Корабль-платформа для БПЛА. Перспективное предложение или бессмысленная концепция?

20

На днях стало известно, что в интересах военно-морского флота России разрабатывается проект принципиально нового специального корабля. Он станет носителем беспилотных летательных аппаратов разного назначения и должен будет обеспечивать решение широкого круга задач. Пока известны только самые общие особенности такого проекта, но и эта информация представляет большой интерес.

Последние новости


О новом проекте специального корабля 13 декабря сообщило информагентство ТАСС. От неназванного источника в кораблестроительной отрасли оно получило информацию о существовании такого проекта, а также о некоторых его технических и тактических особенностях. При этом издание отмечает, что официальная информация о перспективной разработке отсутствует.



По данным источника, сейчас неназванное конструкторское бюро проектирует для ВМФ многоцелевой корабль-платформу, который сможет нести и применять большое количество беспилотных летательных аппаратов. В его авиационную группу войдут БПЛА самолетного и вертолетного типа среднего и легкого классов. Речь идет о технике с разведывательными возможностями.

Платформа получит возможности для полноценной эксплуатации всех БПЛА на борту. В частности, для беспилотников-самолетов предусмотрят пневматическую катапульту с необходимыми характеристиками. Корабль-платформа сможет применять тактические БПЛА в прибрежной зоне и в открытом море. При этом точный круг решаемых задач не приводится.


БПЛА "Форпост" морской авиации Балтийского флота. Фото Минобороны РФ

Сообщается, что новый проект предъявляет особые требования к авиационной технике – это связано со спецификой ее эксплуатации на море. В частности, необходимо защитить бортовую электронику БПЛА от агрессивной среды, использовать высокоточные инструменты для посадки на палубу, а также принять меры на случай жестких посадок.

Иные подробности проекта не приводятся. Неизвестны точные тактико-технические характеристики будущей платформы, сроки завершения проектирования и начала строительства, планы по развертыванию и т.д. Возможно, информация такого рода станет появляться в будущем, по мере продолжения работ и проведения различных военно-технических выставок. Если проект платформы для БПЛА действительно существует, наша промышленность не будет долго его скрывать и обязательно покажет.

Беспилотное настоящее


ВМФ России обладает развитой и многочисленной морской авиацией, в составе которой имеются самолеты и вертолеты берегового и корабельного базирования. С начала прошлого десятилетия в составе морской авиации также развивается беспилотное направление. К настоящему времени БПЛА получили достаточно широкое распространение на берегу, и продолжается их внедрение на кораблях.


Барражирующий боеприпас "Куб-БЛА" на старте. Фото Концерн "Калашников"

Самым массовым и фактически основным беспилотным комплексом в нашей морской авиации сейчас является «Орлан-10», так же используемый другими родами войск. Изначально такие БПЛА летали только с суши, используя штатные пусковые установки и посадочные устройства. С 2018 г. на кораблях развертывается новый вариант комплекса, включающий особые средства посадки. За прошедшие годы такое оснащение получил целый ряд кораблей современных проектов. Благодаря БПЛА эти боевые единицы улучшили свою ситуационную осведомленность и расширили боевые возможности.

Ранее в этом году сообщалось, что на российских кораблях могут развернуть барражирующие боеприпасы. Изделия серии «Куб» уже проходят испытания на неназванных кораблях, и в обозримом будущем планируется принять решение об их внедрении в практику.

Важное место в морской авиации занимает средний БПЛА «Форпост» разведывательного назначения. Однако ввиду габаритов и массы он эксплуатируется только с сухопутных аэродромов и пока не может быть перенесен на палубу. В последние годы сообщалось о разработке новых БПЛА вертолетного типа специально для ВМФ, но ни один такой образец на вооружение пока не поступал.

Возможный облик


О будущем «беспилотниконосце» известно крайне мало. Однако можно представить, как должно выглядеть такое судно для решения поставленных задач. Кроме того, уже можно оценить принципиальные преимущества и недостатки такой концепции. Впрочем, правдоподобность таких прогнозов и оценок будет под вопросом – пока не прояснится вопрос существования проекта и его реальных черт.


Корветы пр. 20380 - носители БПЛА "Орлан-10". Фото Минобороны РФ

Размеры и водоизмещение судна неясны. При этом очевидно, что легкие и средние БПЛА не нуждаются в носителе размером с полноценный авианосец. Вероятно, можно будет обойтись платформой размером с фрегат или эсминец. Также должны отсутствовать особые требования к энергетике и общекорабельным системам.

Носитель БПЛА должен иметь палубу максимально возможной площади, почти как на полноценных авианосцах. На ней необходимо разместить стартовые и посадочные позиции: катапульты и сетки для самолетов, а также небольшие участки для работы вертолетов. Под полетной палубой, как на авианосцах, нужно разместить ангар достаточных размеров.

Корабль нуждается в развитых радиоэлектронных средствах. В первую очередь, ему нужен полноценный центр управления беспилотной группировкой, способный контролировать большое количество летательных аппаратов и обрабатывать всю поступающую информацию. Работу операторов могут облегчить системы управления с искусственным интеллектом. Также нужны средства связи для взаимодействия с другими кораблями и БПЛА в воздухе.


Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Этот корабль теоретически тоже может нести БПЛА. Фото Минобороны РФ

Из легких и средних БПЛА можно сформировать авиационную группу выдающихся размеров. Активная группа может состоять из десятков аппаратов. Кроме того, сопоставимые количества техники можно разместить в транспортном состоянии в соответствующих отсеках. По сути, размеры авиагруппы зависят только от типов БПЛА и от требований заказчика.

Какие типы беспилотников найдут применение на новой платформе – неизвестно. Источник ТАСС упоминает, что это будут аппараты разведывательного назначения. Это могут быть нынешние «Орланы-10» или перспективные изделия, которые сейчас находятся на стадии разработки. Кроме того, нельзя исключать внедрение легких и средних барражирующих боеприпасов – они расширят круг решаемых задач и дадут кораблю ударные возможности.

Открытым остается вопрос вооружений корабля. Очевидно, что такой вымпел будет работать в составе корабельных групп, и его защита будет обеспечиваться, главным образом, другими боевыми единицами. В то же время, носитель БПЛА тоже нуждается в ствольных и радиоэлектронных средствах самозащиты. Кроме того, беспилотники-камикадзе тоже станут частью комплекса вооружений.

Перспективная концепция


Базирование БПЛА на кораблях уже давно не является новинкой и активно используется развитыми странами. В то же время, идея специализированного корабля-носителя беспилотников пока не получает распространения. По известным данным, пока построен только один такой корабль – недавно он вошел в состав ВМС Китая. Теперь аналогичный проект разрабатывается в нашей стране.


Проектный облик УДК пр. 23900 "Прибой". В авиационную группу войдут вертолеты и, вероятно, беспилотники. Графика Зеленодольского ПКБ

Подобная концепция специального корабля имеет явные плюсы и очевидные минусы. Главным ее преимуществом является возможность разместить на одном носителе большое количество БПЛА разного назначения – в отличие от одного-двух аппаратов на борту нынешних боевых кораблей. Корабль сможет одновременно поднимать и держать в воздухе несколько беспилотников и вести разведку в ряде районов моря и суши.

Соответственно, расширяются возможности по сбору и обработке данных для освещения обстановки и/или для выдачи целеуказания. Также возможно самостоятельное нанесение ударов при помощи барражирующих боеприпасов.

Использование БПЛА с одного носителя упростит работу корабельного отряда и его авиации. Вертолетам на борту других кораблей не придется делить ангар и взлетную площадку с беспилотниками. Это серьезно упростит организацию полетов и проведение соответствующих мероприятий.

Впрочем, имеются и трудности. Так, возникают вопросы к самой необходимости такого корабля. В составе нашего ВМФ имеется полноценный авианосец, пока пребывающий на ремонте, а в обозримом будущем появятся десантные корабли с вертолетной группой. Они тоже смогут нести БПЛА разных типов, попутно решая другие боевые и вспомогательные задачи. Нужно ли строить отдельные корабли с беспилотниками при наличии таких вымпелов – большой вопрос.


Макет китайского учебного корабля-носителя БПЛА учебного назначения. Фото Twitter.com/HenriKenhmann

Если будет принято положительное решение, появятся новые вопросы. Корабль-беспилотниконосец во всех смыслах является новинкой. Его практические возможности и боевая ценность до конца не ясны. Тактика применения, самостоятельного и в составе отрядов, тоже не выработана. Без проработки этих вопросов – и соответствующей доработки требований и самого проекта – перспективы корабля будут под большим вопросом.

Также концепция имеет недостатки практического характера. Главная связана с размещением множества беспилотников на одной платформе. Так, успешная атака противника выведет из строя не только корабль-носитель, но и его авиационную группу. При этом корабельный отряд, вне зависимости от его состояния, останется без важного средства разведки, а его боевые возможности сократятся.

Задел на будущее


Таким образом, в нашей стране, возможно, началась проработка принципиально новой концепции специального корабля с особыми функциями и возможностями. Флоту предстоит изучить эти идеи и сделать выводы, заказав полноценное проектирование и строительство или отказавшись от них. И от этих выводов и решений будет зависеть дальнейшее развитие беспилотного направления на флоте.

На данный момент можно утверждать, что проект, о котором пишет ТАСС, все же будет полезным для флота. Вне зависимости от решения ВМФ, он позволит проработать многообещающую и необычную концепцию и сделать выводы о ее реальных перспективах. Если ее посчитают нужной и полезной, то начнется строительство кораблей. В противном случае флот и промышленность не станут тратить ресурсы на сомнительный проект – но получат важный опыт и знания.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    15 декабря 2021 06:25
    Главным ее преимуществом является возможность разместить на одном носителе большое количество БПЛА разного назначения – в отличие от одного-двух аппаратов на борту нынешних боевых кораблей.
    Главным и похоже единственным плюсом.
    1. +1
      15 декабря 2021 09:35
      Корабль нуждается в развитых радиоэлектронных средствах. В первую очередь, ему нужен полноценный центр управления беспилотной группировкой, способный контролировать большое количество летательных аппаратов и обрабатывать всю поступающую информацию.

      1. И снова возникает вопрос об БПЛА ДРЛО и ретрансляции. А где его взять?
      2. Безусловно за такими носителями БПЛА будущее, например то же 6 поколение истребителей будет опиционно пилотируемым даже с авианосцев.
      3. Будут ярусы БПЛА с управлением различного уровня и полной автономностью на конечных этапах операций.
  2. +3
    15 декабря 2021 07:10
    Плюсов не вижу, но как временное решение... может быть.
  3. 0
    15 декабря 2021 08:12
    Смотря какие БПЛА и какой корабль. Если то, что на фото, типа большой модели belay , то не нужен.
    1. +2
      15 декабря 2021 09:42
      Помню не давно мы здесь обсуждали строящийся учебный корабль-вертолетоносец, размерами с фрегат. Может он и для отработки использования БЛА с корабля тоже предназначен? Тогда его ценность значительно возрастает.
      1. 0
        15 декабря 2021 10:11
        Учебный корабль - это кубриковместилище и каютоносец, при весьма скромной по количеству, но чрезвычайно разнообразной по составу авиагруппой. Хода ему большого не надо, так что на двух валах привычные КТУ (или ГТУ для обучения механиков), а на двух других - дизеля экономического хода. Короче - модернизированный Кузнецов - идеальная посудина.
        Загрузил курсантов-северомоцев в Североморске - и в учебное плавание. Вокруг Африки в Тихоокеанск. И обратно: загрузил курсантов-тихоокеанцев и вокруг мыса Горн в Атлантику и в Североморск.
        А вот облик боевых носителей авиации станет ясен из применения БЛА на учениях в океане.
        Целесообразно совместить на таком обучение курсантов-офицеров и курсантов-мичманов по разным кафедрам, разумеется.
        1. +1
          15 декабря 2021 10:41
          А вот облик боевых носителей авиации станет ясен из применения БЛА на учениях в океане.

          В океане не стоит,- это ведь учебный корабль, возможны потери ЛА. А вот Азовское море мелководное, легко найти и поднять аппарат, а рядом Ейск, учебный центр морской авиации.
          1. +1
            15 декабря 2021 11:05
            БЛА жалеть не стоит.
            В конце концов по концепции они - камикадзе. Заодно будут понятны основные причины потери аппаратов и методы спасения в океане. А чтобы не подняли - самоликвидатор (например-гидростатический.
  4. +3
    15 декабря 2021 08:22
    Концептуально - абсолютно верно.
    Исполнение - будем посмотреть (если доживём).
  5. +3
    15 декабря 2021 10:13
    Они тоже смогут нести БПЛА разных типов, попутно решая другие боевые и вспомогательные задачи. Нужно ли строить отдельные корабли с беспилотниками при наличии таких вымпелов – большой вопрос.

    В России впервые заложили два универсальных десантных корабля-вертолетоносца "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко". Вот может их частично использовать. Для поддержки морского десанта - это очень актуально. Против катеров, как сейчас у Украины, - тоже нормально. А вот против более крупных кораблей с их мощной ПВО, они будут больше играть вспомогательную роль: разведка, помехи, отвлечение ПВО.
  6. +7
    15 декабря 2021 10:22
    Давайте исходить из возможных задач, решать которые может беспилотниконосц:
    1) Загоризонтный поиск и целеуказание для применения ракетного вооружения КУГ.
    2) Нанесение ударов по наземным целям противника, включая непосредственную поддержку войск и СпН в прибрежной зоне, с примением ударных БПЛА и баражирующих боеприпасов, при ведении боевых действий низкой интенсивности, вдали от нашей территории.
    3) Контроль морской границы РФ, которая оо-очень мягко говоря немаленькая, а любой патрульный корабль, если не учитывать вертолет, который тоже не может висеть в воздухе сутками, может обследовать акваторию максимум в 20-30 милях от себя, на протяжении не более 300-400 миль в сутки.
    4) ПЛО. Тут беспилотник потенциально как бы не лучше вертолетов, так как не требует лишнего груза в виде экипажа из 3-5 человек. Но это потребует разработки специальных дронов доставщиков радиобуев, ретрансляторов радиосигнала, носителей магнитометров, погружаемых ГАС и, возможно, торпед.
    Очевидно, что это как минимум означает применение абсолютно различных дронов, а также абсолютно разные требования к кораблям-носителям. Для задач ЗГЦУ, очевидно, предпочтительнее иметь что-то вроде фрегата по ходовым характеристикам, несущего несколько десятков разведывательных аппаратов среднего класса, в то время как для локальных войн лучше подойдёт вертолетоносец приспособленный для применения в том числе дронов. Пока же, ничего неизвестно ни о том, какие конкретно задачи планируется решать беспилотниконосцем, и вообще, что сие будет. Может вообще катер для задач ОВРа ВМБ с катапультой и парой-тройкой дронов.
  7. +3
    15 декабря 2021 12:52
    Если посмотреть трезво, то для работы БПЛА на море единственное ограничение - это посадка.
    Объясню.
    Если для запуска БПЛА практически любого размера можно использовать катапульту и ускорители, что не требует много места (относительно конечно), то для посадки достаточно крупных БПЛА одной сеткой не обойдется. Для этого нужна свободная палубы и достаточно большая.
    Поэтому если решить проблему посадки, то отдельная единица носитель БПЛА - не нужна.

    Другое дело, что можно совместить две концепции: БПЛА-носец и корабль арсенал. Идей следующая:
    Поместить под полетную палубу ПУ ракет штук 100-200. А т.к. требования к нагрузкам для палубы будут ниже, то это можно осуществить.
    В результате можно получить не узко специализированный корабль, а настоящую ударную единицу.
  8. 0
    15 декабря 2021 16:38
    Корабль-платформа для БПЛА. Перспективное предложение или бессмысленная концепция?


    Конечно же перспективное. Единственная проблема отсутствие целого ряда необходимых конструкций и технологий. Ну нет у нас БПЛА ДРЛО и БПЛА ПВО. Первого не будет еще лет 5 а возможность создания второго вообще сомнительна. А беззащитный носитель разведчиков и ударников штука крайне уязвимая.
    Мне кажется на текущем уровне развития науки и техники перспективнее строить не БПЛАносец, а обычный легкий авик, а может быть даже и ТАВКР и на нем постепенно заменять авиагруппу на БПЛА по мере их создания.
    1. 0
      15 декабря 2021 19:44
      "Конечно же перспективное..." Согласен полностью. Даже более, на мой взгляд это будущее ВМФ России: экономически БПЛА выгоднее; их потеря не так страшна, как гибель пилотируемого аппарата; при демографии России не так остро будет стоять дефицит квалифицированных пилотов; управление БПЛА с борта носителя не потребует высоких физических кондиций оператора и длительной его подготовки. Сам же носитель лучше всего выполнить катамараном с двумя летными палубами: нижняя-взлетная с трамплином, верхняя-посадочная с финишером, если потребуется. Такой носитель сможет запускать и принимать даже большие БПЛА типа "Охотник" и т.д.
    2. 0
      11 февраля 2022 12:53
      Нету у нас лёгкого авика!!! У нас вааще нету ни одного авика в принципе!!!!
      Один ТАВКР - и тот в ... request .. ну вы сами занаете где он щас..
  9. +1
    15 декабря 2021 17:00
    Вполне годное решение для наших луж. Полноценный авианосец там избыточен, да и насущная проблема стоит немного не та. Дальности у береговых комплексов хватит, но есть сложности с целеуказанием - и как раз здесь помогут многочисленные разведывательные беспилотники, такие вот маленькие аппараты ДРЛО. Но чтобы их всех вместить, нужен солидных размеров корабль, как раз БПЛА-носец.
  10. 0
    15 декабря 2021 19:35
    2-а УДК уже строятся в Керчи. По моему скромному мнению, они вполне могут быть платформой для различных беспилотников, как, прочем, и патрульные кораблики.
    1. 0
      17 декабря 2021 12:20
      Не могут. Потому, что уже строятся. По утверждённым проектам в соответствии с конструкторской документацией. Попытка вживить на них БПЛА приведёт к серьёзному "перелопачиванию" проекта, переработке документации, повторным согласованиям/утверждениям и т.д. Короче, на годы всё растянется....
  11. +1
    11 февраля 2022 12:50
    Ёпрст..
    Очередной авиносец чтоли...
    Ну ёлы палы, можно без всякого пафоса взять обычный сухогрухз и отрабатывать на нём различные решения. Ну почему нужно сразу проектировать специальное судно??? Почему нужно сразу уровень авианесущего эсминца???
    У нас , что , есть охрененный опыт эксплуотации авиатехники в море?? Ну у нету же уже нифига!!!! На давайте с малого начнём!! Возьмём баржу, приспособим её на коленке под базирование БПЛА, сверху есть место дял приземления или возьмём сухогруз класса река-море .. - и пусть этот опытовый образец катается по рекам и каналам - у нас же есть Волго-Балтийский водный путь, ну и отрабатывать там все вопросы связанные с эксплуатацией БПЛА. НА Балтийском море, в Ладожском Озере, потом можно заехать к разработкам, чёнить уточнить, потом на юг в Чёрное море..
    Всё надо начинать с опытовой эксплуатации!! С понимания разных проблем, которые возникают при базировании БПЛА на судне. Понять и решить эти проблемы, предусмотреть другие варианты - это всё тока через опытовые суда!!!
    Вот так сразу с разбега нахрпом - опять получим неимеющуюаналогвмире хреновину в одном экземпляре за кучу денех, которая не пойми что в итоге окажется, и будут с ней как ТАВКРом носится.
    Ну вот я ни разу ни моряк и на авиатор - но почему у меня вот такая идея сразу родилась?? Почему я не требую сразу авинаосец с БПЛА??? Или у нас просто распил и проетироваание ради самой работы но не ради результата???
    1. 0
      20 февраля 2022 14:34
      проектирование ради проектирования компаниями уважаемых людей. Они бы и и ОКР к каждому корпусу корвета проводили.