Military Review

Battle of Dogger Bank. Test of strength before the battle of Jutlad

7
In the new material from the creators of World of Warships, read about the demonstration battle of the First World War, as a result of which two admirals lost their posts at once.


During the First World War, Great Britain and Germany became the main rivals in the struggle for the sea. It was these two countries that had the strongest fleets in Europe. But the preponderance of power was on the side of the British. In order to somehow equalize the chances, the German naval command was going to lure out the enemy's fleet and break it up piece by piece.

Since the mine laying and submarine operations did not help, it was decided to resort to shelling the British Isles. Already in November 1914, a detachment of battle cruisers from the 1st Reconnaissance Group bombed Yarmouth. A month and a half later, the raid was repeated. This time the coastal towns of Hartlepool, Scarborough and Whitby were attacked. Thus, the Germans wanted to lure out part of the British fleet in order to neutralize the enemy's numerical advantage. After all, the cover of the battle cruisers was carried out by the forces of the entire Open Sea Fleet.


German armored cruiser Blucher is the only victim of the battle at Dogger Bank

Realizing that this would not be the last raid of the enemy, the British Admiralty began to retaliate. So, a squadron of battle cruisers Grand Fleet under the command of Vice Admiral David Beatty relocated to Rosyth. This would make it possible to react more quickly to the next raid. In addition, since November 1914, "Room 40", a special unit for decrypting and analyzing German radio communications, worked at the Admiralty. The British knew about the impending raid. But they missed the fact that in addition to the battle cruisers, all the German dreadnoughts went to sea. The exact purpose of the operation on the British coast also remained unknown.

With the beginning of 1915, the command of the German Navy developed another operation - laying mines at the entrance to the Firth of Forth. The main work was given to the cruisers, and their cover fell on the shoulders of the line forces. However, the weather spoiled further plans. Successive storms did not allow the German ships to leave the bases. The command decided not to waste time: the battle cruiser Von der Tann went for scheduled repairs, and the most modern dreadnoughts of the 3rd squadron went to the Baltic Sea for exercises. Thus, in the 1st reconnaissance group there were only 3 battle cruisers, and only 7 dreadnoughts, and even not the newest ones, could support them.

The Commander-in-Chief of the High Seas Fleet did not want to conduct operations with the forces of one battle cruiser. But on January 23, the weather suddenly improved, and the admiral gave the order for the ships to go to sea. In the course of the operation, it was necessary to eliminate British fishing trawlers from Dogger Bank, which, as the Germans believed, were engaged in reconnaissance and tracking the actions of the German fleet, transmitting data by radio. Under favorable circumstances, it was ordered to take the enemy's patrol light forces by surprise. This decision was also influenced by the fact that, according to intelligence, the Grand Fleet recently went to sea and was currently supposed to replenish coal reserves at its bases. The commander of the 1st Reconnaissance Group, Admiral Franz Hipper, was sent a radiogram announcing the start of the operation. In the evening of the same day, a German squadron consisting of 3 battle cruisers (Seydlitz, Moltke, Derfflinger), 1 armored cruiser (Blucher), 4 light cruisers (Kolberg, Stralsund, Rostock, Graudenz) and 18 destroyers went to sea.


German battlecruisers Seydlitz, Moltke and Derfflinger at sea

Meanwhile, at the British Admiralty, Room 40 has already provided a transcript of the German radiogram. It was clear where the enemy ships had gone and in what quantity. Therefore, the interception plan was outlined very quickly. For this, squadrons of Admirals Beatty and Moore were involved (his squadron was subordinate to Beatty): the battle cruisers Lion, Tiger, Princess Royal, New Zealand, Indomitable and 4 light cruisers. At 7 a.m. on January 24 at Dogger Bank, Beatty was supposed to meet with a detachment of Commodore Tyrwitt's Harwich Forces (3 cruisers, 35 destroyers), marching from the south. Plus, the forces of the 3rd cruiser squadron moved north-west of this area to meet the Germans in case of their movement to the north. Four submarines were dispatched to intercept the Germans should they retreat to their bases. Admiral Jellicoe with the main forces of the Grand Fleet departed Scapa Flow at 21:00 on 23 January.

Shortly after 7 a.m. on January 24, a three-pipe cruiser and 4 destroyers were sighted from the British light cruiser Aurora. It turned out to be the German cruiser Kolberg, which first responded to the light signal to name herself, and then opened fire. During a short duel, he hit the Briton with 3 shells, but he himself received a couple of hits. After reports from the cruiser about numerous smoke in the north and northeast, Admiral Hipper decided not to risk it, moving forward in the dark, but to turn to the southeast and wait for dawn. A few minutes later, a message came from the cruiser Blucher, which reported the discovery of several light cruisers and destroyers behind the formation. The German cruiser, which was sailing the end, briefly opened fire, driving off the close approaching British destroyers.

The Blucher could only reach a speed of 23 knots. He was soon within range of the faster battlecruisers Beatty's guns. Hipper, too, understood the danger his armored cruiser was in. He ordered his ships to rebuild in the bearing formation in order to be able to meet the enemy with fire from all guns. At 9:11 am, the battle of the line forces began.


Battle cruiser Lion - Admiral Beatty's flagship

Three British battlecruisers fired on Blucher from 09:05 to 09:24, then Lion switched to Derfflinger, and at 09:35 Beatty ordered each of his ships to fire on the enemy ship opposite in formation. The Germans focused on the Lion flagship. At 10:18 the British battle cruiser received two hits below the waterline. But there was damage from the German side as well. Hipper's flagship, Seydlitz, came under fire from Lion and Tiger after 09:35. One of the 343-mm shells from British ships pierced the deck and exploded against the barbette armor of the stern tower. As a result of the explosion, powder charges flared up in the reloading charging compartment. The force of the powder flame extremely quickly burned out the compartment, the aft tower, the next compartment and the second aft tower, killing 159 people, both towers were disabled. The battle cruiser could have died if not for the decisive actions of three sailors, led by the ship's senior officer, corvette captain Hagedorn, who opened the emergency flooding valves of the cellars. But the Germans did not remain in debt either. The battle cruiser Lion received 14-15 hits and by 10:45 had left the head of the column. He took 3 thousand tons of water, received a roll of 10 degrees to the port side. Soon the machine on this side was out of order and the speed dropped to 15 knots, the ship was deprived of electricity. The starboard turbine had to be stopped later, after leaving the battle, due to the salinization of the boilers with seawater. Lion zigzagged to shoot down the sight of the German gunners.

The battle continued, and the superiority in forces on the side of the British was affecting more and more. Closing line Blucher received one hit after another. The armored cruiser began to lose speed, and a strong fire raged in the area of ​​the side towers. Admiral Hipper did not want to abandon one of his ships, but he could not risk his battle cruisers either. Nevertheless, they fired on the British until they left the firing zone. During this time, the Germans managed to hit Lion again. Due to an erroneous report of a fire in the area of ​​the powder magazines, an artillery magazine was partially flooded. Nevertheless, the British commander ordered an attack on the outgoing enemy battlecruisers. In turn, Admiral Moore understood the signal in his own way - all the battle cruisers that he commanded focused their fire on the German armored cruiser.

Left alone, Blucher managed to damage one destroyer, but after being hit by two torpedoes from the cruiser Arethusa at 11:38 it ceased fire. And at 11:45 am, Thirwitt reported that Blucher had lowered the flag. The ship had already lost control and was describing circulation. Its fire control systems were destroyed, and most of the artillery did not function. And exactly at 12:13 the German cruiser went on board and sank. The British rescued 281 German sailors.


The last moments of the life of the armored cruiser Blucher

Admiral Beatty left his flagship and transferred first to destroyer Attack at 11:25 am and then, at 12:20 pm, to Princess Royal. Then he was able to assess the situation and realized that trying to catch up with the German battle cruisers was already pointless. The British squadron headed home. At the same time, Lion finally lost its course, and had to be towed.

This battle ended in a decisive victory for the Grand Fleet. On the German side, the armored cruiser Blucher was lost, and the battle cruiser Seydlitz was seriously damaged. About 1000 German sailors were killed in the battle. The losses of the British were significantly less: the battle cruiser Lion and one of the destroyers were damaged, 14 people were killed and 29 were wounded.

In the Admiralty, conducting a detailed analysis of the battle, they made the following conclusions: having an overwhelming superiority over the Germans, the British were able to sink only one ship, which was the weakest in the squadron. Admiral Moore was found guilty for misinterpreting Beatty's orders. Having every chance of catching up with the fleeing German battlecruisers, the admiral stopped pursuing. Poor firing of British ships was also noted, in particular, the senior gunner of the battle cruiser Tiger was removed. In addition, the vulnerability of the turret charging compartments was noted, but no measures were taken to eliminate it. A year later, in the Battle of Jutland, this omission will cost the British 3 battle cruisers.

The Germans, in turn, worked on the mistakes. Changes were made to the design of the ships under construction to prevent their death due to an explosion of ammunition. Rangefinders have been improved. Not without a search for the culprits: von Ingenol, commander of the High Seas Fleet, lost his position. However, the Germans did not manage to understand that their radio messages were decrypted.

Despite the results, this battle did not change the course of the war. The balance of power remained at the same level, and a decisive battle for supremacy in the sea was ahead.

By the way, the fast and versatile cruisers of the Kolberg type entered service shortly before the start of the war. They were developed as the main combat units of the Kaiser's fleet. You can get to know history this ship by watching a video from Wargaming.

Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Catfish
    Catfish 17 December 2021 05: 39
    +4
    The fruit of the creative efforts of the "gloomy German genius" - the armored cruiser "Blucher", was generally a ship of incomprehensible purpose and was built for an unknown reason. The British, starting the construction of their battle cruisers, threw the misconceptions to the Germans that they were building a new model of an armored cruiser, the Germans believed, and as a result, a one-of-a-kind "Blucher" appeared. And his death in the battle at the Dogger Bank was quite natural and predictable, he was simply doomed, from the moment he was launched. But, it is also clear that the Germans, not from a good life, stuck it in one line with their battle cruisers.

    The Blucher is slowly toppling over.
    1. Constanty
      Constanty 17 December 2021 12: 14
      +5
      Of course, we can say that the Blucher was an unnecessary ship in the situation of the appearance of battle cruisers, but it must be remembered that the British also built their own armored cruisers - the last Minotaur type entered service at the same time as the Blucher! - in Russia, a few months earlier he entered the service of "Rurik".



      The only mistake was to include him in the battleship group, where he was in fact an outsider.

      Armored cruisers played an important role in the navy, if only because battlecruisers were definitely more expensive and there weren't many of them, so they could not meet all the needs when it came to fast fleet wing, reconnaissance and, finally, cruising warfare.
  2. Crowe
    Crowe 17 December 2021 08: 48
    +6
    The battle cruiser could have died if not for the decisive actions of three sailors, led by the ship's senior officer, corvette captain Hagedorn
    Obermaat Wilhelm Heidkamp
    turned the hot valves, flooding the cellars and the aft torpedo compartment so that the fire would not reach the ammunition, thereby saving the ship from the explosion. Haidkam managed to survive, but received severe burns to his arms and lungs. He lived another 15 years after his feat, but as a result, lung disease finished him off in 1931. A Type 1936 Emini (Z-21 "Wilhelm Heidkamp") was named after the savior "Seydlitz"

    Near Narvik, on April 10, 1940, at 5.35 am, a torpedo from HMS "Hardy" hit the rear of Z-21 Wilhelm Heidkamp, ​​the next morning the destroyer capsized and sank.
    Ship bell "Wilhelm_Heidkamp"
    On board, 83 people died, including the admiral of the flotilla Bonte. “In the person of Bonte,” wrote Wilhelm Marshall, “the Germans have lost a highly respected commander who served as a model for the crews as a man and a soldier who knew how to achieve serious success in the fight against superior enemy forces.”
    1. Crowe
      Crowe 17 December 2021 08: 58
      +6
      Interestingly, something similar happened to the participant of the battle at the Dogger Bank HMS "Lion", only this time in the Battle of Jutland on May 31, 1916. In the ensuing firefight between the British and German battlecruisers, the HMS Lion came under close fire from the German battlecruiser SMS Lützow. At 16:00, a German shell penetrated the armor in the upper right corner of artillery tower Q

      Cannon tower Q. Damage received in the Battle of Jutland
      1. Crowe
        Crowe 17 December 2021 09: 06
        +6
        Battle Schedule Royal Marines Major Francis John William Harvey
        was in the artillery tower Q of the main caliber. When a German shell hit the tower, killing and wounding almost everyone in the gun crew, Harvey was seriously wounded and multiple burns to his body. Seeing that the fire that started from the hit of the projectile threatens to be thrown into the cellar, where there are tons of cartouches with cordite, and this in turn will lead to a detonating explosion and the death of the ship, Francis Harvey orders to pull up the doors and flood the cellar.
        The order given in time saved the battlecruiser HMS "Lion", but three other British battlecruisers HMS "Queen Mary", HMS "Indefatigable" and HMS "Invincible" died in the battle of Jutland from the detonation of cordite.
        Winston Churchill later wrote of Francis Harvey's exploit:
        "In the long, rough and glorious history of the Marine Corps, there has never been an act that is superior in character and consequence."
  3. Usher
    Usher 18 December 2021 00: 59
    +1
    I read it in the Modeler-Constructor
  4. kig
    kig 7 January 2022 13: 21
    0
    There are excellent books on this topic:

    Scheer Reinhard. German Navy in World War I
    G Haase On Derflinger in the Battle of Jutland
    Herbert Wilson Battleships in battle 1914-1918
    Campbell NJM Jutland: An Analysis of the Fighting

Военное обозрение

Сражение при Доггер-банке. Проба сил перед Ютладским боем

7
В новом материале от создателей World of Warships читайте о показательном сражении Первой мировой войны, по итогам которого своих должностей лишились сразу два адмирала.


Во время Первой мировой войны основными соперниками в борьбе за морские просторы стали Великобритания и Германия. Именно эти две страны обладали сильнейшими флотами в Европе. Но перевес в силе был на стороне британцев. Чтобы хоть как-то уравнять шансы, немецкое морское командование собиралось выманивать флот своего противника и разбивать его по частям.

Так как минные постановки и действия подводных лодок не помогали, было решено прибегнуть к обстрелу британских островов. Уже в ноябре 1914 года отряд линейных крейсеров 1-й разведывательной группы произвёл бомбардировку Ярмута. Спустя полтора месяца набег повторился. На этот раз были атакованы прибрежные города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Таким образом немцы хотели выманить часть британского флота, чтобы нивелировать численное преимущество противника. Ведь прикрытие линейных крейсеров осуществлялось силами всего Флота открытого моря.


Германский броненосный крейсер Blucher — единственная жертва сражения у Доггер-банки

Понимая, что это не последний рейд противника, британское Адмиралтейство начало предпринимать ответные меры. Так, эскадра линейных крейсеров Гранд-Флита под командованием вице-адмирала Дэвида Битти перебазировалась в Росайт. Это позволило бы более оперативно отреагировать на следующий рейд. К тому же, начиная с ноября 1914 года, при Адмиралтействе работала «Комната 40» — специальное подразделение по дешифровке и анализу германских радиосообщений. Британцы знали о готовящемся рейде. Но они упустили тот факт, что кроме линейных крейсеров в море вышли все германские дредноуты. Точная цель операции на британском побережье также осталась неизвестной.

С началом 1915 года командование германских ВМС разработало ещё одну операцию — постановку мин на входе в залив Ферт-оф-Форт. Основная работа уделялась крейсерам, а их прикрытие ложилось на плечи линейных сил. Однако погода испортила дальнейшие планы. Следовавшие один за другим шторма не позволяли германским кораблям покинуть базы. Командование решило не терять время: линейный крейсер Von der Tann отправился на плановый ремонт, а самые современные дредноуты 3-й эскадры вышли в Балтийское море на учения. Таким образом, в 1-й разведывательной группе остались лишь 3 линейных крейсера, а оказать им поддержку могли только 7 дредноутов, и то не самых новых.

Главнокомандующий Флотом открытого моря не хотел проводить операции силами одних лишь линейных крейсеров. Но 23 января погода неожиданно улучшилась, и адмирал отдал приказ на выход кораблей в море. В ходе операции необходимо было ликвидировать у Доггер-банки британские рыболовные траулеры, которые, как считали немцы, занимаются разведкой и слежением за действиями германского флота, передавая данные по радио. При благоприятных обстоятельствах было приказано застать врасплох дозорные лёгкие силы противника. На это решение повлияло и то, что по данным разведки Гранд-Флит недавно выходил в море и в настоящее время должен был пополнять запасы угля у себя на базах. Командующему 1-й разведывательной группы, адмиралу Францу Хипперу, была отправлена радиограмма о начале операции. Вечером того же дня германская эскадра в составе 3 линейных крейсеров (Seydlitz, Moltke, Derfflinger), 1 броненосного крейсера (Blucher), 4 лёгких крейсеров (Kolberg, Stralsund, Rostock, Graudenz) и 18 эсминцев вышла в море.


Германские линейные крейсеры Seydlitz, Moltke и Derfflinger в море

Тем временем в британском Адмиралтействе «Комната 40» уже предоставила расшифровку германской радиограммы. Было ясно, куда вышли корабли противника и в каком количестве. Поэтому план перехвата наметился очень быстро. Для этого были задействованы эскадры адмиралов Битти и Мура (его эскадра подчинялась Битти): линейные крейсеры Lion, Tiger, Princess Royal, New Zealand, Indomitable и 4 лёгких крейсера. В 7 утра 24 января у Доггер-банки Битти должен был встретиться с отрядом Гарвичских сил коммодора Тируитта (3 крейсера, 35 эсминцев), шедшим с юга. Плюс силы 3-й эскадры крейсеров выдвигались к северо-западу от этого района, чтобы встретить немцев в случае их движения на север. Четыре подлодки были направлены, чтобы перехватить немцев в случае их отступления к базам. Адмирал Джеллико с основными силами Гранд-Флита вышел из Скапа-Флоу в 21:00 23 января.

Вскоре после 7 часов утра 24 января с британского лёгкого крейсера Aurora были замечены трёхтрубный крейсер и 4 эсминца. Это оказался германский крейсер Kolberg, который сперва ответил на световой сигнал назвать себя, а затем открыл огонь. В ходе короткой дуэли он поразил британца 3 снарядами, но и сам получил пару попаданий. После сообщений от крейсера о многочисленных дымах на севере и северо-востоке, адмирал Хиппер решил не рисковать, двигаясь вперёд в темноте, а развернуться на юго-восток и ждать рассвета. Через несколько минут пришло сообщение и от крейсера Blucher, который доложил об обнаружении нескольких лёгких крейсеров и эсминцев позади соединения. Германский крейсер, шедший концевым, ненадолго открыл огонь, отогнав близко подошедшие британские эсминцы.

Blucher мог развить скорость только 23 узла. Вскоре он оказался в зоне досягаемости орудий линейных крейсеров Битти, чья скорость была выше. Хиппер тоже понимал, в какой опасности находился его броненосный крейсер. Он приказал своим кораблям перестроиться в строй пеленга, чтобы иметь возможность встретить неприятеля огнём из всех орудий. В 9:11 бой линейных сил начался.


Линейный крейсер Lion — флагман адмирала Битти

Три линейных крейсера британцев вели огонь по Blucher с 09:05 до 09:24, затем Lion переключился на Derfflinger, а в 09:35 Битти отдал приказ каждому своему кораблю стрелять по тому кораблю противника, который находится напротив в строю. Немцы же сфокусировались на флагмане Lion. В 10:18 британский линейный крейсер получил два попадания ниже ватерлинии. Но и с германской стороны имелись повреждения. Флагман Хиппера, Seydlitz, после 09:35 оказался под огнём Lion и Tiger. Один из 343-мм снарядов с британских кораблей пробил палубу и взорвался о броню барбета кормовой башни. В результате взрыва вспыхнули пороховые заряды в перегрузочном зарядном отделении. Форс порохового пламени крайне быстро выжег отделение, кормовую башню, следующее отделение и вторую кормовую башню, погибли 159 человек, обе башни были выведены из строя. Линейный крейсер мог погибнуть, если бы не решительные действия трёх матросов во главе со старшим офицером корабля, корветтен-капитаном Хагедорном, которые открыли вентили экстренного затопления погребов. Но и немцы не остались в долгу. Линейный крейсер Lion получил 14–15 попаданий и к 10:45 покинул голову колонны. Он принял 3 тысячи тонн воды, получил крен 10 градусов на левый борт. Вскоре машина этого борта вышла из строя и скорость упала до 15 узлов, корабль был лишён электричества. Турбину правого борта пришлось остановить позднее, уже после выхода из боя, из-за засоления котлов морской водой. Lion шёл зигзагом, чтобы сбивать прицел германским наводчикам.

Сражение продолжилось, и перевес в силах на стороне британцев сказывался всё сильнее. Замыкающий строй Blucher получал одно попадание за другим. Броненосный крейсер стал терять ход, а в районе бортовых башен бушевал сильный пожар. Адмирал Хиппер не хотел бросать один из своих кораблей, но и рисковать своими линейными крейсерами он тоже не мог. Всё же они вели огонь по британцам, пока не вышли из зоны обстрела. За это время немцам удалось ещё раз поразить Lion. Из-за ошибочного донесения о пожаре в районе пороховых погребов был частично затоплен артиллерийский погреб. Тем не менее британский командующий приказал атаковать уходящие линейные крейсеры противника. В свою очередь адмирал Мур понял сигнал по-своему — все линейные крейсеры, которыми он командовал, сфокусировали огонь на германском броненосном крейсере.

Оставшись в одиночестве, Blucher успел повредить один эсминец, но после попадания двух торпед с крейсера Arethusa в 11:38 прекратил огонь. А в 11:45 Тируитт сообщил, что Blucher спустил флаг. Корабль уже потерял управление и описывал циркуляцию. Его системы управления огнём были уничтожены, а большая часть артиллерии не функционировала. И ровно в 12:13 германский крейсер лёг на борт и затонул. Британцы спасли 281 немецкого моряка.


Последние мгновения жизни броненосного крейсера Blucher

Адмирал Битти покинул свой флагман и перешёл сначала на эсминец Attack в 11:25, а затем, в 12:20, на Princess Royal. Тут он смог оценить ситуацию и понял, что пытаться догнать германские линейные крейсеры уже бессмысленно. Британская эскадра отправилась домой. При этом Lion окончательно лишился хода, и его пришлось вести на буксире.

Это сражение окончилось решительной победой Гранд-Флита. С германской стороны был потерян броненосный крейсер Blucher, а линейный крейсер Seydlitz получил серьёзные повреждения. В бою погибли около 1000 немецких моряков. Потери британцев были существенно меньше: пострадали линейный крейсер Lion и один из эсминцев, были убиты 14 и ранены 29 человек.

В Адмиралтействе, проводя детальный разбор сражения, сделали следующие выводы: имея подавляющее превосходство над немцами, британцы смогли потопить лишь один корабль, являвшийся самым слабым в эскадре. Виновным признали адмирала Мура за неверное истолкование приказов Битти. Имея все шансы догнать убегающие германские линейные крейсеры, адмирал прекратил преследование. Также была отмечена плохая стрельба британских кораблей, в частности, был отстранён старший артиллерист линейного крейсера Tiger. Помимо этого, была отмечена уязвимость подбашенных зарядных отделений, однако меры по её устранению приняты не были. Спустя год, в Ютландском сражении, это упущение будет стоить англичанам 3 линейных крейсеров.

Немцы в свою очередь провели работу над ошибками. В конструкции строящихся кораблей были внесены изменения, призванные не допустить их гибель из-за взрыва боезапаса. Были усовершенствованы дальномеры. Не обошлось и без поиска виновных: свою должность потерял фон Ингеноль, командующий Флотом открытого моря. Однако немцы так и не смогли понять, что их радиограммы расшифровываются.

Несмотря на результаты, данное сражение не изменило хода войны. Баланс сил оставался на прежнем уровне, а решительное сражение за господство на морских просторах было впереди.

Кстати, быстроходные и универсальные крейсеры типа Kolberg вошли в строй незадолго до начала войны. Они разрабатывались как основные боевые единицы кайзеровского флота. Вы можете познакомиться с историей этого корабля, посмотрев ролик от компании Wargaming.

Автор:
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Морской Кот
    Морской Кот 17 декабря 2021 05:39
    +4
    Плод творческих усилий "сумрачного германского гения" -- броненосный крейсер "Блюхер", был вообще кораблём непонятного назначения и построенным неизвестно для чего. Англичане, начав строительство своих линейных крейсеров, подкинули немцам дезу, что строят новую модель броненосного крейсера, немцы поверили и в результате появился единственный в своём роде "Блюхер". И гибель его в сражении у Доггер-банки была вполне закономерна и предсказуема, он был просто обречён, с момента своего спуска на воду. Но, понятно и то, что немцы не от хорошей жизни воткнули его в одну линию со своими линейными крейсерами.

    "Блюхер" медленно опрокидывается.
    1. Кonstanty
      Кonstanty 17 декабря 2021 12:14
      +5
      Конечно, можно сказать, что «Блюхер» был ненужным кораблем в ситуации появления линейных крейсеров, но нужно помнить, что англичане строили и свои броненосные крейсеры - последний тип «Минотавр» поступил на вооружение одновременно с «Блюхер»! - в России несколькими месяцами ранее поступил на службу «Рюрик».



      Единственной ошибкой было включение его в группу линкоров, где он фактически был аутсайдером.

      Броненосные крейсеры играли важную роль во флоте хотя бы потому, что линейные крейсеры были определенно дороже и их было немного, поэтому они не могли удовлетворить все потребности, когда дело касалось крыла быстрого флота, разведки и, наконец, крейсерской войны.
  2. Кроу
    Кроу 17 декабря 2021 08:48
    +6
    Линейный крейсер мог погибнуть, если бы не решительные действия трёх матросов во главе со старшим офицером корабля, корветтен-капитаном Хагедорном
    обермаат Вильгельм Хайдкамп
    провернул раскалённые вентили, затопив погреба и кормовое торпедное отделение, что бы огонь не добрался до боезапаса.Тем самым Хайдкамп спас корабль от взрыва. Хайдкаму удалось выжить, но получил сильнейшие ожоги рук и легких. Он прожил еще 15 лет после своего подвига, но в итоге болезнь легких его доконала в 1931 году. Именем спасителя «Seydlitz» был назван эминец типа 1936 ( Z-21 «Wilhelm Heidkamp»)

    У Нарвика 10 апреля 1940 года в 5.35 торпеда с HMS «Hardy» попала в кормовую часть Z-21 Wilhelm Heidkamp, на следующее утро эсминец опрокинулся и затонул.
    Корабельный колокол «Wilhelm_Heidkamp»
    На его борту погибло 83 человека, в их числе адмирал флотилии Бонте. «В лице Бонте, - писал Вильгельм Маршалль, - немцы потеряли высокоуважаемого командира, служившего для экипажей образцом человека и солдата, умевшего добиваться серьезных успехов в борьбе с превосходящими силами противника».
    1. Кроу
      Кроу 17 декабря 2021 08:58
      +6
      Что интересно, нечто подобное произошло и с участником сражения при Доггер-банке HMS «Lion», только уже в Ютландском сражении 31 мая 1916 года. В ходе завевавшийся перестрелки между британскими и немецкими линейными крейсерами HMS Lion оказался под точным обстрелом немецкого линейного крейсера SMS Lützow. В 16:00 один немецкий снаряд пробил броню в правом верхнем углу артиллерийской башни Q

      Орудийная башня Q. Повреждения получены в Ютландском бою
      1. Кроу
        Кроу 17 декабря 2021 09:06
        +6
        По боевому расписанию майор Королевской Морской пехоты Фрэнсис Джон Уильям Харви
        находился в артиллерийской башне Q главного калибра. Когда немецкий снаряд попал в башню, убив и ранив почти всех из орудийного расчета, Харви получил тяжелое ранение и множественные ожоги тела. Видя, что начавшийся от попадания снаряда пожар угрожает перебросится в погреб, где находятся тонны картушей с кордитом, а это в свою очередь приведет к детонирующему взрыву и гибели корабля, Фрэнсис Харви приказывает задрать двери и затопить погреб.
        Вовремя отданный приказ спас линейный крейсер HMS «Lion», а вот три других британских линейных крейсера HMS «Queen Mary», HMS «Indefatigable» и HMS «Invincible» погибли в Ютландском бою именно от детонации кордита.
        Уинстон Черчилль позже писал о подвиге Фрэнсиса Харви:
        «В длинной, грубой и славной истории морской пехоты нет и не было поступка, который по своему характеру и последствиям стоял выше этого».
  3. Usher
    Usher 18 декабря 2021 00:59
    +1
    Читал в Моделисте-Конструкторе
  4. kig
    kig 7 января 2022 13:21
    0
    Есть отличные книги на эту тему:

    Шеер Рейнгард. Германский флот в Первую мировую войну
    Г Хаазе На Дерфлингере в Ютландском сражении
    Херберт Вильсон Линкоры в бою 1914-1918
    Campbell N. J. M. Jutland: An Analysis of the Fighting