Столкновение USS Fitzgerald и танкера ASX Crystal – расследование

99

Предыстория


Вашему вниманию предлагается очередной официальный документ по расследованию происшествия с кораблем американских ВМС. В свое время об этом писали самые разные СМИ, наши и не наши, в том числе и «Военное обозрение», где, в частности, отмечалось:

«пока нет окончательных выводов расследования, не хотелось бы бросать тень ни на американских моряков, ни на экипаж контейнеровоза».

Теперь расследование состоялось. Причем ВМФ реагировал очень быстро: столкновение произошло в июне, а отчет о первоначальном расследовании появился уже в августе 2017.



Сейчас в сети можно найти сразу несколько официальных документов, изданных Department of the Navy и NTSB.

Что такое Navy, пояснять не надо, а вот NTSB – это Бюро по расследованию происшествий на транспорте, которое является независимым агентством и расследует аварии сразу на всех видах транспорта. Эсминец, конечно, трудно причислить к «транспорту» какого-либо вида, но тем не менее это бюро поучаствовало.

Отчет NTSB появился только в 2020 году, и там рассматриваются в основном навигационные ошибки обоих судов. В отчете же ВМФ большее внимание уделяется действиям экипажа эсминца после столкновения.

Я постараюсь объединить и то, и другое.

Действующие лица


Для начала познакомимся с действующими лицами.

USS Fitzgerald: эсминец УРО типа «Арли Бёрк», и этим все уже сказано. Отмечу только, что закладка корабля состоялась в феврале 1993, а в октябре 1995 (!) его уже приняли в состав Тихоокеанского флота США.

ACX Crystal: контейнеровоз вместимостью 2 860 TEU, то есть стандартных 20-футовых контейнеров. Ничем особенным среди своих собратьев не выделяется, таких сотни бегает по морям и океанам. А может, и тысячи.

На снимке, сделанном сразу после столкновения, мы видим царапины в носовой части и слегка замятый фальшборт. Позже увидим, как выглядел эсминец.


А вот их сравнительные данные.


Обратите внимание на графу Displacement, то есть водоизмещение (оно же вес), обоих участников. В момент аварии контейнеровоз имел «всего» 15 600 тонн груза на борту, но это (а также особенности конструкции и взаимные размеры судов) оказало большое влияние на результат столкновения.

Итак, 16 июня 2017 года около 11:30 местного времени эсминец вышел из порта Йокосука, являвшегося для него базовым – как и для всей АУГ-5, к которой он был приписан. Конечным пунктом был порт Субик-Бей на Филиппинах, а по пути эсминец должен был выполнить разнообразные тренировочные задачи в заливе Сагами, в специально выделенном для этих целей районе.

В 22:00 на вахту на мостике заступила очередная смена из 6 человек.


Лирическое отступление. Когда мне попадаются фото или видео мостика военного корабля, я всегда удивляюсь количеству собравшегося там народа. В торговом флоте на мостике в дневное время находится один-единственный вахтенный помощник. Периодически туда заходит капитан, посмотреть, как идут дела, или электромеханик – поболтать. Ночью вахтенных двое, добавляется матрос-впередсмотрящий. Он смотрит вокруг, готовит штурману кофе и следит, как бы тот не заснул, сидя в кресле перед радаром – такие случаи бывали. В проливах, узкостях и районах с напряженным движением на руль могут поставить еще одного матроса, а при входе/выходе в порт и швартовках на мостике находятся аж четверо: капитан, лоцман, помощник и рулевой. И ничего, справляются. Правда, и экипаж там меньше раз эдак в двадцать… Как бы то ни было, совершенно ясно, что добиться слаженной работы любой группы людей достаточно сложно, и это тоже обязанность начальника вахты.

Кто же чем занимался?


Officer of the deck (OOD) – вахтенный офицер. В его руках, а в данном случае – в её ручках (да-да, вы правильно поняли), все руководство кораблем во время вахты. Во флоте с 2014 года, на эсминце служит с мая 2016, это ее четвертая вахта на этом маршруте.

Junior officer of the deck (JOOD) – помощник вахтенного офицера, последняя ступенька перед тем, как стать вахтенным помощником. Собирает навигационную информацию со всех возможных источников, дает рекомендации вахтенному офицеру. Она служит с 2012 года, на корабле с сентября 2016, уже бывала в этих водах, но помощником не была еще ни разу.

Conning officer (CONN) – можно сказать, что это такая прослойка между вахтенным офицером и рулевым. Это самая первая должность для офицера, желающего стать вахтенным помощником. Передает команды вахтенного офицера в отношении курса и скорости рулевому, но может и сам принять решение, особенно при плавании в колонне или строе. Рулевой должен исполнять только команды CONN, чтобы избежать путаницы. Данный моряк служит на флоте с января 2017, эсминец его первый корабль, и эта ночь – первая в данном районе.

Quartermaster of the watch (QMOW) – заведует картами, навигационными приборами и инструментами, при необходимости служит сигнальщиком… В общем, специалист широкого профиля и на все случаи жизни. В данный момент его обязанность вести прокладку курса – так сказано в документе. Хотя в эпоху развития электронных карт это сомнительно. Скорее всего, он наблюдал за электронным курсопрокладчиком – позднее постараемся уточнить, так ли это. На развитии аварии этот момент никак не отражается, просто интересно. Во флоте он с 2002 года, на эсминце с 2016, прежде служил на кораблях в Персидском заливе и Средиземном море.

Helmsman – с ним все ясно, это рулевой. Выполняет команды офицера CONN, держит курс и скорость. У него под рукой не только штурвал, но и рукоятки управления оборотами главных двигателей и лопастями ВРШ.

Boatswain mate of the watch (BMOW) – помощник боцмана должен быть крутым парнем, совать нос во все дырки, но в данном случае он контролирует и присматривает за рядовыми членами вахты, с непонятными мне целями.


Лирическое отступление. И это еще не вся вахта – видите незанятые серые кружочки?

Все оборудование и приборы работали исправно, за исключением одного радарного репитера в БИЦ (боевом информационном центре), который вообще не хотел запускаться.

Командир корабля и его старший помощник находились на мостике весь вечер 16 июня. Командир покинул мостик в 23:00, когда эсминец закончил шлюпочные учения и покинул тренировочный район в заливе Сагами.

Перед уходом он удвоил допустимую величину отклонения от курса. Смысл этого ограничения в том, что если в результате какого-либо вынужденного маневрирования эсминец будет вынужден выйти за эти пределы, то вахтенный офицер обязан вызвать командира. Командир же, как он объяснил позднее комиссии, хотел нормально выспаться перед следующим днем. Старпом ушел примерно через полчаса после командира.

Кроме мостика, в те же часы сменилась ночная вахта в еще одном очень важном месте – БИЦ. Там находились:

Tactical action officer (TAO) : отвечает за системы защиты и нападения, руководит вахтой БИЦа, в отсутствие командира решает вопросы применения оружия. Этот офицер (она) служила на флоте с 2008, на эсминце с марта 2017, и это ее десятая вахта как ТАО.

Watch officer (CICWO): должен быть уверен, что все воздушные, морские и подводные цели обнаружены, их параметры движения определены. Информирует TAO обо всех изменениях положения целей. На флоте с 2015 года, уже пять раз бывал в этом районе.

Watch supervisor (WS): отмечает движение целей на маневренном планшете. Информирует вышестоящих специалистов. На флоте с 2016 года, все это время на эсминце, в этой должности с марта 2017.

Surface warfare coordinator (SWC): отмечает передвижения надводных целей, информирует мостик о надводных контактах, представляющих угрозу. На флоте с 1994 года, на эсминце с 2016, сделал, как заявил комиссии, пару рейсов в этом районе.

Surface warfare supervisor (SWS): отмечет контакты на радаре, передает данные SWC. На флоте с 2014 года, на эсминце с 2016, ни разу не приходилось нести вахту при плавании в этом районе.

Optical sight system operator: определяет цели визуально через системы ночного видения. На флоте с 2015 года, однако, эсминец – его первый корабль.


А вот как это выглядит в натуре, причем это именно БИЦ нашего эсминца, за несколько лет до происшествия. Гражданский, задумчиво потирающий подбородок – это тогдашний глава Военно-морского министерства. Видимо, на экскурсии. А экран, на который он задумчиво смотрит, как раз передает изображение с прибора ночного видения.


Это тот же БИЦ, но в другое время. Человека за экраном назовем бесполым словом «моряк», а экран перед ним – радар контроля воздушного пространства.


Лирическое отступление. Хорошо бы получить комментарии от наших моряков!

Итак, эсминец двигался в южном направлении и вскоре должен был пересечь маршруты судов, следующих вдоль побережья Японии в направлении (или выходящих из) Токийского залива. Не сказать что это участок с таким уж насыщенным трафиком, но тем не менее. Вот так он выглядит прямо сейчас:


Согласно распоряжению по вахте, данному командиром корабля и записанному в вахтенном журнале, вахтенный офицер должен вызвать командира, если ближайшая дистанция расхождения с целью (CPA) будет менее 3 миль. Вызывать следовало, когда до точки CPA останется 5 миль или 20 минут, смотря что случится первым – это чтобы командир успел одеться и прибыть на мостик.

В соответствии с судовой системой управления движением (VMS), эсминец в промежуток времени 23:40–00:25 двигался со скоростью 20 узлов и несколько раз обгонял грузовые суда, находящиеся от него по обоим бортам. В 00:33 VMS показала группу из пяти судов, следующих в северо-восточном направлении и находящихся справа по борту от эсминца, и одновременно два судна, следующих в том же направлении, что и эсминец, и находящиеся от него также справа по носу.

Вахтенный офицер позвонил капитану (пардон, командиру) и обсудил с ним ситуацию. Чтобы разойтись с этими целями, эсминец отклонился вправо от избранного курса примерно на 1,8 мили, с целью пройти за кормой у группы из пяти судов. Дистанция CPA до них была менее 1 мили, но вахтенный вызывать капитана больше не стал.

ACX Crystal вышел из Нагоя с грузом контейнеров общим весом 15 600 тонн и направлялся в Токио. В данный момент он двигался на восток-северо-восток, то есть курсом примерно 60 градусов, со скоростью 18 узлов.

Лирическое отступление. Узел – морская единица скорости, равная 1 морской миле в час или 1,86 км/час.

Капитан контейнеровоза покинул мостик около 21:00, оставив мостик на 3-го помощника. В полночь на контейнеровозе сменилась вахта – заступил 2-й помощник и матрос, который или стоял на руле, или был впередсмотрящим, когда судно шло на автопилоте.

Параллельно с ним, на расстоянии около 2 миль по левому борту, в Токио двигался сингапурский контейнеровоз Wan Hai 266. К юго-востоку от него, тоже почти параллельно и на дистанции 4 мили, в том же направлении двигался контейнеровоз Maersk Evora.

Лирическое отступление. Wan Hai 266 сравнительно небольшое судно вместимостью 1570 TEU, а вот Maersk гораздо крупнее, размерами 360х46 м и вместимостью 13 100 контейнеров. К делу это отношения не имеет, просто для интереса.

Эсминец имел систему AIS, но она была настроена только на прием, но не на передачу – такой порядок практиковал в то время Navy – поэтому заметить его в ночное время можно было только радаром или визуально. Однако корпус эсминца спроектирован так, чтобы представлять собой минимально возможную радарную цель. Обычные суда такого размера давали бы гораздо более сильную отметку на экране локатора.

Лирическое замечание. AIS (Automatic identification system) – система, позволяющая передавать на окружающие суда параметры движения судна, его название и прочую информацию – а также принимать точно такую же от других судов. Информация появляется на экране приемника, а также с ней могут работать судовые радары и системы ECDIS. Тогда, если щелкнуть курсором на отметке судна, справа внизу экрана появляются его данные. Очень удобно. Существуют также береговые приемники AIS, и ими-то и пользуются такие известные сайты, как marinetraffic.com.

Второй помощник контейнеровоза заявил комиссии, что первый раз увидел эсминец на радаре, когда до него оставалось 10 миль. Согласно записям черного ящика контейнеровоза, его радар поймал нечеткий сигнал эсминца на дистанции 13 миль, и если бы 2-й помощник был более внимателен, он мог бы получить данные по эсминцу гораздо раньше.

Забегая вперед: проверка данных черного ящика Wan Hai показала, что его радар опознал эсминец на такой же дистанции, но вахтенный помощник сингапурского судна сделал ручной захват цели и получил данные движения. Вахтенный ACX Crystal ручного захвата не делал.

Вахтенный офицер эсминца впоследствии объясняла, что первый раз на этой дистанции она засекла на радаре два судна. Она попробовала «захватить» цели, но у нее ничего не получилось. По ее словам, ближайшей целью она посчитала ACX Crystal, которого обгоняло другое судно. Японская Береговая Охрана, которой офицер давала первоначальные пояснения, считает, что офицер ошиблась.

Согласно данным черных ящиков ACX Crystal и Wan Hai, упоминаемое офицером судно могло быть контейнеровозом Wan Hai 266. Американское NTSB, после рассмотрения данных всех четырех судов, полагает, что офицер лишь очень короткое время видела Wan Hai, а в основном работала с отметками Maersk Evora и ACX Crystal.

Лирическое замечание. Радары (локаторы) на современных судах давно надо называть ARPA – automatic radar plotting aid. Они могут не только засечь цель, но и рассчитать ее курс, скорость, ближайшую точку сближения и время до этой точки. Для этого цель должна быть «захвачена», вручную или автоматически. Автоматический захват происходит, когда штурман (оператор) заранее установил своего рода «безопасный радиус». Тогда все цели, попавшие в радиус, захватываются и рассчитываются автоматически. Для ручного захвата надо навести на цель курсор и нажать кнопку. Забегая вперед: комиссии так и осталось неясным, почему вахтенный помощник контейнеровоза применял только ручной захват целей и делал это избирательно.

Офицер пояснила, что когда эсминец был в 10 милях от контейнеровоза, она визуально засекла огни другого судна по правому борту эсминца. Согласно данным черного ящика, это было примерно в 01:12. Специалист БИЦ – координатор (SWC), который на своем посту также наблюдал за надводной обстановкой, примерно в это время отлучился в гальюн, и по возвращении ничего особенного на своем экране не заметил. Два других специалиста БИЦ, когда он вернулся, также не сообщали ему ни о каких целях, появившихся в его отсутствие.

А контейнеровоз между тем подошел к точке, где должен был изменить курс с 89° на 69° градусов. В 01:19, когда судно плавно повернуло на новый курс, Fitzgerald находился на дистанции 6,5 миль и все еще приближался со стороны левого борта. На дистанции 3,5 мили 2-й помощник визуально заметил зеленый бортовой огонь эсминца.

Вахтенный офицер пояснила дознавателям, что, когда ARPA эсминца определило параметры ближайшей цели, то дистанция CPA составляла 0,75 мили, и цель проходила по корме. Сопоставление данных черных ящиков трёх судов показало, что в этот момент времени вахтенный офицер использовала ARPA для определения параметров двух целей – ближайший был ACX Crystal, а за ним располагался Maersk Evora.

Далее, вахтенный офицер обсуждал ситуацию со своим помощником JOOD. Помощник рассказала, что она находилась на правом крыле мостика и наблюдала контейнеровоз через мощный стационарный бинокль. Она видела второе судно, находящееся за ACX Crystal, и позвала вахтенного офицера взглянуть на него. Также она пояснила, что предлагала уменьшить скорость эсминца и принять вправо, чтобы пройти за кормой целей, на что вахтенный офицер ответила, что это только ухудшит ситуацию, так как приведет эсминец ближе к берегу. На тот момент до береговой черты было 8 миль.

Странности


А далее происходит нечто странное.

Согласно записям курсографа, в 01:22 Fitzgerald изменил курс со 190 на 200°. Во время работы комиссии причина изменения курса так и не была установлена. Расчеты с использованием данных трех судов показывают, что если бы эсминец остался на прежнем курсе, то он прошел бы носу контейнеровоза на дистанции 0,5 мили.


В это время 2-й помощник ACX Crystal наблюдал за эсминцем. Контейнеровоз, согласно правилам МППСС, имел преимущество, и он ожидал, что эсминец изменит курс. Когда до эсминца оставалось 3 мили, он все еще видел его зеленый огонь. 2-й помощник вышел на крыло с сигнальным прожектором и просигналил эсминцу, но не получил ответа. Затем он сказал матросу встать к рулю, переключить автопилот на ручное управление и ожидать команды.

До столкновения оставалось 3 минуты, суда продолжали сближаться со взаимной скоростью 20 м/сек.

В БИПе эсминца происходило вот что. Вернувшись из мест не столь отдаленных, специалист-координатор продолжал наблюдать за своим экраном, когда на нем вдруг «выскочила» информация от AIS. Он передал пеленг на цель оператору оптики, чтобы тот проверил это направление. Оптический специалист поведал расследователям, что он заметил судно по указанному пеленгу, и определил дистанцию до него как 4,5 мили (последующие расчеты показали, что это был Maersk Evora). Затем он продолжил поворачивать свою камеру вправо и увидел ASX Crytal. Он был настолько поражен тем, как близко оказалось судно, что буквально застыл на несколько секунд. Тактический офицер БИПа тоже увидел цель, но уже не успевал ничего сделать за то время, что оставалось до столкновения.

Когда дистанция сократилась до 1 000 метров, 2-й помощник контейнеровоза приказал матросу положить руль на 15 градусов вправо, и сразу после этого круто вправо – но это уже ничего не меняло.


На борту Fitzgerald вахтенный офицер все еще надеялась, что эсминец разойдется с обоими приближающимися торговыми судами. Комиссии она пояснила, что увидела надстройку ACX Crystal за минуту до столкновения и поняла – суда столкнутся.

Она приказала офицеру CONN «право на борт», но тут же отменила приказ, прежде чем он дошел до рулевого. Затем приказала «лево на борт» и «полный вперед», применив термин «flank speed» – то есть скорость, превышающую скорость полного хода. Помощник боцмана, стоявший в этот момент около рулевого, заявил, что он просто выхватил штурвал из рук рулевого и выкрутил его до отказа влево.

Последующий просмотр параметров силовой установки эсминца показал, что в 01:30 поступили три команды на увеличение скорости с промежутком в 5–8 секунд, и главные двигатели, что интересно, послушно отреагировали.

Столкновение


В 01:30–00:32 произошло столкновение.

Контейнеровоз ударил эсминец в правый борт под углом.


Надводный борт контейнеровоза смял носовую часть надстройки эсминца.


А своим бульбообразным носом, как тараном, проделал пробоину размером 13х17 футов (400х580 см) ниже ватерлинии.

Контейнеровоз же получил незначительные повреждения носовой части корпуса и бульба.


Действия контейнеровоза после столкновения нигде не описаны, а о том, что происходило на борту эсминца после удара, я расскажу во второй части этой истории.

А мы пока перейдем к результатам расследования.

Результаты расследования


Итак, что же решило-постановило Бюро по расследованиям?

К столкновению привели ошибки вахтенного персонала обоих судов.

Вахтенный офицер эсминца имела три цели на радаре на дистанции 12 миль. Они двигались параллельно друг другу и находились справа по носу эсминца.

Согласно правилам МППСС-72, судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу. Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы «чисто» разойтись с другим судном.

Fitzgerald должен был уступить дорогу всем трём судам, однако продолжал двигаться прежним курсом. При этом он сначала пересекал «дорогу» Wan Hai у него под носом (нарушение!) и затем оказывался на курсе столкновения с ACX Crystal.

Принимая во внимание, что контейнеровоз был замечен за 10 миль и 22 минуты до столкновения, комиссия старалась понять, как столкновение вообще стало возможным, при наличии на мостике необходимых ресурсов и достаточного времени.

Далее перечисляются все эти ресурсы, количество вахтенных на мостике и БИЦ, с общим выводом: взаимодействия мостик-БИЦ и в обратном направлении не было, распоряжения командира на этот счет не выполнялись, инициатива не проявлялась, правильных действий не производилось.

В БИЦе находилось семеро вахтенных, чьей задачей было контролировать водную поверхность и снабжать мостик информацией.

Все они заявили комиссии, что не заметили ни одного контакта, достаточно близкого и заслуживающего сопровождения. Однако, когда комиссия получила данные черных ящиков, она обнаружила многочисленные цели, подпадающие под распоряжения командира эсминца в части сопровождения, определения параметров движения и информирования мостика.

По крайней мере, некоторые вахтенные БИЦ видели такие контакты, но не делились информацией с остальными. Оператор оптических систем, например, заявил, что он наблюдал, в общей сложности, 80 таких целей.

Оператор SWO заявил, что цели на его экране «выскакивали и пропадали» и что он наблюдал много шумовых помех на экране. Однако он не доложил об этом.

Техник, входящий в состав вахты, мог бы заняться проблемой и определить, являются ли помехи технической неисправностью или ошибкой оператора.

Старший по вахте (TAO) не требовал от подчиненных следить за целями, попадающими в ограничения, заданные командиром (то есть безопасный радиус и минимально возможное CPA).

Теперь про контейнеровоз ACX Crystal.

Данные черного ящика показали, что эсминец первый раз появился на его радаре в качестве нечеткой цели в 01:06 на дистанции 13 миль, причем за нечеткой отметкой следовал четкий след. Другие цели, даже меньшего размера, на такой дистанции были ясно видны (стелс, однако).

В 11:16 эсминец уже уверенно проявился на экране. Wan Hai 216, который следовал параллельным курсом на удалении 2 миль, тоже заметил эсминец на примерно такой же дистанции. Его вахтенный помощник произвел ручной захват цели и имел все параметры движения.

Вахтенный помощник ACX Crystal заявил комиссии, что он был осведомлен о присутствии судна после того, как повернул на курс 69°, но не произвел захват отметки.

Когда вахтенный помощник и матрос контейнеровоза первый раз заметили зеленый бортовой огонь, то, по данным радара, дистанция до цели была 3 мили. 2-й помощник заявил комиссии, что его первым действием было выйти на крыло с сигнальным фонарем и просигналить в направлении зеленого огня – но ответа он не увидел. Подобные действия помощника указывают на то, что он находился в смятении.

Контейнеровоз, как судно, имеющее преимущество, согласно правилам МППСС должен был поддерживать курс и скорость постоянными, однако 2-й помощник должен был понять, что приближающееся судно не предпринимает никаких действий.

В этой ситуации он мог предпринять дополнительные меры: вызвать приближающееся судно по радио (хотя, не зная его названия, он мог получить ответы от нескольких других судов), мог подать звуковые сигналы в дополнение к световому. Несколько изменений курса вправо, которые он предпринял, были несвоевременными и недостаточными.

Фактор усталости


Комиссия NTSB также исследовала фактор усталости экипажа эсминца.

Вахтенный персонал на мостике и в БИЦ имел много дополнительных обязанностей во время учений, состоявшихся в день аварии. И перед заступлением на вахту люди либо вовсе не имели времени на отдых, либо отдыхали кратковременно.

Вахтенный офицер заявила, что пред вахтой «подремала» около часа.

Начальник вахты БИЦ заявила, что не отдыхала совсем. Оператор оптических систем от усталости несколько раз засыпал перед экраном и, в конце концов, был вынужден продолжать наблюдение стоя.

Наблюдатель за морской обстановкой пропустил несколько важных отметок.

Комиссия, естественно, уделила внимание членам экипажа.

Старший помощник в интервью заявил, что не «слишком» доверял вахтенному помощнику, но принимал во внимание большой опыт начальника вахты в БИЦ и полагал, что он (она), хотя и не присутствуя на мостике физически, сможет оказать помощь и поддержку.

В то же время начальник вахты БИЦ, когда ее спросили о кооперации с персоналом мостика, ответила что эта кооперация «носила очень ограниченный характер».

Старший помощник характеризовал уровень подготовки вахтенного офицера как «ниже среднего» и заявил, что во время работы в БИЦ она получила выговор за свою «язвительность и чрезмерную уверенность в своих силах».

На вопрос, почему он не доложил о своих сомнениях командиру, он ответил

«сейчас, глядя назад, я уже не понимаю, почему я этого не сделал. Думаю, что я доверял мнению капитана более, чем своему суждению. Я думал, что мог чего-то не замечать такого, что видел он».

На вопрос, почему он не вызвался помочь нести вахту в сложном районе, старпом ответил:

«я настолько устал, что просто не думал о том, что может случиться. Я больше думал об учениях, которые должны были начаться в 6 утра, а не о том, что может произойти между 20:00 и 02:00».

На этом, думаю, можно остановиться.

Пожалуй, и так все ясно.

Далее следует перечисление рекомендаций, выданных NTSB морскому министерству и судоходной компании, но это уже не интересно. К тому же их надо сначала перевести с англо-бюрократического на просто английский – а это, увы, мне не по силам. Я и русских-то бюрократов с трудом понимаю…

Во второй части, если на то будет интерес аудитории, будут рассмотрены последствия столкновения для экипажа эсминца и его борьба за живучесть судна.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 декабря 2021 18:11
    Над ставить на управление ИИ, он не отвлекается, правила и инструкции соблюдает ... а то, их флот утилизируется "естественным образом", при таких то "флотоводца/судоводителях".
    А впрочем, у них и ИИ, такой же будет с исключительным гонором и прибабахах в процессорах.
    1. +1
      16 декабря 2021 04:38
      Цитата: rocket757
      А впрочем, у них и ИИ, такой же будет с исключительным гонором и прибабахах в процессорах.
      А зная их любовь к денежкам, ещё и майнить крипту будет не в кипяточек. laughing
  2. +10
    15 декабря 2021 18:55
    Хорошо бы получить комментарии от наших моряков!

    Вахта 6 человек на мостике, и практически никто не за что не отвечает, а ещё "Рулевой должен исполнять только команды CONN, чтобы избежать путаницы." Вот здесь и путаница. Рулевой выполнять должен команды капитана, в его отсутствии вахтенного офицера. Зачем промежуточное звено ? И так полный "бабский бардак" на мостике, не зря в старое время говорили "Баба на борту, пойдём ко дну". Все БИЦы, OOD и бог знает кто, но простого вперёдсмотрящего не выставлено, все друг на друга надеялись, а корабль уверенно шёл на столкновение. Второй помощник контейнера, понадеялся на свой левый борт, и на то что на встречном судне "сидит не idiot", но он глубоко ошибся. В любом случае он должен был понять, что наступил "момент черезмерного сближения" и произвести уклонение, а он начал моргать "ратьером", упустив время, которого у него оставалось 3 минуты.
    Вахтенный офицер эсминца баба Она приказала офицеру CONN «право на борт», но тут же отменила приказ, прежде чем он дошел до рулевого.чем всё сказано, очко заиграла, полная растерянность. 70% вина эсминца, 30% вина контейнера (не выполнил уклонение последнего момента).
    1. +2
      15 декабря 2021 19:29
      Цитата: tihonmarine
      и на то что на встречном судне "сидит не idiot", но он глубоко ошибся.

      good
      Не зря же инструкторы по вождению говорят-Всегда считай едущего тебе навстречу птицей, которая долбит, но не дятлом...
      1. +3
        15 декабря 2021 20:05
        Цитата: Альф
        Не зря же инструкторы по вождению говорят-Всегда считай едущего тебе навстречу птицей, которая долбит, но не дятлом...

        С начала учёбы помню в кабинете навигации висел банер "В судовождении считай себя ближе к опасности, и не предпочитай краткость пути его безопасности". В этом случае по Черномырдину "Хотели как лучше... но нарушили всё что можно и нельзя". И ссылаются ещё на усталость ( хотя это сразу пункт обвинения в твою же сторону), мы и сутки и двое спали, да и трое бывало, но тогда брал кого нибудь из экипажа на мостик, чтобы будил когда я начинал засыпать. Так и на мостике ты один, это на Босфор и трое.
        1. +3
          15 декабря 2021 21:37
          мы и сутки и двое спали, да и трое бывало

          Какая классная оговорка по-Фрейду))))
          Чот тоже курсантство вспомнилось. Вечно сонный и жрать охота)
    2. +5
      15 декабря 2021 21:28
      Все таки, наверное, 90% на 10% в пользу эсминца.
      Наблюдение за обстановкой фактически не велось. От слова НИКАК.
      Если этой дуре дали ограничения маневрирования по курсу, достаточно было просто сбросить ход (не уходить им всем под корму меневром по курсу) и пропустить всех справа на другой борт по носу. Но для этого на маневренном планшете надо было иметь все параметры всех опасных целей. Я так понял, всё это спустилось в рукава.
      Вина контейнеровоза только в том, что он не знал, что надо бояться военных моряков и пьяных рыбаков.
      1. +3
        16 декабря 2021 08:58
        Цитата: Серж-667
        Все таки, наверное, 90% на 10% в пользу эсминца.
        Наблюдение за обстановкой фактически не велось. От слова НИКАК.

        Здесь разборка шла по методике NTSB (Бюро на транспорте), а у них в любом случае будут два виновных, виновному 70, а менее виновному 30, обычная метода на транспорте. Это бюро выбрано так как одено судно военное, второе гражданское. Да и второй штурман контейнера тоже "пролопушил", видел эсминец за 10 мили (с его слов), скоростя 20 и 18 узлов, относительная скорость 38 узлов" за 6 минут сближаются на 3,8 мили, и уже через 14 минут будет "краш". Вот тогда надо было светить ратьером орать на 16 канале, но за 6 минут до "краш" нужно было принять решение, а он только за три минуты "мигать" начал. Ну видишь "дуб" идёт - отверни. Ну а "тётка" -
        дистанция CPA составляла 0,75 мили, и цель проходила по корме
        . Она что больная, даже визуалино днём ты не можешь пройти на таком расстоянии по расчёту. А у них было 4,5 мили когда на эсминце визуально поняли, что идут на столкновение, а это 4,5-3,8=0,7 мили, по времени 6 мин.+2мин. = 8 мин (расписал от и до) этого времени было "за глаза". Растерянность вахтенного офицера, слабая подготовка в экстрим условиях, неумение принимать решение, отстранённость командира и старпома эсминца при выходе из порта, и 2 штурмана понадеявшегося на "умного" вахтенного на встречном судне, привело к столкновению. Что хотели, то и поимели.
        1. +2
          16 декабря 2021 13:13
          дистанция CPA составляла 0,75 мили, и цель проходила по корме

          Да, меня эта фраза тоже убила.
          Налицо сознательное нарушение ППСС. Вернее, полное отсутствие понимания документа. Кто у неё вообще допуск на самостоятельное управление принимал- тот ещё вопросец. И принимал ли вообще.
          Но самое интересное, то, что одни лупятся на радар и ничего не видят, и им пофик, другие визуально не наблюдают огней по неизменному пеленгу... Ну, не бывает такого, чтобы всем всё пофиг было. Наверняка же доклады должны были поступать.
          А вообще, взаимная наглость, между гражданскими и военными, по моему, неискоренима)
          Потому, таки да, согласен)
          1. +3
            16 декабря 2021 13:29
            Цитата: Серж-667
            Да, меня эта фраза тоже убила.
            Налицо сознательное нарушение ППСС.

            В те советские времена, если бы я такое сотворил, будучи 2-м офицером даже в дневное время, меня бы мастер просто батогами отходил бы. А потом когда я стал в "руках с ботогом", я бы тоже отходил, а то и вообще списал бы с борта.
            1. +1
              16 декабря 2021 14:16
              В те советские времена...

              В советское время и за меньшее можно было огрести по полной.)))
              Например, если в Ш-1 пошкрябать лезвием "Нева")))
              Я пользовался исключительно "BIC".. Но в особо крайних случаях :)
              Аккуратненько снимаешь, потом ногтем полируешь))
              1. +2
                16 декабря 2021 14:37
                Цитата: Серж-667
                В советское время и за меньшее можно было огрести по полной.

                У на всё было намного проще, и когда учился и работал, особенно в рыбаках, там работа и заработок "от хвоста" на первом месте, но судовождение и его безопасность были приоритетом. В тех жестоких условиях и дикой скученности судов, это была жизненная необходимость. Это была достойная школа жизни. Ну что то примерно так:

                А бывало и так ..7
                1. +1
                  16 декабря 2021 17:51
                  Нет, что не говорите, а в Союзе школа судоводителей была мощная, несмотря на проишествия.
                  1. +1
                    16 декабря 2021 18:24
                    Цитата: Серж-667
                    Нет, что не говорите, а в Союзе школа судоводителей была мощная, несмотря на проишествия.

                    Флот то был огромный, и происшествия были, а где их не было, и до сих пор есть и будут. Но судоводительская школа было на высоте, начиная с учёбы, постоянно учили, и главное было кому учить, да и мы старались, это было осознанное призвание.
          2. +2
            16 декабря 2021 13:34
            Цитата: Серж-667
            А вообще, взаимная наглость, между гражданскими и военными, по моему, неискоренима

            Да нет, этого я бы не сказал, сколько не приходилось встречаться с "вояками" других стран, то редко найдёшь "дуба". Они всегда корректны, и сами вызовут на 16 канале, обговорят расхождение или попросят пропустить, и с теми же американцами. Они не наглеют, как рыбаки.
            Хотя на гражданском флоте ходит старая поговорка: "Бойся рыбаков, и военных моряков".
            1. +3
              16 декабря 2021 19:04
              Они не наглеют, как рыбаки.
              рыбаки вообще отдельная песня! особенно японцы любили как можно ближе проскочить перед форштевнем. Типа на удачу. С корейцами как-то не особо остались воспоминания но вот китайцы .... wassat
              НасИчОт наших военных. Вот от них мы шарахались то да. Обычно перли напропалую не взирая на "эти ваши МППСС-72". Работал пару контрактов с бывшими военными. Что сказать - мрак bully
              1. +3
                16 декабря 2021 19:55
                Цитата: Region-25.rus
                Вот от них мы шарахались то да.

                На Северах было, а на Балтике ребята были порядочные, да и военного флота не столько сколько на Севере и ДВК, там они распустились. У меня брат работал на ГИСУ "Зенит" и в начале 80-х они подлезли на NW оконечность Наргена, и сели на камушки (на карте не было) и так точно влетели между двух булыганов и тоже чётко в районе ВДГ. Связи нет, электричества нет. Подают сигналы бедствия красными ракетами, судов нет, февраль месяц, одни колхозники рыбаки. Вообщем расстреляли все ракеты и сожгли несколько фальшфакелов (не путать с фальшфейером), а рыбаки идут подальше, "что там вояки затеяли, пусть дурью маются". Старпом старлей и брат 2-й офицер (гражданский) спустили резиновую лодку и догребли до погранзаставы, и связались с базой. Ну а там начался цирк во главе с ком. Балтфлота. Но это отдельная история.
                1. 0
                  16 декабря 2021 21:26
                  На Северах было, а на Балтике ребята были порядочные
                  ну, я про Приморский край имел ввиду))))
                  1. +1
                    17 декабря 2021 09:37
                    Цитата: Region-25.rus
                    ну, я про Приморский край имел ввиду)

                    Я это понял, а про "Севера" - это мы говорим про Мурманск, Архару, Баренцуху, Гренландское, Норвежское моря.
              2. +2
                16 декабря 2021 20:07
                Цитата: Region-25.rus
                рыбаки вообще отдельная песня!

                Вышли из Клайпеды на "Нарвском Заливе", идём в сторону Борнхольма. Заступаю в 04.00. на вахту, принял вахту а мой товарищ Цахай Магомедович был у 2-го рулевым, и рассказывает - "Идём а впереди куча колхозников, я 2-му - "Лев Александрович рыбаки"- , а он лёжа с дивана - "Цахай держи курс, рыбаки сами разбегутся !" Ну я спросил, а как рыбаки ? Цахай - "Знаешь все разбежались". И такое бывало.
                1. +2
                  16 декабря 2021 21:25
                  "Знаешь все разбежались". И такое бывало.
                  на китайцев это не распостраняется )) Многие даже уголковые отражатели не ставили! Мы на подходе к Янцзы в тумане чуть таких двоих не переехали (я как раз на руле стоял будучи еще рулевым)
                  1. +1
                    17 декабря 2021 09:31
                    Цитата: Region-25.rus
                    Мы на подходе к Янцзы в тумане чуть таких двоих не переехали (я как раз на руле стоял будучи еще рулевым)

                    Ну примерно, как в Африке, там вообще без огней ходят, а у некоторых просто тряпку зажигают перед носом, а представляете отвернуть плавбазу в одном кабельтове. А скольких не заметив переехали, даже Бог не знает.
                    А ещё вся Европа села на яхты, вот это тоже бич для моряков, от Балтики почитай до Канар, и ещё Средиземка. Идёшь в проливах в 100 метрах справа и слева берег, а они что только не вытворяют. У больших танкеров негласный приказ -"ни в коем случае не отворачивать, следовать своим курсом."
                    1. +1
                      17 декабря 2021 11:49
                      А скольких не заметив переехали, даже Бог не знает
                      это да... на большой коробке не мудрено what Я максимум на чем большом работал это БАТМ, из сухогрузов на вот таком - 15000 тонн

                      А рулил только на малышах тон на 4,5 тыс.
                      Вот он. мой самый первый в жизни пароходик )) -
                      На нем если груз только в трюмах (без каравана) "рысачить" можно было мое почтение! )) так что уворачивались на ура)
                      Идёшь в проливах в 100 метрах справа и слева берег, а они что только не вытворяют.
                      Ну, 100 метров еще божески. Выпало на мою вахту в Январе 96-го заходить в р. Хуанпу из Янцзы. На Хуанпу Шанхай расположен. Та там вообще как вспомню так вздрогну - слева причалы и прочее, суда стоят под операциями. До них метров 25. Справа зона разделения тоже примерно столько же. А по встречке на выход иногда такие монстры выходили что наш мостик си-и-и-льно ниже их главных палуб! wassat И вот такая "дура" сначала навстречу, а потом мимо проходит. А посреди всего этого великолепия местные на всяких джонках, буксирчиках с караванами каких-то барж...как мошкара в тайге вьется. Боцман (старый моряк) собрав по пароходу пустых бутылок, ржавых болтов и прочего неликвида оборудовал на баке "огневую точку" и как Панфиловец метал тяжелые предметы в посудины аборигенов отгоняя их от форштевня laughing
                      п.с.
                      Я тогда за вахту пачку сигарет выдул wassat
                      1. +1
                        17 декабря 2021 13:17
                        Цитата: Region-25.rus
                        Выпало на мою вахту в Январе 96-го заходить в р. Хуанпу из Янцзы. На Хуанпу Шанхай расположен.

                        Пришлось быть там в тоже время (1996 г.), движение больше чем на Западе в разы.
                        Идём по речке на эстонском пароходе (я был чиф, Эдик фин с эстонским паспортом, капитан должен быть гражданином Эстонии), пайлот спрашивает - "Мастер а где эта Эстония ?" Эдик руками развёл, а я уму по простому - "Хельсинки слышал, так это южнее на 50 миль." Он примерно понял и "Мастер а сколько у вас населения " ну Эдик ответил, что 1 300 000 пиплов. Пайлот посмотрел вперёд и показал "Вон в той деревне 1 500 000 пиплов ". И мы все заржали.
                      2. +1
                        17 декабря 2021 13:19
                        Пайлот посмотрел вперёд и показал "Вон в той деревне 1 500 000 пиплов ". И мы все заржали.
                        у нас сразу два было лоцмана)) Первым делом поднявшись на мостик спросили - "где тифон?" Показали кнопку, старший понажимал, остался супер доволен)) Так и "нырнули" в устье)))
                      3. +1
                        17 декабря 2021 13:23
                        Цитата: Region-25.rus
                        На нем если груз только в трюмах (без каравана) "рысачить" можно было мое почтение! )) так что уворачивались на ура

                        До боли знакомые лесовозы.
                        А долше всего я вот на такой бфыл "женат" в советское время .....

                        И постсоветское ...
                      4. +1
                        17 декабря 2021 13:26
                        До боли знакомые лесовозы.
                        ну так серия не маленькая была. Хорошие были старички. Мореходные! На плавбазах у меня только однокашники поработали. Я на РТМ тип "Атлантик-II" ГДР-овской постройки пошел в первые экспедиции. а потом уже "начальником". Все больше на "река-горе"
                        Их после развала много распродали как металлолом всяким "новым бизнесменам". Шарахались на этом металлоломе и вокруг Японии не раз. По Тихому Океану ... смертнички блин wassat
                      5. +1
                        17 декабря 2021 13:49
                        Цитата: Region-25.rus
                        По Тихому Океану ... смертнички блин

                        Это уж точно, на "жабодаве" по тем водам, только камикадзе нужно быть.
                      6. +1
                        17 декабря 2021 13:51
                        только камикадзе нужно быть
                        или выбирать "лучшее из худшего". Или на завод (без специальности) и пол года без з/п. Или в челноки, на рынок торговать, или в бандиты. Время-то знаете какое было тогда. Да и как бы "западло" имея свежую специальность (недавно полученную) топтать берег! Не для того учился)))
                        на "жабодаве"


                        На вот подобном. Только прогиб был сильнее раза в два. Бывший "Балтийский-76". Но был под флагом Белиза. Судовладелец - бандит-айзербаджанец, капитан классический браток квадратной формы, с "рыжей" цепурой на шее, с фиксами и партаками по всему телу)))
                      7. +1
                        17 декабря 2021 14:15
                        Цитата: Region-25.rus
                        Бывший "Балтийский-76". Но был под флагом Белиза. Судовладелец - бандит-айзербаджанец

                        Знакомо, как везде по бывшему союзу и бывшим странам СЭВ.
    3. +3
      16 декабря 2021 06:47
      Цитата: tihonmarine
      И так полный "бабский бардак" на мостике, не зря в старое время говорили "Баба на борту, пойдём ко дну

      Но! Но!! НО!!! Попахивает дискриминацией по половому признаку wassat laughing laughing laughing Низззя западную продвинутую толерантность ставить под сомнение - вдруг у неё были критические дни? Или мужика не было давно?? lol Не хотят пирожки печь - пусть эсминцы выводят из строя wassat
      Сарказм smile smile smile
      1. +3
        16 декабря 2021 09:40
        Цитата: рюрикович
        Не хотят пирожки печь - пусть эсминцы выводят из строя

        Бабы в море, а мужики пирожки печь, или по гейклубам бегать. Что то там не в порядке (тоже сарказм).
        1. +1
          16 декабря 2021 11:39
          Там это в порядке вещец,нам бы до этого ...ва не скатиться...Тут уже без сарказма what
          1. 0
            16 декабря 2021 11:42
            Цитата: рюрикович
            Там это в порядке вещец,нам бы до этого ...ва не скатиться...Тут уже без сарказма

            Мы из другого теста вылеплены.
      2. +1
        16 декабря 2021 11:06
        Блондинки они и в Америке блондинки.... lol
        1. +3
          16 декабря 2021 17:21
          Блондинка с утра заваливает в офис и с порога
          -Что, лузеры, горбатитесь? А мне тут арабский принц
          наследство перевел, шас только три тысячи баксов за
          оформление переведу, и ЧАО-КАКАО!
  3. +3
    15 декабря 2021 19:08
    Я не моряк , но читал с большим интересом .
    И жду естественно продолжения .
    Но удивляет беспечность вахты на эсминце , ведь всё таки боевой корабль . А если завтра война ?
    1. bar
      +5
      15 декабря 2021 19:21
      Цитата: Кузнец 55
      А если завтра война ?

      А они уставшие....
    2. +1
      15 декабря 2021 19:30
      Цитата: Кузнец 55
      А если завтра война ?

      Френдли файр, френдли файр...Бей своих, чтобы чужие боялись.
  4. +2
    15 декабря 2021 19:15
    Она приказала офицеру CONN «право на борт», но тут же отменила приказ, прежде чем он дошел до рулевого.

    А потом они ещё обижаются на шутку: "Газ справа, а тормоз посередине, между рулём и сидением, чтобы легче запомнить" recourse
  5. +2
    15 декабря 2021 19:22
    Спасибо автору за интересную статью.
    Странно, что на боевом корабле на мостике нет допущенного к управлению кораблем (к-ра или СПК).
    1. +4
      15 декабря 2021 20:21
      Цитата: K298rtm
      Странно, что на боевом корабле на мостике нет допущенного к управлению кораблем (к-ра или СПК).

      Это в советском ВМФ, и в российском, а вахтенный офицер не имеет право управления кораблём. А у них как у нас в колхозе, "кто хочет тот и рулит". И ещё бабы, которые сразу теряются.
  6. +6
    15 декабря 2021 22:17
    Во второй части, если на то будет интерес аудитории, будут рассмотрены последствия столкновения для экипажа эсминца и его борьба за живучесть судна.

    Спасибо Игорю за статью. Читал с удовольствием. Жду продолжения.
    Удивительное головотяпство военных моряков.
    Тренд на существенное сокращение экипажа современных боевых кораблей - это не есть благо. Да, автоматизация процессов год от год берет новые вершины, но как она поможет в таком деле, как утомляемость экипажа, борьбе за живучесть, длительное плавание, интенсивные маневры и тд..?
    Ну и женщины... За все годы лишь дважды встречал абсолютно хладнокровных профессионалов, а в основном эмоции всегда бегут впереди...
    1. +2
      16 декабря 2021 10:03
      Цитата: Doccor18
      Да, автоматизация процессов год от год берет новые вершины, но как она поможет в таком деле, как утомляемость экипажа

      Да и автоматизация лишает вахтенного видеть реальное положение судов в море, вот даже оптический специалист: Он был настолько поражен тем, как близко оказалось судно, что буквально застыл на несколько секунд. Тактический офицер БИПа тоже увидел цель, но уже не успевал ничего сделать за то время, что оставалось до столкновения На экранах одно, а в реалии другое, вот если бы велось постоянное визуальное наблюдение, то вахта видела бы реальную обстановку.
      На экране видишь цель, но не "дурынду" в 226 метров под 100 000 тон водоизмещения. Если бы с момента контакта вахтенный начал следить через визуальный пеленгатор за изменением пеленга, то он сразу же увидел бы, что пеленг не меняется, суда идут на столкновение.
      Когда произошло столкновение в Цемесской бухте пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» и балкера «Пётр Васёв», то капитан "Васёва" вёл наблюдение по АРПА, хотя видимость прекрасная и мог визуально вести наблюдение по пеленгатору. Для капитана "Васёва" тоже была неожиданность увидеть рядом "Нахимова". Чем обернулось это, все знают, хотя вина была "Нахимова", но капитан "Васёва" мог предотвратить. Люди на "мосту" стоят не для того решать, кто прав или виноват, а для обеспечения безопасности судовождения ( не можешь, иди в таксисты ). Этим двум, эсминцу и контейнеру повезло, а могло быть как и с "Нахимовым".
      1. +3
        16 декабря 2021 12:42
        Цитата: tihonmarine
        Он был настолько поражен...

        Да, забавно звучит, особенно из уст спеца.

        Цитата: tihonmarine
        вот если бы велось постоянное визуальное наблюдение...

        Согласен. Впередсмотрящий матрос ничуть не утратил актуальности. Хотя и с ними бывали чудачества. Помнится, как однажды один "призадумался" и упустил из виду японский сторожевик идущий в кильватере... laughing И смех, и грех... Идеал, конечно, в взаимодополнении. Да и в профессионализме также. Учиться и тренироваться, учиться и тренироваться. Как вспомню про 12-15 учебных тревог, так счастлив, что все это позади winked
        1. +1
          16 декабря 2021 12:52
          Цитата: Doccor18
          Как вспомню про 12-15 учебных тревог, так счастлив, что все это позади

          В гражданском флоте легче, там все тревоги раз в месяц (исключая пассажиров), или два раза у некоторых флагов. Хотя работы намного больше, но она другая. Да и на мостике, всегда один, за исключение проливов и заход/выход, тогда капитан и вахтенный офицер.
        2. +1
          16 декабря 2021 14:25
          "Учиться и тренироваться, учиться и тренироваться. ...."
          Наш КК любил их "держать в тонусе"
          Сунет свою мудрую голову в тубус, а там вдали на волне
          что то болтается.
          -Сигнальщики! Доложить горизонт!
          - Чисто, тщ крр..
          Ухмыляется в усы. Минут через 5-ть-
          -Сигнальщики! Доложить горизонт!
          -Чисто, тщ крр!
          Остается кабельтов 7 до ржавой бочки
          - Тщ крр, плавающий предмет справа 10,
          дистанция 7 кабельтов!
          - Принято!
    2. Комментарий был удален.
  7. +1
    15 декабря 2021 23:15
    Когда можно ожидать такой же подробный и познавательный материал
    по столкновению (и утоплению) "Лимана" и барановоза в 40 км от Босфора?
    1. +2
      16 декабря 2021 00:56

      Во-первых: РЗС "Лиман" стоял на якоре.
      И во- вторых, там очевидный виновник.
      Чего там делал "Лиман" нам не скажут, а скотовоз походу его специально боданул......
      Вот и всё.
      1. 0
        16 декабря 2021 13:06
        Цитата: ALEKSANDR KUTS
        Во-первых: РЗС "Лиман" стоял на якоре.

        Трудно сказать ... Вот Игорь Касатонов говорит: «В правилах указаны совершенно четкие постулаты, как действовать, если курсы взаимно ведут к опасности, - рассказал он. - Необходимо принять все меры, чтобы столкновения не произошло. Это зависит и от квалификации, и от опыта командиров кораблей и верхней вахты».И откуда он это взял, что то мутное, как и мутный "скотовоз", хозяин которого не известен (хотя в Средиземке это в порядке вещей, и не то бывало).
      2. +1
        16 декабря 2021 14:10
        "....... РЗС "Лиман" стоял на якоре....."
        И.....?
        Поговорку знаете- ехала раззява и заехала мне дышлом в рот?
        1. +3
          16 декабря 2021 14:57
          Цитата: Кушка
          Поговорку знаете- ехала раззява и заехала мне дышлом в рот?

          Стою на якоре, на входе в Босфор ( с Чёрного моря), а там на якрях штук 50 пароплавов, и вдруг меня вызывает река-горе и молвит "Мужик я иду в твой правый борт, пропусти меня." Я ему "Ты что не видишь, что я на якоре." А он "ну и что снимайся с якоре, я тебя вижу с левого борта !"
          Пришлось на "боцманском" языке, и Бога и в душу, и яким романовича с его мамой вспомнить. Тогда дошло, но что он по рейду творил, это не описать. В тех районах много таких, там для них правила МППСС, это что для питекантропа атомная электростанция, уворачивайся сам от них.
          1. +1
            16 декабря 2021 15:10
            Ну если "и яким романовича, да с его мамой", тогда уж конечно,
            до кого хочешь дойдет (мог бы - два плюса выставил).
            Анекдот вспомнил:
            В министерстве два директора встретились- Слушай чего это
            вашу "Приму" берут, а нашу не очень? Что вы там делаете!
            -Да ничего, все как в ГОСТе (перечисляет) ну и чуть табаку.
            -Ах, так вы еще и ТАБАК кладете?!
            Вот и в Вашем случае -Ах, так еще и яким романович с мамой,
            тогда конечно, все понял!
            1. +2
              16 декабря 2021 15:30
              Цитата: Кушка
              Вот и в Вашем случае -Ах, так еще и яким романович с мамой,
              тогда конечно, все понял!

              Ну я ему ещё напомнил, про якоря и клюзы, про дамские рейтузы, и про себя кто я такой.
              Это у меня даже негры в Африке понимали.
    2. kig
      +4
      16 декабря 2021 03:58
      Цитата: Кушка
      Когда можно ожидать такой же подробный и познавательный материал
      по столкновению (и утоплению) "Лимана" и барановоза
      - подозреваю что никогда, потому что наш ВМФ не столь открыт для широкой публики. На скотовозе был флаг Того. Тоголезцы, конечно, должны были провести расследование, но где найти результаты, не знаю. Кроме того, столкновение произошло вроде бы в турецких водах - значит, и у турков можно поискать. Может, и займусь на досуге.
      1. 0
        16 декабря 2021 13:12
        Цитата: kig
        Тоголезцы, конечно, должны были провести расследование, но где найти результаты, не знаю.

        Какие расследования в Того, там только департамент транспорта в 3 пипла, и то чтобы документы на флаг выписывать, да за это деньги получать. Того, Вьетнам и Монголия - это последнее "пристанище" для левых судовладельцев-леваков с судами "развалюхами". После таких флагов, ты не получишь флага никакой страны, только "на иголки".
    3. 0
      16 декабря 2021 11:55
      Цитата: Кушка
      по столкновению (и утоплению) "Лимана" и барановоза в 40 км от Босфора?

      Овчинка, выеденного яйца не стоит.
  8. +5
    16 декабря 2021 00:11
    Статья интересна тем, что автор смог сделать из бездушного бюрократического отчёта читабельный материал, понятный и тем, кто далёк от морских дел.
    Больше лирических отступлений, хороших и разных good
  9. +6
    16 декабря 2021 00:43
    Картина маслом)....
    А всего то нужно было....определить потенциально опасные "цели", определить ЭДЦ и расчитать (принять меры) для расхождения с ними. В данном случае, если я правильно понял, перво наперво сбросить ход, чтобы разойтись с контейнером по его корме, а уж потом смотреть чего сделать для расхождения со вторым, ну который Майерск.
    Походу американцы не слышали про МПСС).
    Я поражён количеством вахты на мостике)), пока один докладывает другому, чтобы тот сообщил третьему, а тот должен доложить помощнику вахтенного офицера и уж потом......
    Ну и отсутствие и командира и старпома на мостике в районе интенсивного судоходства....на бабу понадеялись, ха-ха-ха.....
    1. +1
      16 декабря 2021 13:18
      Цитата: kig
      В данном случае, если я правильно понял, перво наперво сбросить ход, чтобы разойтись с контейнером по его корме

      Верно, или привести судно на курс, чтобы разойтись левыми бортам ( тем более сама сказала пройдём в 0,75 NM по корме)Сбрось до 15 узлов, пролетела бы и жопа не болела бы.
  10. kig
    +12
    16 декабря 2021 04:22
    Имеются еще данные расследования столкновения эсминца John McCain, произошедшее через несколько месяцев после описанного, но я его только бегло просмотрел. Если интересно, могу и это подготовить. Интересно?
    1. +4
      16 декабря 2021 11:26
      Однозначно - да! Будем ждать...
    2. 0
      16 декабря 2021 13:19
      Цитата: kig
      Если интересно, могу и это подготовить. Интересно?

      Если желание есть, то почему бы нет. Форвард.
    3. +1
      16 декабря 2021 13:22
      Очень интересно.)
  11. +2
    16 декабря 2021 06:48
    Во второй части, если на то будет интерес аудитории, будут рассмотрены последствия столкновения для экипажа эсминца и его борьба за живучесть судна.
    Мне очень интересно,почитаю с удовольствием smile hi
  12. +3
    16 декабря 2021 12:30
    Цитата: kig
    На скотовозе был флаг Того.

    Наверное, минута у меня ушла, чтобы понять, что японский адмирал здесь не причём. what
    На ВО слишком много материалов о Цусиме. winked
  13. +2
    16 декабря 2021 17:29
    Лирическое отступление. Узел – морская единица скорости, равная 1 морской миле в час или 1,86 км/час.

    Лирическое уточнение. 1 морская миля - 1 852 метра.
    1. +2
      16 декабря 2021 18:40
      Ну, тогда уж совсем лирично надо, - длина одной минуты дуги меридиана Земли шарообразной формы, равной по объему земному эллипсоиду.
      А если считать по эллипсоиду, с его радиусами кривизны, то на Полюсе, одна морская миля вполне себе 1862 метра)))

      З.ы. Коллега, в продолжении статьи предлагаю обсудить локсодромы и проекцию Меркатора :)
      1. +1
        16 декабря 2021 18:46
        На Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году была принята International Nautical Mile длиной 1852,00 м (по другой версии 1852,01 м).
        Морская миля США = 1853,248 метрам или 6080,20 американским футам (до 1955 года). С 1955 года в США стали считать морскую милю равной ровно 1852 метрам.
        1. +1
          16 декабря 2021 19:02
          Да, понятно же, что очепятка. Мне тоже глаз резануло)) Равно, как я, допустим, никогда бы не писал 1,8 или 0,5 мили.
          18 и 5 кбт, соответственно)
        2. +1
          16 декабря 2021 21:29
          International Nautical Mile длиной 1852,00 м (по другой версии 1852,01 м).
          точнее 1852,5 hi Почему? Ну... сам 10 лет по морям, да и учился на штурмана (заочно правда) ))))
          1. +1
            17 декабря 2021 09:50
            Цитата: Region-25.rus
            Ну... сам 10 лет по морям, да и учился на штурмана (заочно правда)

            Но это Ваши знания не уменьшает, сколько заочников знал, так многие образованнее чем очники. Мой друг Андрей, у меня работал 2-м офицером, заочник из Херсонской мореходки, так он даст фору многим очникам (сейчас работает на Петропавловск, а живёт в Севастополе).
            1. +1
              17 декабря 2021 11:34
              Но это Ваши знания не уменьшает, сколько заочников знал, так многие образованнее чем очники.
              но по специальности так и не поработал. Учился потому, что уже ходили слухи что "скоро радистов сократят"))) Было это в 1998-м (получил учебный диплом). Но, до 2005-го так и отходил начальником радиостанции (главным бездельником laughing ) А там понял - "с морями нужно завязывать пока еще относительно молод" (32 тогда было) . Но, до этого пол года матросом первого класса отработал (95-96-й). Вахту стоял со 2ПКМ. Вот спасибо ему - гонял в хвост и в гриву)) Пеленги по возможности брал исключительно визуальные (посредством меня ) . В любую погоду на крыло мостика к репитеру и... следи - уменьшается или увеличивается. Бывало и за тремя целями наблюдение вел. Можно конечно и по радару но "визуальный точнее". Даже бывало прокладку вел и расходился сам в несложных ситуациях, пока "ревизор" притапливал на массу" расположившись на флагбоксе)))
              1. +1
                17 декабря 2021 11:52
                Цитата: Region-25.rus
                Можно конечно и по радару но "визуальный точнее".

                По визуальному пеленгатору, ты видишь сразу любое изменение пеленга на десятые градуса, чего не покажет радар, и видишь быстро - пеленг в "нос" пройдёш по носу, в корму по корме, а вот пеленг не меняется, отворачивай - столкнёшься. Ну неужели на эсминце с 6-ю пиплами на мосту некому на пеленгах стоять. Я послеразвальное время один на мосту стоял, или мои офицеры, там сам на себя только надеешься и это лучше, чем кодла.
                1. +1
                  17 декабря 2021 11:57
                  Ну неужели на эсминце с 6-ю пиплами на мосту некому на пеленгах стоять.
                  так в статье есть же схема, штатная расстановка на мосту. Там как раз есть два "брателя пеленгов" и еще какие-то с ними )) Видимо репетующие значения -

                  "Вон он! На крыле маячит! И за спину штепсель прячет"(с) Как положено - на каждый борт. Вот... только если и там морячки то (да простят меня дамы на сайте) неизвестно что там и у кого брали ? recourse
                  там сам на себя только надеешься и это лучше, чем кодла.
                  "У семи нянек ... дите у кота из миски ест" ))))
                  1. +1
                    17 декабря 2021 13:27
                    Цитата: Region-25.rus
                    "Вон он! На крыле маячит! И за спину штепсель прячет"(с) Как положено - на каждый борт.

                    Вот именно, должны были стоять, но их не было на момент аварии ( они серым обозначены, а зелёным кто был на мосту). У них бардака больше чем у индусов или арабов.
                    1. +1
                      17 декабря 2021 13:29
                      У них бардака больше чем у индусов или арабов.
                      ну дак. "Исключительные" же. "Тут мы идем! А остальные недочеловеки пусть подстраиваются"
              2. +1
                17 декабря 2021 11:56
                Цитата: Region-25.rus
                Но, до 2005-го так и отходил начальником радиостанции

                У нас радистов переучивали на штурманов в течении года, и у меня были такие. Да практики не было ( а третьего штурмана не было в штате, только второй), но за год натаскивались, главное ребята мареманы, а не после курсантской скамьи.
                1. 0
                  17 декабря 2021 12:00
                  но за год натаскивались, главное ребята мареманы, а не после курсантской скамьи.
                  согласен. Я частенько на мосту тусовался, и много чего нахватался (уже имя матросский опыт) ))) Было бы желание. А вот чет у меня оно пропало. Посему перебрался на твердую землю feel
                  1. 0
                    17 декабря 2021 13:36
                    Цитата: Region-25.rus
                    Было бы желание. А вот чет у меня оно пропало.

                    Учишься, готовишь себя к любимому делу, а тут раз и всё пропало. Желание отпадает. Моего товарища сын тоже отходил два рейса, а тут радистов убрали, тоже сразу ушёл на берег. Пока GMDSS не ввели, я своего радиста брал матросом, но только вахту 4 часа и погрузку-выгрузку заставлял стоять, а остальное время он работал как радист.
                    1. 0
                      17 декабря 2021 13:42
                      Пока GMDSS не ввели
                      я на ней отработал с начала 99-го до начала Мая 2005-го. Ну тут как, просто понял что если не свалить то затянет. Причем попыток "зацепиться" было две. Устал если честно постоянно дрожать за жизнь (корабли старые в основном были и как писал река-море). А на таком зимой через Японское море шлепать когда "парадная" скорость 8 узлов как-то не располагало к оптимизму))) Да и, после вселенского бардака 90-х стали набирать кого попало. Всяких "блатных" (когда какой-нибудь боцман рулил даже командиром), неадекватов, с непогашенными судимостями wassat . В общем надоел весь этот бардак. Я к тому же начал в море 3D графикой заниматься. Так что со второй попытки получилось. Так до сих пор с 3D и работаю профессионально. если бы остался, кем бы сейчас был неизвестно. А так.. Сижу вот, дома. Ваяю кой чего для извстного игрового проекта)) В общем стезя оказалась не морская а творческая)
                      1. +1
                        17 декабря 2021 14:00
                        Цитата: Region-25.rus
                        Да и, после вселенского бардака 90-х стали набирать кого попало.


                        Да везде было такое, развал суда продают кому попало, а на них берут тех кого раньше и в тюрьму даже не драли. Мне повезло, немцы к нам приехали и отбирали пиплов под флаг. Я был один из нескольких, два языка и знание навигационной аппаратура мне помогли. А многие были выброшены "за борт" жизни, особенно рыбаки, да и торгаши не многие попадали. Но если попал "в струю", то уже удерживались. Так и "отмолотил" в морях полтинник. Честно говоря пишу здесь ( что стараюсь обходить ), живу в 200 м. от моря (стараюсь не подходить и не смотреть) - потом не спишь пару ночей, ностальгия по "брошенной жене" дикая.
                      2. 0
                        17 декабря 2021 14:04
                        живу в 200 м. от моря (стараюсь не подходить и не смотреть)
                        Я сам первый год вообще к воде не хотел дико подходить ближе километра)) Но в Находке или Владивостоке это проблематично) Везде его видно.
                        ностальгия
                        ну я-то сильно моложе. Ностальгия какая-то иной раз да, пробивает. Но по работе такой нагруз на голову что скорее не спишь от того что закроешь глаза и все равно работа "продолжается". Вертятся перед глазами вертексы, эджи, полигоны, шеллы, развертки, текстуры и прочая (( Так что перешибает все остальное.
                        Ладненько! Я откланяюсь! Работа она такая)) ЕЕ работать надо hi
                        Еще побеседуем при случае обязательно!!! drinks
                      3. 0
                        17 декабря 2021 14:28
                        Цитата: Region-25.rus
                        Работа она такая)) ЕЕ работать надо
                        Еще побеседуем при случае обязательно!!!

                        Всего хорошего, главное здоровья. А я все шесть дней на работе, чочу пишу, хочу работаю, хочу сижу.
        3. 0
          17 декабря 2021 09:45
          Цитата: Yegres85101142
          С 1955 года в США стали считать морскую милю равной ровно 1852 метрам.

          Штаты да, а бриты так и остались.
          1. 0
            17 декабря 2021 12:02
            а бриты так и остались.
            была вроде попытка и у бриттов перейти на метрическую систему. Оттуда видимо и старый анекдот - "Мама! А что такое метр? - Хм... метр? Это то же самое что и литр. Только твердый!" ))))
            1. +1
              17 декабря 2021 13:43
              Цитата: Region-25.rus
              была вроде попытка и у бриттов перейти на метрическую систему.

              Не перейдут, как это царица морей и океанов, будет делать как "какая то Европа".
              1. +1
                17 декабря 2021 13:44
                как это царица морей и океанов
                была когда-то)) А теперь только и осталось как кичиться пинтами-фунтами и дюймами))))
                1. +1
                  17 декабря 2021 14:12
                  Цитата: Region-25.rus
                  А теперь только и осталось как кичиться пинтами-фунтами и дюймами

                  Пена и амбиции остались, а флот растворился. Хотя школа у них прекрасная, пришлось быть на курсах по живучести (пожары и шлюпки), очень грамотно, доходчиво и главное чёткий отработанный алгоритм действий при пожаре (и все знания закрепляются в горящей камере). По шлюпкам почти всё как и у нас, одно неприятное было, в "ныряющей шлюпке" нырять с высоты 20 метров. Вторые курсы на вождение "сирейдера" ( типа Зодиак), с переходом из одного в другой, с падением за борт и выход обратно, и с переворачиванием катера.
      2. +1
        17 декабря 2021 09:44
        Цитата: Серж-667
        Ну, тогда уж совсем лирично надо, - длина одной минуты дуги меридиана Земли шарообразной формы, равной по объему земному эллипсоиду.

        Верно, на карте не смотришь сколько метров, кабельтовых или миль - снял циркулем минуты и отложил на карте, без всех заморочек, будь то европейская, или английская миля.
        1. +1
          17 декабря 2021 11:35
          дык, старая школа))) я еще флажный семафор застал в полный рост с нормативами передачи-приёма, световую отмашку и ручную предварительную прокладку. И обсервацию места без всяких там ваших спутников))) всё вручную, на вкус, цвет и запах))
          1. 0
            17 декабря 2021 12:02
            Цитата: Серж-667
            дык, старая школа))) я еще флажный семафор застал в полный рост с нормативами передачи-приёма, световую отмашку и ручную предварительную прокладку.

            Флажной и световой семафор учили в мореходках, а на работе только по ВМП сдавали.
            А предварительную прокладку на бумажной карте до сих пор ПСК требуют по выходу, до Скагена, даже во многих европортах.
          2. 0
            17 декабря 2021 12:14
            Цитата: Серж-667
            И обсервацию места без всяких там ваших спутников))) всё вручную, на вкус, цвет и запах))

            Да и давно ли GPS появились, да и "Transit" был в диковинку, а так в океан выйдешь, Солнышко "качаешь", и Звёзды, а получалось не хуже чем сейчас и зато не расслаблялись. По астрономии, по приходу из 6-ти месячного рейса, сдаёшь в службу 50 решённых задач. А когда пошли GPS, AIS, то я вывел всё на "электронку" включая радар и АРПА, удобно, но расслабуха пошла.
            1. 0
              17 декабря 2021 13:56
              Флажной и световой семафор учили в мореходках...

              Так я про это и говорю. Сейчас то отменили, как я понял. И с навигационными системами, естесно, знаком крайне тесно. Тоболы всякие, Шлюзы и прочие АДК-3.
              Даже помню этот кровавый геморр, когда при бортовой качке, сброс сигнала со спутника шел регулярный...
              Я про базовый уровень подготовки имел ввиду, когда вспоминал семафор и прочие моменты счастья)
              Недавно тут искал в интернете что-то, совершенно случайно нарвался на одного действующего "штурмана-блогера". Думаю, дай, гляну, чего он там вещает. Так этот джус меня в шок поверг. Сидит, такой, в ходовой рубке парохода и рассказывает о крюйс пеленге. Мало того, что он сам весьма поверхностно понимает суть действа, так он ещё в процессе объяснения путаться начинает... это что то с чем-то. Смотрю, а у него еще ролики про плоскую землю. И так здорово, аргументированно объясняет. Т.е. человек, со штурманским образованием, - адепт плоской Земли.
              Это финиш))).
              1. 0
                17 декабря 2021 14:24
                Цитата: Серж-667
                Т.е. человек, со штурманским образованием, - адепт плоской Земли.

                Скорее или диплом купил, или сосед о судовождении по пьяне рассказал.
                В советское время был знаком только с Лоран-А, и Лоран-С (импульную часть брали на КПИ-5 и с одной купленной в Британии карты в ручную делали копии) да ещё Декка, а после развала уже всё было "ихнее", начиная с магнитного кампаса.
              2. 0
                17 декабря 2021 14:25
                Цитата: Серж-667
                Сидит, такой, в ходовой рубке парохода и рассказывает о крюйс пеленге.

                Наверное про такое сейчас даже и не учат.
  14. +1
    17 декабря 2021 00:41
    Цитата: kig
    Имеются еще данные расследования столкновения эсминца John McCain, произошедшее через несколько месяцев после описанного, но я его только бегло просмотрел. Если интересно, могу и это подготовить. Интересно?

    Это очень интересно. И редких случай, когда и сама статья и комментарии причастных к морскому делу - очень в тему. Считаю в комплексе - материал лучший за этот месяц на ВО.

    Модераторы, почему-бы не сделать соответствующую голосовалку? Авторам - приз:)

    Пишите еще, жду с нетерпением.
  15. 0
    18 декабря 2021 00:55
    А зачем столько звеньев после рулевого? Капитан типа "право руля", а рулевой его слышит, но не повернет пока "прокладка" ему не прикажет? Бред!
  16. 0
    18 декабря 2021 01:03
    Потому-то и попал под колеса эсминец, что их там на мостике целая орава была, а решения принимать нЕкому.
    ARPA , переключенный в режим Relative motion, покажет тебе на экране векторы и путь прохождения встречных судов относительно твоей тушки. Да - надо навести курсор на это судно и щелкнуть мышкой. И ты будешь видеть всю картинку - кто, когда и на каком расстоянии разойдётся с тобой.
    ЭМ попал на расхождение с этой "гребенкой" судом - неприятно, но не страшно. Изменил бы курс на 30 градусов вправо на 10 минут - и все проблемы. Или (приходилось делать) описал бы плавную циркуляцию через правый борт еще до сближения с первым судном. Пропустил бы их все и пошел бы дальше. Не моряки на ЭМ - прачки.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»