Космические силы США и обратимые атаки со стороны потенциальных противников

Космические силы США и обратимые атаки со стороны потенциальных противников

Военнослужащие Космических сил США на дежурстве. Фото Минобороны США

Космические системы имеют особое значение для ведущих держав, из-за чего появляются новые риски, а в околоземном пространстве начинается новый виток противостояния. Так, Космические силы США сообщают, что Россия и Китай угрожают американской спутниковой группировке. Едва ли не каждый день они пытаются атаковать американские космические аппараты и используют для этого широкий спектр средств «обратимой атаки».

По новым данным

Последние новости о российской и китайской угрозе в космосе были опубликованы 30 ноября изданием The Washington Post. Сведения об угрозах и вызовах были получены от заместителя командующего Космическими силами по космическим операциям генерала Дэвида Томпсона. Он отметил, что подобные угрозы постоянно растут и эволюционируют, и это может привести к самым серьезным последствиям.

Д. Томпсон утверждает, что Космические силы США практически «каждый божий день» сталкиваются с атаками со стороны российской и китайской армии. При этом речь идет не о попытках уничтожения космической техники, а о т.н. обратимых атаках (reversible attacks). Они производятся без использования поражающих элементов и боевых ступеней, но с применением лазеров, помех или кибероружия.

Целью таких атак является отработка новых технологий для последующего практического применения. Средства подавления спутников, прежде всего, могут использоваться для предотвращения разведки. К примеру, в последнее время силами спутников с фотокамерами на территории Китая были выявлены новые стройки позиционных районов ракетных войск, лагерей для нелояльного населения и других секретных объектов. Лазеры и РЭБ могут использоваться для сокрытия таких строек или действующих объектов.

Рассказывая об «обратимых атаках», генерал не стал говорить о возможных попытках физического повреждения или уничтожения спутников. Он отметил, что такие инциденты – если бы и имели место – оставались бы секретными. Впрочем, Д. Томпсон полагает, что и применение существующих комплексов подавления и противодействия можно рассматривать как акт войны.

Генерал Томпсон напомнил о событиях последних лет в сфере космических вооружений, а также отметил общее положение дел в этой отрасли. Он считает, что Россия и Китай достигли заметных успехов в этой области. При этом китайская армия уже опережает российскую по оперативным возможностям, а в некоторых вопросах превосходит и американскую.

Навигационный спутник GPS III - стратегически важное изделие для США и приоритетная цель для противника. Фото Lockheed Martin

По подсчетам Д. Томпсона, Китай примерно вдвое опережает США по темпам вывода на орбиту новых космических аппаратов. Осуществляется строительство крупной орбитальной группировки со спутниками разного назначения – связи, навигации, разведки и т.д. При сохранении текущих темпов, через несколько лет Китай превзойдет США не только количественно, но и качественно.

Средства нападения

Генерал Томпсон и The Washington Post также описывают, какими средствами нападения располагают Россия и Китай, какие из них использовались на практике, и к чему это привело. Примечательно, что почти все описываемые инциденты ранее неоднократно упоминались в открытой зарубежной печати и обсуждались на разных уровнях.

Утверждается, что «ежедневные» обратимые атаки осуществляются с использованием т.н. некинетических средств. К ним Д. Томпсон относит боевые лазеры, системы радиоэлектронной борьбы и кибернетическое оружие. Такие средства мешают американским спутникам проводить оптическую и радиотехническую разведку, а также затрудняют обмен данными. Кибератаки потенциально угрожают потерей контроля над аппаратами и наземными компонентами космической системы.

Россия и Китай также разрабатывают средства для войны непосредственно в космосе. Это орбитальные аппараты, способные выполнять различные маневры и воздействовать на другие спутники – поражать их и выводить из строя либо захватывать и проводить необходимые манипуляции.

В этом контексте генерал Томпсон вспомнил инцидент 2019 г. Тогда российский спутник-инспектор изменил орбиту и подошел на минимальное расстояние к американскому аппарату военного назначения. Проведя наблюдение, он удалился, затем сбросил небольшую цель, которая затем была поражена выстрелом. Подобные события на орбите вызвали серьезное беспокойство в Пентагоне.

Космическую технику с необычными возможностями разрабатывают и в Китае. Д. Томпсон напомнил об известных проектах спутников-инспекторов, оснащаемых манипулятором для захвата цели. Такой аппарат сможет принудительно менять орбиту чужих спутников или даже сводить их с орбиты. Согласно более старым сообщениям, первые испытания такого спутника прошли еще в 2013 г.

Российский боевой лазер "Пересвет" - предположительно, средство оптического подавления спутников разведки. Фото Минобороны РФ

Генерал Томпсон и The Washington Post лишь вскользь упоминают не менее опасные российские и китайские разработки в виде противоспутниковых ракетных комплексов. Это весьма интересно, т.к. всего несколько недель назад российские испытания такого оружия не просто привлекли внимание, но и подверглись критике с американской стороны.

Способы защиты

Д. Томпсон считает, что на данный момент орбитальная группировка Космических сил США является самой лучшей в мире. Однако конкурирующие державы прилагают усилия для развития своих группировок, и разрыв в количестве и качестве сокращается. К концу текущего десятилетия, если не принимать никаких мер, это приведет к появлению поводов для серьезного беспокойства.

С целью стабилизации ситуации в космосе принимаются дипломатические меры. Как напоминает The Washington Post, Вашингтон якобы предлагает Пекину провести переговоры и заключить соглашения о контроле ядерных вооружений, космических систем и кибероружия. Однако Китай не заинтересован в таких мероприятиях, и дело вряд ли дойдет даже до переговоров.

В связи с этим необходимы меры практического характера. Так, Д. Томпсон предлагает обеспечить устойчивость космической группировки за счет принципиально новых спутников, отличающихся простотой и дешевизной. При помощи таких изделий можно будет относительно быстро и просто восстановить потери орбитальной группировки.

Кроме того, необходимо изучать актуальные и перспективные вызовы и угрозы, а также вырабатывать новые доктрины и стратегии. Боевые действия в космосе принципиально отличаются от войны в других средах. Своевременные и полноценные работы в этом направлении позволят сохранять и наращивать желаемые возможности.

Вопрос секретности

Очевидно, что Космические силы США будут делать все возможное для поддержания, развития и защиты своей спутниковой группировки. При этом предлагаются новые принципы выполнения необходимых работ, которые, как ожидаются, позволят избавиться от возможных затруднений.

Строительство ракетных шахт в Китае. Новые позиционные районы РВ НОАК были выявлены именно спутниками. Фото FAS

На данный момент едва ли не все новые проекты Космических сил находятся под грифом секретности. Это позволяет защитить работы, однако затрудняет взаимодействие Космических сил с другими структурами и организациями. В частности, им становится труднее «выбивать» необходимое финансирование, а кроме того, сокращается их практический потенциал в контексте сдерживания.

В проекте военного бюджета на 2022 г. предлагается в установленные сроки рассекречивать проекты Космических сил и публиковать, как минимум, общую информацию о них. Обзор каждой новой программы должен выходить в течение 120 дней с момента ее запуска, чтобы ответственные лица и структуры могли провести анализ и определить, соответствует ли текущий уровень секретности реальным потребностям проекта. Затем контролирующий орган в течение 90 дней решит, какой уровень секретности необходимо установить – или вообще снять его.

Ожидается, что такой подход сделает деятельность Космических сил более прозрачной для Конгресса и других структур, а также покажет налогоплательщикам, куда идут их деньги. Кроме того, войскам будет проще обосновывать свои бюджетные запросы.

Также считается, что публикация данных о перспективных разработках будет привлекать внимание зарубежных стран, в т.ч. потенциальных противников. Последние смогут узнать, какие меры готовят США и с чем им придется иметь дело в случае конфликта. Соответственно, Космические силы приобретут полноценные функции сдерживания.

Война в космосе

Таким образом, американские официальные лица в очередной раз подтверждают, что противостояние ведущих держав в космосе продолжается и получает развитие. Подобные процессы серьезно беспокоят как Космические силы, так и Пентагон в целом. Вооруженные силы США серьезно зависят от работы спутниковой группировки, и любое противоспутниковое оружие представляет потенциальную угрозу на оперативно-стратегическом уровне.

Для защиты орбитальной группировки и сохранения всех необходимых возможностей армия США планирует принимать различные меры. Уже прорабатываются различные концепции и проекты, в т.ч. самые смелые, основанные на принципиально новых решениях. Однако практические результаты еще не получены, и пока вся реальная деятельность в основном сводится обвинениям в адрес России и Китая. Когда Пентагону удастся перейти от слов к делу и обеспечить защиту от предполагаемых угроз – неясно.

10 декабря 2021 05:38
    Раз КС США обеспокоены угрозами от России и Китая значит они все правильно делают... значит они щекочут ахилессову пяту Пентагона... так держать.
    Ни в коем случае нельзя заключать какие то договора с США ограничивающие ударные возможности ВКС России и Китая.
    Американцы всегда используют их как жулье для обмана.
      10 декабря 2021 21:01
      Ага, и предлагают запретить России иметь ТОС, так как это смертоносные системы, а у них нет. Логика...
    10 декабря 2021 09:28

В Федеральную программу включили создание уборщика космического мусора. Программа мирная, но при необходимости может использоваться и военными.
    10 декабря 2021 11:40
    А наши ВКС значит на дежурстве чаи гоняют?Кто говорил что будет легко?
    10 декабря 2021 13:17
    И кто-же вас несчастных атаковал? Огласите пожалуйста весь список. Позорище, вот оказывается откуда Украина всё дерьмо берёт. Прямо идеальная пара.
    10 декабря 2021 15:24
    В своём выступлении на Саммите тысячелетия в ООН в Нью-Йорке 6 сентября 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин предложил провести в Москве весной 2001 года под эгидой ООН Международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства, приуроченную к 40-летию со дня первого полёта человека в космос.

Наши предложения не были поддержаны, что же, это был не наш выбор...
    12 декабря 2021 00:16
    Самая вишенка в том что военные сети США имеют выход в Интернет, так исторически сложилось. И приходится с этим мириться, заново создавать сеть нереально.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)