Военное обозрение

Желания и реальность. Строительство базы ВМС Украины в Бердянске

31

Катер типа "Гюрза-М" на испытаниях. Фото Минобороны Украины


Несколько лет назад военное и политическое руководство Украины решило усилить присутствие своих военно-морских сил в Азовском море. Для этого было предложено построить и ввести в строй новую военно-морскую базу в г. Бердянск. Строительство такого объекта началось не так давно и до сих пор не окончено. Проект регулярно сталкивается с различными трудностями, а кроме того, имеет сомнительные перспективы и ценность.

Желания и действия


Принципиальное решение о создании новой базы на берегах Азовского моря было принято еще в 2016-17 г. в рамках общих работ по формированию новой украинской Морской доктрины. До того времени азовское побережье прикрывал только небольшой пограничный отряд катеров и кораблей с весьма ограниченными возможностями. За счет новой ВМБ предлагалось значительно повысить защиту побережья.

Для размещения новой базы выбрали порт г. Бердянск, уже имеющий необходимую инфраструктуру. В течение нескольких следующих лет планировали провести его реконструкцию с переводом части объектов в ведение ВМС. Затем в Бердянск собирались перенести некоторые объекты и структуры с существующей ВМБ «Схiд» («Восток») из г. Николаев, а также сформировать т.н. дивизион кораблей Азовского моря.

Первые меры организационного характера были приняты еще в 2018 г. Так, осенью на строящуюся базу в Бердянске отправили первые корабли и катера. Переброска боевых и вспомогательных единиц не обошлась без неприятностей. В ноябре 2018 г. два катера и буксир при переходе на новую ВМБ сознательно нарушили правила судоходства и вторглись в российские воды, после чего были задержаны.

Несмотря на переброску кораблей и катеров, реальные работы по реконструкции и созданию базы начались только в прошлом году. В апреле 2020 г. сообщалось, что до конца года бердянский торговый порт передаст ВМС необходимые объекты, а в течение 2021 г. будет выполнена реконструкция и перестройка инфраструктуры. Стоимость проекта оценивалась в 553 млн гривен (ок. 1,5 млрд руб.)


Один из катеров пр. 58155 в Бердянске, 2020 г. Фото ОП Украины

Означенные сроки выполнения работ подходят к концу, но новая ВМБ «Восток» все еще не приобрела желаемый вид. В связи с этим новое руководство министерства обороны недавно распорядилось ускорить строительство. По всей видимости, завершить работы до конца этого года, как планировалось раньше, не удастся.

Силы и средства


Новая военно-морская база строится на базе существующей инфраструктуры бердянского торгового порта. Для военного использования выделено более 3 га площадей и несколько сотен метров причальной линии. В прошлом упоминалась возможность выделения новых площадей для создания необходимых объектов и развертывания дополнительных подразделений.

На ВМБ «Схiд» планируется развернуть штаб и вспомогательные подразделения. Основные силы базы будут включать дивизион боевых катеров и кораблей, а также дивизион вспомогательного назначения. К базе планируется приписать несколько частей и соединений береговых войск – бригаду морской пехоты и артиллерийские подразделения. В отдаленной перспективе предлагалось дополнить надводные и береговые силы морской авиацией.

Корабельный состав базы пока не отличается большими размерами или высокими боевыми качествами. Имеется всего четыре бронекатера пр. 58155 «Гюрза-М» с артиллерийским вооружением. Также в Бердянск переброшены корабль управления (бывшая плавмастерская) «Донбасс» и два буксира – «Корец» и «Яны Капу».

В ближайшем будущем командование планирует увеличить количество вымпелов. Такие задачи будут решаться, в первую очередь, при помощи катеров «Гюрза-М» – путем строительства новых или переброски имеющихся с других ВМБ. Возможен перевод новых вспомогательных судов разного назначения.


Корабль управления "Донбасс". Фото Wikimedia Commons

Имеются большие планы на технику зарубежного производства. Так, с 2019 г. украинские ВМС получают американские патрульные катера типа Island. Также имеется соглашение о передаче 16 катеров Mark VI. Как сообщалось ранее, часть катеров этих типов будет переброшена в Бердянск, где дополнит технику украинской постройки и усилит новую ВМБ.

Планы и реальность


Украинское военное и политическое руководство неоднократно говорило о важности новой бердянской военно-морской базы. Она призвана прикрывать азовское побережье страны от пресловутой агрессии России или непризнанных республик, а также должна защищать судоходство в ближайших акваториях. Соответственно, ВМБ «Восток» имеет едва ли не стратегическое значение.

При этом база в Бердянске не останется единственной в своем роде. Аналогичное строительство планируют осуществить в Мариуполе. Предполагается, что размещение большого числа катеров, нескольких кораблей и вспомогательных судов в двух портах значительно повысит безопасность на восточном направлении.

Следует признать, что украинские оценки в некоторой мере правдивы. Действительно, за счет новых баз и катеров украинские ВМС смогут резко усилить присутствие в Азовском море. Впрочем, ожидаемый рост показателей станет проявлением т.н. эффекта низкой базы. До 2018 г. весь азовский «флот» Украины состоял всего из нескольких пограничных катеров, и поэтому любая относительно современная боевая единица приобретает большое значение количественного и качественного характера.

Достижению других успехов – и даже выполнению поставленных задач в назначенные сроки – мешает стандартный набор проблем современной Украины. Строительство и оснащение баз сталкивается с недостатком финансирования, усугубляемым коррупцией на всех уровнях, а также с организационными и технологическими проблемами и т.д. Вследствие этого строительство в Бердянске до сих пор не завершено, и буквально накануне запланированной даты сдачи командованию приходится отдавать распоряжения об ускорении работ.


Катера Island, переданные Украине в 2019 г. Фото ОП Украины

В составе новых соединений и баз будут служить только катера разных проектов, имеющие ограниченные боевые возможности. Развертывание и применение более крупных и лучше вооруженных кораблей оказывается невозможным из-за ограниченных глубин Азовского моря. Кроме того, у Украины могли бы возникнуть проблемы с их переброской через Керченский пролив.

Ограничения и риски


Таким образом, Украина продолжает строительство новой военно-морской базы в Бердянске и имеет все шансы завершить его в обозримом будущем. Затем ожидается прибытие всех требуемых катеров и судов, однако эти процессы могут растянуться на несколько следующих лет. По результатам всех этих событий, как ожидается, украинские ВМС серьезно усилят свое присутствие в Азовском море и улучшат оперативные возможности.

Однако проект сталкивается с рядом серьезных проблем и объективных ограничений, которые сейчас мешают строительству, а в будущем ухудшат боевой потенциал новых баз и соединений. В частности, основой группировки все равно останутся катера с ограниченными характеристиками и боевыми возможностями, способными решать лишь отдельные задачи.

Фактически вся работа азовского «флота» сведется к патрулированию акваторий и прикрытию побережья или торговых путей – с ограниченными результатами. Впрочем, возможно проведение и иных мероприятий. К примеру, нельзя исключать возможность новых провокаций по типу инцидента 2018 г. При всех своих ограничениях, катера «Гюрза-М» или Island справятся с такой «работой». А их базирование на Азовском море позволит устраивать провокации чаще и активнее.

Есть все основания считать, что при строительстве ВМБ «Схiд» военные задачи отходят на первый план, а главными оказываются политика и финансы. Так, при помощи подобного строительства киевские власти в очередной раз картинно демонстрируют намерение развивать свои вооруженные силы и заботиться о национальной безопасности, а также показательно декларируют готовность противостоять России и непризнанным республикам. При этом строительство требует соответствующего финансирования – и заинтересованные лица не упустят своей возможности «заработать» на этом.
Автор:
31 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Mitroha
    Mitroha 26 ноября 2021 06:24
    +4
    Чиновники на Окраине, работают быстрее и эффективнее строителей. Пусть так и остается smile
  2. Владимир Владимирович Воронцов
    0
    У Украины могли бы возникнуть проблемы с их переброской через Керченский пролив

    ***
    МОРСКОЙ БОЙ ПОД МОСТОМ

    (Ноябрь 2018)

    ---

    Двадцать пар кружевных труселей

    И один боевой унитаз

    Потерял в неравном бою

    Украинский морской спецназ...

    ©
    ***
  3. Ros 56
    Ros 56 26 ноября 2021 06:40
    -1
    Новые цели нанесены на карту. wassat
  4. Владимир61
    Владимир61 26 ноября 2021 07:01
    -1
    Интересно! Сколько десятков, таких катеров Island, уместится на яхте Абрамовича?
    1. tralflot1832
      tralflot1832 26 ноября 2021 07:13
      +1
      Уточните на какой яхте?У него этих яхт,как гуталина на гуталиновой фабрике.
  5. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 26 ноября 2021 08:15
    +5
    Но Азовское море это-,, лужа,,. Даже мне это понятно. И море- закрытое. Зачем им база в закрытом море?
    1. S.K.Vichyakow
      S.K.Vichyakow 26 ноября 2021 11:33
      +4
      Цитата: Андрей Николаевич
      Но Азовское море это-,, лужа,,. Даже мне это понятно. И море- закрытое. Зачем им база в закрытом море?

      Шоб було. А то у усих е, а у их нема.
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 26 ноября 2021 14:14
        +2
        Вполне логичный и исчерпывающий ответ.)
    2. lopuhan2006
      lopuhan2006 26 ноября 2021 14:27
      +4
      Это скорее Пункт базирования. Для контроля за судами и рыболовства вместе с Мариуполем будет достаточно. Катеров вполне достаточно для этого. Создать провокацию при отмашке сверху они конечно смогут, но тк этого до сих пор не было, значит инстинкты самосохранения ещё присутствуют. Вооружения на этих катерах хватит на любой наш ПСКР , вот только я думаю, что они сами понимают, что это билет в один конец. Этот проект для Украины как пиар и попутно решение пограничных вопросов, причём самодостаточное в нынешних реалиях.
    3. RoTTor
      RoTTor 26 ноября 2021 19:34
      0
      А нагадить "клятым агрессорам",
      - а создавать помехи торговому судоходству на Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону?
      - а искоренять последние рыбные запасы когда-то щедрого на ценную рыбу Азовского моря?
      - а отпугивать отдыхающих с курортов российского побережья Азовского моря.
      ну и провокации устраивать по команде заокеанских хУзяев.

      Но. ГЛАВНОЕ, на строительстве так называемой ВМБ, успеть украсть как можно больше, пока эта комедия с незалежностью не закончилась
    4. Jekakiller258
      Jekakiller258 29 ноября 2021 20:41
      0
      Потому что на этих корытцах в открытом море СТРАШНО...
  6. Seamaster
    Seamaster 26 ноября 2021 11:22
    -1
    Главное этому флоту не ввязаться в эскадренный бой с одним российским БТРом. Результаты будут плачевными.
  7. singless
    singless 26 ноября 2021 11:58
    +1
    500 млн гривен на краску остальное на бумагу туалетную
    1. RoTTor
      RoTTor 26 ноября 2021 19:41
      0
      Вся эта истерия со странной 8-летней войной БЕЗ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, и эта комедия со строительством так называемой ВМБ, чтобы успеть украсть как можно больше, пока эта комедия с незалежностью не закончилась
      1. Владимир Машков
        Владимир Машков 27 ноября 2021 11:37
        -1
        А, может, и построют... Если успеют! laughing
  8. Шарнхорст
    Шарнхорст 26 ноября 2021 12:24
    +1
    Имеется всего четыре бронекатера пр. 58155 «Гюрза-М» с артиллерийским вооружением. Также в Бердянск переброшены корабль управления (бывшая плавмастерская) «Донбасс» и два буксира – «Корец» и «Яны Капу»

    Это точная информация и я что-то пропустил? Помнится были сообщения, что по сухопутью перетащили катера в Азовское море. А когда и как там появились три вспомогательных корабля?
    1. RoTTor
      RoTTor 26 ноября 2021 20:09
      0
      могут попасть - по предварительной заявке и разрешению портовых властей порта Керчь.
  9. APASUS
    APASUS 26 ноября 2021 13:02
    +1

    Нормально у них так причальная стенка в порту отлита .Это на глаз что ли,бетонные работы вели ?
    1. Злобный тролль
      Злобный тролль 27 ноября 2021 10:33
      0
      Держится и ладно. wassat
    2. ja-ja-vw
      ja-ja-vw 30 ноября 2021 23:32
      0
      Думаете у нас прямолинейнесте?
      Неа
  10. максим1987
    максим1987 26 ноября 2021 15:26
    +2
    Эх, Бердянск! Отдыхал там в 2010 году. Городок обшарпанный, но Азовское море, на косе, самое лучшее, где я был good
    1. RoTTor
      RoTTor 26 ноября 2021 19:36
      0
      Истинной русский город, порт и замечательный курорт.
      Пора возвращать на Родину!
    2. Saladine
      Saladine 12 января 2022 12:59
      -2
      украинцы Севастополь чуть в Бердянск не превратили…
  11. Markus Wolf
    Markus Wolf 26 ноября 2021 16:24
    +1
    ВМБ на Азовском море аналогично базе на Каховском водохранилище... Можно, но зачем??!! Азовское море - это курортное море. Но это понятие не для укропов...
  12. Борисыч
    Борисыч 26 ноября 2021 16:51
    0
    Батарея Смерчей и нет Бердянска, вот ведь придумают, адмиралы украинского флота.
    1. RoTTor
      RoTTor 26 ноября 2021 20:07
      0
      Зачем СВОЁ - в недалёком прошлом и близком неизбежном будущем,портить, тем более, уничтожать???
  13. RoTTor
    RoTTor 26 ноября 2021 19:11
    -1
    У ВМСУ и ино-ых инструкторов на Азове будет не служба,
    а вечный праздник - на курорте Бердянск, который они загадят.

    А у бывшей "Ленинской Кузни"верфи, украденной у государства, ненасытным загребущим порошенкой - новые заказы на никудышние гадючные речные катера-уродцы "Гюрза", от которых отказались страны даже далёкой от флота Средней Азии.
    Их туда посуху припрут.
    Или очередную провокацию устроят в Керченском проливе.
  14. RoTTor
    RoTTor 26 ноября 2021 19:46
    +1
    Не обратили внимание на главное:
    под "азовсЬку флЬоту ВМСУ" забирают бесценный в нормальной стране причальный фронт, часть инфраструктуры и площади старинного Бердянского морского торгового порта.
    Значит, морской торговле Украины -кранты.
    Главный груз морского торгового порта Мариуполь - экспортный уголь из российского Кузбасса, который идёт теперь другим путём.

    Азовское морское пароходство,доставшееся Украине от РИ-СССР, давным давно разворовано и сгублено, а его замечательный последний начальник - предательски убит в...Киеве.
    Зачем порты околоморской приречной стране, разворовавшей весь огромный флот,полученный в 1991-м ?
  15. Диверcант
    Диверcант 26 ноября 2021 21:22
    +5
    с точки зрения нормального государства, нормальное и правильное решение. Например контрабандистов и браконьеров гонять и т.п.
    С точки зрения 404 - глупость неимоверная. Потому что после начала планируемых ими серьезных БД, оставшаяся часть Донецкой области (думаю до Днепра))) войдет в состав ДНР А значит нет смысла строить.

    гореть им в аду за смерть РУССКИХ ДЕТЕЙ!
  16. eehnie
    eehnie 27 ноября 2021 18:10
    0
    С каждым разом все больше шансов увидеть помощь Донецкой и Луганской Республикам материалами морского базирования. Запад предоставил Украине вспомогательные материалы морского базирования, но все еще не боевые материалы морского базирования. Было бы логично увидеть симметричный ответ со стороны России.

    Россия хорошо понимает, что оборона Донецкой, Луганской Республик, Абхазии и Южной Осетии по одним и тем же военным стандартам способствует собственной обороне России.

    Запад предпочел бы, чтобы Донецкая и Луганская Республики впали в нищету, были изолированы и были очень плохо оснащены в военном плане. Но вряд ли Россия позволит этому случиться. В экономическом плане Россия действовала недавно, а в военном плане, весьма вероятно, Донецкая и Луганская Республики повысят уровень самого низкого технологического уровня части своих арсеналов до нынешних российских стандартов.

    Для его достижения есть только два условия:

    1.-) Донецкая и Луганская Республики, скорее всего, последуют за Россией, помогая Сирии менее современным, менее продвинутым, менее мощным и менее способным материалом, который полностью выходит из состава российских Вооруженных Сил.
    2.-) Помощь России Донецкой и Луганской Республикам, скорее всего, позволит избежать проектов, которые будут полностью выведены из состава Вооруженных Сил России в ближайшее время. Это материал, который поможет союзникам с другими стандартами, такими как Сирия.

    В случае тяжелого вспомогательного материала, как в случае переносного вооружения и легкого вспомогательного материала, иногда можно найти те же проекты в российских силах безопасности или в других государственных учреждениях. Использование для помощи этого общего материала, который соответствует военным стандартам, но имеет гражданское происхождение, весьма вероятно, чтобы избежать последствий истощения в арсеналах Вооруженных Сил России. Фактически это означает милитаризацию гражданского материала, соответствующего российским военным стандартам.

    В то же время, из доступных вариантов, соответствующих предыдущим комментариям, проекты, производство которых было остановлено ранее, скорее всего, будут использоваться для hlep раньше. Это правильное управление.

    Все это делает то, что в отношении тяжелого вспомогательного материала морского базирования наиболее вероятной помощью Республикам Донецк и Луганск или Абхазии будет:

    1.-) Проект 1415: Подразделения Российской береговой охраны (полное водоизмещение 42 тонны для патрульного варианта).
    2.-) Проект 745: Подразделения Российской береговой охраны (полное водоизмещение 1620 тонн для патрульного варианта).

    Тогда можно было бы начать говорить о помощи со стороны российского военно-морского флота, но это может быть слишком долго, чтобы хорошо объяснить в одном комментарии.

    (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

    Every time is more likely to see help to the Republics of Donetsk and Lugansk with sea based material. The West provided to Ukraine sea based auxiliary material, but not still sea based combat material. It would be logical to see a symmetric answer by Russia.

    Russia understands well that the defense of the Republics of Donetsk, Luganks, Abkhazia and South Ossetia under the same military standards, contributes to the own defense of Russia.

    The West would prefer the Republics of Donetsk and Lugansk to fall into poverty, to be isolated, and to be very pooly equiped in military terms. But it is unlikely Russia allows it to happen. In economic terms Russia acted recently and in military terms, very likely, the Republics of Donetsk and Lugansk will raise the level of the lowest technological level part of its arsenals until the current Russian standards.

    To achieve it, there are only two conditions:

    1.-) The Republics of Donetsk and Lugansk very likely will follow Russia helping to Syria with the less modern, less advanced, less powerful and less capable material that gets totally out of the Russian Armed Forces.
    2.-) The help of Russia to the Republics of Donetsk and Lugansk very likely will avoid the projects that will be totally out of the Russian Armed Forces inminently. This is material to help to allies with different standards, like Syria.

    In the case of the heavy auxiliary material, like in the case of the man-portable armament and the light auxiliary material, sometimes is possible to find the same projects in the Russian security forces or in other gouvernment agencies. The use for help of this common material, that meet the military standards but is of civil origin, is very likely in order to avoid attrition effects in the arsenals of the Russian Armed Forces. In fact it means a militarization of civil material that meets the Russian military standards.

    At same time, between the available options that meet the previous comments, the projects which production stopped earlier are likely to be used for hlep before. It is right management.

    All it makes that in the refered to heavy sea based auxiliary material, the most likely help to the Republics of Donetsk and Lugansk or to Abkhazia be:

    1.-) Project 1415: Units from the Russian Coast Guard (42 tons full displacement for the patrol variant).
    2.-) Project 745: Units from the Russian Coast Guard (1620 tons full displacement for the patrol variant).

    Then it would be possible to begin to talk about help from the Russian Navy, but it can be too long to explain well in a single comment.
  17. ja-ja-vw
    ja-ja-vw 30 ноября 2021 23:29
    +1
    Если внимательно почитать, то много абзацев повторяют друг друга. Осилив все : получилось, как будто выучил стих перед экзаменом. Могу на память начипятать статью в 4 раза короче о том же самом.