Дизель-электрические подлодки пр. 613. Рекорд количества и его составляющие

48

Боковая проекция подлодки С-61 в исходной конфигурации

70 лет назад, в декабре 1951 г. в боевой состав ВМФ СССР была принята дизель-электрическая подлодка С-80 – головной корабль нового проекта 613. До 1958 г. флот получил еще 214 таких подлодок, что сделало их самыми массовыми в отечественной истории. В основу такого рекорда легло несколько факторов. Это ответственный и грамотный труд инженеров и судостроителей, правильный подход к процессам проектирования, применение актуальных технологий и т.д.

На стадии проектирования


Осенью 1944 г. советский флот поднял со дна Финского залива затонувшую немецкую субмарину пр. VIIC. Специалисты ознакомились с нею и отметили некоторые технические решения. Вскоре появился приказ о разработке собственной ДЭПЛ с шифром «613», в конструкции которой предлагалось использовать как собственный опыт, так и идеи немецкого происхождения. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»).



В 1945-46 гг. советские специалисты получили доступ к более совершенным немецким подлодкам типа XXI и нашли в них немало полезного. С учетом новых знаний собственный пр. 613 доработали. Окончательный вариант проекта подготовили в 1947-48 гг., после чего началась подготовка к массовому строительству.


Макет подлодки пр. 613, состоявшей на вооружении ВМФ СССР и ВМС ПНР

Таким образом, при создании пр. 613 ЦКБ-18 использовало весь накопленный опыт и свои наработки, а также получило возможность изучить и применить передовые решения побежденного противника. Это позволило сэкономить время, силы и ресурсы на самостоятельном создании и отработке новых технологий. Фактически именно такой подход предопределил все последующие результаты пр. 613 – от расчетных тактико-технических характеристик до производственных возможностей.

За счет смешанного подхода с объединением собственных и трофейных наработок удалось создать удачную дизель-электрическую подлодку, тактико-технические характеристики которой полностью соответствовали требованиям времени. Кроме того, впоследствии пр. 613 продемонстрировал неплохой модернизационный потенциал.

Технические преимущества


Пр. 613 предлагал строительство подводного корабля длиной 76 м и полным водоизмещением 1350 т. В подводном положении такая подлодка развивала скорость до 13 узлов и имела рабочую глубину 170 м. Экипаж – 52 чел., автономность – 30 сут. Корабли первых серий несли артиллерийское и минно-торпедное вооружение, но затем от пушек отказались.


Поздний вариант развития пр. 613 - подлодка-ракетоносец пр. 644

Характерной особенностью конструкции было использование простых идей одновременно с передовыми; также совмещали хорошо освоенные и новые для нашей промышленности решения. Так, прочный корпус, разделенный на семь отсеков, имел цельносварную конструкцию с внутренними шпангоутами. Для оптимизации внутренних объемов сечение корпуса изменялось: часть отсеков была цилиндрической, а прочие выполнили в виде «восьмерки».

За пределами прочного корпуса находился набор из десяти балластных цистерн. Для упрощения их конструкции, кингстоны находились только на двух центральных, тогда как прочие наполнялись и продувались при помощи трубопроводов. Прочный корпус и цистерны прикрывались легким корпусом несложной конструкции по типу подлодок времен войны.

Силовая установка подлодки включала два современных дизельных двигателя 37Д мощностью по 2 тыс.л.с. Такие дизели показывали требуемые характеристики, но выгодно отличались от изделий предыдущих моделей меньшими габаритами. Также использовались главные электромоторы ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. и двигатели экономического хода ПГ-103 по 50 л.с. каждый. В двух отсеках разместили аккумуляторные батареи 46СУ, заряжавшиеся при помощи моторов ПГ-101 в режиме генератора.


Один из дизельных двигателей 37Д

Привод двух гребных винтов осуществлялся от дизелей или электромоторов через улучшенную трансмиссию на основе современных компонентов. К примеру, новые шинно-пневматические муфты позволили установить двигатели на виброгасящих опорах. Кроме того, упростилась сборка трансмиссии и гребных линий.

Основным вооружением в пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, две в корме. Боекомплект составлял 12 торпед, из них 6 на стеллажах в носовом отсеке. Имелась возможность применения мин – до 20 ед. на борту. В первой версии проекта предусматривались двуствольные зенитные орудия 2М-8 (25 мм) и СМ-24-ЗИФ (57 мм). В целом по составу и мощи вооружений подлодка «613» не уступала другим отечественным и зарубежным кораблям своего времени.

В дальнейшем лодки пр. 613 лишились артиллерийского вооружения ввиду его малой ценности в современных условиях. На рубеже пятидесятых-шестидесятых подлодки получили новое ракетное вооружение. Так, на основе «613» разработали серийно строившиеся ракетные ДЭПЛ пр. 644 и 664 с ракетами П-5. Кроме того, серийные подлодки пр. 613 неоднократно перестраивались в опытовые корабли для испытания различных ракетных комплексов.


Носовые торпедные аппараты

Подлодки комплектовались гидроакустической станцией и радиолокатором для поиска надводных целей. Имелся развитый комплекс средств связи. По мере продолжения эксплуатации, проводилась замена всех этих компонентов на современные образцы. За счет этого характеристики систем связи и освещения обстановки постоянно росли и не отставали от требований времени.

Решения для производства


Большое внимание уделили технологическим особенностям проекта и подготовке производственных мощностей. При этом строительство подлодок удалось наладить сразу на нескольких заводах. Первыми пр. 613 освоили горьковский завод №112 («Красное Сормово») и ленинградский №189 («Балтийский завод). Также к ним присоединились завод №444 в Николаеве и завод №189 в Комсомольске-на-Амуре.

При реализации проекта «613» судостроительные заводы освоили несколько новых технологий. Так, разработали и внедрили новые варианты автоматической сварки и рентгенографический контроль швов. Значительно улучшили точность производства, благодаря чему в основном отпала необходимость подгонки деталей по месту. Также впервые в отечественной практике подлодки строились по поточно-секционному методу со сборкой отдельных крупных агрегатов для последующей стыковки.


Советская подлодка на фоне американских кораблей

Проект 613 разрабатывался с учетом упрощения производства, а освоение новых технологий и оптимизация существующих процессов позволяли более полно реализовать подобный его потенциал. Одним из главных результатов этого стало значительное ускорение строительства подлодки в сравнении с предыдущими проектами.

Рекорды кораблестроения


Проект 613 полностью соответствовал требованиям ВМФ в начале и первой половине пятидесятых годов. При этом промышленность имела возможность строить такие подлодки быстро и в значительных количествах. Это привело к формированию самых смелых планов, которые были выполнены лишь частично – но и без этого привели к рекорду.

Изначально предполагалось построить 340 новых кораблей для переоснащения подводных сил всех флотов. Однако позже планы сократили в связи с появлением новых, более совершенных проектов. Строительство ДЭПЛ пр. 613 завершили в 1957-58 гг., и к этому времени флот получил «всего лишь» 215 подлодок. Ни один другой отечественный подводный корабль не строился столь крупной серией.


На завершающем этапе службы. Подлодка Пр. 613 в 1987 г.

Следует отметить, что впечатляют не только общие цифры, но и вклад предприятий в программу строительства. Большую часть заказов Минобороны выполнил горьковский завод №112 – с его стапелей сошло 115 подлодок. Еще 76 построил Николаев. В Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре, в силу специфики планов, построили в общей сложности менее 30 ед.

В наиболее успешные годы все заводы совместными усилиями строили и сдавали флоту почти 70 подлодок. В среднем, сдача нового корабля проходила каждые 5-6 дней. При этом строительство сопровождалось регулярной доработкой проекта и соответствующей перестройкой производства, которые, однако, не оказывали большого влияния на общие темпы.

Образцовая надежность


Еще до конца производства, к середине пятидесятых, ДЭПЛ пр. 613 стали основой советского подводного флота. В дальнейшем появились более новые и совершенные подлодки, однако статус имеющихся «613», в силу их количества, почти не менялся. Они самым активным образом эксплуатировались на разных флотах, несли боевое дежурство и успешно решали все поставленные задачи.


Одна из подлодок, переданных Индонезии, и ее экипаж

По мере продолжения службы, лодки пр. 613 проходили ремонты и модернизации. В ходе таких мероприятий восстанавливались изношенные узлы, продлевался ресурс и т.д. Регулярно осуществлялась замена устаревших приборов более современными аналогами. Все эти меры позволяли не просто сохранять подлодки в строю, но и поддерживать их характеристики и возможности на требуемом уровне.

Впрочем, со временем отставание «613» от более новых проектов стало очевидным, и начался достаточно длительный процесс отказа от таких подлодок. Последние корабли вывели из состава флота и списали только в начале девяностых годов. К этому времени возраст самых новых ДЭПЛ приблизился к 35 годам – немало для техники этого класса.

Более 40 подлодок в разное время передали нескольким зарубежным странам. Некоторые из них, не имея выбора и альтернативы, продолжали эксплуатацию лодок в течение более длительного времени. Последние корабли были выведены из боевого состава только в недавнем прошлом.


Подлодка-музей С-189

В ходе эксплуатации подлодки пр. 613 показали высокую надежность. Несмотря на необходимость регулярных ремонтов, они не сталкивались с крупными проблемами. Кроме того, за все время эксплуатации было потеряно только две лодки. При этом только одна катастрофа, предположительно, была связана с отказом техники.

Эпохальный проект


Дизель-электрические подводные лодки пр. 613 имеют особое значение для нашего военно-морского флота. С их помощью СССР смог всего за несколько лет провести массовое, эффективное и удачное переоснащение подводных сил, приведя их в соответствие с требованиями времени. Затем в течение нескольких десятилетий ДЭПЛ «613» обеспечивали необходимые качественные и/или количественные показатели флота.

В ходе разработки и организации производства наша промышленность успешно использовала уже имеющиеся технологии и наработки, а также изучала и переосмысливала иностранные «трофеи». Кроме того, были разработаны свои собственные решения разного рода. За счет всего этого был создан научно-технический задел для разработки множества новых подлодок разных классов.

Таким образом, ДЭПЛ пр. 613 занимают особое место в истории советского флота и судостроительной промышленности. В кратчайшие сроки они позволили решить актуальные задачи и заложить основы для продолжения таких процессов в будущем. А кроме того, они установили рекорды численности, продолжительности службы и надежности – и самый заметный из них удерживается до сих пор.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 декабря 2021 06:19
    С таким количеством подлодок Япония и не мечтала о Северных территориях.
    1. AUL
      +16
      4 декабря 2021 10:43
      В среднем, сдача нового корабля проходила каждые 5-6 дней. При этом строительство сопровождалось регулярной доработкой проекта и соответствующей перестройкой производства...
      А сколько времени сейчас ту же Варшавянку клепают? crying
      1. 0
        9 января 2022 20:41
        вы или наивны или прикидываетесь...
        для начала что бы "склепать "варшавянку"" нужно было кораблестроительную отрасль восстановить...даже не восстановить а создать заново т.к. основные кораблестроительные мощности для вмф остались в николаеве...
        это почти одно и то же что и восстановление мощностей после революции и гражданской войны
        погодите немного и те же самые "варшавянки" будут клепать как горячие пирожки
  2. +11
    4 декабря 2021 06:23
    . Строительство ДЭПЛ пр. 613 завершили в 1957-58 гг., и к этому времени флот получил «всего лишь» 215 подлодок

    215 дпл за 6 лет? Ерунда! Владимир Владимирович быстрее армию и флот с коленей поднял. Буквально сразу, как мебельщика сняли!
    1. +9
      4 декабря 2021 13:58
      При мебельщики армия, как мне кажется, интенсивнее переоснащалась, чем при Шойгу
  3. +13
    4 декабря 2021 06:27
    Интересный снимок ORP Bielik - одного из четырех кораблей проекта 613 под польским флагом - рядом с довоенным ORP "Sęp". Росток 1968 г.
    1. +7
      4 декабря 2021 13:49
      Цитата: Кonstanty
      Интересный снимок

      египетский 613-ый проект проходит Суэцем. 1971г.

      Египту было передано 10 лодок. 5 возвращены в СССР.
  4. +20
    4 декабря 2021 06:40
    Для оптимизации внутренних объемов сечение корпуса изменялось: часть отсеков была цилиндрической, а прочие выполнили в виде «восьмерки».

    Этот отрывок был бы правдой, если бы речь шла о немецких подводных лодках типа XXI. В случае с кораблями проекта 613, на мой взгляд, никакой «восьмерки» не было.



    Здесь же видна «восьмерка» секции типа XXI.
    1. 0
      6 декабря 2021 00:23
      Второй отсек с ГАСом
  5. +21
    4 декабря 2021 06:40
    пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, шесть в корме.

    На ПЛ613 в корме было 2 торпедных аппарата. Автору следовало бы сначала читать собственные статьи, а уже потом выкладывать их для всеобщего обозрения.
    1. 0
      4 декабря 2021 08:38
      Ошибочка вышла как видно.
    2. +2
      4 декабря 2021 10:23
      Согласен, читать-бы надо, но и это не так. На фото в статье "носовых" ТА изображены кормовые. В носу их 6, итого 10. Во всяком случае, так на С-189 в Калининграде. Был в августе этого года, фото имеются, специально пересмотрел перед написанием комментария.
      1. +8
        4 декабря 2021 11:57
        Однако вы, вероятно, ошиблись с Б-413, который также является кораблем-музеем в Калининграде.
        Это носовee Четыре TA С-189.



        Это шесть TA Б-413
    3. 0
      6 декабря 2021 00:25
      Ну, опечатка. Сказано же, что всего 6, а в носу 4
  6. +4
    4 декабря 2021 09:52
    скорость хода под водой 13 узлов мала, у германской 21 серии до 17,5
    1. -1
      7 декабря 2021 12:03
      И 13 и 17 узлов под водой не нужны так как лодка очень громкая на предельных скоростях.
  7. +4
    4 декабря 2021 11:41
    На лодках этого типа служили и набирались опыта те,кто потом принимал в строй советские подводные атомоходы.
  8. +5
    4 декабря 2021 11:45
    Основным вооружением в пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, шесть в корме.
    э-э-экхм-м-м-м.. это как? Поправьте пожалста
  9. +9
    4 декабря 2021 11:57
    Лодка пр. 613 снималась в фильме "Голубая стрела"(1958г.) в роли "шпионской" подводной лодки. По сценарию это должна была быть "Щука", но "Щук" в эксплуатации, видимо, уже не было и снимали 613.

    "Шпионская" лодка, кадр из фильма.

    Иван Переверзев в роли командира вражеской лодки.

    В фильме был эпизод обстрела с этой лодки нашего пограничного поста. На кормовом барбете специально для съемок установлен 20-мм Oerlikon (смотрится как родной). И благодаря этому кадру понятно, что в фильме снимались две подводные лодки 613 проекта - одна без орудия (скорее всего это С-68) и еще одна с установленным Oerlikon (скорее всего это С-231)


    Фильм полюбил ещё с детства, если кто-то не видел, очень советую посмотреть. yes
  10. +5
    4 декабря 2021 13:32
    В 1954-ом документацию на 613-ый проект передали китайским товарищам. Первый "лодкокомплект" был 100%-ной готовности, остальные строились на судостроительном в Шанхае. Из СССР поставлялась электрика, механизмы, вооружение. После испытаний в Порт-Артуре опытовой серии из трёх лодок китайцы запустили серию в Ханькоу. Всего китайцами была построена 21 лодка этого проекта.
  11. +6
    4 декабря 2021 13:45
    Вроде бы, последнюю из 613-го проекта из состава флота вывели аж в 1997-ом на ЧФ, а разрезали на металл в нулевых.
    бывшая С-382, потом РЗС-360, а вот уже её как ПЗС-60 тянут из бухты Балаклавы в 95-ом:

    а вот она в Инкермане в ожидании ... сами понимаете, чего ... в начале нулевых:

    ну, вид, конечно, не такой затрапезный, как у албанских 613-ых, гниющих у пирса.
    1. 0
      6 декабря 2021 00:30
      А не купить ли их для памяти? Полагаю, что нефтяникам сумма не покажется обременительной.
      По штучке для каждого флота
  12. +5
    4 декабря 2021 14:06
    Сейчас уже не найти. Но в аоспоминаниях одного из подводников (кажется альманах "Тайфун" или...) писалось, что ему довелось работать на лодке XXI серии. И онисчитал, что 613 - это ухудшеный вариант XXI.
    Еще китайцы поставили такую лодку как памятник. В Порт-Артуре. Когда я ее смотрел (2013 г.), там строился военно-морской университет. Совсем близко не подошел, т. к. грунт лежал огромными пластами. Ноги можно было попереломать. Китайцы поместили лодку в яму, типа бассейна. И это был грунт из ямы. Забор был плохонький. Но народ был и я туда с фотиком не полез. Кроме того от забора до лодки места было немного и она не влезала в объектив. Большая.
    1. +5
      4 декабря 2021 14:32
      Вот скрин

      Все облагородили уже
    2. +4
      4 декабря 2021 14:36
      А это для понимания места. Слева вход на внутренний рейд Порт-Артура. Самое левое - Тигровый хвост, сверху Восточный бассейн, а левее внизу - Электрический утес и батарея на нем. На этом снимке уже нет 10-ти дюймовки. На Яндекс-картах она есть.

      Сайт поставил комментарии наоборот. Этот должен быть вторым.
  13. +13
    4 декабря 2021 14:38
    В 1945-46 гг. советские специалисты получили доступ к более совершенным немецким подлодкам типа XXI и нашли в них немало полезного. С учетом новых знаний собственный пр. 613 доработали.

    Автор, как всегда, пишет по принципу "за деревьями леса не видно", то есть все силы тратит на словоблудие, поэтому реальность повествования у него вторична.
    После знакомства с германскими подлодками проекта XXI никто собственный проект 613 не дорабатывал, его закрыли и начали новый с чистого листа под тем же номером, ибо "собственный проект 613" и рядом не стоял с германским XXI. Да и "новый 613" до германского не дотянул.
    1. +4
      4 декабря 2021 15:12
      Цитата: Undecim
      После знакомства с германскими подлодками проекта XXI никто собственный проект 613 не дорабатывал, его закрыли и начали новый с чистого листа под тем же номером

      А разве не о 608-ом проекте речь? Вроде, это его Кузнецов в 1945-ом закрыл, а в 1946-ом утвердил ТТЗ на 613-ый пр. после изучения типа XXI. Хотя, честно говоря, преемственности проектов особой не вижу, как и Вы.
      1. +2
        4 декабря 2021 15:53
        Да, Вы правы, 608, это я сгоряча 613 поменял на 613.
  14. 0
    4 декабря 2021 18:13
    После войны очень многое было германским.
    1. 0
      4 декабря 2021 19:13
      А можно перечислить конкретно, что именно?
      1. 0
        11 февраля 2022 11:24
        Навскидку,

        Реактивные движки - копии немецких Jumo-004 и BMW-003, до того как купили у англичан Нин и Дервент.
        Р-1 разрабатывалась на основе Фау-2.
        Первые турбопропы разрабатывались на основе немецких наработок, в том числе и для Ту-95.
        С-25 разрабатывалась с участием немцев и их наработок.
  15. 0
    4 декабря 2021 23:02
    Помню как на практике в Лиепае на БФ 3 го курса ЛКИ ВПЕРВЫЕ ПОПАЛ ВНУТРЬ ПЛ613.... ШОК!
  16. +3
    5 декабря 2021 05:15
    По-видимому, на действительной службе в ВМФ России все еще находятся 2 подводные лодки проекта 613, переоборудованные в учебные УТС:

    Тихоокеанский флот: С-150 УТС-577
    Балтийский флот: С-196 УТС-466

    По-видимому, третий энергоблок был выведен из эксплуатации в 2020 году и частично утилизирован.

    Черноморский флот: С-229 УТС-247

    Вывод из эксплуатации и вероятная утилизация последних 2 единиц, скорее всего, будут завершены очень скоро, потому что нет смысла хранить их вместо единиц Проекта ( /0)877( /3)/( /0)636( /3) размещенный совсем недавно, он был бы более современным и реалистичным для современных учебных целей, без необходимости внесения изменений.

    После блестящей истории время нахождения проекта 613 на действительной службе подходит к концу, с окончанием процесса сокращения флотов, унаследованных Россией от Советского Союза. Время сохранения в музеях продолжается.

    (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

    Apparently there are still 2 submarines of the Project 613, converted into training UTS, in active service in the Russian Navy:

    Pacific Fleet: S-150 UTS-577
    Baltic Fleet: S-196 UTS-466

    Apparently, a third unit was decommissioned in 2020 and was partially disposed.

    Black Sea Fleet: S-229, UTS-247

    The decommission and likely disposal of the last 2 units very likely will be completed very soon, because it does not make sense to keep them instead of the units of the Project ( /0)877( /3)/( /0)636( /3) disposed most recently, that would be more modern and realistic for modern training purposes, without need of modifications.

    After a brilliant history, the time of the Project 613 in active service is reaching the end, with the end of the process of reduction of the fleets inherited by Russia from the Soviet Union. The time for conservation in museums is ongoing.
  17. +1
    5 декабря 2021 05:36
    Все же непонятно, зачем было держать до 90-х годов 200 лодок уровня 2-й мировой. Из статьи можно решить, что это выдающийся проект.
  18. -1
    5 декабря 2021 09:15
    Вот это называется серия!
  19. 0
    12 января 2022 19:02
    Бесполезная серия - пушечное мясо для НАТОвской ПЛО. Это барахло на консервации содержали до конца 1980ых. После того, как Советская Армия за 48 часов захватит Балтийские и Черноморские проливы и выйдет к побережью Ла-Манша и Средиземного моря вся эта армада должна была перейти на новые базы и прервать морские коммуникации между США и Англией.
  20. 0
    25 января 2022 11:27
    А базу в Балаклаве, часом, не для этого проекта построили?
    1. +1
      28 января 2022 18:27
      Цитата: mmaxx
      Из статьи можно решить, что это выдающийся проект.

      Пускай не выдающийся, но вполне на уровне тех лет, при подводном водоизмещении 1347т имела 12 торпед , то есть на одну единицу оружия (торпеду) приходится 112т водоизмещения ,( для сравнения этот показатель у Варшавянки в два раза хуже, 3950 т делим на 18 торпед= 219 т, а запас плавучести 40%!!! ) а так как лодка небольшая , то ее можно было строить быстро и потом она в самом деле была надежной .