Как японская авиация уничтожила «Соединение Z»

91
Как японская авиация уничтожила «Соединение Z»

80 лет назад японская авиация потопила у побережья Малайзии британский «Отряд Z» адмирала Томаса Филипса в составе линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Это было тяжелое поражение Англии, которая больше не имела ни в Индийском, ни в Тихом океане крупных боевых кораблей, что привело к быстрому падению Сингапура.

Вместе с атакой японцев на Пёрл-Харбор этот бой показал, что крупные надводные корабли без истребительного прикрытия уязвимы против вражеской авиации. Линкоры, которые долгое время правили морями, утратили прежнюю роль. На первое место выходили авианосцы и морская авиация.




«Принс оф Уэлс» в Сингапуре

Общая ситуация


Японская Ставка планировала захват Британской Малайи. К началу ноября 1941 года подготовка Малайской операции была завершена. Главной ударной силой была 60-тысячная 25-я армия Томоюки Ямасита. Японцы планировали из Таиланда пройти через перешеек Кра, соединяющий Малаккский полуостров с континентом, и захватить Сингапур. Важнейшей предпосылкой к успеху было завоевание господства в воздухе и на море.

Британцы не имели в регионе крупных сил и главные надежды возлагали на укрепления Сингапура, который должен был остановить наступление японцев дальше на юг и запад. Британские сухопутные силы под командованием Артура Персиваля (в основном индийцы, малайцы и австралийцы) насчитывали 88 тыс. человек, ВВС – 158 самолетов.

Ошибкой союзников было мнение, что Япония не сможет одновременно атаковать Пёрл-Харбор, Гуам, Филиппины, Гонконг, Таиланд и Сингапур.

Британское командование решило усилить свои ВМС на Дальнем Востоке. 2 декабря 1941 года в Сингапур прибыло «Соединение Z» – линейный корабль «Принс оф Уэлс» (отметившийся участием в сражении с германским «Бисмарком») и линейный крейсер «Рипалс».


Линкор «Принс оф Уэлс» покидает Сингапур

Японская разведка обнаружила британские корабли уже в Индийском океане в конце ноября. Японцы считали, что в Сингапур пришли новейший «Кинг Георг V» и быстроходный крейсер «Рипалс». Их появление стало неприятным сюрпризом для японцев, так как усиливало британскую оборону Малайи и Сингапура.

Японской 2-й флот имел преимущество (2 линкора, 2 тяжелых и 2 лёгких крейсера, 10 эсминцев), но английские корабли были мощнее и быстрее. Поэтому японское командование спешно усиливает ВВС в Индокитае. С начала декабря японская авиация проводит ежедневное патрулирование вод вокруг Французского Индокитая, Малайи и Борнео. В первую очередь японцев интересовали британские линкоры.


Японское вторжение в Таиланд и Малайю


8 декабря 1941 года японские войска одновременно начали вторжение в Таиланд и Малайю.

15-я армия Сёдзиро Иида вторглась в Таиланд. Тайский диктатор Плек Пибунсонграм считался союзником Японии, получив при её поддержке часть Лаоса и Камбоджи (Французский Индокитай). Однако он вёл тайные переговоры с Англией и США. Поэтому командующий Южной группой армий Тэраути Хисаити принял решение высадить морские и воздушные десанты в Таиланде независимо от того, как будет себя вести тайское правительство. Тайская армия оказала незначительное сопротивление, и уже 8 декабря глава Таиланда приказал его прекратить.

Японцы получили возможность использовать территорию Таиланда как плацдарм для вторжения в Малайю. Южный Таиланд как базу стала использовать японская авиация. Вскоре Таиланд стал официальным союзником Японии. Это было неприятным известием для англичан, которые надеялись, что сопротивление Таиланда задержит японцев и даст им время для укрепления обороны Малайи.


Высадка подразделения японской армии с войскового транспорта в Таиланде. Декабрь 1941 г.


Колонна японских танков тип 95 на дороге под Бангкоком

Утром 8 декабря японские десанты начали высадку и в Малайе. Первый отряд был высажен в районе Кота-Бару. В это же время японские самолёты атаковали британские аэродромы. Авиационную поддержку японской 25-й армии оказывала 3-я авиационная группа – более 450 самолетов.

За два дня японцы уничтожили от трети до половины британских самолетов, оставшиеся были перебазированы в Сингапур. Английские войска почти лишились поддержки с воздуха. Утром 10 декабря японские войска вторглись в Малайю уже из Таиланда.

Японцы наступали по двум направлениям – вдоль восточного и западного побережья, и быстро шли на юг через джунгли. Британцы отходили вдоль западного побережья в южную часть полуострова, в провинцию Джохор, надеясь там создать прочную оборону. Они пытались сдерживать противника с помощью завалов на дорогах, но японцы их преодолевали с помощью танков и артиллерии либо обходили с флангов.


Британские солдаты-гуркхи готовят к стрельбе 81-мм миномет в Малайе


Японские солдаты переходят реку по временному мосту в джунглях Малайи во время наступления на Сингапур

Поход «Соединения Z»


Когда японцы высадились в Малайе, командующий британским Дальневосточным флотом адмирал Томас Филлипс вернулся из Манилы. В филиппинской столице прошло военное совещание, в котором участвовали главнокомандующий американскими силами на Дальнем Востоке Дуглас Макартур и командующий Азиатским флотом США, который теперь базировался на Филиппинских островах (ранее базировался в китайских портах), адмирал Томас Харт. Союзники так и не смогли выработать общий план действий.

Американцы не имели точных указаний из Вашингтона. До атаки на Пёрл-Харбор в Вашингтоне ещё имели надежду договориться с японцами. В результате американский флот ограничился разведкой. Поэтому союзники – США, Британия и Голландия, которые имели в регионе крупные военно-морские силы (2 линкора, 12 крейсеров, 25 эсминцев, 50 субмарин и десятки малых судов), не сумели сконцентрировать силы для отпора врагу.

Вернувшись в Сингапур и получив известие о вторжении противника, Филлипс весь день провёл на заседаниях. Британское командование было в растерянности: их свобода действия была ограничена, а указаний из Лондона не было. От американцев поддержки теперь не ждали (разгром Пёрл-Харбор), авиационное прикрытие было слабым. Однако Филлипс, который был одним из самых молодых полных адмиралов Королевского флота и одним из самых молодых главнокомандующих, был полон решимости ударить по противнику. Адмирал считал, что надо действовать, даже на свой страх и риск, атаковать неприятеля и сорвать его наступление.


Командующий «Соединением Z» адмирал Томас Филлипс (справа) и его заместитель контр-адмирал Артур Паллисер на пристани Сингапурской морской базы, 2 декабря 1941 г.

Вечером 8 декабря «Отряд Z» в составе «Принца Уэльского», «Рипалса» и 4 эсминцев (Electra, Express, Vampire, и Tenedos) покинул Сингапур и взял курс на север к Сингоре. Филлипс запросил авиацию: сможет ли она провести разведку утром 9 декабря, обеспечить воздушное прикрытие 10-го. Командование ВВС обещало только первое. Радиус действия британских истребителей не позволял действовать у Сингоры. А наиболее выдвинутые на север аэродромы были уже под ударами противника.

Но адмирал решил, что сможет обойтись и без авиации. Главнокомандующий надеялся на погоду, что низкая облачность скроет корабли от вражеской авиации. Кроме того, британцы недооценивали противника, ожидая, что в худшем случае их атакуют обычные бомбардировщики, которые не смогут причинить линкорам большого вреда.

Весь день 9 декабря корабли шли на север. Когда отряд почти дошёл до Сингоры, адмирал приказал вернуться.

Корабли повернули на юг. В полночь была получена телеграмма из Сингапура, что враг высадился в Куантане. Отряд проходил широту этого города. Кораблям оставалось около 8 часов хода до Сингапура и почти столько же до Куантана. Филлипс решил, что сможет добиться внезапности и ударить по врагу. Эскадра повернула к Куантану. В Сингапуре об этом не знали, и истребители, которые должны были встретить отряд, остались на земле.

Когда британские корабли повернули к Куантану, их обнаружили японские субмарины. Одна подлодка ночью выпустила несколько торпед, но промахнулась. Англичане даже этого не заметили и продолжали роковой поход, уверенные, что их не ждут.

Утром англичане направили к берегу два самолёта-разведчика, они сообщили, что японцев в Куантане нет. Отряд повернул на север, затем – на восток. Около 10 часов 10 декабря пришло сообщение от эсминца «Тенедос», который был отправлен в Сингапур, что корабль атакован японскими самолетами. Эсминец смог уклониться от всех бомб. Израсходовав боезапас, японцы вернулись на базу.


Английский линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse) в походе. Башни главного калибра с 381-мм орудиями Мк.I. 1940–1941 годы


Крейсер «Рипалс» в Сингапуре

Действия японцев


Армейская авиация не могла эффективно бороться с британским флотом и ВВС. А они представляли большую угрозу армейским транспортам, которые перебрасывали войска из Индонезии в Таиланд и Малайю. Поэтому главную роль в борьбе с вражеским флотом должна была сыграть морская авиация.

В это время основная японская авиабаза располагалась в районе Сайгона. Там было размещено два авиакорпуса 22-й воздушной флотилии контр-адмирала Садаити Мацунага: «Гэндзан» и «Михоро». На вооружение каждого авиакорпуса было 48 бомбардировщиков-торпедоносцев Mitsubishi G3M (ДБ-96). Бомбардировщиков прикрывали 36 истребителей. Дополнительно в Индокитай перевели 27 бомбардировщиков авиакорпуса «Каноя». 7 декабря 1941 года японские самолеты были подняты для бомбардировки Сингапура, но из-за плохой погоды вернулись назад.

9 декабря японская авиаразведка сообщила, что британские линкоры находятся ещё в Сингапурской гавани. Японцы стали готовить авиационное нападение на Сингапур. Позднее пришло противоположное донесение от подводной лодки, что вражеские корабли обнаружены в море и идут на север. Это несколько смутило японское командование, но в целом решение о воздушной атаке осталось в силе. Вечером 9-го торпедоносцы вылетели на поиски противника: не зная его координат и расположения своих кораблей. Уже в темноте один из самолётов сообщил, что обнаружил противника. Но это оказался свой крейсер. Ночью самолеты вернулись на базу.

Утром 10 декабря японские разведчики (11 машин) были отправлены на поиски английских кораблей. С 7 часов 35 минут по 9 часов 30 минут в воздух поднялись 52 торпедоносца ДБ-96 и «Тип 1» («Мицубиси» G4M), вооруженные торпедами, ещё 34 самолета ДБ-96 были вооружены бомбами. К 10 часам противник обнаружен не был, самолеты использовали большую часть топлива. Один самолет из-за проблем с мотором вернулся на базу.

Японцы обнаружили один корабль (британский эсминец), атаковали, но успеха не добились.


Британский линкор «Принс оф Уэйлс» и линейный крейсер «Рипалс» идут в море в сопровождении эсминца (эсминец «Экспресс» (HMS Express, H61) либо эсминца «Электра» (HMS Electra, H27)). Фотография сделана с борта японского самолета. 10 декабря 1941 г.

Бой у Куантана


В начале 11 часов японцы обнаружили «Соединение Z».

Первые 9 самолетов атаковали корабли. В 11 часов 13 минут ПВО кораблей начало отражать атаку. Из 9-ти сброшенных 250-кг бомб одна попала в линейный крейсер и поразила корму. Была уничтожена катапульта для запуска самолёта-разведчика. Несколько японских самолетов были повреждены.

Около 11 часов 35 минут атаковала вторая волна японских самолетов.

По японским сообщениям (по опросу лётчиков): крейсер атаковало 43 самолета. Бомбардировщики – сбрасывали на корабли бомбы, торпедоносцы – атаковали с небольшой высоты.

Авиакорпус «Гэндзан» сбросил 7 торпед, из них 4 попали в цель; корпус «Каноя» – сброшено 20 торпед, попало – около 10; корпус «Михоро» – сброшено 7 торпед, попали – 4, также попала 1 бомба из 8.

Линкор «Принц Уэльский» атаковало 15 самолетов: торпедоносцы корпуса «Гэндзан» сбросили 9 торпед, попали – 4; 6 самолетов «Каноя» добились 6 попаданий; 11 бомбардировщиков «Михоро» сбросили 14 бомб, попала только одна. Ещё 9 самолетов «Михоро» сбросили 18 бомб, но мимо.

Британцы сбили три самолёта.

По английским данным, ситуация была иной.

«Рипалс» вообще уклонился от всех торпед. В «Принц Уэльский» попало 2–3 торпеды в левый борт. Но повреждения были тяжелыми: выход из строя рулевого устройства и двух гребных винтов, затопление поста энергетики и живучести, одного котельного и одного машинного отделений. Это вызвало падение скорости до 15 узлов, а выход из строя электрики большей части корабля сделал невозможным использование большей части зенитной артиллерии. В результате вторая атака стало роковой для «Принца Уэльского». Новейший линкор превращался в груду металлолома.


Торпедоносец ДБ-96 ВМС Японии в полёте

В 11 часов 56 минут началась атака третьей волны – группа по 9 торпедоносцев и 9 бомбардировщиков. Тяжелый крейсер снова смог уклониться, но одна торпеда попала в цель.

Около 12 часов 23 минут началась новая атака. Линкор получил две торпеды в нос и две – в корму. «Рипалс» получил 3 торпеды в левый бок, одну – в правый. Линейный крейсер потерял управление, самопроизвольно сделал резкий разворот на 90 градусов и быстро затонул. Эсминцы сопровождения спасли 796 человек, погибло 513. Японские самолеты атаковали эсминцы, но попаданий не добились.

Линкор ещё некоторое время двигался, но затем стал сильно крениться и в 13 часов 20 минут затонул.

Эсминцы подняли 1 285 человек, 327 погибло. Среди погибших был адмирал Филлипс и командир линкора капитал Джон Лич. Капитана «Рипалса» Теннанта удалось спасти.

Только около 14 часов в зоне сражения появились британские истребители. Адмирал Филлипс запросил воздушной поддержки в начале сражения. Помощь ему обещали, но было уже поздно. Хотя поддержка английских истребителей могла сорвать атаку японских бомбардировщиков, либо значительно ослабить её.

Эсминцы ушли в Сингапур.


Действия «Соединения Z» у берегов Малайи 8–10 декабря 1941 г.

«За всю войну я не получал более тяжёлого удара»


Британское командование в ходе плохо спланированной и проведённой операции лишилось в Юго-Восточной Азии самых мощных кораблей, которые могли противостоять японским ВМС у берегов Малайи, сдерживая наступление противника.

Это стало одной из предпосылок быстрого падения Сингапура и потери Малайи.

Британский премьер Черчилль оценил эти события, как самый тяжелый удар за всю войну. При этом японские ВВС заплатили за уничтожение двух мощных линейных кораблей поразительно малую цену – потеряно всего 3 самолета.
Это сражение стало тяжелым уроком для союзников и показало возросшие возможности авиации по уничтожению крупных надводных кораблей. Японские лётчики продемонстрировали хорошую подготовку, совершали одновременные атаки с разных направлений, умело использовали радиосвязь, координируя свои действия. С британской стороны выявились ошибки командования, которое вывело в море корабли без знания общей ситуации, без истребительного прикрытия, недооценивая ВВС противника, со слабой противовоздушной обороной крупных кораблей.

Этот бой показал, что эпоха линкоров, как ведущих кораблей на море, ушла в прошлое. Впервые целые крупные боевые корабли, имеющие свободу манёвра, были потоплены в открытом море.

В итоге Пёрл-Харбор и сражение у Куантана заставили США и Британию направить усилия на строительство авианосцев, развитие морской авиации. Развивалась тактика ударной морской авиации. Одновременно усиливалась корабельная ПВО.


Аэрофотосъемка бомбежки британского крейсера «Рипалс» с японского бомбардировщика


Команда покидает тонущий британский линкор «Принс оф Уэйлс» в районе Куантана в Южно-Китайском море. На фото справа – британский эсминец «Экспресс», подошедший для снятия экипажа с тяжело поврежденного линкора
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    14 декабря 2021 06:30
    Немного иллюстраций по теме.



    Японцы даже марки выпустили, посвящённые этому бою
    1. +5
      14 декабря 2021 07:32
      Константин hi , рад видеть в полном здравии.
      1. +7
        14 декабря 2021 07:55
        Спасибо, Алексей! ))
        Постараюсь соответствовать полному здравию.)) drinks
        1. +12
          14 декабря 2021 09:07
          Немного иллюстраций по теме
          Спасибо! Немного фото по теме, например
          идут в море в сопровождении эсминца (эсминец «Экспресс» (HMS Express, H61) либо эсминца «Электра» (HMS Electra, H27)
          Стало интересно,нашел немного более четкий снимок
          Судя по трубам осмелюсь предположить, что это все же эсминец «Электра»
          1. +10
            14 декабря 2021 09:10
            Он и эсминец «Вампир»
            смогли поднять из воды 42 из 69 офицеров (включая Теннанта, вспоминавшего потом: «Когда наш крен достиг 30° на левый борт, я посмотрел на правый борт с мостика и увидел, что там собрались двести или триста человек. Нигде не было ни малейшего признака паники или плохой дисциплины. Я сказал им с мостика, что они хорошо сражались, и пожелал им удачи. Корабль задержался как минимум на полторы-две минуты с креном около 60 или 70°, а затем перевернулся») и 754 из 1240 матросов.
            1. +10
              14 декабря 2021 09:14
              Ну и еще один спасатель, эсминец «Экспресс»
              В 15:09 из Баликпапана на соединение с эскадрой Филлипса вышел обещанный американским адмиралом Хартом 57-й дивизион эсминцев - старые «флэшдекеры» «Олден», «Эдсолл», «Джон Д. Эдвардс», «Уиппл» и «Стронгхолд».С «Экспресса» им по радио сообщили о гибели обоих линкоров, но американские корабли всё-таки дошли до места боя, обследовали его, но никого более не нашли. Им удалось лишь захватить попавшийся по пути японский траулер «Шофу-мару». Днём 11 декабря 57-й дивизион эсминцев прибыл в Сингапур, присоединившись к уже не существовавшему «Соединению Z».
              1. +10
                14 декабря 2021 09:38
                и 4 эсминцев (Electra, Express, Vampire, и Tenedos)


                Электра - потоплен яп. ЭМ 27.02.1942 (Яванское море)
                Вампир - потоплен яп. палубниками 09.04.1942 (Цейлон)
                Тенедос - потоплен яп. палубниками 05.04.1942 (Коломбо)

                Только Экспресс пережил войну. Уже будучи канадским, был сдан на металл в 1948-ом, и останки его, вроде, похоронены на знаменитом кладбище кораблей в Ройстоне.
          2. +5
            14 декабря 2021 09:15
            Леший его знает, судить по этой фотографии. Увеличил, подконтрастил, а всё равно, какой-то плавучий гроб получается. request
            1. +3
              14 декабря 2021 15:13
              Морской Кот, это «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» во время воздушного налёта, на переднем плане эсминец «Вампир»
              history.navy.mil
              1. +2
                14 декабря 2021 15:15
                Понятно, спасибо. smile
  2. +8
    14 декабря 2021 07:11
    Японские солдаты переходят реку по временному мосту в джунглях Малайи во время наступления на Сингапур


    А опорами под бревна моста служат...спины и плечи самих солдат. belay

    Да уж...
    Авиакорпус «Гэндзан» сбросил 7 торпед, из них 4 попали в цель; корпус «Каноя» – сброшено 20 торпед, попало – около 10; корпус «Михоро» – сброшено 7 торпед, попали – 4, также попала 1 бомба из 8.

    Линкор «Принц Уэльский» атаковало 15 самолетов: торпедоносцы корпуса «Гэндзан» сбросили 9 торпед, попали – 4; 6 самолетов «Каноя» добились 6 попаданий.
    Потеряно 3 самолета


    Да это просто избиение, как на полигоне по мишеням.

    Только что сами англичане при помощи авиации угробили "Бисмарк" и вот такая вопиющая недооценка авиации противника...Странно...
    1. +9
      14 декабря 2021 10:02
      Ну - Бисмарк таки угробили артиллерией.. Авиацией - просто достигли всё-таки случайного попадания торпедой в рули. Да и то - был таки шанс у него выкрутится..

      А тут - что вы хотите, сунуть корабли фактически с никаким ПВО и без прикрытия под массированный удар авиации.. Какой ещё мог быть результат? Непонятно вообще зачем они это сделали - если хотели поймать японцев на высадке, так неужели рассчитывали что она проводится без прикрытия как флотом так и авиацией? Глупость какая-то..Вот и поплатились.
      1. +2
        14 декабря 2021 10:48
        Цитата: paul3390
        Глупость какая-то..Вот и поплатились.

        Это да. Ну, если б Индомитебл не сел на мель в Кингстоне и дошёл бы до Сингапура, может, всё случилось бы иначе, как знать.
        1. +7
          14 декабря 2021 10:54
          Не уверен что он со своим ничтожным количеством откровенно дрянных Fairey Fulmar и Sea Hurricane смог бы оказать какое-то положительное влияние.. Скорее всего - тупо утонул бы за компанию..
          1. +2
            14 декабря 2021 12:05
            Цитата: paul3390
            Скорее всего - тупо утонул бы за компанию..

            не исключено. Но всё же, думаю, схема боя несколько изменилась бы. На три корабля такого класса с каким-никаким авиаприкрытием полусотни самолётов могло японцам и не хватить. Хотя, с другой-то стороны - Принцу хватило 2-х бом и шести торпед, а Рипалсу и того меньше - 1 и 5 соответственно. Правда, неясен процент промахов императорских лётчиков.
        2. +6
          14 декабря 2021 12:19
          Цитата: Пепел Клааса
          Ну, если б Индомитебл не сел на мель в Кингстоне и дошёл бы до Сингапура, может, всё случилось бы иначе, как знать.

          Ну да, тогда бы к первым линкорам, потопленным авиацией в открытом море, добавился бы и первый авианосец, потопленный базовой авиацией в открытом море. smile
          "Индомитебл" принят флотом 10.10.41 г. Куда ему супротив японских асов начального периода войны, прозревающих ясным днём звёзды в небе.
      2. 0
        14 декабря 2021 13:46
        Цитата: paul3390
        Ну - Бисмарк таки угробили артиллерией.. Авиацией - просто достигли всё-таки случайного попадания торпедой в рули. Да и то - был таки шанс у него выкрутится..


        Это была уже третья целенаправленная атака групп самолетов с авианосцев и случайности не было.

        И до этого, кстати, было попадание с торпедоносца , но торпеда попала в броневой пояс Бисмарка.
      3. -1
        18 декабря 2021 14:12
        Глупостей они немало создали. Разгром каравана PQ-17 например. Испугались Тирпица и отдали на дно больше 20 транспортов. Ясно было, что против Тирпица можно было также применить бомбардировщики, с баз в Шотландии они могли доставать.
    2. +5
      14 декабря 2021 11:59
      Цитата: Ольгович
      Да это просто избиение, как на полигоне по мишеням.

      Британские корабли остались без авиационного прикрытия. Если бы адмирал Филлипс не был так самонадеян и попросил вовремя воздушное прикрытие из Сингапура или Куантана, то "избиения младенцев" не произошло бы.
      1. +2
        14 декабря 2021 12:53
        Цитата: tihonmarine
        Если бы адмирал Филлипс не был так самонадеян и попросил вовремя воздушное прикрытие из Сингапура или Куантана, то "избиения младенцев" не произошло бы.

        Сэр Томас хранил радиомолчание. Не дай-то бог японцы услышат и узнают.....))
        1. +3
          14 декабря 2021 13:12
          Цитата: Пепел Клааса
          Сэр Томас хранил радиомолчание. Не дай-то бог японцы услышат и узнают..

          Хотя японцы знали: "В конце ноября 1941 года, мы получили от нашей разведки, что два британских линкора замечены в продвижении на восток в Индийском океане. Позднее выяснилось, что два линкора 2-3 декабря прибыли в Сингапур."
          1. +1
            14 декабря 2021 19:56
            Цитата: tihonmarine
            Хотя японцы знали: "В конце ноября 1941 года, мы получили от нашей разведки, что два британских линкора замечены в продвижении на восток в Индийском океане. Позднее выяснилось, что два линкора 2-3 декабря прибыли в Сингапур."

            Я не об этом. То, что эта пара идёт в Сингапур, японцы знали уже сразу после рандеву Принца и Рипалса в Коломбо в конце октября.
            Я говорю, что сэр Томас пытался скрыть маневры Соед.Z от японцев и от своего штаба одновременно)
            1. 0
              14 декабря 2021 20:18
              Цитата: Пепел Клааса
              Я говорю, что сэр Томас пытался скрыть маневры Соед.Z от японцев и от своего штаба одновременно

              Ну и Томас конечно знал что его "пасут", тем более что вылеты на уничтожение: японцы начали уже 7 декабря. А вот от своих чего скрыл, от Сингапура меньше 100 миль, прикрыли бы.
        2. +5
          14 декабря 2021 13:32
          Крайне спорная идея - прикрытие кораблей в море силами береговой авиации. Это мало кому удавалось :-) . Тем более прикрытие Брюстерами/Харрикейнами, принадлежащими ВВС, кораблей ВМФ Тем более, что прикрытие надо было делать неизвестно где и когда.
          Не очень понятно, почему "линкоры маневрировали самостоятельно" во время воздушной атаки японцев и четыре эсминца не пытались хотя бы имитировать ордер ПВО.
          Авианосец со своей авиагруппой и артиллерией ПВО мог бы, конечно, поменять бой у Куантана (или хотя бы мог вести более эффективную разведку/торпедные атаки в стиле авианосцев АВС в Средиземноморье).
    3. +2
      14 декабря 2021 14:20
      И выше фото солдаты гурки готовят миномет к стрельбе, мины во всю пошли а ствол закрыт чехлом.
    4. 0
      16 декабря 2021 09:30
      Не понимаю, почему считается, что Бисмарк утопила авиация, в то время как на самом деле она внесла минимальный вклад в его уничтожение. Ему гораздо больше досталось от артиллерии. К тому моменту как пойти на дно, Бисмарк лишился почти всех орудий и это точно сделала не авиация. Да и злополучную дыру в носовой части, давшую дифферент на нос и крен на борт, с закономерной потерей скорости и меневренности, он получил так же отнюдь не от самолёта.
  3. +5
    14 декабря 2021 07:51
    Японцы строили неплохие корабли, самолёты. Но танки делали как бы не очень что бы очень.
    1. +8
      14 декабря 2021 07:59
      Но танки делали как бы не очень что бы очень.


      Да они окромя слёз жалости, других чуйств и не вызывали. bully

      Вон, англичанин, сидит на японце и плачет. laughing

      1. +4
        14 декабря 2021 08:09
        Да уж, танк трактором переехать, это конечно нонсенс. wassat
    2. +3
      14 декабря 2021 12:26
      Цитата: Вольный ветер
      Но танки делали как бы не очень что бы очень.

      Так гонять китайцев и колониальную пехоту Союзников начала войны и таких хватало.
      Даже против морпехов эти жестянки были танками - пока "Шерман" на помощь не приехал. smile
    3. +2
      14 декабря 2021 13:32
      Цитата: Вольный ветер
      Японцы строили неплохие корабли, самолёты.

      Истребители были хорошие, а вот бомбардировщики обладали слабым стрелковым вооружением, по три 7.7 мм. пулемёта, хотя на Тип-96 (мод.22) дополнительно получил пушку 20 мм.( лента на 125-250 снарядов).
  4. Странно, что японцы дали вести спасательные работы эсминцам (бОльшая часть команд английских посудин была спасена). В похожей ситуации у Окинавы японские эсминцы сопровождения Ямато и Яхаги ничего не смогли предпринять: почти вся команда Ямато погибла!
    1. +2
      14 декабря 2021 12:09
      Цитата: Дмитрий Николаевич Федунов
      Странно, что японцы дали вести спасательные работы эсминцам

      Интересно, а как бы они "не дали"??? Экипажи "неллов" должны кружить на последних каплях топлива и расстреливать ЭМ из пулемётов? Чтобы героически плюхнуться в воду с заглохшими двигателями? К тому же, из Сингапура уже летели истребители.
    2. 0
      14 декабря 2021 12:43
      Да и фиг с ними.
    3. +1
      14 декабря 2021 16:17
      Дык, там у Ямато боезапас бахнул. После такого выживают пара человек.
  5. +4
    14 декабря 2021 08:54
    Бомбардировщики – сбрасывали на корабли бомбы, торпедоносцы – атаковали с небольшой высоты.

    ценнейшее замечание. На случай, если на ВО заглянет кто-нибудь с кулинарного сайта)
    У меня был очень талантливый сосед, он как-то написал стихи про войну:
    Танки танкуют, пехота пехтит
    И самолёты летают...

    6 лет поэту...
  6. +2
    14 декабря 2021 08:57
    Четырёхорудийная башня главного калибра.
    Сначала подумал, что фантазия художника.
    1. +6
      14 декабря 2021 09:20
      Сначала подумал, что фантазия художника.


      Отнюдь. Современник "Принца", французский линкор "Дюнкерк".

      1. +2
        14 декабря 2021 10:25
        Цитата: Морской Кот
        Отнюдь. Современник "Принца", французский линкор "Дюнкерк".

        если вы в теме, что показал опыт эксплуатации?
        1. -2
          14 декабря 2021 10:38
          "Дюнкерк" в войне почти не учувствовал. Почитайте про операцию "Катапульта".
          Его систершип "Ришелье" себя тоже ничем не прославил.
          1. +7
            14 декабря 2021 10:55
            belay
            Систершип "Дюнкерка" "Страссбург" wink
            "Ришелье" "Дюнкерку" такой же систершип, как "Бисмарк" "Шарнхорсту" lol
            1. +2
              14 декабря 2021 11:08
              Вы правы, а я ошибся. Бессонница доконала. request
        2. +3
          14 декабря 2021 13:59
          Цитата: Наводлом
          если вы в теме, что показал опыт эксплуатации?

          Смотря у кого. Если у французов, то у них с опытом эксплуатации по известным причинам было не густо. Свой лучший опыт они получили на "Ришелье" - снаряды нужно испытывать при давлении в стволе большем, чем максимально возможное для наибольшего штатного метательного заряда. Иначе в первом же реальном бою можно полностью лишиться одного ствола и вывести из строя ещё два (раздутие ствола с разрывом нарезов).

          Причина проста - бронебойный снаряд имел полости в основании (для установки контейнеров с ОВ), закрывавшиеся защитной крышкой. Крышка не выдержала давления при выстреле полным боевым зарядом (оно оказалось больше расчётного) и разрушилась. Её осколки, пройдя через полости, пробили ослабленные в этих местах стенки каморы с ВВ и детонировали разрывной заряд.
        3. +5
          14 декабря 2021 14:16
          А вот лайми получили неоценимый опыт эксплуатации четырёхорудийных башен - в бою "PoW" с "Бисмарком" (двухорудийную башню В я не рассматриваю - хотя и в ней проблем хватало). Собственно, проблемы с башнями возникли ещё до боя - оказалось, что при заряжании движущиеся части досылателей бьются о защитные дверцы систем подачи снарядов и зарядов - вплоть до того, что на одном из орудий образовавшиеся задиры мешали их полному открытию. На другом орудии обнаружились неисправности системы подачи снарядов.
          А потом был бой. И началось...
          В Башне А механизмы подачи снарядов повредили кронштейны шарнирных лотков - подача снарядов возможна только после замены подшипников; система подачи орудия №1 так и не работает, из-за чего орудие участвовало только в одном залпе; у орудия №2 после второго залпа выходит из строя одна из блокировок системы подачи - и далее её приходится каждый раз включать вручную; у орудия №4 в середине боя обнаруживается механическая неисправность в системе подачи - и приходится помогать ей в работе кувалдой, затем на нём же выходит из строя очередная блокировка - и её тоже приходится включать вручную.
          В Башне Y на 11 залпе система подачи орудия №3 подала только снаряд - несмотря на все блокировки и индикаторы, в результате орудие пропустило залпы с 15 до 20; на 12 залпе у орудия №2 не открылись защитные дверцы системы подачи снарядов и зарядов, в результате орудие пропустило залпы с 14 и далее; на 20 залпе соскользнувший снаряд попал в кольцевой механизм системы подачи во время его работы - система вышла из строя, башня прекратила огонь, механизм частично был исправлен через час после конца боя, полностью - через два часа.
          В результате, к концу боя "PoW" остался с 5 действующими орудиями, причём все из них стояли в носовых башнях. Кормовые КУ после выхода из строя Башни Y остались полностью "голыми" - и это на уходящем от противника корабле.

          В общем, главным противником "PoW" была его же собственная артиллерия. smile

          ИЧХ, в 1943 г., у "DoY" в бою с "Шарнхорстом" были те же проблемы с постоянными неисправностями системы подачи. Результат - на 446 выпущенных снарядов 241 пропуск залпов.

          Самое же забавное в этом то, что англичане приняли решение о разработке принципиально новых четырёхорудийных БШ ГК для ЛК типа "KGV", уже имея печальный опыт доводки до ума предыдущих принципиально новых трёхорудийных БШ ГК для ЛК типа "Нельсон". Причём на момент принятия решения о вооружении новых ЛК работы по доводке башен старых ещё не были завершены - а начались они в 1927 г. И у башен "Нельсонов" основные проблемы были опять-таки с системой подачи снарядов и зарядов и блокировками. belay
          1. ban
            +1
            14 декабря 2021 18:30
            Но, справедливости ради, Вэнгард вооружили 15" ордиями ПМВ в башнях, снятых с Глориеса и Корейджеса при перестройке их в авианосцы, но зато с дистанционным управлением поворотом башен ГК (уникальный линкор!)
      2. +5
        14 декабря 2021 13:21
        Насколько я знаю, подобные четырехорудийные башни появились не от хорошей жизни. Надо было как-то уложиться в заданное водоизмещение. Да и при повреждении башни сразу четыре ствола в минус. Кошмар.
        1. +3
          14 декабря 2021 13:28
          [quote] Да и при повреждении башни сразу четыре ствола в минус [/quote]

          [q«Ришелье» участвовал в морском бою в сентябре 1940 года (Сенегальская операция), когда британское соединение в составе авианосца «Арк Ройал» и линкоров «Бархэм» и «Резолюшен» пыталось принудить французские корабли к сдаче. В бою «Ришелье» добился одного попадания в английский линкор «Бархэм». Французский линкор больших повреждений не получил, лишившись одного из орудий главного калибра в результате разрыва снаряда в стволе.uote] [/quote]

          Как видно, только одно орудие вышло из строя.))



          Но ведь все французы толком и не воевали.
          1. +3
            14 декабря 2021 13:44
            Да, повреждение повреждению рознь. А если бы им "чемодан" в башню прилетел? Заклинило бы? Или механизмы поворота вышли бы из строя, хоть и временно. В общем: "всё яйца в одной корзине" - это не есть хорошо.
            1. +1
              14 декабря 2021 14:36
              "всё яйца в одной корзине" - это не есть хорошо.


              С этим, конечно, согласен.
          2. +2
            14 декабря 2021 21:11
            Цитата: Морской Кот
            Как видно, только одно орудие вышло из строя.))

            Вообще-то - три. wink
            Орудие №7: разрыв снаряда в стволе и отрыв ствола во время первого залпа.
            Орудие №8: разрыв снаряда в стволе и раздутие ствола с разрывом нарезов на длине 8 м во время первого залпа.
            Орудие №5: разрыв снаряда в стволе и раздутие ствола с разрывом нарезов во время разряжания выстрелом через несколько дней после боя. При этом орудие заклинило в положении отката на угле ВН 15 градусов.
            После такого перформанса Орудие №6 французы разряжали через казённую часть - это оказалось безопаснее. smile
            1. 0
              14 декабря 2021 21:22
              Спасибо, Алексей! smile
        2. +3
          14 декабря 2021 15:44
          советую глубже изучить вопрос конструкции этих башен.На самом деле .эти башня-это ДВЕ независимые полубашни .каждая с двумя орудиями.
          1. +2
            14 декабря 2021 17:34
            Да, спасибо за уточнение! Проектировщики, конечно, постарались минимизировать недостатки подобной компоновки. Но...
            Стволы очень близко друг от друга, взаимно влияют (не влучшую сторону).
            Недаром германские адмиралы двухорудийки предпочитали. И управлять легче.
  7. -6
    14 декабря 2021 09:17
    Не безукоризненно, конечно, но результат превосходный. Обидно за командира японской ПЛ, умудрившегося промазать пятью торпедами. Обе разведки, конечно, оплошали. И сэр Филлипс далеко не гений. В общем, то, что не сделал с Принцем Линдеманн в Датском проливе, сделали японцы.
    1. +5
      14 декабря 2021 10:58
      Сожалеешь? В ту войны мы были с ними союзниками. Ок. Бисмарк потопил Принца и остался цел. Как Вам вариант, что не Шарнхорст, а Бисмарк пришли в Диксону. Смогла бы его батарея полевой артиллерии отогнать? Настоящий линкор а не "карманный броненосец".
      1. +2
        14 декабря 2021 11:52
        Цитата: Дмитрий Иванов_8
        Сожалеешь?

        никаких эмоций, чисто ситуативная досада за неудачу подводника. А чего мне британцев жалеть? Высокомерные колонизаторы, как и вся ABDA. Катились к закату и цеплялись за свои колонии. Французы после войны всё своими героическими розовыми соплями залили про Сопротивление и прочих де-голлей, а как мёртвых вьетнамцев в море сваливали во время подавления восстания Намки, как Свободная Франция надменно отказалась сотрудничать с партизанами Индокитая, что де Голль готовил Индокитаю, и проч. и проч. - вспоминать не любят, "видно, память моя однобока.."(с)
        Да и тому ж, СССР не был в состоянии войны с Японией. Это не наш театр.
      2. -1
        14 декабря 2021 12:42
        У Диксона был "Адмирал Шпеер".
        1. 0
          14 декабря 2021 13:30
          "Неуд" мне по истории :(.
          Но факт есть факт. "Англичанка гадит", а вот сами англы (современные) - в общение не плохи. Приходилось с ними общаться на конференциях. Крайняя, была: "6-Междунарподная конференция STEMI" в Мск в 2019 году осенью.
          1. 0
            14 декабря 2021 14:35
            Святое время было.Без масок!Шучу конечно. bully
          2. +2
            14 декабря 2021 15:21
            Цитата: Дмитрий Иванов_8
            а вот сами англы (современные) - в общение не плохи. Приходилось с ними общаться на конференциях.

            И что? Это каким боком к обсуждаемому? Ну, наш партнёр-британец в начале нулевых нас на Гернси встречал в форме майора Советской Армии для прикола - из этого тоже следует сделать вывод, что все англичане хранят в шкафу советскую форму "на всякий случай"?
        2. +3
          14 декабря 2021 21:19
          Цитата: Фил77
          У Диксона был "Адмирал Шпеер".

          "Адмирал Шеер".
          Шпеер был рейхсминистром вооружения и военного производства.
          И был ещё один панцершиффе с названием, начинавшимся с "Адмирал", и буквами "Ш" "П" и "двойное Е" в названии - "Адмирал граф Шпее" - самозатопившийся у Монтевидео 17.12.1939 г. smile
  8. +7
    14 декабря 2021 09:41
    Вообще то, ДБ-96-нечто загадочное! Был Type 96, он же G3M, да и одномоторных истребителей, как на рисунках, в том бою не было. И самое занятное, что джапам здорово помогли сами бриты: японцы долго не могли найти Соединение и готовились к возвращению на базы, да тут один из наблюдателей обнаружил в разрывах облаков летающую лодку Валрус и проследив ее курс вывел японскую армаду прямо на крейсера.
    1. +3
      14 декабря 2021 09:57
      Цитата: Xenofont
      японцы долго не могли найти Соединение

      это да, первый раз "неллам" пришлось возвращаться во Вьетнам и садиться ночью с подвешенными торпедами. Да ещё по пути чуть не разбабахали собственный крейсер.
    2. +5
      14 декабря 2021 10:39
      Цитата: Xenofont
      Был Type 96, он же G3M
      Из картинок ближе к теме.
    3. -1
      14 декабря 2021 12:08
      Цитата: Xenofont
      Вообще то, ДБ-96-нечто загадочное! Был Type 96, он же G3M, да и одномоторных истребителей, как на рисунках, в том бою не было.

      Работали при потоплении "Z"- 22 воздушная флотилия: бомбёры Тип-96, Тип-1, истребители Зеро, разведчики Тип-98.
      1. +3
        14 декабря 2021 12:25
        Никаких Зеро не было, были два разведчика C5N и бомберы из авиагрупп Гензан, Каноя и Михоро. Источник: Шорес, Кулл, Изава "Кровавая неразбериха" в 2-х томах на аглицком. Более достоверного источника не найти.
        1. 0
          14 декабря 2021 12:47
          Цитата: Xenofont
          Более достоверного источника не найти.

          Почему же, я также верю Окумия участнику этой операции.
          1. +1
            14 декабря 2021 13:13
            В отличии от воспоминаний Окумии, упомянутые мною авторы -исследователи с двух сторон, использовавшие национальные архивы
            1. +1
              14 декабря 2021 14:03
              Цитата: Xenofont
              упомянутые мною авторы -исследователи с двух сторон, использовавшие национальные архивы

              С ними тоже не поспоришь.
  9. +2
    14 декабря 2021 10:34
    Японские лётчики продемонстрировали хорошую подготовку, совершали одновременные атаки с разных направлений, умело использовали радиосвязь

    Японские морские летчики были высококлассные специалисты, а торпедоносцы были самые лучшие в мире. А вот радиосвязь была не на всех самолётах.
    1. +6
      14 декабря 2021 10:45
      Торпедоносцы были самыми "дальнобойными" из-за экономии веса конструкции за счет отсутствия протектированных топливных баков и бронирования, но и горели они как спички.
      1. 0
        14 декабря 2021 12:26
        Цитата: Xenofont
        Торпедоносцы были самыми "дальнобойными" из-за экономии веса конструкции за счет отсутствия протектированных топливных баков и бронирования

        Командир 2 эскадрилии Окумия летевший на Тип-96 пишет:
        "Поскольку мы летели с торпедами, наш запас горючего был на 30% ниже."
        1. 0
          14 декабря 2021 17:02
          Цитата: tihonmarine
          Командир 2 эскадрилии Окумия летевший на Тип-96 пишет:
          "Поскольку мы летели с торпедами, наш запас горючего был на 30% ниже."

          загадочная фраза. То есть, вместо 4 тонн заправляли мегьше 3-х, что ли?
          1. +1
            14 декабря 2021 17:29
            Цитата: Пепел Клааса
            загадочная фраза. То есть, вместо 4 тонн заправляли мегьше 3-х, что ли?

            Тип-96 с подвеской торпед. И если летали за 400 миль вполне возможно. Хотя я не авиатор, но просто читал все мемуары японских лётчиков, которые есть в серии книг "За линией фронта".
            Но Окумия он пилот закончивший академию, один из асов, и летал также на бомбардировщиках, и работал в штабах.
            При потоплении "Z" бал командир эскадрьльи.
            1. 0
              14 декабря 2021 18:22
              Цитата: tihonmarine
              которые есть в серии книг "За линией фронта".

              Не знаю, не знаю...в бытность свою студиозусом и позже подвизался переводчиком, скулы сводило от технических текстов, хлеб толмача труден) Как-то пришлось читать редакцию мемуара, кажется, Хасимото - перевод с английского, переведённого с японского - так исплевался. И в упомянутой Вами серии грешки переводчистские изобилуют. Может, имелось в виду, что расход топлива с полной загрузкой выше на 30%?
              1. 0
                14 декабря 2021 18:29
                Цитата: Пепел Клааса
                И в упомянутой Вами серии грешки переводчистские изобилуют. Может, имелось в виду, что расход топлива с полной загрузкой выше на 30%?

                Я боюсь что совру, ибо трудно понять, но кажется они брали запас бомб и подвешивали торпеду. Я не знаю тонкостей, но когда они отправлялись из Сайгона то французские лётчики удивлялись увидев подвешенную торпеду.
                А грешков в переводах везде навалом, тем более, что сначала переводили бриты, а уже с бритов переводили на русский. Что находил на аглицком, то кое что переводил, да на всё время не хватает.
                1. +2
                  14 декабря 2021 19:07
                  Цитата: tihonmarine
                  но кажется они брали запас бомб и подвешивали торпеду.

                  ))
                  Думаю, это решительно невозможно - подвеска бомб была только внешняя, под фюзеляжем. Так что - или-или. Вот он с бомбами:


                  вот с торпедой:

  10. +4
    14 декабря 2021 11:44
    Британское командование решило усилить свои ВМС на Дальнем Востоке. 2 декабря 1941 года в Сингапур прибыло «Соединение Z» – линейный корабль «Принс оф Уэлс» (отметившийся участием в сражении с германским «Бисмарком») и линейный крейсер «Рипалс».

    Первоначально в состав соединения планировалось включить авианосец "Индомитебл", но 3 ноября при заходе в Кингстон на Ямайке он сел на мель и 12 ноября встал в ремонт на месяц. Впрочем, вряд ли бы это что-то изменило: АВ был абсолютно "зелёным" - он официально был принят флотом только 10 октября.
    От американцев поддержки теперь не ждали (разгром Пёрл-Харбор), авиационное прикрытие было слабым.

    Что значит "теперь не ждали"? Американцы ещё до войны не планировали никаких подкреплений даже для своего Азиатского флота, не говоря уж о помощи британцам. И вообще, защита ЮВА считалась задачей Британии. Причём в качестве основных положений для всех предвоенных планов выступали решения совместной американо-британской конференции АВС-1, проведённой в начале 1941 г. - так что британцы должны были быть в курсе.
    Единственное, на что могли надеяться британцы - это на помощь американских ВВС с Филиппин. Но МакАртур лишил их этой надежды, своим бездействием и несвоевременной отдачей приказов уничтожив свои "крепости" прямо на аэродромах.
  11. +3
    14 декабря 2021 13:36
    Впечатляют выложенные рисунки боя. Прям чувствуешь это колоссальное напряжение противоборствующих сторон.
  12. Eug
    0
    14 декабря 2021 14:31
    Привыкли гонять итальянцев по Средиземному морю и оказались совершенно неготовыми к столкновению с гораздо более серьезным противником.
  13. +2
    14 декабря 2021 14:55
    Дикая была мысль послать в Сингапур не мощную эскадру в составе пары Кингов и пары АВ типа "Илластриес" с крейсерами типа "Дидо" и новейшими эсминцами, а новейший линкор с престарелым линейным крейсером. Лучше уж было ничего не посылать. А так - закономерный итог жертвоприношения.
    Интересно, а как Черчилль и Филлипс видели себе сражение с Японским флотом? Ведь в артиллерийском бою с "Нагато" и "Муцу" у английских кораблей шансы невелики. А японским тяжёлым крейсерам с их длинными копьями вообще противопоставить него.
    1. +1
      14 декабря 2021 22:14
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Дикая была мысль послать в Сингапур не мощную эскадру в составе пары Кингов и пары АВ типа "Илластриес" с крейсерами типа "Дидо" и новейшими эсминцами, а новейший линкор с престарелым линейным крейсером.

      А где всё это богатство взять?
      "Кингов" у Империи на момент отправки Соединения Z было только два. Третий был принят флотом 01.11.1941. Оставить его караулить "Тирпиц" в одиночку - это значит повторить историю первого боя "Принца".
      С современными авианосцами на ноябрь 1941 г. ситуация и того хуже. "Арк Ройал", которым хотели усилить Соединение Z, потоплен в середине ноября 1941 г. "Илластриес" и "Формидебл" - в США, проходят ремонт и испытания после него (укатали сивок средиземноморские горки smile ). "Индомитебл", которым тоже хотели усилить Соединение Z, сел на мель в Кингстоне и тоже ушёл в ремонт. Единственный "Викториес" отдувается за всех в Home Fleet, карауля "Тирпиц" (как раз в начале ноября 1941 г. разведка перехватила сообщение о планируемом выходе, тревогу отменили только 13 ноября). И всё - больше современных АВ у Империи нет.
      1. +1
        15 декабря 2021 08:41
        Добрый день, Алексей!
        Готов немного поспорить.
        Выход "Тирпица" в океан в конце 1941 г. - фантастика. Но и в случае этого суицида со стороны немцев у англичан достаточно сил для его перехвата: один быстроходный линкор, два линейных крейсера, два могучих утюга.
        Авианосцы вы подсчитали правильно, но в пару к "Викториесу" можно послать и "Фьюриес", не нужны авианосцы в метрополии (я молчу про эскортники).
        Главное - не это. Главное - чёткий алгоритм борьбы с японским флотом. А этого нет от слова "совсем".
        Если борьба с десантами - то борьба с конвоями. Если прорыв блокады - генеральное сражение. Набеговые операции - в принципе невозможны.
        Ну а ещё: где "Стирлинги" и "Галифаксы"? Без дальней авиации на Тихом Океане делать нечего.
        1. +2
          15 декабря 2021 11:31
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Выход "Тирпица" в океан в конце 1941 г. - фантастика.

          Тем не менее, в начале ноября "Кинг" и "Викториес" вместе с "Айдахо" и "Миссисипи" были развёрнуты в завесе у Датского пролива, так как разведка получила данные о проходе через Бельт "большого немецкого корабля". У страха глаза велики. smile
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Но и в случае этого суицида со стороны немцев у англичан достаточно сил для его перехвата: один быстроходный линкор, два линейных крейсера, два могучих утюга.

          Один линейный крейсер можно сразу выкинуть - его, в случае чего, придётся вытаскивать из Гибралтара, где он будет традиционно входить в Соединение Н. И останутся у лайми в Home Fleet один только-только введённый в строй линкор и один линейный крейсер.
          И вот, одним утром, эта группа встречается с "Тирпицем" и "Ойгеном" где-то в районе Датского пролива. laughing
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Авианосцы вы подсчитали правильно, но в пару к "Викториесу" можно послать и "Фьюриес", не нужны авианосцы в метрополии (я молчу про эскортники).

          Всё портит "Тирпиц". smile
          Для лайми авианосец - это самое необходимое средство перехвата ЛК. Без них шансов догнать немца мало даже у "Кингов", а у основной массы их ЛК этих шансов вообще нет. Если нет средства сбить ход противнику, то линейные силы Home Fleet бесполезны.
          С учётом опыта охоты за "Бисмарком" и наличия у немцев "Тирпица", в Северной Атлантике у лайми всегда будет оставаться минимум один новый АВ.
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Набеговые операции - в принципе невозможны.

          Возможны. Но для них нужны авианосцы. Янки заложили "покусывание Периметра" набеговыми операциями АВ на начальном этапе войны ещё в довоенные планы - и довольно успешно проводили их.
          А ещё для них нужна нормальная разведка - чтобы во время такого набега вместо сил охраны второстепенной базы не наткнуться "случайно" на одну из японских ДАВ. smile
          1. +1
            15 декабря 2021 13:03
            По "Тирпицу": "Бисмарк" в мае вытолкали в море не дожидаясь "Тирпица", т.к. боялись вступления США в войну летом 1941 г. Результат - удручил, немцы поумнели и в океане воевали только ребята Дейница.
            По авианосцам: Если с середины года обстановка на Дальнем востоке обострилась до предела, какого корня ремонтировать авианосцы парами? Терпи - и будет счастье ("Родней"). А так - четыре эскортника заменят любой ударник в поисковой операции в Атлантике, несмотря на низкую скорость, им ведь ответного авиаудара ждать не приходится.
            По "Ринауну": чего ему делать в Средиземном? Макаронники не шибко воюют (топливо закончилось). Так что четыре-пять единиц линкорного старья, но со вполне работоспособными пятнадцатидюймовками на данном ТВД справятся.
            Набеги хороши при разветвлённом базировании на ТВД (есть куда уйти, где подзаправиться или нырнуть под зонтик своей авиации. Для США - да, для Великобритании - нет.
            А так получается чистая показуха (интересно, для кого?).
            1. +1
              16 декабря 2021 11:33
              Цитата: Виктор Ленинградец
              По "Тирпицу": "Бисмарк" в мае вытолкали в море не дожидаясь "Тирпица", т.к. боялись вступления США в войну летом 1941 г. Результат - удручил, немцы поумнели и в океане воевали только ребята Дейница.

              Это мы сейчас знаем, что до января 1942 г. "Тирпиц" с Балтики ни ногой. А тогда у их лордств слишком свежа была память о "Бисмарке". И опять оказаться в ситуации "встреча только что построенного поствашингтонца и перестроенного линейного крейсера времён ПМВ с немецким поставшингтонцем", да ещё и без возможности подкрепить свои силы вторым поствашингтонцем, они не хотели. Тем более, что в данном случае вместо "Худа" была бы картонная "Перестройка" или "Переделка".
              Цитата: Виктор Ленинградец
              По авианосцам: Если с середины года обстановка на Дальнем востоке обострилась до предела, какого корня ремонтировать авианосцы парами? Терпи - и будет счастье ("Родней").

              А лайми выбирать время ремонта не могли - за них выбор сделали подчинённые толстяка Германа.
              "Илластриес" ушёл в ремонт после того, как 10 января 1941 г., прикрывая КОН Гибралтар-Александрия, попал под удар "штук".
              А 26 мая 1941 г. во время удара по Скарпанто точно так же не повезло "Формидеблу".
              Или Вы предлагаете эксплуатировать АВ с наскоро залатанными дырами в палубе и выбитым самолётоподъёмником? wink
              Цитата: Виктор Ленинградец
              По "Ринауну": чего ему делать в Средиземном?

              А то же, что и раньше - быть единственным быстроходным "большим горшком" лайми на Средиземке, параллельно страхуя южное направление от "Шарля" и "Гнея", стоящих в Бресте. Не забыли о них? wink
              Соединение Н не только против итальянцев было развёрнуто.
              Кстати, с середины августа до конца ноября 1941 г. "Ринаун" был в ремонте - интенсивная эксплуатация ЛКР не прошла даром (обширные течи в булях). С начала войны ЛКР прошёл 185000 миль и провёл в море 381 день, в том числе в составе Соединения Н - 74164 миль и 232 дня в море.
  14. +1
    14 декабря 2021 20:50
    Цитата: Наводлом
    Цитата: Морской Кот
    Отнюдь. Современник "Принца", французский линкор "Дюнкерк".

    если вы в теме, что показал опыт эксплуатации?


    В отчёте 1941 года оьмечалось высокое рассеивание, особенно в режимах концентрации огня и дистанционного управления башнями ГК, недостаточная мощность электроприводов, регулярно уходивших в отключку из-за перегрузки, высказывалось пожелание увеличить глубину нарезки ствола. Также была загадочная фраза, что эти установки требуют обслуги не только технически грамотной, но и с высокой моральной устойчивостью.
  15. +1
    15 декабря 2021 11:14
    Эх, а как хорошо ведь начали япошки. Но вера в большие корабли взяла своё.
  16. 0
    20 декабря 2021 22:19
    Ето затеял лично Churchill с его мишлением ПМВ.
    Думал што Японцы от страха обс....а а получилос предполагателно.
    Oн с Дарданел ничего ненаучился.
  17. 0
    21 декабря 2021 17:08
    Крайне спорная идея - прикрытие кораблей в море силами береговой авиации.

    Не менее спорная чем прикрит кораблей палубной авиации.
    К примеру немци успешно прикрьили проход своих линкоров через Ла Манш в 1942.
  18. -3
    22 декабря 2021 13:10
    До атаки на Пёрл-Харбор в Вашингтоне ещё имели надежду договориться с японцами.

    Вот и следовало договариваться. Японцам нужно было не так много. Всего лишь отмену нефтяного эмбарго и свободу действий в Китае. Ради мира между двумя великими державами считаю вполне посильной ценой позволить сожрать никому не нужных дикарей.