Military Review

Day of the beginning of the Soviet counteroffensive near Moscow

21



Today's memorable date is the most important for our compatriots. After all, 80 years ago, on December 5, 1941, the fateful counteroffensive of Soviet troops began near Moscow.

It is worth noting that in December 41, the army of the Third Reich, for the first time during its triumphant military campaign, suffered a major defeat and was forced to "move back." However, for the fascist invaders it was "the first sign", because in less than 4 years they were waiting for a complete and crushing defeat.

Regarding the offensive on our capital, it began on September 30 and led to the defeat of the Red Army in two directions: Vyazma and Bryansk. Already by October 18, under the onslaught tank formations of the German army of the "Center" group fell Mozhaisk and Maloyaroslavets. The situation on the approaches to Moscow for our army was developing extremely difficult.

However, for more than a month, our compatriots literally stood to their death, suffering huge losses. At the same time, the enemy's forces were also worn out. Already at the beginning of December, the offensive of the fascist invaders on Moscow was completely exhausted, which allowed the Red Army to immediately seize the initiative.

On December 5, the Kalinin Front went over to the counteroffensive under the command of Colonel-General Ivan Konev, and on December 6, the Western Front, led by General of the Army Georgy Zhukov, and the right wing of the South-Western Front, commanded by Marshal of the Soviet Union Semyon Timoshenko, joined it.

The troops of the Third Reich were thrown back from Moscow by more than 200 km. At the same time, in the battles for our capital, the Nazis suffered colossal losses: about half a million soldiers, about 1300 tanks and more than 2,5 units of other military equipment.

Tellingly, the commander of the German 2nd Tank Army, on the eve of the Soviet counteroffensive, General Guderian, declared that the offensive of Army Group Center had failed. At the same time, the commander-in-chief of that very group, Field Marshal Bock, assured that the Soviet Union would not be able to concentrate the number of forces necessary for a counteroffensive. It was at this moment that the Red Army struck a blow.

In general, the defeat near Moscow became extremely painful for the Third Reich. After all, it was with the capture of the capital of our Motherland that Adolf Hitler linked the victory over the Soviet Union. But how could he then have assumed that in 3,5 years the Red Army would enter Berlin?

Finally, it should be added that on Friday, December 3, the Russian Defense Ministry declassified the archives dedicated to the counteroffensive near Moscow. All evidence and materials are published on the official website of the department.
Author:
Photos used:
culture.ru
21 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Crowe
    Crowe 5 December 2021 06: 07
    +14
    “When they ask me what is most memorable from the last war,
    I always answer: the battle for Moscow. "
    Georgy Zhukov
    We suffered our victory honestly,
    Committed to a holy blood relationship.
    In every new house, in every new song
    Remember those who left for the battle for Moscow!

    Nikolay Dobronravov
    1. Crowe
      Crowe 5 December 2021 06: 08
      +13
      Attack with steel rows
      We are walking firmly.
      Hometown is ours
      Our border has been appointed by the leader!

      We will not falter in battle
      For his capital,
      Our dear Moscow is dear!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!

      On the march the platoons are equal
      The ground is buzzing underfoot
      Our native plants are behind us.
      And the red stars of the Kremlin!

      We will not falter in battle
      For his capital,
      Our dear Moscow is dear!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!

      For happiness do it yourself
      We built the city native.
      For every chopped stone
      We will pay back at a terrible price.

      We will not falter in battle
      For his capital,
      Our dear Moscow is dear!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!

      Do not crush heroic power,
      Our fire barrier is mighty,
      And our enemy will find the grave
      In the misty fields near Moscow.

      We will not falter in battle
      For his capital,
      Our dear Moscow is dear!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!
      Unbreakable wall
      Steel defense
      Smash, destroy the enemy!

      Author of the text:
      Surkov Alexey Alexandrovich
      Composer:
      Mokrousov Boris Andreevich
      1. novel66
        novel66 5 December 2021 10: 37
        +13
        Already ambassadors live in the rear of the deep,

        Already in Moscow not to see the Commissars,

        And the Panzer Army von Bock

        Khimki continues to attack.



        Decide at the headquarters of the Western Front -

        Headquarters east of Moscow,

        And the sun is a wound of the Russian people

        Burning in the autumn blue ...



        Responsible persons already in Moscow

        They do not understand only one thing:

        When he himself leaves the capital -

        But how to ask about it yourself?



        Yes, how to ask? The question is crucial

        Such that you can’t postpone it for later:

        - When to send your guard regiment

        To Kuibyshev? The composition is already ready.



        Glass shook in an air rumble,

        It sparkled in the Alexander Garden ...

        He said calmly: - If need be,

        I will lead this regiment into the attack.
        F. Chuev
  2. rotmistr60
    rotmistr60 5 December 2021 06: 14
    +10
    December 5, 1941, the fateful Soviet counteroffensive began near Moscow
    Really fateful, tk. laid the foundation for the upcoming defeats of the Germans. Stalingrad alone cost the Germans, not to mention other victories. It is necessary to remind the German side of this, otherwise revanchist slogans sounded again (to speak from a position of strength ...), doubts about the historical events of those days (if it were not for the thaw and subsequent frosts, we would ...).
    1. Mountain shooter
      Mountain shooter 5 December 2021 07: 27
      +8
      Quote: rotmistr60
      It is necessary to remind the German side of this, otherwise revanchist slogans sounded again (to speak from a position of strength ...), doubts about the historical events of those days (if it were not for the thaw and subsequent frosts, we would ...)

      Who is there to remind? Transgender people in the German army? Or the US Army, which still flinches at the name of the island of Iwo Jima. When, with overwhelming superiority in aviation and artillery (battleships from the sea, not counting cruisers and other things), the Japanese put up stubborn resistance and inflicted serious losses on the attackers. They should have read the memories of the Germans about the battles in the USSR. They would understand that they are waiting for them in Russia continuous Iwo Jima, for hundreds of kilometers of the front! And don't rely on technology. In hand-to-hand combat, they are of little help ...
      1. Kapral Alphych
        Kapral Alphych 5 December 2021 09: 18
        +4
        We, too, are far from ice with the recruits (both boobies and lazy people, and "we owe nothing to this state of thieves." the evil Russians "were soaked. In any case, I would not want to cover" hundreds of kilometers "again with corpses, both our own and those of the enemy.
        1. Mountain shooter
          Mountain shooter 5 December 2021 10: 58
          +3
          Quote: Kapral Alphich
          And they brought Eurogeys to replace all sorts of black-pop niggas and Arabs

          These Arabs and Negroes would rather drive their "Sahibs" to fight than go themselves ... This is the main mistake in assessing the situation in Europe. Whites cannot feel themselves masters there.
          1. Kapral Alphych
            Kapral Alphych 5 December 2021 16: 41
            +1
            They will kill those for whom they pay well. So far, they are paying to make them nightmare the Eurogeans, to make them more obedient. As soon as they start paying for the Russians, they will start attacking ours.
            1. Mountain shooter
              Mountain shooter 5 December 2021 17: 01
              +2
              Quote: Kapral Alphich
              Eurogeans, so that they are more obedient. How will they start to pay for Russians, they will start attacking ours

              Who pays them? They are on benefits from those countries in which they live. And they are not even going to work. Why would they be afraid to shed blood for these countries? Europe has let in a crowd of PARASITES. Where have you seen lice fighting the enemies of the one on which they fatten?
              1. Kapral Alphych
                Kapral Alphych 6 December 2021 07: 08
                0
                You yourself answered the question of who pays)). Whoever gives them benefits pays. In addition, they are paid by those who ensured their "migration" to Europe, who fed them along the route, chartered ships, planes, bought tickets, helped to cross borders, providing everything they needed! Or do you think that this is a spontaneous resettlement? No, this is a deeply thought-out and ambitious event! And believe me, lice can even eat a dog. If no other purpose is found for them.
        2. The comment was deleted.
  3. Retvizan 8
    Retvizan 8 5 December 2021 06: 24
    +11
    Glory to the Heroes of Soviet soldiers!
    Everlasting memory !
  4. Ross xnumx
    Ross xnumx 5 December 2021 06: 31
    +11
    Day of the beginning of the Soviet counteroffensive near Moscow

    With respect to the past and the people of the country of the Soviets, I will note that Moscow for our people was a symbol of a different concept than today. Moscow was the heart of the country.
    Yes ... stop On December 5, the USSR celebrated Constitution Day ... Yes, yes ... The same one, from 1936. Where it was written:
    Article 2. The political basis of the USSR is formed by the Soviets of Working People's Deputies, which have grown and strengthened as a result of the overthrow of the power of landlords and capitalists and the conquests of the dictatorship of the proletariat.
    Article 4. The economic basis of the USSR is formed by the socialist economic system and socialist ownership of the instruments and means of production, which were established as a result of the liquidation of the capitalist economic system, the abolition of private ownership of the instruments and means of production and the elimination of the exploitation of man by man.
  5. mat-vey
    mat-vey 5 December 2021 07: 18
    +10
    Both grandfathers have medals "For the Defense of Moscow" ....
  6. Or me
    Or me 5 December 2021 09: 36
    +7
    Day of the beginning of the Soviet counteroffensive near Moscow
    In fact, this was a turning point in the history of the Second World War. There were battles later, and a lot was decided on the outcome of these battles. But the battle of Moscow for the first time showed the whole world that the Russians could not be broken. soldier
  7. Vladimir61
    Vladimir61 5 December 2021 10: 16
    +7
    [qute] But how could he then assume that in 3,5 years the Red Army would enter Berlin? , do not suppose, but amuse themselves with revenge!
    Glory to our grandfathers and great-grandfathers who defended Moscow and our Motherland!
  8. Fisherman
    Fisherman 5 December 2021 10: 24
    +4
    And all these fascist tales about "General Frost" and other excuses for the defeat of Europe (and the whole of Europe with their powerful potential went to us) are not worth a penny, because the slush near Moscow was also competently strengthened by our command by draining water from all reservoirs, which created additional difficulties for the Nazis (impassability of heavy equipment) and allowed the Red Army to gain some time to bring fresh forces from Siberia. In general, both the competent evacuation itself, and the artificial slush, and the planning of the forces and reserves of the commanders of the Red Army and the Navy quickly trained on the move are an important element of the feat of the ALL SOVIET PEOPLE, which was the salt, sweat and blood of the GREAT VICTORY! All of Europe was defeated militarily by the Russian people once again, and they should not forget this last lesson!
  9. Alex Justice
    Alex Justice 5 December 2021 10: 53
    0
    We started well, but ended with the Rzhev tragedy.
    1. Aviator_
      Aviator_ 5 December 2021 11: 01
      +3
      but ended with the Rzhev tragedy.

      Without the Rzhev tragedy, there would have been no victory at Stalingrad. Just like without landing in Kerch, Sudak and Feodosia with Evpatoria, Sevastopol would have been surrendered in December 1941.
      1. Alex Justice
        Alex Justice 5 December 2021 11: 13
        0
        Still say, without the defeat at Kiev and Vyazma, there would have been no victory at Stalingrad.
        1. Aviator_
          Aviator_ 5 December 2021 11: 17
          +2
          Still say, without the defeat at Kiev and Vyazma, there would have been no victory at Stalingrad.

          And the time period, what was when it was, is weak to compare, or is it too difficult?
  10. 23424636
    23424636 5 December 2021 19: 16
    +3
    These days 80 years ago, the Tula defensive operation was completed, when the enemy was only 5 km away to encircle Tula, and only thanks to the strikes of 112 tank divisions, the enemy was thrown back and the Revyakino station was liberated. After that, the liberation of the Tula region from the Germans began.

День начала контрнаступления советских войск под Москвой

21


Сегодняшняя памятная дата является важнейшей для наших соотечественников. Ведь 80 лет назад, 5 декабря 1941 года, началось судьбоносное контрнаступление советских войск под Москвой.



Стоит отметить, что в декабре 41-го года армия Третьего рейха впервые за время своего триумфального военного похода потерпела крупное поражение и была вынуждена «пятиться назад». Впрочем, для фашистских захватчиков это было «первой ласточкой», ведь менее чем через 4 года их ждал полный и сокрушительный разгром.

Касательно наступления на нашу столицу, оно началось 30 сентября и привело к поражению Красной Армии на двух направлениях: вяземском и брянском. Уже к 18 октября под натиском танковых соединений немецкой армии группы «Центр» пали Можайск и Малоярославец. Положение на подступах к Москве для нашей армии складывалось крайне сложное.

Однако на протяжении более чем месяца наши соотечественники стояли в прямом смысле слова на смерть, неся огромные потери. В то же время, существенно изматывались и силы противника. Уже в начале декабря наступление фашистских захватчиков на Москву полностью выдохлось, что позволило Красной Армии тут же перехватить инициативу.

5 декабря в контрнаступление перешел Калининский фронт под командованием генерал-полковника Ивана Конева, а 6 декабря к нему присоединились Западный фронт под предводительством генерала армии Георгия Жукова и правое крыло Юго-Западного фронта, которым командовал маршал Советского Союза Семен Тимошенко.

Войска Третьего рейха были отброшены от Москвы более чем на 200 км. При этом в боях за нашу столицу гитлеровцы понесли колоссальные потери: порядка полумиллиона солдат, около 1300 танков и более 2,5 тыс. единиц прочей военной техники.

Что характерно, командующий немецкой 2-й танковой армией, накануне контрнаступления советских войск, генерал Гудериан заявлял, что наступление группы армий «Центр» провалилось. В то же время, главнокомандующий той самой группы фельдмаршал Бок уверял, что Советский Союз не сможет сосредоточить необходимое для контрнаступления количество сил. Именно в этот момент Красная Армия и нанесла удар.

В целом, поражение под Москвой стало крайне болезненным для Третьего рейха. Ведь именно с захватом столицы нашей Родины Адольф Гитлер связывал победу над Советским Союзом. Но разве мог он тогда предполагать, что уже через 3,5 года Красная Армия войдет в Берлин?

Напоследок стоит добавить, что в пятницу, 3 декабря, Минобороны РФ рассекретило архивы, посвященные контрнаступлению под Москвой. Все свидетельства и материалы опубликованы на официальном сайте ведомства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    5 декабря 2021
    «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны,
    Я всегда отвечаю: битва за Москву.»
    Георгий Константинович Жуков
    Мы свою победу выстрадали честно,
    Преданы святому кровному родству.
    В каждом новом доме, в каждой новой песне
    Помните ушедших в битву за Москву!

    Николай Добронравов
    1. +13
      5 декабря 2021
      В атаку стальными рядами
      Мы поступью твёрдой идём.
      Родная столица за нами,
      Рубеж наш назначен вождём!

      Мы не дрогнем в бою
      За столицу свою,
      Нам родная Москва дорога!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!

      На марше равняются взводы,
      Гудит под ногами земля,
      За нами родные заводы
      И красные звёзды Кремля!

      Мы не дрогнем в бою
      За столицу свою,
      Нам родная Москва дорога!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!

      Для счастья своими руками
      Мы строили город родной.
      За каждый расколотый камень
      Отплатим мы страшной ценой.

      Мы не дрогнем в бою
      За столицу свою,
      Нам родная Москва дорога!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!

      Не смять богатырскую силу,
      Могуч наш заслон огневой,
      И враг наш отыщет могилу
      В туманных полях под Москвой.

      Мы не дрогнем в бою
      За столицу свою,
      Нам родная Москва дорога!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!
      Нерушимой стеной,
      Обороной стальной
      Разгромим, уничтожим врага!

      Автор текста:
      Сурков Алексей Александрович
      Композитор:
      Мокроусов Борис Андреевич
      1. +13
        5 декабря 2021
        Уже послы живут в тылу глубоком,

        Уже в Москве наркомов не видать,

        И панцерные армии фон Бока

        На Химки продолжают наступать.



        Решают в штабе Западного фронта –

        Поставить штаб восточнее Москвы,

        И солнце раной русского народа

        Горит среди осенней синевы …



        Уже в Москве ответственные лица

        Не понимают только одного:

        Когда же Сам уедет из столицы –

        Но как спросить об этом Самого?



        Да, как спросить? Вопрос предельно важен,

        Такой, что не отложишь на потом:

        – Когда отправить полк охраны Вашей

        На Куйбышев? Состав уже готов.



        Дрожали стекла в грохоте воздушном,

        Сверкало в Александровском саду …

        Сказал спокойно: – Если будет нужно,

        Я этот полк в атаку поведу.
        Ф. Чуев
  2. +10
    5 декабря 2021
    5 декабря 1941 года, началось судьбоносное контрнаступление советских войск под Москвой
    Действительно судьбоносное, т.к. заложило основу предстоящих поражений немцев. Один Сталинград чего стоил немцам не говоря о других победах. Необходимо напомнить об этом немецкой стороне, а то опять зазвучали реваншистские лозунги (разговаривать с позиции силы...), сомнения в исторических событиях тех дней (если бы не распутица и в последующем морозы мы бы...).
    1. +8
      5 декабря 2021
      Цитата: rotmistr60
      Необходимо напомнить об этом немецкой стороне, а то опять зазвучали реваншистские лозунги (разговаривать с позиции силы...), сомнения в исторических событиях тех дней (если бы не распутица и в последующем морозы мы бы...)

      Кому там напоминать? Трансгендерам в немецкой армии? Или в армии США, которые до сих пор вздрагивают при названии острова Иводзима. Когда при ПОДАВЛЯЮЩЕМ превосходстве в авиации, и артиллерии ( линкоры с моря, не считая крейсеров и прочего) японцы оказали упорное сопротивление и нанесли серьезные потери наступающим. Им бы стоило почитать воспоминания немцев о битвах в СССР. Поняли бы, что ждёт их в России сплошная Иводзима, на протяжении сотен километров фронта! И не стоит уповать на технологии. В рукопашной они мало помогают...
      1. +4
        5 декабря 2021
        У нас тоже с призывниками далеко не айс(и балбесы, и лентяи, и "мы этому государству воров ничего не должны". А еврогейсы себе на замену всяких чернопопых нигеров да арабов навезли , чтобы они за них не только сартиры мыли, но и "злобных русских" мочили. В любом случае не хотелось бы вновь "сотни километров " трупами как своими, так и вражескими устилать. Мы ещё от 90-х не одыбались до конца.
        1. +3
          5 декабря 2021
          Цитата: Kapral Alphыч
          А еврогейсы себе на замену всяких чернопопых нигеров да арабов навезли

          Эти арабы и негры скорее своих "сахибов" воевать погонят, чем сами пойдут... В этом главная ошибка оценки ситуации в Европах. Белые там не могут себя чувствовать хозяевами.
          1. +1
            5 декабря 2021
            Они мочить будут тех, за кого хорошо заплатят. Пока платят за то, чтобы они кошмарили еврогейцев, чтобы те более послушными были. Как начнут платить за русских, начнут на наших нападать.
            1. +2
              5 декабря 2021
              Цитата: Kapral Alphыч
              еврогейцев, чтобы те более послушными были. Как начнут платить за русских, начнут на наших нападать

              Это кто же им платит? Они на пособии сидят, тех стран, в которых живут. И не собираются даже работать. С какого перепугу они станут проливать кровь за эти страны? Европа пустила к себе толпу ПАРАЗИТОВ. Где это видано, чтобы вши воевали с врагами того, на котором жируют?
              1. 0
                6 декабря 2021
                Вы же сами ответили на вопрос, кто платит)). Кто пособия им даёт, тот и платит. Кроме того платят им те, кто обеспесивал их "миграцию" в Европу, кто кормил их на пути следования, фрахтовал суда, самолёты, покупал билеты, помогал пересекать границы, обеспечивая всем необходимым! Или вы думаете, что это стихийное переселение? Нет, это глубоко продуманное и с далеко идущими целями мероприятие! И поверьте, вши даже собаку заесть могут. Если для них не найдут других целей.
        2. Комментарий был удален.
  3. +11
    5 декабря 2021
    Слава Героям Советским солдатам !
    Вечная память !
  4. +11
    5 декабря 2021
    День начала контрнаступления советских войск под Москвой

    С уважением к прошлому и людям страны Советов отмечу, что Москва для нашего народа была символом другого, нежели сегодня, понятия. Москва была сердцем страны.
    Да... stop 5 декабря в СССР отмечали День Конституции...Да-да...Той самой, от 1936 года. Где было написано:
    Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
    Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
  5. +10
    5 декабря 2021
    У обоих дедов медали "За оборону Москвы"....
  6. +7
    5 декабря 2021
    День начала контрнаступления советских войск под Москвой
    По сути, это и был переломный момент в истории ВОВ. Были и позже битвы от итогов которых решалось очень многое. Но битва под Москвой впервые показала всему миру, что русских не сломить. soldier
  7. +7
    5 декабря 2021
    [qute]Но разве мог он тогда предполагать, что уже через 3,5 года Красная Армия войдет в Берлин?[/quote]Они все, вместе взятые, не предполагали ни в 1756, ни в 1812, ни в 1941. Видимо и сейчас, не предполагают, а тешат себя реваншем!
    Нашим дедам и прадедам, отстоявших Москву и нашу Родину, Слава!
  8. +4
    5 декабря 2021
    И все эти фашистские сказки про "генерала Мороза" и пр.отмазки поражению Европы (а шла на нас вся Европа с их мощным потенциалом) не стоят и ломанного гроша, ибо слякоть под Москвой была ещё и грамотно усилена нашим командованием путём слива воды из всех водохранилищ, что создало фашистам дополнительные трудности (непроходимость тяж.техники) и позволило Красной Армии выиграть немного времени для подтягивания свежих сил из Сибири. Вообще и сама грамотная эвакуация, и искусственная слякоть, и планирование сил и резервов быстро обучаемого на ходу комсостава Красной Армии и ВМФ - это важный элемент подвига ВСЕГО СОВЕТСКОГО НАРОДА, который и был солью, потом и кровью ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Вся Европа была разгромлена в военном плане Русским народом в очередной раз, и им не стоит забывать этот последний урок!
  9. 0
    5 декабря 2021
    Начали хорошо, но закончили Ржевской трагедией.
    1. +3
      5 декабря 2021
      но закончили Ржевской трагедией.

      Без Ржевской трагедии не было бы победы под Сталинградом. Точно также, как без десантов в Керчь, Судак и Феодосию с Евпаторией, Севастополь был бы сдан в декабре 1941 года.
      1. 0
        5 декабря 2021
        Еще скажи без разгрома под Киевом и Вязьмой не было бы победы под Сталинградом.
        1. +2
          5 декабря 2021
          Еще скажи без разгрома под Киевом и Вязьмой не было бы победы под Сталинградом.

          А временнОй отрезок, что когда было, слабО сопоставить, или это слишком сложно?
  10. +3
    5 декабря 2021
    В эти дни 80 лет назад завершалась Тульская оборонительная операция ,когда врагу для окружения Тулы не хватило только 5 км и только благодаря ударам 112 танковой дивизий враг был отброшен и освобождена станция Ревякино. .После чего началась освобождение Тульской области от немцев.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»