Самые странные танки: «Царь-танк»

10
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающие боевые машины, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — русский «Царь-танк».

В начале Первой мировой войны инженер Николай Лебеденко решил создать необычную боевую машину высотой 9 метров. Ключевая идея заключалась в способности прорывать линию фронта за счет циклопических габаритов. Проект стального монстра попал на стол императора Николая II в январе 1915 года. Вместе с документацией Лебеденко вручил государю игрушечную заводную модель своего аппарата. Царь оценил сюрприз и впоследствии дал официальное разрешение, а также выделил огромные средства на строительство.



«Царь-танк» (он же «Нетопырь») строился очень быстро, хоть и находился в строжайшей секретности. Детали изготавливались на разных отечественных предприятиях, а заказывались под видом комплектующих для боевых кораблей или для тяжелой промышленности. С конца весны 1915 года машина скрытно собиралась у села Орудьево Дмитровского уезда.


Проектная скорость танка составляла 17 км/ч. Чтобы привести в движение гигантскую машину использовались двигатели от сбитого немецкого дирижабля «Цеппелин», которые вращали огромные колеса диаметром 9 метров. Задний каток был около 1,5 м в диаметре. Ширина Т-образного корпуса — 12 м, а верхняя неподвижная пулеметная рубка возвышалась над землей на уровне 8 м. Лебеденко предполагал на своем танке только пулеметное вооружение, и размещено оно было достаточно грамотно, обеспечивая круговой обстрел, а также обстрел нижней части машины.

Первые ходовые испытания «Царь-танка» прошли 27 августа 1915 года. После начала движения машина повалила дерево, успешно проехала по настилу из бревен, но на болотистом участке местности безнадежно увязла. Как выяснилось позже, главной причиной провала стало нерациональное распределение массы. Наибольший вес (40 тонн) приходился на хвост с задним катком, который стал для машины якорем.


Через некоторое время после завершения испытаний в Российской империи начались внутренние раздоры и правительству уже было не до экспериментов с военной техникой. Несмотря на это эксперты считают, что у машины был потенциал, а сотня «Царь-танков» вполне могла вызвать шок на поле боя, сравнимый с тем, который был у немцев при встрече с ромбовидными британскими танками.

Проект Лебеденко весьма экзотичен даже по меркам Первой мировой войны. В те времена существовали разработки размерами до сотен метров, однако именно «Царь-танк» остался в истории как самая большая боевая машина, которую удалось создать в металле и испытать. По мнению историков, он стал памятником эпохи, инженерным артефактом и гением конструкторской мысли.

Больше подробностей о «Царь-танке» смотрите в видео от компании Wargaming.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 ноября 2021 09:40
    На ВО уже была статья об этой провальной конструкции. И на других статьях о танках этот монстр упоминался и дискутировался. Не понятно зачем нужно опять вспоминать о нелепых прожектах и напрасно выброшенных деньгах.
    1. +4
      27 ноября 2021 10:34
      Цитата: Морской Кот
      Не понятно зачем нужно опять вспоминать о нелепых прожектах и напрасно выброшенных деньгах.

      А вот тут ,Костя,я с тобой не вполне согласен ! И вот почему !.....
      Уже высказывались "альтернативщики", что проект "царь-танка" не безнадёжен ! Убавь "немного" диаметр ведущих колёс,увеличь их ширину,увеличь ширину катка заднего...и получим вот такой "агрегат" !



      А если его ещё немного усовершенствовать,то на выходе будет :

      А какова нынешняя тенденция в оборонке ? Внедрять военные изобретения в гражданскую экономику ! На идее "Царь-танка" можно было выпускать 3-колёсный мотоцикл !

      А там,глядишь,всё пошло-поехало! И катались бы мы вот на таких байках !
      1. +2
        27 ноября 2021 10:49
        Убавь "немного" диаметр ведущих колёс,увеличь их ширину,увеличь ширину катка заднего...и получим вот такой "агрегат" !

        О том и речь, "если бы, да кабы", а результат тут известен -- построили хлам. request

        Можно привести и такое фото, без моторчика, правда. bully

  2. 0
    27 ноября 2021 14:45
    Цитата: Морской Кот
    На ВО уже была статья об этой провальной конструкции. И на других статьях о танках этот монстр упоминался и дискутировался. Не понятно зачем нужно опять вспоминать о нелепых прожектах и напрасно выброшенных деньгах.

    Совершенно верно, этот проект сам по себе и тем более в тех условиях был бесперспективен!
  3. +1
    27 ноября 2021 21:58
    Старая тема. Уже обписались об ней.
    Ундервафля и перемога столетней давности. Хорошо хоть одна, по сравнения с каким нибудь кораблем - сущие копейки.
  4. +3
    28 ноября 2021 12:38
    а сотня «Царь-танков» вполне могла вызвать шок на поле боя
    ..При условии , что будет сбито сотня "Цеппелинов" smile
  5. 0
    28 ноября 2021 15:45
    «Царь-танк» остался в истории как самая большая боевая машина, которую удалось создать в металле и испытать. По мнению историков, он стал памятником эпохи, инженерным артефактом и гением конструкторской мысли.
    а как по мне так нехилым таким распилом государственного бабла. "Кровавые и тупые большевики" (по Шпаковскому) подобные несуразности сразу заворачивали с порога. Ибо понимали что не покатит по конструктиву По соотношением мощностей двигателей и массой самого "танка" или что там предлагали.
  6. +1
    28 ноября 2021 16:44
    а сотня «Царь-танков» вполне могла вызвать шок на поле боя

    Если бы на меня ТАКОЕ выехало - я бы тоже несомненно испытал шок.. Особенно если бы оно выехало в наши дни..
  7. 0
    28 ноября 2021 17:01
    Цитата: Морской Кот
    На ВО уже была статья об этой провальной конструкции. И на других статьях о танках этот монстр упоминался и дискутировался. Не понятно зачем нужно опять вспоминать о нелепых прожектах и напрасно выброшенных деньгах.

    Если бы вы хотя бы один день поработали конструктором, то поняли, что положительный опыт в разработках ничему не учит. Ну, получилось, а можно больше (выше, быстрее)? Ответа так и нет, до тех пор, пока что-то не развалится. Тогда становится понятно, что дальше нельзя. Только опыт отрицательный учит наотмашь и надолго. Теперь никогда и никто не попытается делать что-то подобное. Разве это- не экономия громадного бабла по всему миру?
  8. -4
    28 ноября 2021 17:08
    Цитата: Region-25.rus
    «Царь-танк» остался в истории как самая большая боевая машина, которую удалось создать в металле и испытать. По мнению историков, он стал памятником эпохи, инженерным артефактом и гением конструкторской мысли.
    а как по мне так нехилым таким распилом государственного бабла. "Кровавые и тупые большевики" (по Шпаковскому) подобные несуразности сразу заворачивали с порога. Ибо понимали что не покатит по конструктиву По соотношением мощностей двигателей и массой самого "танка" или что там предлагали.

    Посчитали бы все идиотизмы, создаваемые безграмотными оборванцами, возомнившими себя царями природы. Например тот, который пишет "не покатит по конструктиву" Глубшину, ширшину, и вышину мысли которого понять может не то, чтобы каждый. Одного его хватит для понимания . Хорошо, что в Приморском крае есть и нормальные люди.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»