История зампотеха: Прибалтийский военный округ

114

Т-44М. Источник: agtf.ru

Из Сибири в Европу


После школы выбор пал на Омское танко-техническое училище по причине близкого расположения и фактического отсутствия другой альтернативы для выходца из сибирской глубинки. В 1967 году училище удалось закончить с отличием, но не круглым отличником – средний балл превышал 4,5. Это позволяло выбирать военный округ для службы и первоначально я раздумывал о Дальневосточном и Забайкальском. Сейчас и в страшном сне не представится возможность добровольного выбора столь отдалённых гарнизонов, да ещё и в таких экстремальных климатических условиях. Но мне, двадцатиоднолетнему лейтенанту, тогда это показалось вполне достойным вариантом, не лишённым романтики. На удивление, всё решилось без меня, и местом службы оказался Прибалтийский военный округ. Не иначе, как ротный поспособствовал – не зря мы с ним в настольный теннис играли.

Заместитель командира танковой роты по технической части или сокращённо ЗКТЧ, «зампотех» – именно в такой должности меня ждали в Таллине. Немного о специфике профессии. В Советском Союзе танкистов готовили сразу в восьми танковых училищах, и только два из них были техническими – в Омске и Киеве. Командные располагались в Харькове, Ташкенте (точнее в Чирчике), Челябинске, Ульяновске, Казани и Благовещенске. К слову, на постсоветском пространстве учебные заведения, готовившие танкистов, остались лишь в Омске, Казани и узбекском Чирчике. Специфика обучения будущего зампотеха понятна – минимум оперативно-тактической подготовки и максимум изучения материальной части с особенностями эксплуатации и ремонта. В войсках выпускники-технари не поднимались выше заместителей командиров подразделений. Но, по моему глубокому убеждению, любой зампотех, в случае чего, успешно исполнит роль командира. В мирное время зампотех отвечал за «техническое состояние, правильную эксплуатацию, своевременное техобслуживание и качественный ремонт, а также правильное хранение и содержание техники». Кроме того, за техническую подготовку механиков-водителей подразделений.




Источник: auction.ru

Прибалтийский военный округ, в который меня направили в 1968 году, никогда не был чем-то выдающимся в военном отношении. Основные силы сосредотачивались в Калининградской области – Латвия, Литва и Эстония ограничивались более скромным контингентом. Типичный второразрядный округ, на территории которого в подавляющем большинстве дислоцировались соединения и части сокращённого состава. Это означало, что они были укомплектованы вооружением и техникой по штату военного времени (за исключением, как правило, грузовых автомобилей), а офицерским составом – процентов на 70. Сержантским и рядовым – от силы на 10-15 %. Все остальные трудились недалеко от пунктов дислокации «на гражданке», но в армии их ждали конкретный танк, орудие и т.п. Велась соответствующая мобилизационная документация, обычно под грифом «Совершенно секретно». Я очень не любил эту мобилизационную работу!

Войска Прибалтийского военного округа в основном предназначались для действий во втором эшелоне, поскольку нужно было время для их доукомплектования до штата военного времени и боевого слаживания. Существовала эта система по причине нехватки средств на содержание полных штатов.

Клоога


В предписании, которое мне вручили ещё в Омске, было указано – г. Таллин. Я порадовался – в столице повезло служить! Оставив после свадьбы свою молодую жену (ей нужно было уладить дела в институте), я прибыл в Таллин один, с чемоданом, в который с трудом уместилась моя военная форма, и с плащ-накидкой, свёрнутой на манер скатки и висящей на ремешке через плечо.

На столичном вокзале обратился к первому встречному милиционеру, и он на сильно ломаном русском языке долго объяснял мне, где находится штаб дивизии. Объяснил хорошо, поскольку я всё-таки добрался до места. Путь лежал по улочкам Старого города – исторической части Таллина. Шёл с ощущением, что попал на съёмки какого-то исторического фильма. Надо думать, какое смятение души я испытал, обычный сибирский деревенский парень, при виде такого великолепия. В мире, в котором я родился и жил до сих пор, ничего подобного не было.

Штаб дивизии располагался на одной из старинных узких улиц, в старинном же здании. Местный кадровик, надо сказать, меня разочаровал. Оказалось, что рота, зампотехом которой я должен был стать, находится не в Таллине, а в маленьком посёлке в 40 км от него. Там дислоцировался так называемый Матросовский мотострелковый полк, названный в честь воевавшего в нём Героя Александра Матросова, грудью закрывшего пулемёт вражеского дота.

Ехать до места службы нужно было на пригородной электричке по живописной, непривычной для моих глаз местности: сосны, валуны, ухоженные хутора среди таких же ухоженных полей. В электричке я испытал горечь первой утраты: залюбовавшись местными красотами, я совершенно забыл про плащ-накидку, которая осталась лежать на полке над окном вагона. Вышел из электрички, а плащ-накидка уехала. Если вы знаете, насколько дождлива прибалтийская погода, поймёте горечь потери.

Посёлок назывался Клоога. Сейчас он известен, прежде всего, за счёт мемориала немецкому концентрационному лагерю, где в 1944 году расстреляли до 2 тыс. заключённых. В конце 60-х на месте трагедии стоял обелиск, оградка, всё аккуратно и ухожено, впрочем, как и всё в Прибалтике. Население посёлка не превышало тысячи человек, эстонцев было очень немного, в основном жили расквартированные военнослужащие Советской Армии.

Прибыв в полк, я, как положено, представился командиру полка по фамилии – надо же случиться такому совпадению – Федоров. Полковник, фронтовик, по-отцовски доброжелательно дал мне первые напутствия в офицерской службе. За давностью лет забыл я их содержание.

Заступил я на должность зампотеха отдельной танковой роты хранения, дивизионного подчинения. Весь штат этой роты состоял из командира роты, капитана Крюкова, командира взвода ст. лейтенанта Шевчука и шести солдат. Шевчук с солдатами через сутки ходил в караул, поэтому первые его слова были при нашей встрече такие: «Ну вот, теперь я в два раза реже буду заступать начальником караула!». Вот так и началась моя служба: 5-6 раз в месяц – караульная служба, а в остальное время – работа на технике наравне с солдатами.

Танковая рота хранения


Танковая рота только на бумаге называлась ротой – на самом деле в ней числилось 30 танков Т-44М, находящихся на длительном хранении. О существовании такой марки танков я до прибытия сюда не знал. У меня не было в то время опыта эксплуатации разных видов и марок техники. В училище практиковались на Т-55, который тогда был одним из лучших. Были в то время и Т-62, но кардинально друг от друга эти марки касательно моей технарской профессии не отличались. Т-44М – это переходная модель от Т-34 к Т-54, с ходовой частью и трансмиссией от Т-54, а башней и пушкой – почти точь-в-точь от Т-34. Танки были заклеены специальной влагонепроницаемой тканью и загружены большим количеством силикагеля, для поглощения влаги внутри корпуса. Заклейка являлась полностью герметичной. Срок хранения этих танков составлял 5 лет, после чего их полагалось расконсервировать, сменить масло, произвести замену определённого количества дюритов и патрубков. Помимо этого, требовалось выбрать один контрольный танк и пройти на нём регламентные 5 километров, дабы проверить работоспособность боевой машины. Сказано – сделано. Танк заправили, завели и отправили на контрольный пробег. Но навыков вождения у служивших в роте хранения механиков-водителей недоставало. В итоге солдат-срочник налетел на придорожный валун передним правым ленивцем и встал как вкопанный. Технический разбор на месте дал удивительный результат – ходовая танка осталась целая, а вот зубья вала бортовой передачи трансмиссии раскрошились. Собрали консилиум дивизионных технарей и постановили, что причина в усталости металла – всё-таки танк выпущен был более двадцати лет назад. К слову, в моей практике зампотеха я подобных казусов более не встречал. Этот случай лишний раз напомнил, в какой боевой готовности находится законсервированная техника. В то же время для боевых действий на второстепенных направлениях, каким являлась Прибалтика, Т-44М вполне годились.

Дом офицеров


Немного о бытовых условиях молодого лейтенанта. Мне, как семейному человеку, предоставили жильё – квартиру в двухквартирном финском домике, в которой имелось две комнатки и маленькая кухня. Отопление – печное. Вода – на улице, в колонке. «Удобства» – тоже на дворе. Эти домики, стены у которых представляли два дощатых слоя, между которыми когда-то был засыпан шлак для утепления, а снаружи были обшиты плитками из стружечно-цементной смеси, обветшали и почти не держали тепла. Благо зимы в Эстонии, хоть и снежные, были не в пример теплее сибирских. И когда топилась печь, в домике было тепло. В крохотной кухоньке размещалась печь-плита и газовая плита с баллонным привозным газом. Мы воспринимали такие условия как само собой разумеющиеся. Дали нам, молодожёнам, из воинской части в пользование железную кровать и две табуретки. И первая наша семейная покупка случилась в виде тахты за 60 рублей. Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.


Современное состояние Дома офицеров. Клоога, Эстония. Источник: wikimedia.org

Одной из главных (если не самой главной) достопримечательностей посёлка являлся Дом офицеров, представлявший собой красивое белое здание с великолепным парадным крыльцом, украшенным колоннами. Типичный памятник сталинского ампира. В Доме офицеров была сосредоточена вся культурная жизнь посёлка: работали кружки, демонстрировались фильмы. Имелась бильярдная с двумя столами. Довольно часто к нам приезжали на творческие встречи популярные столичные артисты. Например, Станислав Любшин, Михаил Ульянов, Людмила Чурсина, Михаил Пуговкин и другие. Это по-настоящему скрашивало жизнь, в общем-то, захолустного эстонского местечка.

В современной Эстонии Дом офицеров, очевидно, рассматривается как памятник советской «оккупации» – огорожен полуразвалившимся забором, окна побиты, фасад кое-где испачкан граффити. Совсем не похоже на знаменитую прибалтийскую рачительность и аккуратность. Впрочем, так варварски эстонцы обращаются не только с советским наследием – в окрестностях Клооги постепенно разрушается рыцарская мыза (господский особняк) конца XVIII века.

Вернёмся в 1968 год, в Дом офицеров, где по большим праздникам устраивались праздничные застолья для семей офицеров и прапорщиков гарнизона. Организовывались для женщин ситцевые, осенние балы, где они могли поучаствовать в конкурсах на лучший наряд, сшитый собственноручно. За столом сидели в соответствии с принадлежностью к конкретной части, а танцы под оркестр – в общем зале.

И вот, в первый же такой вечер, 7 ноября 1968 года, подходит ко мне лейтенант Шемятков, командир взвода из 3 отдельного танкового батальона (3 отб), и спрашивает: «Когда ты к нам прибудешь на службу?» Я не понял вопроса, а он продолжил, дескать, на меня уже прибыл приказ о назначении на должность зампотеха танковой роты этого батальона. Я, разумеется, не принял его слова всерьёз, однако сразу после праздника мне в строевой части вручили предписание о переходе в этот самый 3 отб. Батальон этот был особенным по нескольким причинам: 1) он был развернутый до полного штата, что редкость для Прибалтики; 2) подчинялся напрямую командованию ПрибВО; 3) средние 36-тонные танки имели возможность путём дополнительной оснастки плавать своим ходом по морю на расстояние не менее 100 км при волнении не более 3 баллов. Таких уникальных частей в Советском Союзе было всего четыре – на Дальнем Востоке в Славянке, на Северном Флоте под Мурманском, в эстонской Клооге и на Черном море.

Итак, спустя три месяца после прибытия к месту службы, я, пройдя триста метров и не выходя за КПП, перешёл в другую часть, по-своему уникальную. Но это уже немного другая история.

Продолжение следует...
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    6 декабря 2021 05:18
    Вот. Мне мой папа даже так подробно не описывал. Он на пару лет позже из Казани выпустился) Не любил человек говорить) Спасибо. Хоть примерно представлю)
    1. +28
      6 декабря 2021 07:45
      Хорошее начало, интересно... может действительно сделать вкладку "воспоминания"?
    2. +15
      6 декабря 2021 07:46
      Финские домики! 10 лет прожил в таком ( с 58 по 68 год, после "хрущевка" 2-х комнатная в центре областного центра - рай!), печка, газовый баллон и...о чудо! 4-х камфорная плита с духовкой! Но был водопровод и туалет. А адрес чего только стоил: ДОС 45/177! кошмар для редких таксистов тех времён! Есть что вспомнить...
      1. +2
        7 декабря 2021 13:50
        ( с 58 по 68 год, после "хрущевка" 2-х комнатная в центре областного центра - рай!)

        Коллега, я с 2008 по 2012 год в таком прожил (Ленинградская обл, недалеко от финки), снесли их только в 2015 году, так что я не удивлюсь если они еще где-то остались в частях как служебное жилье smile
        1. +1
          7 декабря 2021 14:59
          Возможно, мои снесли на рубеже 90-х. Но в 18-м проездом был в одном бывшем военном городке, так как бараки стояли, так и стоят по "внешнему" виду - а внутри 4-5-6 комнатные квартиры со всеми прелястими - отставники обустроились (руки и голова на месте, а это главное).
  2. +4
    6 декабря 2021 05:31
    А как танки плавали? Поплавки к бортам навешивали?
    1. +8
      6 декабря 2021 06:46
      Да поплавки.
    2. +9
      6 декабря 2021 07:15
      ПСТ-54 и ПСТ-63, потом была разработка аж на подводных крыльях..., по сути вокруг танка собиралась понтонная конструкция..
      1. Eug
        +7
        6 декабря 2021 09:00
        Немцы на подобных танки через реки переправляли.
      2. +4
        6 декабря 2021 18:36
        Недавно здесь на ВО публиковали эскиз такой шаланды. Два катера на подводных крыльях , между ними платформа с танком, этакий катамаран.
        60км/ч
        Максимум 3 балла волны
        Ни о чём вообщем
    3. +2
      6 декабря 2021 16:03
      Наверное это про ПТ-76.
      1. +4
        6 декабря 2021 18:15
        Неее
        Пт76 это совсем другое
        1. +5
          6 декабря 2021 20:59
          Цитата: kytx
          Неее
          Пт76 это совсем другое

          ПТ-76 висел на двери в дачном домике(вроде как из "Техники молодёжи") под Ригой...Где был танкоремонтный завод.
          Может быть поэтому у всех на близлежащих дачах вместо надувных матрасов(матрацев),подушечек под попу был пенопласт(от военных),а в качестве якорей у рыбаков преобладали траки?
          Справедливости ради-у многих и заборы на дачах были из полотна полевых аэродромов(не знаю правильного названия),и занавески из парашютов тормозных...Да и надувные матрасы заменялись не только пенопластом,но и спасжилетами(сумка из-под такого до сих пор катается в авто с инструментом(во брезент был!),ЛАС-1,ЛАС-5, и т.д.,и т.п....
          Так что,пожалуй,можно поспорить с Автором насчёт " второй очереди",-моб.готовность тогда была на Порядок выше.
          1. +5
            6 декабря 2021 21:51
            Мой батя говорил:"хороший танк пт76. Вот только горит слишком быстро!"
      2. 0
        8 декабря 2021 03:08
        Наверное это про ПТ-76
        Если вы не заметили , то в тексте писано:
        средние 36-тонные танки имели возможность
        Где вы видели ПТ-76 весом в 36 тонн?! wink
  3. +5
    6 декабря 2021 06:45
    Я так понимаю автор не сможет дискутировать. А хотелось бы. Потому как есть некоторые вопросы.
    1. +27
      6 декабря 2021 07:07
      Добрый день. Автор сможет выйти на дискуссию. Только вот доступ к сайту настроит и сразу
      1. +13
        6 декабря 2021 11:25
        Автор, а я был у вас в этой части на экскурсии. Лётчики с аэродрома Эмари ( среди них мой отец) ездили к вам на экскурсию, а я даже в танке сидел. Вот память!!! 9 лет мне было. Год примерно тот.
    2. +4
      7 декабря 2021 14:55
      Я теперь имею возможность дитскутировать. Назовите тему.
      1. +1
        7 декабря 2021 15:23
        Спасибо, , в следующем рассказе, так сказать с пылу, с жару. Извините drinks Будет интересно узнать от механика впечатления от танков. У меня например негативное мнение о двигателях серии В. Но это потом.
  4. +28
    6 декабря 2021 07:28
    Ну, что ж... Цикл о военной службе, начатый Михаилом Безом подхватили. Не пора ли редакции ещё одну колонку заводить?
    1. +24
      6 декабря 2021 09:28
      Теперь и у танкистов свой клуб появился.Почему нет..жду матросский кубрик, где моряки свою службу смогут вспомнить,нас здесь тоже хватает и вспомнить много чего будет.
      1. +3
        6 декабря 2021 21:14
        Цитата: Кроу
        Теперь и у танкистов свой клуб появился.Почему нет..жду матросский кубрик, где моряки свою службу смогут вспомнить,нас здесь тоже хватает и вспомнить много чего будет.

        Разрешите примазаться?!
        Не танкист.Отец 3 года срочки танкистом отслужил, до 59-го года.На о. Сааремаа.Может кто пояснит,-в чем замысел,-десантный резерв?(увы,у отца спросить не имею возможности...).
        1. +2
          7 декабря 2021 15:01
          Насколько мне помнится, батальон предназначался для захвата плацдарма на вражеском берегу и удержания его до прибытия главных сил. А может, и для поддержки морской пехоты.
          1. +1
            7 декабря 2021 16:37
            Цитата: Фёдоров Фёдор
            Насколько мне помнится, батальон предназначался для захвата плацдарма на вражеском берегу и удержания его до прибытия главных сил. А может, и для поддержки морской пехоты.

            Спасибо за ответ.
            Возможно.В те годы на Балтике хватало всякого рода посудин,кораблей различного назначения...
            Кстати,думаю, следует вспомнить,что именно на о.Сааремаа в 59-ом году появились МБР с ЯГЧ...
    2. +24
      6 декабря 2021 09:35
      Цитата: Вождь краснокожих
      Ну, что ж... Цикл о военной службе, начатый Михаилом Безом подхватили. Не пора ли редакции ещё одну колонку заводить?

      Здравствуй, Игорь.
      hi
      Скажем так... Возродить колонку.))
      Она была, но благополучно тихо скончалась.
      Будут в писать воспоминания о службе - будет и отдельная рубрика снова.
      Категорично это приветствую.
      ..........
      Автору большое спасибо!!!
      Зампотехи это даже не пчелы, это вечные "пчелы в пчелах".
      Что война, что не война... без разницы - работы всегда навалом.))
      Жду продолжения банкета Души.
      Рад познакомиться.
      Алексей.
      drinks
      1. +32
        6 декабря 2021 11:12
        Зампотехи это даже не пчелы, это вечные "пчелы в пчелах".
        Что война, что не война... без разницы - работы всегда навалом
        Очень нужные люди - зампотехи! Встречаются два медведя.
        - Что это от тебя соляркой пахнет?
        - Да я зампотеха недавно съел.
        - Ты даешь, нашел кого есть. То-то я гляжу, солдаты второй день
        тайгу прочесывают.Вот я три недели назад замполита съел, так
        его до сих пор не ищут.
        1. +11
          6 декабря 2021 13:55
          Царских времён анекдот.

          Разошлись три льва по сторонам света. Через год встречаются - два тощих, один толстый.
          - Я, говорит, был в Англии - проклятая овсянка!
          - А я в Америке - так и не научился чёртовы консервы открывать, чуть не сдох.
          - А я в России! Представляете - каждый день съедал по генералу, и никто этого не заметил!!
        2. +6
          7 декабря 2021 12:29
          Танки пошли - замполит молодец!
          Танки стоят - зампотеху песец
      2. +11
        6 декабря 2021 12:11
        Зампотехи это даже не пчелы, это вечные "пчелы в пчелах".
        Что война, что не война... без разницы - работы всегда навалом.))

        Как один из "пчел", подтверждаю, что служба, а точнее работа" зампотеха - это далеко не мед. жужжишь всегда, и днем и ночью, зимой и летом, в снег и дождь. Ну и, конечно, профессиональный радикулит.
      3. +3
        7 декабря 2021 15:03
        Взаимно - рад!
    3. +10
      6 декабря 2021 11:53
      Цитата: Вождь краснокожих
      Цикл о военной службе, начатый Михаилом Безом подхватили. Не пора ли редакции ещё одну колонку заводить?

      Думаю что это была бы одной из самых обсуждаемых тем, и не только про похождения в духе штурмана.
    4. +10
      6 декабря 2021 15:28
      Игорь, привет! ))
      Жаль, что автор пока не может ответить. Получается, что мы служили в одно и то же время, да и почти "рядом" -- он заканчивал Омское училище в 1967 году, а я проходил срочку с 66-го по 69-й год, сначала в Бикинской учебке, потом в 54-ом ОТП в ЕАО с. Бабстово. Если бы он остался служить в ЗВО, то могли бы и встретиться, как раз в это время в наш полк приходили молодые лейтенанты комвзводами. В зампотехи рот, правда, одни "студенты". drinks
    5. +1
      7 декабря 2021 15:28
      У Михаила как-то легко читается. А тут... Вот есть какие-то моменты, на которых спотыкаешься.
      Но интересно.
      Жду продолжения.
  5. +17
    6 декабря 2021 07:34
    Прочитал с удовольствием! После мучительной попытки дочитать пару статьей "о похождения бравого штурмана ВВС", уже не верилось, что кто-то, захочет действительно интересно рассказать, о своей службе в Советской Армии, а не о гауптвахте, попойках, незаменимости и собственном величии.
  6. +12
    6 декабря 2021 08:04
    Вернёмся в 1968 год, в Дом офицеров, где по большим праздникам устраивались праздничные застолья для семей офицеров и прапорщиков гарнизона.


    Прапорщиков в 1968 г еще не было, звание было введено Указом ПВС СССР в 1971 .

    Интересны впечатления автора от сравнения современной Эстонии и советской.
    1. +5
      6 декабря 2021 16:32
      Автор не прав во многом. Из Дома Офицеров сделали элитные квартиры. В наше время. А полк Матросова был в Таллине, а не Клоога
    2. +4
      6 декабря 2021 19:37
      Вы правы, автор немного ошибся - на три года: прапорщики появились в 1971-м, до этого были только сверхсрочники, "куски". Не принципиально.
    3. +1
      7 декабря 2021 15:11
      Я служил там по1972 год включительно, так что прапорщики в мою бытность точно имелись в наличии, в том числе и на вечерах в доме офицеров.
      1. 0
        7 декабря 2021 16:07
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        Я служил там по1972 год включительно, так что прапорщики в мою бытность точно имелись в наличии, в том числе и на вечерах в доме офицеров

        в 1972 г они появились везде, в 1968 г их не было нигде
        1. 0
          7 декабря 2021 19:38
          Я так и не понял, что я неправильно написал про прапорщиков?
  7. +10
    6 декабря 2021 08:10
    Интересное начало!!!
    Ждём продолжения!!!!!
  8. Dos
    +7
    6 декабря 2021 08:15
    Дела давно минувших дней,
    Преданья старины глЫбокой!
  9. -24
    6 декабря 2021 08:23
    При всём уважении - в рубрике История этому делать нечего. На ВО впору открывать раздел "Семейный альбом", наверное, куда бы все желающие с мемуарным зудом могли постить свои воспоминания навроде меморий Шпаковского или этого, который "свадьба летёхи" и "ненавижу замполитов, кушать не могу".
  10. +16
    6 декабря 2021 08:41
    Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.
    Ну, это оклад, а за звание? В итоге должно за 200 получиться. Воспоминания интересные, автору респект. И ещё. Усталость металла - это накопление микротрещин с последующим их развитием. При отсутствии нагружения это невозможно. Скорее, узел был дефектный.
    1. +8
      6 декабря 2021 14:02
      «В итоге должно за 200 получиться» - гораздо меньше. Отец в те годы был майором, инженером полка, получал где-то 220.
    2. +5
      6 декабря 2021 19:43
      Вы не в теме, за звание в те годы платили мало,
      70 руб. за "лейтенанта" стали платить с 1973-го, да и должностной оклад зампотеха был скромным, кажется 125 или 130 руб.
      При тех ценах - плоне хватало надостойную жизнь
    3. +3
      6 декабря 2021 21:19
      Цитата: Авиатор_
      Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.
      Ну, это оклад, а за звание? В итоге должно за 200 получиться. Воспоминания интересные, автору респект. И ещё. Усталость металла - это накопление микротрещин с последующим их развитием. При отсутствии нагружения это невозможно. Скорее, узел был дефектный.

      Согласен.Тоже хотелось написать Автору, -но,положительные эмоции превозобладали...)))
      1. +4
        6 декабря 2021 21:55
        Так у меня кроме положительных эмоций других тоже нет. А насчёт денег - когда наших выпускников в 1980 брали преподавателями в Академию Жуковского, то давали лейтенантов и оклад 120, в итоге было 240 р. В научной конторе, пока не защитишься, сидели на 120-130. Были, конечно, и хлебные места, но немного.
    4. +2
      7 декабря 2021 15:18
      Когда моя жена узнала, что я написал про зарплату в135 рублей, она возмутилась и напомнила, что такая зарплата была значительно позднее. И это те деньги, которые я получал "на руки". 200 рублей не было даже во время учебы в академии.
  11. +14
    6 декабря 2021 08:49
    Тут автор немного неточно вспоминает . Матросовским назывался не только полк в Клоога ,
    но и сам штаб подразделения ,в которое входил Клоогавский полк , находился на улице Матросова в Таллинне . После государственного переворота 1991 году эту улицу названную в честь Героя Советского Союза Матросова сразу переименовали и назвали её ул. Тонди .
    Ещё более трагична судьба памяти в Таллиинне об Герое Советского Союза Евгении Никонове , После того как 1991 году убили советскую власть в Эстонии , так в Таллинне сразу убрали и памятник Никонову и переименовали улицу Никонова и сейчас она ул. Соо. Раньше под Таллинном охраняли место и был скорбно отмечено остатки дерева , к которому привязанного матроса Никонова немцы пытали ,жгли и убили . Сейчас этого тоже нету .
    Не в тему , но похожая судьба и с улицей и памятником генералу армии Черняховскому в Вильнюсе . Сразу после переворота в 1991 переименовали и улицу и свергли памятник советскому генералу-освободителю . Так что и бандеровской власти в Украине и русофобской власти в Чехии сейчас есть с кого брать пример . А если тогда такие вандалы от Росси получили бы по соплям , то и сегодня бандеровцам и чехам тоже неповадно было бы...
    1. +4
      6 декабря 2021 14:28
      В Вильнюсе в 1991-ом г. останки ген. Черняховского по просьбе его родственников вернули на Родину.Памятник аналогично вернули освободителям за ненадобностью . Всё законно, товарищи.
    2. +8
      6 декабря 2021 16:35
      Никонова сожгли эстонцы. В посёлке Харку. И в Клоога не стоял полк Матросова
    3. +2
      7 декабря 2021 15:26
      Да, я вынужден с вами согласиться: я ошибся. Вы правы. Я пишу только о том, что запомнил и как запомнил. Прошло более полувека. Спасибо за поправку. Вы, наверно, там где-то неподалеку живете до сих пор?
  12. +8
    6 декабря 2021 08:51
    Ну,вернее всего,это Т-54 с ходовой от Т- 44 будет,а не на оборот.
    1. +7
      6 декабря 2021 12:38
      Не совсем, Т-44 имел ходовую Т-34, а Т-44М в процессе модернизации получил ходовую Т-54.
      1. +7
        6 декабря 2021 14:46
        Цитата: AlexVas44
        Не совсем, Т-44 имел ходовую Т-34

        У Т-34 подвеска "Кристи"(пружины),у Т-44 торсионы ....А гусеницы,да унифицированные ..
        1. +4
          6 декабря 2021 15:54
          Верно , просто я имел в виду внешние отличия - гусеничные цепи , катки и ведущие колеса.
          1. +3
            6 декабря 2021 16:07
            Цитата: AlexVas44
            Верно , просто я имел в виду внешние отличия - гусеничные цепи , катки и ведущие колеса.

            Общие были только ленивцы и цепи ...катки и ведущие разные ... Ведущие Т-44 650 мм (против 635 мм у Т-34),катки Т-44 780 мм(против 830 мм у Т-34)
            1. +4
              6 декабря 2021 21:23
              Цитата: mat-vey
              Цитата: AlexVas44
              Верно , просто я имел в виду внешние отличия - гусеничные цепи , катки и ведущие колеса.

              Общие были только ленивцы и цепи ...катки и ведущие разные ... Ведущие Т-44 650 мм (против 635 мм у Т-34),катки Т-44 780 мм(против 830 мм у Т-34)

              Ну все... Танкисты взбодрились!!!! drinks
  13. Eug
    +5
    6 декабря 2021 08:58
    Что удивило - "узнавание" о местонахождении штаба дивизии у милиционера. Нас ехало несколько человек, бывших гражданских, призваных после института, в предписаниях стоял номер воинской части без адреса. При выдаче предписания в военкомате СТРОГО
    предупредили - о местонахождении части справляться ТОЛЬКО в военной комендатуре станции прибытия.
    1. +10
      6 декабря 2021 10:54
      Это вас предупредили. А местные прекрасно знают что по чём :)
      1. Eug
        +12
        6 декабря 2021 15:47
        По Харькову до сих пор ходит байка, как в 60-е кондукторша трамвая 7 маршрута, об'являя остановку "Лесопарк", добавляла от себя - "кому на ракетный завод - вставайте", правда, не уточняя, на какой из двух, имеющих отношение к системам управления БР и РН.
    2. +9
      6 декабря 2021 14:04
      Батя, царство ему Небесное, байку рассказывал. Он у меня в КБ-3 на Кирзе работал..

      Когда Т-80 пошли в войска первой партией - их в ГДР отправили. Ну - и конструкторов для надзора и обучения. Секретность - была жутчайшая, расстрельные подписки все давали, шкерили всё по полной..Типа - новая техника, враг не дремлет, кругом шпионы..

      Ну - и едут они за колонной, потом - её теряют. Местность не знакомая, люди штатские, карту читать не обучены, сопровождающий лох, в общем - непонятно, куда ехать..Вдруг - немец на Трабанте чапает. Они ему на пальцах показывают - не видел ли тот куда танки поехали? И фриц радостно отвечает - О, я-я!! Рус панцер газотурбинен!! И тыкает - туда мол.. Дальше следовали в глубоком молчании и задумчивости..
      1. Eug
        +16
        6 декабря 2021 15:44
        Немцы - технически очень грамотные, а свист турбины да еще в комплекте с громоздким воздухоочистителем за башней довольно четко позволял определить тип двигателя.
        1. +2
          7 декабря 2021 20:27
          Цитата: Eug
          Немцы - технически очень грамотные, а свист турбины да еще в комплекте с громоздким воздухоочистителем за башней довольно четко позволял определить тип двигателя.

          Все гораздо проще - местные немцы прекрасно знали где наши полигоны, и поэтому сразу правильно могли указать дорогу к тому месту, куда они никогда не заезжали из-за боязни влипнуть в историю. На некоторых участках местных автодорог даже в полотно танковые траки были замурованы, чтобы наши танки дорогу им не повредили при выезде на полигон. Кто служил в Вюнсдорфе подтвердит это.
    3. +2
      7 декабря 2021 16:09
      Представляю себе диалог на пероне . Бабушка а где здесь комендатура? а вам сынки зачем? Мы ищем секретную ракетную часть, там нам скажут где она. Ракетная секретная часть там, вон мужик на Запоре вас отвезёт, а где комендатура я не знаю.
  14. +10
    6 декабря 2021 11:50
    Блестящая статья, в которой автор до мелочей точно описал жизнь ротного зампотеха и свою службу, за что ему надо сказать спасибо - такие статьи редкость для ВО. Мне все это знакомо и понятно, хоть к танкам никакого отношения не имел, но начинал свою военную карьеру на инженерной должности.
    Правда есть вопрос к автору:

    Федоров Ф. У., полковник танковых войск в отставке
    И первая наша семейная покупка случилась в виде тахты за 60 рублей. Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.

    Вы действительно столько в сумме получали, или забыли указать выплату за звание?
    Насколько мне известно, на Байконуре лейтенанты начинали в то время службу со 180 руб. в сумме.
    У вас действительно платили лишь 135 руб.?
    1. +22
      6 декабря 2021 12:06
      Здравствуйте! Это статья моего отца. Он публикуется через мой аккаунт. Сейчас есть некоторые проблемы с авторизацией на сайте ВО. Как только решим, автор на все вопросы ответит.
    2. +3
      7 декабря 2021 15:29
      Я действительно получал такую сумму и даже меньшую (жена поправила).
      1. -1
        7 декабря 2021 17:43
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        Я действительно получал такую сумму и даже меньшую (жена поправила).

        Извините, но вы видимо подзабыли, потому что уже тогда за звание и за должность платили 180, т.е. даже с вычетом подоходного, бездетности все равно больше 135 получалось. Скорее всего у вас еще и за жильё в общежитии вычитали, как я могу предполагать или же вы паёк получали вместо денег.
        Вот что пишут о том времени:
        Теперь конкретные цифры. В 1966-88 годах денежное довольствие солдат и сержантов определялось несколькими тарифными разрядами по занимаемой должности. Звание от рядового до старшины на размер денежного довольствия не влияло. Солдат получал в месяц 3 рубля (Для понимания размеров этой суммы — пачка сигарет «Прима» 14 коп., бутылка водки 2р.87коп., батон сдобного хлеба 22 коп., килограмм вареной колбасы 2р.20коп., бутылка пива 37 коп., килограмм картошки -10 коп.).

        Кроме того солдату выдавалось в месяц 80 коп. на сигареты. При службе за границей табачные деньги не выдавались (взамен выдавалось 12 пачек сигарет в месяц), а денежное довольствие увеличивалось вдвое — 6 руб. и выдавалось в местной валюте (для сравнения — в Чехословакии банка крабов 2 руб, бутылка пива 17 коп., бутылка Coca-Cola 8 коп., литр молока 10 коп.).
        .....Несколько иначе оплачивался труд офицеров. Денежное довольствие складывалось из оклада за звание (лейтенант 50 руб. и примерно плюс по 10 руб. за каждое следующее звание), оклада за должность (командир взвода 130 руб. и примерно плюс по 10-20 руб за каждую вышестоящую должность), надбавки за выслугу лет (10% после первых двух лет офицерской службы и затем по 5% за каждые следующие 5 лет, но всего не более 25%) и стоимости продовольственного пайка (фиксированно 20 руб.). Существовали еще надбавки за службу в отдаленной местности (15%), за службу на Крайнем Севере, Камчатке, Сахалине, пустыне, за границей (от 50 до 100%). Причем при службе за границей один оклад выдавался в местной валюте, а второй шел на сберкнижку в СССР советскими деньгами. Из всех сумм удерживался подоходный налог 13%.
        Проезд к месту проведения отпуска и обратно бесплатный. В командировках выплачивались командировочные в размере 2 руб.50 коп. в сутки плюс оплата гостиницы но не более 3 руб.70 коп. за сутки.

        http://www.krasfun.ru/2014/01/denezhnoe-soderzhanie-sovetskix-voennosluzhashhix/
        В 1975 г. я как лейтенант на капитанской должности имел 230 руб в сумме, правда с учетом всех вычетов оставалось около183 руб.
        1. +6
          7 декабря 2021 20:12
          Ключевые слова: " оставалось около 183 руб"! В 1976 году я, будучи капитаном на подполковничей должности, получал в руки 440 (приблизительно), а сколько начисляли, мне было неинтересно. А в лейтенантские времена денег всегда не хватало. Поэтому я не могу спутать 135 и 200 рублей. Не получал я столько в первый год после выпуска из училища.
  15. +11
    6 декабря 2021 12:06
    Позволю себе поправить товарища полковника
    Первое: Полк имени Матросова находился в Таллине, в районе Тонди . На улице А.Матросова.Но отнюдь не в Клоога. Кстати,по приказу Боруха Ельзина,вся техника из этого полка была оставлена при выводе войск.А Т 44 и Т 34 были использованы в качестве мишеней на полигонах Аэгвиду и Мяннику .Остальные были проданы,куда-то А дом офицеров переделан под элитные квартиры
    1. +1
      6 декабря 2021 12:45
      Если верить википедии (?) , то по состоянию на 1989г. в составе МСД не было Т-34/44. Ну если только как не разделанные и не числящиеся по учету.
      1. +6
        6 декабря 2021 16:28
        У меня сосед командовал там танками.Я про полк Матросова. Да,танки были ,,,сняты с учёта,,,,Но они были. Десятка полтора
    2. +3
      7 декабря 2021 15:33
      Да, вы правы - я ошибся - я ведь всего три месяца прослужил в этом полку (в тексте - опечатка, я окончил училище в 1968 году).
  16. +11
    6 декабря 2021 13:21
    Собрали консилиум дивизионных технарей и постановили, что причина в усталости металла – всё-таки танк выпущен был более двадцати лет назад.

    Может потому, что у Т-44 вместо бортовых фрикционов - бортовая передача планетарного типа? Степень редукции выше. Соответственно нагрузка на зубцы бортовой выше, чем передаваемая нагрузка на фрикцион.

    Срочник воткнул танк в валун - т.к. жесткое соединение ведущего колеса - поломка зубьев.
    1. +11
      6 декабря 2021 14:07
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      Может потому, что у Т-44 вместо бортовых фрикционов - бортовая передача планетарного типа? Степень редукции выше. Соответственно нагрузка на зубцы бортовой выше, чем передаваемая нагрузка на фрикцион.


      Лет 11-12 назад, у нас на дистрибьютируемых китайских бульдозерах SD7 - аналоге катовского D7H ломались вводные валы ботовой передачи - планетарного типа
      .
      Явление было достаточно характерное и регулярное.
      Оно конечно стоит не дорого, замена быстра. Производство их налажено на отечественных мощностях и как бы торгуй и процветай.
      Связано это было с тем, что неопытные операторы бульдозеров с разгона врезались в груду грунта, которую надо было толкать, не разбирая, это земля или ганитные валуны или строительный бетон - резкая остановка приводила к поломке вводного вала.
      Ну меня как инженера, решение этой задачи заинтересовало.
      Сначала поэкспериментировали с закалкой вала. На определенной твердости, валы перестали ломаться - начали крошиться зубья центральной передачи и даже КПП - гораздо более дорогие и сложные в замене (бульдозер разобрать - вынуть кпп, что бы добраться до центральной передачи).
      Понятно, что для защиты более дорогих и сложных узлов, вводный вал используется как предохранитель - он ломается в первую очередь, что бы не повреждалась трансмиссия.
      Но подбор предела прочности или халатно сделали или где то нарушалась технология на заводе.
      В общем подбором металла и степени закалки, вышли на оптимум - и валы на порядки реже ломались, рекомендацию изменить технологию передали производителю и проблема ушла.
      1. +1
        6 декабря 2021 18:13
        Так вот оно чё Михалыч!© Не моё
        Термех это не пеннис конина
      2. +5
        6 декабря 2021 21:47
        Что и реализовано в современных бытовых электромясорубках -
        пластиковая шлицевая насадка на приводном конце шнека
        (+ одна запасная в упаковке)
  17. +5
    6 декабря 2021 14:16
    Вау! А я что писал! (когда БЕЗ "обрадовал", что заканчивает писать)
    Спасибо ему за почин! И ждем с нетерпением, может еще кто-то
    последует его почину.
    И вот, пожалуйста!. Добро пожаловать, автор!
    Очень интересно! (Я служил в Таллине, был участником парада
    на 7 ноября 1972 года на его центральной площади.
    Бывал и в танковой дивизии в Калининграде -5-я Гвардейская,
    кажется. А бывал потому, как там "губа" калининградская").
    Жги дальше. Ждем!
    1. +3
      6 декабря 2021 19:50
      - В Калинграде вряд ли... В Корнево до 90х годов стояла 1я танковая.
      1. +4
        6 декабря 2021 21:41
        Вот в самом городе Калининграде. На губу в караул части заступали по очереди.
        Я служил в полку связи Балтийского флота в ту пору.
        Когда стоишь в карауле на губе, приходит время обеда
        (ужина). Губа эта- один комплекс зданий с танковой дивизией.
        Часть караула губы, с автоматами, через "заднюю" калитку
        шагает в расположение дивизии, на кухню- через зал, в котором
        обедают танкисты. Получает на кухне необходимое кол-во порций
        первого, второго и компота в термосы. И обратно, снова же через зал
        с обедающими танкистами тащит эти баки на губу, через ту же калитку.
        (Хорошо помню, как нес баки между столами и меня удивила скудость
        блюд и их качество на столах этих танкистов- нас моряков кормили,
        как на убой - я призвался 68 кг, через 6 месяцев весил 81!, ну и вкусно)
        Все, калитка запирается. Помню, что говорили (как и автор), что дивизия
        "кадрированая", т. е.с минимальным л/с. Помню что знаменитая, Гвардейская.
        А вот номер- не-то 5-я, не то 55-я.
        И еще одно подтверждение (железное!): моряки в Калининграде -"белая косточка",
        и танкистов дразнили "мазута". На этой почве бывало не мало драк в увольнениях
        ну и, соответственно "геройских" рассказов, (явно приукрашенных), о таких "приключениях". Так что были танкисты в Калининграде в 1972-73 годах.
        1. +3
          6 декабря 2021 21:57
          - Флотских кормили по пятой норме! А танкистов, наверняка, по первой... А так то вся 11я армия - и Гвардейская и знаменитая! good
          1. +1
            6 декабря 2021 22:56
            Ну так не какие-то морпехи там или диверсанты с Парусного.
            Обыкновенная часть связи флота - половина под землей
            в Приморске (я и там посидел), половина в КУНГАХ в
            Калининграде. Сплошная писанина и морзянка, Ну
            и малость строевой перед проверкой. Но ели мы от пуза-
            4 раза в день (в 21-00 чай хлеб с маслом) + " адмиральский час"
            сна после обеда (от Петра Первого еще заведен)
            А потом еще новый зампотылу пришел (из подплава списали
            каптри, язва- кто ж ему на ПЛ овсянку варить будет), так он вообще
            все вверх дном перевернул - ввел корыто жареной картошки для
            стола с именинником + чайник какао. На первое начали подавать
            солянку с почками и копченой колбасой. Сам носился между рядами
            столов - "ну что, сынки, вкусно?" А селедки я такой вообще больше
            такой в жизни не видел- "шайбы" по 3 см. толщиной и см 6-7 в диаметре,
            а под кожей 0,5 см жира. А еще на завтрак рыбу-саблю жаренную
            давали с вермишелью - костей нет, пару шариков только- вкусная.
            А у танкистов тех на столах тарелки с селедкой были - ржавые кусочки,
            ну как хамсу крупную порезали. Вот я и удивлялся.
  18. +5
    6 декабря 2021 16:44
    Тонди Таллинн Так и в Википедии написано
  19. +5
    6 декабря 2021 17:56
    Мой папа служил 1970-1972 году в отд 3 танковом (плавующем) батальоне в роте плавсредст. 3 роты т- 55, 1 рота пт-76 и получили 4 новейших танка т-62 плюс 8 спецкатеров. Полк Александра Матросова находился в пригороде Таллина - Тонди. Небольшая неточность от автора.
    1. +6
      6 декабря 2021 19:41
      Я из Таллинна. Тонди это не пригород .
  20. +6
    6 декабря 2021 18:16
    Ни капли не танкист и никогда не интересовался танками. Но прочитал с большим интересом. Просто, доступно, достойно, интересно, без малейшей рисовки, самолюбования и высокомерия, обливания грязью сослуживцев и частых пьянок. А то подустал, читая фантастические порою похождения "бравого штурмана". Товарищ полковник - свидетель ушедшей советской эпохи - делится воспоминаниями советского офицера. ОЧЕНЬ правильно! Мы уйдём, а память должна остаться. С интересом жду продолжения.
    Спасибо, Федор (?) Устинович (?) и Евгений Фёдорович (?)!
    1. +9
      6 декабря 2021 18:27
      Спасибо за высокую оценку! Фёдоров Фёдор Уварович.
    2. +2
      6 декабря 2021 21:41
      Скажите, Владимир, у Вас к Безу что то личное? Или какая то профессиональная неприязнь? Ну, типа, сожаление, что его статьи хвалят, а ваши не все?
      Или проблемы с желчным пузырем, дай вам бог здоровья. Что вы так к Михаилу прицепились, словно банный лист,?
      1. -1
        7 декабря 2021 11:51
        Понимаешь, "Вождь"-Назарий-Игорь-не знаю кто ты ещё там, у меня нет к Безлюдову ничего личного, ни давней неприязни, ни зависти. В отличие от тебя у меня этих "замечательных" качеств нет. Какая зависть, если мне тебя и Беза жалко именно из-за них? Нет и проблем с желчным пузырём, чего и тебе желаю. И не прицепился я к Безу, как ты ко мне, а просто оцениваю его творчество.

        Объясню тебе, чтобы ты хорошо понял. О Безе я узнал недавно, а заинтересовался им после его неоднозначных статей на ВО. Порывшись в Рунете узнал, что Без310 - это бывший начштаба авиаполка, прошедший все ступени штурманской службы от помощника штурмана в 570 мрап, 310 оплап, 568 мрап 143 мрад МА ВВС ТОФ в Монгохто Безлюдов Михаил Владимирович, ныне военный пенсионер, живущий в Краснодаре, и писатель, имеющий около 80 отдельных рассказиков и рассказов и около 80 - в повести. Все произведения его - АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ, где главная фигура и герой - он сам. Он сам охотно рассказывает и оценивает себя в своих произведениях и комментариях к статьям. И я, когда говорю о Безе, оценивая его творчество, повторяю лишь оценки самого Беза о себе. Если мы на ВО обсуждаем какие-то статьи, темы, то почему мне нельзя обсуждать творчество Беза, критиковать его его же словами? Он что, неприкасаемый? Зачем тогда пишет?

        Кстати, Без, вроде, самостоятельный человек, ему не нужно твоё адвокатство, он сам может пообщаться со мной. Но он этого не делает. И знаешь почему? Потому, что, в отличие от тебя, он человек умный и хорошо понимает, что я, даже критикующий его, популяризирую и его творчество, и его самого, привлекаю внимание к его рассказам и предлагаю прочитать их. А за рекламу положено ещё и платить! laughing

        И отстал бы ты от меня. А то гоняешься за мной по сайту как надоедливая муха, минусишь, пристаёшь с глупыми вопросами. Живи спокойнее!

        P.S. Надеюсь, не будешь злиться на старика за обращение на "ты". Ведь я намного старше тебя, а ты годишься мне в сыновья, если не во внуки. Хотя, конечно, мы с тобой на брудершафт не пили и навряд ли будем. smile
        1. +2
          7 декабря 2021 12:12
          Ну, гоняться за вами... Это такое. Ваше предположение, ну да ладно. Просто я читаю и цикл Беза, и вот воспоминания зампотеха. Редкую статью первого вы не обходите, мягко говоря "вниманием", а вот эту статью, прям на ура восприняли.
          Хотя и там, и там люди описывали свои места службы, окружение, трудности быта, сослуживцев...
          Так в чем разница?
          Вот взять любые мемуары. Даже наших военначальников. Они писали от своего имени, указывали неумелые действия одних и героизм других. Все сходится. Будете и их критиковать?
          1. +3
            7 декабря 2021 12:34
            Цитата: Вождь краснокожих
            Так в чем разница?
            Вот взять любые мемуары. Даже наших военначальников. Они писали от своего имени, указывали неумелые действия одних и героизм других. Все сходится. Будете и их критиковать?

            Трудно объяснить человеку, который НЕ видит или НЕ хочет видеть разницу. Разницу нужно видеть, обладая зрением! А разница (не буду углубляться) между Безлюдовым и Фёдоровым колоссальная. Это видно даже по первым статьям.

            Что касается критики (а не критиканства), то всю жизнь критиковал то, что считал НЕ правильным. Отец так научил. Хотя легче мне от этого не жилось: мало кто из людей любит правду и критику. Но не приспосабливался ради выгод и карьеры, всё делал и делаю искренне.

            Что касается мемуаров, то прочитал их ОЧЕНЬ много. Критического в них мало, многое было подчищено консультантами, редакторами (тогда были настоящие). Хотя и мемуары были стоящие. Василевский, Штеменко, Крылов, Судоплатов, Баграмян, Ерёменко, Жуков, Конев, Мерецков, Рокоссовский, Карпов, Белобородов, Горбатов, Родимцев, Воронов, Яковлев, Попель, Щедрин, сборники Драбкина ... Много хороших! Это сейчас опусы слегка читают перед опубликованием и публикуют почти без правок разную ... ну, в-общем, ерунду.
  21. +8
    6 декабря 2021 19:49
    Интересно утверждение автора о том, что зампотех легко может справиться с командной должностью.
    1. +5
      6 декабря 2021 23:54
      опытный зампотех да, при СССР кто на производственных предприятиях был первым заместителем директора? - Главный инженер... hi
  22. +5
    6 декабря 2021 20:42
    Интересные воспоминагия. В 60х можно было еще и Т-34 встретить.

    А в1968 на учениях Океан, но в Латвии подобные танки с поплавками демонстрировали захват плацдарма с моря.
    1. +2
      6 декабря 2021 21:43
      Я знал парня ( и ему можно верить), так он рассказывал, что у них в части в 90 е была в штате одна Т 34/85! Не знаю, для парадов или как, но была!)))
      1. 0
        7 декабря 2021 12:39
        Цитата: Вождь краснокожих
        Я знал парня ( и ему можно верить), так он рассказывал, что у них в части в 90 е была в штате одна Т 34/85!

        В штате быть не мог, а вот как учебная единица, списанная давным давно, и поддерживаемая в рабочем состоянии, танк могли держать для торжественных мероприятий или как экспонат для музея истории части.
        Сами подумайте - кто специально БК будет изготовлять и хранить его для 85 мм орудий, выпускать запчасти и организовывать прочие ремонты, если танк был давно снят с вооружения, а на смену ему уже два поколения танков пришло.
      2. +1
        10 декабря 2021 06:16
        в книге учёта памятников вполне.
    2. +5
      7 декабря 2021 11:41
      Я участвовал в учениях "Океан" в составе этого батальона
    3. +4
      7 декабря 2021 11:47
      И эти учения состоялись в год 100-летия Ленина. Об этом в дальнейшем планирую написать.
  23. +1
    6 декабря 2021 22:10
    Цитата: carstorm 11
    Вот. Мне мой папа даже так подробно не описывал. Он на пару лет позже из Казани выпустился) Не любил человек говорить) Спасибо. Хоть примерно представлю)

    Это, наверное, проблема всех "детей" военных...
    Как это знакомо: "папа, ну расскажи-и-и", а в ответ тишина.
  24. +5
    7 декабря 2021 01:02
    Служил в Таллинской дивизии с 1977 по 1986год.Все время в гарнизоне Клоога .В старом Таллине штаб дивизии располагался на ул.Уус до 1980 г.,затем был перемещен в гарнизон Тонди.Это в пределах города,вторая остановка электрички от вокзала или 15-20 минут на трамвае от центра.За давностью лет автор видимо запамятовал,что полк им.Ал.Матросова располагался в Таллине в Тонди,а не в Клоога.Танки Т-44м в полках были заменены на Т-55 где то в середине 70-х.Причем Т-55 были после модернизации,на них уже были лазерные дальномеры.Отдельный плавающий батальон был уникальной частью.Один раз,в 78 году довелось наблюдать их практическое применение .У уреза воды к танку Т-55 подходили два ЗИЛ-157 с понтонами,понтоны цеплялись по бортам танка.На каждом понтоне было по два гребных винта,винты приводились в движение от гусениц танка.Когда танки с понтонами заходили на глубину,зрелище было фееричное.Из воды торчали башни с пушками,и все это плыло очень быстро.Запас хода на плаву у них был огромный ,так как на каждом понтоне были топливные баки,которые подсоединялись к системе питания танка.Был еще в этом плавбате отдельный взвод,3 танка Т-62 и 6 катеров на подводных крыльях,по два на каждый танк.Говорили,что этот взвод мог пересечь финский залив за 1 час до финского берега.Судьба этой необычной части закончилась так же необычно.Зимой 80года Отдельный плавающий батальон,на тот момент единственный в ВС СССР ,был расформирован,а все танки ,офицеры и солдаты танковых рот отправлены в Афганистан.Ирония судьбы,с нарисованными на танковых башнях якорями и военно-морскими флагами плавбат отправился в горно-пустынную местность.Все это произошло очень быстро,уйма имущества была брошена.Понтоны никому не были нужны.На место ушедшего плавбата из Таллина перевели полк.Что бы освободить место,понтоны сложили один на другой,и эта гигантская куча еще года три возвышалась за пределами парка,пока ее не стали постепенно растаскивать.И по сей день,думаю,на многих окрестных хуторах курятниками служат прикопанные дюралюминевые корпуса понтонов, из которых предварительно вытащили пенопласт.
    1. +4
      7 декабря 2021 15:51
      Я уже покаялся в своей ошибке по поводу Матросовского полка. Спасибо за сведения о судьбе 3 отб. Грустная история. Все места моей 32-летней службы превратились в настоящее время в руины. А те катера на подводных крыльях, о которых вы упоминаете, так я участвовал в их испытаниях под Севастополем в 1971 году. Это тоже интересная история, и можно будет написать, если кому-то будет интересно. Спасибо за ваш комментарий!
      1. +3
        7 декабря 2021 21:22
        hi Пишите ещё! yes
        Всё, написанное Вами, очень интересно, так что, продолжайте, в том числе и про севастопольские КПК! good
        Моими первым танком тоже была "пятьдесят пятка"( из первых, немодернизированная, ещё без "бровей Брежнева", "антирадиационного подбоя", "накладок" и прочих поздних "прибамбасов")-это, как первая любовь...
        А уж потом и до Т-62 ход дошёл, чуть просторнее в башне стало и даже на некоторых уже появились коробки лазерных дальномеров, но мне ими пользоваться не довелось...
    2. 0
      13 декабря 2021 13:02
      Вы служили, это уже достойно уважения. Мои пожелания - техника не интересна. Интересно взаимоотношения между офицерами. С уважением.
  25. +2
    7 декабря 2021 11:31
    Спасибо за рассказ, как в детство окунулся...
  26. +1
    7 декабря 2021 19:04
    Спасибо,интересно узнать как служили в те года good
  27. 0
    11 декабря 2021 22:46
    Сильно. Здоровья и удачи Вам.
  28. 0
    13 декабря 2021 12:46
    Рассказываю. В 1981г. приехал в 7гв. ракетную дивизию. Поселились мы в общежитии. Утром сидит на входе майор и говорит все ко мне. И раздает ключи от квартир.Женатым однокомнатную, если есть ребенок то двухкомнатную.
  29. 0
    14 декабря 2021 09:35
    Да очень интересно. У меня в муках родился вопрос - а кто в нашей любимой Красной Армии не служил? Вот читаю этот сайт, особенно комментарии и столько нового узнаю.
  30. 0
    14 декабря 2021 10:17
    Рассказываю то что я видел и участвовал. В 1981г. производились доработки на ракетном комплексе с участием представителей промышленности (промышляни). Меня как молодого лейтенанта назначили допускающим в караул и оформлять документацию. Суть работ - вскрывается ЗУ(крыша пусковой установки) туда лезет примерно 3-4 человека (офицеры) меряют какую то хреновину вылазиют и докладывают. Вот я запомнил вылазит ст. лейтенат и показывает палочку, говорит там зазор как эта палочка. Представитель промышленности начинает умничать. Вот у вас в ракетных войсках вы все палочками меряете. Я же писал в инструкции надо мерять штангенциркулем. Тут возмутился наш старший и говорит дайте этому штангенциркуль и пусть полезет померяет. Через полчаса прилазит этот промышлянин и говорит так туда хрен подлезешь. На что ему отвечают А какая сволочь инструкцию писала? Это было в декабре 1981г. ночью. Потом сжалились и пустили в машину.
  31. 0
    14 декабря 2021 10:56
    Вот про Казанское СВУ .