гибкого ограждения нет, это да, но так это просто схема.

          А-а-а, ну да! А где здесь не "просто схемы"? Все - просто!
      2. +2
        26 ноября 2021 11:11
        Цитата: kalibr
        Отсутствие системы стабилизации в первом случае делает конструкцию неработоспособной

        И все прочее совершенно неважно, так как поддается коррекции без проблем. Основная проблема машин на воздушной подушке, как и разного рода вентиляторных двигателей, состоит в низкой энергоэффективности. По моей памяти в 30-40 годы прошлого века такие устройства тратили на преодоление километра пути где то в 6 раз больше топлива, чем на классических движителях.
        Поэтому разработка подобный устройств, учитывая тот факт, что эффективность движителя известа, являлась однозначно растратой народных средств, диверсией. Так что да, враг народа, без вариантов.
    2. -1
      26 ноября 2021 07:01
      Цитата: Владимир_2У
      плавающей БТТ толком не было

      Была и много. И БА, и танки. Все было.
      1. +2
        26 ноября 2021 07:28
        Цитата: kalibr
        Была и много. И БА, и танки. Все было.

        Это какие? Т-37, который опаснее для экипажа был, Т-38 который на берег с трудом выползал, или Т-40 без рации, которого около 300 шт. выпустили? Так что плавающей БТТ толком до, и во время войны не было, и БА на воздушной подушке, технически вполне возможный, не нужен был практически, не по такой цене.
        1. 0
          26 ноября 2021 07:54
          Цитата: Владимир_2У
          Т-37, который опаснее для экипажа был, Т-38 который на берег с трудом выползал, или Т-40 без рации, которого около 300 шт. выпустили?

          Вы как-то странно пишите. Как будто это я их разрабатывал и принимал на вооружение. И с трудом, без труда... - они были. Так что... не цепляйтесь...
          1. +2
            26 ноября 2021 08:00
            Цитата: kalibr
            Вы как-то странно пишите.

            Я написал что плавающей БТТ толком не было и подвердил это, только и всего. hi
            1. +3
              26 ноября 2021 08:25
              Цитата: Владимир_2У
              толком

              Ну, если главное, что "толком" и что у Т-40 не было рации, то да, Вы, безусловно правы. Простите, не подумал о критичности этих факторов.
    3. +1
      26 ноября 2021 11:06
      Цитата: Владимир_2У
      Где последовательность-то?

      Не требуйте от г-не Шпаковского, последовательности, логики и прочего. Чего у него в помине нет, того он вам дать не может. Факты раскопал, изложил тему более или менее гладко - уже спасибо. Думать и делать выводы - это все за вами. Ну и поржать над авторскими перлами тоже всегда приятно. Нужный человек г-н Шпаковский, этого не отнять)
      1. -1
        26 ноября 2021 11:13
        Цитата: михаил3
        Думать и делать выводы - это все за вами.

        Именно так. В борьбе обретешь ты право свое, в раздумьях закалишь свой разум!
        1. +1
          5 декабря 2021 23:16
          Цитата: kalibr
          В борьбе обретешь ты право свое

          Да вы эсер????!!!!!
          1. 0
            6 декабря 2021 07:13
            Цитата: свой1970
            Да вы эсер?

            Далеко не все знают, что это эсеровский лозунг. Вам +за эрудицию. А насчет того кто... Перефразируя Маяковского: с эсерами эсер, с коммунистами - коммунист. Когда знаешь программы и лозунги можешь быть кем угодно.
  3. +7
    26 ноября 2021 06:46
    Доброе утро, друзья! hi
    Олегыч, спасибо, продолжайте серию дальше.
    ... а вот у VT1-2 автомат заряжания был только у одного.

    Это точно? А смысл-то какой? Ну и завихрения конструкторской мысли! bully
    «Леопард-3» VT1-1 на шасси опытного танка МБТ-70

    MBT-70 (акр. Main Battle Tank [for the] 1970s; нем. KPz 70 с англ. — «основной боевой танк для 1970-х») — совместный американо-западногерманский проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армий обоих государств. В серию не пошел и на вооружение принят не был.

    продолжает использовать модернизированные БТР AAV7A1 и будет их использовать минимум до 2025 года.


    Ну чисто плавучий сарай, но сколько лет служит!
    1. +1
      26 ноября 2021 06:55
      Цитата: Морской Кот
      Это точно? А смысл-то какой? Ну и завихрения конструкторской мысли!

      Это точно. Но дело не взавихрении. Просто не успехи сделать автомат заряжания в зеркальном варианте. Не так просто оказалось.
      1. +2
        26 ноября 2021 06:57
        М-да... бывают в жизни затруднения... До ума не довели, а на испытания вывели. request
  4. +9
    26 ноября 2021 07:25
    Статья интересная, единственно что, как обычно, напрягает у уважаемого автора, так это презрительное отношение к советскому прошлому.
    "и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен."
    Да, Вячеслав Олегович, именно освобожденный, без кавычек, и именно способен.
    А ваше чрезвычайно "кислое" отношение к этому не отменяет того факта, что именно в Союзе вы получили высшее образование и состоялись, как человек. И не стоит фантазировать на ту тему, что "в России, которую мы потеряли", вы лично достигли бы большего.. Скорее всего, на мануфактуре бы рабочим вкалывали, отрабатывая ипотеку. Если бы та Россия вообще пережила Вторую Мировую, что крайне маловероятно.
    1. +6
      26 ноября 2021 07:40
      что именно в Союзе вы получили высшее образование

      Какое образование, такая и статья. Впрочем, к полученной в институте специальности статья отношения не имеет.
      1. -8
        26 ноября 2021 08:26
        Цитата: Авиатор_
        полученной в институте специальности

        Сергей! Пора бы уж перестать вспоминают педюшное образование, а? Вы еще школу бы вспомнили...
        1. +4
          26 ноября 2021 17:53
          Пора бы уж перестать вспоминают педюшное образование, а? Вы еще школу бы вспомнили...

          Ну, лично у меня к моей школе нет никаких претензий. И к МФТИ тоже. Насчёт "Педюшников" - так ведь там тоже разные люди обучались, как я выше написал, к моим учителям никаких претензий нет, а они все пед заканчивали.
          1. -1
            26 ноября 2021 20:25
            Вам повезло, Андрей! Но мне тоже "повезло" - я видел пьяного в з... профессора на кафедре, который задал такой вопрос студенту: "Что... т-а-кое акинак..." Студент: "кривой меч"... Профессор: "Сам ты кривой акинак!" А девушке, что отказалась отвечать сказал; "Патлатая дура". Выгнать бы его, да? Но заслуженный ученый, исследователь. Доктор наук. А 1972 году они, тем более в Пензе, были штучным товаром. Приходилось терпеть и перевоспитывать.
            1. +1
              26 ноября 2021 20:28
              Выгнать бы его, да? Но заслуженный ученый, исследователь. Доктор наук.

              Понятно. Качество его "исследований" было таким же? И куда ректор смотрел? Или это он и был?
    2. -8
      26 ноября 2021 08:16
      Цитата: Turist1996
      Скорее всего, на мануфактуре бы рабочим вкалывали, отрабатывая ипотеку.

      Не думаю. У моего прадеда - мастера паровозных мастерских, все дети получили высшее образование. Дед был инспектором народных училищ, его брат Петр преподавал математику в гимназии, сестра Ольга - французский в женской гимназии. Так что уж в гимназии-то я отучился бы в любом случае, а в университет после гимназии принимали без экзаменов. Так что... даже не мечтайте, отправить меня на мануфактуру. Но важен итог "освобождения". Не так ли? А он таков, что "освобожденный, без кавычек, народ" оказался не способен защитить ни свой общественный строй, ни свою государственность. Не так ли? Или я что-то придумал?
      1. +6
        26 ноября 2021 08:33
        Но важен итог "освобождения". Не так ли? А он таков, что "освобожденный, без кавычек, народ" оказался не способен защитить ни свой общественный строй, ни свою государственность. Не так ли? Или я что-то придумал?

        Вячеслав Олегович, Вы же кандидат исторических наук! Значит и понимание исторического процесса и уровень аргументации должен быть соответствующий.
        А тот, что Вы привели, это на уровне восьмидесятипроцентников по Парето.
        1. 0
          26 ноября 2021 08:46
          Цитата: Undecim
          А тот, что Вы привели, это на уровне восьмидесятипроцентников по Парето

          ... испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично.
          1. +4
            26 ноября 2021 08:55
            Не, не подходит. Ваш ответ не объясняет, почему народ Российской империи не защитил ни государственность, ни монарха, ни общественный строй.
            Можно на французском или на немецком. На испанском не надо.
            1. +3
              26 ноября 2021 09:10
              Цитата: Undecim
              почему народ Российской империи не защитил ни государственность, ни монарха, ни общественный строй.

              А надоел он ему нафиг! Захотелось чего-то другого...
            2. +5
              26 ноября 2021 11:44
              Цитата: Undecim
              Не, не подходит. Ваш ответ не объясняет, почему народ Российской империи не защитил ни государственность, ни монарха, ни общественный строй.
              Можно на французском или на немецком. На испанском не надо.

              Доброе утро! hi
              Наследственные элиты всех достали. Жили в параллельном с народом мире и за счёт народа. При первой серьезной возможности с ними и разобрались.
              1. +2
                26 ноября 2021 11:48
                Наследственные элиты всех достали. Жили в параллельном с народом мире

                Может я ошибаюсь, но такой расклад для России является традиционным.
                1. +2
                  26 ноября 2021 11:51
                  Возможно, но тут все зависит от качества жизни основной массы населения. Когда оно резко падало, начинались смуты, ))
                  1. +1
                    26 ноября 2021 11:54
                    все зависит от качества жизни основной массы населения

                    По нынешним временам достаточно просто убедить население, что качество его жизни падает. Пока пропаганда старается в обратном направлении, но это оружие обоюдоострое.
                    1. +3
                      26 ноября 2021 13:05
                      Одно дело, когда ты не можешь купить себе айфон, другое дело, когда у тебя перебои с хлебом ))
                      1. 0
                        26 ноября 2021 15:56
                        Цитата: Krasnodar
                        Одно дело, когда ты не можешь купить себе айфон, другое дело, когда у тебя перебои с хлебом ))

                        Еще одно высказывание достойное гранитной плиты!
                      2. +2
                        26 ноября 2021 16:20
                        Я памятник себе … laughing
  5. Комментарий был удален.
    1. +1
      26 ноября 2021 08:48
      Цитата: Lynx2000
      Так юбки на одном СВП подрали об камни и остатки заиленного корпуса речного буксира.

      Вот это как раз и самый большой их недостаток!
    2. +1
      26 ноября 2021 08:48
      Цитата: Lynx2000
      испытания на подрыв при наезде проводили, мехвод контузию не получал?

      Не знаю, не читал про это нигде.
  6. +2
    26 ноября 2021 09:26
    В итоге морская пехота США так и отказалась от приобретения EFV, а вместо них продолжает использовать модернизированные БТР AAV7A1 и будет их использовать минимум до 2025 года.
    А вот китайцы "допилили" этот проект до серийных образцов ZBD05\2000


    1. +1
      26 ноября 2021 12:15
      А что толку, что допилили, если у амеров движок 1500 л с и скорость на воде под 50 км/ч , а у китайцев 750 и 25 соответственно. Какая уж там загоризонтная высадка...
      1. +1
        26 ноября 2021 12:36
        Цитата: Xenofont
        у китайцев 750 и 25 соответственно.

        40 км в час на воде...
        Цитата: Xenofont
        Какая уж там загоризонтная высадка...

        Самая обыкновенная, они сейчас этот вариант и отрабатывают

        К слову у наших морпехов сегодня праздник... Всех, кто носил тельняшку и черный берет морского пехотинца - С ПРАЗДНИКОМ
        1. +1
          26 ноября 2021 12:43
          Спорить не хочу, но в большинстве источников - 25
  7. +6
    26 ноября 2021 09:44
    Жаль, все таки что контору Гроховского грохнули.Институт по производству безумных идей,которые сгоряча рубить нельзя, могут пригодиться.Всякому овощу свое время.
    1. +1
      26 ноября 2021 11:17
      Цитата: Даниил Коноваленко
      Всякому овощу свое время.

      Вы же, может быть читали, что по этому поводу написал в комментарии Михаил 3: "Поэтому разработка подобный устройств, учитывая тот факт, что эффективность движителя известа, являлась однозначно растратой народных средств, диверсией. Так что да, враг народа, без вариантов.". А Вы "овощу"... Враг он был, диверсант, и получил по заслугам!
    2. 0
      5 декабря 2021 23:28
      Цитата: Даниил Коноваленко
      Институт по производству безумных идей,которые сгоряча рубить нельзя, могут пригодиться.

      А в нынешнее времена он назывался бы Сколково- а вы же кричали бы -"Да на кол Чубайса!!"...
      Институт Гроховского израсходовал уйму бабла( валюты в том числе), ресурсов и трудозатрат.Что он дал на выходе?
      Правильно - НИЧЕГО!!!!
      А ждать когда тогдашнее "Сколково " созреет - времени не было....
  8. +8
    26 ноября 2021 09:48
    У меня сложилось впечатление, что «причудливых» BTT-проектов было намного больше, чем показано в статье.

    И Т-10, и EFV , и советский «проект 80» не выглядят совершенно непрактичными.

    Этот последний проект был действительно интересной идеей



    Точно так же торпедные катера Левкова Впервые о торпедных катерах Левкова я прочитал в середине 80-х в «Моделист-конструктор» в одной из статей из серии «Морскaя коллекция». Конечно, мореходность была невысокой, но и у катеров Г-5 была небольшая мореходность.
    1. +8
      26 ноября 2021 11:58
      Так все в одну статью не уместить! В конце пятидесятых годов советские танкостроители вновь вернулись к идее создания боевой машины на воздушной подушке. В результате были созданы несколько проектов перспективной техники, два из которых дошли до строительства и испытаний прототипов.
      На полигонах проверялись «Объект 8М-906» и «Объект 760».Финальным практическим аккордом советских разработок по созданию танка на воздушной подушке стал «Объект 8М-906». Машина использовала базу танка ПТ-76, оснащалась камерной подушкой и имела массу 13,5 тонны (на 0,5 т меньше, чем ПТ-76). И сама разработка, и испытания велись в условиях строгой секретности, поэтому подробности проекта в открытых источниках отсутствуют. Работы по созданию танков на воздушной подушке продолжались до 1970-х годов и в конечном счёте были прекращены. Среди главных причин такого решения выделяли чрезмерное потребление топлива, уязвимость конструкции и плохую ремонтопригодность машин. Тем не менее, наработанные результаты сыграли важную роль в дальнейшей разработке военных судов на воздушной подушке для ВМФ.
    2. +7
      26 ноября 2021 13:43
      Цитата: Кonstanty
      «Моделист-конструктор» в одной из статей из серии «Морскaя коллекция».

      О, МК был кладезем информации для нас, мальчишек. Я помню, как был очарован именем броненосца Шлезвиг-Гольштейн и его систершипов в Морской коллекции МК. Это, на минутку, 1972-ой, я в первый класс пошёл...
  9. +3
    26 ноября 2021 10:27
    Немцы вдохновились ИСУ 152?
    1. -3
      26 ноября 2021 12:46
      Цитата: Zaurbek
      Немцы вдохновились ИСУ 152?

      а в чём Вы, собственно, разглядели признаки вдохновения зверобоем?
      1. +1
        26 ноября 2021 12:52
        В профиль немецкая САУ
        1. 0
          26 ноября 2021 13:13
          Цитата: Zaurbek
          В профиль немецкая САУ

          да хоть в фас, хоть в профиль

          никакого сходства, чтобы говорить о вдохновении.
          и нафига немцам зверобой при их-то опыте (удачном) проектирования САУ?
    2. 0
      26 ноября 2021 13:31
      Цитата: Zaurbek
      Немцы вдохновились ИСУ 152?

      с тем же успехом, кстати, можно написать, что конструкторы "разрушителя" Т31 "вдохновились" КВ-2 (разглядывая профиль):

      Что, разумеется, полная чепуха:
  10. BAI
    +3
    26 ноября 2021 10:34
    Рисунок Леопарда-3 крайне неудачный - второй пушки не видно. Кстати, под этим именем ныне существует танк классической компоновки.
    1. +1
      26 ноября 2021 13:33
      Цитата: BAI
      Рисунок Леопарда-3 крайне неудачный - второй пушки не видно. Кстати, под этим именем ныне существует танк классической компоновки.

      совершенно согласен. Весь двухорудийный цимес теряется.
  11. +5
    26 ноября 2021 11:32
    «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – пели в СССР в те годы, и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен.

    "Казалось" в данном случае совершенно не соответствует реальности.
    В Российской империи не было ни стрелкового оружия собственной разработки (про винтовку Мосина промолчим), ни авиастроения, ни двигателестроения, ни автомобилестроения ни ... et cetera...et cetera...et cetera. Все это пришлось практически с нуля создавать "освобожденному от былой эксплуатации народу". И как только "вернули эксплуататоров", как то сразу все резко затормозилось.
    1. +2
      26 ноября 2021 12:46
      О, и дежурная смена турбопатриотов с минусами подтянулась. А я уж думал - проспали.
      1. +2
        26 ноября 2021 15:02
        Цитата: Undecim
        О, и дежурная смена турбопатриотов с минусами подтянулась. А я уж думал - проспали.

        Нет все на местах.
        Для простых обывателей медленное умирание легендарного ульяновского автозавода станет очередной вехой расставания с советским наследием. И это, пожалуй, один из самых печальных символов грядущего
        .Ну ни как не могут отказатся от пережитков кровавого советского прошлого, в место того чтобы радосно и счастливо закупать поношенные иномарки. Вон даже КамАЗ который строился за народные деньги , непонятно с какого бодуна с
        15.11.2019 компания Daimler AG передала 15 % акций ПАО «КАМАЗ» Daimler Truck AG. Контролирующим лицом Daimler Truck AG является Daimler AG.
        хотя если вспомним историю создания КамАЗа то скажем так -фирма Даймлер как-то не желала помочь СССР с разработкой автомобиля.
      2. -2
        26 ноября 2021 15:33
        Цитата: Undecim
        О, и дежурная смена турбопатриотов с минусами подтянулась. А я уж думал - проспали.

        Но Вы же врач коммунистов? Вот и получайте fellow
    2. +5
      26 ноября 2021 18:06
      В Российской империи не было ни стрелкового оружия собственной разработки...


      1. 0
        26 ноября 2021 18:18
        Константин, неужели Вы думаете, что я Федорова забыл? Только вот на вооружении армии его разработки, за исключением капли в виде автоматов, так и не попали.
        1. +2
          26 ноября 2021 18:25
          неужели Вы думаете, что я Федорова забыл?


          Ни боже мой, просто встрять захотелось. bully drinks
          1. +1
            26 ноября 2021 18:29
            По сути, Вы правы, так как "на вооружении" я пропустил. Я даже удивился, что комментарий прошел мимо ольговичей-патриотов и меня не затоптали, и только один какой то "боец невидимого фронта" героически минусует в поте лица.
            1. +1
              26 ноября 2021 19:00
              какой то "боец невидимого фронта"

              До поры, до времени. bully
  12. +2
    26 ноября 2021 13:21
    «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – пели в СССР в те годы, и многим и впрямь казалось, что «освобожденный» от былой эксплуатации народ на такое способен.
    А что слово освобождённый в кавычки то взяли?. Я так подозреваю что если бы тогда народ не "освободили от былой эксплуатации", вы вряд ли бы писали свои статьи так как вряд ли бы смогли получить "куцее образование" которое бесплатно вам дали при Советской Власти.
    1. +2
      26 ноября 2021 16:00
      Построение с одним "бы" еще куда-то годится, но с двумя - перебор. Как Вы все любите бесплатное, однако, хлебом не корми...
      1. +5
        26 ноября 2021 16:07
        Как Вы все любите бесплатное

        Это интернациональная черта.
        1. +2
          26 ноября 2021 18:10
          Это интернациональная черта.


      2. +1
        26 ноября 2021 17:01
        Цитата: kalibr
        Как Вы все любите бесплатное, однако, хлебом не корми...

        Так и вы вроде не за деньги то обучались, тоже при советской власти образование на халявку-то....
        А если вас интересует, то всё "беЗПлатное" что я имею, я получил за 32 года безупречной службы согласно Закона, а все свои хотелки от малых и больших я сейчас за свой счёт имею, ну или приобретаю. Если что. Конечно, получил не куцее образование, в сравнение с тем, что вам Советская Власть дала, но не жалуюсь, правда с пунктуацией тут проблемы, это мне и мой классный руководитель, учитель русского языка, говорил . hi
        1. 0
          26 ноября 2021 20:29
          Цитата: Fitter65
          за 32 года

          Это мы тут с Вами коллеги-повременщики. Хотя Вам, безусловно, было тяжелее. Надеюсь, что Родина достойно оценила Ваш труд.
  13. +3
    26 ноября 2021 13:42
    Чего только там он и его сотрудники не изобретали… Однако, закончилось для него все очень плохо: 5 ноября 1942 года его арестовали. Особым Совещанием при НКВД приговорен к расстрелу и 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка расстрелян. Правда, потом его реабилитировали в 1957 году. Жена его, первая советская десантница-парашютистка, осталась жива, многие годы провела за колючей проволокой
    Действительно чего только они бесполезного за миллионы народных рублей не на изобретали. Судя по вашей выписки из википедии у вас тоже по данному делу не так много материала. Хотя могли бы и уточнить, раз упомянули, что такое за особое совещание было, для чего оно было нужно, сколько и как людей оно осудило. Или ваше дело как всегда кинуть на вентилятор, лопату овса прошедшего через пищеварительный тракт лошади, а там уже не ваши проблемы.
    Осо́бое совеща́ние при НКВД СССР (ОСО, Особое совещание) — административный орган при НКВД СССР, а затем при МГБ СССР, существовавший с 1934 по 1953 год, которому в отношении признаваемых им общественно-опасными лиц было предоставлено внесудебное право на ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь и высылку за пределы СССР. В период Великой Отечественной войны (с 17 октября 1941) постановлением Государственного комитета обороны Особому совещанию было предоставлено право по делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела. После окончания войны максимальной мерой наказания по решению ОСО стало 25 лет заключения.Всего за время существования c 5 ноября 1934 года по 1 сентября 1953 года Особым совещанием было осуждено 442 531 человек, в том числе к расстрелу 10 101 человек, к лишению свободы 360 921 человек, к ссылке и высылке (в пределах страны) 67 539 человек и к другим мерам наказания (зачёт времени нахождения под стражей, высылка за границу, принудительное лечение) 3 970 человек.
    1. 0
      26 ноября 2021 16:02
      Цитата: Fitter65
      раз упомянули, что такое за особое совещание было, для чего оно было нужно, сколько и как людей оно осудило.

      Зачем мне это делать, когда всегда найдется тот, кто это сделает за меня. Так оно и оказалось.
      1. +2
        26 ноября 2021 17:16
        Цитата: kalibr
        Зачем мне это делать, когда всегда найдется тот, кто это сделает за меня. Так оно и оказало
        Конечно,всегда найдётся тот кто встанет на защиту своей Страны.
        1. -1
          26 ноября 2021 20:41
          Цитата: Fitter65
          кто встанет на защиту своей Страны.

          Ну если Вы это называете защитой, то... в следующий раз сошлюсь на Вас, когда буду давать очередные цифры из архива. А может быть Вы и про принудительное лечение знаете, раз уж упомянули. Напишите об этом объективную статью в защиту Родины от наветов, а? ВО охотно ее опубликует, а Вы опять же исполните свой долг защитника!!!
  14. +3
    26 ноября 2021 13:47
    А вот судам на воздушной подушке В.И. Левкова повезло больше, да и сам Левков умер от инсульта, а не от пули в затылок.
    Вот ведь вредитель делу современных обличителей кровавого советского прошлого...
    ....Им была создана целая серия катеров Л-1, Л-2… Л-13 – всего 15 машин, которые развивали на воде феноменальную скорость в 130 км/ч и могли нести торпедное вооружение. Правда, война не позволила довести их до ума, а использовать их было попросту негде. Но они были, и тут именно нашей стране принадлежит безусловный приоритет!
    Так всё-таки это вашей стране (?) , или стране "кровавого сталинского режима" пренадлежит этот приоритет? Тут уж давайте или штаны оденьте или крестик снимите!
    Кстате в плюс г. Шпаковскому он хоть тут статьи на основе своих книг печатает.

    Не считайте за рекламу, это я для Р.Скоморохова.
    1. 0
      26 ноября 2021 16:04
      Цитата: Fitter65
      Не считайте за рекламу, это я для Р.Скоморохова.

      Я-то могу и не посчитать. Но любой "информационный блок" на "информационном поле"...идет в счет того, кому он принадлежит. Так что спасибо!
      1. -1
        26 ноября 2021 17:18
        Цитата: kalibr
        Так что спасибо!

        Да, спасибо за спасибо, но от вас лучше не надо. А то не дай бог, что кто прочитает что вы спасибо мне сказали, такой позор.
        1. -2
          26 ноября 2021 20:31
          Цитата: Fitter65
          А то не дай бог, что кто прочитает что вы спасибо мне сказали, такой позор.

          Нет бы порадоваться, что запросто общаетесь с одним из ведущих российских журналистов-онлайнщиков, так нет, все не так -ай-ай! Но Интернет тем и хорош, что доступен всем и все в нем видно. И думать надо до того, как написал, а не после. Так что спасибо еще раз за рекламу. Хотя весь тираж уже давно раскуплен. Разве что кто-нибудь с рук продает...
          1. +1
            27 ноября 2021 02:01
            Цитата: kalibr
            Хотя весь тираж уже давно раскуплен.
            Рад за вас, хотя честно говоря в некоторых магазинах Хабаровска, в начале лета , видел данный товар . Ну как говорится на любой товар найдётся покупатель, наверное.
            Цитата: kalibr
            Нет бы порадоваться, что запросто общаетесь с одним из ведущих российских журналистов-онлайнщиков,
            Как-нибудь в другой раз, может быть и порадуюсь, но скорее всего нет.
  15. +3
    26 ноября 2021 14:02
    однако на вооружение принят он не был, из-за очень уж больших размеров и металлоемкости конструкции. Кроме того, вследствие большого веса он закапывался при движении по мягкому грунту, да еще и скорость его была слишком мала. В этом плане танки-тральщики с бойковыми тралами оказались значительно выгоднее.

    Это, так понимаю, неудачная попытка развития "Тётки Джемаймы" T1E3M1

    и "Червяка" T1E1?
  16. +2
    26 ноября 2021 15:22
    "Танки всякие важны,танки разные нужны !"... Не понравились бронеаэросани Гроховского ? Дык, возьмите за недорого бронеаэросани 02СС !

    Кстати , за Левковым числятся не только катера, но и бронеаэросани ...на том же принципе !
    И нечего нам тыкать "Леопардом-3",когда у нас найдётся КВ-7 с двумя орудиями !


    А ещё у нас был шагающий (в натуре! bully ) ДОТ !
    [

    А ещё у нас был ШТ-1 !
    Не верите ? Дык посмотрите !
    1. +2
      26 ноября 2021 18:22
      ШТ-1 расшифровывается как "Шо Такое" ? bully Одного не понял, почему в ролике зелёные пукают, а серые нет. Анус зажало? wassat

      Привет, Володя! drinks
      1. 0
        26 ноября 2021 20:10
        Привет,Костя " hi Отвечаю: сам не понял ! Надо будет в псих.больницу (в КБ разработчикам ...) звякнуть ! yes А так....в интернете есть ещё "видосы" про ШТ-1 !
        1. +1
          27 ноября 2021 07:59
          Та ну их, жить и так весёлая дальше некуда. bully
  17. +3
    26 ноября 2021 19:29
    Написано хорошо, но эта политическая предвзятость всё испортила. Мораль - хочешь быть военным историком - будь объективен.
    1. 0
      26 ноября 2021 20:36
      Цитата: Антон Болдаков
      Написано хорошо, но эта политическая предвзятость всё испортила.

      Да неужели? А по-моему лишь добавила остроты и полемического задора. А то чего бы люди комментировали, а так - смотрите, сколько комментов типа "Егор ты неправ". По существу писать это ведь знать надо. А тут... бери и пиши "сам такой" и все. Рачительность добродетель автора комментария очевидна. Разве, Антон Николаевич, я не прав?
  18. 0
    26 ноября 2021 22:06
    Вот, например, гипотетический вид БМП на воздушной подушке, которые одно время было очень модно предлагать и рассматривать. Построить такую машину можно! И на воде во время десантирования она будет действовать с большей эффективностью, чем обычная плавающая БМП. Но… на суше никаких преимуществ у нее перед обычной машиной не будет. Только лишнюю тяжесть придется на себе возить. Ну, дополнительная тяга поможет, если машина вдруг застрянет в болоте. То есть «овчинка не стоит выделки».

    Спасибо за обзор. На счет танка на воздушной подушке - да, это технический курьез. Более правильным системно-инженерным решением представляется использование скоростных барж на воздушной подушке, с водометным движителем Гамильтона (не боится ила, песка и тины на мелководье; обеспечивает высокую маневренность и тягу). Такие мобильные платформы-переносчики могут быстро и маневренно преодолеть самую опасную зону полосы прибоя и выбросься глубоко на пляж.
    Обеспечивая стандартной (!) сухопутной бронетехнике немедленное вступление в бой с твердой платформы. При этом БТТ не обременяется лишними функциями - плавучестью и излишней энергетикой для движения в воде или для создания воздушной подушки (за что неизбежно приходится платить, жертвуя бронезащитой в пользу повышения плавучести. Но все равно такая "плавучая БТТ" почти всегда оказывается слишком тихоходной в воде или вязнет в мокром песке пляжа , т.к. гусеницы не имеют достаточной ширины).
    Это не значит что "защищенным транспортерам" вовсе не нужна способность плавать - это очень полезно для неспешного преодоления бродов, небольших рек, озер, и очень полезно для использования в спасательных операциях при наводнениях. Но способность "как-то плавать" и молниеносная высадка-штурм "море-суша", по-моему, совершенно разные вещи.
    Тут уместно подходить с позиций "UNIX way" - комбинировать узко-специальные функции, хорошо делающие что-то одно, а не создавать тяжеловесные, неуклюжие комбайны, которые более суммируют недостатки разнородных частей, входящих в их состав, чем их индивидуальные преимущества.
  19. -1
    27 ноября 2021 18:21
    А почему г-н Шпаковский, описывая очередную "жертву сталинских репрессий" тов.Гроховского не вспомнил о еще одной "жертве" и коллеге - В.И.Бекаури.
    Трудно даже определить, кто из этих двух "гениев" больше "наизобретал" абсолютно безумных прожектов.
    А почему нет ни слова о Л.В.Курчевском, который совместно со своим куратором М.Тухачевским едва не оставили Красную армию без артиллерии?
    Намедни на ВО была замечательная статья г-на Шпаковского про исторические лифчики и трусики. Пожалуста пишите о подобном. У Вас это замечательно получается.
    И не трогайте историю СССР. Не надо её обгаживать.