Военное обозрение

«Ужасное и пугающее зрелище». Драматическая гибель линкора «Бархэм»

70
«Ужасное и пугающее зрелище». Драматическая гибель линкора «Бархэм»
Взрыв британского линкора «Бархэм»


Дредноут типа «Куин Элизабет»


В ходе гонки морских вооружений, начатой ещё до начала Первой мировой войны, родился проект линкоров типа «Куин Елизабет» (Queen Elizabeth). Головное судно серии было названо в честь английской королевы Елизаветы I и было спущено на воду в 1913 году.

Новые дредноуты превосходили своих предшественников в огневой мощи, скорости и имели мощное бронирование. Огромные махины с полным водоизмещением – 33 тыс. тонн, длиной почти 200 м, шириной – 27 м. Бронирование: главный пояс от 203 до 330 мм, на корме и носу – от 102 до 152 мм. Скорость – 23 узла. Артиллерия главного калибра: 381 мм (8 орудий – 4 башни). Экипаж – до 1 250 человек.

Особенностью новых линкоров было используемое ими топливо. Англия переводила флот с угля на нефть. Первыми линкорами, где стали использовать нефтяное отопление, стали линейные корабли типа «Куин Элизабет».


«Бархэм» в Скапа-Флоу. 1917 год

«Бархэм»


Линкор «Бархэм» («Барэм») спустили на воду в октябре 1914 г. и ввели в строй в октябре 1915 г. Флагман 5-й эскадры линейных кораблей, в которую входили однотипные с ним корабли. Во время Ютландского сражения (31 мая – 1 июня 1916 г.), крупнейшего морского сражения Первой мировой войны, 5-я эскадра входила в авангард британского флота и вступила в бой с германскими линейными крейсерами. Линкор «Уорспайт» был тяжело поврежден, выдержав 13 попаданий 280-мм снарядами. В дредноут «Малайя» попало 8 снарядов. «Бархэм» получил 6 попаданий, 28 человек было убито и 37 ранено.

После сражения линкоры отремонтировали, и они вернулись в строй. После заключения Вашингтонского соглашения 1922 год Англия отправила на металлом, либо переклассифицировала большинство своих устаревших дредноутов. Но линкоры типа «Киун Элизабет» были сохранены. «Бархэм» входил в состав атлантических и средиземноморских эскадр.

В 1920-е годы на кораблях была усилена противоторпедная защита, бронирование палубы и средства ПВО. В первой половине 30-х годов линкор прошёл капитальную модернизацию: была перестроена кормовая надстройка, торпедный аппарат, снова усилена зенитная артиллерия, подводная защита, бронирование башен.


«Бархэм». Фотография середины 1930-х годов

Несчастливый линкор


В начальный период Второй мировой войны «Бархэм» нёс службу в составе британского Средиземноморского флота. Затем получил приказ присоединиться к флоту метрополии, который защищал непосредственно Великобританию. 6 декабря 1939 г. дредноут вышел из Мальты в сопровождении двух эсминцев. Через неделю, когда корабли подходили к базе Клайд в Шотландии, произошла катастрофа: «Бархэм» в густом тумане случайно протаранил эсминец «Дачес», погибло 129 человек.

15 декабря линкор в составе флота метрополии вышел встречать конвой с войсками из Канады. Операция прошла успешно, конвой дошёл до места назначения. Однако в море остался отряд кораблей во главе с линкором для патрулирования. Британцы опасались нового прорыва германских кораблей в Атлантику.

В ходе патрулирования «Бархэм» столкнулся с немецкий подлодкой U-30 капитан-лейтенанта Фрица Юлиуса Лемпа. 28 декабря 1939 г. субмарина выпустила четыре торпеды по британской эскадре. Одна попала в линейный корабль, четыре моряка погибли, два – ранены. «Бархэм» получил повреждение, но смог дойти до Ливерпуля. Эта атака показала, что британские большие корабли уязвимы для торпедных атак.

После полугодового ремонта линейный корабль вернулся в строй.

В сентябре 1940 года британское верховное командование решило провести операцию против сил Виши в Сенегале. Британцы хотели, чтобы эта колония и находившиеся там французские войска, включая недостроенный линкор «Ришелье», перешли на сторону «Свободной Франции во главе с де Голлем» и антигитлеровской коалиции. Также порт Дакар был лучшей военно-морской базой в регионе, и здесь находилась часть золота Франции и Польши.

Однако французские войска в Дакаре в это время считали де Голля предателем и оказали сопротивление, отбив атаку британского флота под руководством Каннингема. Линкор «Резолюшн» был торпедирован французской субмариной и его отправили на ремонт в США. А «Бархэм» выдержал два попадания от береговой батареи.

После этой неудачи «Бархэм» вернулся на службу в Средиземноморский флот. Он сопровождал конвои к Мальте и Александрии, обстреливал Бардию, принял участие в сражении у мыса Матапан в марте 1941 г., где было потоплено 3 итальянских крейсера и 2 эсминца и был повреждён линкор.

Во время сражения за Крит в мае 1941 г. «Бархэм» был атакован немецкой авиацией. В корабль попала 250-кг бомба, начался пожар, 5 человек погибло, 6 – раненых. В Александрии линкор отремонтировать не смогли – сухой док был мал. «Бархэм» отвели на ремонт в Дурбан (Южная Африка). В августе 1941 г. линкор вернулся в Александрию и снова стал флагманом 1-й эскадры.


Английский линкор «Бархэм» идет во главе строя линкоров. 1941 г.

Разорванный на куски


Сначала ситуация на Средиземноморском театре складывалась для англичан неплохо. Французский флот и его базы, которые после поражения Франции могли захватить немцы и итальянцы, британцы частично захватили, частью – потопили и обезвредили. Итальянцы были довольно пассивны и не могли противостоять британцам самостоятельно. Но с появлением в Средиземноморье люфтваффе, захватом странами «оси» Греции и Крита, высадкой корпуса Роммеля в Ливии – обстановка изменилась не в пользу Англии.

Кроме того, Гитлер направил в Средиземное море свои подводные лодки. В сентябре 1941 г. первые германские субмарины через Гибралтар прорвались в Средиземное море. Они базировались в Италии и Греции. 13 ноября немецкая подлодка U-81 Фридриха Геггенберга подбила новейший британский авианосец «Арк Ройял», который до этого прославился во время охоты на германский линкор «Бисмарк» (Охота на «Бисмарка»). Авианосец затонул на следующей день, экипаж спасли.

13 ноября 1941 г. субмарина U-331 под началом Ганса-Дитриха Фрейера фон Тизенхаузена вышла в свой третий боевой поход. 17 ноября лодка доставила группу диверсантов в Египет с целью подрыва железной дороги. Миссия была провалена: диверсанты смогли установить мины, но были обнаружены и пойманы британцами. Тизенхаузен безуспешно ждал группу, затем получил приказ идти на восток, к Эс-Саллуму, где британская армия начала наступление против германо-итальянских сил в Ливии (Операция «Крестоносец». Как «Лис пустыни» проспал нападение 8-й британской армии; Часть 2). Британские корабли обстреливали побережье, поддерживая наступление своих войск.

Германская подлодка почти неделю патрулировала район в поисках цели. Судьба улыбнулась немецким подводникам 25 ноября 1941 г.

Немцы засекли слабый шум двигателей. Прямо по курсу были основные силы Средиземноморского флота Каннингема. Три британских линкора в сопровождении эсминцев шли на перехват итальянских конвоев. Тизенхаузен стал маневрировать, чтобы выйти на цель. Немцы смогли проскользнуть через эсминцы и выбрали цель.

«Бархэм».

В 16 час. 25 мин. подлодка с расстояния около 400 м выпустила четыре торпеды. Вскоре немцы услышали три взрыва, затем ещё один. Но они могли лишь гадать, куда попали и каков успех. Сразу после залпа лодка показала на поверхности рубку, её заметили. Линкор «Вэлиент» попытался протаранить противника, но U-331 успела уйти на глубину. Немцы счастливо избежали и глубинных бомб с эсминцев.

Тем временем на поверхности разыгралась трагедия. Британский дредноут получил три торпеды и ложился подбитым бортом в воду. Когда его труба достигла воды, раздался мощный взрыв, который разнёс корабль на куски. Очевидно, произошла детонация боеприпасов орудий главного калибра. Но это только версия. Точная причина взрыва неизвестна.

Морской гигант буквально исчез в облаке дыма. Каннингем писал, что это было «ужасное и пугающее зрелище».

Гибель дредноута была настолько быстрой, что большая часть экипажа спастись не успела. Часть моряков не смогла выбраться на палубу из-за того, что «Бархэм» сильно накренился. А те, кто смог это сделать, погибли во время взрыва. Погибло 862 человек. Погиб и командир корабля Джеффри Кук. С воды подобрали более 440 человек. «Бархэм» стал единственным линкором, который субмарина потопила в открытом море.

Интересно, что гибель корабля смогли снять на киноплёнку. В составе эскадры был кинооператор, который снимал действия кораблей на море. Он успел запечатлеть трагическую гибель «Бархэма».

Тизенхаузен за свой успех был награждён Железным крестом 1-го класса, затем – Рыцарским крестом. Муссолини наградил капитана кригсмарине высшей военной наградой Италии – Золотой медалью за храбрость.


Тонущий английский линкор «Бархэм»


Взрыв британского линкора
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
70 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 24 ноября 2021 05:07
    +2
    Очевидно, произошла детонация боеприпасов орудий главного калибра. Но это только версия. Точная причина взрыва неизвестна.

    Вот загадка, и что же это в ПРИНЦИПЕ могло быть кроме снарядов ГК?
    1. Бородач
      Бородач 24 ноября 2021 05:52
      +4
      За Бархэм. Не чокаясь. drinks
    2. 210окв
      210окв 24 ноября 2021 06:28
      +4
      Паровые котлы бывает разносит так.
      1. Grossvater
        Grossvater 24 ноября 2021 06:46
        +13
        Во первых на ём котлы водотрубные, они так не рванут, водосодержание низкое, это не шотландские. Во вторых, взрыв котлов корапь таких размеров не разорвет.
        И да, проектная скорость Лиззи 25 узлов. 23 они начали ползать после всех межвоенных догрузок.
        1. Кроу
          Кроу 24 ноября 2021 06:54
          +18
          Причиной взрыва принято считать детонацию боеприпасов кормового погреба орудий главного калибра. По мнению комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Бархэма», детонация была вызвана пожаром в погребах боеприпасов 102-мм орудий.
          гибель корабля смогли снять на киноплёнку
          Видео не получается отправить,вот ссылка
          https://youtu.be/KK-oUaqZD9Y
          1. владимир1155
            владимир1155 24 ноября 2021 08:22
            +7
            https://www.youtube.com/watch?v=ZWLfDJ0XyRg очевидно что крупные надводные корабли (линкоры) устарели еще до ВОВ,
          2. Комментарий был удален.
          3. Кроу
            Кроу 24 ноября 2021 13:54
            +20
            цветная версияХорошо видно,что взрыв на корме корабля
        2. НДР-791
          НДР-791 24 ноября 2021 06:56
          +7
          Вот кстати, мне интересно чем пытались обеспечить аж дважды противоторпедную защиту?
          В 1920-е годы на кораблях была усилена противоторпедная защита, бронирование палубы и средства ПВО. В первой половине 30-х годов линкор прошёл капитальную модернизацию: была перестроена кормовая надстройка, торпедный аппарат, снова усилена зенитная артиллерия, подводная защита, бронирование башен.
          Неужели просто тупо бронеплиты навешивали? И как машины с этим издевательством справлялись?
          1. Кроу
            Кроу 24 ноября 2021 07:06
            +16
            В ходе модернизации «Бархэм» оборудовали противоторпедными булями, разделенными по горизонтали на верхнюю (прикрывала броневой пояс) и нижнюю (простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса) части. Между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой располагались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось использовать как топливные цистерны и одновременно – как часть защитной системы. Теоретически противоминная защита каждого корабля должна была выдерживать взрыв торпедной боеголовки массой 335 кг. В зоне главных артиллерийских погребов, где топливные цистерны отсутствовали (что снижало эффективность подводной защиты), к бортам были пристроены водозащитные отсеки. Эти отсеки, оборудованные насосами, располагались у бортов, в междудонном пространстве, а также во внешней полости буля.
            И как машины с этим издевательством справлялись?
            После модернизации стандартное водоизмещение корабля возросло до 31 350 тонн, а полное – до 35 970 тонн, что отрицательно сказалось на его скоростных характеристиках.Тем не менее, замена элементов силовой установки не проводилась, а полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла была объяснена плохим состоянием днища.
            1. НДР-791
              НДР-791 24 ноября 2021 07:15
              +7
              С защитой стало понятно. 22,3 узла для второй мировой совсем мало, у Гранд Флита не хватало кораблей на все хотелки если оставили пять таких старичков в строю? wassat А уж вот это вот: полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла также была объяснена плохим состоянием днища.
              Это я вообще ржу не могу))) Это после доковых работ??? wassat laughing belay
              Думаю не королевский флот, а чей-то подряд (особо приближённых) страдал без таких переделок.
              1. Alexey RA
                Alexey RA 24 ноября 2021 14:34
                +10
                Цитата: НДР-791
                22,3 узла для второй мировой совсем мало, у Гранд Флита не хватало кораблей на все хотелки если оставили пять таких старичков в строю?

                У Royal Navy на начало войны вообще не было новых ЛК. А "Лизы" с их 22-24 уз. были ещё быстроходными линкорами. Кроме них в строю оставались "Нельсоны" с их формальными 23 уз. и "Эры" с их 20 парадными узлами.
                Впрочем, старые ЛК служили у всех - у янки, у японцев, у французов, у итальянцев. Только у немцев их не осталось. smile
                А причина известна - Вашингтонский договор и линкорные каникулы. Пока наступило разрешённое договором время для строительства новых ЛК, пока утвердили окончательно проект, пока судопром раскачался... в общем, первый британский поствашингтонский ЛК вступил в строй больше чем через год после начала войны, в декабре 1940 года. А второй ЛК даже в свой первый бой с "Бисмарком" вышел с бригадой спецов "Виккерс-Армстронг" на борту.
                Цитата: НДР-791
                А уж вот это вот: полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла также была объяснена плохим состоянием днища.
                Это я вообще ржу не могу))) Это после доковых работ???

                Пишут, что это через 7,5 месяцев после последнего докования.
          2. Santa Fe
            Santa Fe 24 ноября 2021 07:32
            +8
            Вот кстати, мне интересно чем пытались обеспечить аж дважды противоторпедную защиту?

            Не было никакой защиты от торпед.

            Как показывают все примеры, подводный взрыв гарантированно приводил к затоплениям расположенных в этом месте отсеков

            Защитой являлись размеры корабля и отчасти внутренняя компоновка, расположение эшелонов ГЭУ, рассредоточение генераторов ит.п.

            Для поздних линкоров в 8/10 случаев попадания одной-двух торпед не приводили к последствиям

            Бархэм проект 1912 со стандартным водоизмещением 30k тонн, почти вдвое меньше линкоров периода ВМВ

            Поэтому так получилось

            По размерам примерно как Байрн
            1. НДР-791
              НДР-791 24 ноября 2021 07:39
              +5
              Цитата: Santa Fe
              Не было никакой защиты от торпед.

              Фактически целью всех мероприятий было удалить как можно дальше эпицентр взрыва от набора корпуса. Только и всего. Вот если бы он продолжал быть угольным, а не нефтяным, то такая защита вполне бы могла сработать. В этих пространствах (в том числе и в новых булях) были бы угольные ямы. И в том числе там где были погреба.
              1. Santa Fe
                Santa Fe 24 ноября 2021 08:09
                +6
                Фактически целью всех мероприятий было удалить как можно дальше эпицентр взрыва от набора корпуса.

                Були большой ширины применялись только на самых крупных кораблях

                И то не на всей длине корпуса

                Стойкость к торпедным попаданиям была завязано на водоизмещение и размеры
                1. Alexey RA
                  Alexey RA 24 ноября 2021 15:02
                  +6
                  Цитата: Santa Fe
                  Були большой ширины применялись только на самых крупных кораблях

                  И то не на всей длине корпуса

                  Стойкость к торпедным попаданиям была завязано на водоизмещение и размеры

                  Ну почему же только размеры. Была и внутренняя ПТЗ, без булей. Её на свои ЛК изначально ставили те же янки:
                  Идеология конструктивной противоторпедной защиты кораблей основывалась на принципе наиболь­шего удаления жизненно важных механизмов и систем корабля от места взрыва торпеды (наружной обшив­ки) и предоставления газам свободного пространства для расширения. В силу отсутствия обширных уголь­ных ям ширина защиты получилась существенно мень­ше, чем на предыдущих линкорах. Подводная защита линкоров типа "Nevada" имела ширину 3 м и включа­ла двойной борт (расстояние между обшивками 0,99 м), далее следовал пустой отсек шириной 1,906 м, и затем 38-мм противоторпедная переборка.

                  А уж когда эти корабли попались в руки модернизаторам, то ПТЗ стала ещё глубже - причём не только наружу, но и внутрь:
                  По корпусу основные работы заключались в усилении противоторпедной конструктивной защиты. При этом позади старой — противоторпедной переборки на расстоянии 1,754 м. от нее, была установлена еще одна продольная переборка толщиной 9,53 мм, что ока­залась возможным благодаря уменьшению ширины, за­нимаемой силовой установкой после ее замены. Фак­тически в результате "на части территории" бывших котельных отделений была создана весьма эффектив­ная фильтрационная камера (которая для хранения топлива не использовалась и всегда содержалась пус­той), на случай повреждения основной противоторпед­ной переборки.
                  Саму эту переборку также усилили, доведя ее толщину до 28,6 мм. Расстояние от нее до внутренней поверхности двойного борта составляло 1,906 м., рас­стояние между обшивками двойного борта 0,99 м. Тол­щина листов обшивки внутреннего борта составляла 9,53 мм, наружного 15,9 мм.
                  Кроме того, линкоры получили були максималь­ной шириной по 1,98 м., что доводило ширину кораб­лей до 32,92 м — величины, максимально допустимой для прохождения Панамским каналом.
                  (...)
                  После модернизации общая глу­бина противоторпедной защиты линкоров на миделе составила 5,795 м.

                  Причём и это было не пределом - старички "Техас" и "Нью-Йорк" за счёт перевода с угля на нефть обрели ПТЗ глубиной аж 9,15 метра на миделе, из которой були составляли лишь 1,83 м.
            2. Пепел Клааса
              Пепел Клааса 24 ноября 2021 09:55
              -4
              Цитата: Santa Fe
              По размерам примерно как Байрн

              Бавария как-то поблагозвучнее ))
              1. Santa Fe
                Santa Fe 24 ноября 2021 10:24
                +6
                Не являюсь сторонником перевода личных имен и названий

                В данном случае оказалось в русском есть перевод, сооответствующий смыслу. Но я не знаю немецкого и всегда считал ЛК типа Байрн
                1. Пепел Клааса
                  Пепел Клааса 24 ноября 2021 11:37
                  +3
                  Цитата: Santa Fe
                  не знаю немецкого и всегда считал ЛК типа Байрн

                  Согласен полностью - Байерн, Заксен, Остфрисланд, Дойчланд, а не Бавария, Саксония, Восточная Фризия и Германия. hi
              2. Usher
                Usher 27 ноября 2021 02:17
                0
                Бавария это дословный перевод, вы же не говорите например о актере Фокс Малдер, Лисица Малдер? Мне в варшипсе задолбали с это Баварией.
      2. Владимир_2У
        Владимир_2У 24 ноября 2021 08:23
        +7
        Цитата: 210окв
        Паровые котлы бывает разносит так.
        Не в случае с линкором начала 20-го века.
    3. Pushkowed
      Pushkowed 24 ноября 2021 10:00
      +12
      Кстати, когда в 1914 году у англичан "Одейшес" подорвался на мине, то с него успели снять экипаж, он перевернулся, а затем взорвался. "Бархэм" вот тоже перевернулся и взорвался. Что у них были за боеукладки ГК, которые взрывались от переворачивания?

      Может, при переворачивании снаряды падали на заряды? Или наоборот?

      С другой стороны, "Ройял Оак" тоже перевернулся, но не взорвался. А вот "Вэнгард" (который старый, ещё типа "Сент-Винсент") в ПМВ взорвался и без переворачивания, и вообще безо всякого воздействия противника.

      Британские корабли начала века вообще были что-то особенно взрывоопасны. Но вот почему они так часто взрывались именно при оверкиле?
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 24 ноября 2021 10:31
        +8
        Цитата: Pushkowed
        Что у них были за боеукладки ГК, которые взрывались от переворачивания?
        Вряд ли кто то заморачивался и конструировал боеукладку защищающую снаряды при оверкиле. Просто англичане чаще других переворачивались, вот и всё. )))
    4. Region-25.rus
      Region-25.rus 24 ноября 2021 16:15
      +4
      Вот загадка, и что же это в ПРИНЦИПЕ могло быть кроме снарядов ГК?
      -
      Когда его труба достигла воды, раздался мощный взрыв
      могли и котлы рвануть! Водичка она холодная! А котлы такие горячие! И при взаимодействии этих двух составляющих запросто может получится "биг бада-бум" hi
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 24 ноября 2021 17:11
        +2
        Цитата: Region-25.rus
        могли и котлы рвануть!

        Не в случае с линкором начала 20-го века.
        1. Region-25.rus
          Region-25.rus 24 ноября 2021 17:16
          +2
          Не в случае с линкором начала 20-го века.
          паровой котел он и в 21-м веке паровой котел)) (в прошлом веке кочегарил немного) ))) Дымоходы конечно защищаются от попадания осколков но вода все равно проникнет.
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 25 ноября 2021 05:35
            +1
            Цитата: Region-25.rus
            паровой котел он и в 21-м веке паровой котел))

            Ну понятно, можно и на самогонном аппарате подорваться )))
            Вот только масштабы разные у взрывов.
            Во первых на ём котлы водотрубные, они так не рванут, водосодержание низкое, это не шотландские. Во вторых, взрыв котлов корапь таких размеров не разорвет.
            1. Region-25.rus
              Region-25.rus 25 ноября 2021 09:25
              +1
              Ну понятно, можно и на самогонном аппарате подорваться )))
              слышал случаи))) Даже в моей в/ч (примерно за пол года до моего прибытия) один уникум котел паровой в кочегарке взорвал. Здание уцелело но котел потом восстанавливали по кирпичику. Разворотило к .... wassat Благо кочегар уцелел.
              Во первых на ём котлы водотрубные, они так не рванут, водосодержание низкое, это не шотландские. Во вторых, взрыв котлов корапь таких размеров не разорвет.
              Ну... тут спорить не буду. Просто все равно смущает детонация погребов при опрокидывании what Я конечно не эксперД но (!!!) думаю взрыватели рассчитаны на большие нагрузки нежели падение рылом со стеллажа. А заряды .... request Ну там довольно сильный огонь нужен для воспламенения. Они же (заряды) в пеналах хранятся. Ну, как вариант - сначала рванули котлы в утробе, взрывом снесло переборки а дальше.... а дальше бабах! Ямато кстати тоже красиво попрощался -

              пы-сы
              я не спорю! Просто в силу своих скудных познаний пытаюсь проанализировать событие hi
              1. Владимир_2У
                Владимир_2У 25 ноября 2021 09:31
                +1
                Цитата: Region-25.rus
                Ямато кстати тоже красиво попрощался -

                Англичане такой живучести просто обзавидовались бы. Хотя годы проектирования разные конечно.

                Цитата: Region-25.rus
                я не спорю! Просто в силу своих скудных познаний пытаюсь проанализировать событие
                Успехов нам в нашем нелёгком труде, коллега! hi
                1. Region-25.rus
                  Region-25.rus 25 ноября 2021 09:32
                  +1
                  Успехов нам в нашем нелёгком труде, коллега!
                  ну это скорее хобби) Отвлечение мозга от другого труда (тоже мозгового) но именно нелегкого drinks
  2. север 2
    север 2 24 ноября 2021 07:12
    +14
    примечательно то , что Тизенхаузены до Октябрьской революции состояли на царской службе, а Ганс Дитрих Тизенхаузен потопивший линкор "Бархэм" до 1917 года был поданным Российской империи .А ровно через год после гибели "Бархэма" англичане лодку которой командовал Тизенхаузен всё таки потопили. Продержали англичан Тизенгаузена в лагере до кона ВМВ и отправили домой в Германию . А вот Германии Тизенгаузен жит не захотел и перебрался жить в Канаду и там до конца жизни работал простым фотографом , И умер этот Тизенгаузен не так то и давно , где то после 2000 года.
    1. Charlie
      Charlie 24 ноября 2021 07:22
      +4
      Наверное во французской Канаде жил))
    2. Пепел Клааса
      Пепел Клааса 24 ноября 2021 09:34
      -2
      Цитата: север 2
      И умер этот Тизенгаузен не так то и давно , где то после 2000 года.

      "где-то после"? )) Типа "если мне не изменяет память"? Всё равно ж в вики смотрите, чего не написать точную дату - 17.08.2000г.?
  3. Кроу
    Кроу 24 ноября 2021 07:16
    +19
    УДАЧА ТИЗЕНХАУЗЕНА

    25 ноября 1941 года U-331 под командованием обер-лейтенанта Ханса-Дитриха Фрейхера фон Тизенхаузена обнаружила линкоры «Куин Элизабет», «Бархэм» и «Вэлиант» из состава Александрийской эскадры, шедшие зигзагом в охранении девяти эсминцев. Произошло это у ливийского побережья в районе Тобрука в самый разгар осенних боев 1941 года.
    До этого несколько недель Тизенхаузен безрезультатно ждал появления какого-нибудь транспорта или буксира. Днем приходилось оставаться под водой и лишь ночью всплывать, чтобы провентилировать внутренние помещения и зарядить аккумуляторы. Но и в это время в воздух то и дело взмывали осветительные ракеты, заливающие все вокруг призрачным оранжево-желтоватым светом.
    От непрерывных вспышек пламени, вырывающегося при выстреле из артиллерийских орудий, горизонт над сушей в направлении Тобрука словно вздрагивал. Днем часто появлялись самолеты, и тогда каждый раз приходилось срочно уходить под воду. Палящие лучи солнца нагревали воду до такой степени, что она едва не кипела. Внутри лодки было невыносимо жарко. Во время движения жара еще усиливалась за счет тепла, выделяемого электромоторами.
    Только 25 ноября в 14.30 впереди по правому борту субмарины вахта обнаружила не то дым, не то сгущение облаков. Тизенхаузен приказал идти прежним курсом и через десять минут в бинокль смог различить мачты эсминца. Одновременно на горизонте проявились контуры группы судов, двигавшихся на юг. Это было соединение военных кораблей.
    Противник часто менял курс, затрудняя подлодке возможность выйти в атаку. В конце концов корабли снова изменили курс и пошли прямо на подводную лодку, не подозревая о ее присутствии.
    Дальнейшие события разворачивались очень быстро. Корабли уклонились к западу, и Тизенхаузен дал соответствующую команду рулевым. Два военных корабля были видны теперь полностью. Понимая, что пора уходить под воду, Тизенхаузен скомандовал: «Срочное погружение! По боевым постам!»
    Около 16 часов погода стала благоприятствовать атаке: по всей поверхности моря тянулись легкие, пенящиеся гребни волн. Противник, конечно, не видел перископа, который выскальзывал из воды лишь на короткое время. При таком волнении едва ли заметен след небольшого буруна от перископа.
    Соединение линейных кораблей быстро приближалось: три линкора в кильватерной колонне в охранении четырех эсминцев. Тизенхаузену даже не верилось, что такое крупное соединение, ничего не подозревая, продолжало следовать по направлению к субмарине. Он видел, как поднимали сигнальные флаги, ползущие к реям и пестреющие там, наверху. Вероятно, они означали приказание изменить ордер. И действительно, два эсминца, находящиеся ближе к головному линкору, вышли вперед. Как раз между ними — расстояние около 500 метров — и должна будет пройти U-331.
    Тизенхаузен попеременно наблюдал за обоими кораблями. Наконец, когда они оказались достаточно близко, раздалась команда: «Опустить перископ!» Теперь за дело взялся акустик. Его задачей было особенно тщательно следить за шумом винтов двух эсминцев и непрерывно докладывать пеленг.
    Вскоре эсминцы прошли мимо, так и не заметив лодки. Перископ снова подняли. Теперь была очередь за линейными кораблями.
    Торпедные аппараты уже давно заряжены, приборы торпед установлены в соответствии с условиями атаки. В лодке наступила гробовая тишина.
    Когда линейный корабль оказался рядом, у Тизенхаузена появилась возможность оценить его размеры. Огромный корабль полностью закрывал собой все поле зрения перископа! Тизенхаузен попытался подойти еще ближе, но это не удалось.
    Уничтожить линкор в эту войну удалось пока только Гюнтеру Прину в Скапа-Флоу. Удастся ли Тизенхаузену, молодому и неизвестному командиру, повторить успех «Быка Скапа-Флоу»?
    1. Кроу
      Кроу 24 ноября 2021 07:20
      +20
      Тем временем три линкора следовали один за другим с небольшим уступом. Тизенхаузен начал разворачивать лодку, чтобы успеть занять позицию для атаки. Время летело со сказочной быстротой. Один из линкоров вот-вот должен был попасть на перекрестие нитей перископа.
      Из носового отсека по переговорной трубе поступило донесение о готовности торпедных аппаратов к залпу, но открывать огонь пока нельзя. U-331 находилась почти точно на траверзе линкора.
      После повторного доклада о готовности к залпу, Тизенхаузен тотчас скомандовал: «Огонь!»
      Из аппаратов одна за другой вылетели четыре торпеды. Командир, быстро повернув перископ в другую сторону, успел заметить, что третий линкор всей своей серой громадой надвигался прямо на лодку.
      Выход оставался только один — быстрое погружение, выполнить которое было совсем не просто. И все же немцы успели: лодка погрузилась… Однако потом вдруг стала всплывать.
      Вот уже над водой показалась верхняя кромка рубки. Чем это грозит, ясно представлял себе, пожалуй, только командир: будет таранный удар. Линкор все ближе подходил к субмарине, но никто из команды пока не подозревал о нависшей опасности.
      «Всем прочь из рубки!» — приказал Тизенхаузен. Старший штурман в одно мгновение сбросил вниз все, что можно, и когда в рубке никого не осталось, плотно задраил люк, ведущий в центральный пост.
      Столкновение могло произойти каждую минуту: ведь третий линкор шел прямо на лодку. Погрузилась ли лодка? Как бы в ответ на этот вопрос раздались подряд три взрыва, затем еще один. В лодке никто не обратил внимания на эти звуки: все находящиеся в центральном посту чувствовали, что нависла серьезная опасность. По-видимому, это были попадания немецких торпед.
      Лодка с выступавшим из-под воды краем рубки была видна на поверхности целых 45 секунд. Как выяснилось позже, третий линейный корабль, «Вэлиант», действительно сделал все зависящее от него, чтобы таранить немецкую подводную лодку.
      В центральном посту продолжали напряженно следить за стрелками приборов, но все по-прежнему оставалось без изменения — ни погружения, ни ожидаемого удара.
      Наконец U-331 начала погружаться с сильным дифферентом на нос. Стрелки приборов продолжали показывать увеличение глубины. На 80 метрах стрелки задержались, потом и вовсе остановились. Но лодка продолжала погружаться, по-прежнему сохраняя дифферент на нос. В любое мгновение можно было ждать, что линкор начнет сбрасывать «вабос».
      Тизенхаузен никак не мог взять в толк, что же происходило с U-331. Старший механик принимал новые меры, чтобы лодка ушла еще глубже, но, судя по приборам, все оставалось без изменений.
      Вдруг командира осенило, он припомнил случай, происшедший в Атлантике. «Доложить показания глубиномера в носовом отсеке!» — прервал напряженную тишину голос Тизенхаузена.
      Матрос молниеносно произвел необходимое переключение. У всех, кто мог видеть показания прибора, захватило дух: на такой глубине еще никому не приходилось бывать. Стрелка глубиномера прилипла к ограничителю, что технически даже не было предусмотрено для подводной лодки.
      «Вероятно, никогда еще две простые стрелочки, сделавшие неожиданный рывок, не производили такого сильного впечатления», — вспоминал впоследствии Тизенхаузен, рассказывая об этом эпизоде. Произошло следующее: глубиномер центрального поста, а также манометры в отсеках и цистернах по ошибке оказались выключенными. Из четырех рукояток, расположенных слишком близко друг от друга, матрос в волнении взялся не за ту, что требовалась, и перекрыл клапаны. Подобная ошибка легко могла привести к катастрофе. Теперь же, когда клапан открыли, стрелка глубиномера в центральном посту также прошла всю шкалу и уперлась в ограничитель.
      Так все-таки на какой же глубине находилась лодка? Ее корпус уже давно неприятно потрескивал. Раньше на это не обращали особого внимания, поскольку, вжав голову в плечи, каждую секунду ждали, что субмарину таранит надвигающийся на нее колосс.
      Тем временем треск внутренней деревянной обшивки лодки начал усиливаться. Каждый из экипажа думал только об одном: выдержит ли «семерка» U-331 такую нагрузку? Субмарина, построенная в 1940 году в Эмдене на судоверфи «Нордзееверке», оказалась на глубине 260 метров.
      Потянулись минуты тяжелейшего напряжения, но вдруг стрелка глубиномера дрогнула и начала двигаться по шкале назад. Предельно допустимая глубина, на которую была рассчитана «семерка», — 100 метров. Однако такие лодки имели тройной запас прочности и иногда могли погружается на 120, 130 и даже 140 метров, если приходилось уходить от глубинных бомб. Но кто бы мог подумать, что корпус субмарины выдержит погружение на 260 метров!
      1. Кроу
        Кроу 24 ноября 2021 07:21
        +19
        В цистерны главного балласта подали сжатый воздух, образующий нечто подобное «воздушным подушкам», на которых лодка сможет как бы повиснуть.
        Когда опасность миновала, все вспомнили о линкоре. Во время атаки дистанция до него была 375 метров, а что с ним стало потом, до сих пор никто не знал. Тем временем U-331 продолжала на большой глубине уходить все дальше от места боевых действий в северном направлении. Разумеется, лодку заметили, но ни один из кораблей противника не сумел точно засечь ее место.
        Тизенхаузен никак не рассчитывал на то, что удастся так легко оторваться от англичан. В 21.00 он приказал всплыть, доложил командованию по радио об атаке линейного корабля и продолжал следовать в определенный лодке район.
        То, что им удалось уничтожить британский линейный корабль «Бархэм», командир и его команда узнали гораздо позже. Если бы в тот момент, когда английские корабли перестраивались, U-331 не успела проскользнуть в образовавшуюся между линкорами брешь, лодка была бы обнаружена.
        «Стальная громада наверняка проутюжила бы нас», — говорил Тизенхаузен. Случайно отданный им приказ о развороте на 360 градусов перед погружением оказался единственным средством, спасшим лодку от угрожавшего ей тарана. Следовавшие до того в кильватере линейные корабли «Куин Элизабет», «Бархэм» и «Вэлиант» должны были отвернуть влево, чтобы перестроиться. В момент поворота на «Вэлианте» услышали сильный взрыв, происшедший на «Бархэме», следовавшем в середине. «Вэлиант» находился от него примерно в 120 метрах по правому борту, когда прямо перед ним на поверхности показалась рубка подводной лодки.
        Заметив U-331, командир «Вэлианта» решил таранить ее. Но поскольку громадный корабль по инерции все еще поворачивал в обратную сторону, он не смог быстро лечь на противоположный курс и лодке удалось скрыться под водой.
        В течение 45 секунд рубка подводной лодки виднелась на поверхности. С «Вэлианта» даже пытались уничтожить ее огнем автоматических артиллерийских установок. Но лодка находилась слишком близко к правому борту линкора: стволы орудий нельзя было опустить еще ниже и снаряды перелетали через продолжавшие виднеться рубку и верхушку перископа U-331. Когда находившаяся в каких-нибудь 30 метрах от стального великана субмарина скрылась под водой, «Вэлианту» пришлось срочно отвернуть влево, чтобы не столкнуться с «Бархэмом», уже начавшим крениться на бок.
        Из четырех выпущенных с лодки торпед в цель попали три, причем одна из них — в артиллерийский погреб. Именно из-за этого раздался четвертый взрыв, который донесся до экипажа U-331. После взрыва линейный корабль водоизмещением 31 100 тонн затонул через 4 минуты и 45 секунд, унеся жизни 860 человек.
        Курушин М.Ю."Стальные гробы рейха"
      2. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 24 ноября 2021 10:42
        +6
        Цитата: Кроу
        Выход оставался только один — быстрое погружение, выполнить которое было совсем не просто. И все же немцы успели: лодка погрузилась… Однако потом вдруг стала всплывать.

        Не понимаю, к чему эта интрига №погрузился потом вдруг всплыл". Полагаю, Тизенхаузен шёл на осознанный риск, давая из-под перископа четырёхторпедный залп одновременно из всех ТА. Он прекрасно понимал, что его вытолкнет наверх, и он покажет британцам рубку на какое-то время перед экстренным нырком. По-моему, очерёдность была такова: залп-подвсплытие-"Погружение!Все в нос!"
        ))
        1. Кроу
          Кроу 24 ноября 2021 12:09
          +12
          Автор художник,он так видит.А Вы с Бушем Харальдом зато одинаково увидели картину боя :
          Подводная лодка начинает заходить. Три линкора следуют один за другим с небольшим уступом. Для разворота командир лодки использует все средства: правый электромотор работает на полную мощность, а другой застопорен; руль положен лево на борт: иначе невозможно успеть занять позицию для атаки. Время летит со сказочной быстротой. Линейный корабль вот-вот придет на перекрестие нитей.
          — Изготовиться к выстрелу залпом!
          Курсовой угол все еще слишком велик-больше 90 градусов. Из носового отсека по переговорной трубе поступает донесение о готовности торпедных аппаратов.
          Все готово, но открыть огонь еще нельзя. Подводная лодка находится сейчас почти точно на траверзе линкора, и средняя часть его полностью заполняет все поле зрения перископа. Все подготовлено. Только сама лодка еще недостаточно далеко отошла от противника. Успеет ли она занять нужную позицию до того, как линейный корабль уйдет?
          Из носового отсека еще раз докладывают о готовности к залпу. Наконец-то!
          — Залп!-приказывает Тизенгаузен и тотчас командует:-Огонь!
          1. Кроу
            Кроу 24 ноября 2021 12:09
            +11
            Из аппаратов в установленном порядке выстреливаются четыре торпеды. Командир быстро поворачивает перископ в другую сторону и обращает внимание на то, что третий линкор всей своей серой громадой надвигается прямо на лодку. Гигантская стальная гора! Немедленно нырять!
            Выполнить это с необходимой быстротой-очень трудная в данных условиях задача. Лодка имеет сейчас ограниченную скорость хода, поскольку только что выпущенные четыре тяжелые торпеды сильно нарушили плавучесть и дифферент лодки. До принятия соответствующего количества воды в торпедозаместительные цистерны нос лодки стремится вырваться кверху. Руль положен на борт, проходящие вблизи стальные громады вызывают глубокое волнение моря, и все это сильно затрудняет быстрый уход лодки на глубину. Правда, сначала лодка погрузилась, но потом стала всплывать.
            Офицер центрального поста сразу же, как и положено, начал принимать воду в носовые цистерны для погашения плавучести. Старший механик командой «Все в носовой!» сосредоточивает в этом отсеке возможно большее число людей. Все, кто может отойти от боевых постов, бегут туда. Такая команда всегда означает, что нависла серьезная опасность.
            1. Кроу
              Кроу 24 ноября 2021 12:11
              +11
              — Господин обер-лейтенант!-доносится в боевую рубку из центрального поста. Там наблюдают за показаниями дифферентометра и глубомера, за положением горизонтальных рулей, установленных на погружение.-Господин обер-лейтенант, лодка всплывает, верхняя кромка рубки над водой.
              Чем это грозит, ясно представляет себе только командир. Последует таранный удар. Линкор все ближе приближается к лодке. Никто из команды и не подозревает о нависшей опасности.
              — Всем прочь из рубки!-раздается приказание Тизенгаузена.
              Старший штурман в одно мгновение сбрасывает вниз все, что можно, и когда в рубке никого не остается, плотно задраивает люк между центральным постом и боевой рубкой. «Может быть, окажется поврежденной только рубка»,-надеется командир лодки. Столкновение может произойти каждую минуту: ведь третий линкор шел точно на лодку и был так близко от нее. Неужели лодка все еще не погрузилась?
              Раздаются один за другим три взрыва, затем еще один, и все не очень сильные. В данный момент никто не обращает внимания на эти взрывы: все находящиеся в центральном посту чувствуют, что нависла серьезная опасность. Недаром же «старик» приказал покинуть рубку и не сводить глаз с глубомера. Но все же то были, по-видимому, попадания торпед. Четыре попадания! Однако ясно слышны простым ухом шумы гребных винтов, и к ним прислушиваются более внимательно, чем к взрывам, поскольку сейчас гораздо важнее уйти на глубину. Сделать это необходимо всеми, даже самыми крайними, средствами.
              "Такой была подводная война"
              Буш Харальд
    2. Морской Кот
      Морской Кот 24 ноября 2021 13:41
      +11
      Ганс Дидрих фон Тизенгаузен
      нем. Hans Diedrich von Tiesenhausen

      Дата рождения 22 февраля 1913
      Место рождения
      Рига, Российская империя
      Дата смерти 17 августа 2000 (87 лет)
      Место смерти
      Ванкувер, Метро-Ванкувер[d], Британская Колумбия, Канада
      Род войск War Ensign of Germany 1938-1945.svg Кригсмарине

      Награды
      Железный крест 2-го класса (30 января 1940)
      Нагрудный знак подводника (26 февраля 1940)
      Медаль «В память 22 марта 1939 года» («Мемельская медаль») (25 июня 1940)
      Медаль «В память 1 октября 1938 года» («Судетская медаль») (6 сентября 1940)
      Железный крест 1-го класса (7 декабря 1940)
      Рыцарский крест Железного креста (27 сентября 1942)
      Упоминался в «Вермахтберихт» (26 ноября 1941, 27 января 1942)

      P.S.Тизенгаузен Ганс Дидрих - Родился в России, остзейский немец из известного в России рода Тизенгаузенов. Пётр Тизенгаузен — близкий друг Лермонтова, участник Кавказской войны. Фёдор Тизенгаузен — адъютант императора Александра I; был убит под Аустерлицем.
      Годы службы 1934—1945
      Звание капитан-лейтенант
      Командовал U-331[1]
      В отставке дизайнер интерьер, фотограф.

      1. Кроу
        Кроу 24 ноября 2021 13:59
        +13
        Немецкая подводная лодка U-331 выходит в тот самый третий боевой поход с базы на острове Саламин
        Экипаж U-331 поздравляют после победы над "Бархэмом".
        Рисунок, который экипаж U-331 сделал на торпедном аппарате после потопления "Бархэма".
        1. Морской Кот
          Морской Кот 24 ноября 2021 14:14
          +8
          Привет, Дружище! hi

          У кого-то, вроде бы у Руге, читал, что перед тем, как всё случилось, Тизенгаузен приказал описать циркуляцию, в результате которой он и вышел на эту выгодную позицию, впоследствии он никому. в том числе и себе, не смог объяснить зачем он это сделал, обстановка не диктовала необходимости, в плане у него этого не было. Вот и говори после этого, что "бес толкнул под руку" или "чёрт по верёвочке водил". request
          Результат-то известен.
          1. Кроу
            Кроу 24 ноября 2021 14:54
            +9
            Приветствуем морские души!Ровно об этом же читал у Буша Харальда в его книге "Такой была подводная война"!Вот тут,извольте полюбопытствовать :
            Два военных корабля видны теперь полностью до верхушек мачт. Лодка, кажется, находится точно на курсе противника. Пора уходить под воду.
            Сейчас можно уже точно определить: это крупное соединение военных кораблей. Почему же командир перед отдачей соответствующей команды приказывает описать полную циркуляцию? Этого он сейчас и сам не может объяснить. Вероятно, по интуиции. На первый взгляд кажется, что в этом маневре не было никакой необходимости. А между тем он сыграл решающую роль в спасении лодки и в достижении успеха в ходе дальнейших событий. Лишь много позднее Тизенгаузен понял, что этот маневр имел важнейшее значение.
            — Срочное погружение! По боевым постам!
            Удача,наитие,приметы - это все то,во что я всегда верил,хотя пора бы уже в Бога,казалось бы..Ну а уж морякам без удачи и вовсе никуда - сколько ни читал про подобные дела - везде она присутствует..
            1. Морской Кот
              Морской Кот 24 ноября 2021 15:07
              +5
              Буша я читал, но ни черта толком не помню, очень давно это было, в памяти остался только прорыв Прина в Скапа-Флоу, и то в общих чертах. request
          2. Пепел Клааса
            Пепел Клааса 24 ноября 2021 16:21
            -3
            Цитата: Морской Кот
            Тизенгаузен приказал описать циркуляцию, в результате которой он и вышел на эту выгодную позицию,

            да не, это всё литературщина, думаю) Тизенхаузен неделю без толку болтался между Бардией и Мерса Матрухом, пока не увидел мачты конвоя.
            1. Морской Кот
              Морской Кот 24 ноября 2021 16:36
              +4
              Не знаю как Буш, но адмирал Руге, на мой взгляд, весьма далёк от такого понятия как "литературщина", тем более, что он читал вахтенный журнал лодки, где ни слова не было о каких-то "мачтах конвоя" перед приказом совершить циркуляцию.
              1. Пепел Клааса
                Пепел Клааса 24 ноября 2021 17:14
                -1
                да это рядовое патрулирование было в весьма ограниченном квадрате, там всё одна сплошная "циркуляция". Не понимаю, к чему сюда мистику приплетать)
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 24 ноября 2021 17:35
                  +4
                  Не понимаю, к чему сюда мистику приплетать)

                  Без чёрта в этой жизни никак невозможно. laughing
      2. Кроу
        Кроу 24 ноября 2021 14:06
        +11
        Ганс Дидрих фон Тизенгаузен
        1 апреля 1934 года начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. Завершив курсы зенитчиков в Школе береговой артиллерии в Вильгельмсхафене, он проходил службу на лёгком крейсере «Нюрнберг» (Nürnberg). В марте 1938 года барон был переведён в Пиллау для службы в частях береговой артиллерии кригсмарине. В октябре-декабре 1939 года фон Тизенгаузен проходил обучение в Школе подводного плавания в Киле, после чего 23 декабря того же года был назначен вахтенным офицером на U 23, которой командовал Отто Кречмер (Otto Kretschmer).
        Вместе с Кречмером фон Тизенгаузен совершил три похода, а затем, после ухода последнего с U 23, ещё один поход с другим командиром. 6 мая 1940 года барон был отправлен на месячный курс подготовки торпедистов в Мюрвике, а затем переведен в штаб 1-й подводной флотилии в Киле. 30 июля 1940 года фон Тизенгаузен был назначен первым вахтофицером на новую лодку U 93 серии VIIC, на которой совершил два похода в Атлантику.
        В январе 1941 года фон Тизенгаузен был направлен на курсы командиров подлодок в Мемель, после окончания которых получил назначение на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 331, которая вошла в строй флота 31 марта того же года. С июля 1941 по сентябрь 1942 года фон Тизенгаузен совершил на U 331 девять походов, львиная доля которых пришлась на Средиземное море. Там он достиг выдающегося успеха, когда 25 ноября 1941 года атаковал британскую эскадру и потопил линкор «Бархэм». За эту атаку фон Тизенгаузен 27 января 1942 года был награждён Рыцарским крестом.
        Следующий, десятый, поход стал для U 331 последним: 17 ноября 1942 года у побережья Алжира она была атакована и серьезно повреждена британскими самолетами, а затем добита торпедой одного из «Альбакоров» с авианосца «Формидебл» (HMS Formidable). Вместе с большей частью своего экипажа фон Тизенгаузен попал в плен и был отправлен сначала в Англию, а затем в Канаду.
      3. Кэптен45
        Кэптен45 25 ноября 2021 12:17
        +3
        Цитата: Морской Кот
        Фёдор Тизенгаузен — адъютант императора Александра I; был убит под Аустерлицем.

        Было ему лет 18-19 и он был женат на дочери Кутузова, погиб возглавив атаку, после гибели командира полка к которому прибыл с донесением.Так помнится, когда читал про сражение под Аустерлицем. Вот судьба - один за Россию воевал и погиб за неё, а потомки воевали с Россией.
  4. kig
    kig 24 ноября 2021 07:53
    +13
    Пара добавлений.

    Немецкая лодка, пробираясь внутрь конвоя, была засечена акустиками эсминца Jervis на дистанции около 1100 м, но сигнал посчитали ложным, т.к. пеленг на него менялся в раструбе 40-60 градусов, что было больше размеров подводной лодки. После залпа лодка показала свою рубку и была обстреляна "пом-помом" одного из линкоров с дистанции 30 м. При срочном погружении лодка провалилась на глубину 265 метров, что на 150 м превысило ее расчетную глубину погружения.
    U331 относилась к типу VIIC, совершила 10 походов и потопила три судна. В ноябре 1942 была атакована самолетом, получила повреждения, включая заклиненный в открытом положении носовой люк. Погружаться не могла и просигналила самолету, что сдается. За ней был послан английский эсминец, но раньше эсминца к ней успели самолеты с авианосца, которые не знали, что лодка уже сдалась. Получив авиационную торпеду, лодка затонула. Спаслось 17 человек включая командира. Остаток войны он провел в лагере в Канаде. В Германию вернулся в 1947, но в 1951 переехал в Канаду, где трудился дизайнером помещений и фотографом. Умер в 2000 г.

    Британское Адмиралтейство официально признало потопление линкора лишь в январе 1942. Родственники получили уведомления только через несколько недель, и в каждом было примечание, где родственники предупреждались о недопустимости обсуждения гибели судна с кем-либо.
    1. Пепел Клааса
      Пепел Клааса 24 ноября 2021 11:17
      +7
      Цитата: kig
      и потопила три судна

      Справедливости ради - два. Танкодесантный TLC на траверзе Сиди Баррани только повредила артогнём, после того, как промазала торпедами.
      ))
  5. parusnik
    parusnik 24 ноября 2021 07:59
    +10
    Командир линкора Джеффри Кук, не покинул мостик своего корабля.
    1. Ингвар 72
      Ингвар 72 25 ноября 2021 18:28
      +4
      А может банально не успел? feel
  6. Пепел Клааса
    Пепел Клааса 24 ноября 2021 09:05
    +9
    Маленький и, возможно, бесполезный фактик из биографии Бархэма (по-моему, правильнее "Барэм", ну да бог с ним):
    30 мая 1916-го, аккурат перед Ютландским боем, 9 моряков Бархэма получили плановую прививку от оспы (обязательна на флоте с 1800-го года). А утром 31-го 8 из 9-ти пожаловались на плохое самочувствие и были отправлены в судовой лазарет. Примерно в пять вечера, в разгар боя, один из снарядов Деффлингера угодил в лазарет и убил всех пациентов и персонал. А вот девятый парнишка, однофамилец Джима из Острова сокровищ - Генри Хокинс - несмотря на боль в руке, занял свой пост в орудийной башне и остался жив. Судьба.
    1. Кроу
      Кроу 24 ноября 2021 12:03
      +10
      Маленький и, возможно, бесполезный фактик
      Почему же!Очень нравится читать в комментариях вместо сетований на скудность и малую информативность работ авторов что-то интересное и новое,всегда благодарен людям за это!А я вот с утра ни видео,ни схемы,ни фото выложить не могу к сожалению..А то бы посмотрели на беднягу «Дачес»,когда он еще живой был,на котором,кстати,в числе прочих погиб лейтенант Джордж Меррей,племянник упоминающегося в статье адмирала флота Эндрю Брауна Каннингема,командующего Средиземноморским флотом, как U-331 под командованием барона Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена выходит в тот самый третий боевой поход с базы на острове Саламин,как их потом награждают,какой рисунок сделали на ТА после боя,блин,вообще перестала данная функция работать,теперь только много букафф могу отправлять.
      1. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 24 ноября 2021 13:36
        +7
        Раненый пёс вице-адм. Эвана-Томаса Джек на палубе Бархэма после Ютланда.
      2. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 24 ноября 2021 13:43
        +5
        Цитата: Кроу
        как их потом награждают,к

        ))
        барону - баронский крест)
        1. Кроу
          Кроу 24 ноября 2021 14:03
          +9
          эсминец «Дачес»,погибший при столкновении с «Бархэм»
          1. Пепел Клааса
            Пепел Клааса 24 ноября 2021 15:14
            +5
            Цитата: Кроу
            эсминец «Дачес»,погибший при столкновении с «Бархэм»

            Стесняюсь спросить: как D-154 Дачесс (на Вашем фото), спущенный на воду в 1951-ом, мог погибнуть от столкновения с Бархэмом? Вообще-то, герцогиня благополучно была передана австралийцам и в возрасте 20-ти лет продана на металл. Daring-класс - послевоенный.
          2. Пепел Клааса
            Пепел Клааса 24 ноября 2021 15:59
            +5
            Вот "та самая" герцогиня Н64:
            1. Кроу
              Кроу 24 ноября 2021 16:42
              +8
              О,горе мне,боярин!Позор на мои седины!Точно,спасибо за поправку - признаю свою вину,меру,степень,глубину.Запутался в фотографиях и названиях и не ту отправил!Именно он на Вашей,а вот брат его
              HMS Crescent
              Что интересно,все один в один - был потоплен 25 июня 1940 года в результате столкновения с HMS Calcutta
              Судьба,никуда от нее не денешься...
              1. Пепел Клааса
                Пепел Клааса 24 ноября 2021 21:05
                -2
                Цитата: Кроу
                .Запутался в фотографиях и названиях и не ту отправил!

                Ну, тем не менее - 8 плюсов. Машинально лепят? laughing
                1. Ингвар 72
                  Ингвар 72 25 ноября 2021 18:30
                  +4
                  Цитата: Пепел Клааса
                  Ну, тем не менее - 8 плюсов. Машинально лепят?

                  Единомышленники, своих поддерживаем и в печали и в радости! bully
              2. Usher
                Usher 27 ноября 2021 02:22
                -1
                Как вообще можно перепутать послевоенный корабль с довоенным?
              3. ban
                ban 29 ноября 2021 07:42
                +1
                Не Калькутта случайно на фото?
                wassat
  7. Sarbala
    Sarbala 24 ноября 2021 10:19
    +3
    с расстояния около 400 м выпустила четыре торпеды

    А не опасно с такой дистанции торпедами пулять?
    1. Flanke
      Flanke 24 ноября 2021 15:38
      +7
      Не опасно. У них предохранитель на 300 метров стоит. Если лодка стерльнет с дистанции менее 300 метров, торпеда не взорвется. Вообще, поиграйте в Silent Hunter, это очень точный симулятор немецкой подводной лодки того времени.
  8. Engineer
    Engineer 24 ноября 2021 11:49
    +11
    Цитата: Santa Fe
    Не было никакой защиты от торпед.

    Была.
    Просто вместо того чтобы полностью предотвратить затопление как планировалось, она на практике лишь уменьшала "внутреннюю" дыру.
    Торпедное попадание в Индомитэбл
    https://www.armouredcarriers.com/adm-26727-hms-indomitable-torpedo-damage-16th-july-1943
    Дыра в наружном борту огромна, но сквозная дыра в результате пробития ПТЗ уже намного меньше. Это особенно хорошо видно на плане нижней палубы.
    В результате затопление локализовано, соответственно, воздействие уменьшено
  9. Комментарий был удален.
  10. Костадинов
    Костадинов 24 ноября 2021 16:31
    +4
    Может сначала взорвались паровие котльи и потом сдетонировал боезапас.
  11. Markus Wolf
    Markus Wolf 24 ноября 2021 18:15
    +4
    Всем спасибо! Как раз тот вариант, когда комменты интересней читать, чем сам материал...!!!!
    1. Астрономия
      Астрономия 24 ноября 2021 22:46
      +1
      согласен, аналогично читал все до конца и узнал много нового по комментариям