Военное обозрение

«Шнелльботы». Неуловимые и опасные

33
В новой статье от создателей World of Warships читайте об истории создания немецких торпедных катеров, которые были одними из лучших в своём классе и экспортировались в другие страны.


Первая мировая война заставила Германию создать новый для себя класс боевых кораблей — торпедные катера. Причиной тому стал британский флот, который активно действовал против фланга немецкой армии, расположенного возле моря в Бельгии. По задумкам командования именно быстроходные катера, вооружённые торпедами, могли успешно противостоять флоту англичан в таких условиях.

«Шнелльботы». Неуловимые и опасные

Верфь «Фридрих Люрсен»

Первый образец построила верфь «Фридрих Люрсен» в Вегезаке 1 апреля 1917 года. Он имел 11-метровый деревянный корпус, один 350-мм торпедный аппарат в носовой части и два карбюраторных двигателя от дирижабля, позволявших развивать до 34 узлов скорости. Примечательно, что катер мог врезаться в свою же торпеду, если производил выстрел на скорости более 24 узлов: торпеда попросту не успевала набрать ход. Всё это выяснилось в ходе испытаний, которые выявили ряд недостатков. Несмотря на такие результаты, был выдан заказ на постройку серии из шести катеров.

У серийных образцов водоизмещением от 6 до 7,5 тонн были те же корпуса из дерева с круглоскулыми обводами, длина которых (корпусов) варьировалась от 14 до 17 метров. Три шестицилиндровых карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 240 л.с. позволяли развивать скорость до 30 узлов при волнении моря в 3 балла. Из вооружения был установлен 450-мм торпедный аппарат и пулемёт винтовочного калибра. Каждый катер обслуживался семью членами экипажа. На момент окончания войны кайзеровский флот насчитывал двадцать один торпедный катер.

Численность немецкого флота, в том числе миноносного, была регламентирована Версальским договором, который предписывал иметь в составе флота 12 эсминцев и 12 миноносцев водоизмещением не более 800 и 200 тонн соответственно. Именно с такими кораблями Германия вступила в Первую мировую, в то время как во флотах других стран корабли такого же типа были крупнее в два раза.

С таким положением дел мириться не стали, и по окончанию послевоенного политического кризиса начался поиск решений, позволяющих нарастить возможности флота. Антанта не стала предписывать развитие малых боевых кораблей —тральщиков и торпедных катеров, поскольку прибрежный флот являлся частью оборонительной военно-морской доктрины Германии.

Результатом проведённых на Балтике испытаний летом 1927 года стали основные технические требования, которые выработала Минно-торпедная инспекция. А именно: носовое расположение двух труб торпедных аппаратов, 40-узловая скорость и низкий силуэт.


Немецкий торпедный катер «Шнелльбот» типа S-18

За четыре года, с 1925 по 1929, было создано несколько экспериментальных моделей. Верфь «Абекинг унд Расмуссен» построила глиссер Narwal, «Траяг» — K. Оба катера с реданной конструкцией корпуса и торпедными 340-мм аппаратами в носовой части у первого и на корме у второго. Верфь «Фридрих Люрсен» представила Luer — модифицированный LM-бот.
Эти модели обладали деревянными корпусами и бензиновыми двигателями «Майбах». Реданные катера плохо справлялись с волнением на море — при 3 баллах катер начинал терять скорость из-за ударов о волны. Посему от реданной конструкции отказались в пользу округлого днища. Тем не менее катера вступили в строй в 1930 году под номерами UZ(S)-11 (этот катер был не реданной конструкции), UZ(S)-12 и UZ(S)-18.

На исходе 1928 года военно-морские специалисты обратили внимание на моторную яхту водоизмещением 22,5 тонны Охека II, построенную верфью «Фридрих Люрсен» для американского магната. Судно имело корпус из лёгких металлических сплавов с деревянной обшивкой и обладало круглоскулыми обводами в передней части, которые переходили в плоское днище. Скорость в 34 узла достигалась за счёт трёх бензиновых двигателей «Майбах», каждый мощностью 550 л.с. Именно эта яхта и стала прототипом для торпедных катеров Schnellboot.


Яхта Охека II, взятая за основу для «Шнелльботов»

В ноябре 1929 года «Фридрих Люрсен» получила заказ на первый боевой катер. Водоизмещение взятого за основу проекта яхты увеличилось до 51 тонны. Было установлено три бензиновых мотора Daimler-Benz по 900 л.с, а для экономичного хода «Майбах» в 100 л.с. Ходовые испытания показали возможность достигать 34 узлов скорости. Новый катер вооружили двумя 533-мм торпедными аппаратами и зенитным пулемётом, который был вскоре заменён на 20-мм автоматическую пушку. После вступления в строй катер с интервалом в год трижды менял своё обозначение, последнее – S-1 (где S значило Schnellboot, в переводе — быстроходный катер).

Спустя год были заказаны S-2–S-5, которые были схожи по характеристикам. Увеличение количества «лошадей» до 3300 не дало, впрочем, прироста скорости. Кроме того, нос катера на высокой скорости выходил из воды, замывались борта, и возникало сильное брызговое сопротивление. Желаемая скорость в 36,5 узлов была получена при помощи «эффекта Люрсена», который достигался установкой малых дополнительных рулей в потоках воды, движущихся от крайних винтов. Таким образом прирост составлял до 2 узлов, а вспомогательные рули стали неотъемлемой частью конструкции до конца войны.

Уже к началу Второй мировой войны Германия занимала третье место в мире по экспорту торпедных катеров. С 1937 по 1939 годы верфи построили 13 катеров для флотов других стран. Два катера с дизельными двигателями отправились в Болгарию, три были созданы для Китая и ещё восемь — для Югославии (у китайских и югославских двигатели были бензиновыми). Кроме того, Голландия купила лицензию на строительство восьми катеров. Вооружение отличалось лишь в «югославском» варианте — 40-мм автомат «Бофорс»,15-мм пулемёт и торпедные аппараты калибра 550 мм под французские торпеды.


Ранние «Шнелльботы»

В это же время оформились финальные требования к данному классу: дальность плавания должна была составлять 530 миль полным ходом, максимальная скорость в 40 узлов и низкий силуэт. Находившиеся в строю катера удовлетворяли требованиям к вооружению, дальности плавания и мореходным качествам, но оставались вопросы в плане манёвренности и скорости.

На последующие модели S-18 и S-19 (серия из двух катеров была заказана в 1936 году) устанавливали двигатели Daimler-Benz, которые выигрывали в надёжности у двигателей фирмы MАN. Был разработан новый двигатель МВ-501 мощностью 2000 л.с. Корабли, которые вошли в состав флота в июле и октябре 1938 года, полностью отвечали всем требованиям и пошли в серийное производство.

Немецкий москитный флот развёртывался весьма медленно. Из-за низких темпов производства двигателей MB-501 в последний год перед войной было заказано лишь 12 катеров двух разных типов.

«Шнелльботы», которые должны были сражаться на прибрежных коммуникациях противника, находились в ведении штабов военно-морских групп, в чей состав входили флотилии ТКА. Основной задачей ставилось нанесение ударов в тёмное время суток по превосходящим силам противника. Поскольку ночные действия основаны на внезапности, фактор скорости не являлся приоритетным.

Немецкие конструкторы смогли создать отличные боевые корабли в виде «Шнелльботов». Отказ в проектах ТКА от требования достичь высокой скорости сделал возможным оснащение катеров дизельными двигателями, вследствие чего резко снизилась угроза случайных возгораний. Устойчивость к боевым повреждениям достигалась за счёт большого водоизмещения. Катера были живучими — они могли выдержать попадание нескольких 100-мм снарядов калибром, скользящий таран эсминца и даже подрыв на мине. Примером этому может послужить история S-105, который 15 марта 1942 года пришёл на базу своим ходом, получив примерно 80 пробоин от пуль, осколков и малокалиберных снарядов.


«Шнелльбот» в море

Конструкция корпуса также была весьма надёжна: полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества, что позволяло использовать торпеды при волнении до 4-5 баллов.

Торпедные катера Германии являлись одними из лучших в своём классе. И потому, по словам британского историка Питера Смита, «к концу войны они оставались единственной силой, не подчинившейся британскому господству на море».

А в начале Второй мировой войны главной угрозой для британцев были немецкие субмарины, затаившиеся в Атлантике. Посмотрите документальный фильм от компании Wargaming о боевом пути подводной лодки U-995. Сегодня она находится на вечной стоянке в качестве музейного корабля в Лабё.

Автор:
33 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Кроу
    Кроу 23 ноября 2021 06:33
    +11
    На момент окончания войны кайзеровский флот насчитывал двадцать один торпедный катер.
    Правда тогда в боевых действиях толком участия не принял - единственный более-менее известный боевой эпизод с их участием - в ночь с 22 на 23 августа 1918 года катера LM-8,9,10,15,16,17,18 приняли участие в атаке кораблей союзников, стоявших в Дюнкерке. Несмотря на ожесточенный бой, обилие повреждений на катерах, потерь не понесла ни та, ни другая сторона.Во второй мировой развернулись.
    Два катера с дизельными двигателями отправились в Болгарию
    Катер F-3. Спущен на воду 17 августа 1939 года. Передан Болгарии и зачислен в Дунайскую флотилию в июле 1941 года
    1. Кроу
      Кроу 23 ноября 2021 06:46
      +13
      Немцы первыми в мире создали для своих торпедных катеров плавбазу спецпостройки «Циндао» (Tsingtau), которая могла полностью обеспечить потребности флотилии шнелльботов, включая штаб и обслуживающий персонал.
      «Наседка с цыплятами» — плавбаза торпедных катеров «Циндао» и ее подопечные из 1-й флотилии шнелльботов
      Когда 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, немецкий флот располагал лишь 18 катерами.Все катера на начало войны были сведены в две флотилии – 1-ю и 2-ю, которыми командовали капитан-лейтенант Курт Штурм и капитан-лейтенант Рудольф Петерсен . Организационно шнелльботы подчинялись фюреру миноносцев (Führer der Torpedoboote) контр-адмиралу Гюнтеру Лютьенсу , а оперативное руководство флотилиями на театре военных действий осуществляли командования военно-морских групп «Вест» (Северное море) и «Ост» (Балтика). Под руководством Лютьенса 1-я флотилия приняла участие в кампании против Польши, в течение трёх суток блокируя Данцигскую бухту, и 3 сентября открыла боевой счёт – катер S-23 обер-лейтенанта Христиансена потопил огнём 20-мм автомата польское лоцманское судно.После разгрома Польши сложилась парадоксальная ситуация – командование флота не видело адекватного применения находящимся в его распоряжении торпедным катерам.То, что первоначальная концепция катеров была забыта, и их начали воспринимать как некие многоцелевые корабли, хорошо характеризует доклад оперативного отдела группы «Вест» от 3 ноября 1939 года, в котором технические характеристики и боевые качества торпедных катеров были подвергнуты уничижительной критике – отмечалось, что они «не оправдали ожиданий во всех отношениях». Высший оперативный орган кригсмарине SKL (Stabes der Seekriegsleitung – Штаб руководства войной на море) согласился и сделал запись в своём журнале, что «эти выводы очень прискорбные и самые разочаровывающие в свете надежд, которые были получены в ходе недавних расчётов…»
      1. Кроу
        Кроу 23 ноября 2021 06:50
        +13
        Всё изменилось буквально за один день. 24 апреля 1940 года SKL направил 2-ю флотилию для минно-заградительных и конвойных операций в Северном море, так как легкие силы союзников внезапно стали проводить набеги в районе Скагеррака.Английский отряд из эсминцев «Келли» (HMS Kelly), «Кандагар» (HMS Kandahar) и «Бульдог» (HMS Bulldog) шёл на соединение с «Бирмингемом» со скоростью в 28 узлов наиболее тихоходного «Бульдога». В 20:52 по Гринвичу британцы обстреляли Do 18, висевший над ними, но тот уже вывел шнелльботы на идеальную позицию засады. В 22:44 сигнальщики флагманского «Келли» заметили примерно в 600 метрах впереди по левому борту какие-то тени, но было уже поздно. Залп S-31 обер-лейтенанта Германа Опденхоффа (Hermann Opdenhoff) оказался точным: торпеда поразила «Келли» в котельное отделение. Взрыв вырвал 15 квадратных метров обшивки,
        и положение корабля сразу стало критическим.
        Немцы растворились в ночи, а английский командующий лорд Луис Маунтбеттен (Louis Mountbatten) даже не сразу понял, что это было, и приказал «Бульдогу» провести контратаку глубинными бомбами.Победа была за немцами – четыре катера сорвали крупную операцию противника. Немцы сочли «Келли» потопленным, и SKL удовлетворённо отметил в своём журнале боевых действий «первый славный успех наших шнелльботов». Опденхофф 11 мая получил Железный крест 1-го класса, а 16 мая стал десятым в кригсмарине и первым среди катерников обладателем Рыцарского креста.Когда победители отмечали свой успех в Вильгельмсхафене, они еще не знали, что в те же часы на Западном фронте немецкие подразделения выходят на исходные позиции для атаки. Начиналась операция «Гельб» (Gelb), которая откроет немецким торпедным катерам дорогу к их истинному предназначению – терзать прибрежные коммуникации врага.
        1. НДР-791
          НДР-791 23 ноября 2021 07:26
          +10
          Ну тогда уж и прототип "в студию" в довесок фотке к статье.

          1. Кроу
            Кроу 23 ноября 2021 08:44
            +11
            Начинали они с катеров LM первой серии
            Потом уже пошли вторая и третья серии,тогда в итоге в процессе эволюции к войне и получились эти красавцы с элегантными и в то же время стремительными и хищными обводами.Мне они особенно в светлой окраске нравятся
            Шнелльботы 2-й флотилии в норвежском Ставангере
            1. НДР-791
              НДР-791 23 ноября 2021 09:05
              +9
              Цитата: Кроу
              Начинали они с катеров LM первой серии

              Тогда похоже все так начинали. Брали что-то удачное или похожее за основу и в путь. Тот же Туполев с ТК-1 и его последователями Ш-4, Г-5 за основу взял конструкцию поплавка гидросамолёта. Время создания тоже 1927г. Правда у нас были проблемы с двигателями (и сейчас никуда не делись wassat ). Размеры были поменьше, дальность чуть поменьше, а вот скорость побольше.

              1. Стас1973
                Стас1973 23 ноября 2021 18:32
                +10
                А так же слабее было вооружение, запас торпед, дистанция пуска торпед, способ пуска торпед, условия обитания экипажа, живучесть. ТК типа Г по сравнению со шнельботами были убогим г.
                1. НДР-791
                  НДР-791 24 ноября 2021 06:11
                  +3
                  Цитата: Стас1973
                  ТК типа Г по сравнению со шнельботами были убогим г.

                  А что же вы хотели от страны которая пять лет назад вышла из восьмилетней войны и с которой никто дела иметь не хочет?
                  1. Стас1973
                    Стас1973 24 ноября 2021 11:09
                    +3
                    Германия тоже вроде и повоевать успела и пережить тотальное разграбление страны. Это во-первых. Во вторых, напоминаю про советско-германское сотрудничество в ВТС. ПЛ типа С почемуто смогли с гансами сконструировать, а ТК не смогли. Странно.
                    1. НДР-791
                      НДР-791 24 ноября 2021 11:12
                      0
                      Цитата: Стас1973
                      ПЛ типа С почемуто смогли с гансами сконструировать, а ТК не смогли. Странно.

                      Так это позже было, аж в 36м. Там сотрудничество уже буйным цветом процветало. И по танкам и самолётам. А в 20х только начиналось.
                      1. Стас1973
                        Стас1973 24 ноября 2021 14:22
                        +1
                        "Буйным цветом" как раз в 20-х. Закончилось все в 33-м. Вновь началось в 39-м.
            2. Морской Кот
              Морской Кот 23 ноября 2021 17:01
              +15
              Привет, друже! hi
              На рисунках хорошо видны детали на палубе и я решил их добавить к Вашим фото. smile



              За каким-то хреном вымарали свастику на флаге, маются политики дурью.
              1. Кроу
                Кроу 23 ноября 2021 18:10
                +12
                Приветствуем!Да просто до некоторых забыли довести,что
                Депутаты Госдумы в третьем чтении внесли поправки в статьи 6 ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь нацистская символика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также сообщениях СМИ при условии отсутствия признаков ее пропаганды или оправдания.
                «Такая демонстрация возможна только при условии, что она не является ее пропагандой или не содержит оправдания преступлений фашистской Германии», — говорится в тексте закона.В начале декабря 2019 года Путин подписал отдельный закон о нацистской символике, уточняющий эти документы и разрешающий использовать, если нет признаков пропаганды этой идеологии.
                В середине февраля Госдума приняла закон об отмене штрафов за показ нацистской символики без пропаганды и оправдания идеологии нацизма.

                Вот так,а эти бeдoлаги наверное до сих пор сидят в каком нибудь подвале сыром и с кинопленок фильма "17 мгновений весны" кресты иголочкой соскабливают.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 23 ноября 2021 18:44
                  +8
                  до сих пор ........ кресты иголочкой соскабливают.


                  От старательных иди отов всегда беда окружающим, им только волю дай и дУкУмент, они маму родную в тюрягу засадят.
                  1. volodimer
                    volodimer 24 ноября 2021 14:43
                    +5
                    Всегда это вызывало недоумение... Похоже, что данный ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», это роспись ГД о провале патриотического воспитания. Что сложного в том, чтобы объяснить ребёнку разницу между опознавательными знаками на униформе и технике ВРАГА (врага надо знать в лицо), и рисованием этих знаков... Да не станет мой ребёнок рисовать свастику нигде, кроме как на горящей вражьей технике.
                    А вот это замазывание-выцарапывание... Там нацисты латентные что-ли? Боятся проявить нутро?
                    У НОРМАЛЬНОГО человека изображение гитлеровской свастики не может вызвать никаких положительных эмоций. Ну а тем, у кого не так, тому не место на земле.
  2. Dmtr
    Dmtr 23 ноября 2021 09:37
    +7
    Численность немецкого флота, в том числе миноносного, была регламентирована Версальским договором, который предписывал иметь в составе флота 12 эсминцев и 12 миноносцев водоизмещением не более 800 и 200 тонн соответственно. Именно с такими кораблями Германия вступила в Первую мировую, в то время как во флотах других стран корабли такого же типа были крупнее в два раза.

    Версальский договор подписан по итогам Первой мировой в 1919 году.
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 23 ноября 2021 09:53
      +4
      Тоже обратил внимание на эту грубейшую ошибку , дальше не стал читать .
      Таковы историки в данное время .
  3. ycuce234-san
    ycuce234-san 23 ноября 2021 15:19
    +7
    Непонятно, аэрировали ли днище шнельботов. В те времена на скоростных катерах часто практиковали подобное. Да и компрессор не помешал бы движкам, чтобы нагнетать воздух в них, тем более что вода вокруг и сжимаемый воздух можно хорошо ей охлаждать.
    1. bubalik
      bubalik 23 ноября 2021 19:08
      +9
      вот такие проекты были .

      Kleinstschnellboot Projekt:
      Проект небольшого быстроходного ударного катера, получившая название «Typboot 3». Ни один из них не был построен. Известные технические характеристики: размеры 14,2 м х 3,0 м х 1,2 м, вооруженные не более чем пятью 2 см автоматическими пушками и одним 1,3 см зенитным пулеметом, четырьмя 86-мм ракетными установками и двумя 45,7 см торпедными аппаратами, или в варианте десятью глубинными бомбами.
      Проект Tragflügelboot:
      Проект небольшого ударного катера на подводных крыльях, он был основан на предыдущей конструкции, но с крыльями. Эта конструкция, получившая название Typboot 4, стала результатом более ранних исследований, направленных на достижение более быстрого подхода к цели и выхода из нее. Вдобавок к крыльям увеличена мощность на 400 л.с. для дополнительных 8 узлов, так что максимальная скорость составляет около 55-56 узлов. Однако на тот момент у Германии не было никакого опыта эксплуатации судов на подводных крыльях. По характеристикам он был примерно таким же, как у Type 3, но на подъеме он возвышался на 3 метра над волной. Вооружение сократилось до четырех 20-сантиметровых автоматических пушек в носовой части и пяти реактивных гранатометов. Ничего не построено.
      Подводная лодка Tragflügelboot Projekt:
      Это был небольшой подводный ударный катер на подводных крыльях, способное развивать максимальную скорость 55 узлов при всплытии для атаки, но также оснащенное шноркелем и перископом.
      1. ycuce234-san
        ycuce234-san 23 ноября 2021 19:16
        +6
        Ну, то что у технической смелости немцев тоже был предел - это радует.
        А не то построили бы быстроходные подводные лодки-катера с подводными крыльями.
        И такие лодки были бы не менее сложным противником при обороне атлантических конвоев, чем классические - они меньше, дешевле и оперативней. А глубинные бомбы против них бесполезны, так как они могут уйти как катера от более медленных кораблей и спрятаться от самолёта как подлодка.
  4. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 23 ноября 2021 16:32
    +8
    И это все, что смогли написать о шнельботах?
    Комментарии под статьей больше информации несут.


    Всего, по данным новейших исследований, советскими торпедными катерами в 1942 году фактически было потоплено всего 2 из атакованных целей: итальянская сверхмалая подводная лодка «СB-5» и немецкая морская самоходная баржа «F-334».

    За эти незначительные успехи катерникам Черноморского флота пришлось заплатить большую цену – было потеряно не менее 14 торпедных катеров («ТКА-91», «ТКА-111», «ТКА-44», «У-5», «ТКА-61», «ТКА-73», «ТКА-83», «ТКА-33», «ТКА-112», «ТКА-75», «ТКА-155», «ТКА-152», «ТКА-44» (второй с таким же номером!), «ТКА-135», «ТКА-74»).

    По сравнению с советскими катерами, немецкие и итальянские торпедные катера добились в 1942 году гораздо более ощутимых успехов, потопив транспорты «Белосток», «Севастополь», «Ян Томп», подводную лодку «Щ-214», морские охотники «МО-0112» и «МО-0124», буксир «Пролетарий», катер-тральщик, рейдовый катер «ЗИС», а также ещё несколько мелких судов и катеров.

    При этом итальянцы потеряли два катера («МАS-571» и «МАS-572»), а немцы всего один катер («S-27» от своей же торпеды). Что ж, удача в 1942 году была на стороне врага.

    Тут некоторые подробности действия торпедных катеров в ЧМ.
    https://proza.ru/2018/07/24/331
    Немецкие шнельботы, выходили в атаки не только на транспорты и эсминцы, но и на крейсеры и лидеры эминцев - тот же "Ташкент".
    1. Кроу
      Кроу 23 ноября 2021 18:22
      +10
      Здравствуйте!Да просто это же раздел "видео",а не "история"..Здесь же просто видео предлагается для просмотра,а уж в комментариях мы и можем написать что-либо интересное по теме!
      "Уже лихорадочно готовился план «Барбаросса». Но перед тем, как повернуть на восток, немцы нанесли англичанам ещё один мощный удар.Зима 1940–1941 гг. не была благоприятной для флотилий Бютова. Успехи были редкими, как и выходы на операции

      Британский конвой в канале под ударом, июль 1940 года
      погода и ледовая обстановка в местах базирования не позволяли проводить регулярные операции, а усилившееся сопротивление британского флота стало неприятным сюрпризом для немцев. Их собственные опыты по наведению катеров на конвои с помощью береговых РЛС не увенчались успехом, зато английские эсминцы и патрульные корабли, пользуясь данными своих станций наведения и радиоперехватом, всё чаще пресекали выход шнелльботов в район ожидания конвоя.
      Возросшую силу шнелльботов немцы продемонстрировали 25 февраля 1941 года, когда на перехват конвоя FN-17 из Роттердама вышли шесть катеров 1-й флотилии и пара 2-й флотилии. Восточнее Лоустофта шнелльботы легли в дрейф и стали ожидать идущую с юга жертву. Чтобы предупредить столкновение в условиях плохой видимости, суда конвоя часто давали гудки, которые и известили немцев о том, что противник рядом. По воспоминаниям членов экипажей шнелльботов, на позициях ожидания они действительно превращались в «гончих псов», и о приближении конвоя узнавали в том числе по резкому запаху сгоревшего в пароходных топках угля, который приносил ветер. Это был безошибочный признак того, что добыча близко.
      1. Кроу
        Кроу 23 ноября 2021 18:23
        +7
        Скоро акустики британских кораблей охранения услышали мощный шум 24 винтов ринувшихся в атаку шнелльботов и объявили тревогу. Это не спасло эскортный миноносец «Эксмур» (HMS Exmoor), который в 21:56 получил торпеду в корму с катера S-33 обер-лейтенанта Клауса Фельдта (Claus Feldt) и после взрыва топливных цистерн оказался в безнадёжном положении. «Эксмур» перевернулся и затонул за несколько минут, унося с собой командира и 103 члена экипажа. Корабль стал первой потерей среди миноносцев типа «Хант» (HMS Hunt), но своей гибелью он предупредил конвой, который резко изменил курс и избежал других потерь.
        В начале марта произошло событие, которое привело англичан к самому тяжёлому поражению прибрежных конвоев за войну. Бютов и штаб 2-го авиакорпуса согласовали процедуру наведения шнелльботов на цель разведывательными самолётами корпуса.
        Жители юго-восточного побережья Англии уже давно привыкли к ежедневным пролётам разведчика немцев и дали ему добродушное прозвище «Фламборо Фредди» (Flamborough Freddie), но теперь после обнаружения конвоя он не продолжал полет по маршруту, а оставался непосредственно над целью, постоянно передавая её радиопеленг и координаты. В штабе авиакорпуса переданные данные конвертировались в сетку координат кригсмарине и сообщались атакующей группе катеров. При приближении катеров к конвою разведчик сбрасывал осветительные бомбы и разноцветные ракеты, облегчая катерам наведение на цель.
        Днём 7 марта 1941 года разведчик обнаружил конвой FS-429 из 46 судов, который шёл вдоль восточного побережья на юг, в устье Темзы. Первыми в район прибыли немецкие бомбардировщики, потопившие один из угольщиков. Затем в море впервые вышла беспрецедентно большая сводная группа всех трёх флотилий – 16 катеров. Массированный удар, о котором долго мечтал Бютов, воплотился в реальность. Его не остановило даже стремительное ухудшение погоды, которое в итоге сыграло на руку немцам: британские разведывательные самолёты приостановили полёты, патрульные катера тоже отошли на свои базы.
        1. Кроу
          Кроу 23 ноября 2021 18:28
          +7
          Шнелльботы отлично выдерживали небольшое волнение, а высокая луна, временами скрывающаяся за облаками, создала идеальные условия для атаки. Выйдя к линии британских защитных минных заграждений, немцы разделились по заранее продуманному плану. Четыре катера 2-й флотилии остались за линией заграждений на случай появления патрульных кораблей, а 1-я и 3-я флотилии проникли во внутренний судоходный фарватер, где внезапно развернулись прямо на пути ещё одного конвоя FN-426, следовавшего на север.
          По несчастливому для англичан стечению обстоятельств, два конвоя встретились в точке, выбранной немцами для засады, и образовали скопление из почти 70 судов. Бойня стала неизбежной. Первым добился успеха фон Мирбах на S-29, торпедировавший транспорт «Доттерелл» (Dotterell, 1385 брт). От взрыва судно, потерявшее ход, начало медленно погружаться. На помощь подошёл корвет «Шелдрейк» (HMS Sheldrake), который поднял выживших и высадил на пароход спасательную партию, возглавляемую старшим помощником «Доттерелла» Уильямом Нэшем (William Nash) и первым офицером корвета лейтенант-коммандером Сесилом Чекуччи (Cecil Checcucci) . Взрыв второй торпеды убил всех, кроме двух матросов с «Доттерелла».
          Катер S-27 обер-лейтенанта Бюхтинга (Herbert Büchting) взорвал пароход «Рай» (Rye, 1049 брт).
          Пароход пережил нападение на CW-8, но в этот раз ушёл на дно вместе со всем экипажем и артиллеристами. Бернд Клуг на S-28 в течение часа вёл охоту за крупным угольщиком «Кордафф» (Corduff, 2345 брт), после чего всё же всадил ему торпеду в борт. Подобрав двух раненых моряков, Клуг торжествующе передал по радио: «Я в Германию! Прозит, и удачи всем!»
          Обер-лейтенант Кристиансен на S-101 потопил каботажник «Норман Куин» (Norman Queen, 957 брт).
          Немцы подняли на борт его капитана, а вся команда погибла. Наиболее крупная добыча досталась новичку 3-й флотилии командиру S-61 обер-лейтенанту Акселю фон Гернету (Axel von Gernet), потопившему пароход «Болдерпул» (Boulderpool, 4805 брт). Одновременно обер-лейтенант Мейер (Hans-Jürgen Meyer) на S-31 в 22:10 потопил «Кентон» (Kenton, 1047 брт) – судно затонуло вместе с четырьмя членами команды в течение минуты.
          1. Кроу
            Кроу 23 ноября 2021 18:30
            +9
            К этому времени к месту побоища подошёл «южный» FS 429. Эсминцы охранения «Уитшед» (HMS Whitshed) и «Вустер» (HMS Worcester) азартно бросились за попавшим в свет их прожекторов S-26, пропустив к конвою опытного Вернера Тёнигеса на S-102, который расстрелял двумя торпедами
            гружёный углём «Тогстон» (Togston, 1547 брт). Пока катера 1-й и 3-й флотилий громили конвои, оставшиеся за «барьером» катера 2-й флотилии успешно выполнили свою задачу, связав боем корветы «Шелдрейк» и «Паффин» (HMS Puffin). Расстреляв все торпеды, торжествующие немцы без потерь вернулись на базы.
            Общий итог этого нокдауна британской системы прибрежных перевозок составил семь судов тоннажем 13 133 брт, 68 погибших и трёх пленных моряков. Это был самый крупный успех немецких торпедных катеров в войне, после которого юго-восточное побережье Англии обрело мрачное прозвище «Аллея шнелльботов». Англичане вынуждены были реагировать переброской на восточное побережье дополнительных эсминцев и торпедных катеров. Теперь при попытке прорваться к конвою немцев практически всегда ждал нелегкий бой с повысившим бдительность охранением, которое учло предыдущие ошибки.
            1. Кроу
              Кроу 23 ноября 2021 18:57
              +10
              Нагрудный квалификационный знак «Член команды торпедного катера». Оригинальное название награды на немецком языке; Schnellboot-Kriegsabzeichen.Производственное изготовление фирмы Адольфа Швердта, город Штутгарт («Adolf Schwerdt, Stuttgart»; Гау Вюртемберг-Гогенцоллерн).
              Нагрудный квалификационный знак «Член команды торпедного катера» был учрежден 30 мая 1941 года главнокомандующим Кригсмарине (Kriegsmarine — военно-морской флот) гросс-адмиралом Эрихом Редером (с 1935 по 30 января 1943 гг.), 28 сентября 1943 года новый главнокомандующий ВМС Германии, гросс-адмирал Карл Дениц (с 31 сентября 1943 по 31 января 1943 гг.) учредил новый тип знака несколько отличавшийся от предыдущего типа (основное различие 2-го типа от 1-го это выступающий нос торпедного катера за дубовый венок).Эскизы квалификационного знака 1-го и 2-го типа были разработаны берлинским художником, скульптором и дизайнером Отто Плачеком (1884-1968 гг.).С 13 ноября 1942 года для особо отличившихся офицеров (командиры торпедных катеров и их соединений) была учреждена особая версия квалификационного знака, украшенная бриллиантами. Данную награду получили за период 1942-1944 гг. восемь офицеров.
              Знаком награждался офицерский, унтер-офицерский и матросский состав соединений торпедных катеров Кригсмарине за квалификационное отличие в боях.
      2. bubalik
        bubalik 23 ноября 2021 18:56
        +6
        Но перед тем, как повернуть на восток, немцы нанесли англичанам ещё один мощный удар.

        ,,,они еще с эвакуации войск из Дюнкерка, им нервы трепали.
        пример:HMS Wakeful (H88) потоплен 29 мая 1940 E-Boat S-30, 2 человека эвакуированых+25 членов экипажа из 640 спасли. ,,да там много чего было.
  5. Костадинов
    Костадинов 23 ноября 2021 16:54
    +5
    За эти незначительные успехи катерникам Черноморского флота пришлось заплатить большую цену – было потеряно не менее 14 торпедных катеров

    Основная задача ЧФ в етой войне било содействие сухопутних войск, а не атака вражеского флота. Цену они заплатили главним образом за ето. Кроме того надо понимать разницу в несколько раз между советских катеров в 10-12 тон и немецких С-бот в 50-60 тон. В том числе и в цену.
    1. Стас1973
      Стас1973 23 ноября 2021 18:27
      +5
      Как содействие приморскому флангу СВ мешает уничтожать корабли, суда и плавсредства противника?
  6. Konnick
    Konnick 23 ноября 2021 18:50
    +6
    Цитата: Стас1973
    А так же слабее было вооружение, запас торпед, дистанция пуска торпед, способ пуска торпед, условия обитания экипажа, живучесть. ТК типа Г по сравнению со шнельботами были убогим г

    ТК Г-5 имели другое боевое назначение. Это были катера охраны военно-морских баз, рассчитанные на стремительную скоротечную атаку и быстрый отход, для этого у них и была скорость до 100 км/час, на них не то что каюты не было, на них не было даже гальюна. Они просто не должны были допустить подход кораблей противника на дистанцию обстрела порта. И называть их убогими не надо, Вы только
    повторяете чужие глупые выводы. Потери на ЧФ были обусловлены использованием Г-5 не по назначению сторожевыми и десантными катерами.
    1. Дмитрий Владимирович
      Дмитрий Владимирович 24 ноября 2021 09:12
      +3
      Цитата: Konnick
      ТК Г-5 имели другое боевое назначение. Это были катера охраны военно-морских баз, рассчитанные на стремительную скоротечную атаку и быстрый отход, для этого у них и была скорость до 100 км/час, на них не то что каюты не было, на них не было даже гальюна.
      Помимо низкой автономности, была еще масса недостатков. Слабое стрелково-пушечное вооружение, приводившее к значительным потерям от авиации (особенно от FW-190 на северном флоте).
      А еще и ввиду отсутствия полубака, максимальное волнение выдерживал не более 3-х баллов, заднее расположение торпед, приводило к тому, что катер должен был дольше идти на боевом курсе и сам пуск торпед был сопряжен с риском столкновения со своей торпедой (что и бывало происходило), оставляли желать лучшего и характеристики торпед.
      Это не меняет итога - катера Г-5 для войны, оказались малопригодными и малополезными.

      В соответствии с поставленной задачей важнейшим тактическим элементом ТКА являлась его скорость, ради чего разработчикам пришлось пожертвовать мореходностью, дальностью плавания и вооружением. На практике катера Г-5 выполняли совсем другую работу: действовали на коммуникациях, высаживали десанты, эвакуировали раненых с передовой, эскортировали транспорты, совершали ночные рейды [5], боролись с тральщиками противника и вели обстрел побережий.

      Справедливая оценка проекта.

      Британцы в прибрежных водах, применяли кан.лодки - специально спроектированные для борьбы со шнельботами - очень эффективные против слабовооруженных шнельботов первые типа GREY
  7. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 24 ноября 2021 10:20
    +2
    Ну и добавлю о том оружии - которое было создано именно для эффективного противостояния шнельботам (помимо авиации конечно).
    Это специально построенные быстроходные канонерские лодки - первые серии типа "Grey" (SGB класс Steam Gun Boat)
    К 1940 году Британскому Адмиралтейству стало ясно, что Королевскому флоту нечего противопоставить немецким торпедным катерам – шнельботам, безнаказанно орудовавшим у берегов Великобритании. Быстрые и маневренные, они нападали на конвои, ставили мины в прибрежной зоне и легко уходили от англичан. Нужны были корабли, не уступающие шнельботам в скорости, но превосходящие в вооружении.
    175/255 т; 44,4х7,1х1,7 м; 2 ТЗА и 1 ПК, 7200-8000 л.с., 34 узл., 50 т нефти. Эк. 27 чел., 2х1 – 40-мм/40, 2х2 – 12,7-мм, 2х1 – 533-мм ТА. https://warfor.me/kanonerskie-lodki-tipa-grey/
    https://war-book.ru/kanonerskie-lodki-tipa-grey-sgb/
    а также типы MGB класс (motor gun boat)
    Fairmile B (всего с 1940 по 1945 год было построено около 650 лодок)
    Fairmile C (24 шт)
    Fairmile D (MTB motor torpedo boat 229 шт)

    Живое описание очевидца и непосредственного участника службы, боевых операций кан.лодок Великобритании на Средиземном море и Адриатике в книге Леонарда Рейнолдса:
    "Канонерка 658. Боевые операции малых кораблей Британии на Средиземноморье и Адриатике"
    Рекомендую всем любителям истории ВМФ.
  8. Владимир Машков
    Владимир Машков 24 ноября 2021 15:48
    +2
    О шнелльботах хорошо и полно написано в "Морской коллекции". Конечно, роль их в войне не решающая, но они неплохо справлялись со своими задачами в Балтийском, Северном, Черном морях и частично - в Средиземном.