Браунинги год за годом

104
Браунинги год за годом

Вот она, гадина Фанни Каплан. На святое покушалась… С браунингом М1900 в руке! Кадр из кинофильма «Ленин в 1918 году»

Но спор в Кейптауне
Решает браунинг,
И англичане
Начали стрелять.
«Жаннетта» П. Гандельман, 1940 г.

История огнестрельного оружия. На ВО уже не раз публиковались статьи, в которых подробно рассказывалось о биографии Джона Мозеса Браунинга и о разработанных им различных образцах огнестрельного оружия. Сегодня, продолжая пистолетную серию, мы расскажем о его пистолетах, создававшихся Браунингом год за годом. Итак…

История самого первого его пистолета, который впоследствии увидел свет, началась еще в 1895 году. Именно тогда он предложил фирме «Кольт» придуманный им, видимо «по инерции», пистолет с автоматикой, работающей за счет отвода пороховых газов из ствола по… схеме только что сконструированного им пулемета! Разница была лишь в том, что у пулемета рычаг привода затвора находился под стволом, а на пистолете – над ним. Но… компании он не понравился.



Браунинг не унывал и представил новый вариант – с автоматикой, действующей за счет использования отдачи массивного кожуха-затвора, который соединялся с возвратной пружиной и не был скреплен со стволом в момент выстрела. Система была рассчитана на относительно маломощный патрон калибра .32 (7,65 мм), поэтому он тоже компании «не показался», так как она рассчитывала на «пистолет для армии».


А вот из этого пистолета (ну не именно из этого, конечно, но образца 1910 года) застрелили Франца-Фердинанда… Фото автора

Но то, что не понравилось американцам, пришлось по душе европейцам.

В частности, президенту компании ФН Шарлю де Мармоту, который 17 июля 1897 года подписал контракт с Джоном Мозесом Браунингом на производство этого пистолета под обозначением FN Browning model 1900.

Производство пистолета было начато в двух вариантах: более габаритном – со стволом длиной 122 мм, и более коротком – со стволом в 102 мм. Патрон к нему образца 1896 года 7,65×17 мм (7,62x17mm SR) тоже представлял собой разработку Браунинга.


Не успел пистолет М1903 появиться, как журнал «Популярная механика» на это откликнулся статьей в январском номере 1904 года!

И вот именно этот пистолет и возглавил начало победного шествия самозарядных пистолетов по планете.

Его приняла на вооружение бельгийская армия, затем жандармерия, а с 1903 года он стал оружием полиции Дании и Финляндии, Норвегии и Хорватии, а затем и Люксембурга. В России его было разрешено покупать офицерам Российской императорской армии для ношения вне строя… за свой счет.


Образец 1899 года. Вид справа. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be


Образец 1899 года. Вид слева. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

Но подлинный успех ждал этот пистолет на гражданском рынке.

Плоский, удобный для того, чтобы носить его в жилетном кармане, не говоря уже о кармане пальто, браунинг (а его название стало нарицательным для самозарядных пистолетов тех лет) оказался идеальным оружием не только для того, чтобы обороняться в критической ситуации, но и для... разных там наемных убийц, а также революционеров и террористов, которые в самом начале ХХ века буквально наводнили Европу.


Схема устройства пистолета Браунинга 1900 года


Подетальная схема пистолета Браунинга 1900 года. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

Так, именно из браунинга анархист и агент охранки Дмитрий Богров (агентурная кличка Аленский) 1 сентября 1911 года в театре города Киева стрелял в Петра Столыпина. От мгновенной смерти в самом театре Столыпина спас крест Св. Владимира. Пуля его раздробила и... прошла мимо сердца, но для тогдашней медицины это ранение все равно оказалось смертельным.

Три года спустя Гаврило Принцип также из браунинга образца 1910 года убивает в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену, что в итоге стало поводом к Первой мировой войне.

Брауниг послужил орудием убийства генерал-губернатора Финляндии Бобрикова и японского политического деятеля Ито Хиробуми. Кстати, эсерка Фанни Каплан, покушавшаяся на Ленина в 1918 г., тоже стреляла в него из браунинга, причем образца 1900 года за № 150489.


Пистолет ФН «Браунинг» М1900. Пистолет германской полиции. Длина ствола: 135 мм. Общая длина: 163 мм. Вес: 650 г. Калибр: 7,65x17 mm SR. Вид слева. Королевский арсенал, Лидс


Этот же пистолет. Вид справа. Королевский арсенал, Лидс


Главным бросающимся в глаза отличием этого пистолета от других было отверстие для экстракции с правой стороны: половина его была на рамке пистолета, а вторая – на кожухе затвора. Таким образом при отходе кожуха назад обе половинки совмещались и появлялось отверстие, через которое гильза выбрасывалась вправо! Королевский арсенал, Лидс

Высокое качество и возможность свободно купить браунинг по доступной цене практически в любом городе дореволюционной России привели к тому, что браунингами в то время вооружались все, кому не лень.

Так, газета «Пензенские губернские вести» от 3 декабря 1906 года сообщила о том, что накануне вечером в городскую аптеку на улице Московской, то есть прямо в центре города, вошли два вооруженных автоматическими пистолетами браунинг человека и потребовали денег... «на революцию». Они выгребли всю кассу и спокойно ушли. Аптекаря, бросившегося их преследовать (поскольку они унесли вместе с выручкой также и причитавшееся ему жалованье), грабители не тронули, а вот попытавшийся задержать грабителей городовой поплатился за это жизнью – был убит выстрелами в упор! При этом газета обратилась к Городской думе с требованием навести на улицах порядок и даже не удосужилась предложить хотя бы деньги собрать в помощь вдове погибшего, которая осталась без кормильца, да к тому же еще и с двумя маленькими детьми на руках!


Та же модель в роскошном исполнении. Королевский арсенал, Лидс


Этот же пистолет. Хорош! Очень хорош. Так и просится в какой-нибудь роман! Вид слева. Королевский арсенал, Лидс

Широкое распространение браунингов в жизни в определенный период истории кино вызвало их активную демонстрацию на киноэкране.

Например, в кинофильме «Ленин в 1918 году» не только Фанни Каплан стреляет из него в Ленина, но браунингами вооружены также сотрудники ЧК, которые его охраняли.

В кинокартине «Шестое июля» показано, как Ленин достает из ящика письменного стола пистолет, видимо, намереваясь дорого продать свою жизнь мятежникам, и этим пистолетом тоже является браунинг!

Из пистолета браунинг «Хай пауэр» образца 1935 года (о нем мы обязательно расскажем в следующем материале) стреляет по негодяям, похитившим советский корабль вместе с экипажем, и герой Павла Ремезова из приключенческого фильма «Пираты ХХ века». Правда, появляется он в этом фильме всего один раз.


Схема из патента 1902 г. – «браунинг № 2»


Схема из патента 1902 г. – «браунинг № 2». Этот пистолет имел уж скрытый курок

В 1903 году появился «браунинг» FN 1903 – пистолет одинарного действия, второй в серии пистолетов FN, известный еще и как «браунинг № 2». Разработан он был в 1902 году, запатентован в 1903, а выпускался вплоть до 1930 года.

В то же время Браунинг доработал для фирмы «Кольт» модель 1900 года, выпускавшуюся под названием «карманный пистолет «Кольт M1903» под патрон .32ACP (7,65 мм). И «Кольт», и бельгийская компания ФН производили его сообща. Причем, в Европе M1903 был принят на вооружение в армиях Бельгии, Германии, Турции, Швеции, а также стал очень популярным пистолетом в полиции.


«Браунинг» М1903. Калибра 9 мм. Вид слева. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

ТТХ «браунинга» M 1903:

Калибр: 9x20 мм SR Browning Long
Масса пустого: 930 г
Длина: 205 мм
Длина ствола: 127 мм
Емкость: 7 патронов (9 мм).



Этот же пистолет. Вид справа. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

В Швеции компанией «Хускварна» он выпускался с 1917 по 1942 год под названием 9mm M/1907.

В США же этот пистолет превратился в популярное оружие гражданской обороны, но имел хождение и среди офицеров высокого ранга. ФН произвела чуть менее 60 000 пистолетов M1903 и 94 000 единиц – компания «Хускварна».


Мода на приставные приклады, в качестве которых использовалась кобура, не обошла и модель 1903 года… Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

Бизнес есть бизнес. И к 1910 году стало ясно, что потенциал пистолета М1900 исчерпан. Поэтому для фирмы FN и компании «Кольт» в том году Браунинг разработал сразу две модели.

Американцам пистолет не понравился, а вот в Бельгии посчитали возможным начать его производство. И начали… Причем модель 1910 года сначала выпускали под патрон 7,65×17 мм, но с 1912 года появилась и модель под патрон 9×17 мм.


Пистолет М1910. И рядом с ним его магазин. Вид слева. Обратите внимание, что и этот, и другие показанные здесь пистолеты (кроме модели 1899/1900 года) имеют еще и рукояточный предохранитель, поэтому, чтобы выстрелить, необходимо плотно обхватить рукоятку! Фото автора


А вот теперь и личные впечатления. Вот так «браунинг» 1910 года лежит в руке. Фото автора

Удерживать его в руке удобно, хотя рукоятка несколько и маловата.


Пистолет М1910 в разобранном виде. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

Пистолет внешне и конструктивно сильно отличался от предыдущего образца.

Впервые в серийно выпускающемся пистолете возвратная пружина затвора была надета на ствол. Благодаря этому, уменьшились и габариты затвора-кожуха, и всего пистолета в целом. Эту схему многие конструкторы впоследствии взяли на вооружение.

Хотя есть у нее и недостаток: перегрев пружины от ствола при продолжительной и скоростной стрельбе. Но этот недостаток для такого пистолета не критичен, никто же ведь и не собирался выпускать из него магазин за магазином.


Пистолет М1922 с магазином. Так называемая «полицейская модель» (использовалась полицией Германии). Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

В 1923 году Королевство хорватов, сербов и словенцев (позднее Югославия) заказало у FN 60 000 пистолетов, причем оружие должно было иметь ствол 114 мм и магазин на восемь патронов.

Самым быстрым решением для выполнения заказа было удлинение ствола пистолета 1910 года и увеличение емкости магазина. Чтобы еще больше снизить расходы, FN разработала небольшой удлинительный патрубок в передней части ствола.

Это оружие использовалось также в немецкой армии под названием «pistole 626 (b)». Его магазин вмещал 9 патронов 7,65×17 мм или 8 патронов 9×17 мм.

Модель 1922 г. была также весьма популярна и находилась на вооружении в армиях нескольких европейских государств. Та же Югославия, помимо 60 тыс. 9-мм пистолетов обр. 1910/1922 г., в 1930 году заказала еще 20 000; Греция в 1926–1929 гг. закупила 9 980; а всего до начала Второй мировой войны у Бельгии было приобретено 91 449 пистолетов обр. 1910/1922 г., а их производство продолжалось после войны до 1983 года.


Схема устройства пистолета Браунинга 1922 года


Подетальная схема пистолета Браунинга 1922 года

Некоторые из этих пистолетов имеют клеймо Waffenamt (обозначает оружие, произведенное в FN в годы немецкой оккупации). Причем пистолеты для вооруженных сил различались. Например, пистолеты для ВМФ на верхней части затвора имеют изображение якоря.


«Морская модель» Браунинга 1922 года. Первоначально это оружие имело покрытие под бронзу, но можно встретить и фосфатированные или покрытые черным лаком модели после ремонта на французских заводах. Этот пистолет «Браунинг» ФН 1910/22 с военно-морским якорем был доставлен во Францию в ноябре 1945 года. Калибр 7,65 мм (.32ACP). Фото Alain Daubresse www.littlegun.be

Продолжение следует…
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 декабря 2021 18:08
    Прекрасное оружие , спасибо за очень интересную статью и иллюстрации.
    1. +8
      2 декабря 2021 18:16
      Вот именно модель 1910 в руках пару раз подержать повезло.
      Стрелять не стрелял, а пустым затвором щелкал. Где?
      У товарища дед с войны привез. А товарищ позже разнюхал и похвастался мне. Вот мы пацанами и держали настоящее оружие в руках. Даже не зная, что это за пистолет.
      Спасибо, Вячеслав Олегович!
      1. +10
        2 декабря 2021 18:47
        Цитата: Вождь краснокожих
        Даже не зная, что это за пистолет.

        Я вот тоже держал, щелкал, но не стрелял, увы.
  2. +7
    2 декабря 2021 18:35
    Вячеслав hi одна из причин популярности Браунинга как не странно,именно его компактность. Он везде умещается,от не мешает,о своем "присутствии " напоминает хозяину только весом!Спасибо за ваши статьи, читаю с удовольствием, хотя и не всегда удаётся написать комментарий! hi
    1. +11
      2 декабря 2021 18:48
      Цитата: Бережливый
      с удовольствием,

      Пусть будет главное "с удовольствием". Комментарий может и подождать!
      1. +1
        3 декабря 2021 07:14
        Цитата: kalibr
        Пусть будет главное "с удовольствием". Комментарий может и подождать!

        Спасибо. Крайне интересно. Хотелось бы ещё хоть чуть о его "боевых" качествах. Патроны слабенькие, а все равно пистолет был популярен, и не только у гражданских...
        1. +1
          3 декабря 2021 07:16
          Цитата: Горный стрелок
          Хотелось бы ещё хоть чуть о его "боевых" качествах.

          Я понимаю. Но "запихнуть" и историю и технику и "боевые качества" в один материал очень сложно. А статьи в 25-30 тыс. знаков не читаются.
  3. +14
    2 декабря 2021 18:35
    В частности, президенту компании ФН Шарлю де Мармоту, который 17 июля 1897 года подписал контракт с Джоном Мозесом Браунингом на производство этого пистолета под обозначением FN Browning model 1900.

    Почему то большая часть литературы о пистолетах Браунинга начинается с модели 1900 года. Однако ей в производстве предшествовала модель 1899 года. Правда в статье автор о модели 1899 года упомянул, поместив фото. Но на фото в статье, увы - модель 1900 года.

    На этой фотографии Браунинг модель 1899 года вверху, 1900 - внизу. Самое заметное отличие - у модели 1899 года на задней части затвора шесть вертикальных проточек для его взведения. На модели 1900 года их пять. И второе заметное отличие - у модели 1899 года рычажок предохранителя имеет вместо насечки концентрические круги. Есть еще ряд отличий. У модели 1899 года ствол немного выступает за габариты затвора.
    1. +6
      2 декабря 2021 19:59
      Фото из ГИМовского фонда, лёжа на стуле. yes

      Моё первое знакомство с этой машинкой.
      1. +2
        3 декабря 2021 07:16
        Замечательное фото! Спасибо!
    2. +4
      2 декабря 2021 23:11
      Наверное, всё-таки главное различие в форме утолщения передней части затворной рамки.
      А вот предохранитель здесь как раз с насечкой.
      1. +4
        2 декабря 2021 23:21
        А вот предохранитель здесь как раз с насечкой.

        Предохранитель с концентрическими кольцами был не на всех пистолетах модели 1899 года, были и пистолеты с насечкой. Если все отличия перечислять - получится статья.
    3. +3
      2 декабря 2021 23:17
      А вот такой прототип не попадался?
      1. +3
        2 декабря 2021 23:26
        Попадался, в книге Edward Clinton Ezell: Handguns of the World. Military Revolvers and Self-Loaders from 1870 to 1945.
        1. +3
          2 декабря 2021 23:36
          А в каком году он был сделан, есть информация?
          1. +5
            2 декабря 2021 23:48
            А в каком году он был сделан, есть информация?

            в 1898 году. А есть еще более ранний прототип, 1897 года.
            1. +3
              2 декабря 2021 23:57
              Спасибо, Виктор! Явно прослеживается движение в сторону удобства и элегантности. Интересно, а почему он впоследствии отказался от курка, с ним ведь намного удобнее.
              1. +4
                3 декабря 2021 00:12
                Интересно, а почему он впоследствии отказался от курка, с ним ведь намного удобнее.

                Он от него не отказался. Я могу ошибаться, но ударниковый УСМ у Браунинга у моделей с возвратной пружиной над стволом или на стволе. А вот модели с возвратной пружиной под стволом имеют курковый УСМ. Вероятно вопрос в компоновке и Браунинг решал ее так.
                1. +1
                  3 декабря 2021 09:16
                  А вот модели с возвратной пружиной под стволом имеют курковый УСМ.

                  Похоже на это.))
                  У модели 1903 г. курок есть, но он скрыт по непонятной причине.
                  1. +1
                    3 декабря 2021 09:27
                    На заре "пистолетостроения" такая схема была популярна. Считалась более простой и надежной и более компактной.
                    1. +1
                      3 декабря 2021 09:30
                      Странно, пистолет с открытым курком априори надёжней пистолета со скрытым (исключение - ТТ), а в смысле компакта, так они по размеру одинаковые, только курковый чуть полегче из-за отсутствия массивного затыльника.
                      1. +2
                        3 декабря 2021 10:56
                        Прошло более ста лет.
                      2. +1
                        3 декабря 2021 11:55
                        В послезнании мне показалось это естественным. request
  4. +5
    2 декабря 2021 18:37
    Жанета написана только в 1940?!! belay
    Я грешным делом, был уверен что раньше. Полез искать и отпустило, музыка оказывается еще 1907 года. «Бай мир бисту шейн»:)))
    А пистолет, да, классика!
    1. +5
      2 декабря 2021 20:25
      Иван, добрый вечер! hi
      Насколько я помню своё детство, у этой песни было столько же вариантов сколько и исполнителей. bully
      "А боцман Кляузер, достал свой Маузер,
      И на пол грохнулся гигант-француз..."(с)

      Виктор Конецкий, в одной из своих книг писал, что он с друзьями, раздобыл где-то телефон Гандельмана, (тот уже полковником вышел в отставку), они ему позвонили и поинтересовались авторством "Жанетты", а в ответ услышали такой роскошный мат, что все просто замерли от восторга. good drinks
  5. +10
    2 декабря 2021 18:45
    В то же время Браунинг доработал для фирмы «Кольт» модель 1900 года, выпускавшуюся под названием «карманный пистолет «Кольт M1903» под патрон .32ACP (7,65 мм)


    Нет, нет, и нет!
    Никоим боком кольт М1903 не имеет отношения к модели 1900 года.

    Пистолет Colt Model 1903 Pocket Hammerless под патрон 7,65×17 мм Browning начал выпускаться в Америке почти одновременно с пистолетом FN Browning M1903 в Европе.
    Это практически одинаковые по конструкции модели. Colt Model 1903 Pocket Hammerless отличается от европейского "большого брата" 1903 главным образом меньшими габаритами и калибром. Ну и немного внешним дизайном.

    С уважением,
    1. +4
      2 декабря 2021 18:53
      Цитата: Gunfighter95
      Никоим боком кольт М1903 не имеет отношения к модели 1900 года.

      А я думал они оба пистолеты, оба Браунинга и он сначала сделал 900, потом 903. То есть сначала была курица, потом яйцо... которое вышло из курицы. На языке техники это может звучать и "доработал", "переработал", "на основе"...
    2. +10
      2 декабря 2021 19:08
      Никоим боком кольт М1903 не имеет отношения к модели 1900 года.

      Colt Model 1903 Pocket Hammerless не имеет.

      А вот Colt Model 1903 Pocket Hammer имеет, так как является компактной версией Colt Model 1902 Sporting Model, которая в свою очередь является "дочерью" Colt M1900.

      Возможно автор в этих нюансах запутался при переводе.
      1. +7
        2 декабря 2021 19:56
        Вик, добрый вечер, ещё пара образцов творчества Браунинга.
        Colt M1900

        Colt M1902 (1902).

      2. +6
        2 декабря 2021 23:29
        Возможно автор в этих нюансах запутался при переводе.


        Несомненно. Тем более моделей Кольт М1903, как Вы правильно подметили, было две - безкурковый и курковый.
        И на приведённой автором странице журнала изображён как раз Colt Model 1903 Pocket Hammerless.
        И мы с Вами понимаем, что модель 1900 FN и Colt M1900 - это "две большие разницы". drinks
        А вот FN M1903 и Colt Model 1903 Pocket Hammerless - две небольшие разницы. good

        Вообще тяжело, конечно, писать о том, что воочию не видел и в руках не держал. Приходится доверять источникам. А они, увы, иногда подводят.
        Остаётся только пожелать автору иметь под рукой исключительно надёжные и проверенные источники информации. good
        Ну а мы, кончно, в меру сил, елико возможно, поможем автору. drinks

        С уважением,
        1. +3
          3 декабря 2021 07:21
          Цитата: Gunfighter95
          Остаётся только пожелать автору иметь под рукой исключительно надёжные и проверенные источники информации.

          Да уж. Неплохо. Но как раз этот материал писался с... текстов тех, кто эти пистолеты имеют, держали их в руках и, тем не менее, сами часто пишут... "неизвестно", не могу сказать", "на мой взгляд"...
          1. +4
            3 декабря 2021 11:39
            этот материал писался с... текстов тех, кто эти пистолеты имеют, держали их в руках и, тем не менее, сами часто пишут... "неизвестно", не могу сказать", "на мой взгляд"...


            К сожалению, "иметь" и "знать" иногда не стоят рядом.
            Автомобили многие имеют. Но в подавляющем большинстве владельцы знать не знают, например, где поворотники включаются. bully
            Я уже не говорю об устройстве самого автомобиля. what
            Так и с оружием. Знаю много великолепных стрелков.
            Которые при этом понятия не имеют как устроено оружие.
            Чукча не читатель, чукча писатель...

            У того же Яна Хога такие "хомуты" иногда проскакивают.
            Товарищ со мной как-то спорил, ссылался на книгу этого автора.
            Я достал "натуру" и под нос ему сунул.
            Тот в шоке - типа, ну в книге же написано...
            Видимо, известный автор писал "по мотивам", а не с "натуры".
            Беда в том, что таких авторов часто цитируют, совершенно не заморачиваясь проверкой фактов. Вот и "гуляют" по просторам интернета такие перлы...

            С уважением,
            1. +2
              3 декабря 2021 12:24
              Цитата: Gunfighter95
              Вот и "гуляют" по просторам интернета такие перлы...

              Да, у Бишопа в книге перевод ППК -один, у Шанта - другой. Хотя пистолет известен всем.
              1. 0
                4 декабря 2021 00:11
                Да, у Бишопа в книге перевод ППК -один, у Шанта - другой. Хотя пистолет известен всем

                Простите, но это, так скзать, "мурзилки", популярная хорошо иллюстрированная литература для общих сведений.
                6+
                Неоспоримое достоинство их книг - шикарные цветные иллюстации и фото.
                Но текст лучше не читать... lol wassat tongue
                Увы, серьёзных трудов по стрелковке не так много.

                С уважением,
                1. 0
                  4 декабря 2021 12:53
                  Цитата: Gunfighter95
                  Простите, но это, так скзать, "мурзилки",

                  Ссылаюсь на самое доступное для наших людей. В определенной степени кокетство ссылаться на западные книги на разных языках. Стараюсь по возможности этого избегать.
                  1. 0
                    4 декабря 2021 20:27
                    Ссылаюсь на самое доступное для наших людей. В определенной степени кокетство ссылаться на западные книги на разных языках.


                    Тем не менее, список использованной Вами для подготовки публикаций литературы впечатляет. fellow

                    Это только из последних:
                    https://topwar.ru/188834-jelegantnyj-manliher.html
                    https://topwar.ru/188755-ljuger-v-rossii.html
                    https://topwar.ru/188698-pistolet-andreasa-shvarcloze-otlichnoe-oruzhie-no-ne-ko-vremeni.html

                    И, я так понимаю, не всё из этого списка доступно, увы.
                    Либо стоит серьёзных денег, либо издано давно и недоступно для приобретения.
                    Но это действительно стоящие книги. Таких, к сожалению, нет в моей библиотеке.
                    И очень правильно, что Вы используете ТАКИЕ серьёзные источники.
                    Тут, главное, с переводом не промахнуться.
                    И по возможности на натуре, так сказать, проверять всё. good
                    Я как-то случайно попал на англояззычную версию ВО, посмотрел свои статьи на английском. И понял, что переводчик находится явно не в теме стрелкового оружия. Потому как некоторые технические термины в его переводе недоступны для понимания англоязычного читателя.

                    Ну а "мурзилки" при желании люди сами могут прочитать.

                    Amicus Plato, sed magis arnica Veritas
                    Несите истину в массы! drinks
                    Будем только благодарны Вам!

                    С уважением,
        2. +1
          3 декабря 2021 22:17
          Я бы сказал: не "курковый и бескурковый", а "с открытым и скрытым курком", потому что хоть и hummerless, а курок-то там был
          1. +1
            3 декабря 2021 23:59
            Убогость, простите, английского языка.
            Hammer - курок, молот, ударник... и далее по списку более 20 значений
            less - без, меньше, менее ... и далее по списку 15 значений.
            Hammerless - курка нет, без курка. drinks

            В данном случае, полагаю, имеется ввиду, что курок не виден.
            Чисто визуально. С точки зрения конструкции да, правильнее со скрытым курком.
            Но на фирме Кольт, видимо, решили, что для маркетинга лучше назвать модель "бескурковой", в отличие от другой модели М1903 с открытытм курком.
            М1903 с открытым курком, и М1903 со скрытым невидимым курком.
            Тут абы обыватель сходу мог разобраться, не до технических тонкостей... lol

            С уважением,
            1. +1
              4 декабря 2021 00:03
              по поводу маркетинга я с Вами полностью согласен.
              С уважением.
    3. +12
      2 декабря 2021 19:09
      Интересна оценка испытателей стрелкового полигона Главного артиллерийского управления Красной армии в ходе Великой Отечественной, когда пистолет использовался в ходе сравнительных испытаний:
      «По конструктивному устройству пистолет «Браунинг» образца 1903 года сложен и является заметно устаревшей системой. Однако по весу, габаритным размерам и боевым характеристикам он близок к тем требованиям, которые предъявляются к современному так называемому пистолету офицерского типа. Малый вес и габаритные размеры, а также хороший с точки зрения останавливающего действия калибр 9 мм требуют большого внимания к пистолету «Браунинг» образца 1903 года со стороны конструкторов и исследователей. Изучение боевых свойств пистолета «Браунинг» особенно важно сейчас, когда вопрос о новом типе военного пистолета (о его калибре, мощности, весе, размерах и т.д.) ещё не решён».
      Как известно,вопрос был решен.Не в пользу Браунинга.
      1. +6
        2 декабря 2021 21:39
        Малый вес и габаритные размеры, а также хороший с точки зрения останавливающего действия калибр 9 мм

        А вот как небезызвесный солдат Швейк рассуждал о покушении эрцгерцога Фердинанда: "Для такого дела я бы купил себе браунинг: на вид игрушка, а из него можно в два счета перестрелять двадцать эрцгерцогов, хоть тощих, хоть толстых". Действительно, "Браунинг" оказался куда более скорострельным, чем револьверы того времени, и давал стрелку существенное превосходство в ближнем бою. К тому же "Браунинг" можно было легко спрятать и быстро выхватить.
  6. +7
    2 декабря 2021 18:47
    Всем добрый вечер и наилучшие пожелания!

    В России его было разрешено покупать офицерам Российской императорской армии для ношения вне строя… за свой счет.

    Не разрешено, а РЕКОМЕНДРВАНО, запретить г-ам офицерам купить что-либо для внеслужебного пользования не мог и сам Государь Император. yes
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +6
      2 декабря 2021 19:31
      Цитата: Кроу
      А как же модель 1906 года,

      Следующий материал... В конце же написано: Продолжение следует...
    3. +6
      2 декабря 2021 19:32
      Цитата: Кроу
      появился новый пистолет «Baby Browning»

      Следующий материал...
      1. +12
        2 декабря 2021 19:41
        Предупреждать же надо,еле успел бумаги сжечь!Здравствуйте и спасибо за интересный цикл!Теперь осталось разве что напиться и песню затянуть
        Monsieur Browning qu'on l'appelait
        Un nom qui sentait l'aventure
        C'était le roi du revolver
        Il en avait de magnifiques
        Qu'il avait ramenés d'Amérique
        Où qu'on fabrique des vrais gangsters!

        Мсье Браунинг, как его звали,
        Имя, от которого веяло приключением,
        Это был король револьверов,
        У него они были великолепные,
        Что он привез из Америки,
        Где готовятся настоящие гангстеры!
  8. Eug
    +8
    2 декабря 2021 19:44
    В.Богомолов "В августе 1944го" (Момент истины) упоминает пистолет в руке Амбала (одного из шпионов - диверсантов) Браунинг Лонг 07, который Смершевец поначалу принял за ТТ. Неудивительно, как по мне, Browing M1903 и ТТ внешне очень схожи.
  9. +4
    2 декабря 2021 19:53
    Не ствол, так, себе!
  10. +4
    2 декабря 2021 19:55
    ТТ лучше! И, эффективней!
    1. +3
      2 декабря 2021 20:04
      ТТ лучше! И, эффективней!

      А "ТТ" не из конструкции Джона Браунинга на свет появился? bully
      1. +2
        2 декабря 2021 20:50
        Прочитайте вот это: https://topwar.ru/177302-chto-obschego-u-pistoleta-tt-i-pistoletov-brauninga.html
        1. +3
          2 декабря 2021 20:55
          Вячеслав hi , я так знаю что у них общего, я и разбирал-собирал их, да и стрелял из некоторых моделей Браунинга. А о ТТ и говорить нечего. yes
          1. +4
            2 декабря 2021 21:23
            А почему так получается, что скрытый курок "Вальтера" из-за его невидимости посчитали недостатком, а "Браунигу" таких претензий и не предъявляли?

            Добрый вечер, дорогие коллеги! )))
            Спасибо за статью, Вячеслав Олегович!)))
            1. +3
              2 декабря 2021 21:36
              Цитата: депрессант
              А почему так получается, что скрытый курок "Вальтера" из-за его невидимости посчитали недостатком,

              Потому, что армейский. А Браунинг был прежде всего гражданским пистолетом.
              1. +4
                2 декабря 2021 21:43
                То есть гражданскому не обязательно наблюдать за положением курка. Выстрелил раз, и за угол -- бежать wassat )))
                1. +4
                  2 декабря 2021 22:01
                  Открытый курок, всегда можно снять с боевого взвода не используя предохранитель, точно так же его можно в ручную взвести.
              2. +6
                3 декабря 2021 00:00
                Потому, что армейский. А Браунинг был прежде всего гражданским пистолетом.


                Полагаю, дело тут ещё и в веянии времени, так сказать.
                Раньше считалось, что для армии нужны пистолеты с курковым УСМ. А нынче армия США приняла на вооружением SIG Sauer P320 с ударниковым УСМ.
                Завтра что будет "в моде" - никто не знает...

                С уважением,
                1. +2
                  3 декабря 2021 07:23
                  Цитата: Gunfighter95

                  Полагаю, дело тут ещё и в веянии времени, так сказать.

                  Вне всякого сомнения... Это тоже имело место.
            2. +4
              2 декабря 2021 21:54
              А почему так получается, что скрытый курок "Вальтера" из-за его невидимости посчитали недостатком, а "Браунигу" таких претензий и не предъявляли?

              Потому что у Browning M1900 курка не было. Нельзя предъявить претензию к тому, чего нет. У Browning M1900 УСМ ударникового типа.
          2. +4
            2 декабря 2021 21:35
            Цитата: Морской Кот
            я так знаю что у них общего, я и разбирал-собирал их, да и стрелял из некоторых моделей Браунинга.

            Завидывайю!
            1. +4
              2 декабря 2021 21:54
              Зато у Вас много прекрасных статей, которые всех нас сближают, объединяют, а информация по истории, для меня лично, иногда бывает открытием. yes drinks
              1. +5
                3 декабря 2021 07:26
                Цитата: Морской Кот
                Зато у Вас много прекрасных статей, которые всех нас сближают, объединяют, а информация по истории, для меня лично, иногда бывает открытием.

                У меня в Пензе есть место буквально набитое оружием. И... есть мечта открыть на нашем ТВ свою передачу "Рассказы об оружии". Но... трудно. А главное сейчас в ковидные времена это еще и очень опасное дело. Но... надеюсь.
                1. +1
                  3 декабря 2021 09:25
                  Не оставляйте усилий, дело нужное, а с ковидом нам, скорее всего, придётся жить все годы, что нам отпущены. Так что -- вперёд! Желаю удачи!!! drinks
              2. +2
                3 декабря 2021 14:07
                Цитата: Морской Кот
                Зато у Вас много прекрасных статей, которые всех нас сближают, объединяют, а информация по истории, для меня лично, иногда бывает открытием.

                Да уж! Редко где встретишь такую буквально теплую компанию.
                Спасибо Вячеславу Олеговичу не только за его статьи, но и за атмосферу, которую он ими создаёт!
                1. +1
                  3 декабря 2021 15:34
                  Хорошо всё сказали -- согласен полностью. good drinks
      2. 0
        3 декабря 2021 22:31
        ТТ, как и М1911 -- "внуки" Colt/Browning М1903, только в М1911 Д.М.Браунинг "допиливал и вылизывал" конструкцию, а Ф.В.Токарев "выбросил всё лишнее", например две ступени предохранителя из трёх, НО lol ТТ -- первый в мире модульный пистолет.
      3. +2
        4 декабря 2021 15:21
        Даже с обычным Браунингом 1903 года сходство с TT значительно.



        Однако кaк можнa прочитать в статье Дмитрия Шириева, что в коллекции оружия Тульского техбюро ЦКИБ СОО весьма необычный вариант.
        "Browning Sample 1903 K" Не считая другого патрона, накладки на рукоятке и надписи как снаружи, так и на деталях неотличимы от пистолетов ТТ.
        1. -1
          4 декабря 2021 16:11
          Добрый день, тёзка, и спасибо!))
          Про эту модель "Браунинга" ничего не слышал, сходство поразительное, что, в общем-то, на мой взгляд, и не удивительно. Интересно, что скажут, глядя на это, наши уря-патриёты? Я имею в виду объединение ударно-спускового механизма в отдельном едином блоке-колодке, у обоих пистолетов они абсолютно идентичны. drinks
          1. +1
            4 декабря 2021 16:18
            Привет Tезка :-)

            А на фотографиях обыкновенный Browning 1903 год. Тот, который был найден в Туле во время стажировки и работы Дмитрия Шириева. Судя по всему, он ничем не отличается от прототипа ТТ, в том числе и по запиранию ствола, отличному от штатного 1903 года.
            1. 0
              4 декабря 2021 16:27
              О том и речь! А то почитайте что тут пишут "великие оружейные спецы", как вот этот vick vickers (vick vickers) чуть выше. Уржаться можно. bully
        2. 0
          7 декабря 2021 00:34
          Попадалась мне когда-то бурная дискуссия на просторах инетов. И вот никто внятно не смог объяснить, откуда взялась эта странная модель, которую Вы обозначили как "Browning Sample 1903 K".

          Судя по всему, она существует в единственном экземпляре, если существует вообще.
        3. 0
          25 декабря 2021 10:12
          Храни вас Господь! Колодка УСМ слева - это чья-то дурацкая шутка. Она чисто ТТ-шная. У 1903 абс. другой УСМ.
  11. +6
    2 декабря 2021 20:04
    Браунинг использовал в первых моделях
    понижение линии ствола (пружина сверху, ствол снизу),
    чем так бахвалится Глок.
    Во всяком случае, в попадавшейся мне статье
    об этом писалось, как об инновации.
    Могу и ошибаться, что Браунинг был первым,
    но странно, почему от потом ушел от этой схемы.
  12. +4
    2 декабря 2021 20:54
    Что-то мне подсказывает, что неизвестный друг автора решил расширить свою коллекцию...
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      2 декабря 2021 21:37
      Цитата: 3x3zsave
      Что-то мне подсказывает, что неизвестный друг автора решил расширить свою коллекцию...

      Ха-ха-ха!
      1. +4
        2 декабря 2021 21:40
        Нешто я ошибся?
        1. +2
          3 декабря 2021 07:29
          Нет, конечно, потому и смеюсь. Кстати, в одной из статей "Оружие для прыщавых гимназистов", Виктор Николаевич спрашивал, почему у револьвера Ричардсона такой убитый вид, почему не доведете до ума. Довели, поставили щечки на рукоятку. А убитый металл остался. Почему? А хозяин сказал - "мне нравятся пистолеты со следами времени!" А хозяин - барин!
  13. +7
    2 декабря 2021 21:25
    dimann271 (Дмитрий), уважаемый, ТТ какой лучше и эффективнее? Производства ВНР с их рукояткой? Китайский выпуска начала 60-ых, собранный в ДРВ? Для поражения цели сидящей в легковом автомобиле? Для поражения цели в бронежилете? Или для мгновенной остановки цели без бронежилета при стрельбе на дистанции 7-8 метров? Патрон для ТТ, последний, со стальным сердечником, создан в 50-е годы 20 века. Как его с патроном Браунинг длинный сравнивать?
    1. 0
      3 декабря 2021 22:37
      Тот, из которого Вы настреляли не менее 3500 выстрелов (и это не шутка)
  14. +7
    2 декабря 2021 21:38
    Плоский, удобный для того, чтобы носить его в жилетном кармане
    Вячеслав Олегович, Вы когда-нибудь пробовали запихать в "жилетный карман" банковскую пачку долларов?
    1. +7
      2 декабря 2021 21:53
      Вы когда-нибудь пробовали запихать в "жилетный карман" банковскую пачку долларов?

      Антон, когда идете грабить банк, надо не жилет надевать, а рюкзак с собой брать, да повместительней...
      А что, приходилось? wassat )))
      1. +6
        2 декабря 2021 21:59
        Людмила Яковлевна, мне много чего приходилось. О некотором опыте я предпочел бы забыть.
        1. +5
          2 декабря 2021 22:11
          О некотором опыте я предпочел бы забыть.

          "О, сколько нам открытий чудных
          Готовят просвещенья дух
          И опыт, сын ошибок трудных,
          И гений, парадоксов друг,"(с)
        2. +5
          2 декабря 2021 22:18
          Вот они, мрачные шуточки человека, самовыкапывающегося из-под снежных завалов в окружении ухмыляющихся работников коммунальных служб! Которые, прижав подбородки к черенкам лопат с интересом наблюдают действо.
        3. +2
          3 декабря 2021 09:41
          О некотором опыте я предпочел бы забыть.


          Вот этот опыт не забывайте:
          "Гангстеры грабят банк. Один из них оставлен на посту у входа. Когда группа, нагруженная мешками, выходит из банка, главарь спрашивает у стоявшего на стреме:
          - Все в порядке?
          - Не совсем: полиция, как обычно, прохлопала, и воры угнали нашу машину."
      2. +3
        2 декабря 2021 23:22
        Грабить банк нужно элегантно. "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", НУ, САМО-СОБОЙ, И ОРУЖИЕ. yes
        1. +1
          3 декабря 2021 02:31
          Пистоль на фото красивый конечно. Но на дело такое не берут.
          1. +1
            3 декабря 2021 09:17
            Когда нет выбора, ходят "на дело" и с топором. bully
    2. +3
      3 декабря 2021 07:30
      Нет, но вот этот самый браунинг, что на фото, в кармане носил...
  15. +5
    2 декабря 2021 22:14
    На самом деле первое громкое убийство с применением браунинга (буду писать без кавычек наименование пистолета) случилось в 1904 году. Вице-губернатор Финляндии и командующий войсками Финляндского военного округа Николай Бобриков был смертельно ранен выстрелами из М1900. Убийцей, или как его назвали газеты, террористом оказался сенатский чиновник Евгений Шауман. Выстрелив в Бобрикова, он застрелился прямо на месте преступления. Слишком прорусская политика Бобрикова раздражала как финских националистов, так и русских либералов. Действительно, Бобриков "выступал за объединение армии, облегчение русским поступления на службу в Финляндии, лоббировал принятие русского языка в качестве официального в сенате, государственных и учебных заведениях и прочее. Дождавшись вице-губернатора утром 3 июня на лестничной площадке здания сената, Шауман трижды выстрелил в него.
  16. +6
    2 декабря 2021 22:41
    А последней политической жертвой браунинга первых серий стал президент Франции Поль Думер. В мае 1932 года русский поэт-эмигрант Павел Горгулов, достав пригласительный билет на открытие книжной ярмарки ветеранов Первой мировой войны и войдя в здание ярмарки как писатель Поль Брэд, несколькими выстрелами в упор убил Думера. Убийцей был использован крошечный дамский браунинг М1906 под патроны 6,35х15 мм, в котором начальная энергия пули не превышала 100 Дж. Но пули попали в основание черепа и в правую лопатку жертвы, и несмотря на усилия врачей, президент Третьей республики скончался.
  17. +3
    3 декабря 2021 13:51
    Воля ваша, но по мне, так Браунинг 1922 года - один из самых красивых пистолетов всех времен и народов. Его формы очень лаконичны и одновременно изящны.
    Помнится, он мелькнул в "Тегеран-43": там его ненавязчиво так достает из-под фартука великий иллюзионист Арутюн Акопян...
  18. Комментарий был удален.
  19. +1
    3 декабря 2021 22:44
    vick vickers (vick vickers), уважаемый, а мне вот из ТТ ни из одного не пришлось сделать 3 500 выстрелов. Не из советских, не из венгерского, не из румынского, не из китайского. Хотя китайский и дома у меня жил.
  20. 0
    6 декабря 2021 01:12
    .....пистолет «Браунинг», модель 1900 (FN – Browning M1900),7,65×17 мм.) 1903г. выпуска принадлежал не Ф.Каплан, которая хотя и принимала участие в покушении на В.Ленина, но в него не стреляла. Стреляла в вождя бывшая анархистка, затем член партии социал-революционеров,а позже член ВКП (б) террористка Лидия Коноплёва. Л.Коноплёва работала в ВЧК на разных должностях, привлекалась для участия в секретных разведывательных операциях на территории Польши и сопредельных стран. В 1937 году была арестована и в июне месяце расстреляна. Причина ликвидации вполне очевидна – Коноплёва слишком много знала.
  21. 0
    25 декабря 2021 09:54
    Уму непостижимо, насколько отточено у Дж. М. Браунинга конструкторское чутьё в поиске рафинированно-классических решений, ставших канонами в оружейном деле! А особенно в пистолетах. Ведь пистолет в 100, в 1000 раз сложнее разработать, чем даже пулемёт!
    Мне, в частности, нравится как конструкторское решение, использование в 1900-й модели возвратной пружины одновременно в качестве боевой. А также разборка поворотом ствола у 1910-го. Есть чему учиться даже нам в 21-м веке!