Продолжается модернизация самолетов МиГ-31

98

С 2007 г. российская авиационная промышленность реализует крупную программу капитального ремонта и модернизации имеющегося парка истребителей-перехватчиков МиГ-31. На днях стали известны новые подробности модернизации технического и организационного характера. Кроме того, раскрыли существование новых наработок для дальнейшего обновления самолетов.

Официальный визит


Капитальный ремонт и модернизация перехватчиков по современному проекту МиГ-31БМ осуществляется нижегородским авиазаводом «Сокол» при участии ряда поставщиков необходимых изделий и под надзором министерства обороны. На днях производство в очередной раз проверила делегация ведомства-заказчика.



25 ноября завод «Сокол» посетил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. Замминистра осмотрел производственные мощности и познакомился с ходом текущих работ по модернизации перехватчиков. Затем состоялось совещание, посвященное вопросам выполнения гособоронзаказа.

Руководство «Сокола» отчиталось о проведенных работах и достигнутых успехах, а также раскрыло некоторые планы на будущее. Так, сообщается, что в последнее время удалось практически полностью выполнить импортозамещение. Почти 100% необходимых деталей и узлов поступает от российских производителей. От услуг поставщиков из стран постсоветского пространства отказались.


Работы по модернизации самолетов до МиГ-31БМ осуществляются ритмично и с требуемым темпом. От поступления до сдачи перехватчика проходит менее года. При этом сроки ремонта и обновления конкретной машины в значительной мере зависят не от возможностей «Сокола», а от работы поставщиков второго и третьего порядков.

Технические подробности


Проект восстановления самолетов с доведением до состояния «БМ» разрабатывался еще в конце девяностых годов, но в дальнейшем неоднократно дорабатывался и совершенствовался. Во время визита делегации Минобороны руководство «Сокола» раскрыло или уточнило некоторые подробности работ и в целом проекта в его текущем виде.

В первую очередь, прибывший самолет разбирается; с планера удаляются все узлы и агрегаты. Затем планер проходит дефектовку, по результатам которой определяется план его ремонта и объем необходимых работ. На следующем этапе осуществляется замена корродированных участков металлических деталей. В зависимости от возраста, особенностей эксплуатации и общего состояния самолета под такую замену идет от 15 до 50 проц. конструкций.


На следующих этапах осуществляется замена других изделий и компонентов. Прокладываются новые жгуты электропроводки, соответствующие обновленному составу оборудования. Также заменяются все резиновые изделия. Устанавливается новый фонарь кабины. Как сообщает руководство «Сокола», подобные меры по капитальному ремонту позволяют обеспечить практически безотказную эксплуатацию техники в строю.

Второй целью проекта МиГ-31БМ является полная замена бортового радиоэлектронного оборудования. На месте устаревших приборов монтируются радиолокационная станция, система управления вооружением, средства навигации и связи, а также другие средства и агрегаты современных моделей. Вся новая аппаратура имеет российское происхождение. Ее внедрение обеспечивает почти трехкратный рост боевой эффективности перехватчика в сравнении с базовой моделью.

Новая модернизация


Примечательно, что процесс обновления МиГ-31 не останавливается, и прямо сейчас разрабатывается новый проект такого рода. Как сообщило руководство завода «Сокол», предусматривается замена систем управления. Вместо имеющейся механической проводки предлагается внедрить электродистанционное управление.


Проектирование такой доработки самолета уже выполнено. Кроме того, один из имеющихся перехватчиков прошел соответствующее переоснащение. Сейчас он находится на государственных испытаниях. Точные результаты такого проекта пока не называются, но сам факт его доведения до госиспытаний располагает к оптимизму.

С точки зрения техники предложенный проект имеет несколько любопытных особенностей. Так, внедрение ЭДСУ подразумевает отказ от существующих основных механических систем управления. При этом перехватчик получает обновленные органы управления в кабине и электрические исполнительные механизмы на рулях. Кроме того, предусматривается установка новых компьютеров, обрабатывающих команды от летчика и передающих их на соответствующие приводы.

Настоящее и будущее


Серийная модернизация перехватчиков по последнему проекту МиГ-31БМ стартовала в начале прошлого десятилетия и успешно продолжается до сих пор. Более того, в течение нескольких следующих лет она может завершиться, и все самолеты строевого парка будут относиться к современным модификациям.


По разным данным, в ВКС имеется до 150 «активных» истребителей МиГ-31 всех модификаций. К 2019-20 гг. модернизацию до «БМ» прошло порядка сотни машин. Соответственно, на обновление оставшейся техники требовалось всего несколько лет. Так, в 2018 г. руководство Объединенной авиастроительной корпорации утверждало, что вся программа может быть выполнена к 2023 г. При этом остается неизвестным и неясным будущее самолетов на хранении. Вполне возможно, что часть этих машин тоже отправится на капремонт и модернизацию для последующего возвращения на службу.

Результаты текущей модернизации очевидны – как для конкретных самолетов, так и для парка перехватчиков в целом. Главный результат заключается в восстановлении технической готовности и продления ресурсов эксплуатации. За счет этого МиГ-31БМ смогут оставаться в строю не менее 10-12 лет. Ожидается, что такие перехватчики будут охранять наши рубежи, как минимум, до начала или середины тридцатых годов.

Большое значение имеет радикальное обновление комплекса БРЭО. Новый прицельно-навигационный комплекс отличается повышенной дальностью обнаружения целей и увеличенным количеством сопровождаемых объектов. Кроме того, растет быстродействие и улучшаются возможности по групповому применению и работе в общих контурах ПВО.


Не менее важно и обновление систем управления вооружением. МиГ-31БМ сохраняет всю номенклатуру боеприпасов предыдущих модификаций, а также получает возможность применения современного оружия. При этом потенциал самолета в контексте вооружений еще не использован полностью. Это подтверждает проект МиГ-31К, в котором истребитель-перехватчик получил крупную и тяжелую ракету «Кинжал».

В обозримом будущем могут успешно завершиться работы по внедрению ЭДСУ. Эта система позволит упростить управление самолетом и в некоторой мере разгрузит летчика. Кроме того, открываются новые технические возможности по использованию автопилотов и иных систем подобного рода – вплоть до создания беспилотных модификаций перехватчика. Впрочем, неизвестно, будут ли их использовать.

Реализация перспектив


Таким образом, несмотря на солидный возраст, перехватчик МиГ-31 остается весьма удачной платформой для БРЭО и вооружений и еще не выработал свой модернизационный потенциал. Путем своевременного обслуживания и ремонта, а также за счет замены узлов и агрегатов можно как продлевать ресурс, так и получать новые возможности – что наглядно демонстрируют последние проекты «БМ» и «К».

При этом промышленность успешно справляется со всеми поставленными задачами. С требуемыми результатами продолжается и даже завершается полномасштабная программа модернизации самолетов, причем на одном из этапов проект обновления усовершенствовали с учетом импортозамещения. Кроме того, создаются новые проекты модернизации, эффект от которых в полной мере проявится только в будущем.
98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    30 ноября 2021 05:48
    Самолет - технологический шедевр того и нынешнего времени. Поставил крест на всей многомиллиардной американской программе ,,Blackbird,,
    1. +12
      30 ноября 2021 06:14
      Цитата: Runner2022
      Самолет - технологический шедевр того и нынешнего времени.

      Именно он поставил крест на всей программе ,,Blackbird,,

      Это спорный момент. МиГ-25П и МиГ-31 были не в состоянии догнать SR-71 летящий на максимальной скорости. Гораздо большую опасность для сверхзвукового разведчика представляли ЗРК большо дальности С-200ВМ /Д.
      SR-71 ушли по причине чрезмерно высокой стоимости эксплуатации и выработки ресурса. В конце 1980-х началась эксплуатация разведывательных спутников КН-11. Который мог решать те же задачи без ненужного риска.
      1. +6
        30 ноября 2021 06:36
        Ради интереса посмотрите радиус разворота Черного дрозда. Не обязательно на прямой перехватывать это Летающее полено)
        1. +21
          30 ноября 2021 07:27
          Ради интереса посмотрите радиус разворота МиГ-31 на максимальной скорости.
          1. +1
            30 ноября 2021 07:40
            Ради интереса мне не позволят самому протестить МиГ в полете а в сети этих данных нет) у Летающего полена почти 150 км, у МиГа явно минимум раза в 2 меньше, это вроде ж как Истребитель - перехватчик
            1. +7
              30 ноября 2021 10:22
              Цитата: Runner2022
              Ради интереса мне не позволят самому протестить МиГ в полете а в сети этих данных нет)

              МиГ-31, да и любому другому перехватчику очень непросто занять удачную позицию для атаки SR-71.
              1. +4
                30 ноября 2021 12:37
                Цитата: Bongo
                МиГ-31, да и любому другому перехватчику очень непросто занять удачную позицию для атаки SR-71.

                =======
                МиГ-31, да и любому другому перехватчику занять удачную позицию для атаки SR-71, будет гораздо проще, чем стационарному ЗРК С-200ВМ, мобильным С-300, С-350 и С-400 и любым другим зенитно-ракетным комплексам наземного и морского базирования. hi
                1. +6
                  1 декабря 2021 04:55
                  Цитата: venik
                  МиГ-31, да и любому другому перехватчику занять удачную позицию для атаки SR-71, будет гораздо проще, чем стационарному ЗРК С-200ВМ, мобильным С-300, С-350 и С-400 и любым другим зенитно-ракетным комплексам наземного и морского базирования

                  Владимир, при чём здесь С-350 и С-400? С-300ПС на Дальнем Востоке появился незадолго до вывода из эксплуатации SR-71, и был не столь опасен для скоростного разведчика как С-200ВМ.

                  Что касается "гораздо проще", докладываю: при пролёте SR-71 вдоль наших границ его каждый раз брали на сопровождение РПЦ ЗРК С-200ВМ расположенные на побережье Японского моря. При этом осуществлялся захват ГСН ЗУР, и в случае получения команды американский скоростной разведчик мог быть обстрелян и сбит с высокой вероятностью.

                  Мне ничего неизвестно о случаях взятия на сопровождение SR-71 БРЛС перехватчиков. Возможно Вы со мной поделитесь такими фактами?
                  1. +3
                    1 декабря 2021 14:45
                    Цитата: Bongo
                    Мне ничего неизвестно о случаях взятия на сопровождение SR-71 БРЛС перехватчиков. Возможно Вы со мной поделитесь такими фактами?

                    =======
                    "....31 января 1986 года капитан Михаил Мягкий из 174-го гвардейского полка на МиГ-31 получил «захват цели» на SR-71. Он взлетел в 11:00, набрал высоту 18 900 метров, сблизился по отработанной схеме до 60 километров и заметил инверсионный след шпиона. Затем пилот прошел на три-четыре километра ниже SR-71, успев даже увидеть его чёрный силуэт. Перехват занял всего 15 минут 40 секунд.
                    Всего на счету гвардии майора Мягкого — 14 перехватов SR-71, с 1984 по 1987 год. Но своими глазами он видел шпиона лишь однажды — в тот самый день, 31 января. ...." (https://warhead.su/2018/12/04/v-sovetskom-pritsele-chyornyy-drozd-kak-sbit-amerikanskiy-samolyot-sr71)

                    В 1987 г, МиГ-25 в Заполярье трижды "перехватывали" SR-71, сближаясь на дистанцию устойчивого РЛ контакта цели (хотя МиГ-25 не слишком то приспособлен для перехвата "Дрозда"... РЛС - слабовата). Были и другие случаи..... Но КАКОЕ это имеет значение? Речь то о ЧЕМ шла? Да о том, что ЗРК - не может занять УДОБНУЮ позицию для обстрела цели ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, так как он СТОИТ там где стоИт и занять более удобную для стрельбы позицию уже просто не может - не успевает! Он обречен ОЖИДАТЬ пока цель САМА не войдет в зону поражения! А если НЕ войдет (обойдет по дуге, спрячется в "радиолокационной тени"), что произойдет? Правильно! Остается: request - развести руками(ну что поделаешь: "померла - так померла")....
                    А вот истребитель - занять позицию УДОБНУЮ для стрельбы ("захвата на сопровождение") - может, ибо САМ находится в воздухе, в движении, меняя координаты и скорость, в соответствии с маневрами цели! Фирштейн? Сергей! Это к вопросу о том, что "...МиГ-31, да и любому другому перехватчику очень непросто занять удачную позицию для атаки SR-71......". МиГ-31 да и любому другому перехватчику- непросто, а любому наземному или морскому ЗРК - НЕВОЗМОЖНО (по определению!). hi
                    1. +5
                      1 декабря 2021 16:16
                      Цитата: venik
                      Всего на счету гвардии майора Мягкого — 14 перехватов SR-71, с 1984 по 1987 год.

                      С взятием на сопровождение БРЛС, я так полагаю. Но в скольких случаях в случае применения оружия он имел возможность поразить цель? Догнать SR-71 было дело безнадёжным даже для МиГ-31.
                      Вообще, основным назначением этого перехватчика была отнюдь не борьба с SR-71. Почему мы на этом зациклились?
                      Цитата: venik
                      любому другому перехватчику- непросто, а любому наземному или морскому ЗРК - НЕВОЗМОЖНО (по определению!).

                      Вы строите умозаключения не зная реалий. Повторюсь ещё раз, при каждом пролёте SR-71 он брался на сопровождение ЗРК С-200ВМ, при этом имелась реальная возможность обстрела цели.
                      Впрочем, незадолго до вывода SR-71 из эксплуатации они начали преподносить сюрпризы. В нескольких случаях с помощью активных помех удавалось срывать сопровождение.
                      1. +2
                        1 декабря 2021 17:16
                        при этом имелась реальная возможность обстрела цели
                        Осталось только понять, находился ли он над нашей территорией! Если нет, то и оружие по нему не могло применяться хоть с земли, хоть с воздуха, несмотря на его нахождение в зоне поражения!
                      2. +1
                        1 декабря 2021 19:33
                        Цитата: Bongo
                        Повторюсь ещё раз, при каждом пролёте SR-71 он брался на сопровождение ЗРК С-200ВМ, при этом имелась реальная возможность обстрела цели.

                        ========
                        Опять - двадцать пять! Я вам, Сергей - "про Фому", а вы мне - "про Ерёму"! Я вам про то, что истребитель может выбирать наиболее удобную позицию для стрельбы по противнику (поскольку сам имеет возможность быстро двигаться и маневрировать), а наземный комплекс - нет, потому что стоит на месте! А вы мне с упрямством, достойным лучшего применения, про то, как "брали на сопровождение" SR-71.... Мне, что надо рассказывать вам КАК проводится разведка системы ПВО противника в приграничных районах в мирное время? Ну - "брали", ну и что? Вы могли бы быстро переместиться в другую точку, если бы он вас огибал по дуге на расстоянии скажем 350 км (т.е. вне зоны досягаемости)? Нет не могли бы!
                        ----------
                        Цитата: Bongo
                        С взятием на сопровождение БРЛС, я так полагаю.

                        ======
                        Надо думать, если пилот МиГа видел "Дрозда" даже визуально!!!
                        ---------
                        Цитата: Bongo
                        Но в скольких случаях в случае применения оружия он имел возможность поразить цель? Догнать SR-71 было дело безнадёжным даже для МиГ-31.

                        ========
                        "...Я тебя догонять не буду - тебя, если шо - пуля догонить..." (цитата из старого фильма). Ракета Р-33 имеет скорость 4.5 М (SR-71 - 3.2М, максимум - 3.3М), и способна поражать цели, летящие со скоростью до 3.5М (т.е. SR-71 - даже "вдогон").... hi
      2. KCA
        +6
        30 ноября 2021 06:48
        Так зачем 31-му самому догонять SR-71 было? Догнать могли Р-33, особенно Р-33Э с дальностью пуска 300км
        1. +10
          30 ноября 2021 07:31
          Цитата: KCA
          Так зачем 31-му самому догонять SR-71 было? Догнать могли Р-33, особенно Р-33Э с дальностью пуска 300км

          Дальность пуска 300 км с догонного курса по цели летящей со скоростью 3М? wassat
          Вы понимаете как перехват происходит и как вообще ПВО работает? no
          И не вы ли случайно заявляли, что корейские ЗРК охраняют "матрасные базы"?
          1. KCA
            +6
            30 ноября 2021 07:42
            По вашему SR-71 будет засечён только после того, как он пролетит над аэродромом ПВО и его придётся догонять? Раньше его невозможно засечь, он-же невидимый, так? Я, по глупости, думал что ПВО засекает объекты летящие в направлении границы задолго до её пересечения и истребители поднимаются ДО пересечения границы, и идут к нарушителю на встречном, а не на догонном курсе, ну так в интернете рассказывают, и ещё сказки всякие про ЗГРЛС, которые за 2000км консервную банку в небе обнаружат и определят направление движения...
            1. -3
              30 ноября 2021 08:04
              Передёргивать и утрировать не надо. Ситуации разные бывают. Не стоит подгонять свои теории под действительность. no
              По временному периоду МиГ-31 и SR-71 пересекались очень недолго.
              Вы лучше расскажите про корейские ЗРк на "матрасные базах" и реальную дальность пуска УР по сверхзвуковой цели? wink
              1. KCA
                0
                30 ноября 2021 08:11
                Какое мне вообще дело до корейских ЗРК на матрасных базах? Корейцы заказали у нас ракету для ЗРК, мы её разработали, заодно и себе тоже, благодаря этому у нас появился С-350, это всё, что я знаю о ПВО РК.
                1. +7
                  30 ноября 2021 10:31
                  Цитата: KCA
                  Какое мне вообще дело до корейских ЗРК на матрасных базах?

                  Ну вы ведь это утверждали, не так ли? Я тоже это помню. Мы даже немного поспорили.
                  Специально для вас я сделал эту публикацию:

                  ПВО Республики Корея. Радиолокационные средства контроля воздушного пространства и ракетные комплексы объектовой ПВО и ПРО

                  https://topwar.ru/173481-sistema-pvo-respubliki-koreja-radiolokacionnye-sredstva-kontrolja-vozdushnogo-prostranstva-i-raketnye-kompleksy-obektovoj-pvo-i-pro.html
                  1. KCA
                    0
                    30 ноября 2021 10:44
                    Да никогда я ничего подобного не писал, попутали или просто бред сивого и Ко? И уж тем более я никогда в комментариях не вешаю ярлыков и не обсуждаю место жительства авторов статей и комментариев, статьи читаю по их интересности для меня, а не по авторству, я и не смотрю кто автор статьи, тем более что его имя указывается в конце статьи, я не маниак, пролистывать каждую статью до конца, найти автора и только потом решать, читать или нет
                    1. +9
                      30 ноября 2021 10:46
                      Цитата: KCA
                      Да никогда я ничего подобного не писал

                      Спорим на бутылку коньяка, что это не так?
                      1. KCA
                        -4
                        30 ноября 2021 10:57
                        Конечно, тем более что я никак не житель Беларуси и минимальное расстояние от меня до РБ было во время моей поездки в г. Гагарин в далёком 1995 году, а не, проезжал я по территории РБ на поезде в 1992 году по пути в Франкфурт-на-Одере
                      2. +8
                        30 ноября 2021 11:00
                        Цитата: KCA
                        Конечно, тем более что я никак не житель Беларуси и минимальное расстояние от меня до РБ было во время моей поездки в г. Гагарин в далёком 1995 году, а не, проезжал я по территории РБ на поезде в 1992 году по пути в Франкфурт-на-Одере

                        Это к чему вообще?
                        Вы утверждали следующее:
                        матрасные базы в РК защищают KM-SAM разработки "Алмаз-Антей"

                        Станете и дальше отказываться от своих слов?
            2. +4
              30 ноября 2021 16:54
              Самолёт вели после его взлёта в Англии. Далее дело техники. Вопрос в том что сбить его было трудно, так как он шёл чётко вдоль госграницы, с небольшим заскоком внутрь на минуту или полторы. И вот тут его и пытались поймать, но не могли так как он очень шустрый. А визг был бы до небес если его сбить в ничейном воздухе.
        2. +13
          30 ноября 2021 10:24
          Цитата: KCA
          Так зачем 31-му самому догонять SR-71 было? Догнать могли Р-33

          С не очень большой вероятностью, и только на встречном и пересекающемся курсе.
          Цитата: KCA
          особенно Р-33Э с дальностью пуска 300км

          Вы как безусловно знающий и информированный человек, напомните пожалуйста, когда в войсках появились УР Р-33Э, и когда произошло списание SR-71?
        3. +9
          30 ноября 2021 10:47
          Как Р-33 со скоростью начальной 6М может догнать 3М самолет? Со 100 км в догон уже не достанет.
      3. +4
        30 ноября 2021 10:08
        МиГ-25П и МиГ-31 были не в состоянии догнать SR-71 летящий на максимальной скорости.

        Не стоит сравнивать штучное изделие , обходящееся в постройке и эксплуатации чуть дешевле космического челнока с самым обычным серийным самолётом . В своё время МиГ клепали темпом 17 машин в месяц . И уж точно ему не нужны были тепличные условия трёх десятков сделанных "Дроздов"
      4. +10
        30 ноября 2021 10:36
        Цитата: Tucan
        Гораздо большую опасность для сверхзвукового разведчика представляли ЗРК большо дальности С-200ВМ /Д.

        Согласен yes Более того, как только наши РЛС фиксировали в воздухе SR-71, истребительная авиация спешно покидала сектор стрельбы "двухсоток". Не знаю насчёт C-200Д, этих комплексов построили очень немного, и по всей видимости они были только в Подмосковье и на полигоне в Казахстане. Но в 11-й ОАПВО на дДльнем Востоке основным средством противодействия SR-71 являлась модернизированная "Вега".
        1. +1
          30 ноября 2021 21:44
          Сергей, SR-71 не в воздухе фиксировали. О выполнении на нем предполетной подготовки в дежурное звено сообщал оперативный дежурный, затем о взлете его с базы Милденхолл, выполнении дозаправки севернее Норвегии, далее не торопясь летчики надевали высотные костюмы. Авиация ни каких секторов стрельбы ЗРК не покидала ни разу.
          1. +4
            1 декабря 2021 04:40
            Цитата: alipes
            Сергей, SR-71 не в воздухе фиксировали. О выполнении на нем предполетной подготовки в дежурное звено сообщал оперативный дежурный, затем о взлете его с базы Милденхолл, выполнении дозаправки севернее Норвегии
            Борис, расскажите пожалуйста, каким образом узнавали о выполнении предполётной подготовки?
            Возможно Вы слышали про авиабазу Кадена на Окинаве, откуда SR-71 тоже летали. wink
            У нас работа происходила следующим образом. Как узнавали о влёте SR-71 с Кадены я не знаю. Возможно работали наш мирные рыбаки.
            После объявления готовности № 1 первичное обнаружение происходило при помощи РЛС П-14. После чего в работу включался радиовысотомер, выдающий целеуказание на РПЦ ЗРК С-200ВМ.
            Цитата: alipes
            Авиация ни каких секторов стрельбы ЗРК не покидала ни разу.

            Насколько мне известно при пролёте "Чёрного Дрозда" в зоне ответственности 11-й армии ПВО воздушное пространство старались очистить от своей авиации.
            "Пароль" и "Кремний" как правило работали надёжно, да и операторы РПЦ однозначно по радиолокационной картинке отличали SR-71 от наших перехватчиков. Но это только до пуска, по большому счёту радиолокационной полуактивной ГСН было без разницы на кого наводиться, попади наш МиГ или Су в луч, запросто мог произойти перезахват. Такие случаи к сожалению бывали, в том числе и с человеческими жертвами.
            1. 0
              1 декабря 2021 10:19
              Работала разведка агентурная, радиотехническая, иные - нам об этом не сообщали.
              1. +3
                1 декабря 2021 12:13
                Цитата: alipes
                Работала разведка агентурная, радиотехническая, иные - нам об этом не сообщали.

                Глубоко сомневаюсь, что агентурная разведка этим занималась - слишком велик был риск разоблачения. Вам ведь известна частота полётов SR-71. Светить ценные кадры в рутинных задания никто бы не стал.
                При проведении предполётной подготовки УКВ радиоканалы не задействовались, и радиоразведка тут бессильна. На европейском севере активно работали наши самолёты ДРЛО, чего не было на востоке. Может они помогали?
                1. 0
                  2 декабря 2021 10:39
                  В числе разведок третьей по счету написано "иные". А-50 не летали.
      5. -2
        30 ноября 2021 22:10
        Цитата: Tucan
        Это спорный момент. МиГ-25П и МиГ-31 были не в состоянии догнать SR-71 летящий на максимальной скорости.

        И ракеты МиГ-31 тоже?
      6. 0
        1 декабря 2021 13:31
        ФАИ - очень интересная организация. Она зарегистрировала американские рекорды высоты, якобы, выше 100 километров пилотируемые ракетопланы взлетали, хотя этого никогда не происходило, и приписало рекорд скорости "Чёрному дрозду", хотя Миг-25 летел быстрее... Но Миг-25 рыскает по высоте, метров 200 амплитуда, и поэтому ФАИ его рекорд ну никак не может зафиксировать.
  2. +4
    30 ноября 2021 06:20
    Насчет современности модернизированного самолета есть сомнения.
    Если проект пошел в работу в 2007м, значит выполнен был ещё раньше. Т.е. это техника предыдущего поколения. Та же БРЛС уступает даже имевшимся на тот момент в России . Сейчас этот "современный" самолет по хорошему нужно модернизировать заново.
    1. -9
      30 ноября 2021 06:54
      Ну америкосы же считают F-15ех самым современным и грозным. А у 31го ТТХ то повыше будут.
      1. +2
        30 ноября 2021 22:15
        Цитата: Runner2022
        Ну америкосы же считают F-15ех самым современным и грозным. А у 31го ТТХ то повыше будут.

        Это разные самолеты, для разных задач. И не во всем ЛТХ МиГа лучше. Маневренность, например. Но для его задач она не сильно была и нужна.
    2. +1
      30 ноября 2021 08:06
      Цитата: Пиджак в запасе
      есть сомнения.

      Я рад за модернизированный МИГ-31 ! Видел репортаж про авиаремонтный завод, как радовались пацаны каждому отремонтированному, восстановленному самолету.. А вот где МИГ-41 ? feel
      1. +3
        30 ноября 2021 08:57
        Цитата: Uncle Lee
        А вот где МИГ-41 ?

        Ненужен он. Как и Миг-31 впрочем. Их задачи отлично выполняют и перевыполняют Су-30/35. Су-57 во всем их превосходит, вот он нужен массово.
        Наличие Миг-31 в строевых частях обуславливается только отсутствием ему замены. У нас слишком мало истребителей, на всю страну 226 единиц Су-30/35, порядка ~300 устаревших и откровенно старых Су-27/33, Миг-29/31.
        1. +12
          30 ноября 2021 12:12
          Цитата: OgnennyiKotik
          Как и Миг-31 впрочем. Их задачи отлично выполняют и перевыполняют Су-30/35.

          нет
          по скорости выхода на рубеж Су полностью сливают
          а это важный параметр
  3. +5
    30 ноября 2021 06:22
    Уловил себя на том, что в последнее время, в первую очередь, просматриваю новости по перевооружению и модернизации. Видимо, раздуваемая на западе истерия возможной войны, где-то остается в памяти и подсознательно активизирует обращение внимания на конкретных новостях, связанных с гарантией нашей безопасности.
  4. +7
    30 ноября 2021 06:44
    Всего было выпущено более 500 единиц. 25 отошли к Казахстану, у нас в строю и на хранении 250 штук, так пишут в разных источниках. Все, что пройдут дефектацию, надо довести до БМ или К. Обязательно. Этому самолету можно не так часто летать, просто быть на вооружении. Фактор сдерживания. БМ - дубина против бомберов полосатых, К - дубина против наземных и надводных целей. Ни у кого такого истребителя нет. 3000 кмч на полном форсаже, h = 20 км +, перехват по фронту 450 км. Дальность, длинные ракеты. Да, строг в пилотировании, ну это понятно.
    1. -2
      30 ноября 2021 06:47
      Это точно) ни у одного боевого самолета в мире нет такого количества мировых рекордов как у 31го)
  5. -3
    30 ноября 2021 07:18
    Одно время ( в начале 10-х) был некий треп о модернизации МиГ-31 по скоростным характеристикам до 4М (4300-4800 кМ/час). Тогда я не придал этому особого значения, что что а трепаться у нас любят, но испытания с ЭДСУ заставляют задуматься... При повышении скорости на сверхзвуке аэродинамический фокус самолета сдвигается назад и аппарат становится дико неусточивым. Это наверное единственный смысл внедрения ЭДСУ на старом отработанном самолете - увеличение скорости со всеми вытекающими. Естественно так же можно предположить, что двигателю добавили(добавят) третий (прямоточный) контур.
    1. +10
      30 ноября 2021 09:21
      На 30% скорость увеличить? Что то уж больно фантастически выглядит.
      1. +2
        30 ноября 2021 11:09
        Цитата: Монар
        Что то уж больно фантастически выглядит.

        Не я это придумал, но установка ЭДСУ в этом случае выглядит более логичной чем придание возможности навешивать много и где попало всяких боеприпасов. Фишка МиГа скорость, а по перегрузкам ограничение до 5 ( по памяти) и делать из него тупой бомбовоз с потерей скоростных характеристик(по аналогии с Ф-15) не умно и дорого. Грозились придать ему возможность перехвата гиперзвуковых целей и ББ
        1. +5
          30 ноября 2021 11:54
          Установка ЭДСУ в любом случае выглядит логично. Насколько мне известно, и легче и надёжнее. Да и теперь МиГ-31 своего главного оружия в 1.5 раза больше несёт. Так что разогнать его на 30% быстрее без замены двигуна (минимум) не видится мне реальностью.
          1. +1
            30 ноября 2021 12:34
            Цитата: Монар
            Установка ЭДСУ в любом случае выглядит логично.

            На старый планер, без изменения ТТХ? Не считать бабло - вредная привычка.
            Цитата: Монар
            Так что разогнать его на 30% быстрее без замены двигуна (минимум) не видится мне реальностью.

            Как вариант - третий прямоточный контур до камеры дожига... менять тип двигателя на старом самолете, имея более чем 100% подменный резерв, наверное не стоит
            1. +1
              30 ноября 2021 18:46
              А чем старый планер для ЭДСУ плох? Будет комп обсчитывать, то что раньше механика делала. Надёжность не повысится и масса не уменьшится?
              Ну и так. Для любопытства. Пример БОЕВОЙ машины, где третий контур дожигания на 30% скорость увеличил можете привести. Да ещё в 1.5 раза боевую нагрузку увеличил.
      2. +2
        30 ноября 2021 14:45
        Цитата: Монар
        На 30% скорость увеличить? Что то уж больно фантастически выглядит.

        ХЗ на сколько, но у МиГ-25 ограничение по скорости было обусловлено управляемостью
    2. +7
      30 ноября 2021 11:25
      модернизации МиГ-31 по скоростным характеристикам до 4М

      Когда-то читал, что теоретически - планер и энергетика позволяют разогнаться сильнее заявленного, но - не смогли фонарь сделать под такие скорости..
      1. +1
        30 ноября 2021 11:34
        Да, видимо у нас одни источники. Фонарь стали делать из специального стекла вместо органики.
        1. -1
          30 ноября 2021 17:27
          Наверное из кварцевого стекла делали.
    3. 0
      30 ноября 2021 14:05
      Цитата: mark1
      Одно время ( в начале 10-х) был некий треп о модернизации МиГ-31 по скоростным характеристикам до 4М (4300-4800 кМ/час).

      Не было такого. Гворили о смене остекления кабины, которое не выдерживало скорости выше 2500.
      И для повышения скорости на 41% требуется повышение мощности двигателя в два раза и, соответственно, усиления планера - что не реально в рамках МиГ-31 - получится совершенно другой самолёт.
    4. +2
      1 декабря 2021 02:09
      Увеличить скорость невозможно, потому что планер не рассчитан на такие температуры. Корпус черного дрозда охлаждался топливом, чтобы он мог летать на 3М все время. 4М - это совсем другая температура и старый планер ее 100% не выдержит.
  6. 0
    30 ноября 2021 11:14
    А радар там свой сейчас или аналог с Су35С? ПФАР?
    1. +3
      30 ноября 2021 12:11
      Цитата: Zaurbek
      А радар там свой сейчас или аналог с Су35С?

      несравнимо ХУЖЕ - модернизация давно устаревшего "Заслона"
      1. +2
        30 ноября 2021 12:12
        А почему не ставят одинаковые системы? Ракеты БД на Су35С поставили...значит , проблем сопряжения нет. На Су30 тоже будут ставить....., а тут велосипед изобретают.
        1. +1
          30 ноября 2021 12:22
          Цитата: Zaurbek
          почему не ставят одинаковые системы?

          Из-за конкуренции производителей.
          У МиГа всегда были свои контрагенты, у Сухого свои. И качество тут в последнюю очередь, в первую очередь "порадеть родному человечку".
          1. +1
            30 ноября 2021 12:39
            Ну вот и слили МиГ и Сухой....
          2. +3
            30 ноября 2021 13:18
            "порадеть родному человечку"
            Разработчик РЛС для Миг-31 и РЛС истребителей Сухого один и тот же!
            1. +1
              30 ноября 2021 14:47
              Цитата: Hexenmeister
              Разработчик РЛС для Миг-31 и РЛС истребителей Сухого один и тот же!

              Туда усиленно лезет "Заслон" (который АО)
              С тем что он реально "могет" belay - см. зенитные стрельбы корветов no
        2. +4
          30 ноября 2021 14:08
          А почему не ставят одинаковые системы?
          "Заслон" работает в другом диапазоне, хотя от перехода в трехсантиметровый диапазон хуже не станет. Если хотим использовать по полной возможности Миг-31, то нужна решетка большего диаметра, чем на "Ирбисе" от Су-35, а это другое пространственное разрешение и другие алгоритмы работы РЛС. РЛС сама по себе не работает, значит нужно сопряжение с бортом Миг-31, плюс другой конструктив, то есть изменение всей конструкции под блоками РЛС. Ничего принципиально невыполнимого нет, но работу и немалую нужно провести.
          1. +2
            30 ноября 2021 14:48
            Цитата: Hexenmeister
            "Заслон" работает в другом диапазоне, хотя от перехода в трехсантиметровый диапазон хуже не станет. Если хотим использовать по полной возможности Миг-31, то нужна решетка большего диаметра, чем на "Ирбисе" от Су-35, а это другое пространственное разрешение и другие алгоритмы работы РЛС. РЛС сама по себе не работает, значит нужно сопряжение с бортом Миг-31, плюс другой конструктив, то есть изменение всей конструкции под блоками РЛС. Ничего принципиально невыполнимого нет, но работу и немалую нужно провести.

            Да ...
            но увы, решение было принято другое
            В личной беседе Белый Ю.И. оценивал его как "ошибка хуже преступления"
            1. 0
              30 ноября 2021 14:53
              но увы, решение было принято другое
              Какое решение? Оставить все как есть? Модернизацию РЛС Миг-31 поручить какой-то питерской конторе? Не адаптировать новые разработки НИИП под Миг-31? Лично я ничего не понял.
              1. +1
                30 ноября 2021 17:26
                Цитата: Hexenmeister
                Какое решение?

                модернизация старого "Заслона" (вместо новой БРЛС)
                делал это НИИП, но вот воплощал уже АО "Заслон" (причем с кучей траблов из-за давно не выпускающейся ЭКБ, ЗИП выгребли весь)
                1. +1
                  30 ноября 2021 17:37
                  модернизация старого "Заслона" (вместо новой БРЛС)
                  Спасибо, теперь понятно. Но по сути питерские выполняли роль серийного завода, а не выступали в роли разработчиков.
                  1. +2
                    30 ноября 2021 17:54
                    Цитата: Hexenmeister
                    не выступали в роли разработчиков.

                    они лезут именно в разрабочики
                    и как лезут!
                    см. серию моих статей по ПВО корветов
                    1. +1
                      30 ноября 2021 17:58
                      Про их деяния у водоплавающих я читал, будем надеяться, что с воздушной тематикой у них облом будет.
                      1. 0
                        30 ноября 2021 18:37
                        Цитата: Hexenmeister
                        с воздушной тематикой у них облом буде

                        Резец (Ка-52)
                        грят разное, может и заработает (мощность снизили и кучу вентиляторов повесили)
                        но попа в том что там ТТЗ оччччень косячное, и (их кличка в ОПК Питера) делают "квадратные глаза" что типа не при делах (якобы "это все заказчик")
        3. +2
          30 ноября 2021 14:46
          Цитата: Zaurbek
          А почему не ставят одинаковые системы? Ракеты БД на Су35С поставили...значит , проблем сопряжения нет.

          поинтересуйтесь что такое АО "Заслон" и кто за ним стоит ...
          1. -2
            30 ноября 2021 18:08
            "Энергетические возможности БРЛС «Заслон-АМ» увеличены примерно в 2 раза в сравнении с обычной 8Б «Заслон»: дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 достигла 200-230 км, малозаметного истребителя F-35A — около 140 км; количество сопровождаемых целей достигло 24 ед., а скорость перехватываемой цели — 6300 км/ч. Кроме этого, новая станция может управлять ракетами класса «воздух-воздух» семейства Р-77, включая «Изделие 180-ПД», за счёт чего МиГ-31БМ стал способен вести борьбу с высокоманевренными летательными аппаратами противника, к чему не был адаптирован обычный МиГ-31Б". Его на данный момент вполне хватит для обнаружения и перехвата Лансеров B 52 F15 F 16 F 18 F 35 беспилотников дозвуковых крылатых ракет типа Томагавк тактических ракет AGM 158 и планирующих бомб AGM 154. Как деньги у МО появятся будут ставить новый РЛС типа Н036 Белка или наподобие МиГ 31 ещё долгие годы будет основным перехватчиком России.
            1. +2
              30 ноября 2021 18:39
              Цитата: Вадим237
              Его на данный момент вполне хватит для обнаружения и перехвата


              батут не порви
              1. -1
                1 декабря 2021 17:50
                Климыч ты свой уже давно порвал.
  7. +5
    30 ноября 2021 12:09
    Сам планер очень хороший, имеется значительный остаточный ресурс + двигатели.
    НО - БРЛС "Заслон-АМ" была хороша только в 90х, сейчас она увы, очень и очень устаревшая, и с нею не может быть речи об эффективном противодействии современным истребителям.
    Очень большую ошибку совершили в конце 2000х - БРЛС нужно было однозначно менять (на еще более мощный вариант "Ирбиса")
    1. 0
      30 ноября 2021 21:07
      Тут нужно отделить мух от котлет. "Заслон" в сегодняшнем его виде наверное можно признать и устаревшим. Но если его сравнивать с тем же "Ирбисом", то в последнем нет и четверти тех идей, что были реализованы в "Заслоне" задолго до появления "Ирбиса". В частности полностью не используются нетривиальные методы повышения дальности обнаружения. Поэтому дальнейшее развитие этих принципов и их реализация современными методами позволит создать намного более эффективную и более перспективную РЛС по сравнению с" Ирбисом".
  8. +3
    30 ноября 2021 13:14
    При такой глубокой модернизации(замена практически всех внутренностей) имеет смысл использовать еще и Миг-25.
    1. +2
      30 ноября 2021 13:15
      Под Кинжал, даже лучше...но 2го пилота нет
      1. +5
        30 ноября 2021 13:17
        Цитата: Zaurbek
        Под Кинжал, даже лучше...но 2го пилота нет

        А зачем второй пилот для Кинжала? Целеуказание там все равно внешнее. Пилоту достаточно нажать "пуск" .
  9. -2
    30 ноября 2021 14:18
    Заместитель министра обороны Алексей Криворучко провел проверку хода работы на нескольких оборонных предприятиях страны.
  10. +1
    30 ноября 2021 16:42
    Почему они не делают новые?
    В любом случае они заменяют почти все.
    1. -3
      30 ноября 2021 17:34
      Нафига делать новые когда всего МиГов на вооружении и хранении более 300 штук у стального планера большой ресурсный потенциал вот и модернизируют имеющееся - сейчас РСК МиГ ведёт работы по созданию МиГ 41.
  11. 0
    1 декабря 2021 10:11
    Цитата: Runner2022
    Самолет - технологический шедевр того и нынешнего времени. Поставил крест на всей многомиллиардной американской программе ,,Blackbird,,

    С точки зрения дальнего баражировщика лучше был бы Ту-148, но не сложилось.
  12. 0
    1 декабря 2021 10:14
    Цитата: Lontus
    При такой глубокой модернизации(замена практически всех внутренностей) имеет смысл использовать еще и Миг-25.

    Были проекты модернизации МиГ-25П под 6 ракет Р-27. Но в СССР не любили модернизации, а предпочитали создавать новые самолеты - больше финансирования и почета.
    1. -1
      1 декабря 2021 11:05
      Правильнее сказать, что модернизация Миг-25П началась не в то время, ставить на него планировалось Н-001 от Су-27, и лучше всего было бы наверно, чтобы эта модернизация совпала с появлением первых Су-27, но это бы не потянули. И тут все сложилось воедино, Миг-31 с "Заслоном" уже вовсю летал, на сам процесс модернизации было нужно время, и выход самолета, вооруженного Р-27ЭР, в конце восьмидесятых был уже неактуален, переход в начале 90-х американцев на AIM-120, тут же бы сделал его устаревшим, плюс вдобавок вовсю уже бушевала "перестройка"...
    2. -1
      1 декабря 2021 17:54
      К сожалению история Мига 25 закончилась в 1977 когда "наш" его в Японию угнал подарив США все секреты в том числе систему свой чужой из за чего СССР пришлось менять онную систему во всех войсках на всех боевых машинах что обошлось в огромную сумму денег.
  13. -3
    1 декабря 2021 10:58
    Вот в СССР умели делать!!!! И сейчас научная школа России - лучшая!
    1. -2
      2 декабря 2021 00:20
      И сейчас научная школа России - лучшая!


      Я бы не стал с таким пафосом говорить. Научная школа в России хорошая, входит в пятерку мировых лидеров, но назвать её лучшей - перебор.

      В 2013 году Россия потратила на науку 40,7 млрд долларов, то есть примерно в 10 раз меньше, чем лидер рейтинга — США. Мы расходуем на науку 1,13% ВВП страны, занимая по этому показателю 25-е место в мире. Наибольшую долю своих доходов вкладывает Израиль — 4,21% ВВП, а быстрее всего этот показатель в последние годы растёт у Китая.
      В 2013 году на планете работало 7,8 млн учёных.
      Большинство из них работает в Евросоюзе, Китае и США. В России в 2013 году насчитывалось 440,6 тыс. научных сотрудников — по сравнению с 2007-м наша доля в мировом исследовательском сообществе снизилась с 7,3 до 5,7%. А по такому показателю, как количество учёных на душу населения, всех опять-таки обгоняет Израиль: там на тысячу жителей приходится восемь учёных (в России — трое).
      Число научных статей.
      В Китае, быстро превращающемся в третью научную сверхдержаву наряду с США и ЕС, количество публикаций за пять лет выросло вдвое, а за десять лет они повысили свою долю во всемирном банке научных статей с 5 до 20%. Увы, доля России с 2008 по 2013 год снизилась с 2,7 до 2,3%. Российское научное сообщество публикует в десять раз меньше статей, чем американское или китайское, мы лишь на доли процента обгоняем Иран и Турцию (но в этих странах число публикаций быстро растёт, особенно в Иране). А ещё меньше наши работы цитируют — индекс цитируемости российских учёных составляет всего 0,51 при среднем показателе 1,02 в странах G20.
  14. +2
    1 декабря 2021 18:02
    Не знаю о какой модернизации идет речь, но знаю что значительная часть оборудования и комплектующих для этого самолета давно не производится. Включая двигатели.
    Потому либо с доноров, либо с длительного хранения. Но оно все устаревшее безнадежно.
    Даже станцию Л006 "Береза на Л-150 "Пастель" не меняли.
  15. +2
    1 декабря 2021 19:32
    Цитата: Вадим237
    К сожалению история Мига 25 закончилась в 1977 когда "наш" его в Японию угнал подарив США все секреты в том числе систему свой чужой из за чего СССР пришлось менять онную систему во всех войсках на всех боевых машинах что обошлось в огромную сумму денег.

    Наш ущербот Беленко большой, но местами преувеличен. Систему "свой-чужой" и так планировали менять.
  16. -3
    2 декабря 2021 11:30
    Цитата: SergKam
    И сейчас научная школа России - лучшая!


    Я бы не стал с таким пафосом говорить. Научная школа в России хорошая, входит в пятерку мировых лидеров, но назвать её лучшей - перебор.
    .

    Манипуляция цифрами по методичкам - не канает! Российская научная школа - ЛУЧШАЯ! Она измеряется открытиями, а не "количеством публикаций" и уж тем более не количеством "научных работников" с непонятно как купленными или полученными (на исследованиях тримминга собак) дипломами.
  17. -1
    4 декабря 2021 12:13
    "От поступления до сдачи перехватчика проходит менее года".... То есть работы на одном самолете длятся почти год?! Все это время он стоит в цехах предприятия? За год целые корабли модернизируют, а не один самолет.... Да уж, темпы работы поставщиков, логистов и самих ремонтников в России просто удручают. Дальше будет хуже-растут поколения ютюберов, тик токеров, стендаперов и прочих "супер популярных блогеров" где кривлянием и даунизмом можно заработать целое состояние, а вот инженеры, конструкторы, специалисты технического направления-не интересны молодежи, их нехватка будет еще больше влиять на оборонку.
  18. 0
    4 декабря 2021 18:31
    Модернизация, доработки - это хорошо.
    НО сколько новых типов боевых самолётов сконструировали и, особенно, запустили в серийное производство после 1991-го ???
    Ото ж...
    Авиаторы советского времени при встречах с однокурсниками обменивались впечатлениями о том, на каком самолёте работают.
    Служба на самолёте 10-летнего возраста вызывала сожаление...
  19. -1
    4 декабря 2021 20:29
    Отлично, капремонт. У Марка Твена по этому делу было своё соображение: часы хороши, пока не попали в руки часового мастера, а конь, пока не споткнулся. Всё имеет определённые часы работы и это распространяется на всё. Разве, что самолёты сделают одноразовые. Как у японцев камикадзе.
  20. 0
    13 января 2022 18:56
    Да не верится ,что всё нормально .Значит тот ,кто отвечает за программу действительно умеет делать свое дело . И это достойно .
  21. 0
    12 февраля 2022 20:15
    МиГу бы управляемый вектор тяги и баллоны с окислитель, был бы космический истребитель