Проблему отсутствия штурмовиков в ВВС Вьетнама решают с помощью УБС Як-130

34

В ноябре Вьетнаму были переданы первые самолёты Як-130 (6 из 12 заказанных), завершение отгрузки ожидается уже в этом месяце. Согласно своему изначальному назначению, данные машины используются в качестве учебно-тренировочных. Однако во вьетнамской прессе иначе оценивают их функционал. Дело в том, что местная боевая авиация полностью лишена штурмовиков.

Как поясняется в издании CanCho, в ходе Вьетнамской войны были захвачены американские лёгкие истребители F-5 и лёгкие штурмовики A-37. Они применялись Ханоем в качестве основного средства огневой поддержки наземных сил с воздуха. Однако из-за отсутствия запасных частей оба типа самолётов были выведены из эксплуатации. В итоге ВВС остались без штурмовой авиации.



Однако, как указывается в издании, с появлением Як-130 эта проблема будет решена:

Он может полностью взять на себя роль штурмовика, оказывая ближнюю авиационную поддержку.

Как поясняется, Як-130 имеет до 9 внешних подвесок, в том числе 2 точки на концах крыла, 6 под крылом и 1 под «брюхом». Пилоны на концах крыла могут снаряжаться средствами радиоэлектронной борьбы или ракетами ближнего боя типа «воздух-воздух». Под крыльями могут быть подвешены дополнительные топливные баки, ракеты, бомбы и другое оборудование. Может быть установлена сдвоенная 23-мм пушка.

Як-130 может нести до 3 единиц вооружения всех видов, хотя и не сравним с такими штурмовиками-профессионалами, как Су-25 и А-10, но также довольно внушителен

- указывается во вьетнамской прессе.

Как отмечает вьетнамский эксперт, Як-130 обладает уникальной способностью по сравнению со всеми другими УТС-УБС, которая повышает его боевые характеристики. Самолёт имеет два воздухозаборника – основной, который может закрываться во время взлёта и посадки, и дополнительный верхний, который препятствует попаданию пыли, песка и камней в машину при её работе с полевых аэродромов.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    34 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. -4
      15 декабря 2021 20:41
      кто там что про бпла из ф15 говорил?
      1. +4
        15 декабря 2021 20:48
        С 2018 года упоминания о Як-133 "Прорыв" не встречаются. Если вы что то знаете из свежего - поделитесь
        1. -8
          15 декабря 2021 21:42
          Цитата: mark1
          С 2018 года упоминания о Як-133 "Прорыв" не встречаются. Если вы что то знаете из свежего - поделитесь

          сусликом? ) или вы видите какие-то проблемы в реализации?
          1. +5
            15 декабря 2021 22:01
            Проблем нет, как, похоже, и суслика
            1. -8
              15 декабря 2021 22:10
              Цитата: mark1
              Проблем нет, как, похоже, и суслика

              а ещё есть антиваксеры и фанатики масла рама, извините упоминаниями не интересовался
    2. +1
      15 декабря 2021 21:04
      Вьетнамцы очень хозяйственные люди. И они очень хорошо видят то, от чего в нашем МО почему то упорно отмахиваются. Як-130 отличный легкий штурмовик, не считая того , что он УБС
      1. +2
        15 декабря 2021 21:27
        Як-130 это совершенно убогий лёгкий штурмовик,. и сойдёт лишь тому, у кого нет никакого. Су-25 - реально, ну такое себе сегодня, а тут даже вьетнамцы пишут что як-130 до него семь верст и все лесом
        1. -1
          15 декабря 2021 21:55
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Як-130 это совершенно убогий лёгкий штурмовик

          чет вспомнился "убогий лёгкий"
          1. +3
            16 декабря 2021 04:00
            Цитата: poquello
            чет вспомнился "убогий лёгкий"

            Совершенно зря вспомнился, потому что По-2 как штурмовик, хоть лёгкий хоть вообще невесомый, в принципе не применялся!
            1. 0
              16 декабря 2021 17:36
              Цитата: Владимир_2У
              Цитата: poquello
              чет вспомнился "убогий лёгкий"

              Совершенно зря вспомнился, потому что По-2 как штурмовик, хоть лёгкий хоть вообще невесомый, в принципе не применялся!

              во как, а как подводная лодка не?
        2. -1
          16 декабря 2021 00:12
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Як-130 это совершенно убогий лёгкий штурмовик,. и сойдёт лишь тому, у кого нет никакого

          Редкий случай когда я с Андреем согласен. Як-130 плохой и дорогой учебный самолет и очень бестолковый штурмовик, крайне слабо к этому делу приспособленный.. Примерно на уровне По-2 что порой тоже за боевой самолет считают. Бомб конечно побольше но целиться точно так же нечем.
          1. +1
            16 декабря 2021 13:37
            А применение МИГ-21 и СУ-17, в начале 80-х, в качестве штурмовиков и за неимением штурмовиков в Афганистане, как смотрелось по сравнению с Як-130? Насколько бестолковы были МИГи и СУ?
          2. 0
            16 декабря 2021 18:40
            Примерно на уровне По-2 что порой тоже за боевой самолет считают.

            А ничего что за этот По-2 железный крест давали и денег почти в раза больше платили чем за сбитый истребитель.
        3. -1
          16 декабря 2021 10:43
          Пора уже забыть про бронированный Ил-2, летающий на сверхмалых высотах над позициями врага. Война на Донбасе показала, что если у противника есть ПЗРК и ЗАК , то штурмовики несут значительные потери (Ил-2, кстати, во время ВОВ больше всех остальных видов самолетов потеряли).
          Если у противника нет ПВО, то специализированный штурмовик избыточен, достаточно турбовинтового самолета типа СуперТукано + БПЛА.
          Если у противника есть ПВО, то нужны многофункциональные самолеты с высокоточными АСП, способные наносить удары не входя в зону ближнего ПВО (тогда и броня не нужна) + беспилотники.
          Прогресс не стоит на месте. Бронированный Ил-2 появился из-за необходимости атаковать наземные цели с низкой высоты, а низкая высота нужна была, чтобы можно было распознать цель и попасть по ней из пушек и НАРов. Современные прицельные контейнеры + высокоточное оружие эту проблему снимают
          1. -1
            16 декабря 2021 13:40
            Реактивный штурмовик ещё надо суметь сбить, а вот ваш столь горячо любимый СуперТукано можно подстрелить из обычного боевого модуля бронетранспортера или БМП при наличии соответствующего автомата сопровождения цели.
      2. +3
        16 декабря 2021 10:10
        Цитата: Mitroha
        . Як-130 отличный легкий штурмовик

        Ну, как-то смелое заявление. Даже вьетнамцы признают, что не от хорошей жизни Як-130 рассматривают в качестве штурмовика
    3. +4
      15 декабря 2021 21:17
      Цитата: Mitroha
      Вьетнамцы очень хозяйственные люди. И они очень хорошо видят то, от чего в нашем МО почему то упорно отмахиваются. Як-130 отличный легкий штурмовик, не считая того , что он УБС

      Вот как учебный он дорогой.
    4. -1
      15 декабря 2021 21:53
      Проблему отсутствия штурмовиков в ВВС Вьетнама решают с помощью УБС Як-130

      И как успехи? Як-130 УБС, штурмовик из него как из коня балерина. Впрочем, если они платят, то это неважно.
    5. +2
      15 декабря 2021 21:55
      Странно, что им не приходит в голову купить боевых вертолетов, хотя бы Ми-35М. Их Ми-24А несколько устарели.....
    6. +1
      15 декабря 2021 22:29
      Штурмовик от-природы бронирован, и, совершенно не понятно, как Як-130 может быть штурмовиком.
    7. +4
      15 декабря 2021 23:16
      В сегодняшнем виде Як-130 штурмовиком быть не может. Любая 12,7, а то и 7,62 его приземлит. Нужно бронирование, но не все и не вся. Кг 300-400 мин., лучше полтонны. Это новая работа по центровке, планеру, центроплану, вообще, немного другой самолёт. Другая дальность, применение. Не бронированный самолёт не может быть штурмовиком, потому как когда он штурмует, по нему плюются всем, что под рукой. Кстати, в финскую кампанию 1939/40 был эпизод, когда финскую машинку наш пешеход сбил из ТТ. Ищу сайт, но сам давно читал по книжке. Папа подогнал, он толк в этом знал, с Покрышкиным дружил, например.
      Так что насчет Як-130 похоже на фейк. Вьетнамцы не охламоны, почёт им, полосатым впендюрили. По полной. Вообще, жаль. Су-25 осталось 100 + штук, отличный штур, но не вечный. Полосатые вроде засобирались насчет А-10 зачехлить, но и там нашлись умные люди, которые это остановили. А-10 теперь у них защищён бюджетной строкой. Уверен, Як-130 + 0,5 тонны просчитанной бронезащиты, плюс современные средства штурмовки, нам потребуется 150 машин и не менее 100 продадим на экспорт. Итого 250 бортов. База 90% создана, доделай бронированный вариант - и вперёд. Уверен, такую машину будут покупать по миллиарду рублей за шт. Но в перспективе, нужен пилотный/беспилотный вариант, небольшой и недорогой. Это о 2030 годах.
      1. +7
        16 декабря 2021 01:54
        Ниша штурмовиков разделилась между БПЛА и ударными самолётами с современными прицельными системами, включая камеры высокого разрешения и указателями целей, позволяющими наносить удары с высот, недоступных малокалиберной артиллерии и зрк, а тем более пулеметам
      2. +2
        16 декабря 2021 10:52
        1. Если не снижаться ниже 4 км, то и броня будет не нужна.
        2. Забронировать весь самолет невозможно, только отдельные узлы и агрегаты. Броня только несколько снижает вероятность того, что самолет собьют и/или гибель пилота.
        3. Бронированная кабина возможно спасет жизнь летчика в небе, но как показал чеченский и сирийский опыт, в системе эвакуации сбитых пилотов у нас полный провал. Этим вопросом в первую очередь нужно озадачиться, а уж потом кабины броней обшивать
    8. 0
      16 декабря 2021 03:50
      Может быть установлена сдвоенная 23-мм или одноствольная 30-мм пушка.

      Нет на Як-130 контейнера для 30-мм пушки, есть только на 2х23мм
    9. +2
      16 декабря 2021 10:29
      Пацаны, прежде чем воротить нос при упоминании Як-130, не мешало бы вспомнить, - а что такое штурмовик сегодня?
      Если проводить параллели с ВОВ и незабвенным Ил-2, то основную работу, а именно, работа по точечным целям на переднем крае, взяли на себя боевые вертолёты.
      Тот же Су-25 появился когда уже шли поставки доведенной до ума версии "шмеля" Ми-24В.
      Да, Су-25 показал себя в Афгане. Вопрос как показал? Только на фоне того, что по причине гор Ми-24 брал ограниченный боезапас, а у ИБА, по причине более высоких скоростей были проблемы с поисками цели, даже учитывая целеуказание с вертолётов, которое и Су-25 требовалось.
      Вот только время не стоит на месте. Сейчас уже нет такой необходимости засыпать противника массой НАР С-8, как в начале восьмидесятых. Приоритет всё больше уходит в сторону управляемых/корректируемых образцов вооружений применяемых с дистанций недостижимых для МЗА, не говоря уже о стрелковке.
      Собственно, сегодня бронированный самолёт-штурмовик не нужен. Как говорил, основную часть его работы взяли на себя боевые вертолёты, прочее подели фронтовые бомбардировщики и ИА.
      Что остаётся, промежуточная ниша, лёгкого ударного самолёта способного работать и по БПЛА? Так здесь Су-25, перебор, а Як-130 в самый раз.
      1. -1
        16 декабря 2021 10:59
        Як-130, наверное излишне дорого для COIN-задач: реактивный, да еще с 2-мя двигателями - расход топлива, ресурса, рост стоимости владения. Во всем мире с COIN-задачами вполне справляются однодвигательные турбовинтовые самолеты типа СуперТукано. Работать по БПЛА можно и с их помощью, только вопрос в нахождении цели, что актуально и для Як-130, у которого также нет БРЛС.
        1. +4
          16 декабря 2021 12:22
          Дорого насыщать армию подобными эрзацами как EMB-314 Super Tucano. Сей пепелац по боевым возможностям близок к боевым вертолётам, превосходя их по скорости, но уступая по массе и вариациям боевой нагрузки. Кроме того, Як-130, это прежде всего учебная машина с возможностью имитации особенностей пилотирования ударных самолётов, сохраняя их ресурс, чего Super Tucano делать не может. Вот это реальная экономия.
          И прости, но только ламеры могут назвать наличие двух двигателей как недостаток. Тот кто экономит на самолётах потом дорого платит лётчиками.
          Ну и на десерт:
          Super Tucano, стоимость единицы $ 9,0-14,0 млн.;
          Як-130, Стоимость единицы $ 15 млн. (экспорт) 7,5 млн. (для ВВС РФ)
    10. -3
      16 декабря 2021 13:39
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Як-130 это совершенно убогий лёгкий штурмовик,. и сойдёт лишь тому, у кого нет никакого. Су-25 - реально, ну такое себе сегодня, а тут даже вьетнамцы пишут что як-130 до него семь верст и все лесом

      Согласен! Опередили, аналогично хотел сказать (а насчёт использования Су-25 я как-то раньше в комментариях писал: тут тоже не всё так просто)...
    11. 0
      16 декабря 2021 14:53
      интересно почему во времена Союза им не поставили су-25
    12. 0
      16 декабря 2021 15:49
      В Борисоглебском училище, будучи еще курсантами 2-го курса мы стреляли НУРС С-5 (из блоков УБ-4) и бросали бомбы П-50-75 на самолетах Л-29. Для таких скоростей как у ЯК-133 не нужен супер прицел, обычный коллиматор обеспечит приемлемую точность. Конечно для штурмовой работы на линии фронта необходимо бронирование. Но для точечных ракетно-бомбовых ударов (например по складам ГСМ и боеприпасов, скоплениям живой силы и техники) он вполне подойдет.
      1. 0
        16 декабря 2021 18:05
        Подними статистику боевых потерь Су-25 начиная с Афганистана. Подавляющее большинство за ПЗРК. Так что столь мощное бронирование избыточно.
        1. 0
          17 декабря 2021 09:03
          А я за что? Убери бронирование и попрут потери от стрелкового оружия в статистику.
          1. 0
            17 декабря 2021 18:58
            И сколько раз Су-25 в зону поражения стрелковки за крайнее тридцатилетие влезали?
    13. 0
      17 декабря 2021 14:51
      Сделать на Як-130 такое же БРЭО, как на М-346, - БРЛС с АФАР, ОЛС, систему управления оружием, - будет вполне себе штурмовичок.
      Только где взять всё этого нужного качества?! Нету, нету... belay Никто не продаст...

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»