Будни зампотеха: когда танки выходят из строя

80

БТС-2. Фото: babs71.livejournal.com

Танкисты-аквалангисты


В предыдущей части истории шла речь о плавающем танковом батальоне, дислоцированном в эстонской Клооге в 60-х годах. Боевое подразделение в случае необходимости способно было совершить бросок по Балтийскому морю вплоть до Швеции и Финляндии. Всё это техническое хозяйство требовало своевременного обслуживания, за что и отвечали зампотехи танковых рот.

В этой статье считаю необходимым вновь обратиться к штатной организации 3 отдельного танкового батальона, в котором начал службу в 1968 году. Постараюсь заранее ответить на возможные вопросы по теме ремонта, эксплуатации и обслуживания бронетанковой техники. Память – очень живая материя, и со временем появляются новые обстоятельства службы, о которых ранее на страницах «Военного обозрения» не удалось рассказать.



Итак, кроме упомянутых ранее подразделений, в батальоне имелся водолазный взвод под командованием мичмана. Что в этом взводе было из техники, уже не помню. Но нетрудно догадаться, для чего этот взвод был предназначен. Весь личный состав носил морскую форму. Приходили уже подготовленные водолазы из учебных подразделений ВМФ.


Изолирующий противогаз АТ-1. Источник: protivogas.ru

Одной из задач этого взвода являлось содержание в исправном состоянии спасательных изолирующих аппаратов АТ-1, которые выдавались каждому члену экипажа танка при преодолении водной преграды. Эти аппараты оснащались также надувными ёмкостями, работающими по принципу спасательного круга, поднимая человека на поверхность воды. Вероятно, они состояли на вооружении у подводников, так как обеспечивали эвакуацию с глубины до 40 метров. Без экипировки такими аппаратами каждого участника плав запрещался.

А вот ремонтный взвод имел непосредственное отношение к моей служебной деятельности. О нём – подробнее и со знанием предмета. Командовал взводом лейтенант Диденко, выпускник Омского танко-технического училища. Взвод подчинялся непосредственно зампотеху батальона капитану Арапову.

Могу и сейчас назвать, с точностью до 85-90 %, какие средства обслуживания и ремонта имелись в этом взводе на конец 60-х годов.

Ремонтные летучки


ТРМ-А. Танкоремонтная мастерская типа А. На базе сначала ЗИЛ-157, затем – на ЗИЛ-131. Предназначалась для текущего ремонта танков в полевых условиях. На шасси автомобиля устанавливался специальный кузов, оборудованный комплектом специальных ключей и приспособлений, запасными деталями и узлами. Имелась, что немаловажно, съёмная кран-стрела грузоподъёмностью до 1 тонны. Можно было в полевых условиях заменить любой агрегат силовой установки и трансмиссии. Естественно, если позволяло время. Таких мастерских во взводе было не менее двух.


ТРМ-А.

ТРМ-Б. Танкоремонтная мастерская типа Б. Предназначалась для производства токарно-винторезных, сверлильных, шлифовальных работ в полевых условиях. В кузове размещались токарный станок, сверлильный станок и заточной станок. Кроме того, имелся подробный комплект режущего инструмента (свёрла, развёртки и т.д.). В любых ремонтных подразделениях обычно – в одном экземпляре.

ЭГСМ или электрогазосварочная мастерская. Предназначалась для производства электросварочных и газосварочных работ. Внутри размещались генератор и электрощит для электросварки, ацетиленовый агрегат, кислородные баллоны и различные аксессуары (провода, горелки, резаки, шланги, маски сварщика и т.д.). Самая уважаемая мастерская в воинской части! Именно поэтому она в первую очередь подвергалась разукомплектованию, разграблению, выводу из строя оборудования по причине систематического использования в хозяйственной деятельности части. Ведь в советское время все работы по поддержанию в нормативном состоянии всей инфраструктуры ложились на плечи самих воинских частей. Никто не давал со стороны ни сварочных агрегатов, ни кранов, ни бульдозеров. А строить, улучшать условия существования в/ч требовалось постоянно. Вот и копали, бетонировали, варили, городили…

ПРЗС. Подвижная ремонтно-зарядная станция. Предназначалась для текущего ремонта и зарядки аккумуляторных батарей. Была наименее востребована в силу того, что при зарядке батарей методом постоянства тока требовалось несколько часов непрерывной работы, а подготовительный процесс требовал тщательной подборки батарей по типу и, главное, по степени их разряженности. Работа этой станции была возможна лишь при длительном, не менее суток, нахождении войск на одном месте. Но тоже подвергалась при удобном случае разворовыванию, поскольку имела большое количество дефицитных приборов и материалов.

МТО. Машина технического обслуживания и мелкого текущего ремонта техники в полевых условиях. Хорошая и востребованная техника. Она обеспечивала все виды плановых технических обслуживаний – ежедневное, ТО-1, ТО-2 и так далее. Ремонтная мастерская имела устройства для промывки воздушных, масляных, топливных фильтров, агрегаты для заправки и смены масел, приборы для проверки и регулировки приводов управления и много чего ещё полезного. Кроме того, летучка имела съёмную кран-стрелу, аналогично ТРМ-А. Независимо от штатной принадлежности, эта машина имелась в каждом батальоне Сухопутных войск, будь он танковым, мотострелковым или автомобильным, только «начинка» отличалась.

Из бытовых удобств – все типы мастерских имели круглые чугунные печи для отопления и комплекты подвесных гамаков на каждого члена экипажа.

Ремонтники – в бой!


Разумеется, эти мастерские подлежали применению только в реальных боевых условиях или на учениях. А для обслуживания и ремонта техники в мирное время в каждом парке боевых машин имелся стационарный пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР), где были оборудованы посты для выполнения различных работ на технике. Особое внимание уделялось аккумуляторной. Очень в большой степени зависела боевая готовность части от уровня подготовки аккумуляторщика. Ведь от своевременного и грамотного обслуживания и зарядки АКБ зависело, насколько будет надёжным пуск двигателя танка, например, при поднятии части по боевой тревоге. Особенно – зимой.

Ну как же не упомянуть о танковых тягачах! В батальоне их было в наличии, кажется, три единицы, марки БТС-2. Очень нужная машина в танковых войсках. Ведь полигоны, стрельбища, танкодромы размещались обычно на землях, непригодных для возделывания, чаще всего болотистых или песчаных. И частенько военная техника застревала, да так, что ещё не каждый тягач мог её вытащить. Танковый тягач – это тот же танк, только без башни. Выпускались тягачи на базе Т-54, часто – на базе Т-44 (не исключено, что на Рижском танкоремонтном заводе). Были они оборудованы мощной лебёдкой с усилием в 25 тонн, съёмной кран-стрелой, четырьмя буксирными тросами, аналогичными танковым, а ещё системой блоков и полиспастов, которые могли увеличивать тяговое усилие до 75 тонн. Вместо башни сверху размещалась платформа для грузов до 4 тонн, куда обычно укладывались запасные опорные катки, балансиры, траки с пальцами – всё, что чаще всего ломалось и имело большой вес. Тягач имел сошник, предназначенный для упора при вытаскивании застрявших машин с помощью лебёдки. Кроме того, в комплекте имелись два мощных домкрата, с помощью которых можно было вывешивать танк.


БТС-2. Фото: babs71.livejournal.com

Как же это всё предполагалось использовать в боевых условиях?

Рассмотрим на примере наступления. За танковой ротой, на расстоянии видимой связи, двигалась РЭГ (ремонтно-эвакуационная группа), включающая в себя ТРМ-А и танковый тягач, с задачей вытаскивать застрявшие танки или эвакуировать подбитые и неисправные из-под огня противника в ближайшие укрытия. Группа должна была также в полевых условиях производить текущий ремонт продолжительностью не более 2-3 часов. Дольше нельзя, иначе рота уйдёт далеко, и группа ремонта и эвакуации её уже не догонит.

Главные силы ремонтного подразделения (ремроты или в нашем случае ремвзвода) двигались в 2-4 км позади ударной группировки. Задача ремонтников была простая – оперативно организовать СППМ (сборный пункт повреждённых машин) для ремонта техники, с которыми не справлялась ремонтно-эвакуационная группа. И кто же руководил РЭГ? Правильно, зампотех роты.

Все эти предполагаемые действия отрабатывались в мирное время на различных учениях. И не всегда это имело отличия от боевой обстановки. Чего стоит, например, случай, когда я участвовал в вытаскивании из эстонского болота сразу семи танков во время таких вот учебных маневров.

Но это уже отдельная история.

Продолжение следует...
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    11 декабря 2021 05:22
    Спасибо!
    С искренним уважением, Коте!
    1. +9
      11 декабря 2021 06:57
      А для меня - почти все знакомые аббревиатуры!)))
      Только противогазы были ИП 5, если не ошибаюсь. По инструкции, пригодные для глубин 7 метров, зато находиться в них можно было около 3 х часов.
      И на вододроме для нас показательно "затопили" танк, а потом водолазы вытянули его.
      1. +21
        11 декабря 2021 07:11
        все знакомые аббревиатуры!
        А для меня хоть и не знакомые, но читать интересно! Автору гран мерси и данке шен!
      2. +11
        11 декабря 2021 11:00
        Цитата: Вождь краснокожих
        Только противогазы были ИП 5, если не ошибаюсь.

        ИП-5, это чистый изолирующий противогаз...а вот АТ-1, это фактически элемент легководолазного снаряжения, которое могло обеспечить нулевую плавучесть, то есть под водой позволял выполнять различные работы, что не позволял ИП-5
        1. +6
          11 декабря 2021 14:35
          Сергей, добрый день. hi
          .а вот АТ-1, это фактически элемент легководолазного снаряжения,

          Вы имели в виду этот аппарат -- Дыхательный изолирующий аппарат АТ-1?

          Глубина погружения, м 40
          Время работы аппарата на глубине 40 м, мин -15.
          Я служил более 50 лет назад и уже не помню, на каких кислородниках нас тренировали в Бикинской учебке, глубина погружения в АТ, на мой взгляд, как-то слишком избыточна для для подводного вождения.
          После службы, из кислородников, имел дело только с ИДА-59.
          1. +3
            11 декабря 2021 17:17
            Цитата: Морской Кот
            Вы имели в виду этот аппарат -- Дыхательный изолирующий аппарат АТ-1?

            Ну, а что же? Его родного
            Цитата: Морской Кот
            на мой взгляд, как-то слишком избыточна для для подводного вождения.

            Еще и дорого, их потому на ИП-5 и заменили...
            Цитата: Морской Кот
            Я служил более 50 лет назад и уже не помню, на каких кислородниках нас тренировали в Бикинской учебке

            А я в военном училище и с ним (АТ-1) и с ИП-5 легководолазную проходил... АТ-1 конечно более серьезный аппарат
            1. +3
              11 декабря 2021 17:58
              АТ-1 конечно более серьезный аппарат

              Это понятно, а противогаз -- он и есть противогаз. yes
  2. +18
    11 декабря 2021 05:35
    Мда what столько добра было утеряно и разворовано при выводе войск из ГДР... это все да на пользу стране... но увы всем плевать было после бардака устроенного бездарным руководством.
    1. +19
      11 декабря 2021 06:17
      Цитата: Леха с Андроида.
      устроенного бездарным руководством.

      Скажем точнее, продажным руководством
      1. +1
        12 декабря 2021 10:53
        да уж, где-то исключительно одаренного lol Серега hi
    2. +4
      11 декабря 2021 11:41
      Сейчас на словах- "Все хорошо прекрасная маркиза", а если копнуть линейные части будет- "А, в остальном, прекрасная маркиза- Все хорошо, все хорошо."
    3. +10
      11 декабря 2021 11:43
      столько добра было утеряно и разворовано при выводе войск
      В Лиепае в базах бросали военное имущество, чтобы в предназначенный для него транспорт запихать беушные иномарки, привезенные из Германии и Швеции.
  3. +18
    11 декабря 2021 05:37
    Сын служил танкистом, механик-водитель. Пришлось побывать у него в армии, в частности на Сергеевском полигоне. Ух и насмотрелся там на службу танкистов, и на то, как они тащат из болота бегемота ( танк). Не позавидуешь.. lol
    1. +15
      11 декабря 2021 07:03
      Батя с Войны крутил баранку... В В/Ч 12908 водил ТРМ-Б и сдал на мехвода ! hi
  4. +16
    11 декабря 2021 06:36
    Спасибо, хоть что-то нестандартное,жизненное.Ждем продолжения hi
  5. +5
    11 декабря 2021 06:49
    Воздухан конечно промыть можно. Как можно промыть топливный или масляный фильтр, я не знаю.
    1. +15
      11 декабря 2021 08:30
      Не знаю, как на танках, а на двигателях некоторых автомобилей раньше для очистки масла служила центрифуга. Вот она разбиралась, промывалась, проверялась на свободное вращение. На двигателе Газ-51 обычно фильтрующий элемент в масляном фильтре промывали в бензине и ставили на место.
      1. -1
        11 декабря 2021 12:17
        На танковых движках центрифуг нет
        1. +15
          11 декабря 2021 12:41
          На двигателе В-2 как раз есть центрифуга, только она является не основным, а дополнительным фильтром.
    2. +12
      11 декабря 2021 09:34
      Вот как раз этот самый "воздухан" промыть требовалось наибольших затрат. Три расположенных друг над другом невзаимозаменяемых кассет промывались в специальном стенде,
      1. +5
        11 декабря 2021 17:08
        Не танкист и не автомобилист (машина у сына). Но читаю с интересом. Глядишь, и я к концу цикла что-то понимать стану... laughing
        Спасибо,Фёдор Уварович! hi
    3. +7
      11 декабря 2021 16:56
      Цитата: Вольный ветер
      Воздухан конечно промыть можно. Как можно промыть топливный или масляный фильтр, я не знаю.

      Существуют(существовали) воздушные фильтры "мокрого" типа.Упрощенно: ванна с наполнителем(сетка,металлическая "мочалка") залитая маслом(как правило,тем же,что используется в ДВС).Воздух,за счёт конфигурации ванны, направляется,ниспадает на маслянную поверхность,загрязняющие его частицы оседают в масле... К примеру,такой воздншный фильтр использовался на " Москвиче-408".По такому принципу нынче работают пылесосы с водяным фильтром.
      1. +5
        11 декабря 2021 17:25
        ...На том же М-408 фильтр грубой очистки топлива тоже требовал периодической промывки.
      2. +4
        12 декабря 2021 17:16
        Да даже на мотоблоке с движком Хонда стоит мокрый воздушный фильтр))
        Ремонтникам - респект!!
  6. +26
    11 декабря 2021 07:10
    Ремонтники – в бой!
    Да куда же без них. Как известно «Танки идут - замполит молодец! Танки стоят - зампотеху кaпeц!»
  7. +8
    11 декабря 2021 10:18
    hi
    Ну танки своим ходом через море шли, а чем перебрасывали на плацдарм ремонтников? И проходили ли они тренировки по погрузке-выгрузке на десантные корабли и катера?
    1. +4
      11 декабря 2021 10:44
      Цитата: svp67
      hi
      Ну танки своим ходом через море шли, а чем перебрасывали на плацдарм ремонтников? И проходили ли они тренировки по погрузке-выгрузке на десантные корабли и катера?

      Здравствуй, Сергей.
      hi
      Ага, вопрос с языка снял.))
      Значит в штате батальона были и инженерные подразделения?
      Или ему придавались силы ИСБ дивизии?
      Предположу, с большими сомнениями, что это:
      ПТС или ГСП.
      На начало 60-х годов они были на вооружении, ГСП даже чуть раньше.
      1. +4
        11 декабря 2021 10:52
        Цитата: Aleks тв
        hi

        Приветствую Алекс hi hi hi
        Автору очень повезло служить, реально.
        К слову, подумал, что БТС могли так же на связке понтонов переправлять... для экономии места на десантно-переправочных средствах.
        1. -1
          12 декабря 2021 17:30
          ...Хоть и не мне адресовано...
          ИМХО: соотношение отправленных, к количеству прибывших ,видимо, могло сильно разниться(Балтика,-она такая,-сильно разная,как минимум,-от сезона,...волна "злая"....
          )
          Всем служившим в упомянутом регионе(К ПрибВо),-отдельный почет!! hi
    2. +8
      11 декабря 2021 10:57
      В том-то и дело, что все средства техобеспечения сопровождали танки только до уреза воды. А дальше - плав, выход на вражеский берег, и только при достижении победы ( это я по прошествии многих лет так полагаю) появляется воэможность как-то переправиться и средствам ТО. Но специальных переправочных средств в батальоне не было.
      1. +9
        11 декабря 2021 11:06
        Тренировок тем более никаких не было, видимо, потому, что плавредств не имелось.
  8. +7
    11 декабря 2021 10:55
    Фёдор, спасибо за очередную порцию чудесной ностальгии и крайне редкий материал!
    hi
    Как вам в эксплуатации ИП АТ-1?

    Нам приходилось работать только с ИП-5.
    Интересно ваше мнение.
    1. +7
      11 декабря 2021 12:50
      Ничего не могу сказать про АТ-1, посколку применять его в деле, слава Богу, не довелось.Мы знали только, как его привести в действие. У аппаратов АТ-1 и ИП совершенно разные принципы действия и области применения.
      1. +5
        11 декабря 2021 14:19
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        У аппаратов АТ-1 и ИП совершенно разные принципы действия и области применения.

        Совершенно верно, поэтому и интересно было спросить.
        Ну да, хорошо что не пришлось использовать.))
        Спасибо.
        hi
  9. +7
    11 декабря 2021 11:17
    Автор:
    Федоров Ф. У., полковник в отставке
    Особое внимание уделялось аккумуляторной. Очень в большой степени зависела боевая готовность части от уровня подготовки аккумуляторщика.

    Если подойти к оценке нашей военной техники, то можно смело сказать, что её уровень был очень зависим от возможностей отечественных аккумуляторов практически весь ХХ век, да и сейчас тоже. Причем начиная от аккумуляторов подводных лодок, и кончая носимыми радиостанциями, без которых на поле боя делать нечего.
    Большое количество новейших разработок РЭА в 70-80-х годах не пошло в серийное производство лишь потому что они требовали повышенного расхода электроэнергии, а наши аккумуляторы и зарядные станции просто не могли физически обеспечить их нормальное функционирование в течении нескольких суток.
    Что касается танкового аккумулятора, то при сильных морозах приходилось, насколько я знаю, таскать на санках стартерный аккумулятор из теплого помещения, чтобы запустить двигатель. Наверное автор хорошо об этом помнит, раз обратил внимание на работу аккумуляторщика.
    1. +8
      11 декабря 2021 12:45
      О-очень хорошо помню! Особенно, когда служил в Амурской области.
      1. +6
        11 декабря 2021 14:58
        Тесть мой бывший, танкист, подполковник запаса как вспоминал про службу в Оловянной, мурашками покрывался, вспоминая морозы
      2. +3
        11 декабря 2021 17:10
        За статью особое спасибо!
        hi
        Но,кажется,я знаю, о чем Вы забыли упомянуть feel
        Вспомнил когда речь зашла об аккумуляторах....(Не танкист, но движки эксплуатировали родственные,-соответственно и проблемы схожие),- о компрессором хозяйстве!
        Насколько знаю, все танки имеют систему воздухопуска.Соответственно,есть необходимость "забивать" баллоны. УКС-400 тогда уже были?
        1. +5
          11 декабря 2021 20:21
          Начиная с Т-55, все танки имели собственную систему сжатого воздуха, т.е., компрессор, который обеспечивал восполнение потраченного на пуск двигателя воздуха до нормы. УКС были в рембатах.
    2. +3
      11 декабря 2021 17:28
      Цитата: ccsr
      Автор:
      Федоров Ф. У., полковник в отставке
      Особое внимание уделялось аккумуляторной. Очень в большой степени зависела боевая готовность части от уровня подготовки аккумуляторщика.

      Если подойти к оценке нашей военной техники, то можно смело сказать, что её уровень был очень зависим от возможностей отечественных аккумуляторов практически весь ХХ век, да и сейчас тоже. Причем начиная от аккумуляторов подводных лодок, и кончая носимыми радиостанциями, без которых на поле боя делать нечего.
      Большое количество новейших разработок РЭА в 70-80-х годах не пошло в серийное производство лишь потому что они требовали повышенного расхода электроэнергии, а наши аккумуляторы и зарядные станции просто не могли физически обеспечить их нормальное функционирование в течении нескольких суток.
      Что касается танкового аккумулятора, то при сильных морозах приходилось, насколько я знаю, таскать на санках стартерный аккумулятор из теплого помещения, чтобы запустить двигатель. Наверное автор хорошо об этом помнит, раз обратил внимание на работу аккумуляторщика.

      "...Эта музыка будет вечной,
      Если я заменю батарейки..."
      (С) В.Бутусов.
    3. +3
      11 декабря 2021 17:39
      На "обычном" морозе -20, запустить дизель Икаруса (300 л.с.)
      проблемно, А с неновым аккумулятором вовсе никак.
      Даже дизеля колесных тракторов при запуске используют
      стартерный 2-х тактный ДВС (и даже "шнурок" к нему)
      Как же можно запускать аккумулятором дизель танка (1300 л.с) ?
      Всегда считал, что танковые дизеля запускают сжатым воздухом.
      (или про наличие баллонов с ВДВ на борту танка я напутал?)
      1. +5
        11 декабря 2021 18:26
        Поправлю,извините: " не ...ВДВ...",а ВВД(воздух высокого давления,как правило,до 150 атм)...
        Так как в РВСН( ПГРК) используются(использовались) однотипные дизельные ДВС, могу дать некоторые пояснения... hi
        ...Да, система воздушного запуска провернет коленвала любого исправного дизеля.И он даже запуститься...Даже при сильноминусовых температурах. Но, это если в последний бой! Ресурс падает кататрофически.Не исключена поломка.
        Из практики,- как правило,измученные,переслуживший свой срок АКБ, все же могли обеспечить работу ПЖД( подогреватель жидкостной дизельный,- современным автомобилистам знаком аналог,-"Велбасто")для предварительного прогрева двигателя...Стартануть, частенько, силенок не хватало(((. Тогда воздух! Или,-перетаскивание тяжестей с агрегата на агрегат(что не всегда возможно),или "прикуривание" от "живого" не боевого(транспортного, специального) агрегата. ...Если заранее запесён кабель ВГ достаточной длины(около 20-ти, 30-ти метров), и диаметром жилы сантиметра три...
        Случалось, и факелы жгли под картером.Экстрим ещё тот, - дизель сухим только в автосалонах бывает, тут ещё сверху сотни килотонн "тротила"...
        1. +3
          11 декабря 2021 19:08
          Думаю, правда, как всегда, посредине. Что там танк, мужики в АТП еще в 70-х
          зимой по утрам ГАЗ- 51 сначала проворачивали "кривым стартером", проливали рубашку двигателя горячей водой из котельной, и только потом заводили
          "на подсосе". В парке "бой в Крыму, все в дыму.." Ну что мы хотели от автола?
          Сегодня уровень моторных масел против АС-8 - как земля от неба.
          Уже та же "копейка" на МГ-10И заводилась в -23 под окном хрущевки, на зависть Москвичам (Москвичу была обязательна процедура, описанная выше для ГАЗ-51). Прошло 50 лет! Природа свинцово-кислотной АКБ осталась неизменна (только корпус из "красивого" материала). А вот масла и смазки сегодня - это нанореволюция.
          (про авиационную и наземную артиллерию в Арктике я вообще молчу.)
          Так что сегодня думаю "ресурс падает катастрофически" - немного перегиб.
          Ну, что, неужели многоствольную пушку МИГА в Арктике прогревают
          перед "применением"?
          1. -1
            11 декабря 2021 19:44
            Цитата: Кушка
            Думаю, правда, как всегда, посредине. Что там танк, мужики в АТП еще в 70-х
            зимой по утрам ГАЗ- 51 сначала проворачивали "кривым стартером", проливали рубашку двигателя горячей водой из котельной, и только потом заводили
            "на подсосе". В парке "бой в Крыму, все в дыму.." Ну что мы хотели от автола?
            Сегодня уровень моторных масел против АС-8 - как земля от неба.
            Уже та же "копейка" на МГ-10И заводилась в -23 под окном хрущевки, на зависть Москвичам (Москвичу была обязательна процедура, описанная выше для ГАЗ-51). Прошло 50 лет! Природа свинцово-кислотной АКБ осталась неизменна (только корпус из "красивого" материала). А вот масла и смазки сегодня - это нанореволюция.
            (про авиационную и наземную артиллерию в Арктике я вообще молчу.)
            Так что сегодня думаю "ресурс падает катастрофически" - немного перегиб.
            Ну, что, неужели многоствольную пушку МИГА в Арктике прогревают
            перед "применением"?

            Стоп,стоп,стоп...
            Вы думаете что в номенклатуре ГСМ МО фигурируют " Мобил"ы, "Идемитс" ы, "Шелл" ы, и "Кастрол") ы(кстати,-крайне настороженно отношусь к последнему бренду после работы в а/сервисе,-возможно,был сплошной " левак",но ГБЦ просто "за асфальтированные" попадались, не говоря уже про гидро компенсаторы.. )
            Про АКБ,ИМХО, Вы сильно заблуждаетесь.Там движуха покруче "масляной"! ..Не знаю как это касается действующих образцов ВТ,-видимо так же, как с маслами...
            ...Но, в повседневной жизни...,- лежит в машине бустер китайский(оргуем мы ими). Раза в два потолще моего смартфона(защищенного, IP-68),а так соразмерен.
            Да,заряда хватает на 1,5 зарядки АКБ того самого смартфона(5600 ма/ч).
            Но! Уверенно запускает в -15 дизельную " Газель",а следом дизельную 2-х литровую "Мазду-6"...
            Да,это не свинцово-кислотный...
            ..И " природа" та же. Как и законы физики,надеюсь, но подвижки имеются... hi
            1. +2
              11 декабря 2021 20:30
              О аккумуляторах - имел ввиду те, что СТ- стартерные,
              свинцово кислотные. Совсем не нахожу разницы между 6-ст -55
              Лензавода 1981 г.в. и любым аналогом сегодня, хоть БОШ. хоть
              ВАРТА - предел - 5 - лет и в мусор. Размер (грубо) тот же, вес
              тот же, долговечность та же, "работничек" - как был так себе, так
              и остался. Что на уровне физики, что химии - один к одному-
              времена ГАЗ -АА, повторюсь корпус лучше и размер/емкость
              минус % 5-10, опять же из за пластика - 100 лет - прогресс
              мизерный, если учесть что ВСЕ остальные системы, в том же
              автомобиле изменились кардинально! Включая сами ДВС и
              смазки для них.
              А вот что там в Айфон "напихали" и Теслу, не в курсе, не вникал.
              (Лучше бы в шуруповерты такое "напихали", а то та же песня, что
              и со СТ- 2 года- и в мусор)
              1. 0
                11 декабря 2021 21:11
                Цитата: Кушка
                О аккумуляторах - имел ввиду те, что СТ- стартерные,
                свинцово кислотные. Совсем не нахожу разницы между 6-ст -55
                Лензавода 1981 г.в. и любым аналогом сегодня, хоть БОШ. хоть
                ВАРТА - предел - 5 - лет и в мусор. Размер (грубо) тот же, вес
                тот же, долговечность та же, "работничек" - как был так себе, так
                и остался. Что на уровне физики, что химии - один к одному-
                времена ГАЗ -АА, повторюсь корпус лучше и размер/емкость
                минус % 5-10, опять же из за пластика - 100 лет - прогресс
                мизерный, если учесть что ВСЕ остальные системы, в том же
                автомобиле изменились кардинально! Включая сами ДВС и
                смазки для них.
                А вот что там в Айфон "напихали" и Теслу, не в курсе, не вникал.
                (Лучше бы в шуруповерты такое "напихали", а то та же песня, что
                и со СТ- 2 года- и в мусор)

                Ну, тут,в общем-то,соглашусь: "пять лет"-вполне нормально.Тенденция такова,что и а/мобили не должны жить дольше...(((
                Массо-габаритные показатели несколько улучшились.В пределах указанных Вами.Но при прочих равных возросли пусковые токи.
                Снизилась требовательность к контролю,обслуживанию(не настолько,как большинство считает,-если у тебя " кривые",окисленные клеммы,постоянный недозаряд,плюс повышенный саморазряд из-за грязи...)
                По АКБ к шуроповертам,другой бытовой технике.
                Есть несколько типов АКБ.
                Никель-кадмиевые(ныне самые утилитарные,..универсальные...).До поры терпят глубокие разряды,низкие температуры.Соотношение А/ч /масса(габариты).ныне не выдающееся.
                Литий-ион.Компактнее,мощнее по токам...Не работает при минусах, требует "умного" заряда,сильно сникает при глубоком разряде(схемы защиты от глубоко разряд есть не везде, и там где есть не всегда работают нормально...)

                Основные причины проблем:
                1)Непонимание пользователями для чего в каких условиях,как часто потребуется им тот, или иной инструмент.
                2)Маркетинг,жажду наживы побеждать не хотят))).
                3) Вытекает из предыдущего пункта- срок годности не отменяем,-нередко в комплекте инструмента свежего года аыпуска идут батареи более древние,а если их вскрыть,то элементы окажуться...почти мертвыми)...
                Тема разного рода батарей бытовухи широко представлена в Инете... hi
            2. 0
              12 декабря 2021 21:34
              Цитата: A.A.G.
              Вы думаете что в номенклатуре ГСМ МО фигурируют " Мобил"ы, "Идемитс" ы, "Шелл" ы, и "Кастрол") ы

              ЛукОйл; ГазпромНефть; РосНефть и т.д. ЛукОйл не многие импортные могут переплюнуть - попробуйте, и не надо будет снимать шляпу перед палёным "импортом".
              1. 0
                12 декабря 2021 22:13
                Цитата: Serg Koma
                Цитата: A.A.G.
                Вы думаете что в номенклатуре ГСМ МО фигурируют " Мобил"ы, "Идемитс" ы, "Шелл" ы, и "Кастрол") ы

                ЛукОйл; ГазпромНефть; РосНефть и т.д. ЛукОйл не многие импортные могут переплюнуть - попробуйте, и не надо будет снимать шляпу перед палёным "импортом".

                ... Вы что так отчаянно ворвались?...
                И шляпу я " снимал" в знак уважения перед собеседником...
                Аргументы по превосходству... " ЛукОйл; ГазпромНефть; РосНефть" имеются? Кроме цены...
                Кстати,эти брэнды тоже не фигурируют среди ГСМ МО...
                Тогда о чем спитч?
                1. 0
                  13 декабря 2021 17:02
                  [quote=A.A.G.] шляпу я " снимал" в знак уважения [/quote]
                  Лично Вас, в
                  [quote=Serg Koma]не надо будет снимать шляпу [/quote]
                  ввиду не имел.
                  При многих равных ( а зачастую и более низшего качества), НАШИ потребители упорно выбирают импортный бренд...

                  [quote=A.A.G.]Аргументы по превосходству.[/quote]
                  Лукойл Люкс 5W- 30 API SL/CF ACEA A5/B5 - 1 590.00 Р
                  Порекомендуйте импортное масло, в данной категории и данной ценовой нише.
                  И в довесок. Возьмите в руки канистру ЛукОйла, и любого импортного производителя - степеней защиты от подделки у ЛукОйла на этапе упаковки будет больше good
                  [quote=A.A.G.]эти брэнды тоже не фигурируют среди ГСМ МО..
                  Не правда ваша tongue
                  [quote]МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  УТВЕРЖДАЮ
                  Начальник Управления ракетного
                  топлива и горючего Министерства обороны
                  Российской Федерации
                  полковник
                  В. Демиров
                  «___» января 2018 года[/quote]
                  (МОП – 1313500-01-2018)

                  Наименование и условное
                  обозначение ГСМ
                  М-4з/14-Д
                  Разработчик
                  ФАУ
                  «25 ГосНИИ
                  химмотологии
                  Минобороны
                  России»
                  Предприятие-изготовитель
                  ООО «ЛЛК Интернешнл» = ПАО «ЛУКОЙЛ»
                  Марка - М-14Г2к
                  Предприятие-изготовитель
                  ОАО «НК
                  «Роснефть- МЗ
                  «Нефтепродукт»
                  Марка- ТСп-15К
                  «Газпромнефть -
                  СМ» «Омский
                  завод смазочных
                  материалов»

                  P.S.спасибо за минус hi
                  1. 0
                    14 декабря 2021 15:37
                    [quote=Serg Koma][quote=A.A.G.] шляпу я " снимал" в знак уважения [/quote]
                    Лично Вас, в
                    [quote=Serg Koma]не надо будет снимать шляпу [/quote]
                    ввиду не имел.
                    При многих равных ( а зачастую и более низшего качества), НАШИ потребители упорно выбирают импортный бренд...

                    [quote=A.A.G.]Аргументы по превосходству.[/quote]
                    Лукойл Люкс 5W- 30 API SL/CF ACEA A5/B5 - 1 590.00 Р
                    Порекомендуйте импортное масло, в данной категории и данной ценовой нише.
                    И в довесок. Возьмите в руки канистру ЛукОйла, и любого импортного производителя - степеней защиты от подделки у ЛукОйла на этапе упаковки будет больше good
                    [quote=A.A.G.]эти брэнды тоже не фигурируют среди ГСМ МО..
                    Не правда ваша tongue
                    [quote]МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    УТВЕРЖДАЮ
                    Начальник Управления ракетного
                    топлива и горючего Министерства обороны
                    Российской Федерации
                    полковник
                    В. Демиров
                    «___» января 2018 года[/quote]
                    (МОП – 1313500-01-2018)

                    Наименование и условное
                    обозначение ГСМ
                    М-4з/14-Д
                    Разработчик
                    ФАУ
                    «25 ГосНИИ
                    химмотологии
                    Минобороны
                    России»
                    Предприятие-изготовитель
                    ООО «ЛЛК Интернешнл» = ПАО «ЛУКОЙЛ»
                    Марка - М-14Г2к
                    Предприятие-изготовитель
                    ОАО «НК
                    «Роснефть- МЗ
                    «Нефтепродукт»
                    Марка- ТСп-15К
                    «Газпромнефть -
                    СМ» «Омский
                    завод смазочных
                    материалов»

                    P.S.спасибо за минус hi[/quote]
                    ...Начиная с конца: "минус" не мой.
                    ...По ссылкам,извините ,времени "ходить" не хватает времени(не сочтите за неуважение,-я ведь отвечаю Вам!)
                    ... По производителям,разработчикам...
                    Не знаю как сейчас,-неужели в номенклатуре ГСМ указывают производителя? А не маркировку согласно древнего ГОСТа,более позднего ТУ?
                    Не находите,- то если указан производитель, то это прямое лоббирование отдельных предприятий(и лиц стоящих за ними)?
                    ...Вспомнилось времена Сердюкова-Васильевой,когда выяснилось,что котельная,обеспечивающая теплом городок(29-ой рд РВСН,м-н Зелёный,г.Иркутск),не может работать на мазуте АНХК(Ангарского нефтехимического комбината,...-тогда ещё работал... От Иркутска 40 км).
                    1. 0
                      14 декабря 2021 16:21
                      Ну зарекался-же не рассусоливать...
                      Опять,в третий раз коммент слетел...
                      Но я упертый!
                    2. 0
                      14 декабря 2021 16:56
                      Цитата: A.A.G.
                      Не находите,- то если указан производитель, то это прямое лоббирование отдельных предприятий(и лиц стоящих за ними)?

                      А у кого производство ГСМ в настоящее время? Раньше(при СССР) эти заводы поставляли в СА, сейчас иной собственник.
                      Цитата: A.A.G.
                      неужели в номенклатуре ГСМ указывают производителя?

                      Можете сами посмотреть https://ens.mil.ru/files/MOP-2018-01.pdf (извините, 2018 год, но вряд ли что ни будь существенно изменилось)
                      к величайшему сожалению, к картам Ген Штаба МО РФ "Захват Киева и Освобождение Украины 2022 год" меня не допустили laughing
                      Цитата: A.A.G.
                      не может работать на мазуте АНХК(Ангарского нефтехимического комбината

                      Городок laughing Возвели межгосударственные границы/таможни и оказалось что ТЭЦ(крупные) могут работать только на импортном угле belay
                      Да что далеко ходить - "Мотор Сич" и обороноспособность России recourse
                  2. 0
                    14 декабря 2021 16:26
                    ...Начиная с конца... В третий раз: "минус"-не мой!..
                    Моя оценочнаяконцепция на " ВО"
          2. 0
            11 декабря 2021 20:30
            И ещё...По запуску автомобилей разных лет выпуска...
            ИМХО,Вы незаслуженно ...нелестно отозвались о "Москвиче". Нормально он запускался в холода! Правда,там,где я эксплуатировал оставшийся от отца М-408ИЭ(г.Рига),и морозов-то не бывает...
            Следует заметить, что в отличии от "Жигуля", " Москвич"(до 412-го),как и ГАЗ-51, был расчитан на использование в СО(системе охлаждения)воды.Прописано в инструкциях.Соответственно, и сама СО была к этому адаптированна (краник с блока,краник с радиатора...).
            Т.е. процедура была штатной.
            Попробуйте сейчас кого-нибудь усадить в такой автомобиль...
            ...Заполнить СО современного автомобиля,-иногда требуется спец. оборудование...
            А запускался Москвич не хуже Жигуля т.к. был менее оборотистым,с меньшей степенью сжатия.При исправных системах-коленвал провернуть!
            Жигулю нужны обороты.И искра, при большем давлении образуется тяжелее....
            ...Возвращаясь к "батарейкам"... Знакомые автоэлектрики называют некоторые модели современных авто троллейбусами(речь не о электромобилях, гибридах...)." Есть живой АКБ(а то и два)-едет! -Вспоминаем "Москвич",- можно было вообще без аккумулятора ехать...
            Теперь это мало на каких авто возможно,-куча датчиков требщих для корректной работы определённого уровня напряжения и достаточной ёмкости!
            Буквально неделю назад заехал в а/сервис,как клиент, место занято-заряжают дохлую батарею клиенту.Прикурил упомянутым бустером,-отправили клиента за новым АКБ. Вернулся с докладом что и АКПП перестала пинаться,и " печка" нормально заработала, и тормоза не "тарахтят"...
            1. +4
              11 декабря 2021 21:14
              Попробуйте сейчас кого-нибудь усадить в такой автомобиль.
              Открою секрет - я владелец АЗЛК 2140 SL лично выкатил из салона
              25 октября 1985 года. В заводской комплектации (окрашен 3 г. назад)
              100 тыс - кольца, 200 тыс- поршневая. Последние 10-лет в работе
              365 дней в году. Сам инженер -электронщик, поэтому с прервых
              месяцев зажигание электронное (в корпусе зиловского коммутатора)
              С тех пор не знаю ничего про прерыватель. Катушка также без вариатора,
              т.е. получает все 12. На клапана приспособа - плита на четырех трубках
              и два часовых микрометра. Ставишь на гайки головки и "видишь" два
              клапана, щуп не нужен, точность высокая. Опережение, работа грузов, вакуумкорректора - по стробоскопу. Раз в год, меняю масло, пересыпаю карбюратор "Озон" и делаю все что выше. На финише проверка - руку в
              окно, короткий "щелчок" ключом - пуск двигателя. Да, забыл, и цепь же
              -с номера один болт долой, кривой стартер, ну и по процедуре.
              Ну вот, теперь представили, как аппарат вылизан, ни и решил я
              побаловаться, торчит же кривой стартер пока. И что Вы думаете-
              это у МЕНЯ, да ЛЕТОМ, да при НОВОМ аккумуляторе, да при
              всех моих прибамбасах - и НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ! А ЗИМОЮ?!!!!
              Дай ему заразе 200-об/мин, А Я РУЧКОЙ ТАК НЕ УМЕЮ!
              Запомните, никогда, никакой Москвич, даже мой, даже на
              МГ10И ("жигулевском") не мог соревноваться с "Жигулями"
              (обычного"чайника"!) по запуску на морозе - в движке дело.
              Кстати, хороший пример -ЗИЛ130 , "восьмерка", месяц стоит
              "под мусор"- птички обделали, кузов полный всякого дерьма.
              Механик от сердца отрывает талон на бензин и дает талон на
              мусорный полигон. Дед-водитель подходит а ЗИЛу, ставит
              кривой стартер параллельно земле, резко доводит его
              до "вниз" -90ГРАДУСОВ!!!!- и 8-ка шепчет! Я онемел!
              Но это не про Москвич. С Москвичом ГЛАВНОЕ правило-
              не доводить дело до РУЧКИ (в прямом смысле)
              1. 0
                11 декабря 2021 21:32
                Цитата: Кушка
                Попробуйте сейчас кого-нибудь усадить в такой автомобиль.
                Открою секрет - я владелец АЗЛК 2140 SL лично выкатил из салона
                25 октября 1985 года. В заводской комплектации (окрашен 3 г. назад)
                100 тыс - кольца, 200 тыс- поршневая. Последние 10-лет в работе
                365 дней в году. Сам инженер -электронщик, поэтому с прервых
                месяцев зажигание электронное (в корпусе зиловского коммутатора)
                С тех пор не знаю ничего про прерыватель. Катушка также без вариатора,
                т.е. получает все 12. На клапана приспособа - плита на четырех трубках
                и два часовых микрометра. Ставишь на гайки головки и "видишь" два
                клапана, щуп не нужен, точность высокая. Опережение, работа грузов, вакуумкорректора - по стробоскопу. Раз в год, меняю масло, пересыпаю карбюратор "Озон" и делаю все что выше. На финише проверка - руку в
                окно, короткий "щелчок" ключом - пуск двигателя. Да, забыл, и цепь же
                -с номера один болт долой, кривой стартер, ну и по процедуре.
                Ну вот, теперь представили, как аппарат вылизан, ни и решил я
                побаловаться, торчит же кривой стартер пока. И что Вы думаете-
                это у МЕНЯ, да ЛЕТОМ, да при НОВОМ аккумуляторе, да при
                всех моих прибамбасах - и НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ! А ЗИМОЮ?!!!!
                Дай ему заразе 200-об/мин, А Я РУЧКОЙ ТАК НЕ УМЕЮ!
                Запомните, никогда, никакой Москвич, даже мой, даже на
                МГ10И ("жигулевском") не мог соревноваться с "Жигулями"
                (обычного"чайника"!) по запуску на морозе - в движке дело.
                Кстати, хороший пример -ЗИЛ130 , "восьмерка", месяц стоит
                "под мусор"- птички обделали, кузов полный всякого дерьма.
                Механик от сердца отрывает талон на бензин и дает талон на
                мусорный полигон. Дед-водитель подходит а ЗИЛу, ставит
                кривой стартер параллельно земле, резко доводит его
                до "вниз" -90ГРАДУСОВ!!!!- и 8-ка шепчет! Я онемел!
                Но это не про Москвич. С Москвичом ГЛАВНОЕ правило-
                не доводить дело до РУЧКИ (в прямом смысле)

                hi
                На Это надо отвечать предметной,по пунктам.
                Извините, -засыпаю,-отвечать в таком состоянии,-неуважение к собеседнику.
                Но,на кое-что не смогу не отреагировать сразу...
                -2140 SL...
                В некоторый период жизни -Мечта!
                Но,извините, речь про другие "Москвичи" и их двигатели(я же обозначил в комментарии "...до М-412...")./обороты,степень сжатия/... request
                1. +1
                  11 декабря 2021 22:31
                  Отдыхайте! Еще "поболтаем"
                  (Сам "соня"- не поспал 8 часов-
                  пол человека)
      2. +4
        11 декабря 2021 20:33
        На деле сжатого воздуха для надежного пуска двигателя, особенно в зимнее время, далеко не всегда хватало. Очень часто приходилось применять комбинированный пуск: воздухом и АБ одновременно. Зимой танковый дизель без предварительного его подогрева с помощью подогревателя завести невозможно. Вот для его работы нужны АБ.
        1. +1
          12 декабря 2021 15:23
          Цитата: Фёдоров Фёдор
          На деле сжатого воздуха для надежного пуска двигателя, особенно в зимнее время, далеко не всегда хватало.


          В восьмидесятых годах мне пришлось заниматься разработкой носимого термоэлектрогенератора в Ленинградском отделении НИИИТ, о чем я написал небольшую заметку :
          https://topwar.ru/179970-istorija-sozdanija-odnogo-maloizvestnogo-izdelija-prodolzhenie.html
          И в то время там же ГАБТУ проводило НИР по созданию термоэлектрогенератора большой мощности именно для запуска танковых двигателей на морозе. Суть заключалась в том, что большая по мощности горелка очень быстро нагревала полупроводниковые термоэлементы, и они выдавали мощный ток для проворачивания двигателя, работая в параллель с танковым аккумулятором. Причем чем сильнее был мороз, тем большая ЭДС вырабатывалась в термоэлементах при начале работы, и тем меньше нагрузка была на сам аккумулятор. В общем не знаю чем все это закончилось, потому что началась перестройка, в стране появились проблемы в промышленности и бюджете, а потом и развал СССР начался. Так что может кто-то и знает историю этой научной работы, и что было получено в ходе её проведения, но то что в ГАБТУ были озабочены этим, говорит о том, что этой проблеме уделяли большое внимание.
        2. +2
          12 декабря 2021 18:29
          Цитата: Фёдоров Фёдор
          На деле сжатого воздуха для надежного пуска двигателя, особенно в зимнее время, далеко не всегда хватало. Очень часто приходилось применять комбинированный пуск: воздухом и АБ одновременно. Зимой танковый дизель без предварительного его подогрева с помощью подогревателя завести невозможно. Вот для его работы нужны АБ.

          По воздухопуску...
          Этот перл не забуду никогда!(извините,уже упоминал его на "страницах" "ВО":
          Приезжаю в составе комплексной инспекторской группы в соседний полк(была такая практика,-по обмену опытом,конкуренции,стукачества,-кто как относился...)/
          Дивизион свертывается в полях.Лето.Все агрегаты запустились...Кроме МАЗ-543 (ПКП рдн).АКБ ушатали...Мех-вод,мл.с-т,срочник,стоит в сторонке(курит),пока вокруг агрегата колготятся старшие,инженеры,командование...Не особо вникая в процесс суеты, подхожу к сержанту:" Воздух-то есть?.."
          Ответ потряс.И формой изложения,и содержанием(!!!): глубоко затянувшись,глядя вдаль,как в свое безрадостное ближайшее будущее,со вселенской тоской,пониманием несправедливости Жизни,Фатумом,-одним словом(субординация,требования УВС ВС РФ блекли на этом фоне...):"Воздух-то есть...Баллонов нету..."
          Занавес!
          1. 0
            12 декабря 2021 19:11
            Некоторые пояснения для заинтересованных...
            Автора уже спрашивал по поводу УКС-400...(Четырёхступенчатая компрессорная станция с максимальным давлением на выходе до 400 атм...)
            В РВСН использовалась,как правило, для забивки баллонов воздухопуска). Лично мне знакома с времён занятия в ДОСААФ в клубе подводных плавцов(понятия дайвинг тогда не существовало),- при наличии нормальных благо масло от делителей могла использоваться для забивки дыхательными воздухом...
            Помниться,будучи лейтенантом,сильно удивил главного инженера рдн своими познаниями в этой области.
            Так вот...Удивительно, что и аккумуляторное,и воздушное хозяйство были ...в таком загоне(конкретно про свой полк,дивизию,время...).
            Акумуляторщиков на полк было ...полтора... Учитывая,что только в одной ГПП(группе подготовки и пуска) до 16-ти АКБ 6СТ-190,и это только на боевых агрегатах!
            ..это,-фиаско,кирдык...
            Помню,как лично,будучи м-ром.,ком. ГПП, ножовкой пилил перемычки между банок 6СТ-190!Дабы из нескольких АКБ сварить пару действующих,живых пар (питание 24v).Лихие командиры спросят,-а где были НО(начальники отделений)?! В нарядах,да БД!. А бойцов(про МДК,морально-деловые качечтва не говорю,трудно было с этим...Но мне везло.), было ДВА! Вместо 16-ти...(и 46-ти ,по штату военного времени)...
            Извините,как всегда отвлекся...
            УКС-400... Пока были свежие АКБ, про нее,похоже,никто не вспоминал.Даже из любопытства.
            К тому моменту,когда она понадобилась,от несущего шасси(ЗиЛ-131),мало что сохранилось,-древний армейский принцип,не ездишь,- значит,не нужен,-значит-ТЫ ДОНОР!!!
            Короче,когда этот агрегат реально понадобился, самостоятельно он передвигаться уже не мог.
            Тягу,по-ситуации, организовывали разную: от БТРа, до "бурлаков"...
            Апофеоз.Это когда уже и кабины не осталось...Представьте,- на буксире катиться ЗиЛ-131...(угадать производителя могут не все,- -кабина отсутствует). А рулят буксируемым агрегатом два бойца,стоя(сидух тоже нету),посредством пары рожковых ключей(" баранки" тоже нет)...
            ...Соответственно,дабы не выгонять это позорище из парка,давали команду на снятие баллонов для последующей заправки(в полку,в дивизии,в соседнем полку...).Бывало,в силу разных причин(погода, и(или)раздолбайство), агрегаты стояли без упомянутого резерва к запуску... Кстати,как правило,было хуже,если все происходило централизованно.Накладки гарантированный.В "частном" порядке,все обычно происходило,-без заминок./пример хорошей "коррупции"/. hi
    4. +2
      11 декабря 2021 19:20
      ...Зарекался же не писать длинных комментов!
      "...Эта музыка будет вечной,
      Если я заменю батарейки..."
      (С) В.Бутусов.
      - Это был только эпилог!
      Остальное все слетело)))..
      А продолжение было ,примерно,.следующим...
      ... с этой мелодии, и ненормативной лексики начинались все телодвижения ПГРК (РВСН) в конце прошлого века...
      Все хотят есть! Но мы сейчас лишь о тех военных штуковинах которые питались от АКБ.Малюсеньких,малых, и тяжеленных...Свинцовых, и никель-кадмиевых(литий-ионных не припомню, серебряно-цинковые оставим подводникам)...
      Хлопотное хозяйство...Мало того,что его надо было уберечь от расхищения, так еще требовалось своевременно обслужить,зарядить,правильно хранить.
      Пока не об упомянутых в статье стартерных АКБ ХД...
      АКБ нужны ТСО(техническим средствам охраны),ПНВ(приборам ночного видения), да даже,тупо, к фонарикам!
      Теперь ещё и к разведывательным БПЛА
      ..Кстати, одна сволочь сказала(не разглядел,-дело в бане было,-глаза в мыле...))),что те батарейки требуется заряжать только(!) на заводе изготовителей.Всвязи с этим,девайс не юзают...
      Стартерные АКБ,-отдельная песТня!..
      ..." Этот стон у нас песней зовется..."(С) Н.А.Некрасов.
      Помниться, ком.полка напутствовал замполита(пом. по воспитательной работе с л/с,не помню,когда и как переименовывались) отправлявшегося за пополнением,чтобы тот "раздобыл" бойца из г.Свирска,у которого родители работают,имеют связи, на аккумулятором заводе...Схема,по нынешним временам, незатейливая: боец,как правило, пребывает в отпусках; в полк поступают аккумуляторы. В обход поставок(которых не было!) через службу вооружения.
      Коррупция? Может быть...
      Но, ТАКАЯ, мне понятна,мною оправдана...
      ...несогласные пусть "первыми бросят в меня камень..." (С).
      ...Анлогично,замполит(так нелюбимый Bez-ом),наладил тесные связи с женской зоной.Уж не знаю,что он туда отвозил(скорее всего ДТ),но в сменах мы ели вкуснейший хлеб вместо серого пайкового мякиша,или,ещё хуже,-про спиртованного, отлежавшего своё в НЗ.А бойцы получали не квашенную капусту, а огурцы и помидоры, свежие...
  10. +6
    11 декабря 2021 11:29
    Очень познавательно, респект автору, жду продолжения.
  11. +5
    11 декабря 2021 12:53
    Интересно читать, ждем продолжения good
  12. +7
    11 декабря 2021 17:31









    Архивные фото того самого танкового плавбата в Клооге. Источник: группа в "Одноклассниках" "Мы из Клоога"
    1. +3
      11 декабря 2021 17:42
      Шикарно! На последней фотке БРДМ-1 если не ошибаюсь?
      1. +4
        11 декабря 2021 18:21
        Конечно!
        вот еще. Видны гребные винты понтонов
  13. +5
    11 декабря 2021 17:44
    Цитата: Кроу
    Ремонтники – в бой!
    Да куда же без них. Как известно «Танки идут - замполит молодец! Танки стоят - зампотеху кaпeц!»

    Да, те кто отвечает за ремонт и восстановление техники - они как вратари в футболе: забить мяч не могут, только пропустить.
    Ну, и соответствующее отношение...
  14. +2
    11 декабря 2021 23:15
    Очень понравилась статья и обмен мнениями-воспоминаниями специалистов.
    Много новой и интересной для меня информации.
    Спасибо!
  15. +1
    12 декабря 2021 07:40
    Интересно! Продолжение!!!!)
  16. +2
    15 декабря 2021 17:15
    основной вид запуска воздушный, эл запуск вспомогательный., собственно сейчас и стартера нет, используют стартер-генераторы. танковые движки с сухим картером, прежде чем запустить нужно поднять давление в системе смазки. Помнится случай, начальник приказал запустить двигатель д-12, гражданская версия танкового. кислородом. бумкнуло сильно, движок на куски разлетелся.
  17. +1
    16 декабря 2021 06:56
    АТ-1 в ВМФ были, мы их вполне изучали
  18. +1
    17 декабря 2021 19:58
    После окончания жизненного пути Зампотехи рот должны прямиком отправляться в рай...
  19. 0
    6 января 2022 00:28
    как то штат рембата взводами представлен а где же роты? На шасси ЗиЛов стояли не специальные кузова а кузов универсальный нормальных габаритов (КУНГ)... а в остальном НОСТАЛЬГИЯ! Нас в части называли железными людьми или по простому железяками!
  20. 0
    2 марта 2022 21:23
    Кто то подскажет? Почему сейчас на Украине за подразделениями не идут ремонтники? Очень много брошенной нерабочей техники
    1. -1
      3 марта 2022 20:16
      Цитата: Дост
      Кто то подскажет? Почему сейчас на Украине за подразделениями не идут ремонтники?

      Почитать комментарии - не судьба? Было уже.

      Если коротко - там у фронта нет тыла. А ремонтники без тыла не выживают, съедят их. Пусть уж лучше брошенные машины пожгут. Как-то так.
      1. 0
        3 марта 2022 20:19
        А охранение из Росгвардии им обеспечить до эвакуации? Ведь есть специальные эвакуационные тягачи
        1. -1
          3 марта 2022 20:21
          Цитата: Дост
          есть специальные эвакуационные тягачи

          Военный, я когда-то был танкист. Не парьте меня "тягачами".

          Цитата: Дост
          А охранение из Росгвардии им обеспечить до эвакуации?

          Сожрут ее, Росгвардию, вместе с охраняемой техникой. Потому и не ставят охранение, и рембатов нет.
          1. 0
            3 марта 2022 20:23
            Хреново. Если автотехнику как то не особо жалко, то ЗРК и им подобные довольно дорогое оборудование.
            1. -1
              3 марта 2022 20:27
              Цитата: Дост
              Хреново

              Ну, кто-то это планировал, пусть у него голова и болит. Что это не совсем правильно, мягко говоря - согласен.