Танковый паноптикум. «Танки-жирафы»

50
Танковый паноптикум. «Танки-жирафы»
«Танк-жираф» инженера Джона Таппа «Praying Mantis» («Богомол»). Кабина экипажа начинает подниматься…

«Улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.»
Г.С. Альтшуллер

История бронетанковой техники. Сегодня мы вновь побываем в нашем танковом паноптикуме, причём по размерам наша выставка будет не большой, но интересной. Речь пойдёт о «танках-жирафах», то есть машинах с поднимающимися боевыми частями.

А было так, что ещё в далёкое советское время мне довелось прочитать очень интересную книгу Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана «Месяц под звездами фантазии», из которой я впервые узнал про ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач, и… она мне исключительно понравилась. Случилось это в 1988 году, как раз когда я работал над кандидатской диссертацией в аспирантуре КуГУ, и я не упустил возможности написать в ней, что неплохо было бы студентам давать её читать, то есть хотя бы знакомить их с ТРИЗом, а ещё рассказать о нём на Куйбышевском телевидении в передаче «Мастерская школьной страны», которую я тогда там вёл с 1985 по 1989 год. Но нужно было показать решение одной из тризовских задач наглядным образом. Потому что в каждой передаче «Страны…» рассказывалось о какой-то самоделке. Дело шло к 23 февраля, и я решил сделать… танк! Ведь танк – это клубок противоречий, причём одно из них таково: танк должен быть низким, чтобы его было трудно заметить неприятелю, и танк должен быть высоким, потому что «сверху всё лучше видно». Каким образом можно было попытаться разрешить это противоречие? А вот каким: создать танк с поднимающейся башней!




Опять обложка американского журнала «Современная механика», и на ней поднимающийся на большую высоту мобильный наблюдательный пункт!

То есть одна и та же машина одновременно и низкая, и высокая. Поднял башню из-за кустов, из оврага, из-за забора, высмотрел противника, а то ещё и стрельнул по нему и тут же опустил, раньше, чем он тебе успеет ответить! Модель получилась очень эффектной. Она не только ездила и поворачивала, но и поднимала и опускала башню, крепившуюся к корпусу на «двузубом» рычаге. Передача куйбышевским школьникам, и не только им, но и взрослым, тогда понравилась. Вот только на вопросы в письмах о том, разрабатываются ли где-то такие танки по-настоящему, я не мог ответить по причине незнания. Не сохранилась и сама модель. За 40 проведённых в Куйбышеве передач их накопилось так много, что вести их в Пензу не представлялось никакой возможности. Так они и остались будущему обитателю моей аспирантской квартиры на память...

Впрочем, прошло время, и сегодня о «танках-жирафах» можно рассказать уже значительно подробнее…

А началось всё с того, что в 1937 году британский инженер Джон Тапп получил патент на низкопрофильную машину, устроенную таким образом, что она могла вести огонь поверх стен и из-за невысоких укрытий. Начало войны с Германией работы подстегнуло, ведь все тогда только и говорили, что немцы вот-вот высадятся на британских островах, и тут уж хороши были любые средства, чтобы дать им отпор.


«Богомол» Таппа с кабиной экипажа, поднятой на максимальный угол возвышения

И вот в 1941 году Тапп наконец-то представил свою машину Военному ведомству. По сути это была танкетка «Карден-Лойд», на шасси которой устанавливался специальный подъёмный механизм, вооруженный пулеметной установкой. Водитель, одновременно являющийся стрелком, находился лёжа (!) в поднимающейся части машины и мог вести наблюдение через смотровую щель и перископ. Интересной особенностью конструкции было наличие некоего подобия стабилизатора пулеметной установки в вертикальной плоскости.


В чём в чём, а в необычности внешнего вида машине Таппа отказать было сложно… Чем-то его турель напоминает голову робота-миротворца из кинофильма «Короткое замыкание» (1986 г.)

Необычного вида машина получила название «Praying Mantis», то есть «Богомол», и – да, действительно, чем-то она и впрямь была на него похожа! На испытаниях были отмечены, конечно, некоторые недостатки: самый существенный – экипаж из одного человека, – но в целом машина работала! Понятно, что конструктор тут же сделал её двухместной. А ходовую часть решили использовать от многоцелевого бронетранспортера «Универсал», так как эта бронемашина была и технически надёжной и хорошо отработанной в производстве.

Для того времени это была более чем новаторская разработка. Так, максимальная высота подъёма боевой части «Богомола» составляла 3,48 метра. При этом водитель (справа) и пулеметчик (слева) по-прежнему размещались в лежачем положении, так что «нормальная» его высота была меньше человеческого роста!

Модернизированного «Богомола» начали испытывать в 1943 году, когда угроза немецкого десанта на острова уже миновала. Кроме того, выяснился один любопытный специфический недостаток машины. Дело в том, что кабину на ходу, когда она была поднята, сильно раскачивало, и у экипажа начиналась «морская болезнь». Кроме того, существовала проблема дистанционного наведения турели. Всё-таки волоконная оптика и ТВ-кабели, да и само ТВ в то время отсутствовали, вернее, не достигли уровня сегодняшнего совершенства. Поэтому в 1944 году проект был закрыт. Хотя машина получилась очень даже неплохая. Особенно подкупала её высота: всего 1200 мм в «сложенном состоянии». Вооружение: два 7,92-мм пулемета «Брен» посчитали вполне достаточным. Ну и скорость: 48 км/ч – тоже очень неплохо для такой вот маленькой машины. Но… она была уже не нужна!


«Богомол» в камуфляже. Вид сбоку. Вверху кабина экипажа опущена, внизу – поднята

Проект танка с поднимающейся башней в годы войны родился в СССР. Но, конечно, на него достаточно лишь взглянуть, чтобы понять всю его нереальность.


Проект советского танка с поднимающейся башней

Зато в США пятидесятых годах прошлого века была предпринята попытка создать танк «Фэлкон» («Сокол») с… «летающей башней». По идее он должен был совмещать плюсы вертолета и танка с поднимающейся башней.


Его примерный внешний вид

Внутри цилиндрической башни с аэродинамическим профилем внутренних стенок находился двигатель с воздушными винтами соосного вращения и кабина пилота с пулеметом. Правда, пилот из неё должен был смотреть к горизонту под углом, что ограничивало его угол зрения. Но он мог его увеличить, поднявшись на большую высоту. Ракеты – основное его вооружение, находились в трубах-контейнерах по обеим сторонам цилиндра. В целом идея вроде бы и неплохая, но… достойная не столько армии, сколько цирка на свежем воздухе. Требовалась филигранная техника пилотирования, чтобы управлять «летающей башней», а уж расходы на эксплуатацию такого танка превысили бы все разумные пределы. Другое дело танк с площадкой для запуска дронов, причём дронов с питанием по кабелю от танкового генератора.

Такая машина была описана в книге «Танки уникальные и парадоксальные» в качестве одного из возможных путей развития БТТ в будущем. Но… это «предвидение» не оправдалось. Дроны на танки уже устанавливают, но пока что используются те, что имеют автономное питание.

Вообще, как это всегда и бывает, реальность оказалась куда прозаичнее и рациональнее всяких прогнозов.


Вот, например, так выглядит американский БТР М113 со станцией засечки артиллерийских батарей противника. Она оборудована поднимающейся мачтой, и довольно высокой, с радаром наверху, но и не более того… Вооружение там не установлено!


М113А2 «Тоу-2» – самоходная установка для запуска управляемых противотанковых ракет. Для стрельбы контейнер с ракетами несколько приподнимается над корпусом БТР, однако не очень высоко

Тем не менее идея танков с поднимающимися боевыми частями не умерла. Напротив, в 70-ые годы прошлого века кроме охоты на танки для «жирафов» придумали новую задачу: теперь им предстояло бороться с советскими боевыми вертолетами. Конечно, были и ЗСУ, и ЗРК, но они очень часто лишены прямой линии визирования. А вот «Жираф» мог бы поражать советские Ми-24, укрывшись за лесом, из-за домов – да мало ли откуда он смог бы высунуть свою длинную «шею».


В качестве одного из вариантов в той же Германии, например, рассматривалось использование швейцарско-американской универсальной ракеты ADATS (Air Defense Anti Tank System), установленной на танковом шасси

Немецкой идеей вскоре заинтересовались Англия и Франция. После чего во второй половине 80-ых был дан старт проекту «Пантера-2» — это уже был полноценный ракетный «танк-жираф». Такая машина должна была действовать из засады, выполняя функцию противотанкового мобильного комплекса, однако она при этом вполне могла бы участвовать непосредственно в танковом бою. То есть степень её универсальности при этом бы повысилась!

Уже в 1988 году фирма «Вегман» была признана победителем, поскольку ей удалось предложить самый дешёвый вариант подъёмной установки с ракетами НОТ-3.


Их конкурентом стала компания «Евромиссайл Дайнемикс», проложившая универсальный комплекс TRIGAT (Third Generation Anti Tank) на шасси танка «Леопард 1А2

Появилась идея сделать поднимающейся и автоматическую пушку для самообороны, а ещё вместо ПТУР вооружить такую машину поднимающейся лазерной установкой – сбивать вертолеты и ослеплять экипажи танков противника.

Немцы посчитали, что такие установки – это «самое то», но тут наступил 1991 год, «угроза с Востока» рассеялась как дым, и деньги на это новое «супероружие» решили не тратить, а пустить их на долгожданную интеграцию с Восточной Германией.


Танк с поднимающейся башней: проект по программе «Панцеркампфваген-2000»

Позже, уже в нулевые годы, в рамках работы над БМП «Пума» вновь рассматривался вариант создания ПТРК с поднимаемым боевым модулем, но дальше чертежей дело, как и прежде, не пошло.

В США была предпринята попытка на базе авиадесантного танка «Шеридан» создать легкий танк HSTV-L с 75-мм автоматическим орудием, обладающим высокой скорострельностью и начальной скоростью снаряда до 3000 м/с. Планировалось сделать его артиллерийскую установку поднимающейся, так, чтобы он мог обстреливать цели из-за укрытия, но хотя танк этот и был построен и испытывался, на вооружение его так и не приняли!


Легкий танк HSTV-L в действии


Гипотетический танк с поднимающейся башней на шасси легкого танка «Шеридан» с пусковой установкой для управляемых ракет «Шиллела». Проект представляется куда более реалистичным, нежели танк HSTV-L. Во всяком случае, на военном параде на Красной площади, да ещё с поднимающейся во время движения башней, танк такого типа смотрелся бы исключительно хорошо (и сделать его действующим, кстати, нетрудно!), и поломать голову иностранных военных атташе он бы заставил! А уж какие бы они посылали шокирующие донесения в свои МО…


Пуск ракеты «Шиллела» из орудия-пусковой установки танка «Шеридан»

Работы над такими машинами велись, например, в Польше, где очень опасались и опасаются танков России. Также были проекты у чехов и сербов. Но денег на их реализацию так и не нашлось. Наконец, ПТРК с поднимающимся модулем разрабатывался и в Китае, но до серийного выпуска дело и там не дошло. Впрочем, одной из причин, возможно, является то, что противотанковые ракеты сегодня уже научились огибать препятствия — стоит лишь только поднять повыше систему наведения. Потому и нужды в «жирафах» особой нет. Ну и сложность таких установок при их малой универсальности военным по-прежнему не нравится.


Гипотетический «городской танк» с низкоимпульсным орудием крупного калибра и мощной системой гашения отдачи. В задней части танка в броневом коробе с бойницами располагаются пехотинцы, обеспечивающие его защиту от бойцов противника с противотанковыми ручными гранатометами

P.S. Цветные иллюстрации принадлежат А. Шепсу.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    30 ноября 2021 18:08
    Олегович! Удивил! good
    1. +8
      30 ноября 2021 18:39
      Присоединяюсь.
      Браво, Вячеслав Олегович!
      О предтечах нынешних "телескопов" даже не слыхал.
      1. +8
        30 ноября 2021 19:21
        Рад, что сумел-таки дать Вам новую информацию.
      2. +7
        30 ноября 2021 20:15
        Цитата: Вождь краснокожих
        О предтечах нынешних "телескопов" даже не слыхал.

        Информация о "телескопических" башенках-ПУ с ПТУРами НОТ и подобных проектах печаталась в конце прошлого века в журнале "Зарубежное военное обозрение" ! О "богомоле" рассказывалось обычно в журналах ,размещавших на своих страницах "танковые серии"...типа "Техника-молодёжи", "Наука и техника"....Кстати,под впечатлением этих "материалов" .тогда у меня открылся "творческий энтузизизм" и я "выдал на гора" несколько "проектов" в подобном стиле ! В том числе была и бронемашина с башней-привязным вертолётом БПЛА...
        1. +7
          30 ноября 2021 20:27
          Цитата: Nikolaevich I
          В том числе была и бронемашина с башней-привязным вертолётом БПЛА...

          !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          1. +3
            30 ноября 2021 21:19
            Цитата: kalibr
            В том числе была и бронемашина с башней-привязным вертолётом БПЛА...

            !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

            Я ж говорю...энтузизизма много было ! fellow Кстати, башня не была "заменой" танковой...! yes Это был самоходный ПТРК... feel
            1. +3
              30 ноября 2021 21:20
              Цитата: Nikolaevich I
              Это был самоходный ПТРК..

              Понял сразу. Идеи носятся в воздухе.
    2. +6
      30 ноября 2021 19:15
      Изучивший ТРИЗ ответил на вопрос-что такое ПТРК+кран + жираф.
      Был еще один американский интересный проект пятидесятых- танк «Фэлкон» («Сокол») с летающей башней. Он совмещал плюсы вертолёта и танка с поднимаемой башней.
      Сегодня имеются в наличии израильские роботизированные пулеметные вышки "Sentry Tech"на границе с сектором Газа.
      Конечно плюс за статью по всем параметрам подходящей для ВО.
      1. +5
        30 ноября 2021 19:19
        Под хорошими статьями и комментарии интересные и познавательные, всегда с удовольствием изучаю, бывает и не один раз перечитываю hi
    3. +1
      30 ноября 2021 23:12
      Но забыл про шведов с их поднимающимися танками.А ведь серийно строились...
  2. +9
    30 ноября 2021 18:23
    «Танк-жираф» инженера Джона

    ...ага,вот кто прототип был героя фильма

    [/center]
  3. +5
    30 ноября 2021 18:31
    Фантазия людская не знает преград.
  4. +9
    30 ноября 2021 18:37
    Так, максимальная высота подъёма боевой части «Богомола» составляла 3,48 метра.


    Британский истребитель танков FV4005 Stage 2 или "Кентавр". Высота - 3,6 метра, вооружение - орудие QF 183 mm (7.2 in) L4. И ничего никуда подымать не надо.
    1. 0
      2 декабря 2021 12:02
      Очень на КВ-2 похож. :)
  5. +10
    30 ноября 2021 18:43
    Идея интересная, но как всегда при решении технических задач, при решении одной проблемы, создающая новые. И если новые менее значимы чем старая, все отлично, а наоборот, значит уже ничего из этого не выйдет. При внедрении систем подъёма вооружения сразу же возникает масса проблем: усложнение (и, само собой, удорожание конструкции), проблемы с откатом и устойчивостью системы при ведении огня, уязвимость, если противник застал со снятыми штанами, пардон, с поднятой вышкой, наконец повышение риска потери машины если вышка назад не сложится из-за поломки или боевых повреждений, трудности с применением в движении из-за раскачивания.
    Но в целом, особенно для самоходных ПТРК и приборов наблюдения тема перспективная. Однако сейчас против нее, например, играет распространение упомянутых дронов. Вот только они не панацея. Пока дроны эффективно применяются против "диких" и/или бедных противников, все хорошо. А что будет в случае столкновения с армией, имеющей силы и средства противодействия? Например мощную артиллерию, ракеты, авиацию, а главное эффективное управление и радиоразведку. Там может случиться ситуация, что даже телефон или рацию в прифронтовой зоне включить будет нельзя, так как через минуту-две прилетит. А уж ПУ дрона вообще может стать приоритетной целью. И тогда придется полагаться на проводную связь и такие вот "вышки", если не хочется выходить против такого врага в полный рост и с голой грудью.
    1. +9
      30 ноября 2021 19:16
      Очень хороший комментарий, спасибо!
  6. +6
    30 ноября 2021 19:07
    Сегодня это наверное на много проще сделать присабачить к любому крану птур и отдельно обзорную камеру и вперед, дешево сердито.
  7. +8
    30 ноября 2021 19:08
    Танк с поднимающейся башней: проект по программе «Панцеркампфваген-2000»
    Интересно, как они собирались гасить отдачу? При таком то рычаге.
    1. +6
      30 ноября 2021 19:18
      Цитата: abrakadabre
      Интересно, как они собирались гасить отдачу?

      Вот мне тоже это очень было интересно. Но нашел только эту информацию, увы.
      1. +11
        30 ноября 2021 20:22
        Интересный вопрос..Это было первое, о чем подумалось..В самой идее как таковой ничего плохого нет - это как с ружжом,которое из-за палить может.Думаю,что здесь-то собака и порылась - как раз из-за проблем с отдачей,которая могла сломать систему подъёма башни с пушкой это все и осталось на уровне проектов.Зато пулеметы,ПТУР осуществимы и уже в металле есть.У Вас там проект танка В.Ф. Лентовского есть,который он в 43 предложил, так там у него два варианта было - с одной и двумя как на фото башнями, так вот : проект попал в ГАБТУ в начале февраля 1943 года, отрицательный ответ последовал в июле. В качестве недостатков отмечалось, что «телескопическое устройство будет недостаточно жёстким для прицельной стрельбы, дополнительные противооткатные приспособления сильно увеличат вес конструкции, а башню будет невозможно выдвигать на подъёмах, спусках и кренах.»
  8. +6
    30 ноября 2021 19:10
    Интересно, Хризантема тоже к жирафам относится или так, жирафчик?
    1. +4
      30 ноября 2021 19:20
      Про нее на ВО было в моем материале про "ракетные танки", поэтому повторяться не стал.
  9. +3
    30 ноября 2021 19:20
    "О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух,
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг." А.С Пушкин.
    "Очевидное-невероятное"
    1. +10
      30 ноября 2021 19:31
      Цитата: bandabas
      И гений, парадоксов друг." А

      И случай - Бог-изобретатель!
      1. +2
        30 ноября 2021 19:45
        А при чем здесь Бог, или боги? Просто была на советском ТВ хорошая научно-аналитическая передача.
        1. +8
          30 ноября 2021 20:14
          О, сколько нам открытий чудных
          Готовят просвещенья дух,
          И опыт, сын ошибок трудных,
          И гений, парадоксов друг,
          И случай, бог изобретатель.
          Просто так у Пушкина...
          1. -1
            2 декабря 2021 16:19
            Из Пушкина. Крылатые фразы. В чем сарказм?
            1. 0
              2 декабря 2021 17:04
              Почему обязательно сарказм? Я привел полный текст этого стихотворения, только и всего. К чему во всем искать какую-то чернуху?
  10. +6
    30 ноября 2021 20:07
    Спасибо автору , позновательно good Не слышал не читал о подобных танках-,,жирафах,, recourse
  11. +4
    30 ноября 2021 20:19
    Проект танка с поднимающейся башней в годы войны родился в СССР.
    Такой проект может родиться только в кружке "Умелые руки" у школьников, которые ещё не проходили физику. Им можно такие проекты сочинять.
    1. +4
      30 ноября 2021 20:30
      Цитата: Авиатор_
      Такой проект может родиться только в кружке "Умелые руки" у школьников, которые ещё не проходили физику. Им можно такие проекты сочинять.

      Не только! Еще более бредовые проекты приходили Сталину от военных инженеров-полковников, батальонных комиссаров, замполитруков, Ж.Я.Котин тоже отметился проектами танков-монстров Вот им, наверное, такие проекты и впрямь не стоило предлагать.
      1. +1
        30 ноября 2021 20:42
        Про Котина хотелось бы подробнее. Есть материал?
        1. +6
          30 ноября 2021 21:07
          Про Котина хотелось бы подробнее. Есть материал?

          Поищите публикации по КВ-4, КВ-5 и "объект 705".
          1. +2
            1 декабря 2021 08:31
            Доброе утро, Виктор! hi
            По "объекту 705" нашел только картинки из танковой игрушки, но доверия к этому как-то не присутствует.


            Тем более на изображении с "Фердинандовской" ходовой.
            1. +3
              1 декабря 2021 10:32
              "Объект 705" из стадии проекта не вышел, его нет в металле.
        2. +2
          30 ноября 2021 21:12
          https://topwar.ru/page,1,2,91865-kirovskie-monstry.html
          Но это не все. Где-то должен быть материал про сверхтяжелые машина, на которые он объявлял у себя в КБ конкурс. Особенно впечатляет танк Шашмурина - 107 пушка в каземате и башня от КВ-1 на корпусе. Вес под 100 тонн. И никто им не сказал что в СССР нет мостов по которым бы он проехал... В конце статьи есть ссылка на две книги. О танках Кировского завода - там подробно. Кстати, эти же "инженеры" поставили на КВ трансмиссию от американского сельскохозяйственного трактора... не помню марку, но потом это выяснилось. Неудивительно, что его проходимость была плохой, она просто не рассчитывалась на такой вес.
          1. +2
            30 ноября 2021 21:18
            И вот забавно: Интересно, что как писал один из конструкторов Кировского завода Ф. Коробков, их главный конструктор Ж.Я. Котин «… кроме тактико-технических параметров, придавал большое значение эстетической стороне танка, и это проявилось при создании всех последующих моделей…» [2,125].
            1. +1
              30 ноября 2021 22:22
              Ну, до сумрачного немецкого гения Порше (танк "Мышонок" -190 т) ему всё равно далеко.
              1. +1
                1 декабря 2021 12:15
                Цитата: Авиатор_
                Ну, до сумрачного немецкого гения Порше (танк "Мышонок" -190 т) ему всё равно далеко.

                Разница в 10 т. Между танком Шашмурина и Порше...
                1. 0
                  1 декабря 2021 19:40
                  Особенно впечатляет танк Шашмурина - 107 пушка в каземате и башня от КВ-1 на корпусе. Вес под 100 тонн.
                  Мышонок - 190 т. Разница 90 т.
                  1. 0
                    1 декабря 2021 19:50
                    Верно, вот ведь хотел одно написать, отвлекся и написал другое. Мне очень повезло в свое время. Авторский коллектив Попова гк. Кировского завода нанимал меня редактировать их книгу. Ну и в благодарность, получил доступ к чертежам всех этих монструозных танков. Там чего только не было. Шепс устал рисовать их проекты... Но вес везде больше 100 тонн, так что, увы, глупость всех и военных и конструкторов очевидна. Впрочем, это не глупость. Время такое было, что лучше было делать танк в 100 тонн на воле, чем валить лес на Колыме.
            2. +2
              30 ноября 2021 22:50
              Ж.Я. Котин «… кроме тактико-технических параметров, придавал большое значение эстетической стороне танка, и это проявилось при создании всех последующих моделей…»

              "Хорошо летают только красивые самолёты", – говорил Андрей Туполев.
              Мне кажется, наши конструкторы были правы...
              1. -1
                1 декабря 2021 12:13
                Цитата: Пижон
                Мне кажется, наши конструкторы были правы...

                Речь идет о танках. Вы скажете, что излом брони КВ "красивее", чем прямой лист Т-34? Или такое расположение бронелистов прочнее?
                1. 0
                  1 декабря 2021 13:07
                  Как по мне и Т-34, и КВ-1 - оба производят приятное эстетическое впечатление.
                  А уж ИС-3 - вообще, красавец wink
                  1. +3
                    1 декабря 2021 16:42
                    ИС-3 красив, потому, что функционален, Т-34 красив потому, что у него оптимальный наклон переднего бронелиста - 45 градусов. Сравните с Шерманом: у него 52 градуса и уже смотрится плохо - не оптимально. Но нос КВ-1 тоже не оптимален. Там угол и два катета, которые следовало бы заменить одной плитой - гипотенузой. По образцу Т-34. Угол наклона вышел бы меньше, как у Шермана. Но это было технологично (объем сварки меньше в два раза), дешевле, и выгоднее. Эстетика тут не причём!
          2. +3
            1 декабря 2021 10:58
            Цитата: kalibr
            Кстати, эти же "инженеры" поставили на КВ трансмиссию от американского сельскохозяйственного трактора... не помню марку, но потом это выяснилось. Неудивительно, что его проходимость была плохой, она просто не рассчитывалась на такой вес.

            С массой КВ на ЛКЗ промахнулись в двух местах - и ходовая, и трансмиссия были рассчитаны на 40 тонн. А уже первый образец подрос до 43 тонн. Серийные же машины с их 47,5 тонн массово страдали от поломок КПП, подвески и тормозов из-за нерасчётной нагрузки.
            Хорошо ещё двигателисты тоже промахнулись с системой охлаждения, так что танк быстрее 24 км/ч ползать не мог. smile
  12. +1
    1 декабря 2021 07:50
    ещё в далёкое советское время мне довелось прочитать очень интересную книгу Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана «Месяц под звездами фантазии», из которой я впервые узнал про ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач

    Есть у меня эта книжка и не только она. В свое время я прошел курс в 2 недели по ТРИЗ и АРИЗ с отрывом от производства.
    Есть интересная статья об инженерной интуиции.
    https://bukren.my1.ru/publ/krenev/engineering_intuition_1/4-1-0-13
    Для тех кому интересна эта тема могу предложить список литературы.
    1. Г.С. Альтшуллер. "Как научиться изобретать", Тамбовское книжное издательство, 1961.
    2. Г.С. Альтшуллер. "Основы изобретательства", Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1964.
    3. Г.С. Альтшуллер. "Алгоритм изобретения", М, Московский рабочий, 1973.
    4. Г.С. Альтшуллер. "Творчество как точная наука", М, Советское радио, 1979.
    5. Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий. "Крылья для Икара", Петрозаводск, Карелия, 1980.
    6. А. Селюцкий, Г. Слугин. "Вдохновение по заказу", Петрозаводск, Карелия, 1977.
    7. Г. Альтов "И тут появился изобретатель", М, Детская литература, 1984, 2-е издание 1987, 3-е издание дополнительное 1989.
    8. Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, В.И. Филатов. "Профессия-поиск нового", Кишинев, Картя Молдовеняскэ, 1985.
    9. Г.С. Альтшуллер. "Найти идею", Новосибирск, Наука, 1986.
    10. Г.И. Иванов. "И начинайте изобретать", Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
    11. Н.Т. Петрович, В.М. Цуриков. "Путь к изобретению", М, Молодая гвардия, 1986.
    12. "Дерзкие формулы творчества", серия "Техника-молодежь-творчество", составитель А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, Карелия, 1987.
    13. "Нить в лабиринте", серия "Техника-молодежь-творчество", составитель А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, Карелия, 1988.
    14. "Правила игры без правил", серия "Техника-молодежь-творчество", составитель А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, Карелия, 1989.
    15. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. "Месяц под звездами фантазии", Кишинев, Лумина, 1988.
    16. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. "Изобретатель пришел на урок", Кишинев, Лумина, 1990.
    17. Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов "Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев, Картя Молдовеняскэ, 1989.
    18. Ю.П. Саламатов. "Как стать изобретателем", М, Просвещение, 1989.
    19. Г.И. Иванов. "И начинайте изобретать", 2-е издание, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.
    20. "Как стать еретиком", серия "Техника-молодежь-творчество", составитель А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, Карелия, 1990.
    21. Г.С. Альтшуллер. "Найти идею", 2-е издание, Новосибирск, Наука, 1991.
    22. Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. "Не бойтесь бурь! (Жизненная стратегия творческой личности)", серия "Стратегия творчеств", Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 1991.
  13. +3
    1 декабря 2021 08:01
    В старом ЗВО была заметка. Немецкая установка ПТУР на подъемнике. Есть статья о "жирафах" в военной технике
    http://alternathistory.com/tank-zhiraf-nemetskaya-smekalka-protiv-sovetskoj-tehniki/
    Там эта установка есть.
  14. 0
    1 декабря 2021 22:47
    Проекты не обремененные устаявшимися традициями.
  15. 0
    16 февраля 2022 19:07
    Оставили бы на "Богомоле" водителя в корпусе в нормальном сидячем "виде", а поднимали бы только наблюдателя, тоже сидя и за пулемётом - было бы более жизнеспособно.