Состояние и перспективы проекта многоцелевой АПЛ SSN(X) для ВМС США

31

Подлодка типа Virginia в представлении художника

В отдаленном ВМС США собираются провести крупную программу переоснащения своих подводных сил. Для замены нынешних многоцелевых атомных подлодок будет разработан новый проект SSN(X). Эксплуатация таких кораблей стартует только в начале тридцатых годов, но предварительные работы идут уже сейчас. В ближайшие годы Пентагону, Конгрессу и контракторам предстоит решить массу вопросов самого разного рода.

По новым требованиям


Впервые о проекте с шифром SSN(X) заговорили в 2013-14 гг. Тогда рассматривалась возможность проведения глубокой модернизации имеющегося проекта АПЛ Virginia с повышением всех основных характеристик. Однако в дальнейшем было решено разрабатывать SSN(X) с нуля, т.к. обновление существующей конструкции не позволяло решить все ставящиеся задачи.



По известным данным, в настоящее время проект находится на стадии определения облика и первоначальной разработки. При этом известны некоторые пожелания и требования ВМС, которые могут быть реализованы в готовой конструкции. Также ведется проработка производственных, организационных и финансовых планов.

Сообщается, что SSN(X) может быть крупнее и тяжелее существующих «Вирджиний», за счет чего будут получены дополнительные объемы для нового вооружения и оборудования. Рассматривается возможность создания и внедрения новой ядерной энергоустановки с реактором на низкообогащенном уране. С его помощью возможно повышение ходовых и маневренных характеристик. Кроме того, улучшатся энергетические и экономические параметры.

Как и предшественники, SSN(X) сможет нести минно-торпедное вооружение с запуском через штатные торпедные аппараты. Также предполагается наличие отдельных пусковых установок под ракеты разных типов. С учетом актуальных тенденций предлагается оснастить АПЛ набором безэкипажных подводных аппаратов разного назначения.


USS Virginia (SSN-774), головной корабль проекта, накануне спуска на воду, август 2003 г.

В целом SSN(X) рассматривается как многоцелевой инструмент для подводных сил, способный решать разные задачи в контексте противодействия развитому противнику. От такой субмарины требуются улучшенные характеристики малозаметности и широкие боевые возможности. Фактически в ней должны сочетаться все лучшие качества существующих кораблей и принципиально новые функции.

Актуальные вопросы


Работы по программе SSN(X), как всегда, осуществляются под контролем Конгресса. Законодательный орган следит за ходом мероприятий и вносит необходимые коррективы организационного и финансового характера. В ближайшее время ему предстоит вновь рассматривать программу разработки новой АПЛ и, вероятно, изменять уже составленные планы.

9 декабря Исследовательская служба Конгресса опубликовала справку «Navy Next-Generation Attack Submarine (SSN[X]) Program: Background and Issues for Congress». В ней содержится основная открытая информация о проекте SSN(X), выполненных работах и имеющихся планах. Кроме того, ее авторы определили круг первоочередных вопросов, которые в ближайшее время предстоит рассмотреть конгрессменам. От ответов на них будет зависеть дальнейший ход всей программы.

В первую очередь, Служба требует определить, соответствует ли оценочная стоимость проекта SSN(X) ожидаемым техническим и иным качествам. Кроме того, нужно оценить потенциальное влияние этого проекта на финансирование других разработок и программ ВМС.

Сразу несколько вопросов связано с предложением об использовании нового типа ЯЭУ. Конгрессу предлагают изучить эту тему и определить, подходят ли предложенные технологии для использования в проекте SSN(X). Также нужно определить потенциальные затруднения и проблемы, связанные с разунификацией атомного флота по топливу. Кроме того, новые реакторы следует рассмотреть в свете внутренних и международных документах о ядерных технологиях.


USS Montana (SSN-794) - одна из новейших "Вирджиний"

Строительством американских АПЛ занимаются заводы Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division. Также в производственных цепочках задействованы сотни других предприятий. Такие производственные схемы будут сохранены и при реализации нового проекта SSN(X). При этом Исследовательская служба указывает на необходимость более точного определения будущих подходов к строительству. Необходимо сформировать общие принципы распределения заказов и выполнения работ несколькими подрядчиками.

Финансовые требования


Разработка технической документации по новой АПЛ и требуемым компонентам пока не начиналась, но должна стартовать в ближайшее время. Так, в проекте военного бюджета на новый 2022 ф.г. на эти цели предлагалось выделить 98 млн долл. Это достаточно для запуска двух ключевых направлений.

Непосредственная разработка подлодки – корпусных конструкций, общекорабельных систем и т.д. – будет осуществляться в рамках проекта «2368» или «SSN[X] Class Submarine Development». На него в 2022 ф.г. выделяется 29,8 млн долл. Остальные 68,1 миллиона освоят по линии министерств обороны и энергетики. Они пойдут на проект «2370» или «Next Generation Fast Attack
Nuclear Propulsion Development». Его целью станет разработка нового реактора на НОУ.

Исследовательская служба в своей справке отмечает, что в проекте военного бюджета присутствуют и другие траты, которые могут быть прямо или косвенно связаны с проектом SSN(X). Так, на покрытие непредвиденных расходов в одной из связанных статей предусматривается 4,98 млн долл. Еще 18 миллионов в другой статье требуют на «секретные корректировки».

Перспективы флота


Проект SSN(X) будут разрабатывать и осуществлять в рамках действующего 30-летнего кораблестроительного плана, рассчитанного на 2020-49 гг. Уже определено его место в общих процессах строительства и развития флота и названы примерные сроки выполнения работ.


Последняя из построенных лодок типа Virginia - USS Hyman G. Rickover (SSN-795)

Согласно утвержденному плану, в ближайшие годы судостроение будет продолжать выпуск серийных АПЛ Virginia. Ежегодно флоту планируют сдавать по два таких корабля – до 2030 г. включительно. При этом в середине двадцатых годов или позже будет заложена головная субмарина нового проекта. В 2031 г. ВМС вновь получат две новые лодки, это будут первая SSN(X) и очередная «Вирджиния».

В следующие два года флот будет принимать только АПЛ типа Virginia, и в строй встанут четыре последних корабля этого типа. Затем, в 2034 ф.г. промышленность сдаст сразу две серийные подлодки нового проекта. Строительство кораблей SSN(X) будет вестись с прежним темпом и сможет давать по два корпуса в год.

Согласно старым планам, к концу сороковых годов количество многоцелевых АПЛ в ВМС должно было оставаться на нынешнем уровне – 66 ед. Такие результаты планировалось получить за счет строительства новых подлодок и списания старых с одинаковыми темпами.

Однако летом этого года администрация президента США внесла новый план. Теперь предлагается постепенно наращивать подводные силы: по результатам 30-летней программы, количество многоцелевых АПЛ должно вырасти до 72 ед. Для решения такой задачи промышленность должна будет нарастить темп работ и с определенной периодичностью выпускать три субмарины в год вместо стандартных двух.

Точный ресурс перспективных АПЛ SSN(X) еще не определен или не оглашен. Однако сообщается, что такие корабли смогут нести службу в течение нескольких десятилетий. Соответственно, в начале второй половины XXI в. ВМС США предстоит использовать смешанные силы многоцелевых подлодок, включающие «Вирджинии» и более новые SSN(X). Затем последние превратятся в основу такого флота. Как долго они смогут сохранять такой статус – неизвестно.

В процессе развития


Таким образом, проект перспективной многоцелевой АПЛ SSN(X) в рабочем порядке проходит все необходимые стадии. Пока проводятся различные исследования и согласования, а в ближайшем будущем ожидается старт полноценного проектирования. В средней перспективе заложат головной корабль, и через 10 лет ожидается его передача заказчику.

Очевидно, что разработка новой подлодки и последующая программа строительства не будут простыми и дешевыми, и на это прямо указывают требования и планы ВМС. Однако пока все работы идут без существенных затруднений и дают Пентагону повод для оптимизма. Удастся ли сохранять такое положение дел в течение следующих лет – покажет время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 декабря 2021 19:24
    В свете нынешнего весьма напряженного состояния мира, не мешало бы отследить целевое расходование заявленных средств.
    Может это обманный маневр.
    1. +3
      16 декабря 2021 19:35
      Цитата: Серж-667
      Может это обманный маневр.

      Зачем?
      1. +2
        16 декабря 2021 20:17
        Во- первых, скрыть от противника намечающийся блицкриг.
        Во-вторых, под прикрытием долгосрочного проекта, использовать средства по краткосрочным военным целям (вариаций куда- миллион).
        Да, хотя бы, для затаривания европейских опорных баз...
        1. 0
          16 декабря 2021 20:36
          А что это даст, что они создадут запасы на базах?
          1. +2
            16 декабря 2021 20:48
            Коллега, видимо, переживает из-за возможности вражеского блицкрига... request
            1. +1
              16 декабря 2021 21:10
              Всегда надо быть начеку.
              ...чтобы потом не было мучительно больно...
              1. +1
                16 декабря 2021 21:26
                Цитата: Серж-667
                Всегда надо быть начеку.

                Это бесспорно.
                С такими "партнерами"...
          2. +2
            16 декабря 2021 21:11
            А что это даст..


            Сокращение времени развертывания.
            1. 0
              19 декабря 2021 08:13
              Они с 2014 г. перебрасывают в Европу технику , боеприпасы и снаряжение со складированием . Для развёртывания понадобится только перебросить л\с .
              1. 0
                19 декабря 2021 23:50
                А провокации которые устраивают американцы в небе вблизи Сочи уже и так переходят все границы.
                Это когда самолеты-разведчики неоднократно лезут в эшелоны именно пассажирских лайнеров российских авиакомпаний и на запросы не отвечают.
                И не только это делают.
                Это уже грубейшее нарушение международных норм и авиационных правил.
                Или Запад намеренно выбрал этот такой вот формат в отношениях с Россией ?
                1. 0
                  20 декабря 2021 00:36
                  Просто очень нужна война .
                  И возможно они её получат .
                  Но боюсь , что первой утонет , Англия .
                  1. 0
                    20 декабря 2021 02:23
                    Одну воздушную цель вблизи Адлера когда рейсу Екатеринбург-Сочи пришлось уворачиваться так и не идентифицировали.
                    Не определили что за летательный аппарат так быстро "подрезал" наш лайнер.
                    Возможно речь идет об F-35 но откуда ему там взяться ?
                    И да, по той информации что удалось узнать ПВО наши все такие цели не видят. Точнее могли увидеть но оставили без внимания. Там очень сильная загруженность воздушного пространства. Так как аэропорт международный.
                    Этим и начали пользоваться американцы (RC-135) что ходят под личинами пассажирских лайнеров по их коридорам.
                    И только когда они не отвечают на запросы с земли или когда на связь выходит настоящий лайнер - вот тогда поднимают тревогу. Как минимум берут в наблюдение , как максимум перехват силами Су-30СМ из Саки или Су-27СМ3 с Краснодарского края (Крымск).
                    1. 0
                      20 декабря 2021 04:41
                      Это же международное пространство над нейтральными водами , запретить им полёты никто не может . Как и нашим самолётам ДА вдоль побережья США . Просто возможностей у них больше - аэродромы союзников к их услугам .
                      То , что хулиганят и прямо провоцируют - нехорошо , но такое сплошь и рядом было в годы Холодной войны . Нужно снова привыкать .
                      Цитата: Osipov9391
                      И да, по той информации что удалось узнать ПВО наши все такие цели не видят.

                      Это смотря какими средствами . Если метровыми РЛС (55Ж6 на пример) , то увидят вполне . И уж тем более ЗГРЛС типа "Подсолнух" . А вот плотный воздушный трафик , это действительно добавляет сложностей , прикрываться гражданскими бортами - излюбленная тактика американской разведывательной авиации . Но это лишь повод вспоминать опыт Холодной войны и учиться военному делу настоящим образом . Зато при такой практике выучка расчётов ПВО точно возрастёт .
                      Это - нормально . ВКС будут в тонусе .
                      1. 0
                        20 декабря 2021 16:19
                        А все-таки корейский "Боинг" сбитый у Сахалина в 1983 году был с пассажирами?
                        Останков людей и их вещи найдено вроде как не было. Водолазы искали.
                      2. 0
                        20 декабря 2021 19:01
                        Нет , сбили американский разведчик RS-135 .
                        Причём не один .
                        О том , что там было(в ту ночь) засекретили и подробностей даже свидетели не раскрывали . Я дружил с одним из свидетелей тех событий , служили вместе ... но никаких подробностей вытянуть не удалось . Единственное - "Боинга мы не сбивали , это был RS-135" . И всё .
                        Но из других источников известно , что в ту ночь чуть ли не война начиналась . Были сбиты несколько самолётов противника - разведывательных ... и РЭБ .
                        И есть свидетельства , что был сбит даже SR-71 - японские рыбаки потом выловили кусок его обшивки . Тогда впервые были применены МиГ-31 - на них как раз накануне был перевооружен полк на Сахалине . Но полк тогда перевооружение ещё не закончил , оставались и Су-15 .
                        А сам Боинг(южно-корейский) сбили японцы , с перепугу приняв его за ответный налёт советской авиации . Там тогда над Японским морем ТАКОЕ творилось , что они , смотря в радары и слушая эфир , думали , что 3-я Мировая началась .
                        Сам этот Боинг-747 от маршрута не отклонялся , но после расхождения с американским RS-135(когда их отметки на некоторое время слились) , летел в режиме радиомолчания .
                        В том году это была не первая провокация США , но на этот раз их ЖДАЛИ .
                      3. 0
                        21 декабря 2021 00:34
                        Тогда получается что в 1978 году в небе Карелии произошло просто стечение обстоятельств в посадкой на замерзшее озеро ?
                      4. 0
                        21 декабря 2021 01:54
                        Было немало различных случаев . И досадных , и курьёзных , и откровенных провокаций и очень опасных ситуаций . Так вот , та ночь над Японским морем и Сахалином была именно из последней категории .
                        А принуждений к посадкам и сбитий было за Холодную войну немало . Были даже тараны .
                        Вы что-нибудь про польский Ил-62 (по моему рейс Варшава-Дели) над южным Каспием в ночь когда иракская авиация разнесла иранскую авиабазу Ардебиль в хлам(вроде по сей день заброшен) , слышали ?
                        Занятная была история ... хоть она и произошла за несколько месяцев до моего прибытия туда .
                      5. 0
                        21 декабря 2021 03:18
                        Не, про польский Ил-62 не слышал.
                        А вот над днях опять новые проделки наших "партнеров". Рейс Аэрофлота Москва-Сочи над Черным морем снова резко увернул от некого "неопознанного летательного аппарата" и сменил эшелон.
                        На запросы тот не отвечал, и ответчик его не работал. Что это было так и не выяснили. Возможно очень что Глобал Хаук прилетевший со стороны Турции или Грузии. А управляют ими с Италии.
                      6. 0
                        21 декабря 2021 03:24
                        Цитата: Osipov9391
                        Возможно очень что Глобал Хаук прилетевший со стороны Турции или Грузии. А управляют ими с Италии.

                        Это точно был не Глобал-Хок , у него рабочий эшелон 17 км.
                      7. 0
                        21 декабря 2021 03:41
                        Тогда либо RS-135 либо F-35. Вполне возможно что последний. Потолок был 11 км. И очень стремительно ушел.
                        Вообще там вести наблюдение проблематично - аэропорты Краснодарского края обслуживают международные рейсы и из-за этого над Черным морем одновременно могут находится десятки бортов о ожидании посадки или убывающие.
                      8. 0
                        22 декабря 2021 17:39
                        Сегодня таки идентифицировали этого "летучего голландца" что мешал пассажирским лайнерам у Сочи.
                        И не догадаетесь кто это был.
                        Это был ... Bombardier Challenger 650 ARTEMIS (CL-650) ВВС США.
                        Работал вроде как с Грузии , дошел до Анапы , пролетел у Крыма и назад в Грузию.
                        Визуально во всем это Бизнес-самолет или легкий лайнер кои регулярно заходят на посадку в Адлер.
                        Лучше не придумать. Дешево, просто и со вкусом. drinks
                        Выявить это чудо из общей массы (в воздухе десятки бортов садящихся и взлетающих над морем) почти не реально.
                        А поднятым истребителям еще надо найти и понять кто где кто.
                      9. 0
                        19 января 2022 03:51
                        Если не байка, слышал про радиоперехват, дескать американец сказал: "Все очень плохо, это кровавая баня".
                      10. 0
                        19 января 2022 10:07
                        А ещё "Красная Звезда" писала о истории с подъёмом обломков американской разведывательной и боевой авиации со дна Охотского моря . Интервью у водолазов , поднимавших обломки тех самых RS-135 и EF-111А , описание того , что они на дне видели (ибо целиком самолёты не поднимали , а зря , только отдельные куски ... поворотный узел крыла EF-111А , оборудование RS-135 ...) , . Есть проводки некоторых целей в том венигрете от японских средств ПВО , где видно , как самолёт-нарушитель уходя от советского истребителя развивает скорость 1,2 М , уходя на малую высоту - как раз в тот квадрат , где после поднимали обломки EF-111А .
                        Со всех наших офицеров ПВО - свидетелей происходившего , взяли подписку о неразглашении ... А вот "Красная Звезда" в нескольких своих статьях кое какие подробности той ночной бойни , приоткрыла . Правда те статьи были уже где-то в 1986 г.
        2. +1
          21 декабря 2021 03:41
          скрыть от противника намечающийся блицкриг.

          Блицкриг затеял (без оглядки на возможную цену и потери) диктатор авантюрист.
          Сменяемый чиновник так не подставит избирателей.
  2. +2
    16 декабря 2021 20:05
    Нам бы их скорость постройки взять
  3. +6
    16 декабря 2021 20:42
    Теперь предлагается постепенно наращивать подводные силы... промышленность должна будет... выпускать три субмарины в год...

    По две-три в год, на десятилетия вперед стратегия...
    Это ли не сигнал к разработке проекта отечественной многоцелевой подводной лодки умеренного водоизмещения и стоимости, массовой лодки... Девять 885-х, разделенных на два далеких флота - это непростительно мало, а советские все равно придется списать в ближайшие 10-15 лет...
    1. +2
      19 декабря 2021 08:11
      Цитата: Doccor18
      По две-три в год, на десятилетия вперед стратегия...

      В принципе сегодня РФ тоже вышла на уровень , когда в год сдаётся 2 - 3 ПЛА разных типов , но у нас в строю их совсем немного , особенно МАПЛ . И гораздо хуже поставлен судоремонт и модернизация .
      И к сожалению нет на подходе МАПЛ умеренного ВИ типа той же "Хаски" , от которой позже отказались в пользу "Лайки" ... зря отказались . Тем более , что вместо "Лайки" , которая по сути такой же ПЛАРК , как и "Ясень" . Так что лучше строить "Бореи-К" в качестве ПЛАРК (БК больше в 2 - 2,5 раза , цена в 2 раза меньше , отработанный проект) , а в качестве МАПЛ - ПЛА ВИ 5000 - 6000 т.(до 7000 т.) в кол-ве 24 шт.(всего в серии) на тех мощностях , где сейчас строят "Ясени" .
      И модернизировать сколько возможно МАПЛ пр. 971 ... И достроить ту "Щуку-Б" , что лежит недостроенной на стапеле Амурского завода .
      1. +2
        19 декабря 2021 09:40
        Цитата: bayard
        ...в качестве МАПЛ - ПЛА ВИ 5000 - 6000 т.(до 7000 т.) в кол-ве 24 шт.(всего в серии) на тех мощностях , где сейчас строят "Ясени" .
        И модернизировать сколько возможно МАПЛ пр. 971 ... И достроить ту "Щуку-Б" , что лежит недостроенной на стапеле Амурского завода .

        Абсолютно согласен. hi

        Цитата: bayard
        ... которая по сути такой же ПЛАРК , как и "Ясень...

        Дорогие, большие, сложные. Нам, при стремительно увядающем надводном, жизненно необходимы внушительные подводные силы. Это сейчас единственный шанс, чтобы ВМФ имел хоть какой-то потенциал. Но осилить строительство двух-трех десятков ПЛАРК - это нереально. По моему мнению, необходимо совсем отказаться от последующего строительства "монстроподобных" ПЛАРК. Флоту нужны корабли, "как воздух" нужны. А на фоне отечественных сложностей с ПЛ/ВНЭУ, значимость массовой и недорогой МАПЛ возрастает как никогда раньше.
        5-кт. МАПЛ (+ ПЛ торпеда и противоторпеда), 1,5 кт. корвет ПЛО и 5-кт. фрегат ПРО - три программы, которые, по логике, должны стать приоритетными на 100%... 22350 уже есть, а вот двух других, к сожалению...
        1. +1
          19 декабря 2021 20:28
          Цитата: Doccor18
          Но осилить строительство двух-трех десятков ПЛАРК - это нереально. По моему мнению, необходимо совсем отказаться от последующего строительства "монстроподобных" ПЛАРК

          ПЛАРК Флоту тоже нужны , но правильные - не "Ясени" , а "Бореи-К" - способные нести от 80("Оникс" , "Циркон") до 112("Калибр") КР в 16 пусковых стаканах + ещё 40 торпед и КР . Один такой ПЛАРК , при соответствующих условиях , может одним своим залпом все цели на одном из 2-х побережий США вынести в хлам .
          Или даже половинным залпом уничтожить целую АУГ в открытом море .
          Один такой подводный крейсер способен радикально нарастить ударную мощь любой КУГ нашего Флота , причём сделать это скрытно и вместе с тем усилить её противолодочную устойчивость .
          Но такие ПЛАРК должны строиться именно на базе ПЛАРБ "Борей" - и для унификации , и потому , что "Борей" в постройке в 2 раза дешевле . И скрытней - ибо водомётный движитель .
          Цитата: Doccor18
          5-кт. фрегат ПРО

          А вот проект 22350 думаю стоит ограничить серией уже заложенных на настоящий день кораблей . А в дальнейшем закладывать уже исключительно 22350М , которые обходясь лишь на 100 - 150 млн. дол. , по ударной и в целом боевой мощи , превосходят пр. 22350 в 2,5 - 3 раза . 48 КР вместо 16 , БК ЗУР в 3 раза больше , два вертолёта вместо одного . И скорость выше - и максимальная , и маршевая .
  4. +1
    17 декабря 2021 16:14
    ^Работы по программе SSN(X) ведутся КАК ВСЕГДА под контролем Конгресса "!А почему в РФ НИЧЕГО не делается в области вооружений,как минимум, под контролем Госдумы или Совета Федераций!Странно!
  5. 0
    18 декабря 2021 01:02
    В отдаленном ВМС США

    Кажется тут чего-то не хватает, поправьте.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»