Корабль-платформа для БПЛА. Перспективное предложение или бессмысленная концепция?
На днях стало известно, что в интересах военно-морского флота России разрабатывается проект принципиально нового специального корабля. Он станет носителем беспилотных летательных аппаратов разного назначения и должен будет обеспечивать решение широкого круга задач. Пока известны только самые общие особенности такого проекта, но и эта информация представляет большой интерес.
Последние новости
О новом проекте специального корабля 13 декабря сообщило информагентство ТАСС. От неназванного источника в кораблестроительной отрасли оно получило информацию о существовании такого проекта, а также о некоторых его технических и тактических особенностях. При этом издание отмечает, что официальная информация о перспективной разработке отсутствует.
По данным источника, сейчас неназванное конструкторское бюро проектирует для ВМФ многоцелевой корабль-платформу, который сможет нести и применять большое количество беспилотных летательных аппаратов. В его авиационную группу войдут БПЛА самолетного и вертолетного типа среднего и легкого классов. Речь идет о технике с разведывательными возможностями.
Платформа получит возможности для полноценной эксплуатации всех БПЛА на борту. В частности, для беспилотников-самолетов предусмотрят пневматическую катапульту с необходимыми характеристиками. Корабль-платформа сможет применять тактические БПЛА в прибрежной зоне и в открытом море. При этом точный круг решаемых задач не приводится.
Сообщается, что новый проект предъявляет особые требования к авиационной технике – это связано со спецификой ее эксплуатации на море. В частности, необходимо защитить бортовую электронику БПЛА от агрессивной среды, использовать высокоточные инструменты для посадки на палубу, а также принять меры на случай жестких посадок.
Иные подробности проекта не приводятся. Неизвестны точные тактико-технические характеристики будущей платформы, сроки завершения проектирования и начала строительства, планы по развертыванию и т.д. Возможно, информация такого рода станет появляться в будущем, по мере продолжения работ и проведения различных военно-технических выставок. Если проект платформы для БПЛА действительно существует, наша промышленность не будет долго его скрывать и обязательно покажет.
Беспилотное настоящее
ВМФ России обладает развитой и многочисленной морской авиацией, в составе которой имеются самолеты и вертолеты берегового и корабельного базирования. С начала прошлого десятилетия в составе морской авиации также развивается беспилотное направление. К настоящему времени БПЛА получили достаточно широкое распространение на берегу, и продолжается их внедрение на кораблях.
Самым массовым и фактически основным беспилотным комплексом в нашей морской авиации сейчас является «Орлан-10», так же используемый другими родами войск. Изначально такие БПЛА летали только с суши, используя штатные пусковые установки и посадочные устройства. С 2018 г. на кораблях развертывается новый вариант комплекса, включающий особые средства посадки. За прошедшие годы такое оснащение получил целый ряд кораблей современных проектов. Благодаря БПЛА эти боевые единицы улучшили свою ситуационную осведомленность и расширили боевые возможности.
Ранее в этом году сообщалось, что на российских кораблях могут развернуть барражирующие боеприпасы. Изделия серии «Куб» уже проходят испытания на неназванных кораблях, и в обозримом будущем планируется принять решение об их внедрении в практику.
Важное место в морской авиации занимает средний БПЛА «Форпост» разведывательного назначения. Однако ввиду габаритов и массы он эксплуатируется только с сухопутных аэродромов и пока не может быть перенесен на палубу. В последние годы сообщалось о разработке новых БПЛА вертолетного типа специально для ВМФ, но ни один такой образец на вооружение пока не поступал.
Возможный облик
О будущем «беспилотниконосце» известно крайне мало. Однако можно представить, как должно выглядеть такое судно для решения поставленных задач. Кроме того, уже можно оценить принципиальные преимущества и недостатки такой концепции. Впрочем, правдоподобность таких прогнозов и оценок будет под вопросом – пока не прояснится вопрос существования проекта и его реальных черт.
Размеры и водоизмещение судна неясны. При этом очевидно, что легкие и средние БПЛА не нуждаются в носителе размером с полноценный авианосец. Вероятно, можно будет обойтись платформой размером с фрегат или эсминец. Также должны отсутствовать особые требования к энергетике и общекорабельным системам.
Носитель БПЛА должен иметь палубу максимально возможной площади, почти как на полноценных авианосцах. На ней необходимо разместить стартовые и посадочные позиции: катапульты и сетки для самолетов, а также небольшие участки для работы вертолетов. Под полетной палубой, как на авианосцах, нужно разместить ангар достаточных размеров.
Корабль нуждается в развитых радиоэлектронных средствах. В первую очередь, ему нужен полноценный центр управления беспилотной группировкой, способный контролировать большое количество летательных аппаратов и обрабатывать всю поступающую информацию. Работу операторов могут облегчить системы управления с искусственным интеллектом. Также нужны средства связи для взаимодействия с другими кораблями и БПЛА в воздухе.
Из легких и средних БПЛА можно сформировать авиационную группу выдающихся размеров. Активная группа может состоять из десятков аппаратов. Кроме того, сопоставимые количества техники можно разместить в транспортном состоянии в соответствующих отсеках. По сути, размеры авиагруппы зависят только от типов БПЛА и от требований заказчика.
Какие типы беспилотников найдут применение на новой платформе – неизвестно. Источник ТАСС упоминает, что это будут аппараты разведывательного назначения. Это могут быть нынешние «Орланы-10» или перспективные изделия, которые сейчас находятся на стадии разработки. Кроме того, нельзя исключать внедрение легких и средних барражирующих боеприпасов – они расширят круг решаемых задач и дадут кораблю ударные возможности.
Открытым остается вопрос вооружений корабля. Очевидно, что такой вымпел будет работать в составе корабельных групп, и его защита будет обеспечиваться, главным образом, другими боевыми единицами. В то же время, носитель БПЛА тоже нуждается в ствольных и радиоэлектронных средствах самозащиты. Кроме того, беспилотники-камикадзе тоже станут частью комплекса вооружений.
Перспективная концепция
Базирование БПЛА на кораблях уже давно не является новинкой и активно используется развитыми странами. В то же время, идея специализированного корабля-носителя беспилотников пока не получает распространения. По известным данным, пока построен только один такой корабль – недавно он вошел в состав ВМС Китая. Теперь аналогичный проект разрабатывается в нашей стране.
Подобная концепция специального корабля имеет явные плюсы и очевидные минусы. Главным ее преимуществом является возможность разместить на одном носителе большое количество БПЛА разного назначения – в отличие от одного-двух аппаратов на борту нынешних боевых кораблей. Корабль сможет одновременно поднимать и держать в воздухе несколько беспилотников и вести разведку в ряде районов моря и суши.
Соответственно, расширяются возможности по сбору и обработке данных для освещения обстановки и/или для выдачи целеуказания. Также возможно самостоятельное нанесение ударов при помощи барражирующих боеприпасов.
Использование БПЛА с одного носителя упростит работу корабельного отряда и его авиации. Вертолетам на борту других кораблей не придется делить ангар и взлетную площадку с беспилотниками. Это серьезно упростит организацию полетов и проведение соответствующих мероприятий.
Впрочем, имеются и трудности. Так, возникают вопросы к самой необходимости такого корабля. В составе нашего ВМФ имеется полноценный авианосец, пока пребывающий на ремонте, а в обозримом будущем появятся десантные корабли с вертолетной группой. Они тоже смогут нести БПЛА разных типов, попутно решая другие боевые и вспомогательные задачи. Нужно ли строить отдельные корабли с беспилотниками при наличии таких вымпелов – большой вопрос.
Если будет принято положительное решение, появятся новые вопросы. Корабль-беспилотниконосец во всех смыслах является новинкой. Его практические возможности и боевая ценность до конца не ясны. Тактика применения, самостоятельного и в составе отрядов, тоже не выработана. Без проработки этих вопросов – и соответствующей доработки требований и самого проекта – перспективы корабля будут под большим вопросом.
Также концепция имеет недостатки практического характера. Главная связана с размещением множества беспилотников на одной платформе. Так, успешная атака противника выведет из строя не только корабль-носитель, но и его авиационную группу. При этом корабельный отряд, вне зависимости от его состояния, останется без важного средства разведки, а его боевые возможности сократятся.
Задел на будущее
Таким образом, в нашей стране, возможно, началась проработка принципиально новой концепции специального корабля с особыми функциями и возможностями. Флоту предстоит изучить эти идеи и сделать выводы, заказав полноценное проектирование и строительство или отказавшись от них. И от этих выводов и решений будет зависеть дальнейшее развитие беспилотного направления на флоте.
На данный момент можно утверждать, что проект, о котором пишет ТАСС, все же будет полезным для флота. Вне зависимости от решения ВМФ, он позволит проработать многообещающую и необычную концепцию и сделать выводы о ее реальных перспективах. Если ее посчитают нужной и полезной, то начнется строительство кораблей. В противном случае флот и промышленность не станут тратить ресурсы на сомнительный проект – но получат важный опыт и знания.
Информация