Military Review

Nuclear submarines with ballistic missiles. Project 667-BDRM "Dolphin" (Delta-IV class)

18
The last vessel of the “667 family” and the last Soviet submarine missile carrier of the 2nd generation (actually smoothly switched to the third generation) was the 667-BRDM strategic missile submarine cruiser (SSBN) (code “Dolphin”). Like its predecessors, it was created at the Central Design Bureau of Marine Equipment “Rubin” under the supervision of the General Designer, Academician S. Kovalev. (main observer from the naval fleet - captain of the first rank Piligin Yu.F.). A government decree on the development of a submarine nuclear submarine was issued on 10.09.1975/XNUMX/XNUMX.


K-18 Karelia, January 1 1994


The basic one weapons The submarine was supposed to be the D-9РМ missile system, which has X-NUMX intercontinental liquid missiles, Р-16РМ (RSM-29 - contractual designation, SS-N-54 "Skiff" - designation of NATO), which had increased range, divorce radius and accuracy blocks. The development of the missile system began in 23 year at KBM. The creators of the complex were focused on achieving the maximum technical level and tactical and technical characteristics with limited changes in the design of the submarine. The new missiles were superior in combat capabilities to all modifications of the most powerful American Trident missile systems, while having much smaller dimensions and weight. Depending on the number of warheads, as well as their mass, the range of fire by ballistic missiles could significantly exceed 1979 thousand km. The P-8,3РМ was the last rocket developed under the leadership of VP Makeyev, as well as the last Soviet liquid intercontinental ballistic missile - all subsequent domestic ballistic missiles were designed as solid propellant.

The design of the new submarine was a further development of the project 667-BDR. Due to the increased dimensions of the missiles and the need to introduce design solutions to reduce sonar visibility, the submarine had to increase the height of the fencing of rocket mines. The length of the stern and fore ends of the ship was also increased, the diameter of the robust hull increased, the light hull lines around the first and third compartments were somewhat “filled up”. Steel, which was obtained by the method of electroslag remelting, was used in a strong case, as well as in the construction of intersectional and end bulkheads of the submarine. This steel had an increased plasticity.

When creating a submarine took measures to significantly reduce the noise of the vessel, as well as to reduce interference with the operation of sonar equipment. The principle of the aggregation of equipment and mechanisms was widely used, which was located on the frame of the general depreciated relatively strong hull. In the area of ​​energy compartments, local sound absorbers were installed, the effectiveness of acoustic coatings of durable and light bodies was increased. As a result, according to the characteristics of sonar visibility, the nuclear submarine approached the level of the American Ohio ballistic missile submarine of the third generation.



The main power plant of the submarine consists of two water-cooled reactors VM-4СГ (power of each 90 mW) and two steam turbines OK-700А. The rated power of the power plant is 60 ths. L. with. On board the submarine there are two diesel generators DG-460, two turbo-generators TG-3000, and two electric engines. course (power of each 225 HP) the submarine is equipped with five-blade low-noise propellers with improved sonar characteristics. Hydrodynamic special is installed on the light housing to provide the screws with a favorable operating mode. A device that aligns the incoming flow of water.

In the project of the submarine of the project 667-BDRM implemented measures to improve the conditions of habitability. The crew of the cruiser received a sauna, a solarium, a gym and the like. An improved system of electrochemical air regeneration due to the electrolysis of water and carbon dioxide absorption by a solid regenerating absorber ensures oxygen concentration within 25 percent and carbon dioxide not more than 0,8 percent.

For the centralized control of combat activities, the SSBN of the 667-BDRM project is equipped with the Omnibus-BDRM CMS, which collects and processes information, solves the tasks of tactical maneuvering and combat use of missile-torpedo and torpedo weapons.

On the nuclear submarine with ballistic missiles installed the new SJSC “Skat-BDRM”, which by its characteristics is not inferior to its American counterparts. The hydroacoustic complex has a large antenna with a height of 4,5 and a diameter of 8,1 meters. On ships of the 667-BDRM project, for the first time in the practice of Soviet shipbuilding, a fiberglass antenna fairing was used, which has a rib-free design (this made it possible to significantly reduce hydroacoustic disturbances that affect the antenna structure of the complex). There is also a towed hydroacoustic antenna, which in the off position was retracted into the submarine hull.

Nuclear submarines with ballistic missiles. Project 667-BDRM "Dolphin" (Delta-IV class)


Navigation complex "Gateway" provides the necessary accuracy of the use of rocket weapons to the boat. Specifying the location of the submarine by means of astrocorrection is performed when ascending to the periscope depth at a frequency of every 48 hours.

The 667-BDRM submarine missile carrier is equipped with the Molniya-N radio communications system. There are two buoy-type pop-up antennas that allow you to receive radio messages, targeting signals and a space navigation system at great depths.

The D-9РМ missile system, which was put into service in 1986 (already after the death of Viktor Petrovich Makeyev, its creator), is a further development of the D-9Р complex. The D-9P complex consists of 16 liquid three-stage ampulled R-29РМ (ind. ЗМ37) rockets with a maximum range of 9,3 thousand km. Rocket R-29РМ even today has the highest energy-mass perfection in the world. The missile has a launch mass of 40,3 tons and a cast weight of 2,8 tons, that is, almost equal to the throw weight of the much heavier Trident II US missile. P-29РМ is equipped with a split head, designed for four or ten combat units with a total power - 100 CT. Today, all nuclear submarines of the 667-BDRM project deployed missiles, the combat unit of which is equipped with four warheads. High accuracy (circular deviation of possible 250 meters), comparable with the accuracy of the Trident D-5 (USA) KVO missiles, according to various estimates, is 170-250 meters, allows the D-9РМ complex to hit small high-security targets (MBR launchers, command posts and other objects). The launch of all ammunition can be carried out for one salvo. The maximum launching depth is 55 meters without any restrictions in the launch area due to weather conditions.

The new torpedo-missile system, which is installed on the 667-BDRM submarine, consists of 4 torpedo tubes of 533 caliber of millimeters with a fast-loading system, which ensure the use of almost all types of modern torpedoes, PLUR (anti-submarine-rocket-torpedo), and hydroacoustic countermeasures.



Modifications

In 1988, the D-9РМ missile system, which is installed on the 667-BDRM project boats, was upgraded: the warheads were replaced with more advanced ones, the navigation system was supplemented with space navigation equipment (GLONASS), which made it possible to launch rockets along flat trajectories, which made it possible reliably overcome prospective missile defense systems of a potential adversary. Increased resistance of missiles to the damaging factors of nuclear weapons. According to some experts, the upgraded D-9РМ surpasses the Trident D-5 - the American equivalent - in such important indicators as the ability to overcome enemy missile defenses and accuracy in hitting targets.

In 1990-2000, the K-64 rocket carrier was converted into a trial vessel and renamed BS-64.

Construction program

K-51 - the head missile carrier of the 667-BDRM project - was laid in Severodvinsk at the Northern machine-building enterprise in February of the 1984 year, launched in January of the following year, and in December it was commissioned. In total, between 1985 and 1990, the 7 SSBN of this project was built at the Northern Machine-Building Enterprise.



Status on 2007 year

Currently, nuclear-powered submarines with ballistic missiles (according to our classification - the Strategic Missile Submarine Cruiser) of the 667-BDRM project (known in the West as the “Delta IV class”) are the basis of the sea component of the Russian strategic nuclear triad. All of them are part of the third fleet of strategic submarines of the Northern Fleet based in Yagelnaya Bay. To accommodate individual submarines there are specials. Shelter bases, which are reliably protected underground structures intended for parking and for ensuring reactor recharging with nuclear fuel and repairs.

The submarines of the 667-BDRM project became one of the first Soviet nuclear submarines, almost completely invulnerable in the area of ​​their combat duty. When performing combat patrols in the Arctic seas, which are adjacent directly to the Russian coast, the submarines, even under the most favorable hydrological conditions for the enemy (complete calm, which is observed in the Barents Sea only in 8 percent of “natural situations”), can be detected with the latest atomic multi-purpose submarines of the type "Improved Los Angeles" US Navy at distances no more than 30 km. But in conditions that are typical for the remaining 92 percent of the time of year, in the presence of wind at a speed of 10-15 m / s and excitement, nuclear submarines with ballistic missiles of the project 667-BDRM are not detected by the enemy at all or can be fixed with a BQQ-5 type hydroacoustic system at a distance of 10 km. In addition, in the polar seas of the north there are vast shallow areas in which the detection range of boats of the 667-BDRM project even in complete calm decreases to less than 10 thousand meters (that is, almost absolute submarine survival is ensured). It should be borne in mind that the Russian missile submarines carry their combat duty practically in the internal waters, which are well covered by the anti-submarine means of the fleet.

In 1990, on one of the cruisers of the project 667-BDRM conducted a special. tests with the preparation and subsequent launch of the entire ammunition consisting of 16 missiles in a salvo (as in a real combat situation). This experience was unique not only for our country, but for the whole world.

SSGN Ave.949-A and SSBN Novomoskovsk Ave.677-BDRM in the database


Submarines of the 667-BDRM project are currently also used to launch artificial earth satellites into low near-earth orbits. With one of the nuclear submarines with ballistic missiles of the 667-BDRM project in July 1998, the launch vehicle “Shtil-1” developed on the basis of the R-29РM missile, for the first time in the world launched an artificial satellite of the Earth “Tubsat-N”, a German development (launch performed from a submerged position). Also, work is underway to develop a sea-powered “Stiel-2” of greater power with a weight of output load, which is increased to 350 kilograms.

The service of the missile carriers of the 667-BDRM project will probably continue until 2015. To maintain the combat potential of these vessels at the required level, the military-industrial commission decided in September 1999 to resume production of the P-29РМ missiles.

The main tactical and technical characteristics of the project 667-BDRM:
Surface displacement - 11740 tons;
Underwater displacement - 18200 tons;
Main dimensions:
- the greatest length (on KVL) - 167,4 m (160 m);
- maximum width - 11,7 m;
- KVL draft - 8,8 m;
Main power plant:
- 2 water-cooled reactor VM-4СГ with total power 180 mW;
- 2 PPU OK-700A, 2 GTSA-635
- 2 steam turbines, total power 60000 hp (44100 kW);
- 2 turbogenerator TG-3000, power of each 3000 kW;
- 2 diesel generator DG-460, power of each 460 kW;
- 2 electric motor of economic progress, power of each 225 hp;
- 2 shaft;
- 2 five-bladed propellers;
Surface speed - 14 nodes;
Submerged travel speed - node 24;
Immersion depth - 320 ... 400 m;
Extreme depth of immersion - 550 ... 650 m;
Autonomy - 80 ... 90 days;
Crew - 135 ... 140 people;
Strategic missile weapons:
- launchers SLBM P-29PM (SS-N-23 "Skiff") of the D-9РМ complex - 16 pcs .;
Anti-aircraft missile weapons:
- launchers MANPADS 9K310 "Needle-1" / 9K38 "Needle" (SA-14 "Gremlin" / SA-16 "Gimlet") - 4 ... 8;
Torpedo and rocket-torpedo armament:
- torpedo tubes of caliber 533 mm - 4 (bow);
- SAET-60М, 53-65М, PLUR RPK-6 “Waterfall” torpedoes (SS-N-16 “Stallion”) mm 533 caliber - 12 pcs;
Mine armament:
- can carry instead of a part of torpedoes up to 24 min;
Electronic weapons:
Combat information and control system - Omnibus-BDRM;
General detection radar system - Cascade MRK-50 (Snoop Tray);
Hydroacoustic system:
- sonar complex МГК-500 “Skat-BDRM” (Shark Gill; Mouse Roar);
Means of electronic warfare:
- “Gulf-P” RTR;
- Veil-P radio direction finder (Brick Pulp / Group; Park Lamp D / F);
GPD means - 533-mm GPD;
Navigation complex:
- "Gateway";
- KNS GLONASS;
- radio textant (Code Eye);
- ins;
Radio communication complex:
- "Lightning-N" (Pert Spring), CCC "Tsunami-BM";
- buoy towed antenna "Paravan" or "Swallow" (VLF);
- microwave and RF antennas;
- station of underwater communication;
Radar of state recognition - "Nichrom-M".























Impact Force - Pomeidon's Thunderbolts

18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. saruman
    saruman 18 September 2012 09: 20
    +4
    These boats are one of the three whales of our nuclear power. The main thing is that the boats of project 667 RBDM serve Russia until they build and bring to mind the boreas with maces.
  2. MURANO
    MURANO 18 September 2012 10: 13
    +1
    Remarks:
    The scheme of a solid case does not correspond to reality. The main discrepancy is in real life there is no "hump".
    In the photo 11,17,18, if you count from the bottom-BDR.
    1. Civil
      Civil 18 September 2012 11: 15
      0
      MURANO,


      as there is no "hump" ?! photo in studio
      1. MURANO
        MURANO 18 September 2012 12: 00
        +1
        Quote: Civil
        as there is no "hump" ?! photo in studio

        I wrote about a durable case. Do you understand the difference? smile
    2. PSih2097
      PSih2097 18 September 2012 11: 57
      +1
      The scheme of a solid case does not correspond to reality. The main discrepancy is in real life there is no "hump".

      Projections SSBN (RPKSN) pr.667-BDRM "Dolphin":


      But the projection SSBN (SSBN) project 955 "Northwind":

      1. MURANO
        MURANO 18 September 2012 12: 01
        +1
        Quote: PSih2097
        Projections SSBN (RPKSN) pr.667-BDRM "Dolphin":

        Upper-BDR.
      2. Bronis
        Bronis 18 September 2012 23: 22
        0
        The upper projection of "Boreus" is not entirely accurate - 12 shafts and the shakht fence has a shallower "hump", the lower one - 16, but this is one of the early suggested options, if I am not mistaken
        1. MURANO
          MURANO 19 September 2012 12: 47
          0
          Quote: Bronis
          The upper projection of "Boreus" is not entirely accurate

          Generally not accurate. smile In everything. This is an early version a la BDRM mod.
          Lower 955, but painted by an armless artist. laughing
    3. lelikas
      lelikas 18 September 2012 13: 30
      +2
      An example scheme is such an example laughing
      The author does not care +, but the photos from the "Prison of Peoples" should be cut,
      Well, it’s not a ship, not a ship — sick pipi and kaka are doing the ship.
      Screws 5ti and 7mi blade are.


  3. Leisure
    Leisure 18 September 2012 10: 44
    0
    Beautiful photos. +
  4. altman
    altman 18 September 2012 11: 14
    +2
    Good article!! Great photos! good
    1. lelikas
      lelikas 18 September 2012 13: 37
      0
      Well, the coolest photos were not included in the article -

      my favorite (in the sense of the picture) -
  5. lelikas
    lelikas 18 September 2012 13: 46
    +1
    Subject boobs missile weapons not disclosed -


    Well, the sugar bone to all lovers troll :)
    1. Skavron
      Skavron 18 September 2012 16: 53
      0
      Lelikas, thank you for the photo)))
      1. lelikas
        lelikas 18 September 2012 17: 31
        +1
        Always welcome;) pictures of this ship, you can upload endlessly, because. he is beautiful in his own way.
        1. MURANO
          MURANO 18 September 2012 17: 37
          0
          Quote: lelikas
          he is beautiful in his own way.

          Oh yeah..!
  6. Forward
    Forward 18 September 2012 19: 05
    0
    Good boats! A sight for sore eyes! good
  7. kenvas
    kenvas 18 September 2012 21: 16
    0
    Kasavians do not argue! but in my opinion the Sharks will still be prettier and quieter, well, more naturally, naturally (for enemies) IMHO
  8. cahekmosa
    cahekmosa 18 September 2012 22: 54
    0
    cool boat

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года


Основным оружием субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.


Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)


Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)


Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью — 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)


Модификации

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог — по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

Программа строительства

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)


Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)
ПЛАРК пр.949-А и ПЛАРБ «Новомосковск» пр.677-БДРМ в базе


Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
- наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
- наибольшая ширина – 11,7 м;
- осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
- 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
- 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
- 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320...400 м;
Предельная глубина погружения – 550...650 м;
Автономность – 80...90 суток;
Экипаж – 135...140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
- пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
- пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4...8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
- торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
- торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
- может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения - МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Залив-П» РТР;
- «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
- «Шлюз»;
- КНС ГЛОНАСС;
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
- буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
- СВЧ и ВЧ-антенны;
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Ударная сила - Громовержцы Посейдона

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. саруман 18 сентября 2012 09:20
    Эти лодки один из трех китов нашей ядерной мощи. Главное, чтобы лодки проекта 667БРДМ послужили России до тех пор, пока не построют и не доведут до ума бореи с булавами.
  2. MURANO 18 сентября 2012 10:13
    Замечания:
    Схема прочного корпуса не соответствует действительности.Главное несоответствие-в реале нет "горба".
    На фото 11,17,18, если считать с низу-БДР.
    MURANO
    1. Гражданский 18 сентября 2012 11:15
      MURANO,


      как нет "горба"?! фото в студию
      1. MURANO 18 сентября 2012 12:00
        Цитата: Гражданский
        как нет "горба"?! фото в студию

        Я написал про прочный корпус.Разницу понимаете? smile
        MURANO
    2. PSih2097 18 сентября 2012 11:57
      Схема прочного корпуса не соответствует действительности.Главное несоответствие-в реале нет "горба".

      Проекции ПЛАРБ (РПКСН) пр.667-БДРМ «Дельфин»:


      А вот проекции ПЛАРБ (РПКСН) проект 955 «Борей»:

      1. MURANO 18 сентября 2012 12:01
        Цитата: PSih2097
        Проекции ПЛАРБ (РПКСН) пр.667-БДРМ «Дельфин»:

        Верхняя-БДР.
        MURANO
      2. Bronis 18 сентября 2012 23:22
        Верхняя проекция "Борея" не совсем точна - 12 шахт и ограждение шакхт имеет более пологий "горб", нижняя - 16, но это один из ранних предполагаемых вариантов, если я не ошибаюсь
        1. MURANO 19 сентября 2012 12:47
          Цитата: Bronis
          Верхняя проекция "Борея" не совсем точна

          Вообще не точна. smile Во всем.Это ранний вариант а-ля БДРМ-мод.
          Нижняя-955,но нарисован безруким художником. laughing
          MURANO
    3. леликас 18 сентября 2012 13:30
      Примерная схема такая примерная laughing
      Автору все равно + , но фотки с "Тюрьмой народов" надо выпилить ,
      Ну не судно это,не судно - в судно больные пипи и кака делают.
      Винты 5ти и 7ми лопастные бывают.


  3. Lazer 18 сентября 2012 10:44
    Красивые фото.+
  4. altman 18 сентября 2012 11:14
    Хорошая статья!! Отличные фотографии! good
    1. леликас 18 сентября 2012 13:37
      Ну и самые прикольные фото не вошли в статью -

      моя любимая(в смысле картинки)-
  5. леликас 18 сентября 2012 13:46
    Тема сисек ракетного оружия не раскрыта -


    Ну и сахарная косточка всем любителям потроллить :)
    1. Skavron 18 сентября 2012 16:53
      Леликас, спс за фото )))
      Skavron
      1. леликас 18 сентября 2012 17:31
        Всегда пожалуйста ;) фотки этого парохода , можно выкладывать бесконечно ,т.к. он по своему прекрасен.
        1. MURANO 18 сентября 2012 17:37
          Цитата: леликас
          он по своему прекрасен.

          О,да..!
          MURANO
  6. Вперёд 18 сентября 2012 19:05
    Хороши лодочки ! Загляденье ! good
  7. kenvas 18 сентября 2012 21:16
    Касавцы не спорю! но по моему Акулы всё же покрасивше будут и потише ну пострешней естественно (для недругов) ИМХО
  8. cahekmosa 18 сентября 2012 22:54
    классная лодка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня