Первые финские пистолеты

170
Первые финские пистолеты
Известный финский радиокомментатор Енцо Севон ведет репортаж с передовой. В левой руке – пистолет FN Model 1910. (Источник SA-kuva)

Подтверждение истины
никогда не излишне,
даже и тогда, когда
спит всякое сомнение.

Уильям Шекспир

Когда речь заходит о финских пистолетах, то есть о пистолетах, сконструированных в Финляндии, обычно вспоминают Lahti L-35. Между тем Аймо Лахти был не первым и даже не вторым в списке финских конструкторов пистолетов. Он был третьим. Более того, при рассмотрении вопроса возникают серьезные сомнения, что Лахти свой пистолет создал «с нуля».

Но об этом немного позже.



Первая попытка


Первую попытку обзавестись пистолетом собственного производства финны предприняли буквально на заре независимой финской государственности – в 1918 году.

Вновь созданную армию надо было чем-то вооружать, в том числе и пистолетами, а ревизия доставшегося «наследства» показала, что финнам досталось очень много пистолетов, только «много» в данном случае обозначало не количество пистолетов, а количество образцов пистолетов. Счет шел буквально на десятки. Притом наряду с такими известными пистолетами, как Luger P08 или FN-Browning M1910, попадались совершенно экзотические образцы вроде немецких Lignose Einhand, Jager Pistole или бельгийского Melior от фирмы Manufacture Liegeoise d'Armes a Feu Robar et Cie.


Пистолет Jager, разработанный в 1914 году компанией Franz Jager & Co, Зуль, которая известна производством охотничьего оружия. Выпускался с 1914 по 1917 годы. Калибр 7,65 мм, масса без патронов 650 грамм, емкость магазина – 7 патронов. Пистолет интересен тем, что большинство его деталей изготовливались штамповкой. Однако в то время столь прогрессивная технология военных отпугнула, и пистолет имел хождение только на гражданском рынке.

Обеспечить такой разношерстный арсенал запасными частями и боеприпасами – задача нетривиальная и для страны с развитым оружейным производством. А в существующей менее года Финляндии – тем более.

Несколько частных фирм, где удалось разместить заказы, с задачей справлялись с трудом. Среди них была и Ab H. Ahlberg & Co Oy из Турку. Директором и акционером фирмы был дипломированный инженер Хьюго Альберг. Предприятие, производившее двигатели внутреннего сгорания и металлообрабатывающее оборудование, располагало достаточно современным для своего времени станочным парком, литейным и кузнечным производством и даже электросварочным оборудованием. Во время войны фирма уже выполняла некоторые заказы для российского военного министерства по изготовлению запасных частей стрелкового оружия, в том числе пулеметных замков.


Хьюго Альберг. К сожалению, история не сохранила даже качественной фотографии создателя первого финского пистолета.

Вникнув проблему, Альберг предложил военному ведомству самое оптимальное, на его взгляд, решение – производить на его предприятии нелицензионную копию FN-Browning M1910, и даже представил опытный образец такого изделия.

Финские военные согласились и подписали контракт с Альбергом на 1 000 таких пистолетов в сентябре 1918 года. В пистолет было внесено единственное существенное изменение – на пятнадцать миллиметров увеличена длина ствола и, соответственно, кожуха-затвора.


Слева – FN-Browning M1910, справа – пистолет AHLBERG. Хорошо видны отличия – у финского пистолета более длинный ствол, деревянные накладки вместо пластмассовых и низкое качество воронения.

Но Альберг, как показала практика, переоценил как возможности своего предприятия по серийному производству оружия, так и свои – как конструктора. По контракту первые 30 пистолетов должны были быть поставлены к ноябрю 1918 года, но до февраля 1919 года компании удалось представить два (!) пистолета, притом на произведенных образцах даже отсутствовало воронение.

В феврале дело вроде бы сдвинулось, и удалось изготовить семьдесят пистолетов, но десять из них были забракованы. В марте изготовили пятьдесят восемь, из них забраковали снова десять. Кроме того, возникли серьезные трудности с изготовлением магазинов и комплектацией их пружинами.

К июню 1919 года было изготовлено около 600 пистолетов, притом процент брака оставался на первоначальном уровне. Об уровне производства хорошо говорит такой факт – детали разных пистолетов часто были не взаимозаменяемы.

Терпение военного ведомства истощилось, и контракт на 1 000 пистолетов был расторгнут, а следующий, готовившийся к подписанию, на 3 000 пистолетов – аннулирован. Отчаявшись получить собственные пистолеты, финны закупили у французов 10 000 пылившихся на складах испанских пистолетов Pistolet Automatique de 7 millim.65 genre «Ruby».

Альбергу удалось продать изготовленные пистолеты финской Белой гвардии и полиции, но финансовых затрат это не компенсировало. Да к тому же еще и главный бухгалтер фирмы погорел на финансовых махинациях, что фирму добило окончательно – она обанкротилась и была продана с молотка.

Во время Второй мировой войны пистолеты Альберга были переданы в армию и состояли на вооружении тыловых служб. К концу 1960-х годов самые изношенные из оставшихся 125 штук были утилизированы, остальные – выставлены на продажу военнослужащим, как сувениры. Сегодня этот пистолет – редкий и раритетный.


Пистолет Альберга. Калибр – 7,65 мм, масса без патронов – 660 грамм, длина – 167 мм, длина ствола – 102 мм, емкость магазина – 7 патронов.
(Источник – Digitaltmuseum.se – original photo by Armémuseum (Sweden)

Одним словом, первый блин у финнов получился явно комом, и до середины 1920-х годов больше попыток наладить собственное производство пистолетов в Финляндии не предпринималось.

Вторая попытка


Снова к этому вопросу Министерство обороны Финляндии вернулось в 1926 году.

Создавать собственную конструкцию не планировалось, решили выпускать Luger P08. Выбор на этот пистолет пал не случайно. На тот момент костяк финского офицерского корпуса составляли те, кто во время Первой мировой войны служил в германской армии в составе 27-го Королевского Прусского егерского батальона, и Luger P08 был им хорошо знаком.

Возможность рассмотреть производство Luger P08 сериями в 2 000, 5 000 и 10 000 штук предложили фирме Lindelöfin konetehdas (Машиностроительный завод Линделёфа).

Завод этот был на то время одним из немногих в Финляндии, специализировавшихся на производстве боеприпасов и вооружения. А его владелец Леонард Линделёф, несмотря на то, что имел степень магистра философии, отметился несколькими изобретениями на ниве вооружений, в том числе усовершенствованным замком пулемета Максим.

Однако серия совещаний, проведенных представителями Министерства обороны и завода, окончились безрезультатно. Линделёф за производство пистолетов не взялся. Может быть, он трезво, в отличие от Альберга, оценивал возможности предприятия, а возможно, имели место другие факторы, но тем не менее вопрос остался не решенным.

Тогда начальник управления вооружений Министерства обороны майор Арво Салоранта вносит предложение – разработать пистолет, который бы по характеристикам не уступал Luger P08, но был бы проще по устройству, чтобы его производство было возможно в Финляндии. Причем разработать этот пистолет он брался сам.


Арво Салоранта. Он был одним из первых финских офицеров, обучавшихся в иностранных учебных заведениях, закончив военно-технический факультет Королевской датской военной академии. Будучи капитаном, занял полковничью должность начальника отдела вооружений Министерства обороны.

За основу конструкции Салоранта взял два пистолета – Luger P08 и Bergman-Bayard. От Люгера – взят ствол, рукоятка, магазин, от Бергмана-Байярда – принцип действия автоматики (использование отдачи ствола при его коротком ходе), конструкция затвора и узла запирания. Запирание осуществлялось клином, движущимся в вертикальной плоскости.

Разработка заняла почти три года, и в начале 1929 года Салоранта, который к тому времени стал директором на вновь построенном государственном оружейном заводе «Valtion Kivaari Tehdas» (VKT), представил свой пистолет, опытный экземпляр которого изготовили в Оружейной школе.


Пистолет Салоранта. Калибр 9 мм, масса без патронов 1 105 грамм, длина 240 мм, длина ствола 117 мм, емкость магазина 8 патронов.

Пистолет нормально функционировал, но тут грянул так называемый «скандал с перестволением».

Кратко суть этого вопроса такова.

На армейских складах Финляндии к середине 1920-х годов скопилось около 200 000 винтовок Мосина с полностью изношенными стволами. Изготовить в приемлемые сроки такое количество новых стволов не представлялось возможным, ни с технической, ни с финансовой стороны.

Тогда Салоранта предложил воспользоваться «методом Салерно». Такой способ применяли итальянцы во время Первой мировой войны для переделки винтовок M1870 Vetterli, имевших калибр 10,4 мм под патрон 6,5×52 mm Carcano. Для этого старый ствол рассверливался и в него устанавливался лейнер под новый калибр. Соответствующей переделке подвергался и патронник.

Таким образом, в течение 1917–1925 годов восстановили 14 940 винтовочных стволов и 595 стволов к пулемету «Максим».

Вот вокруг этих стволов и возник скандал.

Первая комиссия, проверявшая качество восстановленных стволов, признала пригодными 15 %, остальные – или непригодны вообще, или требующие доработки. Через три года собрали новую комиссию. Ее выводы были еще катастрофичнее – годными признавались только 14 % стволов, а 51 % – непригодны совсем.

Дело передали в суд. Салоранта признали виновным и приговорили к 20 дням заключения и денежному штрафу в 1,34 миллиона финских марок (примерно 450 000 евро в современных ценах), вдобавок обвинив в несанкционированном внесении изменений в чертежи пулемета Lahti.

С должности директора VKT его сняли и перевели на малозначащую должность начальника Оружейной школы, отстранив от всех разработок, в том числе и от разработки пистолета.

Правда, в 1938 году, когда над финнами начали сгущаться тучи, забракованные стволы перепроверили еще раз. И оказалось, что они вполне себе годные. Салоранта оправдали и вернули выплаченные им деньги, но время-то ушло.

Третья попытка


А разработкой пистолета озадачили не кого-нибудь, а Аймо Лахти.

Лахти полностью оправдал оказанное ему высокое доверие по созданию финского пистолета и буквально через несколько недель выдал на-гора готовый образец – L-29.


Пистолет Лахти L-29 разительно похож на пистолет Салоранта не только внешне, но и «внутренне», причем похож очень.



На верхнем снимке – пистолет Салоранта, на нижнем – пистолет Лахти. Как видим, устройство идентичное. Та же рукоятка и ствол от Luger P08, а работа автоматики и затворная группа – от Bergman-Bayard. Запирание клином, движущимся в вертикальной плоскости. Ускорителя, как видим, еще нет. Он появится значительно позже, на L-35.

Никаких документальных подтверждений того, что Лахти «позаимствовал» у Салоранта конструкцию, нет. Салоранта на плагиат не жаловался, Лахти, соответственно – не признавался. Но отношения между ними, как пишут финские историки, дружескими никогда не были.

Ну а Лахти от L-29 до L-35, о котором совсем недавно была статья на страницах сайта «Военное обозрение», понадобилось еще шесть лет упорного труда.

Основой для этой статьи послужила вот эта книга.


Трехтомное издание «Стрелковое оружие Финляндии. 1918–1988». Издание действительно всеобъемлющее. Отсюда же и большая часть иллюстраций, потому они черно-белые.

Использованная литература:
Sotilaskäsiaseet Suomessa 1918–1988 / Military Small Arms in Finland 1918–1988 by Markku Palokangas.
170 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    13 декабря 2021 18:30
    С удовольствием прочел статью В. Попова, приятно, когда человек влюблен в свое дело.
    1. +17
      13 декабря 2021 19:36
      А я читая гадал, кто покусился на данную тему. Слог кажется знакомым, а ни как не узнается!!! И только в конце читаю «В.Попов»!
      Вик Ник, вернулся в плеаду Авторов ВО! Очень, очень даже отлично!!!
      Со всем искренним уважением, Влад!
  2. +14
    13 декабря 2021 18:42
    Зачётная статья. И иллюстрации подробные, и "воды" не налито.
    Благодарю автора за труд. Читал с интересом.
    1. +14
      13 декабря 2021 18:48
      Игорь, это статья нашего Вик Ника, а у него "воды" не бывает! good
    2. +19
      13 декабря 2021 18:52
      и "воды" не налито.

      Воду в данном случае наливать сложно, так как источник на финском языке.
      1. Комментарий был удален.
      2. +12
        13 декабря 2021 19:01
        Ждем от Вас и Сергея Юферева не менее увлекательных DLC! hi
        1. +16
          13 декабря 2021 19:38
          Здесь еще один автор (это я о Юрие Куделине) присутствует,под статьями которых кроме слов благодарности и писать больше ничего не хочется, только читать профессионально изложенные и прекрасно иллюстрированные работы! Приятно, что полку хороших авторов, которые столь ответственно относятся к своему делу (и своему читателю) прибыло!
          «Это просто праздник какой-то!» ©
          1. +3
            14 декабря 2021 14:06
            Спасибо на добром слове!
            Времени катастрофически не хватает...
            Сегодня-завтра отдаю на модерацию ещё одну статью.
            Может, к выходным выложат на сайте.

            С уважением,
            Юрий
      3. +10
        13 декабря 2021 21:30
        Воду в данном случае наливать сложно, так как источник на финском языке.

        Я тогда пойду коньяка себе налью. belay Возвращение Блудного Сына! Первая статья с 2017-го года! good
        Об уровне производства хорошо говорит такой факт – детали разных пистолетов часто были не взаимозаменяемы.

        Где-то читал, что дисковые магазины от ППШ первых выпусков тоже были подогнаны под конкретный ПП, и не заменялись.

        Виктор Николаевич, браво! good Прочел даже не запоем - с внутренней, бегущей впереди меня, энергией творчества. soldier Продолжайте! Продолжайте, Дорогой мой Человек! yes Надо наверстать все то, чем Вы нас еще не порадовали за пять лет! yes drinks

        С искренним уважением, Николай "Микадо"/"Пане Коханку".
        1. +10
          13 декабря 2021 21:37
          Продолжайте! Продолжайте


          Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
          1. +10
            13 декабря 2021 21:39
            Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

            "Никто, кроме нас!" - девиз ВДВ. bully Намек Вы поняли. Обалденная грамотная статья! good
      4. +1
        14 декабря 2021 13:07
        Воду в данном случае наливать сложно, так как источник на финском языке.


        wassat lol laughing
        5 баллов!
        Добавить нечего!

        С уважением,
  3. +13
    13 декабря 2021 18:52
    Прочитал с удовольствием! Спасибо автору!
    Есть у меня такой трёхтомник.
    Одна беда - на финском... recourse
    А с финским, как у героя Булдакова (генерала)... lol
    "Ну, всё что знал, сказал..."

    С уважением и наилучшими пожеланиями,
    1. +16
      13 декабря 2021 18:56
      С уважением и наилучшими пожеланиями

      Спасибо!
      Одна беда - на финском...

      Да, как показывает практика, для перевода с финского "гуглеперводчик" не подходит.
      1. +2
        14 декабря 2021 13:13
        Да, как показывает практика, для перевода с финского "гуглеперводчик" не подходит.

        Точно! Когда комментарий готовил к статье по L-35, то как раз воспользовался одним из томов.
        После пассажа "скользить на лыжах", хотя ясно по чертежу, что это подпружиненная направляющая, понял, что надо учить финский... laughing

        С уважением,
    2. +11
      13 декабря 2021 19:33
      Присоединяюсь к словам благодарности автору! С удачным дебютом на страницах уважаемого «Военного обозрения» и (очень на то надеюсь) дальнейших творческих успехов!
      1. +10
        13 декабря 2021 21:35
        С удачным дебютом на страницах уважаемого «Военного обозрения» и (очень на то надеюсь) дальнейших творческих успехов!

        О Великий Вождь, это отнюдь не дебют! stop Виктор Николаевич написал ряд статей в 2016-м, потом продолжил в 2017-м - шикарное дополнение про тонкости штыка от "трехлинейки". Просто потом не писал... request Ну, мы с Вами его поругаем, и если он больше не будет писать - снимем с него скальп, и разопьем огненной воды. fellow drinks
        Виктор Николаевич, Вы услышали?! laughing drinks
        1. +4
          14 декабря 2021 10:58
          Цитата: Пане Коханку
          и если он больше не будет писать - снимем с него скальп, и разопьем огненной воды.

          hi
          1. +3
            14 декабря 2021 11:21
            и если он больше не будет писать - снимем с него скальп, и разопьем огненной воды.

            Да, Сергей, про череп-то я и забыл... wink laughing
            Хан Куря лукаво смотрит на меня, как на собутыльника, и произносит: "Твое здоровье!" good drinks
            1. +4
              14 декабря 2021 11:28
              "про череп забыл..."
              А мы на Москве как-то рюмками обходимся.Дикари.Однако. bully bully bully
              1. +4
                14 декабря 2021 11:34
                А мы на Москве как-то рюмками обходимся.Дикари.Однако.

                Сергей, привет! Нет, если ты про себя - то соглашусь, истинно дикарь! tongue drinks
                От тебя даже печенеги разбежались. bully
                Интересную картинку нашел:
                1. +3
                  14 декабря 2021 11:45
                  Ага,ага!Разбежались!Так "заминусовали",что...?Даже сегодня-ик!икается!Ведь на святое посягнул я.На Самого! bully
                  1. +3
                    14 декабря 2021 11:53
                    Даже сегодня-ик!икается!Ведь на святое посягнул я.

                    Иди наложи сам на себя епитимью, покайся (грешник!), и выпей огненной воды 150 гр. laughing
                    Отпустит. yes
                    1. +2
                      14 декабря 2021 12:05
                      Епитимью?Нет,не пройдёт,ибо я-агностик.150?А что?А почему бы и нет?" я дрожащая или право имею..."
                      Некто-Фёдор Михайлович.
                      Во как!!!!Даже из цитаты классика!Слово удалили!!!!О времена,о нравы!
                      1. +4
                        14 декабря 2021 12:10
                        А что?А почему бы и нет?

                        Угу, и в школу не ходи! yes


                        Некто-Фёдор Михайлович.

                        Скорее тогда, Р.Р. Раскольников! Дело которого цветет и пахнет, к сожалению... Иногда страшно городские новости читать на "Фонтанке". belay
                        Просто климат такой! request


                        Зато как хорошо Федор Михайлович жил в Старой Руссе... winked
                      2. +1
                        14 декабря 2021 12:14
                        ПаааАзвольте!Написал всё-таки Ф.М.Расскольников?Персонаж.Климат говорите?Да нет,скорее время виновато.Окаянное.
                      3. +3
                        14 декабря 2021 12:21
                        Цитата: Пане Коханку
                        Зато как хорошо Федор Михайлович жил в Старой Руссе...

                        В общем неплохо, хотя по сравнению с дворянством - весьма скромно: как говорится "бедненько, но чистенько" drinks

                      4. +3
                        14 декабря 2021 12:30
                        Это-да.У Никиты -"солнцемутомленного" всё по другому.
                      5. +3
                        14 декабря 2021 12:39
                        хотя по сравнению с дворянством - весьма скромно: как говорится "бедненько, но чистенько"

                        По меркам ставропольских гаишников - "очень бедненько и уныло". laughing Вы в музей Братьев Карамазовых ходили? Мы в октябре пошли.
                      6. +2
                        14 декабря 2021 12:43
                        Цитата: Пане Коханку
                        По меркам ставропольских гаишников - "очень бедненько и уныло"

                        Страшно даже представить какие бы замечательные произведения создал бы ставропольский гаишник в своем изысканном интерьере, если бы правоохранительные органы не прервали его творческий путь... wassat
                        Вы в музей Братьев Карамазовых ходили? Мы в октябре пошли.

                        Нет, туда мы не дошли, это ведь новодел ? hi
                      7. +3
                        14 декабря 2021 12:45
                        Страшно даже представить какие бы замечательные произведения создал бы ставропольский гаишник в своем изысканном интерьере, если бы правоохранительные органы не прервали его творческий путь.

                        Немного грустного юмора...




                        Нет, туда мы не дошли, это ведь новодел ?

                        Новодел. А внутри - музей персонажей романа. Я бы сказал - "музей городского быта второй половины 19-го века".
                      8. +2
                        14 декабря 2021 15:05
                        Есть в Вас,Сергей,этакая-питерская серьёзность,знаете ли.Вот и у Антона она имеет место быть.Николай?Он больше на нас,на москвичей похож.Юморной и...лёгкий в общении.Но!Что важно.Хороший.Вообще наша компания симпатична.
                2. +1
                  14 декабря 2021 11:46
                  Личный враг Самого? bully
              2. +3
                14 декабря 2021 11:40
                Цитата: Фил77
                А мы на Москве как-то рюмками обходимся.Дикари.Однако

                – Рюмки взяли парни из чешского землячества. Ты можешь пить из бумажных стаканчиков?
                – Мне случалось пить из футляра для очков.
                Рейнхард уважительно приподнял брови. Мы выпили по стакану бренди.
                С. Довлатов "Наши" drinks
                1. +2
                  14 декабря 2021 11:42
                  Класс!!!Каюсь,не читал.Теперь понял-надо!Взял на заметку! Спасибо!
                  1. +3
                    14 декабря 2021 11:47
                    Класс!!!Каюсь,не читал.Теперь понял-надо!Взял на заметку! Спасибо!

                    А я даже в его домике был в Пушгорах, где он экскурсоводом работал, а потом написал "Заповедник". Там одно время был музей. Сейчас здание закрыто, и просто открытый участок, обклеенный цитатами из произведения.
                    1. +1
                      14 декабря 2021 11:54
                      Никол,я там послал тебе кое-что.Посмотри на досуге,на мой взгляд интересно.
                      1. +2
                        14 декабря 2021 11:56
                        Никол,я там послал тебе кое-что.Посмотри на досуге,на мой взгляд интересно.

                        Видел! Вечером скачаю, и гляну. Спасибо! drinks
                    2. +2
                      14 декабря 2021 12:00
                      Цитата: Пане Коханку
                      А я даже в его домике был в Пушгорах

                      Были там летом 2020г:
                      1. +2
                        14 декабря 2021 12:06
                        Были там летом 2020г:

                        А я - в октябре 2020-го. yes
                      2. +3
                        14 декабря 2021 12:17
                        И вот в этом "сарайчике" жил Довлатов?
                        "Да хоромы-то у тебя не царские..."
                        Иван Васильевич/Яковлев/
                      3. +1
                        14 декабря 2021 14:14
                        И вот в этом "сарайчике" жил Довлатов?

                        Кстати, Сергей, в Пушгорах, в церковной ограде возле Тригорского, похоронен замечательный человек - Савва Ямщиков.
                        А в Пскове ему в октябре прошлого года поставлен памятник - неподалеку от Покровской башни и места "Баториева пролома".
                      4. +1
                        14 декабря 2021 14:21
                        Цитата: Пане Коханку
                        А в Пскове ему в октябре прошлого года поставлен памятник - неподалеку от Покровской башни и места "Баториева пролома".

                        Честно говоря не помню такой памятник, видимо не видел.
                        Интересно что женат он был вторым на браком на В.М. Ганибаловой: она имеет отношение к известному Ганибалу? hi
                      5. +2
                        14 декабря 2021 14:23
                        Честно говоря не помню такой памятник, видимо не видел.

                        Его в октябре прошлого года установили. Видимо, Вы там не бывали просто за этот период...
                        Интересно что женат он был вторым на браком на В.М. Ганибаловой: она имеет отношение к известному Ганибалу?

                        Боюсь даже думать. Вчера на французском фото времен ПМВ нашел Петрова и Боширова... К нашему разговору про машину времени. wassat
                      6. +1
                        14 декабря 2021 14:25
                        Цитата: Пане Коханку
                        Видимо, Вы там не бывали просто за этот период...

                        Да, не был с того времени.
                        Вчера на фото времен ПМВ нашел Петрова и Васечкина и Боширова...

                        А ведь говорят, что попаданцев не бывает, вот и верь после этого людям.... wassat
                      7. +3
                        14 декабря 2021 15:02
                        А ведь говорят, что попаданцев не бывает, вот и верь после этого людям....

                        Вы, наверно, уже видели, но продублирую.



                        В центре, с рогаткой - явно Боширов!

                      8. +2
                        14 декабря 2021 15:05
                        Цитата: Пане Коханку
                        В центре, с рогаткой - явно Боширов!

                        Петров, явно, крайний левый, только чуть моложе на этом снимке. wassat
                      9. +2
                        14 декабря 2021 15:10
                        Петров, явно, крайний левый, только чуть моложе на этом снимке.

                        Или крайний правый, только что усы отпустил. wink
                      10. +2
                        14 декабря 2021 15:11
                        Ребята,хорошо с вами! Столько нового узнал!Просто-здорово! Спасибо,ВАМ!
                      11. +3
                        14 декабря 2021 15:09
                        Кого-то он явно напоминает.В смысле-памятник. bully Привет из "девяностых"?Брату от братвы?
                      12. +3
                        14 декабря 2021 15:12
                        Кого-то он явно напоминает.В смысле-памятник.

                        Господь с тобой! Окстись, грешный грешник! tongue Ямщиков - человек-глыба! Сколько он у Вас в Москве пытался помешать рушить старины ради бизнес-центров!
                        А памятник у Покровской башни. В 90-х она горела, и была восстановлена заботами Ямщикова.
                      13. +2
                        14 декабря 2021 15:14
                        Памятник.Сам памятник."Мужик в пинжаке...". bully
                      14. +1
                        14 декабря 2021 15:23
                        Памятник.Сам памятник."Мужик в пинжаке...".

                        Нормальный памятник. Великому Человеку.
                      15. +1
                        14 декабря 2021 15:27
                        Стилистика,дружище, стилистика!Не более. hi angry
                      16. +1
                        14 декабря 2021 15:25
                        "у Вас в Москве".
                        Бесполезно.Дух той Москвы,что знали мы,родившиеся в ней-утерян.Он,знаешь ли Коль,был переулках!Пусть кривых,пусть неказистых,но!Истинно-московских!Посмотри клип Гарика на ютубе-"Я милого узнаю по походке...".Очень похоже.
                      17. +3
                        14 декабря 2021 15:39
                        Что я имею в виду?Просто фото.



                        Это Лавры.Первый и второй Лаврские переулки на Самотёке.Москва.Я люблю свой город.Но....ушедший.
                      18. +3
                        14 декабря 2021 16:51
                        Это Лавры.Первый и второй Лаврские переулки на Самотёке.Москва.Я люблю свой город.Но....ушедший.

                        Я тебя прекрасно понимаю. У нас после того, как турки на "Пяти углах" совершили т.н. "архитектурную ошибку", старые исторические здания запретили трогать грубыми руками. Хотя есть и иные нюансы...
                    3. +2
                      14 декабря 2021 15:53
                      Ох,Николай,как я завидую твоей мобильности!Что мешает мне?Лень.Вероятно именно-лень.Особо,сейчас-зимой.Выходишь из дома-темно,возвращаешься с работы?Опять-темно!Летом возьмусь за себя...наверное. recourse
                      1. +1
                        15 декабря 2021 00:00
                        Ох,Николай,как я завидую твоей мобильности!

                        Да какая мобильность! "Рено меган" 2013-го года, "черная жемчужина" под задницей. Кстати, охрененная тачка, за восемь с лишним лет ни одной поломки. good Я и в дальнем зарубежье-то был всего три раза: в 2013-м в Доминикане (тогда еще доллар не вырос!), в 2019-м на Закинфе и в финском магазине у границы... request
                        Мне, знаешь ли, Кингисепп (древний Ям), Псков, Полоцк и Старая Русса дороже любых иностранных пирамид, Сергей! Спокойно езжу.. отдыхаю.. снимаю...
                        Серега Михайлов (Mihaylov) тоже любит Псков и Старую Руссу. И тоже моделист! good drinks
  4. +16
    13 декабря 2021 18:59
    Виктор, спасибо -- порадовали! good
    Информация для меня новая, что и ценно!))
    ... попадались совершенно экзотические образцы вроде немецких Lignose Einhand, Jager Pistole или бельгийского Melior от фирмы Manufacture Liegeoise d'Armes a Feu Robar et Cie.

    Lignose Einhand


    Melior

    Не уверен, что Melior именно от фирмы Manufacture Liegeoise d'Armes a Feu Robar et Cie, но как говорится, что нашел.))
    1. +12
      13 декабря 2021 19:08
      Не уверен, что Melior именно от фирмы Manufacture Liegeoise d'Armes a Feu Robar et Cie

      Их другие фирмы не производили, просто эта фирма периодически меняла названия - сперва «Manufacture Liegeoise d'Armes a Feu Robar et Cie», потом «ROBAR Fils & Co», потом ROBAR Fils and L De KERCKHOVE.
      1. +7
        13 декабря 2021 19:09
        А от чего такая чехарда, интересно?
        1. +12
          13 декабря 2021 19:11
          Фирма делала всегда качественное оружие, а с чем связан "ребрендинг" - это надо искать информацию.
          1. +9
            13 декабря 2021 19:46
            Однако, интрига, что само по себе достаточно интересно.))

            Нашел ещё вот такой Melior , очень напоминает Walther Model 9.
            1. +9
              13 декабря 2021 20:42
              Эта фирма производила пистолеты Jieffeco, Melior, Mercury, New Model Melior (который в статье) Phoenix.
              1. +8
                13 декабря 2021 21:42
                Попробую вставить по очереди.
                Jieffeco

                Phoenix?


                Mercury,
                1. +5
                  14 декабря 2021 09:18
                  Jieffeco

                  Первый внешне чем-то напоминает Тульский Коровина. Кстати, дядя Костя, а ты ТК по своей работе в руках не держал?

                  1. +5
                    14 декабря 2021 09:23
                    Коля, привет! smile
                    На мой взгляд не похож. В руках держал -- корявая конструкция, неудобен.
                    1. +5
                      14 декабря 2021 09:31
                      В руках держал -- корявая конструкция, неудобен.

                      Привет, дядя Костя! Ну, оно и понятно - первый отечественный самозарядный пистолет...
                      1. +7
                        14 декабря 2021 09:40
                        Второй был не лучше -- тоже корявый. laughing Жаль, война помешала Воеводина на вооружение принять, это была Машина (!!!!), судя по отзывам.


                      2. +6
                        14 декабря 2021 10:32
                        Жаль, война помешала Воеводина на вооружение принять, это была Машина (!!!!), судя по отзывам.

                        Необычный вид, положением ствола чем-то напоминает французский ПП MAS 38.
                      3. +6
                        14 декабря 2021 10:41
                        Ничего общего, у MASа затвор "косой". wassat
                      4. +2
                        14 декабря 2021 10:50
                        Ничего общего, у MASа затвор "косой".

                        Это да. А у Воеводина нет? Я просто не в курсе. Магазин на 18 патронов у него, конечно, впечатляет.
                      5. +5
                        14 декабря 2021 11:14
                        У Воеводина нормальное параллельно-прямолинейное laughing , а узел запирания как у Маузера К-96.
          2. 0
            15 декабря 2021 00:11
            Цитата: Undecim
            Фирма делала всегда качественное оружие, а с чем связан "ребрендинг" - это надо искать информацию.

            https://unblinkingeye.com/Guns/RKOM1/rkom1.html
    2. +12
      13 декабря 2021 19:08
      Тот самый Bergman-Bayard, послуживший одним из прототипов для Арво Салоранта..

  5. +10
    13 декабря 2021 19:20
    Я прошу прощения за излишнее, может быть, любопытство, интересно было бы узнать экспертное, личное отношение автора к указанным образцам, соответствие тенденциям развития оружия своего времени, эргономичность, технологичность при производстве, количество деталей, удобство в разборке (полной разборке), ну то есть, как автор со своей точки зрения оценивает тот или иной образец. Еще раз, извините, если я по-дилетантски hi
    1. +13
      13 декабря 2021 20:36
      Ну на "экспертное мнение" я не претендую в силу того, что финские пистолеты видел только на картинке и оценивать их могу только теоретически.
      Что касается пистолета Альберга, то это по устройству тот же FN-Browning M1910, о котором уже сколько написано, что вряд ли я скажу что то новое.
      1. +7
        13 декабря 2021 23:19
        И тем не менее, Виктор Николаевич, многие не держали в руках ничего кроме табеля (из ручного боевого), здесь ведь не итоговая коллегия МО, плиз, ради обсуждения давайте будем более раскрепощенными, в спорах рождается истина, конструктивно многие образцы шедевральны, но бесславно забыты. С нетерпением буду ждать следующих Ваших материалов hi
        1. +2
          14 декабря 2021 13:25
          И тем не менее, Виктор Николаевич, многие не держали в руках ничего кроме табеля (из ручного боевого),


          Всё остальное, увы, жёстко регламентируется законодательством.
          Остаётся только ММГ. Пострелять, конечно, не удастся, но в плане "пощупать" руками и оценить эргономику можно.

          Тот же L-35 в сравнении с Люгером ощущается чугунным утюгом, но с весьма удобным хватом. А Люгер по сравнению с финном - пушикой.

          С уважением,
  6. +14
    13 декабря 2021 19:30
    Заинтересовала "двусмысленная" история с Аймо Лахти. И, чтобы вы думали, выяснилось? Аймо Лахти был единственным человеком, которому маршал Маннергейм выдал личное разрешение на пьянство wassat )))

    Виктор Николаевич, поздравляю с выходом статьи! good drinks hi )))
    1. +13
      13 декабря 2021 19:38
      Спасибо за поздравления!!!
    2. +13
      13 декабря 2021 19:38
      ... Маннергейм выдал личное разрешение на пьянство wassat )))


      Кто про что... bully

      Добрый вечер, Люда love -- порадовали. drinks

      1. +13
        13 декабря 2021 20:01
        Добрый вечер, Костя!)))
        Всем -- хорошего вечера!
        Да видите ли, какое дело...
        После того, как Лахти стал уже известным оружейным конструктором, он начал ездить по Европе, поездок было много, и тут на родине вдруг обнаружили, что у него появилась привычка "закладывать за воротник". Но деликатная финская пресса писала об этом так:
        "Зачастую длительные переговоры приводили к интенсивному употреблению алкоголя".
        Однако Лахти отнюдь не был чемпионом в этом национальном виде спорта. Потому когда маршалу Маннергейму встревоженно доложили, что главный финский оружейный конструктор опять пьян, Маннергейм, тяжко вздохнув, и сформулировал то самое свое личное разрешение в виде фразы: "Да пусть пьёт, лишь бы работал!"
        Что поделаешь, финны )))
    3. Комментарий был удален.
      1. +13
        13 декабря 2021 20:18
        Дык!...
        В своё время довелось работать в цеху на участке приварки выводов к микросхеме. Надо думать, сейчас это делается не так, как тогда ))) Была для этого установка, которая постоянно ломалась. А наладчик в трезвом состоянии её не узнавал, не знал, с какого боку к ней подойти. Работницы отдавали ему спирт, предназначенный для протирки пинцетов, предметного столика микроскопа, рабочей поверхности стола и напальчников. И, только выпив, он "узнавал" установку. Но, надо думать, и это до меня дошло много лет спустя, чинил ровно так, чтобы опять сломалась.
        1. +11
          13 декабря 2021 21:45
          Сын-врач вылечил больного, которого 30 лет лечил его отец.
          И лишил семью постоянного дохода.
          А папа леча этого пациента постоил дом и выучил на врача сына...
          Так поступал и ваш "налавочник"...
          Главное "толкнуть", но не ремонтировать - иначе наливать перестанут!
          1. +5
            14 декабря 2021 09:19
            иначе наливать перестанут

            Как это, как это - наливать перестанут??! belay Алексей, шо за ужасы Вы таки говорите! laughing drinks
            1. +3
              14 декабря 2021 11:14
              "Чувствую себя, как верблюд - месяц не пьююю..." drinks
  7. +10
    13 декабря 2021 21:41
    Так, как вышло у господ из Суоми, что две проверки показали откровенный брак стволов, а третья выявила "100%" пригодность винтовок к бою?
    Копали под капитана на полковничъей должности?
    Или же "обелили" и капитана, и тех, кто был "завязан" в процедуре "перестволивания"?
    Очень "тёмная история в чёрной комнате"!
    1. +12
      13 декабря 2021 21:54
      Вы знаете, на какой то из 1200 страниц трехтомника, о котором я писал в статье, очевидно можно отыскать ответ и на Ваш вопрос. Но работа с источниками на финском языке для меня затруднительна по самой простой причине - я его не знаю. Автоперевод тут не проходит. Приходится использовать старые связи, но там есть определенные нюансы. Потому ответить на Ваш вопрос в ближайшее время не обещаю.
      1. +7
        13 декабря 2021 22:11
        hi не беда!
        Может быть из этой "тёмной истории" выйдет интересная статья! good
        1. +10
          13 декабря 2021 22:39
          Я в немного интересовался как то этой историей. Получается - личные амбиции и борьба за должности. Но чтобы точно изложить все перипетии и интриги - надо профессиональный перевод.
      2. +7
        13 декабря 2021 22:15
        Радиокомментатор бравый такой - в правой руке микрофон, в левой пистолет!
        Не иначе, как собрался "отражать" танковую атаку "рюсся"...
        1. +10
          13 декабря 2021 22:36
          Парень он действительно бравый - занимался разными видами спорта, в том числе хоккеем, был спортивным комментатором. И на передовой не только вел репортажи, но и в атаки ходил и атаки отражал. Дважды ранен и дважды награжден Орденом Креста Свободы 4 класса с дубовыми листьями за храбрость.
  8. +7
    13 декабря 2021 23:29
    Поражает настойчивое стремление финнов иметь именно своё. Казалось бы, полно отличных зарубежных образцов: закупай или производи по лицензии, но нет! Надо своё.
    У них явно не было "молодых реформаторов девяностых" с логикой - продадим нефть (в случае финнов - лес) и всё купим.
    Упорные ребята.
    1. +6
      14 декабря 2021 10:24
      По прочтении я сразу же задумалась: а почему каждая страна, которая на это способна, старается производить своё вооружение? Но оставила эти мысли "на вызревание".
      Но первое, что пришло в голову, -- за лицензии надо платить. Как дорого? И где-то в голове крутится: допускает ли лецензия усовершенствование образца? Ведь среди своих обязательно найдутся такие, кто скажет, мол, можно лучше.
      И ещё. Можно ли торговать лицензионным оружием? Наверное, можно.
      И лишь в последнюю очередь пришло в голову соображение престижа страны, торговле оружием как собственным уникальным, а также собственными лицензиями. Ну, и все такое. Поисковики в интернете ответ на вопрос не дали.
      1. +5
        14 декабря 2021 11:19
        Для примера танк Т-26.
        Купили лицензию на двухбашенную машину и развили её до однобашенного "танка-истребителя".
        Лицензия имеет срок действия и оговорённые "нюансы" - модернизация, продажа в другие страны и т. д.
        Поляки не сойдясь с бельгийцами в цене на FN BAR нашли юридическую лозейку и выпускали этот ручной пулемёт/автоматическую винтовку без лицензии!
        1. +6
          14 декабря 2021 11:30
          Цитата: hohol95
          Для примера танк Т-26.

          Т-26 и Виккерс 6-тонный, как говориться найдите 10 различий: hi

          1. +3
            14 декабря 2021 12:19
            Основное отличие внутри машин - расположение двигателей!!!
            1. +5
              14 декабря 2021 15:21
              Основное отличие внутри машин - расположение двигателей!!!


              Угу, и вследствие этого башни смещены к разным бортам.

              Т-26, Старая Русса. Достали из реки в 2000-х.



              Т-26, Выборг, радийный. В 1940-м, во время штурма Выборга, участвовал в атаке через Выборгский залив, и ушел под лед. Поднят со дна залива в 2005-м. Когда достали, внутри обнаружили останки члена экипажа - вроде, установили личность.

              1. +4
                14 декабря 2021 18:39
                Скажу честно - финские "Виккерсы" считались моделью Е тип В, но с корпусом от модели F!!!
                В этой модели первоначально двигатель поставили в корпус, а башню сместили к другому борту! Потом от модели F отказались, но корпуса решили применить на модели Е.
                Гоминдановские "Виккерсы" похожи на советские Т-26, а финнские уже имеют другой
                корпус и иное размещение башни.
                1. +3
                  14 декабря 2021 20:02
                  Гоминдановские "Виккерсы" похожи на советские Т-26, а финнские уже имеют другой корпус и иное размещение башни.

                  Алексей, в "виккерсах" не особо разбираюсь, к сожалению. Но спасибо! Вам тоже надо писать... drinks
                  ЕМНИП, "виккерсы" использовались и в Чакской войне в Южной Америке.
                  1. +3
                    14 декабря 2021 22:37
                    Это я у Пашолока вычитал!
                    В Южной Америке и чехословацкие Praga LTP (Tanque 39) отметились.
                    В 1939 году армия Перу обзавелась танковым батальоном в 24 танка LTP.
                    В ударно силе этого батальона пришлось убедиться армии Эквадора 23 июля 1941 года!
                    Танки при поддержке пехоты прорвали фронт в направлении города Пуэрто-Боливар. А на следующий день там был высажен воздушный десант.
                    Против танков армия Эквадора была бессильна...
                    Эти танки в перуанской армии использовались до конца 80-х годов 20 века!!!
                    1. +2
                      14 декабря 2021 23:54
                      Эти танки в перуанской армии использовались до конца 80-х годов 20 века!!!

                      Это, Алексей, называется емкими словами "крохобор" и "нищеброд". bully Похоже, финны были более богатыми! laughing
                      1. +3
                        15 декабря 2021 00:04
                        Увы. Это называется - специфика ланшафта страны!
                        Танк они требовали в массе от 5 до 6 тонн!
                        И сейчас ищут танк способный "работать" на их сложном горном ланшафте!
                        Они до сих пор "танкуют" на Т-55!!!
                        Ясно, что они не богачи. Так и соседние страны не более "танкоопасны".
                        А чем финны богаче?
                        Чешкие танки были лучше "Виккерсов" к 1939 году!
                        Только вот самой Чехословакии уже в скором времени не стало, а германцы чешскими танками не торговали. Только для себя выпускали. Даже партию для шведов забрали себе, а шведам продали лицензию на производство!
                        А финны к чехам то и не "заглядывали".
                        Интересно почему?
                      2. +3
                        15 декабря 2021 09:14
                        Интересно почему?

                        Думаю, основные средства, с учетом ландшафта страны, были пущены на ДОТы. hi У финнов и танков на начало Советско-финской войны было - кот наплакал
                      3. +3
                        15 декабря 2021 10:10
                        Цитата: Пане Коханку
                        У финнов и танков на начало Советско-финской войны было - кот наплакал

                        Николай, нашел вот такие данные на начало Зимней войны:

                        34 танка «Рено FT » (часть без вооружения)
                        32 танка «Виккерс» 6 тонн Е (большинство без вооружения, 13 танков участвовали в боях с Красной Армией)
                        1 танкетка «Виккерс Карден Ллойд» (использовалась в учебных целях до 1941 г.)
                        1 легкий танк «Виккерс Карден Ллойд» (использовался в учебный целях до 1943 г.)
                        1 легкий танк «Виккерс» 6 тонн В (был вооружен оригинальной 47-мм короткоствольной пушкой, в «Зимней войне» не участвовал»)
                        6 бронеавтомобилей «Ландсверк-182»
                      4. +1
                        15 декабря 2021 10:11
                        Кот бы больше наплакал...
                        Не зря несколько ДОТов назывались "миллионниками"!
                        Как линия Мажино - сперва "деньги в бетон" - потом "бетон на воздух"!
                    2. +2
                      15 декабря 2021 10:13
                      Цитата: hohol95
                      В 1939 году армия Перу обзавелась танковым батальоном в 24 танка LTP.
                      В ударно силе этого батальона пришлось убедиться армии Эквадора 23 июля 1941 года!
                      Танки при поддержке пехоты прорвали фронт в направлении города Пуэрто-Боливар. А на следующий день там был высажен воздушный десант.
                      Против танков армия Эквадора была бессильна...

                      Интересно! Не знал про танковые бои в Южной Америке! hi
                      1. +2
                        15 декабря 2021 10:27
                        Не слышали о войне Боливии с Парагваем в 1932 - 1935 годах?
                        У Боливийцев было 3!!! "Виккерса 6-ти тонных".
                        2 однобашенных и 1 двухбашенный.
                        Но Боливии они не помогли, как и немецкие и чилийские сочетники!
          2. +3
            14 декабря 2021 22:52
            И ещё - башня у финского "Виккерса" ОДНОМЕСТНАЯ"!
            Экапаж из 3 человек - мехвод, башенный стрелок (скорее всего командир машины) и стрелок из курсовой установки ПП "Суоми". "Амбразура" с левой стороны от люка механика водителя.
      2. +4
        14 декабря 2021 11:25
        Цитата: депрессант
        а почему каждая страна, которая на это способна, старается производить своё вооружение?

        Полагаю, Людмила Яковлевна, пункт №1 - стратегическая безопасность страны: случись чего и оружие могут и не продать, а свое всегда можно произвести. hi
        1. +2
          14 декабря 2021 11:44
          Да, согласна, вот это, пожалуй, самое главное. Ведь в процессе боев оружие теряется, портится. Разные источники сообщают разное. Некоторые утверждают, что во время "зимней войны" Финляндия захватила в качестве трофеев более 3000 советских ручных пулеметов ДП-27, и этого оказалось так много, да и финские солдаты предпочитали воевать трофейным ДП, ведь он удобнее и надежнее ручных пулеметов финской разработки Лахти-Салоранта, что якобы по этой причине финский пулемет сняли с вооружения и стали воевать трофейным. В общем, концов не найдешь, сколько на самом деле финны взяли нашего оружия. Но это означает, что сколько бы ни взяли, это были наши потери, которые нельзя было восполнить никак иначе, кроме как собственным производством.
          1. +2
            14 декабря 2021 12:13
            Цитата: депрессант
            В общем, концов не найдешь, сколько на самом деле финны взяли нашего оружия.

            Полагаю, эти цифры известны, финны очень педантичны и все считали, просто точные данные скорее всего в основном на финском, а его даже Виктор Николаевич не знает. hi
            Финляндия захватила в качестве трофеев более 3000 советских ручных пулеметов ДП-27

            ЕМНИП они стояли на вооружение в Финляндии до 70-х годов и финны производили для них комплектующие.
            1. +3
              14 декабря 2021 12:17
              Вы хотите сказать, без всякой лицензии?
              1. +4
                14 декабря 2021 12:22
                good естесноо hi
                Запасные части к трофейному оружию да по лицензии - шикарная мысль, но неприемлимая!
              2. +3
                14 декабря 2021 12:27
                Цитата: депрессант
                Вы хотите сказать, без всякой лицензии?

                Вряд ли там шла речь о покупке какой-либо лицензии.
              3. +5
                14 декабря 2021 12:37
                Вы хотите сказать, без всякой лицензии?

                А зачем лицензия на производство деталей к трофейному оружию? В 1944 году у финнов было на вооружении 9048 пулеметов ДП-27. А ведь были еще ДТ и ДА. Все шло в дело, ничего не выбрасывали.
                1. +3
                  14 декабря 2021 12:44
                  А зачем лицензия на производство деталей к трофейному оружию? В 1944 году у финнов было на вооружении 9048 пулеметов ДП-27. А ведь были еще ДТ и ДА. Все шло в дело, ничего не выбрасывали.

                  У них их было столько, что они даже убрали из боевых частей свои ручные пулеметы "Лахти"...

                  Вряд ли там шла речь о покупке какой-либо лицензии.

                  ЕМНИП, поляки до войны выпускали BAR без лицензии, и оснащали им свою армию. Могу ошибаться.
                  1. +5
                    14 декабря 2021 12:47
                    Ошибаетесь. 7,92 mm rkm Browning wz. 1928 производился по лицензии.
                    1. +3
                      14 декабря 2021 12:49
                      Ошибаетесь. 7,92 mm rkm Browning wz. 1928 производился по лицензии.

                      Это я по памяти процитировал Тараса, "Операция Weiss". Увы мне, увы, Виктор Николаевич! Житие мое! recourse
                      1. +5
                        14 декабря 2021 12:54
                        Без лицензии они выпускали американский станковый Browning M1917 под названием Ckm wz. 30.
                      2. +3
                        14 декабря 2021 12:55
                        Без лицензии они выпускали американский станковый Browning M1917 под названием Ckm wz. 30.

                        Вооот! Значит, это я пулеметы попутал! yes
                      3. +5
                        14 декабря 2021 12:58
                        Кстати, у поляков эти пулеметы устанавливались на тачанках. Только тачанка зенитная!
                      4. +3
                        14 декабря 2021 13:10
                        Кстати, у поляков эти пулеметы устанавливались на тачанках. Только тачанка зенитная!

                        Не знал! Видите, сколько еще новых тем открывается для Вас? Пишите про малоизвестное оружие! yes
                        Если надо - поделюсь фото ржавого польского "ВиС"а из псковского музея.
                      5. +5
                        14 декабря 2021 13:26
                        Цитата: Пане Коханку
                        Если надо - поделюсь фото ржавого польского "ВиС"а из псковского музея.

                        У финнов помнится польские пушки на вооружении стояли: hi
                      6. +5
                        14 декабря 2021 13:32
                        У финнов помнится польские пушки на вооружении стояли

                        Они еще теми крохоборами были. Один авиапарк чего стоит.
                        Пушки эти, кстати, изобрели шведы, "Бофорс". Поляки их делали по лицензии. Равно, как и 40-мм зенитку от "Бофорса" же.
                      7. +4
                        14 декабря 2021 13:36
                        Цитата: Пане Коханку
                        Пушки эти, кстати, изобрели шведы, "Бофорс"

                        Тут как раз и представлены (слева-направо): шведская, финская и польская. hi
                      8. +3
                        14 декабря 2021 13:52
                        Тут как раз и представлены (слева-направо): шведская, финская и польская.

                        Это из Хямеэнлинна?
                      9. +3
                        14 декабря 2021 13:53
                        Цитата: Пане Коханку
                        Это из Хямеэнлинна?

                        Да, оттуда, танковый музей в Пароле. hi
                      10. +3
                        14 декабря 2021 18:55
                        Польских 37мм "Бофорсов" финны купили у германцев только 10 штук.
                        А сами произвели 355.
                        Румыны у германцев купили 556 штук польских 37мм "Бофорсов".
                      11. +3
                        14 декабря 2021 13:38
                        Цитата: Пане Коханку
                        Они еще теми крохоборами были.

                        Это точно, помнится, что кто-то насчитал что на период 2МВ у них 19 типов касок на вооружении числилось. hi
                      12. +4
                        14 декабря 2021 13:51
                        Это точно, помнится, что кто-то насчитал что на период 2МВ у них 19 типов касок на вооружении числилось.

                        Насчет касок не знаю, но знакомый поисковик находил на Карельском перешейке шестизарядные пачки от итальянских "каркано".
                      13. +5
                        14 декабря 2021 14:10
                        пачки от итальянских "каркано"

                        Carcano Mod. 38
                      14. +4
                        14 декабря 2021 14:17
                        Carcano Mod. 38

                        Да, именно так. Саму винтовку не находил, но пачки - таки нашел. Потом звал меня для "опознания". И тут я вспомнил про статью Шпаковского об этой винтовке. Иначе у меня был ступор - если винтовка с пачкой, то почему шесть гильз?
                      15. +5
                        14 декабря 2021 14:44
                        Цитата: Пане Коханку
                        Пишите про малоизвестное оружие!

                        Да, например, вот про эту экзотическую пушку было бы интересно почитать:

                      16. +4
                        14 декабря 2021 14:53
                        Да, например, вот про эту экзотическую пушку было бы интересно почитать

                        Что это, Бэрримор?? belay
                        Насколько я мог приблизить Ваш снимок, это финская экспериментальная поделка на базе какой-то немецкой пушки? Они еще те изобретатели были - с БТ-42 несколько лет возились.
                        Кстати, вызывает уважение то, что надписи в музее и на русском языке. С другой стороны, подозреваю, добрая половина посетителей - наши. drinks
                      17. +4
                        14 декабря 2021 15:03
                        Цитата: Пане Коханку
                        Насколько я мог приблизить Ваш снимок, это финская экспериментальная поделка на базе какой-то немецкой пушки?

                        Да, что-то такое из разряда "сумрачного финского гения". Интересный момент, что после войны финны сотрудничали с израильской компанией и снова вместе с ней пытались довести эту пушку "до ума", но так и не получилось.
                        Кстати, вызывает уважение то, что надписи в музее и на русском языке. С другой стороны, подозреваю, добрая половина посетителей - наши.

                        Да, наши очень охотно туда ездят (точнее сказать ездили) и даже дядька на кассе отлично говорил по-русски. Надписи все на финском, шведском и русском и если образец вооружения еще, например, польский - то еще и на польском. hi
                      18. +8
                        14 декабря 2021 15:08
                        Да, что-то такое из разряда "сумрачного финского гения".

                        "Неторопливого финского гения"... laughing



                        Да, наши очень охотно туда ездят (точнее сказать ездили) и даже дядька на кассе отлично говорил по-русски. Надписи все на финском, шведском и русском и если образец вооружения еще, например, польский - то еще и на польском.

                        Доезжал только до приграничного магазина для тех, кто "откатывает шенген". Продавщицы в отделах все наши. Финки сидят на кассе. Рыба - шикарна...
                2. +4
                  14 декабря 2021 13:56
                  Все шло в дело, ничего не выбрасывали.

                  Благодаря этому до наших дней дожило много редких образцов вооружения.
                  Те же АВС-36, СВТ-38, ППД-34, ППД 34/38, ППД-40.
                  И это только из советского...
                  Танк Т-III, насколько помню, стоял у них на вооружении до 1960-х.
                  И то сняли только потому, что запчасти закончились...

                  С уважением,
                3. +2
                  14 декабря 2021 18:14
                  Есть "подозрение", часть из 9048 пулемётов ДП финские военные купили у "ребят" из Третьего Рейха.
                  1. +4
                    14 декабря 2021 20:03
                    Есть "подозрение", часть из 9048 пулемётов ДП финские военные купили у "ребят" из Третьего Рейха.

                    Кстати, вполне возможно. Они и трофейные пушки у них покупали.
            2. +3
              14 декабря 2021 14:36
              Часть советского вооружения и авиамоторы М-105 финны покупали у германцев.
          2. +4
            14 декабря 2021 12:30
            В общем, концов не найдешь, сколько на самом деле финны взяли нашего оружия.

            Концы находятся без проблем в финских источниках. По состоянию на июнь 1940 года на вооружении у финнов было 3420 пулеметов ДП-27.
            1. +3
              14 декабря 2021 13:06
              Виктор Николаевич, с вашей подачи от оружия невольно протянула нить к явлению под названием "Зимняя война", оттуда -- к истории вопроса...
              В общем, ужаснулась. Мне всегда казалось, что финны такие добродушные, ну как бы более северные русские, а "Зимняя война" -- что-то случайное. А там...
              Там внутри Финляндии было чудовищно по отношению к русским, ничуть не слабее, чем в Чеченские войны. Вот так, живёшь и не знаешь.
              1. +2
                14 декабря 2021 13:11
                В общем, ужаснулась. Мне всегда казалось, что финны такие добродушные, ну как бы более северные русские, а "Зимняя война" -- что-то случайное. А там...

                В 1941-44 они запятнали себя зверствами. Вот и весь сказ про "добродушных финнов".
                1. +3
                  14 декабря 2021 17:01
                  В советское время-пьянством.Пьяными "бусами" в Питер.
              2. +5
                14 декабря 2021 13:22
                Цитата: депрессант
                Мне всегда казалось, что финны такие добродушные

                Про добродушных финнов - это Вы конечно загнули. hi
                1. +4
                  14 декабря 2021 13:44
                  Загнула, я , загнула...
                  Вот что удалось найти про Первую мировую:

                  Отделение Финляндии от России не было мирным. Началась Гражданская война между белыми и красными финнами. Белых поддерживала Германия. Советское правительство воздерживалось от масштабной поддержки красных. Поэтому с помощью немцев белые финны одержали верх. Победители создали сеть концлагерей, развязали белый террор, в ходе которого погибли десятки тысяч человек (в ходе самих боевых действий погибло всего несколько тысяч человек с обеих сторон). Помимо красных и их сторонников, финны «зачистили» русскую общину Финляндии. Причем большинство русских в Финляндии, в том числе беженцы из России, бежавшие от большевиков, не поддерживали красных и советскую власть. Истреблялись бывшие офицеры царской армии, их семьи, представители буржуазии, интеллигенции, многочисленные учащиеся, всё русское население без разбору, женщины, старики и дети. Значительные материальные ценности, принадлежавшие русским, были конфискованы.
                  1. +4
                    14 декабря 2021 13:50
                    Цитата: депрессант
                    Загнула, я , загнула...
                    Вот что удалось найти про Первую мировую:

                    Здесь можно порекомендовать неплохую книгу Дениса Попова (интересно что тоже как и Виктор Николаевич - Попов) wassat :
                    1. +2
                      14 декабря 2021 16:59
                      Можно и мою большую любовь вспомнить-хоккей.Вечно-четвёртые на чемпах мира.Большая тройка-СССР,ЧССР,Швеция и они.А!Бог им судья.
                      1. +2
                        14 декабря 2021 18:52
                        Сережа Вы не поверите, но, получив независимость, Финляндия тут же стала ориентироваться на страны Антанты! Независимости ей показалось мало. Финская элита тут же запретендовала на Карелию, Кольский полуостров и стала строить планы по созданию "Великой Финляндии" с включением Архангельска, и русских земель вплоть до Северного Урала, Оби и Енисея, мотивируя это тем, что Урал и Западная Сибирь -- это прародина финно-угорской языковой семьи. Вот Вам и половцы с печенегами! А я ещё и удивлялась, чего это финны всякие школьные курсы насаждают у нас в Карелии, бесплатные турпоездки для детских коллективов организуют. Несерьезно все это воспринимала, а оно серьезно вполне. Кто бы мог подумать! Хуже Польши.
                  2. +2
                    14 декабря 2021 17:25
                    "добродушные финны".
                    Так вот.Есть у них/у нас?Ибо это тело в последнее время в КХЛ/ такой горячий финский парень с типично финской фамилией-Лео Комарофф.Чем славен?Нет,нет.Не забитыми шайбами,не ассистенством,но!Грязной игрой!Подцепы,подножки,удары локтем-вот это его стиль.
                    1. +3
                      14 декабря 2021 19:02
                      Болельщик!... wassat )))
                      Прямо сегодня прочла статью и том, что русской нации уготована участь римлян. Мол растворимся, как римляне, среди других народов, а они понесут нашу культуру далее. Но до автора статьи не дошло, что культуру римлян далее понесли христиане, а культура русских будет затоптана до исчезновения мусульманами. Ибо в первом случае религия одна, а во втором -- враждебные.
                      1. +2
                        14 декабря 2021 19:43
                        Людмила!Не усугобляйте, голубушка,забыли?Ибо я есть агностик!По сути.Докажите существование онного и я?Соглашусь, возможно.
                      2. +2
                        14 декабря 2021 20:07
                        Агностик... )))

                        Вы отрицаете возможность познания объективной реальности через ваш субъективный опыт, а я, касаясь упомянутого мною предмета ваших возражений, прошла через опыт, который дал мне познание реальности, позволяющее провести сравнительный исторический анализ и сделать на его основе определенный вывод. Но Вы правы. Сегодня мы рассуждаем, а завтра как шарахнет!.. wassat )))
            2. +2
              14 декабря 2021 20:05
              По состоянию на июнь 1940 года на вооружении у финнов было 3420 пулеметов ДП-27.

              Виктор Николаевич, предположу - это ручные пулеметы двух советских дивизий по штату?....
              1. +2
                14 декабря 2021 20:11
                Цитата: Пане Коханку
                ручные пулеметы двух советских дивизий по штату?
                hi what
                Всего в стрелковой дивизии по штату 04/20 от 13.9.1939 г. насчитывалось 18 906 чел. л/с.

                На вооружении состояло: 4212 винтовок в стрелковых подразделениях, 534 ручных пулемёта, 162 станковых пул., 327 мортирок для метания ружейных гранат, 81 50-мм миномёт, 36 82-мм миномётов, 12 120-мм миномёта, 60 ПТ ружей(*), 54 45-мм пушек, 18 76-мм полковых пушек, 20 76-мм дивизионных пушек, 28 122-мм гаубиц, 12 152-мм гаубиц, 33 зенитных пулемёта, 8 37-мм зенитных пушек, 4 76-мм зенитных пушек, 16 плавающих танков, 12 бронемашин, 746 автомашин всех видов, 92 трактора(гусеничных тягачей), 6200 лошадей
                1. +4
                  14 декабря 2021 20:26
                  534 ручных пулемёта

                  Виктор, приветствую! drinks Это цитата из Г.К.Жукова, "Воспоминания и размышления", первый том?
                  По состоянию на июнь 1940 года на вооружении у финнов было 3420 пулеметов ДП-27.

                  Получается, что по нашим штатам финны могли предложить 6,5 комплектов ручных пулеметов для дивизии... Наших пулеметов...
                  60 ПТ ружей(*)

                  Только откуда бы им взяться на 1940-й год.... Парадокс!
                  1. +3
                    14 декабря 2021 20:33
                    Здравия желаю!
                    Нее...Вики)
                    Там же:

                    *) число ПТР в штате было задано авансом, под разрабатывавшееся в то время ПТР Рукавишникова, которое так и не было запущено в производство
                    Размышления Жукова -так себе источники если честно Читал как то в юности.

                    Цитата: Пане Коханку
                    6,5 комплектов ручных пулеметов для дивизии..

                    На самом деле больше.Реального насыщения по этим штатам никогда не было.А в последующие годы штаты неуклонно сокращались.В августе 41-го ручных пулеметов по штату полагалось 162 штуки
                  2. +1
                    15 декабря 2021 21:49
                    Британские "Бойсы"!
                    Во время "Зимней войны" закуплено 200 штук. До конца войны получено 100. Оставшиеся 100 после окончания боёв.
                    Собственные 20мм 20pst.kiv L-39.
                    Поступать стали во время боёв.
  9. +7
    13 декабря 2021 23:37
    История с контролем-выбраковкой стволов просто удивляет! Ну не визуально же они их проверяли, то есть не только же визуально? Есть же методы неразрушающего контроля, которые точно покажут наличие и характер трещин, раковины и т. п..
    Похоже, кому-то было надо поначалу, чтобы стволы забраковали, а потом ситуация изменилась.
  10. +5
    13 декабря 2021 23:46
    Статья написана уверенным, профессиональным языком. Очень хорошо читается.
    Я удивился, прочитав комментарии, что это первая статья автора.
    Автору - уважение!
    И ещё раз спасибо за вчерашние консультации good
    1. +6
      14 декабря 2021 04:44
      Статья далеко не первая,просто был большой перерыв. Спасибо автору за труды!
  11. +3
    14 декабря 2021 17:15
    Виктор Николаевич!Прежде всего-спасибо за статью.Не оружейник,но...прочитал.И вот.Вопрос.А за какую команду играл этот Севон?Искал,искал,но?Не нашёл.
    1. +4
      14 декабря 2021 17:34
      Доеду домой, попробую найти.
      1. +3
        14 декабря 2021 17:37
        Ага!Ещё раз-спасибо!
  12. +4
    14 декабря 2021 20:09
    Luger P08 и Bergman-Bayard. От Люгера – взят ствол, рукоятка, магазин, от Бергмана-Байярда – принцип действия автоматики (использование отдачи ствола при его коротком ходе), конструкция затвора и узла запирания. Запирание осуществлялось клином, движущимся в вертикальной плоскости.


    Насколько я знаю, принцип работы автоматики Luger P08 тоже есть использование отдачи ствола при его коротком ходе request
    1. +3
      15 декабря 2021 09:33
      Правильное замечание!
  13. +2
    14 декабря 2021 20:52
    Ладно, поворчу в сторонке насчет агностицизма. Человеку дано ассоциативное мышление, позволяющее обобщать опыт, в котором он не участвовал, который для него чужой, и делать верные выводы.
    Такие милые люди -- представители, как тут метко замечено, "сумрачного финского гения" от оружейной индустрии. Но из моего беспокойного мозга вытянулась ассоциация, нащупывая, к чему бы приложиться, чтобы, насытившись, расти далее, и дотянулась до "Зимней войны", а от "Зимней" -- ко Второй мировой, затем далее и вдруг пугливо остановилась, заметавшись в ужасе усиками...

    ТАБЛИЦА.
    Рост экономик ведущих стран мира за 1990 -- 2020 годы по валовому внутреннему продукту (ВВП).

    Китай= 2054%
    Индия= 725%
    Турция = 669%
    Южная Корея = 551%
    Индонезия = 506%
    Польша = 451%

    США = 251%
    Россия = 245% (+2,9) --98 место
    Германия = 191%

    Ни о чем не говорит? Ничего не напоминает? Не заставляет содрогнуться?