Военное обозрение

Сражение при Доггер-банке. Проба сил перед Ютладским боем

7
В новом материале от создателей World of Warships читайте о показательном сражении Первой мировой войны, по итогам которого своих должностей лишились сразу два адмирала.


Во время Первой мировой войны основными соперниками в борьбе за морские просторы стали Великобритания и Германия. Именно эти две страны обладали сильнейшими флотами в Европе. Но перевес в силе был на стороне британцев. Чтобы хоть как-то уравнять шансы, немецкое морское командование собиралось выманивать флот своего противника и разбивать его по частям.

Так как минные постановки и действия подводных лодок не помогали, было решено прибегнуть к обстрелу британских островов. Уже в ноябре 1914 года отряд линейных крейсеров 1-й разведывательной группы произвёл бомбардировку Ярмута. Спустя полтора месяца набег повторился. На этот раз были атакованы прибрежные города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Таким образом немцы хотели выманить часть британского флота, чтобы нивелировать численное преимущество противника. Ведь прикрытие линейных крейсеров осуществлялось силами всего Флота открытого моря.


Германский броненосный крейсер Blucher — единственная жертва сражения у Доггер-банки

Понимая, что это не последний рейд противника, британское Адмиралтейство начало предпринимать ответные меры. Так, эскадра линейных крейсеров Гранд-Флита под командованием вице-адмирала Дэвида Битти перебазировалась в Росайт. Это позволило бы более оперативно отреагировать на следующий рейд. К тому же, начиная с ноября 1914 года, при Адмиралтействе работала «Комната 40» — специальное подразделение по дешифровке и анализу германских радиосообщений. Британцы знали о готовящемся рейде. Но они упустили тот факт, что кроме линейных крейсеров в море вышли все германские дредноуты. Точная цель операции на британском побережье также осталась неизвестной.

С началом 1915 года командование германских ВМС разработало ещё одну операцию — постановку мин на входе в залив Ферт-оф-Форт. Основная работа уделялась крейсерам, а их прикрытие ложилось на плечи линейных сил. Однако погода испортила дальнейшие планы. Следовавшие один за другим шторма не позволяли германским кораблям покинуть базы. Командование решило не терять время: линейный крейсер Von der Tann отправился на плановый ремонт, а самые современные дредноуты 3-й эскадры вышли в Балтийское море на учения. Таким образом, в 1-й разведывательной группе остались лишь 3 линейных крейсера, а оказать им поддержку могли только 7 дредноутов, и то не самых новых.

Главнокомандующий Флотом открытого моря не хотел проводить операции силами одних лишь линейных крейсеров. Но 23 января погода неожиданно улучшилась, и адмирал отдал приказ на выход кораблей в море. В ходе операции необходимо было ликвидировать у Доггер-банки британские рыболовные траулеры, которые, как считали немцы, занимаются разведкой и слежением за действиями германского флота, передавая данные по радио. При благоприятных обстоятельствах было приказано застать врасплох дозорные лёгкие силы противника. На это решение повлияло и то, что по данным разведки Гранд-Флит недавно выходил в море и в настоящее время должен был пополнять запасы угля у себя на базах. Командующему 1-й разведывательной группы, адмиралу Францу Хипперу, была отправлена радиограмма о начале операции. Вечером того же дня германская эскадра в составе 3 линейных крейсеров (Seydlitz, Moltke, Derfflinger), 1 броненосного крейсера (Blucher), 4 лёгких крейсеров (Kolberg, Stralsund, Rostock, Graudenz) и 18 эсминцев вышла в море.


Германские линейные крейсеры Seydlitz, Moltke и Derfflinger в море

Тем временем в британском Адмиралтействе «Комната 40» уже предоставила расшифровку германской радиограммы. Было ясно, куда вышли корабли противника и в каком количестве. Поэтому план перехвата наметился очень быстро. Для этого были задействованы эскадры адмиралов Битти и Мура (его эскадра подчинялась Битти): линейные крейсеры Lion, Tiger, Princess Royal, New Zealand, Indomitable и 4 лёгких крейсера. В 7 утра 24 января у Доггер-банки Битти должен был встретиться с отрядом Гарвичских сил коммодора Тируитта (3 крейсера, 35 эсминцев), шедшим с юга. Плюс силы 3-й эскадры крейсеров выдвигались к северо-западу от этого района, чтобы встретить немцев в случае их движения на север. Четыре подлодки были направлены, чтобы перехватить немцев в случае их отступления к базам. Адмирал Джеллико с основными силами Гранд-Флита вышел из Скапа-Флоу в 21:00 23 января.

Вскоре после 7 часов утра 24 января с британского лёгкого крейсера Aurora были замечены трёхтрубный крейсер и 4 эсминца. Это оказался германский крейсер Kolberg, который сперва ответил на световой сигнал назвать себя, а затем открыл огонь. В ходе короткой дуэли он поразил британца 3 снарядами, но и сам получил пару попаданий. После сообщений от крейсера о многочисленных дымах на севере и северо-востоке, адмирал Хиппер решил не рисковать, двигаясь вперёд в темноте, а развернуться на юго-восток и ждать рассвета. Через несколько минут пришло сообщение и от крейсера Blucher, который доложил об обнаружении нескольких лёгких крейсеров и эсминцев позади соединения. Германский крейсер, шедший концевым, ненадолго открыл огонь, отогнав близко подошедшие британские эсминцы.

Blucher мог развить скорость только 23 узла. Вскоре он оказался в зоне досягаемости орудий линейных крейсеров Битти, чья скорость была выше. Хиппер тоже понимал, в какой опасности находился его броненосный крейсер. Он приказал своим кораблям перестроиться в строй пеленга, чтобы иметь возможность встретить неприятеля огнём из всех орудий. В 9:11 бой линейных сил начался.


Линейный крейсер Lion — флагман адмирала Битти

Три линейных крейсера британцев вели огонь по Blucher с 09:05 до 09:24, затем Lion переключился на Derfflinger, а в 09:35 Битти отдал приказ каждому своему кораблю стрелять по тому кораблю противника, который находится напротив в строю. Немцы же сфокусировались на флагмане Lion. В 10:18 британский линейный крейсер получил два попадания ниже ватерлинии. Но и с германской стороны имелись повреждения. Флагман Хиппера, Seydlitz, после 09:35 оказался под огнём Lion и Tiger. Один из 343-мм снарядов с британских кораблей пробил палубу и взорвался о броню барбета кормовой башни. В результате взрыва вспыхнули пороховые заряды в перегрузочном зарядном отделении. Форс порохового пламени крайне быстро выжег отделение, кормовую башню, следующее отделение и вторую кормовую башню, погибли 159 человек, обе башни были выведены из строя. Линейный крейсер мог погибнуть, если бы не решительные действия трёх матросов во главе со старшим офицером корабля, корветтен-капитаном Хагедорном, которые открыли вентили экстренного затопления погребов. Но и немцы не остались в долгу. Линейный крейсер Lion получил 14–15 попаданий и к 10:45 покинул голову колонны. Он принял 3 тысячи тонн воды, получил крен 10 градусов на левый борт. Вскоре машина этого борта вышла из строя и скорость упала до 15 узлов, корабль был лишён электричества. Турбину правого борта пришлось остановить позднее, уже после выхода из боя, из-за засоления котлов морской водой. Lion шёл зигзагом, чтобы сбивать прицел германским наводчикам.

Сражение продолжилось, и перевес в силах на стороне британцев сказывался всё сильнее. Замыкающий строй Blucher получал одно попадание за другим. Броненосный крейсер стал терять ход, а в районе бортовых башен бушевал сильный пожар. Адмирал Хиппер не хотел бросать один из своих кораблей, но и рисковать своими линейными крейсерами он тоже не мог. Всё же они вели огонь по британцам, пока не вышли из зоны обстрела. За это время немцам удалось ещё раз поразить Lion. Из-за ошибочного донесения о пожаре в районе пороховых погребов был частично затоплен артиллерийский погреб. Тем не менее британский командующий приказал атаковать уходящие линейные крейсеры противника. В свою очередь адмирал Мур понял сигнал по-своему — все линейные крейсеры, которыми он командовал, сфокусировали огонь на германском броненосном крейсере.

Оставшись в одиночестве, Blucher успел повредить один эсминец, но после попадания двух торпед с крейсера Arethusa в 11:38 прекратил огонь. А в 11:45 Тируитт сообщил, что Blucher спустил флаг. Корабль уже потерял управление и описывал циркуляцию. Его системы управления огнём были уничтожены, а большая часть артиллерии не функционировала. И ровно в 12:13 германский крейсер лёг на борт и затонул. Британцы спасли 281 немецкого моряка.


Последние мгновения жизни броненосного крейсера Blucher

Адмирал Битти покинул свой флагман и перешёл сначала на эсминец Attack в 11:25, а затем, в 12:20, на Princess Royal. Тут он смог оценить ситуацию и понял, что пытаться догнать германские линейные крейсеры уже бессмысленно. Британская эскадра отправилась домой. При этом Lion окончательно лишился хода, и его пришлось вести на буксире.

Это сражение окончилось решительной победой Гранд-Флита. С германской стороны был потерян броненосный крейсер Blucher, а линейный крейсер Seydlitz получил серьёзные повреждения. В бою погибли около 1000 немецких моряков. Потери британцев были существенно меньше: пострадали линейный крейсер Lion и один из эсминцев, были убиты 14 и ранены 29 человек.

В Адмиралтействе, проводя детальный разбор сражения, сделали следующие выводы: имея подавляющее превосходство над немцами, британцы смогли потопить лишь один корабль, являвшийся самым слабым в эскадре. Виновным признали адмирала Мура за неверное истолкование приказов Битти. Имея все шансы догнать убегающие германские линейные крейсеры, адмирал прекратил преследование. Также была отмечена плохая стрельба британских кораблей, в частности, был отстранён старший артиллерист линейного крейсера Tiger. Помимо этого, была отмечена уязвимость подбашенных зарядных отделений, однако меры по её устранению приняты не были. Спустя год, в Ютландском сражении, это упущение будет стоить англичанам 3 линейных крейсеров.

Немцы в свою очередь провели работу над ошибками. В конструкции строящихся кораблей были внесены изменения, призванные не допустить их гибель из-за взрыва боезапаса. Были усовершенствованы дальномеры. Не обошлось и без поиска виновных: свою должность потерял фон Ингеноль, командующий Флотом открытого моря. Однако немцы так и не смогли понять, что их радиограммы расшифровываются.

Несмотря на результаты, данное сражение не изменило хода войны. Баланс сил оставался на прежнем уровне, а решительное сражение за господство на морских просторах было впереди.

Кстати, быстроходные и универсальные крейсеры типа Kolberg вошли в строй незадолго до начала войны. Они разрабатывались как основные боевые единицы кайзеровского флота. Вы можете познакомиться с историей этого корабля, посмотрев ролик от компании Wargaming.

Автор:
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Морской Кот
    Морской Кот 17 декабря 2021 05:39
    +4
    Плод творческих усилий "сумрачного германского гения" -- броненосный крейсер "Блюхер", был вообще кораблём непонятного назначения и построенным неизвестно для чего. Англичане, начав строительство своих линейных крейсеров, подкинули немцам дезу, что строят новую модель броненосного крейсера, немцы поверили и в результате появился единственный в своём роде "Блюхер". И гибель его в сражении у Доггер-банки была вполне закономерна и предсказуема, он был просто обречён, с момента своего спуска на воду. Но, понятно и то, что немцы не от хорошей жизни воткнули его в одну линию со своими линейными крейсерами.

    "Блюхер" медленно опрокидывается.
    1. Кonstanty
      Кonstanty 17 декабря 2021 12:14
      +5
      Конечно, можно сказать, что «Блюхер» был ненужным кораблем в ситуации появления линейных крейсеров, но нужно помнить, что англичане строили и свои броненосные крейсеры - последний тип «Минотавр» поступил на вооружение одновременно с «Блюхер»! - в России несколькими месяцами ранее поступил на службу «Рюрик».



      Единственной ошибкой было включение его в группу линкоров, где он фактически был аутсайдером.

      Броненосные крейсеры играли важную роль во флоте хотя бы потому, что линейные крейсеры были определенно дороже и их было немного, поэтому они не могли удовлетворить все потребности, когда дело касалось крыла быстрого флота, разведки и, наконец, крейсерской войны.
  2. Кроу
    Кроу 17 декабря 2021 08:48
    +6
    Линейный крейсер мог погибнуть, если бы не решительные действия трёх матросов во главе со старшим офицером корабля, корветтен-капитаном Хагедорном
    обермаат Вильгельм Хайдкамп
    провернул раскалённые вентили, затопив погреба и кормовое торпедное отделение, что бы огонь не добрался до боезапаса.Тем самым Хайдкамп спас корабль от взрыва. Хайдкаму удалось выжить, но получил сильнейшие ожоги рук и легких. Он прожил еще 15 лет после своего подвига, но в итоге болезнь легких его доконала в 1931 году. Именем спасителя «Seydlitz» был назван эминец типа 1936 ( Z-21 «Wilhelm Heidkamp»)

    У Нарвика 10 апреля 1940 года в 5.35 торпеда с HMS «Hardy» попала в кормовую часть Z-21 Wilhelm Heidkamp, на следующее утро эсминец опрокинулся и затонул.
    Корабельный колокол «Wilhelm_Heidkamp»
    На его борту погибло 83 человека, в их числе адмирал флотилии Бонте. «В лице Бонте, - писал Вильгельм Маршалль, - немцы потеряли высокоуважаемого командира, служившего для экипажей образцом человека и солдата, умевшего добиваться серьезных успехов в борьбе с превосходящими силами противника».
    1. Кроу
      Кроу 17 декабря 2021 08:58
      +6
      Что интересно, нечто подобное произошло и с участником сражения при Доггер-банке HMS «Lion», только уже в Ютландском сражении 31 мая 1916 года. В ходе завевавшийся перестрелки между британскими и немецкими линейными крейсерами HMS Lion оказался под точным обстрелом немецкого линейного крейсера SMS Lützow. В 16:00 один немецкий снаряд пробил броню в правом верхнем углу артиллерийской башни Q

      Орудийная башня Q. Повреждения получены в Ютландском бою
      1. Кроу
        Кроу 17 декабря 2021 09:06
        +6
        По боевому расписанию майор Королевской Морской пехоты Фрэнсис Джон Уильям Харви
        находился в артиллерийской башне Q главного калибра. Когда немецкий снаряд попал в башню, убив и ранив почти всех из орудийного расчета, Харви получил тяжелое ранение и множественные ожоги тела. Видя, что начавшийся от попадания снаряда пожар угрожает перебросится в погреб, где находятся тонны картушей с кордитом, а это в свою очередь приведет к детонирующему взрыву и гибели корабля, Фрэнсис Харви приказывает задрать двери и затопить погреб.
        Вовремя отданный приказ спас линейный крейсер HMS «Lion», а вот три других британских линейных крейсера HMS «Queen Mary», HMS «Indefatigable» и HMS «Invincible» погибли в Ютландском бою именно от детонации кордита.
        Уинстон Черчилль позже писал о подвиге Фрэнсиса Харви:
        «В длинной, грубой и славной истории морской пехоты нет и не было поступка, который по своему характеру и последствиям стоял выше этого».
  3. Usher
    Usher 18 декабря 2021 00:59
    +1
    Читал в Моделисте-Конструкторе
  4. kig
    kig 7 января 2022 13:21
    0
    Есть отличные книги на эту тему:

    Шеер Рейнгард. Германский флот в Первую мировую войну
    Г Хаазе На Дерфлингере в Ютландском сражении
    Херберт Вильсон Линкоры в бою 1914-1918
    Campbell N. J. M. Jutland: An Analysis of the Fighting