Беспилотники для отечественного флота

В конце августа-месяца РИА Новости опубликовало интервью с начальником департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации А. Шлемовым. Характерной особенностью публикации стало упоминание о нескольких интересных и отчасти новых для нашего военно-морского флота вещах. Среди прочего были упомянуты некие работы по созданию для флота беспилотных летательных аппаратов. Более того, по словам Шлемова, в перспективе отечественные боевые корабли будут иметь возможность перевозить и использовать БПЛА различного назначения. От разведывательных до ударных. К сожалению, до сих пор было достаточно мало информации по этой теме, но даже по обрывочным сведениям можно составить примерную картину и облик корабельного беспилотника ближайшего будущего.

Прежде всего нужно вспомнить очевидный факт. Для базирования на кораблях, за исключением авианосцев, подходят только БПЛА вертолетного типа. Иными словами, появление и развитие военно-морских беспилотных аппаратов пойдет тем же путем, что и более раннее оснащение кораблей авиационной техникой. Летательные аппараты с несущим винтом гораздо менее требовательны к необходимой для взлета и посадки площади, а также могут выполнять ряд специфических задач, недоступных самолетам. Поэтому еще достаточно долго флот будет получать только беспилотные вертолеты. Что касается самолетов без человека на борту, то их разработка, строительство и поставки флоту больше зависят от имеющегося авианосного флота, нежели от технических возможностей.

Беспилотники для отечественного флота
Ка-37С



Ранее сообщалось, что министерство обороны провело конкурс на разработку тяжелого беспилотного вертолета для нужд военно-морского флота. Известно об участии и победе в конкурсе проектов фирмы «Камов», которые представляют собой вертолетные БПЛА различного назначения. Один из них – Ка-37С – является дальнейшим развитием чисто экспериментального аппарата середины девяностых годов. Вероятно, этот проект предполагалось использовать для изучения возможностей корабельных беспилотников и формирования облика этого класса техники. Кроме того, в контексте конкурса неоднократно упоминались Ка-135 и Ка-117. Первый из них, по имеющимся данным, в первую очередь предназначен для проведения разведки, а второй имеет возможность совершения ударов по наземным целям. Несколько лет назад ходили слухи об испытаниях Ка-117, оснащенного противотанковыми управляемыми ракетами. Как видим, даже у одного только ОАО «Камов» имеются определенные наработки в области создания беспилотных вертолетов различного назначения. Поэтому есть все основания предполагать, что в будущем флот действительно сможет получить практически любую технику такого класса, какая ему понадобится.

Беспилотники для отечественного флота
Ка-135


В настоящее время пилотируемые вертолеты, базирующиеся на кораблях, выполняют несколько основных функций. Это перевозка пассажиров и груза (Ка-29), радиолокационный дозор (Ка-31), поисково-спасательные операции (Ка-27ПС и Ка-29), а также противолодочная оборона (Ка-27). Все эти задачи связаны с подъемом и перевозкой определенной полезной нагрузки – груза, целевого оборудования или вооружения. Так, к примеру, радиолокационные станции, габариты которых позволяют устанавливать их на существующие беспилотные аппараты, весят от нескольких десятков килограмм до центнера и выше. Соответствующей должна быть и грузоподъемность беспилотника. Таким образом, минимальный взлетный вес БПЛА с радиолокационной станцией выходит никак не меньше 800-900 кг. При этом аппарат должен иметь запас топлива для длительного барражирования на удалении от корабля-носителя. Конечно, создание такой техники – дело непростое. Однако наличие на корабле нескольких БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения позволяет сравнительно малыми силами организовать постоянное дежурство в воздухе. В случае с соединением из нескольких кораблей, имеющих на борту такие беспилотники, появляется возможность создания сплошного «поля» наблюдения за окружающим районом.

Стоит отметить, что в настоящее время использование беспилотников для наблюдения или разведки является основной тенденцией в развитии этого класса летающей техники. Ударные БПЛА существуют, однако пока не получили особо большого распространения. Вероятно, то же стоит ожидать и в случае с беспилотными летательными аппаратами для флота. Более того, массогабаритные параметры основных видов вооружения, предназначенных для уничтожения надводных кораблей и подлодок, весьма прозрачно намекают на размеры, взлетный вес и мощность двигателя, необходимые БПЛА для их использования. Поэтому до определенного времени флотские беспилотники будут выполнять исключительно разведывательные функции. Само собой, со временем могут быть созданы достаточно крупные и тяжелые аппараты, которые смогут не только нормально перевозить и использовать противокорабельные ракеты или глубинные бомбы, но и иметь достаточный их запас.

Возможным решением весовой проблемы, когда нет возможности установить на один БПЛА и вооружение, и системы обнаружения цели, может быть создание комплексов из двух аппаратов. Иными словами, один беспилотник несет оборудование для обнаружения, к примеру, подводных лодок (такое оснащение является одним из самых тяжелых в морской авиации), а другой – торпеду или глубинные бомбы. С виду такая система интересна и пригодна для практической эксплуатации. Однако в боевых условиях «разнесение» оборудования и вооружения может иметь отрицательные последствия. Во-первых, при потере одного беспилотника вся система может оказаться небоеспособной. Конечно, если был уничтожен только носитель вооружения, то можно прислать новый и попытаться завершить атаку, если к тому времени не будет сбит и поисковик-целеуказатель. Второй минус такой системы касается усложнения и удорожания средств управления.

В целом, наиболее перспективным на данный момент направлением в области беспилотных летательных аппаратов для военно-морского флота является создание БПЛА, оснащенных различной аппаратурой для наблюдения и разведки, как в оптическом, так и радиолокационном диапазонах. Постепенно, с развитием отрасли, должны появиться новые беспилотники, несущие все более эффективную (радиус действия и дальность обнаружения) системы целевого назначения. Однако в случае с теми же РЛС рост дальности обнаружения повлечет за собой увеличение массы станции и, как следствие, взлетного веса всего беспилотного вертолета. Таким образом, необходимые для создания БПЛА дальнего обнаружения технологии косвенно помогут создать грузовые и боевые летательные аппараты без человека на борту.

Описанное выше постепенное планомерное развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов для ВМФ имеет свои плюсы и минусы. Все они должны быть учтены при формировании технических требований к новым БПЛА. Некоторое время назад появлялась неподтвержденная информация о грядущем окончании формирования технического задания на новый беспилотный вертолет. Если это был не слух, а правда, то в ближайшие месяцы мы сможем узнать первые подробности проекта и представить себе, как будут выглядеть новые флотские беспилотники.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://odnako.org/
http://airwar.ru/
http://rusarmy.com/
http://warships.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. саша 19871987 18 сентября 2012 08:52
    молодцы,в ударную беспилотную технику со временем освоят и введут в эксплуатацию,Москва тоже не сразу строилась
    1. Гражданский 18 сентября 2012 09:40
      10 лет, больше 5 млрд рублей, слов нет как нет БПЛА, автор зачем капать йод в глаза....
      1. Redpartyzan 18 сентября 2012 10:00
        Бла вертолетного типа в России находятся в активной разработке. Приняты к дальнейшим испытанмям следующие модели: ка 135 дальность полета 100 км грузоаодъемность 100 кг. Ка 175 300 км и в 2017 г. испытание пройдет альбатрос 400 км и около 1000 кг. Так что о полном застое говорить не приходится. С другой стороны амерский файр скоут уже давно в строю и уже при нимал участие в конфликтах. На испытаниях также находятся еще 3 вида бла по характеристикам превосходящим наши. Mq-8c fire 7, hummingbird, k-max. Вот такая вот картина.
        Redpartyzan
        1. транжира 18 сентября 2012 10:16
          Меня поражает почему Россия так отстает в этой отрасли не только от ведущих стран, но теперь и от стран "Третьего мира"?

          Иран создал собственный беспилотник «Шахид-129»

          17 сентября 2012, 21:03

          Иранские военные создали беспилотный самолет собственного производства «Шахид-129», сообщил журналистам командующий Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джафари.

          «Шахид-129» может выполнять боевые задачи, разведывательные миссии, а также совершать 24-часовые беспосадочные полеты.

          По словам Джафари, беспилотник оснащен ракетами «Садид», произведенными КСИР. Самолет может поражать цели, находящиеся на значительном расстоянии, передает «Интерфакс».
          транжира
          1. Александр романов 18 сентября 2012 10:22
            Цитата: транжира
            Меня поражает почему Россия так отстает в этой отрасли не только от ведущих стран, но теперь и от стран "Третьего мира"?

            А что поражает,все верно идет такая тинденция,когда нет простых инженеров в достаточном колличестве,зато управленцев хоть засаливай и с экранов тв не сходят .Трепотни много ,а дел нет-вот результат отставания и не смотря на это страна продолжает готовить юристов и экономистов в диких колличествах.
            1. обыватель 18 сентября 2012 20:00
              Сто плюсов. К сожалению даже гениальный юрист-экономист во главе с эффективным менеджером не создаст простой железки. Для этого какой никакой инженер нужен. А они нашей стране нафиг не нужны. Такое впечатление, по крайней мере складывается.
            2. СеняЯ 18 сентября 2012 21:59
              Управленцев действительно полно.... а достойных менеджеров нет, поэтому россия и в заднице...У автоваза 10 директоров, а как делали гумно так и продолжают делать
              СеняЯ
          2. ЯРС 18 сентября 2012 13:13
            не известно каким он будет в реальном бою, а то что наши создадут один из лучших в мире беспилотников, сомнений нет
      2. ЯРС 18 сентября 2012 13:09
        а докажи что его нет и почему 10 лет? Я думаю это вам надо перестать капать йод в глаза, паникёр
      3. crazyrom 19 сентября 2012 00:41
        Цитата: Гражданский
        нет как нет БПЛА


        что значит нет? Фото есть, а БПЛА нет?
    2. vanya 18 сентября 2012 14:42
      флоту необходимы беспилотники способные проводить целеуказание для противокарабельных ракет.
  2. director 18 сентября 2012 10:07
    главное не бросать затеи.
    director
  3. Karavan 18 сентября 2012 10:13
    Еще раз вспомним наших умельцев, которые не тратят миллиарды, не проходят десятки комиссий, а просто делают то, что необходимо. На таких и держится армия!

    Капитан-лейтенант одного из гвардейских кораблей ТОФ Константин Пичулин сконструировал беспилотник, с помощью которого осматривает свой корабль и все, что находится вокруг него в радиусе десятков километров.
    1. Lazer 18 сентября 2012 10:19
      Вот на любителях энтузиастах все и держится. Где МИГ, СУ, ЯК,МИ,КА,ТУ, ИЛ, ума не хватает сделать?
      1. Гражданский 18 сентября 2012 11:07
        Lazer,


        поздно спохватились...
        1. Аскет 18 сентября 2012 11:30
          Цитата: Гражданский
          поздно спохватились...


          Лучше поздно чем никогда.
          1. леликас 18 сентября 2012 12:37
            Первое фото -аппарат 1996 года выпуска !!!! Куда-уж позднее. Причем он уже летал в 96м .
    2. леликас 18 сентября 2012 12:33
      Каплею-зачет однозначно!!,Но не он должен этим заниматься!
      Камовцы ,блин, положите линейку рядом с вертолетом - размер интересен.
      1. PSih2097 18 сентября 2012 17:22
        Но не он должен этим заниматься!

        Недавно с товарищем водили его сына в кружок "юный террорист (тьфу ты) Техник", так у них там штук шесть моделей БПЛА, причем все сделаны своими руками... Как сказал один паренек, у одного из них дальность до 25 км, правда модуль управления весит килограмм 150, но это пустое, главное страна не оскудела талантами и энтузиастами...
    3. studentmati 18 сентября 2012 23:40
      Константин Пичулин - авиамоделист-энтузиаст, создающий шедевры на свою зарплату и в свободное от службы время. В масштабах страны нужно долго создавать, то, что долго не взлетит, а когда взлетит, то долго будет внедряться в производство. И это долго обычно равняется времени нахождения у власти лиц, принимающих решение (надо построить дома, купить машины, яхты современные самолёты - какой там беспилотник).
  4. saturn.mmm 18 сентября 2012 11:25
    Дорогу осилит идущий. Работы ведутся не только в фирме "Камова" в этом направлении и думаю что результат будет со временем не многим уступающим США и Израилю.
    Ка -135 мне понравился, вид весьма интересный.
    А Иран конечно-впереди планеты всей.
  5. Chicot 1 18 сентября 2012 11:50
    А вот это действительно хорошая новость!.. А то все импорт, да про импорт...
    В принципе, КБ Камова начала разработку своих БПЛА еще в начале 1990-х гг., и тут ничего удивительного. Весь вопрос в том, почему эти разработки на протежении многох лет игнорировались чинами из МО РФ, а к снабжению в ВС настойчиво предлогались их зарубежные аналоги?..
  6. snek 18 сентября 2012 13:16
    Сама новость - это только первый абзац (остально размышления автора на тему). Это не в адрес автору (ему однозначно плюс) а к тому, что все сводится к тому, что Шалемов сказал, что
    Среди прочего были упомянуты некие работы по созданию для флота беспилотных летательных аппаратов. Более того, по словам Шлемова, в перспективе отечественные боевые корабли будут иметь возможность перевозить и использовать БПЛА различного назначения.

    "Некие работы" - это замечательно. Кто-то что-то делает.
    "В перспективе" - в какой? в 2015, в 2020 (в том самом, когда у нас будет 1000 новых самолетов и т.д.) или когда?
    Машины нужны уже сейчас. Хоть какие-то. Нужены, чтобы люди привыкали их использовать, работать с ними.
    snek
  7. wvivon 18 сентября 2012 15:09
    по статье (как в про4ем по4ти по всем статьям тут) бла-бла-бла -будет !!!!ура !!!!бла-бла-бла-самый лутший в мире!!ура!!!(а когда это спросите у димки рогозина он вам всё обьяснит) good
    wvivon
    1. военач 18 сентября 2012 15:38
      Это Военное Оборзение. ру как оно есть. СУТЬ, так сказать. Не сказать что это что-то плохое, просто сайт именно "популярный", а не "специализированный" вроде БТВТ или Отваги-2004 wink
      военач
      1. datur 18 сентября 2012 16:29
        военач,опля опять 2 тролля болотных обьявились!!!! belay wassat wassat
      2. snek 18 сентября 2012 16:47
        Цитата: военач
        Это Военное Оборзение. ру как оно есть. СУТЬ, так сказать. Не сказать что это что-то плохое, просто сайт именно "популярный", а не "специализированный" вроде БТВТ или Отваги-2004

        Жирно, товарищь тролль, очень жирно.
        snek
        1. транжира 18 сентября 2012 16:50
          Цитата: snek
          Жирно, товарищь тролль, очень жирно.

          Николай, это бывший Сосед (Теплотехник и ...) так что не ведитесь. Его стиль общения - провокации!!! hi
          транжира
      3. wvivon 18 сентября 2012 17:43
        не знаю нас4от обозрения статьи всё больше становяться рекламными правещей партии а бред который несёт рогозин даже уря кряки перестоют коментировать wassat
        wvivon
  8. PSih2097 18 сентября 2012 17:31
    Я думаю, что по БПЛА есть две беды:
    1я это непонятные телодвижения МО и их не способность дать внятное ТЗ по конкретным ТТХ предполагаемой машины и 2я это отставание по микроэлектронике от других стран. И если вторая проблема решаема по средством закупки комплектующих, то с первой надо что то кардинально решать...
  9. Вперёд 18 сентября 2012 23:55
    И всё же БПЛА должны создавать профессионалы ! request

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня