Бронетрактор Ivel – медицинская помощь, одетая в броню

15
Бронетрактор Ivel – медицинская помощь, одетая в броню

История первой бронированной машины скорой помощи для поля боя началась, как и у большинства бронемашин начала ХХ века, с дальнейшим развитием парового двигателя, а также, как ни странно, с появлением трактора.

Оказать своевременную медицинскую доврачебную помощь на поле боя – означает повышение шансов раненого солдата на выживание и cущecтвeннoе снижение степени тяжести ранения, риска возникновения тяжёлых осложнений, а также сокращение сроков возвращения раненых бойцов в строй.



Самое трудное в данной ситуации – это оказать помощь раненому непосредственно на поле боя, когда кругом свистят пули и летают осколки. При этом у того, кто оказывает помощь, есть все шансы самому быть раненым. Для решения этой проблемы в самом начале ХХ века была разработана специальная машина, которая могла бы защитить санитара, врача и раненого во время оказания первой медицинской помощи прямо на поле боя.


Бурские войны научили британскую армию многим урокам, которые в большинстве случаев давались дорогой ценой. Один из этих уроков заключался в том, что военным нужны были лучшие и более эффективные средства для перевозки и передвижения артиллерии по бездорожью. Использование упряжек животных, например, таких как волы, в плане эффективности становилось все более трудным.

В отчете для армии в 1902 году указывалось, что армия нуждается в новых механизированных транспортных средствах, хотя паровые машины по-прежнему оставались предпочтительным видом транспорта. Предпочтение пару, если можно так сказать, закончилось в октябре 1903 года.

В это время завершились испытания трактора Hornsby с новым нефтяным двигателем внутреннего сгорания конструкции Герберта Акройда, который в качестве топлива использовал сырую нефть. Этот трактор был построен фирмой «Ричард Хорнсби и сыновья». За свое изобретение и успешные испытания фирма получила приз в размере 1 000 фунтов стерлингов.

Трактор Hornsby, хотя и очень крупный, но с новым двигателем и гусеничной ходовой частью, ознаменовал начало использования британской армией двигателей внутреннего сгорания. А уже в следующем 1904 году английская армия начала обращать внимание и на гусеничные машины, которые все еще предполагалось использовать для перевозки оружия и транспортировки тяжелых артсистем.

В это время была еще одна машина с двигателем внутреннего сгорания, которой уделялось меньше внимания. Это легкий трактор Ivel.


Общий вид трактора Ivel, 1902 год


Лист из патента US724513 на трактор Ivel от 13 сентября 1903 г.

Сельскохозяйственный трактор Ivel, созданный пионером инновационных тракторов господином Даниэлем Альбоуном (в других источниках Элборном) в 1902 году, представлял собой небольшой агрегат. Это был первый легкий сельскохозяйственный трактор с двигателем внутреннего сгорания, построенный в Великобритании, который сделал механизацию сельского хозяйства доступной для большего числа фермеров, чем старые паровые машины.

В 1902 году механизация еще только зарождалась, но военные были открыты для идей. Небольшие размеры легкого (чуть более тонны) моторного трактора Ivel сделали его привлекательным предложением для увеличения мобильности английской армии, нуждающейся в перевозке припасов и легких полевых орудий.

Этот компактный транспорт, запущенный в производство компанией Ivel Agricultural Motors Limited, расположенной в Бигглсуэйд, имел треугольное расположение основных колес. Сзади корпус трактора опирался на два больших ведущих стальных колеса 4 фута (1,2 м) в диаметре, со стальными спицами. Эти колеса обеспечивали движение трактора и сцепление с грунтом. Передняя часть машины опиралась на меньшее стальное колесо с твердой резиновой шиной по окружности, которая была немного уже, чем колесо.

Переднее колесо использовалось для рулевого управления трактором, а также предотвращало скольжение машины на грунте из стороны в сторону. Резиновая прочная шина на рулевом колесе при езде по дороге защищала стальное колесо от твердого дорожного покрытия и, опять же, помогала рулевому управлению.


Конструктор Даниэль Альбоун за рулем своего детища

Рулевое колесо было простым по конструкции и располагалось на вертикальной рулевой колонке с его горизонтальным расположением. Усилие от рулевого управления передавалось на переднее колесо с помощью двух тягово-толкающих тросов (смотри фото выше). При этом усилителя рулевого управления не предусматривалось. С левой стороны в средней части корпуса было установлено колесо с ременным приводом, которое использовалось для привода различного сельскохозяйственного оборудования.

Также было предусмотрено, что при использовании машины на дорогах или для дополнительной тяги на мягких почвах на ведущие большие колеса снаружи по кругу могут цепляться дополнительные резиновые накладки.


Большие резиновые накладки, установленные на стальном ведущем колесе

Место водителя располагалось в задней части корпуса с правой стороны, рядом с баком для водяного охлаждения двигателя.

Силовая установка представляла собой небольшой 2-цилиндровый оппозитный бензиновый двигатель мощностью 8 л. с., который располагался по центру рамы трактора. С самого начала производства этого транспортера в 1902 году на нем использовали в основном автомобильные двигатели от фирмы Payne and Baynes.

В процессе эксплуатации мощность двигателя постоянно увеличивали, доведя ее к 1913 году до 24 л. с. Во время испытаний в 1904 году мощность двигателя составляла 18 л. с. Одновременно с этим конструкторы предполагали, что бензиновый двигатель Payne and Baynes может быть заменен любым другим, особенно при поступлении военных заказов.

Мощность от двигателя передавалась на ведущие колеса с помощью простой двухступенчатой коробки передач с одной передней и одной задней передачами. Эта схема идеально подходила для небольшой машины, специально предназначенной для тяги плугов, борон и другого сельскохозяйственного оборудования.

В общей сложности трактор весил всего 28 британских центнеров (1,42 тонны) максимум, что делало его не только одним из самых маленьких тракторов, но и одним из первых тракторов с двигателем внутреннего сгорания в Великобритании.


Трактор Ivel со стальным кузовом в эксплуатации тянет плуг, 1903 г.

Разработка легкого трактора Ivel позволила господину Альбоуну получить неплохие заказы на него не только в Великобритании, но и за пределами Британской империи.

Обратили внимание на данный экспонат и в Канаде. По предложению майора Паллисера из канадской полиции Даниэль Альбоуне начал разрабатывать способ установки брони на конструкцию своего трактора, а также занялся организацией строительства бронированной машины.

Необходимо отметить, что броню для новой машины разработал сам майор Паллисер, а изготовили ее «Каммелл Лэрд и компания». При этом следует отметить, что идея Паллисера предполагала создание не боевой машины как таковой, а средства добраться до раненых солдат и оказать им первую медицинскую помощь на поле боя. Похоже, что при разработке данной машины не было никаких идей по эвакуации или перемещению раненых солдат в безопасное место. Также в машине не было места для носилок.

Но идея бронированной машины скорой помощи стала интересной новинкой для военных.

В отличие от многих новых идей начала ХХ века, которые не развивались дальше наброска на бумаге или даже чертежа, этот проект был воплощен в металле.

Трактор Альбоуне получил противопульную броню, которая представляла собой броневой лист толщиной 0,25 дюйма или 6,35 мм и которая успешно защищала экипаж и раненых солдат на поле боя. Броней был закрыт весь корпус трактора.

Также не забыли и про открытые ведущие колеса, которые имели внутри металлические спицы. Спицы прикрыли с помощью броневого листа в форме круга, который закрепили внутри обода колеса. Броня имела форму клина, переходящего спереди в острый угол. Для того чтобы переднее рулевое колесо при движении не терлось в броневые стенки, в них снизу сделали две перевернутые V-образные выемки. Двигатель прикрывал большой покатый капот, а два прямоугольных люка обеспечивали доступ для обслуживания. Вся конструкция обшивки была прикреплена к раме болтами.

Кабина имела квадратную форму, с фронтальной броневой пластиной, слегка наклоненной назад. Фронтальная бронеплита с правой стороны, где сидел водитель, имела длинную горизонтальную смотровую щель, через которую водитель мог наблюдать дорогу. При этом никаких прорезей для бокового обзора не было, что усложняло водителю не только выполнение маневров, но и ограничивало поступление любой информации о происходящем снаружи.

В задней части кабины находились две большие прямоугольные двери. Каждая из них была закреплена на шарнирах и состояла из двух частей. При этом каждая часть имела меньшую прямоугольную деталь, которая откидывалась вниз, образуя своеобразный щит от крыши транспортного средства до уровня земли. Поскольку обе двери можно было открыть одновременно, то образовывался большой непроницаемый для пуль щит – 2,13 м в высоту и 2,74 м в ширину. За этим щитом медицинская бригада могла оказывать помощь раненым, укрывшись от вражеского огня.

С установкой на трактор брони вес машины увеличился с 1,42 т до чуть более 1,52 т.

Как и сельскохозяйственный вариант трактора, его бронированный собрат имел на борту только одно место – для водителя, который одновременно выполнял функции механика. Места для врача или санитара, к сожалению, предусмотрено не было. Поэтому второму члену экипажа при переезде приходилось тесниться между дверью и задней стенкой резервуара для воды. Также было ограничено место для складских запасов или медицинского оборудования.

Однако, несмотря на все эти недоработки, данная конструкция все же привела к значительным изменениям в военном мышлении.

Документы для оформления патента на новую бронированную машину были поданы Эдвардом Паллисером в конце 1903 года. В этой документации Паллисер объяснил возможные варианты использования машины, в том числе и в качестве тягача для перевозки боеприпасов.

Однако большинство военных не приняли вариант использования машины в качестве тягача, особенно после того, как им было показано, как должны были использоваться складывающиеся задние щиты в качестве защиты раненых от огня противника.

При этом Паллисер сделал еще один комментарий относительно разработанного транспортного средства, используемого в качестве машины скорой помощи. Он пояснил, что задние двери, в случае необходимости, могут быть сняты, чтобы использовать их в качестве щита, независимого от транспортного средства. Эта функция была предусмотрена, по словам Паллисера, специально для Медицинского корпуса Королевской армии (RAMC).

В начале весны 1904 года Поллисеру был выдан патент на данную разработку, которая получила название Ivel Motor Ambulance.


Лист из Патента Великобритании GB10082 1903 г. Слева показано расположение бронеплит на тракторе, справа – вид спереди при раскрытых щитках

На свое первое испытание машина вышла 17 мая 1904 года. Проходило оно в Бисли (графство Суррей) в доме Национального стрелкового центра.

Во время первого тестирования на машине не было никакой маркировки, которая бы относила ее к медицинским транспортерам. Здесь господин Альбоуне показал не одну, а две свои машины. Обе были его легкими тракторами, но только один был бронированным.

Фирма Ivel искала военный контракт, и теперь у нее появилась возможность продемонстрировать универсальность своей конструкции, представив бронированный вариант трактора. Первая машина с броневой пластиной Каммелла была продемонстрирована как машина скорой помощи. Также было заявлено, что ее можно использовать и как тягач.

Данный образец показал себя намного лучше на фоне несколько нелепой демонстрации второй небронированной машины, когда его ременную передачу использовали для поддержки работы светогенератора.

Бронированный тягач также показал, что может перевозить фургоны с медикаментами или фургон для раненых, вмещающий до 30 человек. Он мог тянуть их по бездорожью, а также уверенно справляться с неровностями местности, развивая скорость от 3 до 6 миль в час.


Художественный вид бронетрактора Ivel. Рисунок с сайта aviarmor.net



Бронетрактор Ivel First-Aid во время испытаний в Бисли 17 мая 1904 года. Фото из журналов Motor-Car Journal и Scientific American

На следующем этапе, на котором среди присутствующих были военные деятели и представитель посольства США в Лондоне, автомобиль проехал по испытательному полигону, после чего «его обстреляли из винтовок на дальностях от 20 до 100 ярдов, но без пробивания брони».

Таким образом, не имея повреждений от винтовочного огня и сохранив подвижность, бронированный трактор зарекомендовала себя как надежная машина.

Было отмечено несколько небольших проблем, но в целом испытание прошло успешно. Автомобиль показал свой потенциал в качестве машины скорой помощи, а с ременным приводом сбоку – и способность поддерживать полевой госпиталь светом и водой. Через пару месяцев решено было провести следующую демонстрацию.

Второй официальный показ машины скорой помощи Ivel состоялся в Бислейских казармах в середине ноября 1904 года под пристальным вниманием сэра У. Тейлора из Военно-медицинской службы. Здесь снова было отмечено, что машина легко движется по бездорожью. Она снова была испытана стрельбой из винтовки, и опять оказалось, что защита непробиваема.

Единственным существенным изменением в машине после испытаний в мае было то, что во втором тесте на ней были нарисованы большие красные кресты в белом круге. Один крест располагался на передней панели рядом со смотровой щелью водителя, по одному – на боковых стенках кабины и еще по одному – на каждой крайней (внешней при раскрытии) половине секции задних дверей.


Иллюстрация машины скорой помощи Ivel Motor или Ivel First Aid Motor с задними панелями в открытом положении. Рисунок Ювнашва Шарма



Ivel Motor Ambulance на испытаниях в ноябре 1904 г. Фото из журналов Scientific American и Automotor Journal

Несмотря на эти испытания и очевидную практическую пользу конструкции, заказов на нее не поступало.

Шел 1905 год, англо-бурская война закончилась, а Первая мировая война еще не началась. И, поскольку крупных войн в обозримом будущем пока не предвиделось, в военном министерстве не было надобности в срочном принятии на вооружение машин подобного класса.

Эта непримиримость была оспорена в марте 1905 года в Палате общин полковником Калмонтом, членом парламента от консервативного отделения Восточного Антрима, который хотел знать, покроет ли военное министерство расходы на испытания машины скорой помощи. Все, что он просил, так это формальные полевые испытания машины, оплаченные военным министерством. Такое испытание вряд ли стало бы обременительным для военных, учитывая, что машина уже была построена на средства компании Ivel.

Тем не менее Арнольд-Фостер (государственный секретарь по вопросам войны) ответил, что машина скорой помощи рассматривалась, но была отклонена, поскольку она не соответствовала требованиям службы. Поэтому вопрос о проведении дальнейших испытаний не рассматривался.


Моторная скорая помощь Ivel с открытыми задними дверями перед строем солдат

Несмотря на то, что армия не смогла взять на вооружение Ivel Motor Ambulance, фирма все же добилась успеха в международном экспорте, но тракторов. Однако Даниэль Альбоун умер в 1906 году в возрасте 46 лет. Без проницательности и воображения этого человека фирма вступила в период упадка.

В 1915 году сразу после начала Первой мировой войны фирма была ликвидирована, как раз тогда, когда бронированная скорая помощь могла бы сыграть существенную роль в плане спасения раненых на поле боя.

Судьба машины скорой помощи Ivel неясна.

После испытаний в 1904 году и официального отказа от каких-либо дальнейших работ по ней в 1905 году, машина, вероятнее всего, была переоборудована снова в обычный трактор, который ушел на продажу.

На сегодняшний день известно, что в мире осталось всего семь тракторов Ivel, и скорая помощь (даже в виде реплики) в их число не входит.

Несмотря на то, что бронированная скорая помощь не была принята на вооружение, от идеи создания машин подобного класса не отказались.

В 1938–1939 годах в СССР был разработан и выпущен опытный санитарный транспортный бронеавтомобиль БА-22. Автомобиль имел 6-мм противопульную броню и мог перевозить до 4 лежачих раненных бойцов или до 10–12 сидячих легкораненых. Но после проведенных испытаний на вооружение машину не приняли.


Советский санитарный бронеавтомобиль БА-22, 1939 г.

Во время Второй мировой войны больше в этом плане повезло немецкой и американской армиям.

Немцы с 1942 года использовали БТР Sd.Kfz.251 (в его медицинской версии Sd.Kfz.251/8), который мог оказать помощь до 8 раненым бойцам. Внутри машины могли разместиться двое лежачих раненных или до 8 легкораненых солдат.


Медицинская версия бронетранспортера Sd.Kfz.251

Американская армия с лета 1942 года с определенным успехом использовала бронированную скорую помощь, разработанную на шасси полугусеничного транспортера М3. По своим характеристикам он был равен немецкому.


Американский медицинский БТР

Однако эти два медицинских транспортера, в отличие от советского прототипа, не имели бронированной крыши, что уменьшало шансы на безопасную перевозку раненных с поля боя в тыл.

Более плотно за разработку машин этого класса взялись уже после окончание Второй мировой войны.

Характеристики бронированного трактора Ivel:

Габаритные размеры: высота 2,13 м
Масса: 1,52 тонны с броней
Экипаж: 1 (водитель/командир) + 1 медик
Двигатель: 2-цилиндровый бензиновый двигатель Payne и Baynes мощностью 18 л. с.
Скорость по дороге: 4,8–9,7 км/ч
Броня: пуленепробиваемая пластина Каммелла (6,35 мм)
Всего произведено: 1 шт.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 декабря 2021 05:47
    Интересно ...
    На месте не стоим, техника развивается!!!
    А человек все тот же ... повоевать, забрать чужое или самому голову сложить? Ничего нового, увы.
  2. +6
    2 декабря 2021 07:44
    Спасибо автору - откопал редкую и интересную информацию.
    Думаю, даже, если бы бронированный мед трактор приняли к производству, на полях первой мировой, с ее "лунными ландшафтами" он был бы бесполезен.
    1. +9
      2 декабря 2021 08:28
      Цитата: Вождь краснокожих
      если бы бронированный мед трактор приняли к производству, на полях первой мировой, с ее "лунными ландшафтами" он был бы бесполезен.

      Да, пожалуй) Честно говоря, гораздо интереснее возникновение и развитие идеи санитарно-эвакуационной авиации. А её в общих чертах сформировали французы Мари Марвинь (одна из первых пилотесс, энтузиастка авиации!) и кап. Эхеман ещё, заметьте, в 1910-ом. Это они предложили перевозку раненых в капсуле под фюзеляжем.
      Далее был проект "летающего госпиталя" Немировски-Тильмана на базе бомбовоза "вуазен".
      Это звучит невероятно, но они умудрились оснастить свой воздушно-мобильный лазарет рентгеновским аппаратом, операционным столом, автоклавом и плюс, разумеется, инструменты, запас медикаментов, одежда и т.д.
      1. +8
        2 декабря 2021 08:53
        Спасибо автору и Тилю Уленшпигелю за интересные факты!
    2. +7
      2 декабря 2021 14:16
      Спасибо автору - откопал редкую и интересную информацию.


      Полностью присоединяюсь! yes

      Решил поместить фото одной из лучших санитарных машин современности.
      Израильская Dingo, германского производства на шасси Unimog.





      Nyala после подрыва на фугасе. Подразделения ОНН в Ливане. Одна из наиболее совершенных боевых бронированных машин, Nyala выпускаются в ЮАР на шасси Unimog.
  3. +8
    2 декабря 2021 08:01
    Больше трактор заинтересовал.
    В процессе эксплуатации мощность двигателя постоянно увеличивали, доведя ее к 1913 году до 24 л. с. Во время испытаний в 1904 году мощность двигателя составляла 18 л. с.

    У колесного трактора Т-25 мощность ДВС 25-26 л.с.


    Так понял, что как таковой коробки не было. От маховика вижу вал, две конические муфты, одна с прямой передачей , другая - реверс. Передачу крутящего момента от двигателя передает лента.
    Есть вал отбора мощности на внешний шкив ("колесо с ременным приводом").

    1. +3
      2 декабря 2021 17:27
      Паровой поршневой технике коробка не нужна (кроме турбин). Золотник открыт, давление растет в поршне, пока механизм не стронется с места.
      1. 0
        2 декабря 2021 23:54
        Так ведь на этом тракторе установлен бензиновый ДВС. Здесь прямая передача без преобразования крутящего момента (без понижающего ряда) с двигателя на колеса, причем есть отбор мощности на привод других агрегатов и дополнительного оборудования (внешний шкив).
        1. 0
          3 декабря 2021 09:09
          Скорее наоборот - коробки скоростей как таковой нет, но есть чистый редуктор - т. е. понижайка оборотов движка и редуктор его момента, работающая как выключатель - "вкл.-выкл." (так сцепление работает, например). Но по дизайну он очень похож на паровик, наверное неслучайно - чтобы не пугать фермеров, которым хотели их продавать. Скорее всего такие, более дешевые и простые, редукторы могут и вернуться на современные беспилотные сельхозтракторы - они передвигаться могут круглосуточно вне дорог и компьютеру совсем не хочется тапнуть тапкой в пол, чтобы побыстрее доехать до дома.
          1. 0
            3 декабря 2021 09:41
            Как я понимаю, КПП - это тоже редуктор, только с переменным передаточным отношением. Нет, в описании указана одна передача (прямая вперед) и назад.
            Сцепление в нашем понимании, муфта сцепления (ведущий и ведомый диски) - как узел соединяющий и передающий вращение от колен.вала на вал трансмиссии в этой конструкции отсутствует. Крутящий момент от двигателя передает лента (ремень) как сцепление.
            Редукторы используются в мототехнике на флоте тоже.
            Сходство с паровозом придает бак для охлаждения ДВС с водой.
            1. 0
              3 декабря 2021 09:55
              КПП - это редуктор, который пригоден для управления скоростью (несколько скоростей). Именно это качество и делает его дорогим сложным агрегатом - для редуцирования пригодны устройства попроще.
              Сцепа там есть, её просто надо найти - иначе придётся вывешивать трактор при его использовании в качестве привода и невозможно будет не выключаясь остановиться. Повстанцы в старом фильме "Хищник" так делали - вывешивали неприспособленное авто на чурках а генератор крутили наброшенной на колесо лентой.
              1. 0
                3 декабря 2021 15:39
                Цитата: ycuce234-san
                КПП - это редуктор, который пригоден для управления скоростью (несколько скоростей).

                О чем я и написал. yes

                Цитата: ycuce234-san
                Именно это качество и делает его дорогим сложным агрегатом - для редуцирования пригодны устройства попроще.

                Есть, например, на японском маломерном пластиковом боте, для отработки реверса, сначала стоп-машина, перекидывается ремень на другой шив другого вала...

                Цитата: ycuce234-san
                Сцепа там есть, её просто надо найти - иначе придётся вывешивать трактор при его использовании в качестве привода и невозможно будет не выключаясь остановиться. Повстанцы в старом фильме "Хищник" так делали - вывешивали неприспособленное авто на чурках а генератор крутили наброшенной на колесо лентой.

                "Сцеп" на виду - это ремень на шкиве с шестерней привода. На схеме указаны:
                рычаг сцепления (действует на муфту переднего конуса/обратную коническую муфту); рычаг тормоза.
                1. 0
                  3 декабря 2021 16:58
                  Ремень это привод (аналог кардана - на мотиках бывают карданы, цепи и ремни, но никто из мацацыклистов не перекидывает на ходу ремень на скутере или цепь на мотике). Получается что роль сцепы берет на себя разъемная муфта, раз там есть рычаг её контроля.
                  На боте редуктор видно потому что его винт оптимизирован для работы на одной скорости а переброс ремешок - для удешевления.
                  1. 0
                    3 декабря 2021 17:06
                    Вариатор одна из систем передачи привода. Вариаторная КПП. На комбайнах.
                    Вы схему посмотрите на этом тракторе, вал из двигателя идет далее, на нем две конические муфты. Нет разъемной муфты. Привод на ведущие колеса идет через ремень.
  4. +7
    2 декабря 2021 10:09
    Цитата: rocket757
    На месте не стоим, техника развивается!!!

    Так вот откуда "ноги" ТПК растут - он, хоть и не бронированный, но зато плавующий, низкорослый и с лебёдкой на 200 метров...(на рыбалке цены нет - с юмором).