Легкий штурмовик A-37 Dragonfly: успешный самолет для своей ниши

17

Учебно-тренировочный самолет Cessna T-37B Tweet

В ходе Вьетнамской войны США и их союзники активно использовали тактические ударные самолеты нескольких типов. Одним из наиболее удачных представителей этого класса заслуженно считается легкий штурмовик Cessna A-37 Dragonfly. Эта машина, разработанная на базе существующего учебно-тренировочного самолета, показывала выгодное соотношение технических и боевых характеристик, а также полностью соответствовала ставящимся задачам.

На базе серийного


В начале шестидесятых годов, на фоне ухудшения обстановки во Вьетнаме, ВВС США начали поиски перспективного «противопартизанского» штурмовика. В 1962 г. ВВС изучили боевой потенциал существующего учебного самолета Cessna T-37 Tweet и пришли к положительным выводам. После определенных доработок эта машина могла стать хорошим ударным самолетом. Вскоре было составлено техническое задание, и компания Cessna получила контракт на проведение необходимых работ.



В октябре 1964 г. в воздух впервые поднялся опытный самолет YAT-37D, позже к нему присоединился второй летный образец. По результатам испытаний был заключен первый контракт на производство и поставку. ВВС заказали 39 самолетов с новым обозначением A-37A. Для ускорения работ их решили перестраивать из серийных T-37. В 1967 г. появился контракт на серийный выпуск улучшенных A-37B новой постройки.

Компания Cessna продолжала выпуск самолетов A-37 Dragonfly двух модификаций до 1975 г. В общей сложности было построено 577 машин. На ранних стадиях техника поставлялась только в ВВС США, а в дальнейшем ее получили и иные американские структуры. С конца шестидесятых более 250 самолетов поступили в ВВС Республики Вьетнам. Порядка сотни этих машин позже стали трофеями Демократической Республики Вьетнам и даже использовались в боях.


Серийный штурмовик A-37B в полете

Уже в середине семидесятых США начали распродавать оставшиеся самолеты, и они попали в 12 зарубежных стран. Новые хозяева неоднократно использовали такую технику в различных войнах и операциях. Эксплуатация A-37B до сих пор продолжается в шести странах, и нередко такую технику приходится привлекать к реальным боевым вылетам.

В ходе Вьетнамской войны самолеты Dragonfly показали достаточно высокие боевые качества. В общей сложности они совершили более 160 тыс. самолетовылетов и доставили к целям десятки тысяч тонн бомб и ракет. При этом была показана высокая живучесть и устойчивость. Штурмовики работали только на малых высотах и постоянно подвергались обстрелу с земли. Они регулярно возвращались на базу с различными повреждениями, однако ВВС США записали в боевые потери только 22 самолета. Примерно на том же уровне были и потери ВВС Южного Вьетнама.

Вопросы платформы


Высокие технические и боевые качества самолетов A-37A/B в первую очередь определялись достаточно удачной конструкцией. При этом значительный вклад в общие результаты сделал выбор базовой платформы в виде учебно-тренировочного самолета T-37. Последний показывал достаточно высокие летно-технические характеристики и имел хороший модернизационный потенциал, за счет которых удалось создать новый штурмовик.

В ходе подобной перестройки общая архитектура и схема планера не изменилась. При этом разработали новое усиленное крыло с пилонами для боевой нагрузки и дополнительными топливными баками на законцовках. Также усилили шасси для работы на грунтовых аэродромах. Комплекс авионики дополнили новыми средствами, требуемыми для боевого применения.



Носовой отсек с встроенным пулеметом

По результатам всех таких доработок масса самолета выросла с исходных 3 т до 6,35 т, из-за чего потребовались новые двигатели. Штатные для T-37 двигатели Teledyne J69-T-25 заменили парой General Electric J85-GE-17A. Эти меры не потребовали кардинальной переработки планера, однако компенсировали рост массы и даже повысили общую тяговооруженность.

Потяжелевший штурмовик с новыми двигателями имел максимальную скорость 816 км/ч против 684 км/ч у учебного самолета. При этом скорость сваливания составляла всего 182 км/ч. Таким образом, ударный A-37 мог быстро прибыть в заданный район, а затем, сбросив скорость, искать цели и атаковать их.

T-37 имел двухместную кабину с размещением летчиков бок о бок. Кабина отличалась низкими бортами и получила фонарь большой площади, что значительно улучшало обзор вперед, вбок и вниз, необходимый для поиска и поражения наземных целей. Кресла летчиков получили бронирование, а борта кабины оснастили противоосколочными подбоем.

Оба рабочих места обеспечивали полноценное управление самолетом и решение боевых задач. На практике такие возможности по управлению использовались интересным образом. Так, на штурмовку пилоты летали по одному, а полеты для разведки и корректировки осуществлялись вдвоем.


Выкладка вооружений

При всем преимуществах, самолет оставался достаточно простым в техническом и эксплуатационном отношении – особенно на фоне современных ему истребителей-бомбардировщиков. За счет простоты конструкции в целом и отдельных ее элементов требовалось минимальное обслуживание. Так, на один летный час приходилось лишь два часа различных работ на земле.

Комплекс вооружений


По требованию заказчика, «противопартизанский» штурмовик должен был иметь встроенное пулеметное вооружение и нести на внешней подвеске широкую номенклатуру бомб, ракет и зажигательных баков. За счет модернизации базовой учебно-тренировочной платформы эти задачи были успешно решены. Штурмовик мог нести более 2700 кг боевой нагрузки. Нормальная нагрузка составляла 1800 кг.

В объемном носовом обтекателе разместили 7,62-мм пулемет GAU-2B/A с вращающимся блоком стволов и ящиком на 618 патронов. При необходимости встроенный пулемет мог дополняться подвесными контейнерами с пушками калибра 20 или 30 мм. Впрочем, такое оружие использовалось нечасто, и ему предпочитали традиционные средства поражения «воздух-поверхность».


Под усиленным крылом Dragonfly находилось восемь пилонов для различного вооружения. Два внутренних пилона на каждой плоскости имели грузоподъемность до 390 кг; третий нес 270 кг, а внешний нагружался до 230 кг. Такой набор точек подвески с разными возможностями позволял нести широкую номенклатуру боеприпасов и повышал гибкость боевого применения.

В зависимости от ожидаемых целей и поставленных задач, A-37A/B мог нести блоки неуправляемых ракет в требуемом количестве. Кроме того, использовались свободнопадающие осколочно-фугасные или кассетные бомбы разных типов, а также зажигательные баки калибром до 750 фунтов. Допускалась подвеска нескольких подвесных баков.

Применяя неуправляемое оружие, штурмовик Dragonfly демонстрировал высокие боевые характеристики и преимущества перед существующими истребителями. Так, заход на цель с относительно малой скоростью позволял резко повысить точность попадания ракетами и бомбами. На основных режимах применения оружия опытным пилотом КВО не превышало 15-20 м – лучше, чем у других ударных самолетов.

Очевидные минусы


Следует отметить, что штурмовик Cessna A-37 Dragonfly имел не только преимущества. Присутствовал целый ряд недостатков, часть которых ухудшала технические и боевые характеристики, а другие накладывали ограничения или даже повышали риски для самолетов и летчиков. Впрочем, это не помешало штурмовику дойти до эксплуатации и не оказало фатального влияния на результаты боевой работы.


Едва ли не главной проблемой самолетов A-37 было отсутствие развитой защиты. Бронирование кресел и подбой могли защитить летчиков далеко не от всех угроз. При этом жизненно важные агрегаты, в т.ч. двигатели и ключевая электроника не имели никакой защиты. Такой самолет можно было применять только против врага с крайне ограниченными зенитными возможностями. В противном случае штурмовики рисковали, как минимум, получить множественные повреждения.

Первый вариант штурмовика A-37A имел недостаточную дальность и боевой радиус. Эту проблему пришлось решать при помощи системы дозаправки со специфическим размещением агрегатов. Кроме того, нередко самолет нес целый набор подвесных баков, которые занимали под крылом место оружия.

Значительные ограничения на боевое применение накладывало отсутствие каких-либо оптических средств и систем управления оружием. Летчику приходилось полагаться только на свои глаза и коллиматорный прицел. Соответственно, результаты ударов прямо зависели от навыков и умений летного состава, а также от метеоусловий, маскировки противника и других факторов. Кроме того, на эффективности могла сказываться ограниченная боевая нагрузка, по которой штурмовик уступал другим самолетам своего времени.

Для своей ниши


Легкий штурмовик Cessna A-37A/B Dragonfly имел серьезные преимущества и заметные недостатки технического и иного рода. При этом, по опыту боевого применения во время Вьетнамской войны, его считают едва ли не самым удачным самолетом своего класса того времени. Причины появления таких оценок ясны и понятны.


Потерянный самолет 605-й эскадрильи спецопераций ВВС США. Во время вылета штурмовик получил повреждения, дотянул до базы и загорелся только после посадки. Октябрь 1968 г.

Проект A-37 разрабатывался с целью скорейшего заполнения ниши «противопартизанского» штурмовика. Эта ниша предъявляет специфические требования, но не накладывает серьезных ограничений. В частности, от подобного самолета не требуются выдающиеся скоростные или высотные характеристики, но он должен иметь возможность длительного патрулирования, нести значительный боекомплект и эффективно поражать малоразмерные цели.

A-37 обеих модификаций в целом соответствовал таким требованиям. Его летно-технические характеристики позволяли выполнять все ставящиеся задачи. При грамотной организации боевой работы можно было полностью реализовать все преимущества этого самолета и нивелировать его недостатки. Именно за счет этого во Вьетнаме удалось провести 160 тыс. самолетовылетов и решить большую часть боевых задач ценой минимальных потерь.

Таким образом, история штурмовика A-37 Dragonlady наглядно показывает, что разработка специализированного самолета под конкретную узкую нишу позволяет решить актуальные задачи и дать ВВС желаемые возможности. В то же время, подобное решение может оказаться компромиссным и неподходящим для других задач. Серийные A-37B до сих пор остаются на вооружении нескольких стран и даже находят применение в различных операциях. Но настоящий «звездный час» этой техники давно прошел – и в нынешних конфликтах основную работу на себя берут «полноразмерные» штурмовики и истребители-бомбардировщики.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    30 ноября 2021 06:20
    Статья про очень интересный самолёт, с богатой боевой историей. Но сама публикация тусклая, такое впечатление, что автор пишет "из под палки", и самому ему это нисколько неинтересно. no
    1. +19
      30 ноября 2021 07:34
      Это Рябов, он не пишет, он ctrl+c/ctrl+v
  2. +7
    30 ноября 2021 07:52
    Товарищ автор,вот меня именно корежит от слов:"различные варианты нагрузки"это как?
    Ядерные бомбы опционно?
    Указывайте типовую нагрузку, в какой комплектации летали...да хотя бы что мог нести
    1. 0
      3 декабря 2021 15:38
      Товарищ автор,вот меня именно корежит от слов:"различные варианты нагрузки"это как?

      - Корёжить от этих слов может только от полного невежества. "Варианты нагрузки" самолёта, или "варианты загрузки" - совершенно типовой, стандартный термин. Например, F-18E/F:



      Или Су-30СМ, варианты загрузки:


      И они все - типовые! laughing lol
      1. 0
        3 декабря 2021 16:23
        Что из этого мог нести драгонфлай,учитывая вес нагрузки в 2,7т?
        Точне,что он мог подвешивать под узлами?
        Какая была типовая нагрузка?
        На ваших схемах как раз видно,что не все вооружение вешается на все точки подвески,есть комбинации.Или вешаем ПТБ,но без бомб(условно),или пушечные контейнеры вместо НАР
        1. 0
          3 декабря 2021 18:16
          В статье приводилось фото - "не по глазам"? Вот из этого ассортимента и набирается на 8 узлов подвески любые варианты.

          https://en.wikipedia.org/wiki/Cessna_A-37_Dragonfly#Specifications_(A-37B_Dragonfly)
          Armament
          Guns:
          1 × 7.62 mm (0.300 in) GAU-2B/A minigun in nose
          Provision for SUU-11/A gun pods under wings
          Hardpoints: 8 with a capacity of Inner four: 860 lb (390 kg), two intermediate: 600 lb (270 kg), two outer: 230 kg,
          Rockets: LAU-3/A rocket pods
          Bombs:
          110 kg Mark 81, 230 kg Mark 82 or 340 kg M117 bombs
          BLU-32B or BLU-1C/B fire bombs
          CBU-12, CBU-22 or CBU-24 cluster bombs
          http://airwar.ru/enc/attack/a37.html
          Боевая нагрузка - максимально - 2721 кг
          и нормальная - 1814 кг на 8 узлах подвески
          Варианты бомбовой нагрузки:
          4x 340-кг напалмовые бомбы BLU-1B/C,
          8x 227-кг напалмовые бомбы BLU-32B,
          4x 340-кг бомбы М117, М118,
          8x 227-кг бомбы Mk.82 или 113-кг Mk.81,
          8x бомбометов типа CBU,
          4 бомбы SUU-20,
          осветительные и зажигательные бомбы
          Остальное:
          8 ПУ LAU-3/A с 19х70-мм НУР,
          8 ПУ LAU-59/A, LAU-32/A с 7х70-мм НУР,
          6 контейнеров SUU-11 с 7.62-мм пулеметом
          и 1500 патронами.
  3. +5
    30 ноября 2021 07:58
    Так же не раскрыта тема штурмовки в принципе...
    А-4 же круче!
    А уж А-8...
    1. +9
      30 ноября 2021 11:19
      Цитата: Абд улла аль Хазред
      Так же не раскрыта тема штурмовки в принципе...
      А-4 же круче!
      А уж А-8...

      А-6 круче всех - этот и ядерными бомбами проштурмовать может. wink
    2. Комментарий был удален.
    3. +12
      30 ноября 2021 12:24
      Цитата: Абд улла аль Хазред
      Так же не раскрыта тема штурмовки в принципе...
      А-4 же круче!
      А уж А-8...
      Да круче А-8 нет ни чего!
      Это А-4 Скайхок
      Это А-6 Интрудер
      Это А-7КорсарII.
      А вот и он самый крутой Curtiss A-8 Shrike


      Были конечно ещё и А-1 Скайрейдер, А-3 Скайуориор, А-5А ВиджилентНо это не так круто как А-8А
      1. 0
        3 декабря 2021 03:41
        Mea culpa,писал из автобуса,тряхнуло,не заметил.
        Захожу редко,так что только счас заметил.
        Собсна,захожо или как еду на работу в другой город,или когда домой возвращаюсь.
    4. 0
      6 декабря 2021 12:06
      Это какой такой штурмовик А-8,знаю всю серию штурмовиков,а этого не слышал.
  4. +7
    30 ноября 2021 08:16
    Отличные и самолет и концепция.
    Замечания : фотки можно было покачественнее выложить
    и компактно сгруппировать ТТХ.
  5. +5
    30 ноября 2021 11:20
    Такой купить бы себе в личное пользование, в переднем отсеке можно было бы чемоданы возить, перегоночная дальность 1600 км с ПТБ, как раз из Москвы до Сочи долететь.
    1. +4
      30 ноября 2021 12:54
      Так в чем трабла? В штатах наверняка чтото сохранилось и з.ч есть через интузиастов. Деньги есть, вперед за мячтой!
      1. +1
        30 ноября 2021 14:35
        В Пакистане ещё есть море его учебно-тренировочных версий. Целых 63 машины, разных модификаций. по крайней мере числятся. Вроде как в 2008 им там что-то восстановили или модернизировали, что-то из штатов привезли в замен списанных/разбитых.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»