Military Review

Mi-28NM and Chrysanthemum-M. Prospects for attack helicopters and missiles

11

Land ATGM "Chrysanthemum-S". Photo "KBM"


The 9K123 Chrysanthemum anti-tank missile system based on the 9M123 family of missiles is considered one of the best domestic developments in its class. At the same time, the development of the complex does not stop. Recently it became known about the plans for a new modernization of the guided missile, as well as the intention to expand the range of its carriers through the next modification of the Mi-28 helicopter.

Latest news


The international military-technical exhibition EDEX-2021 was held in Cairo, during which a number of Russian enterprises and organizations presented their developments and spoke about future projects. So, Kolomna "Design Bureau of Mechanical Engineering" from the holding "High-precision complexes" (state corporation "Rostec") has revealed plans for the further development of anti-tank systems of its own design.

According to TASS, General Designer of KBM Valery Kashin spoke about the start of work on the modernization of the 9M123 ATGM of the Chrysanthemum complex. At the same time, only the existence of such a project was disclosed, while details of a technical and other nature were not disclosed. V. Kashin also mentioned that KBM does not plan to upgrade missiles of the previous generation, which are part of the 9M120 Attack family.

In the near future, the list of 9M123 missile carriers will be expanded. it weapon will be able to carry and use a new modification of the Mi-28NM attack helicopter, focused on export deliveries. The use of such missiles will be possible after the completion and completion of all necessary flight tests of the guided weapons complex.


Rocket 9M123 and its transport and launch container. Photo Vitalykuzmin.net

According to V. Kashin, a standard serial Chrysanthemum rocket is used as part of the helicopter KUV. Such ATGMs have been mass-produced over the past several years. It was not specified whether the Mi-28NM helicopters in the original and export versions will be able to use the aforementioned modernized missile.

Helicopters and missiles


Recent ones news the development and modernization of the Chrysanthemum anti-tank missile system are of great interest. This complex is deservedly considered one of the best domestic developments in its field, and its further renewal will provide well-known advantages. At the same time, as reported, the development of the complex goes in several directions.

First of all, it is planned to modernize the 9M123 rocket. How exactly this will be done, and what results such a project will give, is not reported. However, it should be recalled that several years ago, at the Army-2018 forum, KBM presented a modernized 9M123M ATGM. Moreover, this product was demonstrated at exhibitions as part of the Chrysanthemum-VM complex for helicopters. It is quite possible that in recent statements about the development of missile weapons, these projects were referred to.

During the first demonstration of "Chrysanthemum-VM" it was reported that the 9M123M rocket retains the general architecture and principles of operation of the previous products of the family. In particular, the combined guidance system with radio command and laser channels has been preserved. A tandem cumulative warhead is still used. At the same time, design improvements and new methods of application made it possible to increase the firing range from the original 5-6 km to 10 km.


Helicopter Mi-28NM. Photo "Russian Helicopters"

In addition to the new missile, the Chrysanthemum-VM ATGM helicopter includes a suspended container with guidance radar, fire control devices and means for integration into the carrier's sighting and navigation system. At Army-2018, the new complex was demonstrated with the Mi-28NE helicopter. About a year later, it became known about the testing of a new weapon on the Mi-28NM.

Earlier it was reported that Russian Helicopters are now developing an export version of the newest Mi-28NM. When creating it, all the main developments and solutions for a helicopter for a domestic customer are used. As it has now become known, a new anti-tank complex is also used in the export project.

According to the results of modernization


The result of ongoing projects being developed by the forces of several organizations will be the next update of the existing attack helicopter, the integration of new weapons and a noticeable increase in combat capabilities. Available data show that the Mi-28NM helicopter with the Chrysanthemum-VM missile system will have significant advantages over other equipment in its class.

The Mi-28NM helicopter differs from the previous aircraft of its family with an updated sighting and navigation system. Thus, the N025 overhead radar is now being installed in a regular manner, the armament control system has been updated, and devices for interaction with the UAV have been introduced. Improved general systems, controls, etc.


Mi-28NM and its suspended weapons. Photo "Russian Helicopters"

The external sling of the Mi-28NM can accommodate up to 16 anti-tank missiles of various types in transport and launch containers. In the initial version of the project, the KUV of the helicopter includes ATGM of the Shturm and Attack families. Using them, the helicopter can attack and effectively engage protected targets at ranges of up to 6 km. At the same time, an increase in the characteristics of such weapons is no longer expected - KBM does not plan to modify these missiles.

Based on the results of the current modernization, the Mi-28NM can receive a modern Chrysanthemum-VM missile. This ATGM is capable of delivering a warhead to a range of 10 km, penetrating up to 1100 mm of armor behind ERA. In all respects, the new 9M123M missile outperforms the older "Assaults" and "Attacks", which should have a positive effect on the overall effectiveness of the carrier helicopter.

In the future, another expansion of the range of guided weapons is possible, this time at the expense of the Hermes-A complex. Aviation The missile version of this ATGM will have a range of up to 20 km and can be used at any time of the day and in any weather conditions.

Order issue


The Mi-28NM attack helicopter has already reached serial production and operation in the army. The first contract for 98 helicopters for the Russian Aerospace Forces was signed in June 2019.Soon, several pre-production vehicles were handed over to the customer, and supplies of equipment from the full series began in 2020. Over the next few years, the Ministry of Defense will receive all the desired helicopters.


Mi-28NM is being tested. Photo by Rostec

In parallel with the production of the Mi-28NM, work is underway on new weapons for it. It can be assumed that the development of "Chrysanthemum-VM" will be successfully completed, this complex will go into service and go to production helicopters. However, the timing of the work and the start of rearmament are still unknown.

An export version of the Mi-28NM is also being created right now. Industry representatives have repeatedly said that such a machine has great commercial potential and will definitely find its customers. First of all, interest is expected from the armies of Africa, Asia and the Middle East - the traditional buyers of our military products.

The export Mi-28NM should interest foreign military personnel with increased flight and combat characteristics due to the use of new components and solutions. It is obvious that the expansion of the range of ammunition and the integration of 9M123M extended-range missiles will attract additional attention and become a real competitive advantage.

On the eve of success


Thus, the Russian defense industry continues to develop guided anti-tank weapons, as well as updates and improves their carriers, incl. aerial platforms. Such work is carried out in the interests of our army, as well as with an eye to the international market. According to the latest reports, the next result of such programs will be the Mi-28NM helicopter with an expanded list of missile weapons.

Obviously, such an air strike system will first enter service with our Aerospace Forces, and then appear at exhibitions and become the subject of export contracts. Moreover, such results will be obtained only in the future, since industry needs to complete the development and testing of new samples. However, the results of the work will fully justify this expectation.
Author:
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Kuroneko
    Kuroneko 6 December 2021 05: 28
    +3
    1100 for DZ is very serious.
    For some reason, I also remembered the song of Aria 1100. = 3 Let's just say, in a different reading.
  2. Ros 56
    Ros 56 6 December 2021 08: 44
    0
    Beautiful flowers for the grave of our enemies. good
  3. Zaurbek
    Zaurbek 6 December 2021 09: 35
    0
    Why can't you use the Mi28 or Ka52 radar to control or control the Chrysanthemum .....? They even wrote about AFAR.
    1. abc_alex
      abc_alex 10 December 2021 03: 05
      0
      Quote: Zaurbek
      Why can't you use the Mi28 or Ka52 radar to control or control the Chrysanthemum .....? They even wrote about AFAR.

      How do you aim at a distance of 8-10 km? Through binoculars? :)
      1. Zaurbek
        Zaurbek 10 December 2021 08: 57
        0
        You can aim in different ways ..... just the "Chrysanthemum" itself with its radar and detects a target and directs a missile ..... and the helicopter's radar just detects targets .....
        1. abc_alex
          abc_alex 12 December 2021 01: 54
          0
          Quote: Zaurbek
          You can aim in different ways ..... just the "Chrysanthemum" itself with its radar and detects a target and directs a missile ..... and the helicopter's radar just detects targets .....

          Sorry, I didn't get it right away. Apparently, you mean the complete integration of the complex into the PNS of the helicopter?
          As I understand it, KBM is not going to add Chrysanthemum to the basic list of Mi-28NM weapons, so the complex is designed as an external suspended container. A new weapon system has been prepared for the Mi-28 MN. Which, of course, some time after the Milev car, will be provided for equipping the Kamov car.
  4. riwas
    riwas 6 December 2021 09: 35
    +2
    Anti-tank missile system 9K123 "Chrysanthemum" based on missiles of the 9M123 family is considered one of the best domestic developments in its class.

    A good rocket, but we need to consider options for a more common application: on a drone and on other BM. Wherever it fits, if only with laser guidance.
  5. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 6 December 2021 10: 18
    +2
    To paraphrase D. Davydov ...: Chrysanthemum, yes Chrysanthemum; but not a word about "Whirlwind! What? Have you chatted about" Whirlwind "and" forgotten "? Chrysanthemum "would not be needed! After all, technically and functionally, the" products "are similar! (at that time the Americans were fond of developing such anti-tank missiles! cited ... something like "Tornado" or "Typhoon" ... But at the price of the rocket became "gold" or "platinum"!)
    1. Barberry25
      Barberry25 6 December 2021 11: 23
      0
      so KB are different.
  6. Alexey RA
    Alexey RA 6 December 2021 11: 06
    +1

    Mi-28NM and its suspended weapons. Photo "Russian Helicopters"

    "Chrysanthemum", "Hermes" ... but they forgot about the "Product 305". But the far right PU in the photo in the article is his APU-305 "with a plate".
  7. Nikolay R-PM
    Nikolay R-PM 7 December 2021 07: 02
    0
    as I understand, in any case, the guidance method will be at three points. Automatic tracking of the Mi-28NM PrNK somewhat expands the board's maneuvering capabilities after launch, but the missile still needs to be guided either in a beam or via a radio channel. Of course, in theory, radio guidance can also be provided by an overhead radar, but I don't seem to have read anything about that. That is, the "let and forget" principle is not implemented in the Chrysanthemum complex. It should be understood that the complex uses the most improved method of semi-automatic control.
    On the other hand, the preservation of the improved semi-automatic guidance method allows you to maintain the ratio of the cost and capabilities of the complex, the disadvantages (the need to escort the missile) can be compensated for by tactical techniques, after all, they are not only maneuvering helicopters on the battlefield. The unification of the rocket in today's economic realities of the Russian Federation is a pragmatic step.

Военное обозрение

Ми-28НМ и «Хризантема-М». Перспективы ударных вертолетов и ракет

11

Сухопутный ПТРК "Хризантема-С". Фото "КБМ"


Противотанковый ракетный комплекс 9К123 «Хризантема» на основе ракет семейства 9М123 считается одной из лучших отечественных разработок в своем классе. При этом развитие комплекса не прекращается. На днях стало известно о планах по новой модернизации управляемой ракеты, а также о намерении расширить круг ее носителей за счет очередной модификации вертолета Ми-28.

Последние новости


В Каире прошла международная военно-техническая выставка EDEX-2021, в ходе которой ряд российских предприятий и организаций представил свои разработки и рассказал о будущих проектах. Так, коломенское «Конструкторское бюро машиностроения» из состава холдинга «Высокоточные комплексы» (госкорпорация «Ростех») раскрыло планы по дальнейшему развитию противотанковых систем своей разработки.

Как передает ТАСС, генеральный конструктор КБМ Валерий Кашин рассказал о начале работ по модернизации ПТУР 9М123 комплекса «Хризантема». При этом раскрыто только наличие такого проекта, тогда как подробности технического и иного характера не сообщаются. Также В. Кашин упомянул, что КБМ не планирует проводить модернизацию ракет предыдущего поколения, входящих в семейство 9М120 «Атака».

В ближайшем будущем будет расширен список носителей ракеты 9М123. Это оружие сможет нести и применять новая модификация ударного вертолета Ми-28НМ, ориентированная на экспортные поставки. Использование таких ракет будет возможным после проведения и завершения всех необходимых летных испытаний комплекса управляемых вооружений.


Ракета 9М123 и ее транспортно-пусковой контейнер. Фото Vitalykuzmin.net

По словам В. Кашина, в составе вертолетного КУВ используется обычная серийная ракета «Хризантема» в штатной комплектации. Такие ПТУР производятся серийно на протяжении нескольких последних лет. Смогут ли вертолеты Ми-28НМ в исходной и экспортной версии использовать упомянутую модернизированную ракету, не уточнялось.

Вертолеты и ракеты


Последние новости о развитии и модернизации ПТРК «Хризантема» представляют большой интерес. Этот комплекс заслуженно считается одной из лучших отечественных разработок в своей области, и его дальнейшее обновление позволит получить известные преимущества. При этом, как сообщается, развитие комплекса идет в нескольких направлениях.

В первую очередь, планируется модернизировать ракету 9М123. Как именно это сделают, и какие результаты даст такой проект, не сообщается. Однако следует напомнить, что несколько лет назад на форуме «Армия-2018» КБМ представило модернизированную ПТУР 9М123М. Более того, это изделие демонстрировалось на выставках в составе комплекса «Хризантема-ВМ» для вертолетов. Вполне возможно, что в недавних заявлениях о развитии ракетных вооружений имелись в виду именно эти проекты.

В ходе первого показа «Хризантемы-ВМ» сообщалось, что ракета 9М123М сохраняет общую архитектуру и принципы работы предыдущих изделий семейства. В частности, сохранена комбинированная система наведения с радиокомандным и лазерным каналами. По-прежнему используется тандемная кумулятивная боевая часть. При этом доработки конструкции и новые способы применения позволили увеличить дальность стрельбы с исходных 5-6 км до 10 км.


Вертолет Ми-28НМ. Фото "Вертолеты России"

Помимо новой ракеты в состав вертолетного ПТРК «Хризантема-ВМ» входят подвесной контейнер с РЛС наведения, приборы управления огнем и средства для интеграции в прицельно-навигационный комплекс носителя. На «Армии-2018» новый комплекс демонстрировался с вертолетом Ми-28НЭ. Примерно через год стало известно об испытаниях нового оружия на Ми-28НМ.

Ранее сообщалось, что «Вертолеты России» сейчас разрабатывают экспортный вариант новейшего Ми-28НМ. При его создании используются все основные наработки и решения по вертолету для отечественного заказчика. Как теперь стало известно, в экспортном проекте используют и новый противотанковый комплекс.

По итогам модернизации


Результатом текущих проектов, разрабатываемых силами нескольких организаций, станет очередное обновление существующего ударного вертолета, интеграция нового вооружения и заметный рост боевых возможностей. Доступные данные показывают, что вертолет Ми-28НМ с ракетным комплексом «Хризантема-ВМ» будет иметь значительные преимущества перед другой техникой своего класса.

Вертолет Ми-28НМ отличается от предыдущих машин своего семейства обновленным прицельно-навигационным комплексом. Так, в штатном порядке теперь устанавливается надвтулочная РЛС Н025, обновлена система управления вооружением и внедрены приборы для взаимодействия с БПЛА. Усовершенствованы общие системы, средства управления и т.д.


Ми-28НМ и его подвесное вооружение. Фото "Вертолеты России"

На внешней подвеске Ми-28НМ может разместиться до 16 противотанковых ракет разных типов в транспортно-пусковых контейнерах. В исходной версии проекта КУВ вертолета включает ПТУР семейств «Штурм» и «Атака». Используя их, вертолет может атаковать и эффективно поражать защищенные цели на дальностях до 6 км. При этом рост характеристик такого оружия уже не ожидается – КБМ не планирует дорабатывать эти ракеты.

По результатам текущей модернизации Ми-28НМ может получить современную ракету «Хризантема-ВМ». Эта ПТУР способна доставить на дальность 10 км боевую часть, пробивающую до 1100 мм брони за динамической защитой. По всем характеристикам новая ракета 9М123М превосходит более старые «Штурмы» и «Атаки», что должно положительно повлиять на общую эффективность вертолета-носителя.

В будущем возможно еще одно расширение номенклатуры управляемых вооружений, на этот раз за счет комплекса «Гермес-А». Авиационный вариант ракеты этого ПТРК будет иметь дальность до 20 км и сможет применяться в любое время суток и в любых погодных условиях.

Вопрос заказов


Ударный вертолет Ми-28НМ уже дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках. Первый контракт на 98 вертолетов для российских ВКС был подписан в июне 2019 г. Вскоре заказчику передали несколько предсерийных машин, а с 2020 г. начались поставки техники из полноценной серии. В течение нескольких следующих лет Минобороны получит все желаемые вертолеты.


Ми-28НМ на испытаниях. Фото "Ростех"

Параллельно с производством Ми-28НМ осуществляются работы по новому вооружению для него. Можно предполагать, что разработка «Хризантемы-ВМ» будет успешно завершена, этот комплекс поступит на вооружение и попадет на серийные вертолеты. Впрочем, сроки выполнения работ и начала перевооружения пока остаются неизвестными.

Также прямо сейчас создается экспортный вариант Ми-28НМ. Представители промышленности неоднократно говорили, что такая машина имеет большой коммерческий потенциал и обязательно найдет своих заказчиков. Прежде всего, ожидается интерес со стороны армий Африки, Азии и Ближнего Востока – традиционных покупателей нашей продукции военного назначения.

Экспортный Ми-28НМ должен заинтересовать иностранных военных повышенными летными и боевыми характеристиками, обусловленными использованием новых компонентов и решений. Очевидно, что расширение номенклатуры боеприпасов и интеграция ракет повышенной дальности 9М123М привлечет дополнительное внимание и станет реальным конкурентным преимуществом.

Накануне успеха


Таким образом, российская оборонная промышленность продолжает развивать управляемое противотанковое вооружение, а также обновляет и улучшает его носители, в т.ч. воздушные платформы. Такие работы осуществляются в интересах нашей армии, а также с прицелом на международный рынок. Согласно последним сообщениям, очередным результатом таких программ станет вертолет Ми-28НМ с расширенным списком ракетных вооружений.

Очевидно, что такой воздушный ударный комплекс сначала поступит на вооружение наших ВКС, а затем появится на выставках и станет предметом экспортных контрактов. При этом такие результаты будут получены лишь в будущем, т.к. промышленности необходимо завершить разработку и испытания новых образцов. Впрочем, итоги работ полностью оправдают такое ожидание.
Автор:
11 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kuroneko
    Kuroneko 6 декабря 2021 05:28
    +3
    1100 за ДЗ - это очень серьёзно.
    Почему-то вспомнилась и песня Арии 1100. =3 Скажем так, в ином прочтении.
  2. Ros 56
    Ros 56 6 декабря 2021 08:44
    0
    Прекрасные цветы на могилку наших врагов. good
  3. Zaurbek
    Zaurbek 6 декабря 2021 09:35
    0
    А почему нельзя использовать радар Ми28 или Ка52 для управления или ЦУ для Хризантемы.....? Там даже про АФАР писали.
    1. abc_alex
      abc_alex 10 декабря 2021 03:05
      0
      Цитата: Zaurbek
      А почему нельзя использовать радар Ми28 или Ка52 для управления или ЦУ для Хризантемы.....? Там даже про АФАР писали.

      А по-вашему как целятся на дистанцию 8-10 км? В бинокль? :)
      1. Zaurbek
        Zaurbek 10 декабря 2021 08:57
        0
        Можно по разному целиться.....просто сама "Хризантема" своим радаром и обнаруживает цель и наводит ракету.....а радар вертолета просто цели обнаруживает .....
        1. abc_alex
          abc_alex 12 декабря 2021 01:54
          0
          Цитата: Zaurbek
          Можно по разному целиться.....просто сама "Хризантема" своим радаром и обнаруживает цель и наводит ракету.....а радар вертолета просто цели обнаруживает .....

          Извиняюсь, не понял сразу. Вы видимо, имелив виду полную интеграцию комплекса в ПНС вертолёта?
          Как я понял, КБМ не собирается вводить Хризантему в базовый перечень вооружения Ми-28НМ, поэтому комплекс выполнен в виде внешнего подвесного контейнера. Для Ми-28 МН подготовлен новый оружейный комплекс. Который, естественно, через некоторое время после милевской машины, будет предоставлен для оснащения камовской.
  4. riwas
    riwas 6 декабря 2021 09:35
    +2
    Противотанковый ракетный комплекс 9К123 «Хризантема» на основе ракет семейства 9М123 считается одной из лучших отечественных разработок в своем классе.

    Хорошая ракета, но надо продумать варианты более распространенного применения: на беспилотнике и на других БМ. Везде, куда влезет, хотя бы только с лазерным наведением.
  5. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 6 декабря 2021 10:18
    +2
    Перефразируя Д.Давыдова... : Хризантема,да Хризантема;а о "Вихре ни полслова !Чё? Поболтали о "Вихре" и "забыли" ?А с другой стороны,если с "Вихрем" всё обстоит нормально,то и вертолётная "Хризантема" была бы не нужна ! Ведь технически и функционально "изделия" похожи ! "Хризантема" имеет дополнительный "плюсик",кроме "двухканальности" наведения...когда-то рассматривалась возможность разработки на базе сверхзвуковой 9М123 гиперзвуковой кинетической ПТ-ракеты...( в тот период американцы увлекались разработкой подобных ПТ-ракет! Но не "подфартило"! Похоже,и у нас решили не связываться с противотанковым гиперзвуком...Хотя , ходили слухи,что в СССР была создана ГЗ ПТ-ракета! Название даже приводилось...что-то вроде "Торнадо" или "Тайфун"...Но по цене ракета стала "золотой" или "платиновой" !)
    1. Барбарис25
      Барбарис25 6 декабря 2021 11:23
      0
      так КБ же разные.
  6. Alexey RA
    Alexey RA 6 декабря 2021 11:06
    +1

    Ми-28НМ и его подвесное вооружение. Фото "Вертолеты России"

    "Хризантема", "Гермес"... а про "Изделие 305" забыли. А ведь крайняя правая ПУ на фото в статье - это его АПУ-305 "с тарелкой".
  7. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 7 декабря 2021 07:02
    0
    как понимаю, в любом случае, метод наведения будет по трем точкам. Автосопровождение ПрНК Ми-28НМ несколько расширяет возможности борта по маневру после пуска, но ракету все равно надо вести или в луче, или по радиоканалу. Конечно, теоритически наведение по радиоканалу может обеспечить и надвтулочная РЛС, но об этом я вроде бы ничего не читал. Т. е. принципа "пустил и забыл" в комплексе Хризантема не реализовано. Следует понимать, что комплекс использует максимально улучшенный способ полуавтоматического управления.
    С другой стороны, сохранение улучшенного полуавтоматического способа наведения позволяет сохранить соотношение стоимости и возможностей комплекса, недостатки (необходимость сопровождения ракеты) могут компенсироваться и тактическими приемами, все таки не одними вертолетами на поле боя маневрируют. Унификации ракеты в сегодняшних экономических реалиях РФ - шаг прагматичный.