Военное обозрение

Шагающие грузовики для американской армии

34

Walking Truck от General Electric. Источник: wikimedia.org


Вьетнам как вызов


Соединенные Штаты, ввязавшиеся в войны в Юго-Восточной Азии, вынесли, как минимум, два урока. Первый – победу в таких условиях без применения оружия массового поражения не одержать. И второй урок – чрезвычайно труднопроходимая местность требует чрезвычайных решений. Колесная и даже гусеничная техника в джунглях Вьетнама подходили далеко не всегда, а это, в свою очередь, ограничивало мобильность армии. Инженерная мысль вкупе с почти неограниченным военным бюджетом рождали в США настоящих монстров. Таких как Transphibian Tactical Crusher от фирмы ЛеТурно – гигантский 95-тонный трактор, построенный всего в двух экземплярах в 1967 году. Машина во Вьетнаме как комбайн перемалывала деревья, кустарники, выравнивала кочки, и создавал более-менее ровную дорогу для пехоты и традиционной техники. Однако сложности с транспортировкой «дробилки» поставила крест на дальнейшем развитии идеи. Требовалось более изящное решение. И нашли его в бионике, то есть в подражании природным «инженерным» решениям. Очень неплохо подходила идея масштабировать локомоцию шагающего движения на транспортную технику Пентагона. В качестве движителя предполагалось использовать педипулятор или механический аналог человеческой (животной) конечности. И это неспроста – миллионы лет эволюции показали, что именно такой вариант перемещения по сложной поверхности наиболее эффективен. Там, где колесу или гусенице приходится преодолевать препятствие, педипулятор просто его перешагнет. Правда, на ровной и твердой дороге все преимущества шагохода таяли – автомобили и танки двигались гораздо быстрее и тратили на это меньше энергии. Но американцам во Вьетнаме требовалась шагающая техника для экстремального бездорожья, поэтому мириться с тихоходностью они были готовы.

Шагающие грузовики для американской армии
Army Landwalker 1964 года/ Источник: wikimedia.org

Одной из первых моделей, пусть и нарисованной на плакате, стал санитарный Army Landwalker 1964 года, представленный на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Фантазия у инженеров разгулялась не на шутку – они оснастили избушку на четырех ножках двумя манипуляторами, очевидно, для эвакуации раненых. Однако реальных перспектив подобная техника не имели, просто потому, что технические возможности реализации отсутствовали в принципе. Наработки, полученные ранее в специальной лаборатории знаменитого Детройтского арсенала, показали не самые радужные перспективы у педипуляторов. В тоже время, запрос на экстремально проходимые транспортные средства у американской армии существовал, и с этим приходилось считаться.

Ральф Мошер и его грузовики


Инженера компании General Electric (GE) Ральфа Мошера можно считать одним из пионеров военной робототехнике. Практически все, что мы сейчас видим в концептуальных прототипах и действующих моделях в 60-70-х годах было реализовано Мошером. Конечно, с разной степенью успешности. В середине 50-х годом под его руководством создаются первые прототипы дистанционно управляемых манипуляторов. Работы шли под эгидой Департамента ядерных силовых установок GE. Машины должны были заменить человека на территории радиоактивного заражения или просто в работе с опасными веществами. Мошеру для своего времени удалось создать удивительно чуткие манипуляторы. Так, в 1956 году его робот Yes-Man Teleoperator мог помочь девушке одеть/снять пальто. Естественно, ни о какой автоматизации речь не шла – система дистанционно управлялась оператором. Инженер сумел оснастить свою разработку системой обратной связи по усилию, что позволило точнее управлять манипулятором. Спустя пару лет - в 1958 году – Мошер создаст настоящий промышленный манипулятор GE Handyman с несколькими степенями свободы. Описывали устройство следующими эпитетами:
«Пара рук с клешнями, достаточно чувствительная, чтобы упаковать яйца, достаточно сильная, чтобы раздавить мячи для гольфа, и достаточно ловкая, чтобы зажечь спичку».




Yes-Man Teleoperator. Источник: cyberneticzoo.com









GE Handyman. Источник: cyberneticzoo.com

1964 году конструктор предложил всем заинтересованным и, прежде всего, американским военным концепт двуногого транспортера, место которому, было, скорее всего, только в фантастическом фильме. Под общим именем GE Pedipulator скрывалось целое семейство эскизов, из которых один стал реальным макетом. Двуногое механическое существо, очень похожее на домик Бабы Яги, высотой 5,5 метров было лишь декларацией намерений автора – у устройства отсутствовали мотор и трансмиссия. При этой никакой полезной работы, кроме перемещения по бездорожью одного-двух человек, железный гигант совершать не мог. Военным идея не понравилась. Во-первых, аппарат получился очень заметным. Во-вторых, потенциально очень неустойчивым – прогрессивной системы стабилизации «избушки на курьих ножках» тогда было не создать. И, в-третьих, отсутствие грузовой платформы серьезно ограничивало армейский функционал машины Мошера. Не помогли даже два манипулятора, который инженер предлагал интегрировать в конструкцию, отчего аппарат становился похож на хищного динозавра. Интересно, что в Советском Союзе футурологи также позволили себе увлечься двуногими педипуляторами – в 1974 году в одном из научно-популярных журналов (предположительно «Техника молодежи») появилось изображение машины, очень похожей на тупиковые концепты Мошера. В советском прочтении управление движением осуществлялось через нейронный интерфейс.


Советские фантазии на тему двуногих роботов. Источник: cyberneticzoo.com






Таким образом Мошер видел решение проблемы проходимости военного транспорта. Источник: cyberneticzoo.com

Опыт с двуногими шагающими машинам был учтен в разработке транспортного средства Walking Truck в 1969 году. У разработки сохранилось еще пара несколько названий - Cybernetic Anthropomorphous Machine и Quadruped Transporter. Машину с большой долей уверенности назвать дедушкой современно робота-собаки Spot от Boston Dynamics. Проект Мошера получил широкое финансирование от DARPA и TARDEC (Автобронетанковое управление армии США). Кстати, сами военные так и не смогли довести до ума собственный проект шагающего грузовика под длинным именем – ATAC 4-legged vehicle. Проект дальше примитивных деревянных макетов не продвинулся и усилия решено было сфокусировать на идее Мошера. Он предложил сместить кабину водителя в центр базы грузовика, отчего место для грузовой платформы осталось не так много. Однако в этот раз дело дошло до разработки действующего прототипа.




Американские военные также работали над шагающим грузовиком. Получилось не очень. Источник: cyberneticzoo.com

Walking Truck представлял собой 1,3-тонный четырехногий транспортер, способный брать на борт около 270 кг полезной нагрузки вместе с оператором. Силовой установкой служил 90-сильный бензиновый мотор, который теоретически должен был разогнать машину до 55 км/ч. Но это в теории, а на практике дело ограничилось 8 км/ч. Даже такая скорость достигалась с большими оговорками. Все дело в гидравлической системе, требующей не менее 250 литров масла, которое просто негде было разместить, поэтому грузовик перемещался на привязи из нескольких масляных шлангов. А давление в «гидравлике» варьировалось от 163 до 220 атмосфер.
















Walking Truck на различных этапах разработки. Источник: cyberneticzoo.com

Сложности были и с устойчивостью 4,5-метрового железного мула. Когда машину Мошера вывели на прогулку на свежий воздух, то оснастили брусьями от опрокидывания. Это, естественно, не добавляло грузовику ни маневренности, ни грузоподъемности.

Но самые большие сложности ждали оператора этой удивительной четырехногой машины. Человеку приходилось одновременно манипулировать всеми конечностями, чтобы просто поставить ногу Walking Truck на ступеньку. При этом железный конь постоянно вибрировал, шумел, шатался, грозя опрокидыванием. В общем, через полчаса такой работы вестибулярный аппарат оператора отказывал.

Все эти сложности затевались только для того, чтобы беспрепятственно ходить по неглубоким водоемам, выталкивать из грязи легкие джипы и с переменным успехом взбираться на крутые кочки (если Walking Truck не перевернется). В итоге Пентагон, оценив потенциальную возможность создания железных коней, отказался от дальнейшего финансирования. А гражданскому сектору подобные изыски были совсем не нужны.
Сейчас уникальный экземпляр шагающего грузовика можно встретить в экспозиции американского Музея военного транспорта.
Автор:
34 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 8 декабря 2021 05:32
    +12
    Похоже погрузчик из "Чужих" реалистичнее всех этих поделок был. lol
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 8 декабря 2021 05:50
      +12
      Прям журнал "Техника-моложежи" за 50 годы... what
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 8 декабря 2021 07:25
        +7
        Присоединяюсь.
        От иллюстраций чем то таким детским повеяло. Однозначно, некоторые из них я видал в детстве. Может, в журналах у отца? "Техника молодёжи" или "Наука и жизнь"?
        А автору спасибо. Познавательно.
        1. mat-vey
          mat-vey 8 декабря 2021 17:25
          +1
          Ещё в "Юный Техник" такие статьи были ...
      2. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 8 декабря 2021 14:33
        +7
        Цитата: Uncle Lee
        Прям журнал "Техника-моложежи" за 50 годы..

        так обложка ТМ) Зачем автор низ обрезал - не понятно.
        1. Пепел Клааса
          Пепел Клааса 8 декабря 2021 14:45
          +8
          во, кстати, ещё одна:

          ))
      3. Авиатор_
        Авиатор_ 8 декабря 2021 21:44
        +2
        Совершенно верно, Это "Техника Молодёжи", только не 50-е, а начало 70-х. Художник Роберт Авотин.
    2. Леха с Андроида.
      Леха с Андроида. 8 декабря 2021 05:51
      +7
      Звездными войнами Лукаса попахивает... до чего дошел прогресс... а так растяжку с фугасом поставить и нет ноги... далеко не убежит.
      Но фантазии изобретателей можно позавидовать... до ног сделанных природой эволюционным путем им правда еще ой как далеко.
      Лучшего творца чем сама природа на свете нет.
      1. Кроу
        Кроу 8 декабря 2021 06:02
        +13
        Но фантазии изобретателей можно позавидовать...
        Когда-то люди думали, что человек никогда не сможет летать..
        На первых порах новая теория провозглашается нелепой. 3атем её принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного и ясна как божий день. Наконец она признается настолько важной, что её бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли её. Уильям Джеймс
        1. Леха с Андроида.
          Леха с Андроида. 8 декабря 2021 06:16
          +3
          Мысль становится материальной силой когда она овладевает массами.
          Если всю разрушительную энергию человечества направить на созидательные дела мы бы давно бы уже осваивали Луну и Марс... но увы вооруженная борьба за лучшее место под солнцем задерживает развитие человечества... небольшая кучка людей пользуется всеми благами цивилизации... остальным уготована участь полунищего существования... им остается только мечтать.
      2. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 8 декабря 2021 12:07
        +5
        В качестве движителя предполагалось использовать педипулятор или механический аналог человеческой (животной) конечности. И это неспроста – миллионы лет эволюции показали, что именно такой вариант перемещения по сложной поверхности наиболее эффективен.

        Не знаю, я как неофит считаю, что самый эффективный для военных нужд движетесь - это аналог чешуек змеи или червя.
        Любой «лаповой» будет всегда высокой мишенью имеющей высокое удельное давление на грунт. «Ползоход» этих недостатков лишён, но он по сути сам по себе представляет движетесь, что предполагает безумную сложность.
        Так что, возможно - эффективнее создание экзоскелета для солдата, чтоб все свое носить с собой. А остальное доставлять по воздуху с помощью «дронов», причём в габаритах «рюкзака», либо индивидуальных подносчиков боеприпасов (сходных с человеческими или собачьими размерами).
        Ну где-то так.
        И да Евгению спасибо за поднятую тему, хотя если честно хочется почитать, что либо из истории автотранспорта, а не этих чудо-юдо «мехваров».
        1. Евгений Федоров
          8 декабря 2021 12:20
          +10
          Владислав, я когда на Walking Truck в сети наткнулся, сразу решил, что читатели ВО непременно должны узнать об этой машине. 50-60-е годы вообще были богаты на подобные "инновации". Время было интересно. Сейчас из достойных внимание новинок ничего такого нет. А про историю военного автотранспорта обязательно будет.
          1. Коте пане Коханка
            Коте пане Коханка 8 декабря 2021 14:49
            +3
            А про историю военного автотранспорта обязательно будет.

            От всей души спасибо огромное!
        2. ja-ja-vw
          ja-ja-vw 8 декабря 2021 18:28
          -1
          Ползущие, чешуйчатые всегда становились добычей для летающих.
          Зы.+ обзор "ниже плинтуса"
          1. Коте пане Коханка
            Коте пане Коханка 8 декабря 2021 19:33
            0
            Цитата: ja-ja-vw
            Ползущие, чешуйчатые всегда становились добычей для летающих.
            Зы.+ обзор "ниже плинтуса"

            Читайте статью, речь идёт о военном «грузовике» для экстримальнотяжелых условий. Его задача доставить груз из пункта «А» до пункта «Б». Лучше всего в беспилотном режиме и незаметно.
            1. ja-ja-vw
              ja-ja-vw 8 декабря 2021 22:40
              -1
              Я читал
              Ответил не на статью, а на
              , я как неофит считаю, что самый эффективный для военных нужд [движетесь - это аналог чешуек змеи или червя


              Лучше всего в беспилотном режиме и незаметно

              Ключевое подчёркнуто.
              "Груз" в 220 кг конечно впечатлил, за много $ миллионов.
              А грузы им не надо "добраться" целыми?
              А у чешуйчатых с обзором "аж до лининии радиогоризонта"?
              Впрочем: не настаиваю, чешуйчатые, так чешуйчатые.
    3. Пепел Клааса
      Пепел Клааса 8 декабря 2021 14:30
      +5
      Цитата: Владимир_2У
      Похоже погрузчик из "Чужих" реалистичнее всех этих поделок был. lol

      Точняк, сразу вспоминается сцена, как Элен Рипли королеву чужих укотропупила. yes
  2. Вольный ветер
    Вольный ветер 8 декабря 2021 06:43
    +6
    У нас то же с этим игрались. Хотели сделать шестиногого, вроде как пару ног гидравлических сделали и испытывали.
  3. Alien From
    Alien From 8 декабря 2021 10:29
    +4
    Спасибо автору! Всегда с удовольствием изучаю его материалы hi
  4. ycuce234-san
    ycuce234-san 8 декабря 2021 10:42
    +3
    Все эти сложности затевались только для того, чтобы беспрепятственно ходить по неглубоким водоемам, выталкивать из грязи легкие джипы и с переменным успехом взбираться на крутые кочки (если Walking Truck не перевернется). В итоге Пентагон, оценив потенциальную возможность создания железных коней, отказался от дальнейшего финансирования. А гражданскому сектору подобные изыски были совсем не нужны.
    Сейчас уникальный экземпляр шагающего грузовика можно встретить в экспозиции американского Музея военного транспорта.


    На самом деле Вьетнам - это джунгли-болота а значит такую технику для Пентагона можно было и проще сделать (на технологиях того времени). Существуют экскаваторы на понтонно-гусеничном ходу и по аналогии можно сделать болотные транспортёры "море-река-болот" на понтонных, заполненных пенополуританом, шасси. Вместо ковша поставить резак для деревьев и бульдозерный отвал для кустов. Ещё есть такая техника как шнекоходы.



    1. ja-ja-vw
      ja-ja-vw 8 декабря 2021 18:30
      -1
      Там совсем другие болота, не наши. И растительность. От слова совсем.
      Побывайте во Вьетнаме: они на ТРОПУ экскурсии делают. Отойдёшь в сторону: офигееешь
      1. ycuce234-san
        ycuce234-san 8 декабря 2021 19:37
        0
        Они там похожи на специфический биотоп "мангровые джунгли". То есть на болотах растут густые леса (а не мшанники), только лишь что истинные мангры растут в полусоленой воде. Поэтому туда надо и ехать на гусеничных понтонах и с гидроманипулятором с гидроножницами для валки деревьев. Бульдозер болотный нужен. Можно и на шнекоходе.
        Но лучше бульдозер иметь на плавающем шнековом шасси с высоким ребром шнека из за необходимости в хорошем сцеплении с почвой а грузовые машины на гусеничных понтонах. Вообще плавающие гусеничники там успешно применялись и применяются до сих пор в виде плавающих танков.
        1. ja-ja-vw
          ja-ja-vw 8 декабря 2021 22:42
          0
          Другие.
          Если бы было так, не изобретали бы шагозоды.
          Американцы ао 2МВ имели большой опыт, сами писали : войну с Японией выиграл бульдозер.
          Быстро готовил ввп для ла и причалы для вмс, пока они прыгали по островам.
          1. ycuce234-san
            ycuce234-san 8 декабря 2021 23:11
            0
            Ну, им ничего не стоило вернуться к более реалистичным вариантам. То, что шагоход пока еще негоден для болот поняли очень быстро.
            Сегодня шагоходы уже неплохо себя показывают в сухих лесах и на крутых склонах.
  5. Zaurbek
    Zaurbek 8 декабря 2021 13:15
    +2
    А многие решения мы видим сейчас в машинах от "Бостон дайнамекс"
  6. Пепел Клааса
    Пепел Клааса 8 декабря 2021 15:32
    +4
    Колесная и даже гусеничная техника в джунглях Вьетнама подходили далеко не всегда...Требовалось более изящное решение.

    это да. И Вьетконг решил, что слон в джунглях вполне изящен))
  7. Illanatol
    Illanatol 9 декабря 2021 08:49
    +1
    "Империя наносит ответный удар!"
    Я то думал, над кем Лукас простебался в своей "Звездной" саге. Теперь ясно.
    1. Nexcom
      Nexcom 9 декабря 2021 12:21
      0
      У меня тоже ассоциации с Ымперскими Шагоходами. smile
      ИМХО, это не Лукас стебался, это янкесовские инженеры-конструкторы похоже черпают свое вдохновение оттуда. Так что скоро ждем Ымперский Космокрейсер и Звезду Смерти. lol
  8. Tochilka
    Tochilka 10 декабря 2021 06:19
    0
    Статья, фото, комментарии - отличные! Читать одно удовольствие. Благодарность автору.