Военное обозрение

Понтоны с авиамоторами: паромы Зибеля для возможного форсирования Ла-Манша

7

Фото: Bundesarchiv



При изучении вопроса возможной высадки немецких войск на Британских островах и перехода от обмена авиаударами к полномасштабной войне против Англии в Берлине обсуждали серьёзную проблему. При наличии немалого числа морских транспортов у нацистской Германии была явная нехватка таких кораблей, которые могли бы использовать при полномасштабной десантной операции. Зачастую десантная операция гитлеровцев выглядела так: транспорт с тысячами бойцов подходил к тому месту у побережья, где глубина позволяла, после чего использовались небольшие катера, многие из которых вообще не были приспособлены для оперативной переброски десанта. В итоге операция такая могла быть успешной лишь в том случае, если противник не оказывал заметного сопротивления. Да и проводилась она «неприлично» долго.

Германское командование начало думать о необходимости создания таких десантных средств, которые позволяли бы форсировать Ла-Манш во время предполагаемого вторжения в Британию. Прозвучала инициатива о возможности применения паромов.

В конечном итоге подходящие средства для переброски десанта по воде разработал человек, который был связан совершенно с другой стихией – с небом. Это офицер Люфтваффе Фридрих В. Зибель, имевший образование инженера.

Паромы Зибеля могли двигаться на скорости до 4 узлов. Для этого конструктор решил снабдить используемые в качестве паромов секции понтонов с авиамоторами.

Также существовал и особый вариант парома, который мог развивать скорость уже до 8 узлов и использоваться для транспортировки не только личного состава, но и грузов.

О паромах Зибеля рассказывается в ролике на YouTube-канале Starina:

Использованы фотографии:
Bundesarchiv
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. knn54
    knn54 11 декабря 2021 15:54
    +6
    Универсальное десантное средство — простое быстрое в производстве (благодаря технологичности конструкции) и при этом способное перевозить достаточно большой груз(в тч и техника) ,который легко десантировался на берег.
    "Ячеистость" (набор понтонов)конструкции позволяла:
    -производить на малых предприятиях;
    -транспортировать отдельные секции даже автотранспортоми и быстро собирать на месте.
    -высокая непотопляемость.
    -
    1. Кроу
      Кроу 11 декабря 2021 16:33
      +9
      высокая непотопляемость
      В ходе боя у острова Сухо повреждённый и лишившийся хода паром Т-21 (видимо, это был S.F. 156 по «сквозной» нумерации) немцы сначала подорвали, потом долго расстреливали из 88-мм орудий, но всё равно добить его удалось только советским канонеркам со 130-мм артиллерией, стрелявшим почти в упор. В качестве ударных или эскортных судов артиллерийские паромы Зибеля использовались довольно редко в отличие от своих ближайших «флотских» конкурентов — лихтеров типа MNL, известных как «быстроходные десантные баржи» (БДБ)
      Тем не менее с 1943 года паромы-катамараны активно применялись для перевозки солдат и техники, но уже не для высадки десантов, а, прежде всего, при эвакуации немецких войск.
    2. ycuce234-san
      ycuce234-san 11 декабря 2021 18:29
      +3
      Цитата: knn54
      "Ячеистость" (набор понтонов)конструкции позволяла:


      Можно было бы их и доработать немного - освободить (и усилить) центр палубы от надстройки и оставить это место для наиболее тяжелых грузов а в корме поставить лёгкую 5-7 метровую вышку-каланчу из профиля или труб и на её площадку перенести пульт управления паромом. Отдыхать в гамаках, подвешенных к натянутому вдоль тросу.
      В версиях с авиамоторами мостик мог находиться прямо над ними - так даже проще управлять было бы так как тяги управления непосредственно с пульта управления приходили бы на движки.
  2. Кроу
    Кроу 11 декабря 2021 16:29
    +9
    Впервые идея использовать в качестве основы для парома штатные переправочные понтоны пришла в голову вовсе не Зибелю. Уже в июле 1940 года армейские специалисты из 47-го сапёрного батальона 7-го армейского корпуса самостоятельно разработали так называемый «паром Герберта»
    (или паром типа «H»), состоявший из двух больших мостовых понтонов, разработанных ещё в годы Первой мировой австрийским инженером полковником Гансом Гербертом. Такие паромы длиной по 17 метров имели важное достоинство - обтекаемые обводы и хорошую мореходность
    ​Сборка паромов Герберта, Франция, 1940 год. Хорошо видна схема установки авиамоторов.
  3. svp67
    svp67 11 декабря 2021 17:24
    +4
    Ох эти "Зибели" (БДК) сколько крови нашим предкам попортили...что под Ленинградом, что на Черном море... Трагедия Эльтигенской десантной операции произошла с их помощью, да и довольно успешная эвакуация немецко-румынских войск из Крыма, на их "плечах" прошла
  4. bairat
    bairat 11 декабря 2021 19:25
    +1
    Цитата: svp67
    да и довольно успешная эвакуация немецко-румынских войск из Крыма, на их "плечах" прошла


    1. “Sperrbrecher-163” (570 брт.), 10 апреля У Сулины авиация потопила прорыватель минных заграждений
    2. CNR-1468 лихтер (500 брт.). торпедные катера потопили
    3. R-204 (2 погибших) Утром 11 апреля штурмовики Ил-2
    4. (БДБ) F-564C2. В Севастополе 15 апреля авиация потопила быстроходную десантную баржу.
    5 БДБ F-395C.в Ялте торпедные катера и самолёты потопили.
    6. “Wagrein” (260 брт.) каботажный транспорт. У Ак-Мечети 16 апреля авиация потопила.
    7. БДБ F-394C Западнее Севастополя авиация потопила
    8. “Dordonj” (930 т.) лихтер. Торпедные катера.
    9. “Tetir Ossag” (2793 брт.) танкер В районе Севастополя 17 апреля торпедные катера потопили Следовавший 22 апреля из Севастополя с конвоем) был сначала повреждён самолётами, а потом добит подлодкой М-35.
    10. “Ardajal” (5695 брт.) румынский транспорт Следовавший в этом конвое получил тяжёлые повреждения.
    11. “Leo” (409 брт.). В результате атаки штурмовиков Ил-2 47-го шап немецкого конвоя 24 апреля был потоплен.
    12. UJ-104 (ex-KT-17) охотник (834 брт.), погибло 17 человек команды. 27 апреля был повреждён торпедным катером ТКА№.344 Корабль отбуксировали обратно в Севастополь где его взорвали 5 мая.
    13. “Lola” (1193 брт.) транспорт. 29 апреля береговой артиллерией был повреждён.

    У Севастополя 3 мая 9 бомбардировщиков А-20 13-го гв.дбап атаковали вражеский конвой и потопили:
    14. охотник UJ-2304 (KFK-84).
    На следующий день, 4 мая артиллерия потопила в севастопольской бухте
    охотники UJ-2313
    15. UJ-2314 (KFK-202),
    16. транспорт “Junak” (444 брт.) 10 Пе-2 40-го бап потопили.
    17. потоплен лихтер “Bessarabija” (1489 т.) Днём 5 мая в севастопольской бухте потоплен артиллерией.
    18. БДБ F-132A потоплен в севастопольской бухте пикировщики Пе-2 40-го бап.
    19. лихтер “Elbe-5” (500 брт.) На подходе к Севастополю 8 мая торпедные катера ТКА.№.344, №.304 и СМ-3 атаковали вражеский конвой и потопили его.
    20. танкер “Prodomos” (877 брт.) В течение 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
    21. каботажный транспорт “Inga” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
    22. сейнер “Nadja” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
    23. грузовой мотобот “Hella” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
    24. “Totila”(2773 брт.), 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап
    25. “Teja” (2773 брт.) 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап.
    Корабли конвоя с трудом сдерживали атаки авиации до полудня. В полдень “Teja” поразила торпеда, и оно тоже затонуло.
    26. БДБ F-335 тот же конвой
    27. буксир “Banat” тот же конвой, та же атака авиации.
    28. G-3211 сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
    29. “Lus” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
    30. “Sturmfogel” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
    31. сапёрно-десантные катера PiLB.319 и PiLB.402.
    32. транспорт “Geiserich”(712 брт.), потоплен днём 11 мая, когда от мыса Херсонес в Констанцу отошёл последний конвой.
    По нему беспрерывно наносили удары самолёты. 11 штурмовиков Ил-2 8-го гв.шап
    33. транспорт “Danubius” (1489 брт.) потоплен 6 Ил-2.

    34. охотник UJ-310 (ex- KFK-194) те же 6 Ил-2 в тот же час.
    35. танкер “Friederike” (ex- “Firuz”) (7327 брт.), тяжело повреждён ПЛ Л-4, на буксире доставлен в Констанцу.
    36. UJ-2303 (ex-KFK-83) охотник, артогонь и авиация
    37. G-3106 “Anderten” сторожевой катер, потоплен.
    38. G-3162 “Tilli” сторожевой катер, потоплен авиацией.
    39. “Romania” (3152 брт.) плавбаза, повреждена авиацией и добита торпедными катерами ТКА №.301, №.353
    40. Транспорт “Durostor” (1309 брт.) повреждён ударом 12 Пе-2
    и потоплен подлодкой А-5.
    41. БДБ F-130A . Повреждённую авиацией, расстреляла артиллерией подлодка С-33
    В Севастополе немцы подорвали повреждённые транспорты “Kazak” (759 брт.) и “Erzherzog Karl” (378 брт.).

    "Нас везли на барже в Констанцу. Всю дорогу нас бомбили и обстреливали русские самолёты. Это был ужас. Нашу баржу не потопили, но убитых и раненых было очень много. Вся баржа была в дырках. Чтобы не утонуть, мы выбросили за борт всё оружие, амуницию, потом всех убитых, и всё равно, когда мы пришли в Констанцу, то в трюмах мы стояли в воде по самое горло, а лежачие раненые все утонули. Если бы нам пришлось идти ещё километров 20, мы бы точно пошли ко дну! Я был очень плох. Все раны воспалились от морской воды. В госпитале врач мне сказал, что большинство барж было наполовину забито мертвецами."

    Довольно успешно, да)
  5. Тестов
    Тестов 11 декабря 2021 22:01
    +1
    bairat (Айрат), уважаемый, разве уважаемый svp67 (Сергей) что-то утверждал о том, что авиацией, торпедными катерами, артиллерией не топили весною 1944 корабли и суда Германии и Румынии в Чёрном море? У Вас есть цифры: сколько в марте в Крыму было войск Германии и ею союзников, сколько получило приказ эвакуироваться, сколько было эвакуировано на кораблях и суда, скольких эвакуировала авиация. Ещё, конечно, не помешала бы цифра взятых в Крыму в плен, но тут подвох, из числа тех, кто в батальонах карательных был в марте, сколько бывших советски граждан форму сняли и по родственникам и знакомым попрятались, их потом НКВД и НКГБ чистил много месяцев.Из числа эвакуированных морем вычтем число те, кто эвакуирован был на "Зибелях" и узнаем какой была эвакуация...