Плавающий батальон: на танках по Балтийскому морю

53

Источник: masterok.livejournal.com

Танки и понтоны


В предыдущей части истории шла речь о танковой роте хранения и бытовых условиях эстонской глубинки, которые встретили молодого выпускника Омского танко-технического училища. В этот раз речь пойдет о третьем отдельном танковом батальоне, в котором я продолжил службу зампотехом роты в ноябре 1968 года. Это была по-своему уникальная воинская часть. Дело в том, что батальон имел на вооружении средние, 36-тонные танки Т-55, приспособленные путём некоторых конструктивных доработок к плаванию на воде.

На каждый танк слева и справа по бортам навешивались понтоны, которые были изготовлены из алюминиевого сплава и не были герметичными, а весь их внутренний объём был заполнен пенопластом. Понтоны были оборудованы редукторами, через которые крутящий момент от ведущих колёс танка передавался на гребные винты, размещённые в корме. Понтоны имели дополнительные топливные баки, которые при понтонировании соединялись с топливной системой танка, тем самым увеличивая запас хода на воде. Ёмкость каждого понтона, если не изменяет память, составляла 550 литров.



Процесс навешивания понтонов на бронемашину назывался понтонированием. Для этого на танке в передней и задней части корпуса были приварены специальные «клыки», к которым и прикреплялись с помощью шарнирных кронштейнов понтоны. Причём одновременно соединялись ведущие колёса танка с редукторами понтонов. А на башне были приварены специальные проушины, к которым на время понтонирования крепился треугольный кронштейн с лебёдкой и шкивом. Этим устройством понтон поднимался с земли на необходимую высоту для соединения с танком.

Впереди танка крепился к понтонам волноотражательный щиток. Кроме того, боевая машина полностью герметизировалась специальной замазкой, за исключением башенного люка, на который устанавливался специальный короб, позволявший командиру находиться в своём люке и не бояться захлёстывания морской волной.

Имелось также устройство, состоящее из системы тросов и блоков, позволяющее при выходе из воды на сушу с места механика-водителя сбрасывать понтоны, и танк вступал в бой.

Известно, что воздух для двигателя танка поступает через жалюзи на крыше трансмиссионного отделения, а отработавшие газы выходят из патрубка, находящегося на уровне надгусеничной полки. Чтобы изолировать от воды эти места, над крышей трансмиссионного отделения устанавливалась прямоугольная «корзина», не имеющая ни дна, ни крыши. А к торцу выпускного патрубка крепилась телескопическая труба, и выхлоп выходил вертикально на метровую высоту. Чтобы подготовить танк к плаву, отводилось около полутора часов, все исключительно силами экипажа.

Автомобили ЗиЛ-157 – седельные тягачи со специальными полуприцепами – прибывали в указанный район и сбрасывали понтоны попарно так, чтобы танк мог заехать между ними. И начиналось понтонирование.

Плавающий батальон: на танках по Балтийскому морю
ЗиЛ-157 с танковыми понтонами. Источник: otvaga2004.ru

Нетрудно догадаться, что в батальоне для перевозки понтонов имелась в штате автомобильная рота – так называемая рота плавающих средств, сокращённо – РПС. Она насчитывала 64 автомобиля-тягача, по два на каждый из 31 танка, и два запасных.

Кроме подразделений боевого, технического и материального обеспечения, в батальоне состояла в штате ещё и рота плавающих танков – 31 танк ПТ-76.

На танках в Швецию


Для чего же предназначался этот 3 отб, который в гарнизоне называли просто плавающим батальоном?

Батальон, совершив марш по суше, прибывал в указанный район понтонирования, в некотором удалении от берега, навешивал понтоны и входил в воду. Так начинался марш по водной преграде.

Теоретически запаса хода по топливу могло хватить до Финляндии или Швеции. Ограничение было только в высоте волны – при волнении моря выше 3-х баллов в плавание выходить запрещалось.

Боевой порядок на марше выглядел так: впереди в колонне плыла рота плавающих танков с задачей при высадке захватить плацдарм на вражеском берегу и удержать его до высадки основных сил. Впереди, слева и справа, а также сзади батальон прикрывали корабли ВМФ. К слову, командование ВМФ долгое время пыталось «выторговать» у Сухопутных войск наш батальон, но что-то там наверху «не срослось».

Совершать марш на воде было совсем не просто.

Механик-водитель танка сидел за рычагами, не видя ничего, так как волны заливали смотровые приборы. И вся надежда была на командира, который и управлял действиями механика-водителя по внутренней связи и должен был иметь определённые навыки, приобретаемые в процессе тренировок на занятиях по вождению сначала одиночного танка, потом – в составе взвода, затем – в составе роты.

Управление танком ничем не отличалось от движения по земле: затягивая правый или левый рычаг поворота, механик-водитель тем самым затормаживал соответствующую гусеницу, а противоположный борт «забегал» в сторону поворота.

Разница состояла в том, что механик-водитель на воде не видел дороги. Всё зависело от командира: как своевременно он подаст команду прекратить поворот, ведь вода – не суша, движение танка будет ещё некоторое время продолжаться в сторону поворота. Отсюда и постоянное «рыскание» по курсу. Бывало, пусть и очень редко, что в течение долгого плавания механик-водитель не выдерживал нагрузки (духота, давление замкнутого объёма) – случались и обмороки.

Средняя скорость на второй передаче составляла 13 км/час. Для сравнения – плавающий танк ПТ-76 мог плыть только со скоростью 11 км/час.

Кроме обычного марша, отрабатывались и стрельбы по плавучим мишеням боевыми снарядами. Для занятий и тренировок на воде имелся вододром, не так далеко от Клооги, на берегу Балтийского моря. А на расстоянии в несколько километров с нашего вододрома была видна база подводных лодок Пальдиски, куда нам, сухопутчикам, доступ был запрещён.

Весь летний период на вододроме находилось несколько танков с навешенными понтонами, на которых отрабатывались тренировки, и несколько механиков-водителей во главе с офицером для их охраны и обслуживания. Мне довелось несколько раз там дежурить. Курорт, да и только!


Источник: starcom68.livejournal.com

Естественно, скучать в плавающем танковом батальоне было некогда: боевая подготовка, по сути, в два раза интенсивнее обычной. Ведь к сухопутной подготовке добавлялась ещё и морская.

Кстати, за каждые сутки занятий на воде и офицерам, и срочникам полагался дополнительный морской паёк, так сказать, усиленное питание. Помню, что в его состав были включены мясной паштет и шоколад.

Танки не тонут


Моя личная проблема, как зампотеха, состояла в том, что места во время марша на плаву у меня попросту не было. И я находился на корме последнего танка, открытый солнцу, ветру и морским волнам. Но больше четырёх часов мы обычно не плавали, и никаких злоключений в связи с этим я не испытал за время службы в батальоне. Обычно погода летом на Балтике стояла хорошая. А в плохую и плавать запрещали.

Танки с понтонами практически были непотопляемы, поскольку на воде крепление понтонов к танку заклинивалось намертво под весом машины.

Старшие товарищи рассказывали, что якобы во время испытаний где-то в одном из северных морей разместили в линию с интервалом в километр три запонтонированных танка и взорвали на высоте в 1 км атомную бомбу (не помню, какой мощности). В результате танк, находящийся в центре, ушёл под воду, один из крайних танков тоже ушёл под воду, но тут же всплыл, а второй крайний танк потерял один из понтонов, но не потонул, а повис на уцелевшем понтоне.

Чего не скажешь о плавающих танках ПТ-76 или «пэтэшках». Центр тяжести этого танка был очень неустойчив, и если начиналась течь в уплотнениях, а водооткачивающие средства не справлялись, то танк очень быстро, особенно при качке, терял устойчивость.

Далее танк кренился на корму, потом принимал положение пушкой вверх, и машина в считанные минуты шла ко дну. На маршах и учениях такого при мне не случалась, а вот на занятиях по вождению на вододроме одна «пэтэшка» затонула. Благо глубина в заливе была не больше трёх-пяти метров. Поскольку всё это произошло недалеко от берега, позже водолазы зацепили тросом танк, и тягач вытянул его на берег.

Забавно, но командир роты плавающих танков, пользуясь случаем, списал всё недостающее в роте имущество: дескать, затонуло вместе с танком и пришло в негодность.


Источник: odetievbrony.ru

Плавание в составе батальона проводилось каждое лето. Однажды, помнится, высаживались на Рижском учебном центре, в Латвии.

А ещё в нашем батальоне существовала должность заместителя командира батальона по морской подготовке. Мы называли сокращенно иронически эту должность так: «замкомпоморде».

Занимал её капитан третьего ранга Чумаков. Он официально носил морскую форму. Я не могу описать круг его обязанностей, помню только, что без его подписи плав был невозможен. Был он грубоват, прямолинеен, постоянно курил «Беломор» и регулярно приставал к смазливой фигуристой вольнонаёмной машинистке Людочке.

С ним также связан один забавный случай.

Обычно он во время плава находился на одном из кораблей сопровождения, но однажды решил, так сказать, прочувствовать процесс изнутри. Поплыл на корме одного из танков, как вдруг набежала внезапно волна и замочила его по щиколотки. Он разулся и повесил на кормовую корзину сушить носки с ботинками. Светило солнышко, наш капитан третьего ранга разомлел и потерял бдительность. Резкий порыв ветра сдул в море носки и один ботинок. При выходе на берег много чего от него услышали, чего больше никогда не слышали в дальнейшем.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    9 декабря 2021 06:24
    Спасибо автору за интересное чтиво good
    1. +16
      9 декабря 2021 06:46
      Цитата: faiver
      Спасибо автору за интересное чтиво
      Да ещё и с описанием редкого зверя - плавающего Т-55!
      Да уж Танки с понтонами практически были непотопляемы, поскольку на воде крепление понтонов к танку заклинивалось намертво под весом машины. довольно бережно к экипажу, хвалёные американцы например безопасностью на воде не заморачивались:

      Брезентухой огородили и ураагша! : плыви экипаж, трясись от ужаса при каждом близком разрыве. laughing
      1. +11
        9 декабря 2021 09:44
        Цитата: Владимир_2У
        хвалёные американцы например безопасностью на воде не заморачивались

        ))
        Да , надо сказать, задачка перед 741 тб в День-Д была поставлена суицидная - выехать на пляж за 10 минут до первой волны пехоты.
        Правда, рота Си до пляжа Омаха так и не доплыла, потонув в полном составе (16 "дональдов даков"). Но и условия были не идеальными - критическое для DD волнение и 5тыс. ярдов от береговой кромки вместо положенных 4-х. Да ещё экипажи добавили боекомплект в полтора раза, увеличив вес.
        Но вообще, эти две системы - понтонную и экранную - я б и не сравнивал.
        Тут, наверное, ближе немцы с их опонтоненными "двойкой" и "прагой",


        и японцы с двухпоплавковым "ка-ми".
        Но немецкие танколодки к Морскому льву опоздали, а вот "ка-ми", вроде, на Филиппинах повоевал с использованием своего водоплавающего функционала.
        1. +1
          9 декабря 2021 09:50
          Цитата: Пепел Клааса
          Но вообще, эти две системы - понтонную и экранную - я б и не сравнивал.
          Как это не сравнивать? Задача одна - дать возможность среднему танку добраться до вражеского берега! Но американцы выиграли! Задёшево сделали! laughing
          1. +2
            9 декабря 2021 10:42
            Цитата: Владимир_2У
            Но американцы выиграли!

            ну, вообще-то, система DD скорее британская, чем американская.
            1. +1
              9 декабря 2021 11:26
              Цитата: Пепел Клааса
              ну, вообще-то, система DD скорее британская, чем американская. wink

    2. +19
      9 декабря 2021 07:06
      Присоединяюсь - интересно читать! Хоть с танками как говорится «и рядом не стоял», но всё же мы все немножко танкисты
      - Да Люся,все мужики как танки - куда пушка у них посмотрит,туда и башня поедет!
      1. +17
        9 декабря 2021 07:32
        Ух ты! А я, наоборот, танкист и об этих понтонах слышал/видел документальные фильмы. Но то, что из таких танков батальоны были сформированы - узнал лишь сегодня!
        Спасибо, автор!
        1. +16
          9 декабря 2021 08:57
          Сильна была Советская армия, было на что опираться.
  2. +9
    9 декабря 2021 06:50
    "Далее танк кренился на корму"
    Крена на корму не бывает, бывает дифферент
    :)

    Статья интересная. Спасибо.
    1. +10
      9 декабря 2021 09:57
      Ваше замечание принято.
      Спасибо!
  3. +6
    9 декабря 2021 07:12
    были изготовлены из алюминиевого сплава и не были герметичными, а весь их внутренний объём был заполнен пенопластом. Понтоны были оборудованы редукторами, через которые крутящий момент от ведущих колёс танка передавался на гребные винты, размещённые в корме. Понтоны имели дополнительные топливные баки, которые при понтонировании соединялись с топливной системой танка, тем самым увеличивая запас хода на воде.

    в батальоне для перевозки понтонов имелась в штате автомобильная рота – так называемая рота плавающих средств, сокращённо – РПС. Она насчитывала 64 автомобиля-тягача, по два на каждый из 31 танка, и два запасных.

    Да, в стране которая всё своё существование была под санкциями. Интересно сколько было таких батальонов? И ведь средств хватало.
    1. -1
      9 декабря 2021 09:05
      Цитата: НДР-791
      были изготовлены из алюминиевого сплава ..Да, в стране которая всё своё существование была под санкциями.

      Ну Вы уж краски-то не сгущайте)
      1. +1
        9 декабря 2021 09:30
        Цитата: Пепел Клааса
        Ну Вы уж краски-то не сгущайте)

        А я не про тогда сгущаю, про сейчас. Тогда при всех неудобствах каждая государственная ворюга знала длину поводка. Сейчас такого нет и в помине - обогощайтесь!!! И то что это делают за государственный счёт никого не волнует. Но не даёт нормально развиваться.
        1. 0
          9 декабря 2021 10:50
          Цитата: НДР-791
          Тогда при всех неудобствах каждая государственная ворюга знала длину поводка. Сейчас такого нет и в помине - обогощайтесь!!! И то что это делают за государственный счёт никого не волнует.

          ну, тут не спорю.
  4. +8
    9 декабря 2021 07:39
    Статья очень интересная и познавательная. Если б мой отец знал о них, то точно рапорт на перевод подал бы...
  5. +8
    9 декабря 2021 07:50
    Респект автору. Жду продолжения.
    1. +13
      9 декабря 2021 08:19
      Да здесь уже впору отдельную рубрику открывать, которой раньше была «курилка» А что - собрались танкисты,летчики,пехота да и поговорили о своем. Мне вот интересно,когда из моряков напишет свои воспоминания - нам тоже есть что обсудить и вспомнить - флот вообще самый (ну да, сейчас как кулик о болоте, не без этого) веселый род войск! Хорошее дело последнее время имеет место быть - интересно читать!
  6. +3
    9 декабря 2021 09:14
    Роту таких танков на берег Буга до батьки Лукашенка. И что тогда запоют поляки...
    1. +1
      9 декабря 2021 16:55
      Цитата: avia12005
      Роту таких танков на берег Буга до батьки Лукашенка. И что тогда запоют поляки...

      да ничего не запоют. Будут селфи делать на фоне этих шушпанцеров. Ширина Буга 50 метров всего, норм фото получатся
  7. +14
    9 декабря 2021 09:26
    Тема интересная, вполне имеющая право на реализацию и сегодня. Мне повезло в 2010 г. лично пообщаться с главным разработчиком этих плавсредств - Федосеевым Леонидом Федоровичем. Также я восстановил старый фильм об этих плавсредствах, и, с разрешения Леонида Федоровича, выложил в интернет. На ютубе: https://youtu.be/dlWoZnXiZaI
    1. +21
      9 декабря 2021 09:28
      Оформленная ссылка:
    2. -5
      9 декабря 2021 13:42
      Цитата: Куст
      Тема интересная, вполне имеющая право на реализацию и сегодня.

      Обвешанный понтонами танк - хорошая идея?
    3. +2
      9 декабря 2021 17:59
      Вы проживаете в Нижнем Новгороде?
  8. +6
    9 декабря 2021 09:32
    в батальоне состояла в штате ещё и рота плавающих танков – 31 танк ПТ-76

    Это опечатка - не может быть в роте 31 танк - либо 13, либо 10
    1. +10
      9 декабря 2021 09:56
      Спасибо за поправку! Действительно - в роте 10 танков. Сожалею о досадной опечатке.
  9. Naz
    +7
    9 декабря 2021 10:17
    Спасибо, позновательно.
  10. TEM
    +6
    9 декабря 2021 10:47
    Спасибо за службу Родине ! Спасибо за добрую память !
    Лишь бы в Швеции и Финляндии не подняли вой про угрозу их безопасности !!!
  11. +1
    9 декабря 2021 18:41
    Командир роты, списавший недостающее имущество на утопце молодец, но он не первый и далеко не последний, а нашей БТГр (да и во всех других частях также думаю было), на один упавший в ущелье Урал из РМО и сгоревшую БМП списали чуть ли не все имущество части, причем "случайно" по всем книгам Ф26 командиры этих подразделений накануне напринимали целую гору всякого хлама от других сослуживцев :)
    1. +5
      9 декабря 2021 19:37
      на один упавший в ущелье Урал из РМО и сгоревшую БМП списали чуть ли не все имущество части,

      "Три порции шашлыка сбросила в пропасть..."
  12. 0
    9 декабря 2021 22:01
    Идея оригинальная, но очень уж в лоб. Конструкция получилась громоздкая и явно хлипкая. В допустимые 3 балла волнения поверить еще можно, но 4-5 баллов как в ролике из комментариев, это явная фантастика. Корпус понтонов алюминиевый, на волнах отломить понтон (даже частично) плевое дело. И толку что сам понтон не потонет? Танк то под воду уйдет.
    1. +2
      10 декабря 2021 22:06
      Да вот что-то не отламывался.
      1. 0
        10 декабря 2021 22:49
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        Да вот что-то не отламывался.

        Потому что в свежую погоду, благоразумно отменяли занятия. Для озер, заливов и лиманов, туда куда даже небольшое танко-десантное судно протащить трудно - идея отличная! А вот в открытое море на таком понтоне лучше не соваться.

        В общем прекрасное дополнение к армейскому понтонному парку. Но Балтику на нем пересекать не стоит.
  13. +6
    9 декабря 2021 23:02
    Я уже оставлял комментарий к первой статье,так как служил в гарнизоне Клоога 8 лет ,и имел возможность наблюдать за деятельностью обсуждаемого плавбата вплоть до его ликвидации в 1980 году и отправке офицеров,солдат вместе с танками в Афганистан.Хочу добавить,что офицеры плавбата говорили,что предназначение батальона,это удар по плацдарму ,захваченному на побережье вражеским морским десантом.Иными словами,батальон уходил далеко в море ,а затем атаковал с моря плацдарм,занятый противником. На сайте "одноклассники" есть группа "Мы из Клоога" .В группе размещено с полусотни фотографий именно из повседневно-боевой деятельности плавающего батальона.Разместила их дочь командира плавбата Романенко,командовавшего батальоном в 1969 - 71г.г.
    1. +2
      10 декабря 2021 22:08
      Здорово! Под командованием Романенко я имел честь служить. Честно признаюсь, не все у него получалось. А сайт обязательно посещу!
  14. +2
    10 декабря 2021 18:20
    Очень интересная статья! Даже и не предполагал, что обычные - не плавающие! - танки способны плавать. Спасибо, Фёдор Уварович! good hi
  15. 0
    10 декабря 2021 23:39
    Блин , а интересная статья . Автору безусловный плюс ... " Есть многое на свете , друг
    Горацио , что и не снилось нашим мудрецам ". Пора задуматься о сотворении
    истории своей воинской службы .Про установки телефонов в спальные кунги Язову
    и Моисееву . Про то , как Моисеев с парой генерал -майоров мне дорожку в снегу
    уступили , говоря о стратегическом . Но я был катушками лёгкого кабеля , автоматом
    на плече , телефоном ТА-57 , и катушкой тяжелого кабеля на другом плече увешан ,
    как новогодняя ёлка игрушками . " Товарищи генералы , разрешите пройти "...
  16. +2
    11 декабря 2021 15:37
    Еще раз спасибо,было интересно!только правильно Палдиски,без "ь",если позволите молодому вас поправить)))
    1. +1
      11 декабря 2021 23:24
      В40-60, а то и 70, писали и Палдиски и Пальдиски
      1. 0
        12 декабря 2021 00:23
        В 18 веке шведы писали Рогервик))
        1. +1
          12 декабря 2021 00:26
          Ну я про более позднее время . Сам застал двоякое написание на документах
  17. +1
    11 декабря 2021 17:35
    Архивные фото того самого танкового плавбата в Клооге. Источник: группа в "Одноклассниках" "Мы из Клоога"




  18. 0
    11 декабря 2021 22:11
    Да, очень интересно. А где а Латвии был полигон? В воду танки заходили в Саулкрасты, разогнав на несколько дней отдыхающих и испортив пляж.
  19. 0
    11 декабря 2021 22:13
    Интересно,а уважаемый автор знает,что ещё пару лет назад, 2 Т-55 с ПСТ 63 мирно покоились на дне Финского залива,неподалёку от города Локса.? Понтоны были в дырках,видать от мелкокалиберных пушек,а на самих танках отсутствовали крышки люков
    1. +1
      11 декабря 2021 23:34
      Интересно,а что за.. мне минус поставил? А главное,за что? За правду или от скудоумия?
    2. +1
      12 декабря 2021 18:46
      Нет, автор об этом не знает.
      1. 0
        14 декабря 2021 07:56
        А они там есть. Просто думал спросить,это мишени или что?
  20. -1
    15 декабря 2021 14:50
    Оказывается и в других родах войск, а не только в ВВС, служба была интересная! Не знал об этом. Спасибо за познавательную статью!
    п.с. Почему написал БЫЛА? Мне кажется служба в СА была не в пример нынешней.
    1. 0
      10 января 2022 05:49
      Цитата: ваш вср 66-67
      Оказывается и в других родах войск, а не только в ВВС, служба была интересная!

      А кто то минусует без объяснения причин - наверное очень недовольный СА дезертЁр/уклонист.
  21. 0
    24 декабря 2021 10:20
    Чрезвычайно интересно! Обычно, в литературе на подобные плавсредства только намеки. Спасибо! Ждём продолжения!
  22. 0
    3 января 2022 01:15
    hi В российском журнале "Популярная механика"( по-моему, ещё в "нулевых" годах) была статья об этих понтонированных Т-55, с эффектным рисунком на обложке.
    Где-то этот журнал у меня был( если найду, то напишу здесь номер и за какой год).
  23. 0
    14 февраля 2022 17:17
    Благодарность автору за предоставленную информацию good
  24. 0
    19 февраля 2022 14:40
    Автору спасибо!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»